Учитель - логопед в речевом центре. Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии для детей дошкольного возраста.

Чуенко Валентина Владимировна

Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста

Цели построение предметно-развивающей среды:

  1. коррекционно-воспитательная;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. коррекционно-образовательная.

Задачи, поставленные для достижения целей:

  • развить общую и мелкую моторику;
  • сформировать речевое дыхание (в т.ч. выработка воздушной струи);
  • развить фонематическое восприятие и слух;
  • развить артикуляционный аппарат;
  • сформировать правильное звукопроизношение;
  • обогатить словарь, развить лексико-грамматический стой речи;
  • развить связную речь;
  • подготовить к обучению грамоте.

Основные функции предметно–развивающий среды:

  • Организующая
  • Воспитательная
  • Развивающая

Развитие словаря

Обогащение активного словаря в работе с детьми направлено на освоение и использование в речи:

  • названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
  • названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов
  • слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества
  • слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.
  • слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Для реализации данного направления в речевом центре имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и картотека интерактивных игр.

   

Грамматический строй речи

С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках»:

  • Словообразование
  • Ударение
  • Множественное число
  • Многозначные слова
  • Говори правильно
  • Антонимы глаголы, прилагательные
  • Один-много

   

Развитие связной, диалогической и монологической речи

Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:

  • Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.
  • Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут?).
  • Дети по вопросам учителя-логопеда могут составлять рассказ по картинке: совместно с педагогом пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Кто где живет?», «Профессии» и др.

   

Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:

  • правильного произношения гласных и согласных звуков
  • выделить заданный звук в речи учителя-логопеда.

Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки, дидактические игры и пособия на определение заданного звука в слове.

Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, так же в нашей работе мы используем методическое пособие артикуляционная кукла "Мика", артикуляционные кубики, компьютерные версии сказок про язычок, помогающие подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков, картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

   

Развитие фонематического слуха.

Для развития фонематического слуха мы играем в интерактивные игры «Что звучит вокруг нас?», «Покажи какой инструмент ты слышишь? И т.д.

   

Развитие речевого дыхания.

Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие методические пособия как «Воздушные облачка» с подвесными сменными модулями, кубик «Ветродуй», и т.д.

   

   

Развитие мелкой моторики рук.

И.Кант« Рука – это вышедший наружу мозг человека». Дети с удовольствием выполняют аппликации, ниткопись - работы из ниток, и т.д.

Пальчиковая гимнастика - способствует активизации речи детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на развитие мелкой моторики и развитие речи у детей.

Дети увлеченно играют с мячиками, собирают пазлы, конструктор, ниткопись, занимаются с разными видами шнуровок, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.

Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре речи, формируется диалогическая и монологическая речь.

 Функционирование каждого элемента предметного пространства. Удобное размещение мебели, наглядного материала. Взаимное расположение детей и учителя-логопеда по принципу «Все видят всех», как условия совместной деятельности. Наличия в речевом центре дидактических материалов, легкодоступных каждому ребенку. Эстетическое оформление речевого центра.

Формирование новой более совершенной предметной среды, как фактора духовного развития личности ребёнка. Возможность применения новых форм и методов работы с воспитанниками путем индивидуализации и интеграции учебного пространства. Интеграция, сближения искусства и науки через познания взаимосвязей образовательных областей. Гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в построение предметно-пространственной среды.

   

Вывод

Таким образом, мы должны грамотно создать речевую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, которая должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей формировать и развивать речевую активность, участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом. Создавать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности. Обеспечивать высокий уровень речевой активности детей. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр: