Проект: " Опыты и эксперементы"

Проект: «Опыты и эксперименты»

Методический паспорт проекта:

Структура:

1. Название проекта «Опыты и эксперементы»

2. Руководитель проекта: Чалая Анна Алексеевна.

3. Консультант проекта: Смирнова Алевтина Анатольевна

4. Учебный предмет, по которому проводится проект (область): Познавательная область, социально-коммуникативная, исследовательская, речевое развитие, игровая .

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (область): Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, исследовательское, речевое развитие, игровое.

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: младший 3-4 года

7. Состав проектной группы: дети 2 младшей группы (20 детей), воспитатель, логопед, родители.

8. Тип проекта по критериям: Познавательно- исследовательский.

9. Цель проекта:

* Познакомить детей с одним из состояний воды (лед);

* Формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вода).

* Познакомить детей со значением воды для роста растений;

* Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде.

* Обобщить знания детей о свойствах воды – возможность и невозможность растворять в себе различные вещества.

* Познакомить детей со свойствами ткани.

* Познакомить детей со свойствами пластмасса.

* Познакомить детей со свойствами магнита.

* Познакомить детей со свойствами воздуха.

* Познакомить детей со свойством света.

Задачи:

* Учить самостоятельно делать выводы.

* Развивать познавательный интерес.

* Формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья и снег есть нельзя.

* Учить самостоятельно осуществлять практические действия.

* Развивать интерес детей к совместному труду, со взрослым .

* Учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды(твердое, жидкое).

* Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

* Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.

10. Актуальность.

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Предполагаемый продукт проекта:

В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей опытами и экспериментами.

* Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

* Развитие наблюдательности, любознательности.

* Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики.

* Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

* Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.

Продукт проектной деятельности:

- Консультация «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка»

- Папка-передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

- Создание картотеки «Опыты и эксперименты».

Итоговое мероприятие

- Посещение занятия в цифровую лабораторию «Наураша» на тему «свет».

 

11. График работы над проектом (краткосрочный проект):

Подготовительный этап: 26.03.2018-30.03.2018 г.

Основной этап: с 02.04.2018-13.04.2018 г.

Заключительный этап: 27.04.2018 г.

 

 

Дата Содержание проекта Участники проекта Ответственный

Подготовительный

этап

26.03.18- 30.03.2018 * Определение цели и задач проекта. * Анализ имеющихся условий в группе. * Создание условий для организации работы. * Консультация родителям «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» * Создание папки-передвижки «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» * Подбор опытов и экспериментов». Дети и родители Воспитатель

Основной этап 02.04.2018-13.04.2018 * Ознакомление с художественной литературой «Течет река» ( стих Б.Заходер) * Ознакомление с художественной литературой « Хорошая вода» ( Н.Н.Гернет ) * Пальчиковая гимнастика «Явления природы» * Физкультминутка «Веселые капельки» * Опыт «Что тонет, что не тонет» * Опыт «Выявление свойств тканей: мокнут, мнутся (не мнутся)» * Опыт «Что произойдет с водой на морозе?» * Опыт «Цветная вода» * Эксперимент «Проращивание растений» * Опыт «Как увидеть воздух» * Опыт «Растапливание снега» * Опыт с песком и сахаром «Что растворяется» * Опыт «Мыльные чудеса» Дети Воспитатель

Заключительный

этап

27.04.2018 * Оформление фотостенда «Мы маленькие исследователи » * Занятие в цифровой лаборатории «Наураша» на тему «свет» Дети Воспитатели

 

Консультация для родителей

на тему:

«Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»

 

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно, предложив ребенку создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - у нас есть вдох и выдох. - сколько весит воздух? - можно ли поймать воздух? - бывает ли воздуху холодно? - вдунь шарик в бутылку. - может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком: - песчаный конус (течения песка) - свойства насеянного песка. - свойство мокрого песка. - песочные часы. - своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давайте ребенку возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для

детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

 

 

 

 

 

Конспект итогового занятия с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

 

Цель. Познакомить детей со значением слова «свет»

Задачи.

1. Познакомить детей со словом «свет» и его значением.

 

Оборудование. Лаборатория «Наураша», раздел «Свет», датчик света, фонарик.

Ход занятия.

1 этап Ознакомление:

- Добро пожаловать в лабораторию «Наураша».

Проблемная ситуация.

- Ребята, скажите, а почему в нашей комнате светло? (солнце светит) А что еще может светить? (лампа, фонарик) А как вы думаете, что такое свет? (это когда светит солнце, включают фонарик или лампу) А для чего нам свет? (расти, быть здоровыми, веселыми) Значит Свет – это лучики солнца или фонарика (лампы), которые мы видим глазом.

2 этап Осмысление:

Показ фильма в лаборатории «Наураша» и проведение экспериментов.

1 эксперимент: замерить освещенность в помещении.

Вывод.

1 эксперимент: поднести фонарик к датчику.

Вывод.

- Для чего людям свет?

2 эксперимент: поднести датчик к экрану.

Вывод.

Итог.

- Ребята, что же такое свет? Для чего он нужен людям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty_i_eksperementyya.docx558.41 КБ
Файл kartoteka_opytov_i_eksperementov.pptx1.77 МБ
Файл papka_peredvizhka.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГРУППА «КРЕПЫШИ»

Проект: «Опыты и эксперименты»

http://www.booksiti.net.ru/books/64035600.jpg

Методический паспорт проекта:

Структура:

  1. Название проекта «Опыты и эксперементы»
  2. Руководитель проекта: Чалая Анна Алексеевна.
  3. Консультант проекта: Смирнова Алевтина Анатольевна
  4. Учебный предмет, по которому проводится проект (область): Познавательная область, социально-коммуникативная, исследовательская, речевое развитие, игровая .
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (область): Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, исследовательское, речевое развитие, игровое.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: младший 3-4 года
  7. Состав проектной группы: дети 2 младшей группы (20 детей), воспитатель, логопед, родители.
  8. Тип проекта по критериям: Познавательно- исследовательский.

 9. Цель проекта: 

  • Познакомить детей с одним из состояний воды (лед);
  • Формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вода).
  • Познакомить детей со значением воды для роста растений;
  • Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде.
  • Обобщить знания детей о свойствах воды – возможность и невозможность растворять в себе различные вещества.
  • Познакомить детей со свойствами ткани.
  • Познакомить детей со свойствами пластмасса.
  • Познакомить детей со свойствами магнита.
  • Познакомить детей со свойствами воздуха.
  • Познакомить детей со свойством света.

Задачи:

  • Учить самостоятельно делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья и снег есть нельзя.
  • Учить самостоятельно осуществлять практические действия.
  • Развивать интерес детей к совместному труду, со взрослым .
  • Учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды(твердое, жидкое).
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
  • Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.

  10. Актуальность.

 Дети очень любят экспериментироватьИсследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.


Предполагаемый продукт проекта:

В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей опытами и экспериментами.  

  • Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
  • Развитие наблюдательности, любознательности.
  • Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики. 
  • Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
  • Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.

Продукт проектной деятельности:

- Консультация «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» 

- Папка-передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

- Создание картотеки «Опыты и эксперименты».

Итоговое мероприятие

- Посещение занятия в цифровую лабораторию «Наураша» на тему «свет».

11. График работы над проектом (краткосрочный проект):

Подготовительный этап:  26.03.2018-30.03.2018 г.

Основной этап: с 02.04.2018-13.04.2018 г.

Заключительный этап:  27.04.2018 г.

Дата

Содержание проекта

Участники проекта

Ответственный

Подготовительный этап

 26.03.18- 30.03.2018

  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе.
  • Создание условий для организации работы.
  • Консультация родителям  «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» 
  • Создание папки-передвижки «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
  • Подбор опытов и экспериментов».

Дети и родители

Воспитатель

Основной этап 02.04.2018-13.04.2018

  • Ознакомление с художественной литературой «Течет река» ( стих Б.Заходер) 
  • Ознакомление с художественной литературой « Хорошая вода» ( Н.Н.Гернет )
  • Пальчиковая гимнастика «Явления природы»
  • Физкультминутка «Веселые капельки» 
  • Опыт «Что тонет, что не тонет»
  • Опыт «Выявление свойств тканей: мокнут, мнутся (не мнутся)»
  • Опыт «Что произойдет с водой на морозе?»
  • Опыт «Цветная вода»
  • Эксперимент «Проращивание растений»
  • Опыт «Как  увидеть воздух»
  • Опыт «Растапливание снега»
  • Опыт с песком и сахаром «Что растворяется»
  • Опыт «Мыльные чудеса»

Дети

 

Воспитатель

 

Заключительный этап

27.04.2018

  • Оформление фотостенда «Мы маленькие исследователи »
  • Занятие в цифровой лаборатории «Наураша» на тему «свет»

Дети

Воспитатели

Консультация для родителей

на тему:

«Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим,  единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно, предложив ребенку создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: 

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

- сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком: 

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давайте ребенку возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

http://www.infovoronezh.ru/images/News/6799626020.jpg

https://img01.rl0.ru/pgc/605x-i/58136932-88b6-c245-88b6-c20b6ee7ff1d.photo.0.jpghttp://oblacco.com/wp-content/uploads/2016/04/nauchnoe_shou_sumasshedshego_professora_nikolya_151104653_3-1024x683.jpg


Конспект итогового занятия  с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Цель. Познакомить детей со значением слова «свет»

Задачи.

 1. Познакомить детей со словом «свет» и его значением.

Оборудование. Лаборатория «Наураша», раздел «Свет», датчик света, фонарик.

Ход занятия.

1 этап Ознакомление:

- Добро пожаловать в лабораторию «Наураша».

Проблемная ситуация.

- Ребята, скажите, а почему в нашей комнате светло? (солнце светит) А что еще может светить? (лампа, фонарик) А как вы думаете, что такое свет? (это когда светит солнце, включают фонарик или лампу) А для чего нам свет? (расти, быть здоровыми, веселыми) Значит Свет – это лучики солнца или фонарика (лампы), которые мы видим глазом.

2 этап Осмысление:

Показ фильма в лаборатории «Наураша» и проведение экспериментов.

1 эксперимент: замерить освещенность в помещении.

Вывод.

1 эксперимент: поднести фонарик к датчику.

Вывод.

- Для чего людям свет?

2 эксперимент: поднести датчик к экрану.

Вывод.

Итог.

- Ребята, что же такое свет? Для чего он нужен людям?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Живое и неживое» Эксперимент «Проращивание растений» Цель: познакомить детей с тем, что объекты бывают живые и неживые; рассказать о признаках живых и неживых объектов. Материалы и оборудование: контейнер, торфяные таблетки, семена цветов, лук, семена огурцов, вода. Описание. Кот Васька не сумел вырастить растения– просит ему помочь. Дети рассматривают семена, выясняют, что для роста нужна вода и земля. В контейнер с торфяными таблетками, кладут семена цветов, лук, огурцы и поливают чистой водой, ставят в тёплое место. Через 7-10 дней выявляют результаты: наблюдают за проращенной луковицей в стакане. Вывод: все произрастающие на земле растения – живые; они способны расти, питаться, дышать.

Слайд 3

Тема: «Семена, плоды» Эксперимент «Проращивание семян» Цель: познакомить детей с тем, что объекты бывают живые и неживые; рассказать о признаках живых и неживых объектов. Материалы и оборудование: семена арбуза, подсолнечника, гороха, влажная ткань, вата, лупа. Описание. Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому. Покажи и расскажи Тошке , как правильно это сделать. Дети рассматривают семена арбуза, гороха, подсолнечника, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают семена гороха, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты: семечко даёт проросток . Вывод: из семени или плода вырастают растения.

Слайд 4

Тема: «Вода и её свойства» Опыт «Цветная вода» Цель: : выявить свойства воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде) Материалы и оборудование: : ёмкости с водой (холодной и тёплой), гуашь разного цвета, палочки для размешивания, мерные стаканы. Описание. Однажды щенок Шарик решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Затем налил в них воду. Буль-буль, потекла водичка. - Мама, закрой глаза! – сказал Шарик. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. - Открывай! – скомандовал щенок. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. - Как красиво! – восхитилась мама. Предложите детям приготовить разноцветную воду (в стаканчиках с тёплой и холодной водой), постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: - А если опустим в стакан с водой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это цвет? - В каком стакане краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой) Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде, может быть тёплой и холодной, в тёплой воде быстрее растворяется краситель.

Слайд 5

Тема: «Песок» Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка» Цель: : познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, мокрый). Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой. Описание. Любимое увлечение жирафа Тошки – играть с песком. Однажды он решил сделать из песка замок. Тошка старался из всех сил, но его постройка рассыпалась. Жираф очень расстроился. Тут солнышко спряталось за тучку. - Сейчас польет дождик, - подумал Тошка . Каждому ребенку выдается лейка с водой. Дети поливают песок. - Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей. Для цветов, для полей и для маленьких детей. - Какой теперь стал песок, сухой или влажный? Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось. Воспитатель и дети пробуют лепить замок из влажного песка. Вывод: сухой песок форму не сохраняет, он сыпучий.

Слайд 6

Тема: «Ткани» Опыт «Выявление свойств тканей: мокнут, мнутся (не мнутся)» Цель: познакомить детей со свойствами ткани (мнется и мокнет в воде). Материалы и оборудование: лоскуты тканей, ёмкость с водой. Описание. Лисёнок Фокс так спешил к бабушке в гости на пирожки, что по дороге, зацепившись за ветку можжевельника, порвал любимые штанишки. Теперь ему нечего надеть. Поможем лисёнку выбрать ткань для новых штанишек. - Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков ткани. Возьмите каждый лоскут ткани и помните в кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся) - А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает воду? У нас есть емкость с водой, положите в нее лоскутки. Что с ними произошло? (Намокли) Вывод : ткань мнётся и впитывает воду.

Слайд 7

Тема: «Металлическая и пластмассовая история» Опыт «Что тонет, что не тонет» Цель: познакомить детей со свойствами металла (холодный, тяжедый , прочный тонет в воде). Материалы и оборудование: металлический предмет, емкость с водой. Описание. Жираф Тошка решил познакомится со свойствами магнита. Покажи и расскажи Тошке , как правильно это сделать. Педагог предлагает детям рассмотреть два предмета- пластмассовые фигуры и металлический магнит. Из каких материалов сделаны предметы? Предлагает пощупать, попробовать согнуть, сломать, разбить. Что происходит? Легко ли согнуть пластмассовую фигуру? А металлический магнит? Пластмассовая фигура гнется, она гибкая, металлический магнит - не гнется. Можно ли сломать? Если уронить , разобьется? Какие они? (Твердые, прочные, не ломаются, не бьются.) Педагог опускает оба предмета в емкость с водой. Что происходит? Пластмассовая фигура плавает на поверхности, а металлический магнит опустилась на дно. Вывод: Значит пластмасс, и металл нельзя сломать и разбить, они прочные. Значит, пластмасс легче, чем металл, и вода удерживает ее на поверхности. Дети могут сравнить по весу оба предмета, взяв их в руки.

Слайд 8

Тема: «Ледяная история» Опыт «Что произойдет с водой на морозе» Цель: познакомить детей с одним из состояний воды (лед) Материалы и оборудование: воздудный шар, вода. Описание. Лисёнок Фокс захотел узнать, что произойдет с водой на морозе. Педагог выносит на прогулку воздушный шар наполненный водой, оставляет ее для замораживания, в конце прогулки обращает внимание детей на то, что вода стала твердой. Предлагает «сыщикам» узнать, что же произошло и как можно вернуть ее в прежнее состояние. Педагог просит детей ответить, как называется замерзшее состояние воды (лед), предлагает рассмотреть лед через лупу, спрашивает: «Можем ли мы увидеть, что находится внутри льда? Педагог предлагает сравнить лед и воду - потрогать: в чем различие? Лед холодный, твердый, его можно рассмотреть через лупу, вода теплая, мы можем опустить в нее руку, при рассматривании воды в лупу мы ничего не видим. Вывод: Вода на морозе превращается в лед. Лед твердый, холодный, через лупу можно рассмотреть его структуру. Вода теплая, жидкая, через лупу нельзя рассмотреть, что внутри воды. В теплом помещении, при оттаивании, нагревании, лед опять становится водой.

Слайд 9

Тема: «История воздуха и воды» Опыт «Как увидеть воздух?» Цель: познакомить детей с воздухом. Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой. Описание. Кот Васька захотел увидеть воздух, но ничего у него не получилось. Покажи и расскажи Ваське как увидеть воздух. Педагог выносит и раздает ребятам коктейльные трубочки и стакан с водой. И предлагает подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) . Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх) . Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод: Воздух легче воды.

Слайд 10

Тема: «История воздуха и воды» Опыт «Растапливание снега» Цель: Познакомить детей со свойствами снега (рыхлый, холодный, тает в тепле, превращается в воду. Материалы и оборудование: ведерко со снегом. Описание. Кот Васька захотел увидеть что произойдет со снегом если его занести в помещение. Покажи и расскажи Ваське, что произойдет. Педагог вместе с ребятами на прогулке набирает снег в ведерко и заносит в группу, и наблюдают, что происходит. Снег стал таять , когда снег полностью растаял - образовалась талая, грязная вода. Вывод: снег холодный, белый, рассыпчатый, превращается в воду. Талая вода и снег содержит грязь. Значит снег- грязный, а грязный снег есть нельзя!

Слайд 11

Тема: «История воздуха и воды» Опыт «Что растворяется?» Цель: обобщить знания детей о свойствах воды — возможность и невозможность растворять в себе различные вещества. Материалы и оборудование: две прозрачные емкости с водой, чашка с сахаром, чашка с песком, пластиковые ложки, лупы. Описание. Лисёнок Фокс захотел узнать, что растворяется в воде сахар или песок, или и то и другое. Педагог предлагает детям с помощью лупы рассмотреть содержимое двух чашек, в одной из которых - сахар, а в другой-песок : «Что находится в чашках? Чем похожи сахар и песок? (Состоят из мелких крупинок, их можно пересыпать — сыпучие.) Чем отличаются? (Цвет, съедобное, несъедобное.) Что станет с сахаром и песком, если мы капнем в чашку немного воды?» (Крупинки сахара и песка склеились, теперь их трудно пересыпать - сахар и песок стали влажные.) Педагог напоминает детям о ранее проведенном опыте, в котором они выяснили, что сахар можно растворить в воде, спрашивает: «Если сахар и песок очень похожи, сможет ли песок раствориться в воде?» Педагог растворяет в одной емкости с водой сахар. Дети наблюдают за полным растворением, рассматривают воду через лупы - видны ли в воде крупинки сахара? Сахар в воде полностью растворился. Педагог опускает в емкость с водой ложку песка, обращает внимание детей на то, что при размешивании вода становится мутная, грязная, а песок не растворяется, а оседает на дно. Обобщает: «Крупинки песка и сахара похожи, но у песка они тверже, чем у сахара, водичка не может их растворить» Вывод: Крупинки сахара и песка похожий маленькие и полупрозрачные. У песка и сахара есть одинаковые свойства - они сыпучие, при намокании крупинки песка и сахара склеиваются, не дают рассыпаться. Сахар растворяется в воде, а песок - нет, потому что крупинки песка намного тверже, чем крупинки сахара.

Слайд 12

Тема: «История воздуха и воды» Опыт «Мыльные чудеса» Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде Материалы и оборудование: две широкие емкости с водой, жидкое мыло, флакончики от мыльных пузырей (можно использовать только крышки с пускателем), пластмассовые стаканчики (по количеству детей). Описание. Жираф Тошказ ахотел сделать мыльные пузыри, но у него ничего не получилось. Покажи и расскажи Тошке , как правильно это сделать. Педагог демонстрирует детям флакончики от мыльных пузырей (пустые), рассказывает, что хотела предложить детям поиграть — запускать и ловить мыльные пузыри, но флакончики оказались пустые. Педагог ставит задачу для «сыщиков» - исследовать, можно ли самостоятельно сделать раствор для мыльных пузырей. Педагог предлагает детям попробовать, может ли обычная вода «пускать» пузыри. Несколько детей используют флакончики от мыльных пузырей и при помощи крышечек с пускателем самостоятельно пробуют выдуть мыльные пузыри. Из простой воды нельзя выдуть мыльные пузыри. Педагог достает «секретный ингредиент» - жидкое мыло (упакованное в «волшебный» сосуд), наливает во вторую емкость с водой, размешивает воду, отмечает появление мыльной пены на поверхности воды. Обращает внимание детей на то, что чем сильнее перемешивать, тем больше мыльной пены будет образовываться в воде. Педагог уточняет: «Какой “секретный ингредиент” необходим для превращения обычной воды в мыльную, пенную? Это мыло!» Вывод: При соединении обычной воды с мылом образуется мыльный раствор, при перемешивании воды и мыла на поверхности воды появляется пена. «Мыльную» воду можно использовать для игры с мыльными пузырями.


Предварительный просмотр: