8. Педагогическая копилка

Перепелицына Наталья Альбертовна

Выступление на педсовете: "Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов: "Создание условий для деятельности детей"

Педагогический всеобуч "Что надо знать о ребенке?" 

Консультация для педагогов: "Природоохранные акции как форма экологического воспитания в ДОУ" 

Мастер-класс для педагогов "Путешествие в мир сенсорики"

Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей раннего возроста"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №26»

Ставропольский край

Шпаковский район

Мастер - класс для педагогов по теме:

«Путешествие в мир Сенсорики»

Составил: воспитатель

       Перепелицына Н.А.

2018 год

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста по сенсорному развитию.

Задачи: 

- познакомить педагогов с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей;

- Показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Актуальность:

Сенсорное воспитание остаётся актуальной проблемой, так как степень сенсорного развития у ребенка дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве,  восприятие, воображение.

Необычные игрушки, яркие цвета и открывающиеся, закрывающиеся предметы очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. 

Этапы мастер – класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия (заключительная).

Ход мероприятия:

Теоретическая часть.

Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема моего сегодняшнего мастер–класса 

«Путешествие в мир Сенсорики».

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

Практическая часть.

Блиц-опрос

  1. Есть ли дома игры по сенсорике?
  2. Чему могут научить эти игры?
  3. Кто играет с ребенком в игры?
  4. Обращаете ли вы внимание на цвет, форму, величину предметов в окружающей обстановке?

Вот и определились участники мастер-класса. (самые активные зрители)

Ведущий:Уважаемые игроки приглашаю вас в «Мир Сенсорики».

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «волшебном ящике».

- Угадайте, что находиться в ящике?

По - другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Перед вами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике».

Сегодня я предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

1 Задание:

Дидактическая  игра «Фигура и форма».

Цель: Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие.

Материалы: карточки с изображением: глобус, солнце, часы, мяч, арбуз, тарелка.

Ведущий: Перед вами на столах лежат карточки, выберите любую. Назовите, какой формы указанные предметы. (круглой)

Замечательно, это и будет первая подсказка.  Следуем дальше.

Ведущий: нас встречает кукла Таня. Сегодня она затеяла большую стирку. Поможем кукле Тане, распределить одежду по цветам.

2 Задание:

Дидактическая игра «Стиральная машинка»

Цель: закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета, логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку, мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из фетра); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; коробочки для порошка в виде стиральной машины.

Ведущий: молодцы, помогли кукле Тане. Как вы думаете почему осталось оранжевое платье. Правильно, это подсказка, значит предмет оранжевого цвета, запоминаем.

Ведущий: Сейчас, Вам нужно разделиться на две команды.

Перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами (горох, гречка). Ваша задача: найти в них каждой команде по 3 буквы и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(В детском коллективе при большом количестве человек это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий).

3 Задание.

Дидактическая игра «Ищем клад»

Цель:укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Материалы: емкости с крупой, буквы.

Ведущий: пока игроки выполняют задание.

Вот у меня простой карандаш. Как бы вы использовали его в свой работе?

Бусы собранные из разных по размеру бусин.

Ведущий:Молодцы, быстро справились с заданием.

Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Попробуйте сами в зале найти очередную подсказку. Может, он спрятан в этой емкости? Давайте попробуем его найти.

Ведущий: перед Вами на столах расположеныемкости с разноцветными фишками. Ваша задача, двумя руками перебрать их, причем в каждую руку нужно собрать как можно больше фишек одного цвета. (делят на дне емкости находят ключики).

4 Задание.

Дидактическая игра: «Тайник»

Цель:развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей.

Материалы: большая емкость, 2 маленькие емкости, фишки двух цветов, ключики: большой и маленький.

Ведущий: Замечательно, ключики нашли!  А теперь все в ваших руках.

Ведущий: Давайте вернемся к нашему «волшебному ящику». Открывают его там лежит «чудесный мешочек»сапельсином, и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться. (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).

5 Задание

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Материалы: мешочек, апельсин

Ведущий: Правильно, замечательно! Предлагает еще раз потрогать и описать какой апельсин на ощупь, на запах, навкус.(гладкий, ароматный, сладкий).

А Вы заметили… что мы с вами здесь и сейчас просмотрели, как можно использовать игры по сенсорному развитию на всех этапах дошкольного возраста. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная работа принесла свои плоды. Сейчас мои воспитанники без затруднений называют основные цвета и их оттенки, знают многие геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.

Результаты, радуют, но есть к чему стремиться: на новой возрастной ступени необходимо продолжить работу по развитию сенсомоторных навыков. Маленький ребенок подрастает, в окружающем мире его начинают интересовать все новые и новые предметы и явления. Наша задача помочь ему!

Рефлексия.

Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу.

-Если опыт Вам пригодится, и вы будете его использовать в своей работе, возьмите оранжевый шарик,.

- Если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приемами, возьмите зеленый шарик.

- Если опыт вам не пригодится, не берите шарик.

- Благодарю вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №26»

Ставропольский край

Шпаковский район

Семинар-практикум для педагогов

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Семинар-практикум для педагогов.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Семинар выполнила:

Воспитатель :Перепелицына Н.А.

Цель: обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.

Ход:

1. Проблемная ситуация «Ящик ощущений». Я предлагаю Вам отгадать загадки

1. Он с лягушкой может квакать.

Вместе с крокодилом плавать.

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (Зелёный цвет).(зеленый мешочек)

2. Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает.

Вместе с кровью он течёт,

Щёки всем врунам печёт. (Красный цвет) (красный мешочек)

3. Игрушки, развивающие мелкую моторику маленьких детей. (Сенсорные игрушки)

4. «Самая лучшая игрушка для ребенка та,которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – кучка песка» (К. Ушинский)

5. Развивающая игра, состоящая из мелких деталей, из которых можно построить много разных предметов. (Конструктор)

6. Игра для детей, состоящая из множества маленьких рисунков, которые нужно сложить в одну большую картину. (Пазл).

7. Звуковые игрушки для младенцев. (Погремушки)

8. Из этого можно лепить что-то пока мягкое, а потом оно застывает. (Пластилин, моделирующая глина, тесто)

9. Игрушки с подсветкой, звуковыми сигналами, по которым дети учат слова, буквы, цифры. (Развивающие книги)

10. Игрушка, мягкая на ощупь с наполнителем внутри. (Мягкая игрушка)

Я предлагаю Вам решить проблемную ситуацию: «узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте) .

Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.

Сегодня мы предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, играми, и в итоге узнаем, что находится в ящике.

2. Для начала игра – разминка «Мозговой штурм».

- Сенсорная система – это?

- Можно ли учить трехлетнего ребенка?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.

3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

- Играет ли малыш когда тянет за веревочку машину?

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (загрузил в машину кубики, перевёз, выгрузил и т. д.)

3. Информационная справка «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении

Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развитиявысших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

-является основой для интеллектуально развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

4. Проблемная ситуация «Какие игрушки и материалы необходимы для сенсорного развития детей раннего возраста».

Педагоги в подгруппах составляют список необходимых игрушек и материалов.

Для детей 1.5 – 2, 5 года.

В этот период для познавательного развитияребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.Это могут быть:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.

Конструкторы и мозаика;

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

Игрушки контрастных размеров, различной формы (круглые, кубические,

Емкости,с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.

Книги с большими предметными картинками,

Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2, 5 – 4 года.

Развивающуюсреду разумно дополнить следующими предметами:

Разрезные картинки, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Разнообразные некомплектные конструкторы;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.) ;

Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики.

Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

Игрушечные животные;

Тканевые мячики;

Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

5. Информационная справка «Что такое сенсорные эталоны?»

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

6. - А теперь попробуйте еще раз определить объект по известным нам свойствам (варианты ответов).

Ведущий показывает на мультимедия что это помела - гибрид апельсина и мандарина. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детейпознание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.