Артикуляционная гимнастика

Нуштаева Надежда Анатольевна

На этой странице размещена гимнастика для язычка

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ 1

Улыбка

Рот закрыт. Губы в улыбке. В таком положении  удерживать губы под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 2

Заборчик

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы видны. В таком положении  удерживать губы под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 3

Хоботок

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Губы сомкнуты. В таком положении  удерживать губы под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 4

Дудочка

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Губы не сомкнуты. В таком положении  удерживать губы под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 5

Бублик

1-й вариант. Под счет раз – два.

Широко открыть рот и закрыть.

2-й вариант.

Широко открыть рот и удержать в таком положении под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 6

Часики

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий язык изо рта, тянуть его попеременно то вправо, то влево. Выполнять под счет – раз, два.

№ 7

Конфетка

Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

№ 8

Накажем непослушный язычок

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5, далее до 10. Следить, чтобы ребенок не задерживал воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

№ 9

Лопата

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, далее до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только прикрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

№ 10

Чистим зубы

1-й вариант. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка погладить («почистить») нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.

2-й вариант. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

№ 11

Киска сердится

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. (Под счет – раз, два).  Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась.

№ 12

Качели

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Выполнять под счет – раз, два. Следить, чтобы кончик языка не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

№ 13

Вкусное варенье

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

№ 14

Чашечка

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5, далее до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на губы, нижняя челюсть была неподвижна.

№ 15

Фокус

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

№ 17

Лошадка

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась.

Щелканье должно быть четким, не похожим на чмоканье.

№ 18

Грибок

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5, далее до 10. Язык буде напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половинка не должна провисать).

№ 19

Гармошка

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были  в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

№ 20

Змейка

Рот открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть далеко вперед. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5. Следить, чтобы кончик языка не загибался.

№ 21

Индюк

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась

№ 22

Маляр

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Поднять язык за верхние зубы. Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по небу вперед-назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

№ 23

Дятел

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть  не двигалась, язык не сужался.

№ 24

Барабан

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий  язык поднять вверх к небу и произносить отчетливо ды-ды-ды-ды. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть  не двигалась, язык не должен подворачиваться

№ 25

Балалайка

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы. Произносить звуки Т или  Д, одновременно указательным пальцем  правой руки делать движения справа-налево по кончику языка. Следить, чтобы кончик языка не опускался, рот не закрывался.

№ 26

Муха в паутине

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка держать за нижними зубами. Сильно выдыхать на кончик языка, произнося звуки дззз-дззз. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались

№ 27

Машина буксует

Губы округлены и вытянуты вперед. Кончик языка держать за верхними зубами. Сильно выдыхать на кончик языка, произнося звуки джжж-джжж.

 

№ 16

Парус

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, но не прижимать к нёбу. Следить, чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5, далее до 10.

№ 28

Немая артикуляция

Тянуть гласные звуки без голоса, активно работая губами: А - О - У - И (2 - 3 раза),  Э - О - И - А (2 - 3 раза),  У - Ы - А - Э (2 - 3 раза) и т.д. меняем очередность гласных звуков

№ 29

Поймаем мышку

Губы в улыбке. Приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

№ 30

Пароход гудит

Губы в улыбке. Открыть рот и с
напряжением произнести долго «ы-ы-ы...»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

 

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

 

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

 

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

 

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

 

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

 

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).


Предварительный просмотр: