Трансляция опыта

Колбина Любовь Михайловна

 

1.РМО  воспитателей д/с"Ручеек"  на тему:"Педагог  и  ребенок:барьеры  в  общении.Презентация-доклад"О  приемах  эффективного  конструктивного взаимодействия  с детьми"-23.04.2018 г

 

                       2.РМО  воспитателей д/с"Светлячок"  на  тему:"Роль  игры  в  развитии  речи  дошкольников"-22.04.2015 г

 

3.Районный  конкурс "Ярморка  педагогических  идей.Тема "Речецветик"-30.09.2014 г 

4. Педсовет ДОУ на  тему : "Использование  средств   театрализованной  деятельности  с  детьми"   -17.01.2014 г

5.Всероссийский  конкурс "Педагогические  секреты рассказ-эссе"Я-воспитатель"-апрель 2018 г

6.РМО  воспитателей  д/с"Ручеек"  Мини  мастер -класс"Взаимодействие  с родителями по  театрализованной деятельности"-05.11.2015 г

7. Доклад на РМО по теме:"Дидактическая  игра как средство социально-коммуникативного   развития        детей  дошкольного  возраста"-2018 г

8.Доклад  на педсовете "Роль мелкой  моторики  в  развитии речи детей 5-7лет"-2016 г

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Приемы эффективного,

конструктивного взаимодействия с детьми"

Тема »Эффективное  взаимодействие  с детьми»

-очень важна  в наше время .Актуальность этой темы  в том ,что общение с детьми является сутью  профессии воспитателя. И от того, насколько эффективно  удается  организовать это общение , зависит  самочувствие воспитанников,  удовлетворенность воспитателя собой как профессионалом, его самооценка и  самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Древняя китайская пословица  говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Хочется надеется, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Цели  и  задачи: Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

Методы и приемы  эффективного взаимодействия с детьми

        

Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если :

- говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушать внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;

- видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

 ПРИЕМ  ВЗАИМОДЕИСТВИЯ  С ДЕТЬМИ

«Ты-высказывания»  и «Я-высказывания»

«Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказывания», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены  .Например:Ты можешь закрыть рот? Ты мне мешаешь.  Ты не убираешь за собой игрушки ,живо убирай.Что за слова появились в твоем лексиконе? так  ругаются нехорошие люди.Замолчи быстро.  

 Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.

«Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится«.Например:Когда разговаривают во время  занятия,мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого  мне еще сложнее. Перестань ,пожалуйста, разговаривать.Или:Я расстраиваюсь ,когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки ,потому что  на  них  можно наступить и  сломать.Я  огорчена,когда  ругаются  матерными словами.

Беседа»Похвала»

В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица).  Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение.

Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Например:Умничка,ты  можешь, ты  лучшая, ты мой зайчик и.т.д.Можно использовать  тактильные действия:улыбнуться, погладить  по спине,легонько прижать  к себе-словом,используйте все,что подскажет вам  ваше  сердце.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад»Ручеек» п.Шаранга

                                                     

                                                   

                                                       Доклад   на  тему:

»Приемы эффективного конструктивного взаимодействия с детьми»  

 

Выполнила:  воспитатель  Колбина Л.М.

Страница  из


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» п.Шаранга «Приемы эффективного конструктивного взаимодействия с детьми» Выполнила:Колбина Л.М.

Слайд 2

Тема»Эффективное взаимодействие с детьми»-очень важна в наше время .Актуальность этой темы в том ,что общение с детьми является сутью профессии воспитателя. И от того, насколько эффективно удается организовать это общение , зависит самочувствие воспитанников, удовлетворенность воспитателя собой как профессионалом, его самооценка и самочувствие. Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Древняя китайская пословица говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями: -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый благородный путь». Хочется надеется, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя. Актуальность темы

Слайд 3

Цели: Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения. Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками. Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками. Цели и задачи

Слайд 4

Методы и приемы эффективного общения с детьми Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если : - говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке « Я-сообщений »; - «активно слушать внутренний мир ребенка, мир его чувств; - не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; - видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; - обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Слайд 5

« Ты-высказывания » — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят « Ты-высказывания », легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.Например:Ты можешь закрыть рот? Ты мне мешаешь. Подобное программирование поведения человека с помощью « Ты-высказываний » порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний. « Я-высказывания » — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью « Я-высказывания » обсуждается поступок человека, а не его личностные качества. « Я-высказывания » просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится«. Например:Когда разговаривают во время занятия,мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Перестань , пожалуйста,разговаривать . ПРИЕМ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ С ДЕТЬМИ « Ты-высказывания » и « Я-высказывания »

Слайд 6

В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица). Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение. Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка Беседа «Похвала»



Предварительный просмотр:

Доклад  на тему»Роль   мелкой   моторики  в  

Развитии    речи   детей  5-7лет»

Мелкая   моторика-одна   из  сторон  двигательной  сферы,

Которая  непосредственно  связана  с  овладением  предметными  действиями,развитием  продуктивных  видов  деятельности,письмом,а    так  же  речью  ребёнка.

Физиологи  под  этим  выражением  подразумевают  движение   мелких   мышц  кистей  рук.В  головном  мозге

Человека  центры,которые  отвечают  за  речь  и движение

Пальцев,расположеныочень  близко.Развивая    мелкую

Моторику,мы  развиваем   речь.В  старшем   дошкольном

Возрасте  проводятся  пальчиковые  игры,где   дети  «инсценируют»потешки,стишки,проговариваюттекст,изображают  с  помощью  пальцев  движения  персонажей,ихдействия.Очень   помогают  в  развитии

Речи   игры  спуговицами,бусинками.,семена  растений.

Играя,нанизываябусы,ребёнок   рассказывает о  своих

Действиях.На  прогулке  очень эффективны  игры  с  песком.

Дети  строят  из песка замки,башни,горки  и  обыгрывают

их.Замысливают  сюжеты  своей  постройки.Очень  полезно

для  речевого  развития ребёнка овладение

навыками  работы  с  бумагой,ножницами,лепка  из  пластилина,глины.Знакомясь  с  бумагой  и ножницами,

дети  проговаривают  поэтапное  выполнение    своейработы,говорятвслух.Лепка  из  пластилина,глины  вызывает  у  детей   положительные   эмоции,побуждает

к   фантазии,творчеству,придумыванию  необычных

сказочных  персонажей.Во  время рисования,

раскрашивания  у детей  развиваются  общие  представления  о  мире,творчество,углубляется

эмоциональное   отношение   к   действительности.

Ребёнок   с  помощью  своей  речи   учится   анализировать

Свой   рисунок.

Вывод:развивая   пальчики  рук,мы   развиваем  речь  ребёнка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Детский   сад «Ручеек»

Доклад   на тему:Роль  игры  в развитии речи  дошкольников»

Выполнила: Воспитатель  Колбина Л.М.

р.п.Шаранга   2015 г

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. Особенно необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение в логопедических группах.

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

Они активно включаются в словесно-речевые игры. В своей работе я учитываю, что в младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я применяю четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К.

Приведу краткие характеристики каждой группы:

группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры - предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта.

Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать - например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Хотелось бы особенно отметить применяемые мною словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие - врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми я применяю игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

С этой целью можно провести вечера-досуги «Отгадай загадку». Дети не только отгадывают новые загадки, предложенные мною, но и готовят заранее вместе с родителями для таких вечеров свои загадки. Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка; ведь дети, посещающие логопедические группы, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.

Применяю следующие виды игр с мячом:

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, об этом говорит тот факт, с каким энтузиазмом включаются родители в процесс игр со словами, с какой гордостью дети рассказывают о своих достижениях. Со словесными играми можно познакомить родителей через информационные стенды, индивидуальные беседы, на собраниях, открытых показах.

Памятки, буклеты помогают педагогу довести нужную информацию по развитию речи до каждого родителя. Словесные игры можно использовать, организуя совместно с родителями и детьми мероприятия КВН, «круглые столы», «Поле чудес» и др. Родители включаются в игровой процесс и получают массу положительных эмоций, узнают новые словесные игры, в которые можно играть с ребенком по дороге домой, в транспорте, дома.

Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:»Дидактическая  игра как  средство  социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры во всестороннем развитии ребенка. О важной роли игры в развитии дошкольника писал С. Л. Рубинштейн: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра – это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» писал Д. Б. Эльконин. Поэтому, именно игровая деятельность помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми и выработать определенные навыки социального поведения.

По моему мнению, любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.

Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.

Дидактические игры в образовательном

пространстве ДОУ

Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она обеспечивает всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры занимают значительное место. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Одним из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактическая игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Сущность дидактической игры заключается ещё в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую – это повышает его умственную активность.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное восприятие детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.) Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, внимания, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем. В дидактический играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требуют сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, осмысливание правил, последовательности действий, преодоление трудностей. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных задач. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания развитию у детей общительности.

Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактические игры различаются:

  • по обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности детей: игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей;
  • по роли воспитателя.

Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания:

  • игры по сенсорному воспитанию;
  • словесные игры, игры по ознакомлению с природой;
  • по формированию математических представлений;
  • музыкальные игры;
  • игры по физической культуре;
  • Лепке, аппликации, рисованию.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Д. игра – явлении сложное, но в ней отчетливо выделяется структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

1. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание мы берём из «Программы воспитания в детском саду»

2. Игровая задача осуществляется детьми в процессе самой игры.

Эти обе задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. Например, игра «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа). Воспитатель ставит дидактическую задачу – учить детей рассказывать о предмете, который ребёнок обнаруживает под колпачком, используя прилагательные и глаголы.

Игровая задача – узнать, что под колпачком, »раскрыть тайну колпачка» и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.

Иногда игровая и дидактическая задача заключена в самом названии игры «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт», «Кто быстрее назовёт предмет из бумаги, дерева, металла» и т. д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через решения игровых задач, а итог мы всегда видим в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

3. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

4. Правила игры являются также одним из составных элементов дидактической игры. Правила игры обусловлены игровыми действиями, а так же содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами в игре, формирование не только знаний, но и чувств. Чтобы игра достигла цели, и были решены все задачи, воспитателю необходимо:

1) отобразить и продумать программное содержание;

2) создать игру, определить игровые задачи, действия, правила и результаты игры;

3) руководя ходом игры, обеспечить активность всех детей, оказать помощь робким, поощрить инициативу.

В дидактических играх содержание определяется программой, оно связано с содержанием занятий и наблюдений. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причём часто они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным разделам программы.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на 3 вида:

1. игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ;

2. настольно – печатные;

3. словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступные детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами, описывать словами их внешний вид, качества. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка. Например. В играх, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета.

Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет. А его изображение. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года», о разных профессиях («Что кому нужно»). Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственностью восприятия предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи, мышления ребёнка. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе.

Дидактическая игра представляет собой сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. При объяснении игры воспитатель наглядно. На примере показывает детям, как нужно выполнять то или иное игровое действие. Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства и такта. Воспитатель основывается на общих дидактических принципах: системность, повторность, наглядность, слова воспитателя, деятельность детей, эмоциональный настрой детей, время, разнообразные формы организации детей, эмоциональный настрой детей, время, разнообразные формы организации детей, а завершающим этапом является результат.

Система игр предусмотрена применительно к каждой группе и от группы к группе. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр, как формы обучения на занятиях.

Дети разные. И разные их мечты. Игры, в которых зреют ростки будущего. Полезны. Педагогическая их ценность в том, что дети начинают думать. Большое значение имеют дидактические игры математического характера. Они вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например, при проведении в средней группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Подбери колёса к поезду», «Каждого жучка на свой листок», «Три медведя». Некоторые игры являются средством сообщения новых знаний: «Составь фигуру», «Найди пару». Эти игры в основном проводятся как часть занятий по развитию элементарных представлений. Д\и «У кого столько же», «Буду считать», «Какую песенку выбрать». Воспитатели старшей группы на занятиях по развитию речи  часто задают такой вопрос: «Что бы ты нарисовал к содержанию этого рассказа (Сказки, стихотворения, если бы был художником? И вопрос. И ответы детей стали своеобразной дидактической игрой на закрепление нового материала. Занятия ИЗО можно оживить, если применять дидактические игры «Весёлые краски» и т. д. На физкультурных и музыкальных занятиях так же есть место д\игре. Д\и должна применяться как на занятиях, второй частью, так и вне занятий, со всеми детьми и с подгруппой. В утренние отрезки времени лото «Настольное лото», различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Из какой мы сказки», «О ком я говорю», «Поручения» и др.

Во второй половине дня берём такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».

Родителям рекомендуется проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы» и др.

Следовательно дидактические игры воспитатель использует на протяжении всего дня (на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулках, в сюжетно – ролевых играх так же становится дидактическая задача) .



Предварительный просмотр:

                               

Творческий  доклад на педсовете  на тему:

Рассказ-эссе «Я-воспитатель»

                                                 Выполнила: воспитатель Колбина Л.М.

Рассказ-эссе «Я-воспитатель»

О, воспитатель !Какая  же это удивительная  профессия !Нет в ней начала и нет в ней конца. Мы, воспитатели, проживаем свою жизнь в окружении «цветов»-наших детей. Утром приходим в детский сад: лелеем ,утешаем, жалеем, развлекаем, даем знания, умения, навыки ,вытираем слезки,вечером ,уходя домой-думаем ,как же сделать  так ,чтобы следущий день для детей был еще лучше и  интересней.Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста.Как много  надо дать детям  в этом возрасте:научить малышей видеть необычное в окружающем,быть любопытным,подвижным,ловким,а для этого надо развивать  мелкую моторику рук у детей.В группе  мы  изготовили тринажоры для развития моторики»Волшебные крышечки»,используем  игры с прищепками.Применяем такие упражнения с манкой.песком»Нарисуй что хочешь»,упражнения с макаронными изделиями(крупные рожки)»Сделай  бусы»,игры с камушками,семечками арбуза»Выложи домик,дорожку»,упражнения с бумагой:рвем,сминаем,крутим ит.д.Очень полезен для развития пальчиков  пальчиковый театр.Дети очень любят  одевать на свои  пальчики  сказочных  героев:мышек,зайчиков,медведей,ежат,лисят;разговаривают с ними.А для  того,чтобы к играм и упражнениям  не пропал интерес, у нас в группе появилась волшебная шкатулочка с сюрпризом.Когда шкатулочка  открывается то в ней всегда что-нибудь лежит:это могут быть камушки для выкладывания,цветные рожки,крупные бусины,пальчиковый театр,цветная гофрированная бумага и многое  другое.Однажды у нас в группе произошла комическая ситуация:один малыш  спрятал эту шкатулочку у себя в шкафчике  и ни кому не сказал об этом ,а когда пришла мама  мальчика и спросила:»Что это за вещь?» ,мальчик ответил  маме:»Мамочка,это волшебная шкатулочка,она накалдует мне конфеты».Такие веселые ситуации происходят в нашем доме на каждом шагу со взрослыми,с детишками,а название  нашего дома-Детский  сад! Свой  рассказ хочу закончить стихами ,которые ,как мне кажется,объясняют всю значимость профессии воспитателя:

Современные люди привыкли ,что размеренно

В жизни идут.

На работу,обед и обратно.

Так  рекой жизни дни все текут.

Но профессия есть и другая ,

Нет начала и нет в ней конца.

Воспитатели детского сада,

Вот с кем ваша всегда детвора!



Предварительный просмотр:

Доклад   на педсовете:

«Использование  средств театрализованной деятельности с детьми»

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности  детей.

Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть “сотворцом”. В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным даже детям.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает  за собой.

Задачи театрализованной деятельности для детей младшего возраста:

  1. Пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения; 
  2. Вовлекать дошкольников в игровое взаимодействие с воспитателем и с другими детьми;
  3. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
  4. Развивать и обогащать двигательный опыт детей; 
  5. Обогащать словарь детей, активизировать его;
  6. Способствовать проявлению активности в игре с персонажами-игрушками;
  7. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок;

Задачи театрализованной деятельности для детей среднего возраста:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности;
  2. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй;
  3. Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации,
  4. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;
  5. Достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения;
  6. Способствовать проявлению самостоятельности в театрализованной игре;
  7. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сказки.

Задачи театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Формировать интерес к театральному искусству и творчеству;
  2. Развивать творческую активность, познавательные процессы и эмоциональную сферу дошкольников;
  3. Учить анализировать социальную жизнь героев театральной постановки;
  4. Формировать навыки перевоплощения, умение передавать образ персонажа, особенности его поведения и характера;
  5. Развивать умение самостоятельно инсценировать и драматизировать известные детям сказки.

Cодержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В возрасте 3 - 4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Интерес к театральным играм формируется в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

В дальнейшем важно стимулировать желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Cодержание работы с детьми средней группы

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Cодержание работы с детьми старшей группы

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Содержание работы с детьми подготовительной к школе группы

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Заключение

Итак, театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

 

 

Используемая литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
  4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 208 с.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  8. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
  9. Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

                  Учреждение детский сад»Ручеек»

Р.п.Шаранга

                           Тема »Развитие   речи   в   кружке »Речецветик»

                           Путём   тренировки   мелкой   моторики    рук»

        

Разработала :воспитатель

Колбина Л.М.

Тема: «Развитие речи  в   кружке   «Речецветик»

Путём  тренировки   мелкой  моторики рук»

Цель: Развивать у детей разговорную речь через мелкую моторику рук

                                                    План

1.Актуальность   темы

2.План  работы  с детьми

3.План работы с родителями

4.Список используемой литературы

5.Мониторинг  на  начало  и  на конец года с детьми

По  работекружка»Речецветик»

6.Приложение(материалы,доклады,пособия и т.д.)

  Актуальность   темы

В   настоящее   время   изучению  речи дошкольников посвящается большое

Количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

Учёные установили,что в головном мозге человека центры ,которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко.Стимулируя мелкую моторику рук ребёнка, мы активируем зоны,отвечающие за речь.Мелкая моторика включает:пальчиковые  игры,

Игры с крупой,песком,бусинками,семечкамии.т.д.,вырезание ножницами,

Аппликация,работа с бумагой,оригами,лепка из пластилина,шнуровки,

Рисование,раскрашивание.

«Пальчиковые  игры»-это инсценировка каких-либо рифмованных историй,

Сказок. При помощи пальцев .Дети совместно с воспитателем  повторяют

Текст с помощью пальцевых движений.Очень интересны игры с крупой:

Дети рисуют на  крупе разные предметы,используя песок ,дети придумывают

Свои  сказки,строятгорки,дороги из песка ,рисуют на песке картинки.

Так же очень интересными являются игры с семечками арбуза:дети выкладывают из семян буквы,цифрыи.т.д.Основное внимание уделяется

Усвоению основных  приёмов вырезания-дети проговаривают действия

С  ножницами,планируютего.Из  вырезанных фигурок составляют композиции,сюжет-аппликации,рассказывают,что получилось

На бумаге.Работа с бумагой-оригами-очень нравится детям ,для запоминания техники используются речевые игры»Угадай,во что

Превратился квадратик»,»Назови правильную форму».Лепка из пластилина

Развивает творчество детей,дети вслух рассказывают свой замысел,придумывают своих героев,свои  дополнительные  детали  в

Лепке предметов.В самостоятельной деятельности ,детям можно предложить игры-шнуровки ,прошнуровать недостающие детали:

Грибы,фрукты,орехи.Рисование увлекает ребёнка,во время рисования,

У детей углубляется эмоциональное отношение к действительности,ребёнок

Рассказывает свой сюжет рисунка.

Заданий и упражнений ,направленных на развитие мелкой моторики

Очень много.Главная задача-это учитывать индивидуальные особенности

Каждого ребёнка,еговозраст,настроение,желание,возможности.Таким

Образом,если будут развиваться пальцы рук ,то будут развиваться речь

И мышление ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

р е ч е ц в е т и к

Слайд 2

К ружок»речецветик » ц ель:развитие речи детей среднего возраста путём тренировки движения мелкой моторики руки.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:УЧИТЬ ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЯМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ(РАБОТА КАЖДЫМ ПАЛЬЧИКОМ ,РАБОТА ПАЛЬЧИКОМ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКИ С МЕЛКИМИ ДЕТАЛЯМИ).УЧИТЬ ПРАВИЛЬНО И ЧЁТКО ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА,СЛОВОСОЧЕТАНИЯ К ПАЛЬЧИКОВЫМ ИГРАМ В СТИХАХ,ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ,ВО ВРЕМЯ ПРИДУМЫВАНИЯ СКАЗОК И.Т.Д.

Слайд 4

РАЗВИВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ В ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ ТАКТИЛЬНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ,ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ,УМЕНИЕ СООТНОСИТЬ ПРЕДМЕТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Слайд 5

РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ СЕНСОРНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ С ПРЕДМЕТАМИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИЮ,АППЛИКАЦИИ.РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ПОДРОЖАТЬ ВЗРОСЛОМУ,ПОНИМАТЬ СМЫСЛ РЕЧИ, ПОВЫШАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ.РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.

Слайд 6

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:ВОСПИТЫВАТЬ ЖЕЛАНИЕ КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ.В ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «РЕЧЕЦВЕТИК» ЗАЛОЖЕНА СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ –ОСВОЕНИЕ РЕБЁНКОМ УМЕНИЯ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ОРГАНАМИ РЕЧИ.

Слайд 7

ФОРМЫ РАБОТЫ КРУЖКА «РЕЧЕЦВЕТИК» С ДЕТЬМИ: 1.ГРУППОВАЯ РАБОТА 2.РАБОТА ПО ПОДГРУППАМ

Слайд 8

В КРУЖКЕ «РЕЧЕЦВЕТИК» ДЕТИ АКТИВИЗИРУЮТ,РАЗВИВАЮТ СВОЮ РЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.РЕБЯТА ПОВТОРЯЮТ ВСЛУХ ТЕКСТ ИГРЫ ,ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАЯ РУКАМИ.

Слайд 9

В КРУЖКЕ «РЕЧЕЦВЕТИК» ДЕТИ УЧАТЬСЯ ИГРАТЬ В ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,ПОНИМАТЬ ЦЕЛЬ ИГРЫ,ЗНАКОМЯТЬСЯ С НОВЫМИ ИГРАМИ( С НОВОЙ ИГРОЙ»СОСТАВЬ ПАРЫ»,»ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК»)

Слайд 11

В ОСНОВЕ ЗАДАЧ КРУЖКА «РЕЧЕЦВЕТИК» ЛЕЖАТ ПЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ-ПЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.В КРУЖКЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ОБЩАТЬСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ,СО СВЕРСТНИКАМИ,СО ВЗРОСЛЫМ.ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Слайд 12

В КРУЖКЕ «РЕЧЕЦВЕТИК» ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЗНАНИЯ О ФОРМЕ,ЦВЕТЕ,РАЗМЕРЕ ОБЬЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА-ФОРМИРУЕТСЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПУТЁМ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ,РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Слайд 13

В КРУЖКЕ ДЕТИ РАЗВИВАЮТСЯ ФИЗИЧЕСКИ:НА ПРОГУЛКЕ ИГРАЮТ В ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТАКИЕ КАК «НАЙДИ НУЖНОЕ ДЕРЕВО ПО ЛИСТОЧКАМ»,»СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»,РАЗВИВАЕТСЯ КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА ОБЕИХ РУК ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ПЕСКОМ И Т. Д.



Предварительный просмотр:

Мини мастер  -класс «Взаимодействие с родителями  по театрализованной  деятельности»

 Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.

Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:

- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

- педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;

- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;

- вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ;

- совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;

- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Этапами выполнения проекта при работе с родителями являются:

1. Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных.

2. Организационный: разработка творческой модели взаимодействия педагогов, специалистов МДОУ, родителей и детей; составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом возрастных особенностей детей.

3. Практический: советы родителям по организации театрализованной деятельности дома, консультации для родителей «Поиграйте с ребятами в сказку!», «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев; консультации на темы «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»; информация о репертуарах детских театров в  поселке;мастерская по изготовлению театрального реквизита; организация семинаров-практикумов «Изготовление театральных кукол», участие в совместных выставках поделок по сказкам; изготовление атрибутов и декораций, изготовление различных видов театра совместно с родителями, проведение театрально-игровой деятельности согласно традициям ДОУ, участие родителей в постановке спектаклей и театрализованных представлениях, викторинах, развлечениях.

.

Родительское собрание «Играем в театр»

 

Цели: Раскрытие значения театрализованной деятельности во всестороннем развитии личности ребёнка, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.

Форма проведения: круглый стол.

План проведения:

1. Развитие детей в театрализованной деятельности;

2. Играем в театральные игры;

3. Показ детьми сказки «Колобок»;

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Подготовительный этап:

1. Разработка сценария;

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола;

3. Оформление групповой комнаты;

4. Провести анкетирование родителей.

 

Ход встречи

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Играем в театр».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Как говорили великие люди:

Николай Гоголь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

Александр Герцен. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Мерзлякова С.И. «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Да. Действительно, театр – это игра. А, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени какого-либо персонажа позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой.

Начиная с младшего возраста, дети играют с разными видами кукол. У нас есть театральный уголок, в нем находятся театральные куклы: перчаточные, пальчиковые, конусные, настольные. Театральные куклы к нам приходят в гости на занятия, и в свободное время от занятий тоже дети обыгрывают любимые сказки. Мы учили их как пользоваться куклами, затем дети обыгрывали сценки самостоятельно. А, вот перед вами костюмы, шапочки разных животных, и сказочных персонажей, они нужны для обыгрывания сказок – драматизаций.

Мы узнали из ваших анкет, что никто, из вас не организовывал для детей домашний театр. И сегодня мы с вами научимся играть в театр, чтобы играть вместе с вашим ребенком.

Уважаемые родители, как вы думаете, что такие эмоции? (Выражение чувств.)

А как вы думаете, они нужны? Да, конечно. Иначе как бы мы поняли своего ребенка, не умеющего говорит. Покажите нам, как показывал вам ваш ребенок, когда чего – то хотел, а мы будем угадывать.

  • Показ родителями мимикой, жестами, позами желаний ребенка.
  • Игра «Как…» Способствует расширению поведенческого репертуара ребенка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих.
  • Рассказать известное стихотворение шепотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребенка.
  • Улыбнуться как кот на солнышке, как довольная обезьяна.
  • Нахмуриться как рассерженный папа, голодный волк.
  • Игра «Скажи по – другому»

Предлагаются карточки с эмоциями. Предложение «Я иду в лес собирать ягоды» произносится каждым по-другому: с радостью, удивлением, гневом, грустью и т.д., в зависимости от выбранной карточки.

Игра «Узнай по голосу»

Все сидят на стульчиках, водящий сидит в сторонке с закрытыми глазами.

(Имя) ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя «Ау!»

А ну, глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай!

Водящий угадывает, кто его позвал «Ау!» (Слово «Ау» говорится с различными интонациями.)

От того с какими интонациями, мимикой, жестами рассказывает человек, мы видим его настроение. Вот это умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния необходимо артисту, иначе спектакль будет скучным, неинтересным, не понятным по смыслу.

А теперь, мы с вами будем двигаться.

Этюд «Передай движение»

Все становятся в круг, закрывают глаза. Водящий, находясь в общем кругу, придумывает какое – либо движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку, забивает гвозди, моет пол и т. д.). Затем «будит» своего соседа, и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра проводится до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Артисты театра должны четко и ясно произносить слова. Научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы хорошо помогают скороговорки. Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз)

Игры со скороговорками «Испорченный телефон»

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Варианты скороговорок:

Едет с косой косой козел.

Ехал пахом на коне верхом.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Все бобры добры для своих бобрят.

Купила бабуся бусы Марусе.

А сейчас приглашаем троих родителей на сцену. Мы с вами разыграем этюд «Сучок на тропинке» (Стихи В.Лунина). Остальные будут зрителями. Самого артистичного, которого выберут зрители, ждет небольшой приз.

Этюд «Сучок на тропинке»

1. Прослушивание.

2. Инсценировка этюда.

Тренди – бренди, тренди бредь!

По тропинке шел медведь,

По тропинке шел медведь

На малину поглядеть.

На сучок ногою встал,

Поскользнулся и упал.

Растянулся – испугался,

Что в капкан ногой попался.

С перепугу задрожал,

Подскочил и убежал.

Видно трусом был медведь,

Тренди – бренди, тренди – бредь.

Трали – вали, чудеса!

По тропинке шла лиса,

По тропинке шла лиса

И глядела в небеса.

На сучок ногой ступила,

Поскользнулась и завыла.

Хвать его, что было силы –

Только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса,

Трали – вали, чудеса!

Стуки – стуки, стуки – стук,

По тропинке шел барсук.

По тропинке шел барсук,

Наступил ногой на сук.

Поскользнулся, растянулся,

Встал на ноги, отряхнулся.

Почесал в раздумье спинку,

Отодвинул сук с тропинки,

И пошел себе барсук,

Стуки – стуки, стуки – стук.

Встречаем наших маленьких артистов. Они нам покажут театрализованное представление «Колобок».

Вариант решения родительского собрания:

1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.

2. Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.

3. Позаботиться родителям о технических средствах (диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей.

4. Уделять серьезное внимание выбору художественной литературы для чтения детям.

Анкета для родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. С какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3. Как часто Вы читаете сказки своему ребенку?

4. Есть ли у Вашего ребенка творческие способности? Какие?

5. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,

проводимых в детском саду?

6. Играете ли Вы с Вашим ребенком дома в театрализованные игры?

7. Были ли вы со своим ребенком в театре?

8. Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.