Программы внеурочной деятельности

Маркович Андрей Михайлович

Программы кружков "Шашки" для обучающихся 1-4 классов, "Шахматы" для 5-9 классов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области Верх-Красноярская средняя школа

ПРИНЯТО                                                                                                                                                      СОГЛАСОВАНО

решением ШМО                                                                                                                              

учителей естественно-математического цикла                                                                                     и.о. замдиректора  по УВР

 протокол № 6  от 11.06.2019                                                                                                                         ________ Т.А. Сандзюк

                                                                                                                                                                     «______»____________        

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

для основного  общего образования

Составители:                          Маркович А.М., учитель технологии

2019

Пояснительная записка

  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы», разработана  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования и является частью основной образовательной программы основного общего образования

 МКОУ В – Красноярской средней школы (далее ООП ООО МКОУ В – Красноярская средняя школа).

Курс «Шахматы»  реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся  5-9 классов в форме кружка. Данный курс направлен на общеинтеллектуальное развитие обучающихся и рассчитан на 175 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Распределение учебного времени между классами

 представлено в таблице.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

35

6

1

35

7

1

35

8

1

35

9

1

34

ИТОГО

174

Курс «Шахматы» в основном общем образовании изучается с целью: содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

1. Образовательные

  • прививать обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменного анализа своих партий;
  • умение делать выводы и ставить задачи на будущее;
  • освоить в полном объёме учебную программу для повышения собственной квалификации.

2. Воспитательные

  • развивать у обучающихся с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;
  • развивать сильные стороны характера;

3.Развивающие

  • обучать абстрактно – логическому мышлению;
  • развивать качества настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

Личностные результаты: 

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

- правила поведения при сотрудничестве с участниками группы.

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обучающийся получит возможность для формирования: 

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

-  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

-  проговаривать последовательность действий на занятии;

 -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  отличать верно, выполненное задание от неверного;

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

-  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

-  делать предварительный отбор источников информации:

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

-  организации своего рабочего места.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

-  доносить свою позицию до других;

-  слушать и понимать речь других;

- рассуждать и анализировать;

- отстаивать свою точку зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-  правилам игры;

-  наиболее простейшим приемам выигрыша;

-  рассчитыванию соотношение сил в любой момент партии;

- ориентироваться на шахматной доске. Различать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- доводить до конца простые выигрышные окончания, решать одноходовые и двухходовые концовки;

-сравнивать, находить общее и различие;

 - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации.

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности: целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

    Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

Содержание курса внеурочной деятельности 

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

5класс

Шахматная доска.

 Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные

и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

6 класс

Шахматные дебюты.

Дебют. План в дебюте, Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

Шахматные партии.

 Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

Классификация дебютов.

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

Виды защиты.

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.

Атака с разных полей.

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

 7класс

Основные позиции.

Тематические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

Развитие фигур.

Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

Гамбиты.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Перегрузка фигур.

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защите фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

Атака с разных полей.

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

8 класс

Развитие фигур.

Двойной удар. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в 1 ход. Создание угрозы мата.

О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные шаги.

Виды партий.

Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

Борьба за центр.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Виды защит короля.

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защите фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

Ослабление позиций.

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

9 класс

Построение стратегических планов.

Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в 1 ход. Создание угрозы мата.

О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные шаги.

Король против пешек.

Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

Активный король.

 Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Окончания партий.

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защите фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Парная 

Изучают основы теории шахматной игры, тактические приемы.

Выделяют существенные признаки предметов.

Анализируют условия задания и требований к нему, а также  выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Выделяют существенные признаки предметов.

Изучают тактические приемы, основы игры в окончаниях.  

Сравнивают различные объекты, выполняют простые виды анализа и синтеза, устанавливают связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Изучают тактические приемы.

Знакомятся с игрой с композицией и дебютами.

Анализируют условия задания и требований к нему, а также  выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Изучают, сравнивают содержание комбинаций.

Выделяют существенные признаки предметов.

Изучают тактические приемы, основы игры в окончаниях.  

Сравнивают различные объекты, выполняют простые виды анализа и синтеза, устанавливают связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Шахматная доска

2

1.

Знакомство с шахматной доской

1

2.

Шахматная доска

1

 Шахматные фигуры

2

3.

Знакомство с шахматными фигурами

1

4

Знакомство с шахматными фигурами

1

Начальная расстановка фигур

1

5.

Начальное положение

1

Ходы и взятие фигур

16

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

7.

Ладья в игре.

1

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

9.

Слон в игре.

1

10.

Ладья против слона.

1

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

12.

Ферзь в игре.

1

13.

Ферзь против ладьи и слона.

1

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

15.

Конь в игре.

1

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

17.

Знакомство с пешкой.

1

18.

Пешка в игре.

1

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

21.

Король против других фигур.

1

Цель шахматной партии

9

22.

Шах.

1

23

Шах.

1

24.

Мат.

1

25

Мат

1

26.

Ставим мат.

1

27

Ставим мат.

1

28.

Ничья, пат.

1

29.

Рокировка.

1

30.

Рокировка.

1

Игра всеми фигурами из начального положения

5

31.

Шахматная партия.

1

32.

Шахматная партия.

1

33.

Шахматная партия.

1

34.

Шахматная партия.

1

35.

Повторение по теме «Сила и слабость шахматной фигуры, ее игровые возможности». .

1

ИТОГО

35

           

 Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Шахматные дебюты

11

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

2

Дебют. Гамбиты.

1

3

Дебют. Гамбиты

1

4

План в дебюте.

1

5

Дебютные принципы.

1

6

Дебютные принципы.

1

7

Выбор дебютного репертуара.

1

8

Основные виды дебютов.

1

9

Основные виды дебютов.

1

10

Разыгрывание фигур.

1

11

Разыгрывание фигур.

1

Шахматные партии

4

12

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

1

13

Расположение пешек.

1

14

Борьба за пешки

1

15

Практическое управление по основам стратегии.

1

Классификация дебютов

2

16

Принципы развития дебюта.

1

17

Классификация дебютов.

1

Виды защиты

9

18

О шахматных планах.

1

19

Как создается план игры.

1

20

Оценка позиции.

1

21

Тактические удары и комбинации.

1

22

Тактические удары и комбинации.

1

23

Завлечение и отвлечение.

1

24

Перегрузка фигур.

1

25

Промежуточный ход.

1

26

Захват пункта.

1

Атака с разных полей

9

27

Атака на короля. Анализ партий лучших шахматистов.

1

28

Атака на короля. Анализ партий лучших шахматистов.

1

29

Атака на короля. Анализ партий лучших шахматистов.

1

30

Слабый пункт при рокировках.

1

31

Слабый пункт при рокировках.

1

32

Контратака. Практические занятия.

1

33

Контратака. Практические занятия.

1

34

Разбор специально подобранных позиций.

1

35

Разбор специально подобранных позиций.

1

ИТОГО

35

Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Основные позиции

9

1.

Тематические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара.

1

2.

Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры.

1

3.

Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар.

1

4.

Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение.

1

5.

Перекрытие. Сочетание приемов нападения.

1

6.

Угроза мата в один ход.

1

7.

Создание угрозы  мата. О противодействии угрозы мата.

1

8.

Тренировочные партии.

1

9

Тренировочные партии.

1

Развитие фигур

6

10.

Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр.

1

11.

Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек.

1

12.

Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Пешечный перевес.

1

13.

Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур.

1

14.

Пять факторов определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля.

1

15.

Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

1

Гамбиты

2

16.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте.

1

17.

Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы.

1

Перегрузка фигур

9

18.

Тактические удары и комбинации.

1

19.

Нападение на фигуру созданием удара

1

20.

Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.

1

21.

Защита фигуры.

1

22.

Вилка.

1

23.

Обмен фигурами

1

24.

 Подставка. Контрудар

1

25.

Связи фигур.

1

26.

Двойной удар.

1

Атака с разных полей

9

27.

Атака на короля.

1

28.

Слабый пункт при рокировках.

1

29.

Контратака

1

30.

Разбор специально подобранных позиций.

1

31.

 Анализ партий лучших шахматистов.

1

32

Практические занятия.

1

33

1

34

1

35

1

ИТОГО

35

Тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Развитие фигур

11

1.

Двойной удар.

1

2.

Сквозное нападение (рентген).

1

3.

Перекрытие.

1

4.

Сочетание приемов нападения.

1

5.

Угроза мата в 1 ход.

1

6.

Создание угрозы мата.

1

7.

О противодействии угрозы мата.

1

8.

Полезные и опрометчивые шаги.

1

9.

Полезные и опрометчивые шаги.

1

10.

Полезные и опрометчивые шаги.

1

11.

Тренировочные шаги.

1

Виды партий

4

12

Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

1

13

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес.

1

14

Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов определяющих ценность фигур.

1

15.

Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

1

Борьба за центр

2

16

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте.

1

17

Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

1

Виды защит короля

9

18

Тактические удары и комбинации.

1

19

1

20

1

21

Нападение на фигуру созданием удара.

1

22

Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.

1

23

Защите фигуры.

1

24

Вилка. Обмен.

1

25

Подставка. Контрудар.

1

26

Связи фигур. Двойной удар.

1

Ослабление позиций

10

27

Атака на короля.

1

28

Слабый пункт при рокировках.

1

29

Контратака.

1

30

Разбор специально подобранных позиций.

1

31

Анализ партий лучших шахматистов.

1

32

Практические занятия.

1

33

Практические занятия.

1

34

Практические занятия.

1

35

Практические занятия.

1

ИТОГО

35

Тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Построение стратегических планов

11

1.

Двойной удар.

1

2.

Сквозное нападение (рентген).

1

3.

Перекрытие. Сочетание приемов нападения.

1

4.

Угроза мата в 2, 3, 4 хода.

1

5.

Создание угрозы мата.

1

6.

О противодействии угрозы мата.

1

7.

Полезные и опрометчивые шаги.

1

8.

Тренировочные шаги.

1

9.

Тренировочные шаги.

1

10.

Тренировочные шаги.

1

11.

Тренировочные шаги.

1

Король против пешек

4

12.

Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

1

13.

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

1

14.

Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур.

1

15.

Пять факторов определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля.

1

Активный король

2

16

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). 10 правил для начинающих в дебюте.

1

17.

Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

1

Окончания партий

8

18.

Связи фигур. Двойной удар.

1

19.

Нападение на фигуру созданием удара.

1

20.

Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.

1

21.

Защите фигуры.

1

22.

Вилка. Обмен.

1

23.

Подставка. Контрудар.

1

24.

 Тактические удары и комбинации.

1

25.

Тактические удары и комбинации.

1

Комбинации эндшпиля

9

26.

Атака на короля.

1

27.

Слабый пункт при рокировках.

1

28

Контратака.

1

29

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций.

1

30

Анализ партий лучших шахматистов.

1

31

Практические занятия.

1

32

Практические занятия.

1

33

Практические занятия.

1

34

Практические занятия.

1

ИТОГО

34