ФГОС НОО

Тушева Светлана Викторовна

Материалы, лекции, документы, презентации по ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как будут учиться наши дети? «Не так, как учились мы!» ФГОС НОО Лекция для родителей Подготовила: Тушева С.В, учитель начальных классов лицея «Серпухов»

Слайд 2

Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знани я Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье

Слайд 3

дать хорошие, прочные знания! Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось… Но нам после школы приходилось часто слышать: «Забудьте то, чему вас учили в школе!» «Школа учит не тому, что нужно в жизни!» В ответ мы говорили: «А этого мы не проходили...» В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Слайд 4

1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения. Какой путь вам больше нравится? Два пути современной школы:

Слайд 5

Так учили нас Так будут учиться наши дети Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1. Учитель проверяет Д/ з . Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме.

Слайд 6

Так учили нас Так будут учиться наши дети Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Нужно учиться выбирать главное и интересное! «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. МИНИ МАКС На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.

Слайд 7

Так учили нас Так будут учиться наши дети Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.

Слайд 8

Так учили нас Так будут учиться наши дети Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.

Слайд 9

Так учили нас Не судите об успехах ребенка по одним отметкам . Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему. Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)! Дети будут оценивать себя сами! Каждый может быть лучшим в чем-то своем! Так будут учиться наши дети



Предварительный просмотр:

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
  3.  учебный план НОО;
  4. программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО;
  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;
  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  8. программа коррекционной работы*;
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

_____________________________________________________________

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
  3.  учебный план НОО;
  4. программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО;
  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;
  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  8. программа коррекционной работы*;
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО



Предварительный просмотр:

Методические материалы по организации внеурочной

деятельности в образовательных учреждениях, реализующих

общеобразовательные программы начального общего

образования

 

Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальнойсистемы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

        

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию

дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.

Организационное обеспечение, кроме рассмотренных уже базовой и основных типов организационных моделей внеурочной деятельности, может в себя также включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для

обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей

обучающихся.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия – это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД – это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО), с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки. Данная модель может быть наиболее перспективной в условиях

ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС, приведен в Приложении.

Финансово-экономические условия. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Согласно пункта 16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования: нормативное, программное, стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей.

В данном случае предполагается финансирование: части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые

в формах, отличных от урочной);

внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированые на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

групп продленного дня (модель «школа полного дня»);

деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на основе квалификационных характеристик должностей работников образования.

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направленно, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.

Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, национальной, этнокультурной направленности. На региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реализации (за счет финансирования целевых региональных программ) курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Федерации. Преподавание таких курсов не является обязательным, но предоставляет возможность образовательным учреждениям получить дополнительный источник финансирования внеурочной деятельности, а также позволит укрепить единое образовательное пространство. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

3. Бюджетное стимулирующее финансирование. Значительный импульс для использования этого вида финансирования придал приоритетный национальный проект «Образование»: около девяти тысяч школ получили на конкурсной основе по одному миллиону рублей. На сегодняшний день данная инициатива поддержана на региональном уровне в рамках проводимых субъектами Российской Федерации конкурсов инновационных проектов и программ.

В отношении внебюджетного финансирования и, в частности, платных дополнительных образовательных услуг.

Согласно пунктов 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными

образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Поэтому если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д. (например, для плавательной секции, секции фигурного катания, верховой езды и т.д.), то они могут быть использованы как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.

Ключевыми приоритетами модернизации общего образования на ближайшее будущее по финансово-экономическому обеспечению ФГОС НОО в целом и внеурочной деятельности в частности должны стать:

развитие новой системы оплаты труда, ориентированной на ФГОС НОО;

совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

разработка и апробация новых регуляторов экономических механизмов в системе образования.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду

образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

В отношении научно-методического обеспечения. Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Приложение

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения № __________________.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  •  патриотические чувства гражданина России;
  •  гражданская идентификация;
  •  общечеловеческие ценности;
  •  поликультурный мир;
  •  личное нравственное самосовершенствование.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве);
  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;
  • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);
  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);
  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • «Помоги ближнему своему» — участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);
  • «Братья наши меньшие» — забота о животных уголка природы школы;
  • «Мы — шефы детского сада» — участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
  • «Вырастим цветы для мам и бабушек» — труд по выгонке тюльпанов и нарциссов к празднику 8 Марта.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой факультативных курсов и кружков, включенных в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Учебный план. Внеурочная деятельность»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования.

Планируемые результаты

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

  1. Изменения в модели поведения школьника:
  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
  1. Критерии изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
  •  использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
  •  краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
  •  объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
  •  способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
  •  сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Содержание воспитательной работы

начальной школы образовательного учреждения[1]

  1. Проектная деятельность

1.1. Сообщения-презентации:

  •  «Чему учит книга «Домострой» XIV века»;
  •  «Литературно-педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»;
  •  «Правила поведения, отраженные в народных сказках»;
  •  «Чему учат пословицы и поговорки».

1.2. Презентации:

  •  «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет»;
  •  «История религиозного праздника» (по выбору);
  •  «Герои Отечественных войн России».
  1. Праздники и вечера развлечений
  •  «Россия — Родина моя»;
  •  «Праздник Победы — праздник со слезами на глазах»;
  •  «Масленица»;
  •  «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  •  «Народные ремесла родного края».
  1. Выставки, конкурсы, презентации

3.1. Выставки:

  •  «Москва — столица»;
  •  «Герои ВОВ — жители нашего города»;
  •  «Герои труда рядом с нами».

3.2. Конкурсы:

  •  «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей);
  •  «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».

3.3. Презентации:

  •  «Наша школьная жизнь»;
  •  «Мы любим свой город».
  1. Круглые столы и диспуты
  •  «Как избежать конфликта с одноклассником»;
  •  «Моя семья: традиции и праздники».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН

работы образовательного учреждения с семьей

по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников

  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. Родительские общешкольные собрания:
  • «Нравственное воспитание младшего школьника»;
  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»;
  • «Семья и религия: воспитание толерантности».
  1. Конференции, обмен опытом, круглые столы:
  • конференция «Воспитание доброты: опыт семьи»;
  • круглый стол «Воспитательный опыт пап»;
  • круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».
  1. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений):
  • фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»;
  • выставка «Как мы растем»;
  • выставка «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя»;
  • классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.
  1. Консультации для родителей

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.


[1] Раздел составляется с учетом особенности функционирования образовательного учреждения, пожеланий учащихся и их родителей.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

Пояснительная записка

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге обучения.

Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читаю твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет; затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).

На первых этапах обучения учебное действие складывается как «предметное». Постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у него развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применять его в любой ситуации, независимо от содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

  • является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
  • отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
  • возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  •  «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе. УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы «Программы отдельных учебных курсов»).

Основная цель программы — раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса данного образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Личностные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

2. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

3. Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

4. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К концу обучения младшего школьника в данном образовательном учреждении определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

  •  идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
  •  проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
  •  проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
  •  различать основные нравственно-этические понятия;
  •  соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
  •  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  •  оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  •  мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

  •  воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
  •  выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  •  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  •  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия.

1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
  • выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
  • выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
  • исследовать собственные нестандартные способы решения;
  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);  различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
  • характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.