Готовимся к ОГЭ по русскому языку!

Методические разработки для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 4 Осложненное предложение. Однородные члены предложения.

  I.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

1. Наверное, (1) оскомину набила фраза, (2) что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, (3) улице,(4) переулку, (5) двору, (6) дому.

2. Он сам покорён всему мировому и надмирному, (1) и потому властен он все выразить, (2) изобразить и передать.

3.  Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, (1) эстетическое чутьё, (2) сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой штуковины, (3) сделанной только, (4) чтобы удивить, (5) ... — вот это и будет интеллигентный человек...

II.   Среди предложений 19-25 найдите предложение с однородными членами. Выпишите номер этого    предложения.

(19) — Грушницкий! — сказал я, — ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. (20)Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями...

(21)— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. (22) Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. (23)Нам на земле вдвоём нет места...

(24)Я выстрелил... (25)Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

   

III.  Среди предложений № 1 – 3  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

   

 (1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности. (3) Вороны по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

IV. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.

    (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

V.Среди предложений № 7 – 11 найдите  предложение с  обобщающим словом при однородных членах. Напишите   его номер.

   (7) А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8) Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих. (9) Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10) Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11) Нет ли здесь какой-то зависимости?

VI.Среди предложений № 6 – 8  найдите предложение с однородными дополнениями. Напишите   его номер.

   

(6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.  (8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь члены его племени.

VII. Среди предложений № 8 – 10  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

   

(8) Следовательно, «берегиня» хранит всех нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (9) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале! (10) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей, вот тогда и будет подлинное женское равноправие...

VIII. Среди предложений № 4 – 6  найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите   его номер.

       

     (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

     (6) Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.

IX. Среди предложений № 6 – 11 найдите предложение с однородными обстоятельствами. Напишите   его номер.

   

    (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

    8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.

(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

X. Среди предложений № 17 – 19  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.  

   (17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

XI. Среди предложений № 17 – 19  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

 

   (17)Пусть у  вас будет  время для озабоченных  и печальных, для  людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что это ваше время, столь необходимое для вас,  может быть для кого-то спасением. (19) Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то — будущее.

XII. Среди предложений № 4 – 7  найдите предложение с однородными подлежащими. Напишите   его номер.

 

   (4) Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека.  (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино  несут в себе исключительно положительный заряд.  (7) В жизни как раз не все совпадает.

XIII. Среди предложений № 10 – 12  найдите предложение с однородными членами.  Напишите его номер.

 

     (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.



Предварительный просмотр:

(В8)   МСПП. Типы соподчинения придаточных

1) Среди предложений № 8  – 10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите его номер. 

 (8) Следовательно, «берегиня» хранит всех нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (9) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале! (10) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей, вот тогда и будет подлинное женское равноправие...

2) Среди предложений № 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным  и   последовательным подчинением. Напишите его номер. 

(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

(3) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, вашего и еще двух-трех поблизости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше — свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти — наши, а вот эти — ваши, другие вороны.

3) Среди предложений № 3-7 найдите сложное предложение с  последовательным и однородным подчинением придаточных.

    (3) Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

     (6) Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (7) Всем известны те гигантские усилия,  которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами,  учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения  воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

4) Среди предложений №13 – 17 найдите сложноподчинённое предложение с двумя однородными придаточными.  Напишите его номер. 

 (13) От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет  то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (14) Пусть у вас будет время!  (15) Наперекор  всем уважительным причинам  пусть  у вас  будет время  в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. (16) Пусть у вас будет время  не  только в выходной: в  календаре  дружбы  все  дни красные. 17)Пусть у  вас будет  время для озабоченных  и печальных, для  людей, которые встревожены и которые в беде.

5) Среди предложений № 6 – 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным неоднородным подчинением. Напишите его номер. 

(6) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино  несут в себе исключительно положительный заряд.  (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

6) Среди предложений № 8 – 12  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите его номер.       

(8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но  не может быть и без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром. (12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным?