Русский язык

Бобровская Нина Михайловна

Материалы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_porusskomu_yazyku_4_kl.doc40.5 КБ
Package icon rebusy_1.zip2.59 МБ
Package icon rebusy_2.zip2.55 МБ
Package icon rebusy_3.zip2.56 МБ
Package icon rebusy_4.zip2.45 МБ
Package icon rebusy_5.zip2.77 МБ
Microsoft Office document icon testy_po_russk._yaz_1_kl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада

по русскому языку (4 кл.)

1.Запишите слова в алфавитном порядке.

Завтракать, желать, интересоваться, ужинать, сеять, рисовать, путешествовать, стараться.

______________________________________________________________________________________________________________________________

2.Поставьте ударение в словах.

В туфлях, позвонишь, звонят, красивее, километр, начать, мусоропровод.

3.Разделите слово очень на слоги, посчитай в нём количество букв и количество звуков, запиши ответ.__________________________________

4.Найди в строке лишнее слово. Подчеркни его.

Гореть, угорать, гора, горелка.

Море, морщит, морской, моряк.

Боль, болит, большой, больница.

5.Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Птичка сидела на пеньке и весело распевала песни. Две кошки притаились за кустами. Они одновременно бросились на птичку. Каждая хотела схватить добычу. Птичка вспорхнула и улетела, а злые кошки вцепились друг в друга.

6.Объясните значение данных слов.

Вестибюль – ________________________________________________

Биография –  ________________________________________________

Универмаг – ________________________________________________

Афиша –       ________________________________________________  

Перрон –      _________________________________________________

7.Зачеркните лишнее.

Имя существительное имеет:

- время                                  - число                         - падеж

- склонение                           - лицо                          - род

- спряжение                          

8.Преобразуйте имена существительные 1-го склонения в имена существительные 3-го склонения.

Площадка – __________________________

Елка –          __________________________

Лошадка –   __________________________

9.Составьте предложения с именем существительным полянка, употребив его в Р., Д., П. падежах.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Обозначьте падежи имен существительных.

Вьюга злится за окном.

Белая берёза

Вся укутана кругом

Инеем мороза.

11.Запишите слова, изменяя их по образцу:

Село – в селе                  

Окно –

Решето –

Сукно –

Пальто –

12.От корня – молод – образуйте по одному слову каждой части речи:

имя существительное, имя прилагательное, глагол.

_______________________________________________________________

13.Выпишите из предложения слова, относящиеся к одной части речи. Определите часть речи. Каким членом предложения являются эти слова?

Зашевелились, тревожно зашумели, застонали, заскрипели над нами сосны.

_______________________________________________________________

14.Запишите описательные обороты одним словом.

Ящичек для ручек, карандашей –_______________________________

Коллективная поездка, посещение чего-нибудь –__________________

Собрание однородных предметов (монет, картин) –________________

Собрание засушенных растений –_______________________________

Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения –___________

15.Замените в данных выражениях прилагательные антонимами. Запишите полученные выражения.

Низкая оценка –_____________________________________

Узкий круг –      _____________________________________

Железное здоровье –_________________________________

С тяжелым сердцем –_________________________________

16.Обведи в кружочек номер правильных предложений.

  1. Я кладу книгу на стол.
  2. Я ложу книгу на стол.
  3. Я положу книгу на стол.

17.С каждым годом в карте мира появляются всё новые и новые города. Время идет: они строятся, стареют, но сохраняют свои названия.

Неаполь               Нейбург               Новобад               Ньюстод

Нейштадт            Ново – Место      Новгород              Невилль…

У всех у них одно значение, что в переводе означает одно и то же. Что именно? Запишите ответ.________________________________________

18.Объясните выражения.

Яблоку негде упасть –_______________________________________

Уйти несолоно хлебавши –___________________________________

19.Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудрёный.

Его нашёл ты?

___________________________________________________________

20.Известно, что царь Алексей Михайлович (17 век) был большим любителем соколиной охоты. Он приказал составить особый сборник «Урядник», в колором излагались правила соколиной охоты. В предисловии он написал фразу, ставшую крылатой: «Делу время, потехе час». Сейчас эту фразу часто понимают так, что слово «время» обозначает большую часть времени, а слово «час» - меньшую.Но царь Алексей и не помышлял, чтоб потехеиз целого времени отдавать только час. В его словах выражена совершенно иная мысль. Какая именно?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

1 кл. «Предложение». Тест №1_____________________________________

1.Выбери и подчеркни правильный ответ.

  • В устной речи одно предложение от другого отделяется (точкой, паузой, восклицательным знаком, вопросительным знаком).
  • В письменной речи одно предложение от другого отделяется (точкой, паузой, восклицательным знаком, вопросительным знаком).

2.Прочитай. Подчеркни только предложения.

 Лето прошло /  Голубыми цветами /  Наступила осень /

Дети идут в школу /  У тихого ручья

3.Составь и запиши предложения из данных слов и словосочетаний.

в, птицы, поют, лесу

____________________________________________________________

под, сидит, кустом, зайка

___________________________________________________________

лёгкие облака, плывут по небу, быстро

____________________________________________________________

4.Определи количество предложений.

Жил царь был у него великолепный сад росла в том саду яблоня с золотыми яблоками стал кто-то царский сад посещать.

Ответ.___________ предложения.

5.а)Поставь в конце предложений недостающие знаки препинания (  .  !   ?  )

Здравствуй, князь ты мой прекрасный

Что ты тих, как день ненастный

Опечалился чему            

                                          (А.С.Пушкин)

б)Прочитай загадку. Выбери и подчеркни нужный знак препинания.

Кто зимой холодной бродит злой, голодный ( .   !   ? )

 6.Определи тему каждого предложения. Подчеркни правильный ответ.

На деревьях распустились нежные листочки.(Зима, весна, лето, осень)

В воздухе кружатся лёгкие снежинки. (Зима, весна, лето, осень)

На полянке созрела душистая земляника. (Зима, весна, лето, осень)

Пожелтели на деревьях листья. (Зима, весна, лето, осень)

7.*Прочитай. Определи и подчеркни в скобках, о ком или о чём можно составить предложение из каждой группы слов.

дорога, идёт, через, лес (Дорога, лес)

мама, любит, осенний, лес (Мама, лес)

1 кл. «Гласные звуки и буквы»

Тест №2________________________________________________________

1.Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Аист, утка, лиса, стол, улица, сыр, эхо.

2.Подчеркни слова, которые начинаются с гласного звука.

Улица, овёс, забор, небо, озеро, парк, иголка, солнце.

3. Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Комната, яма, ёлка, сила, усы, сад, мел, тюлень, пёрышки, юла.

4. Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие звуки, которые произносятся с голосом и при этом воздух не встречает препятствий во рту.

Комната, арбуз, парта, липа, фартук, волк, улица, улыбка.

5.* Прочитай. Подчеркни слова, в которых произносится звук [э].

Лето, эхо, мель, лес, Элла, дело.

1 кл. «Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости на письме».

Тест №5 __________________________________________________________

1.Дополни высказывание.

Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами____________

2.Выбери и подчеркни правильный ответ.

  • ж, ш, ц – всегда твердые согласные \ всегда мягкие согласные.
  • й, ч, щ  -  всегда твердые согласные \ всегда мягкие согласные.

3.Прочипай. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Снова князь у моря ходит,  

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

                      (А.С.Пушкин.)

4.Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

                        (К.И.Чуковский)

5*. Прочитай. Подчеркни слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами.

Цепь, лето, клюква, конь, щенок, жёлтый, большой, Надя, пальто, мёд.

1 кл. «Гласные звуки и буквы» Тест №3_____________________________

1.Прочитай. Нужное подчеркни.

Гласный звук (образует, не образует) слог.

2.Прочитай слова. Раздели их на слоги вертикальной чертой ( / ).

Ручка, Иван, липа, молоток, колодец, телефон, богатырь, гусь.

3. Прочитай слова. Раздели их для переноса вертикальной чертой ( / ).

Кошка, диван, осы, Ира, коньки, сараи.

4. Прочитай слова. Запиши каждое слово с делением для переноса столько раз, сколько есть у него вариантов переноса.

Берег, чайка, машина, голова, мельница, деньки, воробьи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитай слова. Расставь над ними знаки ударения.

Ручка, зима, кот, кофта, поля, сосна, дерево, мяч, лиса.

6.Выбери правильное продолжение высказывания. Нужное подчеркни.

  • Произношение и обозначение на письме безударных гласных в  слове

(расходятся, могут расходиться, не расходятся)

  • Произношение и обозначение на письме ударных гласных в  слове

(расходятся, могут расходиться, не расходятся)

7.Прочитай слова. Подчеркни безударные гласные.

Листок, ведро, Лиза, кукла, девочка, карандаш, земля, дубы.

8*.Прочитай. Подчеркни те слова в скобках, по которым можно проверить правописание данных слов.

Коза (козы, козлиная, козочка)

Холмы (холм, холмик, холмистая)

Грибы (гриб, грибная, грибок)

Трава (травы, травушка, травинка)

1 кл. «Звонкие и глухие согласные»

Тест №4_________________________________________________________

1.Выбери и подчеркни правильный ответ в скобках.

  • Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются (звонкими согласными, глухими согласными).
  • Согласные звуки, которые произносятся без голоса, называются (звонкими согласными, глухими согласными).

2. Выбери и подчеркни правильный ответ в скобках.

  • Буква й обозначает(звонкий согласный, глухой согласный).

3.Прочитай слова. Подчеркни те из них, которые начинаются с глухих согласных.

Рыба, ведро, пальто, горох, фиалка, тарелка, шарик, банка, лимон, кукла, сахар, халат.

4.Прочитай слова. Подчеркни звонкие согласные.

Собака, липа, клубок, ветер, чашка, письмо, ваза, книга.

5*.Прочитай слова. Подчеркни те из них, в которых нет глухих согласных.

Стакан, зубы, ворона, письмо, ракета, роза, пчела, дрова.

6.Из каждого слова «убежала» буква. Какая буква «убежала»? Подчеркни правильный ответ. Вставь пропущенные буквы.

Кра..  (буква, обозначающая звонкий согласный / глухой согласный)

Бра..   (буква, обозначающая звонкий согласный / глухой согласный)

Ла..па (буква, обозначающая звонкий согласный / глухой согласный)

Вол..   (буква, обозначающая звонкий согласный / глухой согласный)