Внеклассная работа

Материалы по внеклассной работе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Управление образованием МО «Баргузинский район»

Утверждена:_________                                                                Принят решением НМС                        

Директор МОУ «УСОШ»                                                            Улюнской средней        

Гармаев С.В.                                                                                  общеобразовательной школы

                                                                                                        от________ сентября _____ г.

Программа работы с учащимися по

дополнительному образованию

 «НОМТО»

Автор: Монголова Галина Степановна,

учитель бурятского языка и литературы

МОУ «УСОШ»

с.Улюн

Информация о школьном СМИ

Школьные вести  «НОМТО»

Портфолио:

  • Название:  «НОМТО»
  • Учредитель:  МОУ « Улюнская средняя  общеобразовательная  

                                                                                       школа

  • Тираж: 20 -25 экз.                              
  • Верстка:   Microsoft,   Microsoft Office  Publisher
  • Периодичность:  2 раза в месяц, спецвыпуски
  • Наши цели:
  1. Отображать школьную жизнь, информировать школьников, родителей, учителей обо всех событиях, происходящих в школе.

  1. Быть не только информационным изданием, но и познавательным.
  2. Научиться работать в команде.
  3. Стать стартовой площадкой для начинающих журналистов, юных поэтов, писателей, художников, фотографов.
  4. Привить желание пользоваться литературным языком не только на уроках русского языка и литературы.
  • Наши рубрики:

Новости

Спорт и культура

Поздравления

Объявления

Проба пера

Руководитель: Монголова Г.С., учитель бурятского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
  4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

               Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует  

проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. В рамках осуществления программы  развития  Улюнской средней общеобразовательной школы «Школа личности» реализуется подпрограмма «Баргузинские корни». Она предусматривает создание школьной газеты для детей и юношества  по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску распространению ученической газеты).

       Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они смогут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

       Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции

модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков, социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Научить детей журналистскому искусству, правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Данная методика опирается на несколько принципов.

      Теория и практика идут параллельно. Многие изученные программы элективных и спецкурсов по журналистике предполагают длительное изучение теории и только как завершение обучения - создание 1-2 выпусков газеты. Данная программа построена так, чтобы обучающиеся творческого объединения, имея даже небольшой багаж знаний, сразу же на первых этапах обучения, включились в школьное «газетное дело». Идет процесс опережающего обучения, усиливается мотивация, активизируются социально значимые качества личности: ответственность (газета - это периодическое издание, а значит, должна выходить в определенные сроки), дисциплинированность, самостоятельность и т. д.

Цели программы:

 создание в образовательном пространстве школы условий для:

В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ

- формирование творческих качеств личности;

- развитие креативного мышления.

 

В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

- развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

- формирование умения самовоспитания и самообразования;

- создание условий для самореализации;

- формирование веры в себя, в свои возможности и силы;

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

- формирование высоконравственного отношения личности к себе, само-уважения, адекватной самооценки;

- формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;

- осуществление деятельностного подхода в обучении;

- формирование социальной активности учащихся;

- обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции.

 

Задачи:

 

Обучающие:

• изучение основ журналистского творчества;

• получение знаний и умений по созданию печатного издания;

• освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

• развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

• развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

• развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

Познавательные:

• вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

• развитие интереса к изучению языка, литературы, истории,

 обществознания, компьютерных технологий;

Воспитательные:

• создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

• формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

• формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

• организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми;

• формирование активной жизненной позиции;

• формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;

• формирование эстетических навыков.

Практико-деятельностные:

• развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;

• формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (1 ч)

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями(1ч)

Возникновение и развитие журналистики (1 ч)

Возникновение журналистики в России (1)

Основные понятия и жанры журналистики (1 ч)

Понятие жанра в публицистике (3ч)

Информационные жанры:хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллек-тивное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж: (событийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры:корреспонденция, статья (пропагандистс-кая, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.

Профессиональная готовность журналиста к работе (1 ч).

Профессиональная этика журналиста.(2ч)

Основные понятия и термины газетного дела (4 ч).

Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, библиография, , брошюра, буклет, верстка,  выделение в тексте, выходные сведения, декоративный шрифт, дружеский шарж, жанр, издание, издатель, колонка, колонтитул, композиция, контекст, корреспондент, красная строка, макет, постскриптум, публицистика, разверстка,   разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, реи,ензия, рубрика, СМИ, собкор, спецвыпуск, спецкор, ссылка, статья, тематическая подборка, технический редактор, тираж.

Литературное редактирование (2 ч).

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Содержание и форма газеты (2 ч).

Размерные элементы: формат, объем, колонки. Газетная полоса, газетная страница.

Задачи оформления газеты (2 ч).

Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Лицо газеты (4 ч).

Миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, издатель или учредитель, цели и задачи распространения.

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (2 ч).

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Рубрика.

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (2 ч).

Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

Иллюстрации в газете (2 ч).

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж.. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Орнамент, виньетка.

Способы объединения материалов в газете (1 ч).

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Тематический или целевой материал.

Технологическая схема производства газеты (3ч).

Компьютерный способ печати. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Основы макетирования газеты (3 ч).

Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.

Верстка газеты (2 ч).

Маркетинг газеты (2 ч).

Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.

Распространение газеты (1 ч).

Практика-работа над выпусками школьной газеты.(25)

 

План работы

№ п/п

Содержание

час

Сроки

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

1

сентябрь

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями

1

сентябрь

Возникновение и развитие журналистики

1

сентябрь

Возникновение журналистики в России

1

сентябрь

Основные понятия и жанры журналистики

1

сентябрь

Понятие жанра в публицистике

3

октябрь

Профессиональная готовность журналиста к работе

1

октябрь

Профессиональная этика журналиста.

2

октябрь

Практическая работа

4

октябрь

Основные понятия и термины газетного дела

4

ноябрь

Литературное редактирование

2

ноябрь

Содержание и форма газеты

2

декабрь

Задачи оформления газеты

2

декабрь

Лицо газеты

Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз.

4

январь

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

2

февраль

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)

2

февраль

Иллюстрации в газете

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж.

2

февраль

Способы объединения материалов в газете

1

март

Технологическая схема производства газеты

3

март

Основы макетирования газеты

3

апрель

Верстка газеты

2

апрель

Маркетинг газеты

2

май

Распространение газеты

1

май

практическая работа

25

в течение года



Предварительный просмотр:

Сценка «Сагаалганай золголго»

Хабаадаха нюурнууд:

 Хүгшэн аба – Эрдыни Хүгшэн эжы – Бэлигма

Хүбүүн – Артём Басаган – Наташа

Аша басаган –Сарюна  Аша хүбүүн – Агван

Тайзан дээрэ: эдеэ хоолтой, гүсэ, аяга тагшатай стол, 7 стул. (Эржена, Инна Баир,Аюр,)

Хүгшэн аба хүгшэн эжы хоёр столоо бэлдэнэ, хөөрэлдэнэ.

Бэлигма : ямар гоё гээшэбэй! Хүбүү бэримнай ерэжэ ябана. Удаанай ерээгүймаан.

Эрдыни:  Энэ Наговицынмнай ородшхадаа Сагаан hарадаа хэдэн амаралтын үдэр гаргаашан ямар зохид гээшэб. Аюуртамнай хүбүү басагатаяа хэды үдэр соо мандаа байха. Бамбайс яргахабди даа.

Бэлигма: Яргаха, яргаха. Байза, буузаяа шанахам байс.  Тиигаар байтарнай ерэхаабс.

Энэ үедэ газаа юумэ түшэгэнэнэ. –

Бэлигма: hүү.Ерэбэл, ерэбэл. Гарыш, угтыш!

Эрдыни үүдэн тээшэ ошоно. Хүбүүн, басаган,  аша басаган, аша хүбүүн орожо ерэнэ.

Хүбүүн – эжыдээ, бэринь - абадаа: Сайн байноо! (гар гараа барилсана)

Бээлэй баряад,  (Хүбүүн – эжыдээ, бэринь – абадаа хэлэнэ)

Артём (эжыдээ): Сагаан сэдьхэлhээ бэе бэеэ

          Сагаалганаар золгоёл даа.

          Сагаан hараар, Сагаалганаар,

          Амар мэндээ-ээ, амар мэндээ-ээ!

Бэлигма: Амар мэндээ-ээ. Сагаан hараар!

               Дундагүй дүүрэн,дутуугүй хүсэд,

               Дүрбэн тэгшэ жаргалтай ябыт даа!

Наташа (абадаа): Аба эжыдээ Сагаан hараар

                            Аза жаргал үреэел даа !

Эрдыни:   Хүбүүд басагаднай бэлигтэй байг.

              Адуу малнай арьбантай байг.

Бэлигма: Заа, Сагаалганаар бэеэ бэеэ золгобобди, столдоо hуужа, халуун эдеэеэ эдижэ, хошон зугааяа зугаалая.

Эрдыни: hуугии, hуугии.

(Столдоо hууна. Дундаа хөөрэлдэнэ.(ажал, сургуули, бэе)

Агван  (бодоод, хадагаа баряад Бэлигмада хандана): 

                                     Хүндэтэ манай  хүгшэн эжы!

                                     Үдэр бүри  үнэтэй үгэ дуулажа,

                                 hара бүри hайхан үгэ дуулажа ябыт даа! (хадаг барина)

Сарюна (бодоод, хадагаа баряад Эрдынидэ хандана) :  

Хүндэтэ манай  хүгшэн аба!

Наранай толо хаража,

наhанай үндэрые дабажа ябахатнай болтогой! (хадаг барина).

Бэлигма: hайндаа. Баярлаа.( нёлбоhоо аршана.)

Эрдыни: заа, заа! Бэеэ барии.

Артём: Битнай тандаа hониимэй хэлэхэм. Энэ бэритнай hая «В кругу друзей» гэжэ  концерт -  нааданда хабаадаа.  Ёhоор дууладаг байна.

Бэлигма: Иихэдээ, юу хэлэнэш?!  Мандаа дуулаад  үгыш даа.

(Наташа Сарюна хоёр бодоод, дуулана.)

Эрдыни: Оо-оо.  Ямар гоёор дуулаба гээшэбта даа.  Дуу шагнаад, хатардуум хүрэбэ.

Бэлигма сонхоор хараад: Зон газаа ёохорто  сугларжайн, ошоё.

Булта бодоно: Ошоё, ошоё. Стол стул абаадана. Булта зогсоно, үреэлнүүдээ хэлэнэ, ёохор хатарна.