Программы. 2017-2018 уч.год

Криницына Анастасия Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»  эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.34, 41, 42,79.

     Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

     Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

     Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

      Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Проведение анкетирования учащихся данной категории и их родителей показывает, что почти каждый ребенок – инвалид нуждается не только в медицинском обслуживании, но в других видах реабилитации. В школе на протяжении  многих лет ведется работа с данной категорией детей и семьями, в которых они проживают.

    Всего  детей -  инвалидов в школе  – 10.

 

       Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.

Программа работы психолога с детьми-инвалидами

Цель:  психологическое сопровождение  детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Задачи: 

1.Своевременная психологическая поддержка  детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3.Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

 №

Направления в работе

                      Цель

1.

Изучение личных дел учащихся, карт, просмотр журналов.

Сбор сведений об особенностях развития учащихся.

2.

Выявление запроса на оказание психологической помощи детям –инвалидам и их семьям.

Выявление запроса со стороны родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом.

3.

Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.

4.

Исследование учащихся с помощью различных психологических методик.

 

 

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ  негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении;  наличие страхов, комплексов,  модели поведения «жертва».

5.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

6.

Комплексное диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей.
 

-Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

7.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые  доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.

8.

Профилактическая и психо-коррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.

 

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

9.

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями.

Профессиональное самоопределение  включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.

10.

Проведение родительского всеобуча, практикума - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.

- Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей  при овладении чувственной коммуникацией.
- Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

11.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

12.

Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.

 

 

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

коррекционно-развивающих занятий с учащимися

ТТемы, разделы

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

3

5

6

Когнитивная сфера.

Внимание

Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений

1. Диагностика свойств внимания. Психотехника, комплекс упражнений по развитию мелкой моторики («колечко, пальчиковая гимнастика»).

2. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»).

3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания через развитие психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»).

4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»).

5. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»).

6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности

(игра «В гостях у Шерлока Холмса»).

7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания.

Игра «Разведчики».

Когнитивная сфера.

Память

Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания.

1.Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти.

2. Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).

3. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов).

4. Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).

5. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, по иск закономерностей).

6. Психогимнастика, кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и развитию опосредованного произвольного долговременного запоминания (смысловые единицы, таинственные слова).

7. Итоговое занятие по развитию всех видов памяти. Сочинение сказки «В стране памяти».

Когнитивная сфера.

Мышление

Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).

Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность.

1. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (выделение существенных признаков, сравнение и обобщение понятий, анализ и синтез, конкретизация объектов).

2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. Психогимнастика.

3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. Психогимнастика, кинезиологические упражнения.

4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления через конструирование по наглядному и словесному образцу, поиск аналогий,

анализ и синтез.

5. Повторительно-обобщающее занятие по развитию мыслительных процессов

     Развитие

эмоционально-

волевой, личностной сферы

Снятие негативной энергии у школьника

Повышение мотивации обучения через передачу положительных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя личности.

1. Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности, акцентуации личности).

2. Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов.

3. Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций.

4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния.

5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе.

6. Закрепление адекватного эмоционального реагирования на различные ситуации через проигрывание сюжетно-ролевых игр (применение арттерапевтических приемов).

 

Литература.

  1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  6. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
  7. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1 листы программ\2017-18\20180416_143808.jpg

Пояснительная записка

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

Подростки с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной и мотивационной сферы подростков  с ЗПР.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы  являются:

  • Активизация познавательной деятельности ребенка;
  • Повышение уровня  умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социальная адаптация.

Особенности развития подростков с ЗПР:

  • Подросток с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
  • Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
  • Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
  • Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
  • В средней школе начинает особо осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
  • Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
  • Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
  • Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
  • Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
  • Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:

  • Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
  • Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
  • Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
  • Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
  • Поведение  непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
  • Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • формирование навыков соотносительного анализа;
  • развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • формирование умения планировать свою деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей;

  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

I этап. Установление психологического контакта с подростком

На первом этапе работы психолог устанавливает с ребенком эмоциональную связь, или психологический контакт. Основой контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что связано с учащимся, искреннее любопытство к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка. Психологический контакт психолог осуществляет в форме диалога. Главное в организации общения в диалоговом режиме - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. При этом совпадения взглядов и оценок может и не быть. Чаще всего точка зрения взрослых и подростков различна, что вполне естественно при различиях опыта. Наиболее существенная характеристика диалогичного общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и психолога. Равенство позиций означает признание активной роли подростка в процессе общения. Психолог дает подростку возможность понять, какими целями он руководствуется в общении с ним. Тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, во внутренний мир подростка, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между подростком и психологом, обеспечивает эффективность их дальнейшего взаимодействия.

1.Снятие психоэмоционального напряжения. На начальной стадии общения с психологом дезадаптированный подросток, как правило, равнодушен, отличается отсутствием желания говорить на предлагаемую тему, зажат, испытывает напряжение. Психолог выбирает нейтральную тему общения, первоначально не затрагивающую суть проблемы.). К концу данной стадии контакта психолог переводит ребенка с позиции наблюдения в позицию активного общения.

2. Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка. В процессе диалога психолог выявляет сферу интересов подростка, его увлечения, хобби. Все, что заявляет о себе ребенок, должно обсуждаться как важное. Высказывать недоумение или недоверие по поводу чего-либо не рекомендуется. Психолог в ходе общения выделяет положительные черты личности подростка, и подчеркивает их.

Выяснение отрицательных качеств личности. В отличие от других стадий, здесь допускаются сомнения и могут быть высказаны возражения. Психолог выявляет и обозначает подростку социально не приемлемые стороны его личности. В процессе диалога отслеживает особенности проявления положительных и отрицательных личностных черт подростка.

3. Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий. На последней стадии психолог подводит ребенка к осознанию проблемы, возникшей в его жизни, к необходимости изменений. В диалоговом режиме, совместно с подростком формулирует цели взаимодействия, определяет дальнейшие совместные шаги. Для этого можно использовать следующие психотехнические приемы:

 1) "Давай думать вместе". Психолог: "Готового решения я тебе предложить не смогу, мы будем обсуждать вместе вопросы, связанные с твоей ситуацией и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных. Анализируя твои проблемы, я смогу испытывать сложности так же, как и ты. Правда, мои профессиональные знания и жизненный опыт несколько больше твоего. Я постараюсь помочь тебе, но решение тебе придется принимать самому";

 2) Упражнение "Человечек". Психолог рисует на листке человечка и говорит: "Смотри, это твой ровесник, зовут его (указывается имя). Сейчас мы будем обсуждать его проблемы. Правда, я довольно мало знаю о нем и его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем...".

2 этап . Развитие познавательной сферы

Направление

Цель

Упражнения

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

- «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года т.д.»,

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- «Что будет, если …»

Этап 3. Развитие мотивационной сферы.

Методы работы: притча.

Притча «Солнце и ветер»

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.

Анализ. о чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Психологическая работа с социально запущенными учащимися. Такие дети плохо поддаются и часто активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей, составляя своеобразную "группу риска" среди подростков. Психолог, работая с подростком данного типа, тщательно выявляет причины его социальной дезадаптации. Причинами могут быть:

1. Ошибки семейного воспитания:

а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей;

б) отрицательное влияние на детей поведения родителей;

в) противоречивое отношение родителей к детям;

г) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений.

2. Негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций:

а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией;

б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами.

Работая с социально запущенным подростком, психолог в сотрудничестве с педагогами, соцпедагогами, оказывает помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями. Обязательно проводится психологическая работа с родителями подростка и обучающими его учителями.

Метод беседы в ходе консультирования. Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура»?

Культурное поведение — это:

— поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество;

— определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации.

Эти способы общения учат нас правильно вести себя:

— за столом;

— быть вежливыми и предупредительными со старшими;

— уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе;

— уметь вести себя в школе;

— с друзьями.

Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью человека, то помогут в значительной степени устранить множество поводов для плохого настроения, которое еще подчас порождает грубость и невоспитанность людей. «Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого, кто требователен к себе и внимателен к людям», – писал Лев Кассиль. Культурный человек — это человек, убежденный в правоте своего поведения. В моделях своего поведения в различных ситуациях он опирается не на необходимость соблюдать внешние приличия, а на свою совесть — мерило культурности человека.

Метод анализа ситуаци.

Психолог просит объяснить поведение людей в ситуациях.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.

Этап 4.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.Индивидуальные беседы – консультации
2.Родительский совет
3. Выступление на родительском собрании
РАБОТА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ 
1. Индивидуальная консультация с классным руководителем по результатам диагностики
2. Проблемы развития познавательных психических процессов у детей с трудностями в обучении. Рекомендации.
3. Осуществление индивидуального подхода с учётом личностных особенностей уч-ся
4.Индивидуальные консультации по проблемам.

Литература:

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: 2006.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.

3. Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 – 256с.

4. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.