III Критерий.

Остякова Екатерина Владимировна

III Критерий. Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriteriy_iii.doc261.5 КБ
PDF icon kruzhok_volshebnyy_kvadratik.pdf1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Название работы

Стр.

1

Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебный квадратик» (2019 – 2021 год) .

2

2

Самоотчет кружковой деятельности (2019 -2021г)

39

Рабочая программа

кружковой деятельности

«Волшебный квадратик»

на 2019-2021 год

                                                                   

Руководитель:

                          Остякова Е. В.

Расписание кружка

«Волшебный квадратик»

День недели: четверг

Время: 16.00ч.

Пояснительная записка.

 Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

          Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д . и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст  является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение на пятом году жизни приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей дошкольного возраста  интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.

Срок реализации программы – 3 года.

Планируемые результаты освоения программы:

«Волшебный квадратик»

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой.
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
  • Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством оригами.
  • Овладеют навыками культуры труда.

Результативность данной программы

Воспитанники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, рифленый картон, обёрточная бумага, обои и др.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

Освоение Рабочей программы «Волшебный квадратик» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:

  •  индивидуализации образования / в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;
  •  оптимизации работы с группой детей;

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

  •  не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  •  позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  •  учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
  •  позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «Волшебный квадратик»

Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Показ образца выполнения последовательности работы.

Формы проведения итогов реализации программы кружка

«Волшебный квадратик»

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей

по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам.

Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется:

  •  поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
  •  ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Перспективный план взаимодействия с родителями

Дата

Мероприятие

Октябрь

Консультация «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

Март

Мастер – класс с родителями и детьми

Май

Презентация «Наше творчество»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности осуществления образовательного процесса

Режим занятий:

Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 3 года (2019-2021г).  Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек (по подгруппам). Занятия проводятся  один раз в неделю, с октября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-30 минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей,
посещающих кружок

В месяц

в год

2019-2021г.

4

34

10

Работа по формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

Вводная часть

  • беседа, мобилизация внимания,
  • создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

Физкультурная пауза

Основная часть

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности)

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
  • Повторение правил складывания.
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом .

3.2. Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Техника безопасности при работе с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.

Особенности работы с бумагой:

  • линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
  • прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
  • отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
  • при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
  • очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.

 

Календарно-тематический план работы.

(подготовительная группа)

Октябрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

3 октября 2019г.

Флажок

    Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

           

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

10 октября 2019г.

Стаканчик

  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Формировать умение загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                      

Квадрат 10*10 любого цвета.

Волшебная бумага.

Н.Чернова

17 октября 2019г.

Книжка

Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

24 октября 2019г.

Ёлочка

Формировать умение складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Развивать умение составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.                  

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

31октября 2019г.

Хризантема

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Ноябрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

7ноября 2019г.

Воздушный

          змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

14 ноября 2019г.

Лягушка

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета(10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

21 ноября 2019г.

Зайчик

Продолжать формировать умения мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Квадрат (10*10), заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

28 ноября 2019г.

Бабочка

Формировать умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Декабрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

5декабря 2019г.

Снежинки

Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

12 декабря 2019г.

Гномик

Продолжать совершенствовать навык делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко, выполнять инструкции педагога.

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкин

19 декабря 2019г.

Новогодние украшения

Продолжать совершенствовать навык мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

26декабря 2019г.

Снеговик

Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Январь

Дата

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

16 января 2020г.

Колобок

Формировать умение у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать совершенствовать навык оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.  

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

23 января 2020г.

Зайчик

 Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать формировать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

30 января 2020г.

Волк

Продолжать совершенствовать навык сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.        

Два серых квадрата15*15см,10*10см, клей, заготовки для глаз и носа.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Февраль

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

6 февраля 2020г.

Солдат

 Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                          

Листы форматом  А4 зеленого, синего, голубого, белого цвета, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

13 февраля 2020г.

Парусник

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из квадратного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Цветные Квадратные листы 20*20см, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина.

20 февраля 2020г.

Рубашка

Закрепить умение складывать базовую форму. Формировать умение чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

Цветные Листы форматом А4.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

27февраля 2020г.

Танк

Формировать умение складывать, продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

  Зеленые листы форматом А4, клей, ножницы.                        

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Март (с 26 марта дистанционно)

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

5марта 2020г.

Подарок для девочек

«Сумочка»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

12 марта 2020г.

Подарок маме «Букет тюльпанов»

Подарок бабушке «Фартук»

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

19 марта 2020г.

Вертушки

Формировать умение изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

26 марта 2020г.

Кошечка

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Формировать умение изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Совершенствовать навык складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Апрель (дистанционно)

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

9апреля 2020г.

Подарки малышам

Используя технику оригами, формировать умение изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

16 апреля 2020г.

Рыбки

Формировать умение складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

 Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

23 апреля 2020г.

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Формировать умение перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.                            

Квадрат 10*10, заготовки для глаз, клей, ножницы.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

30апреля 2020г.

Ёжик

Продолжать совершенствовать навык складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.              

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Оригами для старших дошкольников.

С.Соколова.

27апреля 2020г.

Курочка

Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

  Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер.                          

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Май (дистанционно)

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

14 мая 2020г.

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, совершенствовать навык чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты (1,5*1.5) оранжевого или красного цвета, (3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

21 мая 2020г.

Моё любимое оригами.

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

28 мая 2020г.

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Месяц

Тема

Цель

Литература

ОКТЯБРЬ

2020г.

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона

Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть)

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать)

Оригами для дошкольников

С.Соколова

НОЯБРЬ

2020г.

Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны)

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата пополам

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы)

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали)

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали и пополам

Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола

Применение полученных навыков в повседневной жизни (сюжетно ролевая игра сервируем стол)

Оригами для дошкольников

С.Соколова

ДЕКАБРЬ

2020г.

Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Листья

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Яблоко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук

Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Клссик, 2006.

ЯНВАРЬ

2021г.

Ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Груша

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Гриб

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

ФЕВРАЛЬ

2021г.

Письмо Карлсону

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к центру, создавая конверт. Складывая два угла к центру, получить форму «конфетки», положить её в конверт.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Закладка из «конфеток»

Познакомить детей с формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Самолет

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

Оригами для дошкольников

С.Соколова

МАРТ

2021г.

Цветы из «конфеток»

Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Лягушонок

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Рыбка

Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество

Оригами для дошкольников

С.Соколова

АПРЕЛЬ

2021г.

Щенок

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Звездочка

Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8 деталей из 2-4 цветов

Оригами для дошкольников

С.Соколова

МАЙ

2021г.

Звездочка

Из полученных на предыдущем занятии фигур «конфетки», склеиваем фигуру звезды на круглое основание. Учить детей следовать словесным указаниям, внимательно и аккуратно соединять части композиции. Воспитывать художественный вкус, усидчивость

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Голубь

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Слон

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Итоговое занятие:

Оформить выставку детских работ.

Список используемой литературы:

  1.  Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013
  2. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
  3. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.
  4. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
  5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
  6. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.
  7. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Клссик, 2006.

Первоисточники:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

Самоотчёт кружковой деятельности «Волшебный квадратик».

      Кружки «Волшебный квадратик»  развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

      На кружке дети развивают: воображение, фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие; учатся изготавливать поделки с использованием простой цветной бумаги. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30минут. В кружке используются: беседы, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций.

Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:

1. Познакомили  с задачами кружка, с  планом работы на учебный год;

2. Привлекали к сотрудничеству: пополнение дополнительного материала для кружка (бусины, нитки, различные виды круп, природный материал т.д.);

3. Приглашали на выставки детских работ.

   Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, требует ловких и точных движений, воспитывает усидчивость, сосредоточенность и аккуратность. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

 Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу бывает долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Работу по данному направлению я строила на основе главных методических принципов с учетом возрастных особенностей детей, доступности материала, постепенности его усложнения.

На занятии кружка  использовались  игровые приемы,  художественное слово, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение.

 Каждое занятие включало объяснение материала, но основное время отводилось практической работе. Обучению  технике оригами мы начали с показа  и объяснения, как нужно выполнять тот или иной сгиб для получения базовой формы, работа велась индивидуально. Прежде чем перейти от одной базовой формы к другой, уточнялось, хорошо ли дети усвоили те или иные приемы складывания.

       В результате обучения,  по данной программе дети:

  1. Научатся различным приемам работы  с бумагой;
  2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  4. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  5. Познакомятся с искусством оригами.

      Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм в начале, проводилось индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок научился их складывать. Чтобы вызывать у детей к конструированию и эмоционально настроить их на деятельность, используем произведение художественной литературы, аудио и видеозаписи, иллюстрации. Занятия сопровождаются использованием сказок, стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Пробудить творчество детей, подсказать интересное решение помогают также игровые приемы, пальчиковые игры, считалочки, скороговорки, тематические вопросы.

      Прежде, чем перейти от одного изделия к другому, уточняем, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.

     В кружке «Волшебный квадратик» мы занимались с 2019г по 2021г. Надо отметить, что дети с удовольствием делали разнообразные поделки. Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо-влево», «верх-вниз». Обучение показывает эффективность этого труда. К концу учебного года, кисти пальцев становятся более ловкими, точными.

      В течение работы кружка в группе наблюдается положительная динамика развития воспитанников. Дети хорошо различают геометрические фигуры. Способны создавать поделки по пооперационным картам и словесной инструкции воспитателя. Успешно подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию.

      Проявляют значительный интерес к деятельности. У детей произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук, ручной умелости и глазомера. Они научились созданию изделий, выполненными в технике оригами; развили художественный вкус, творческие способности и фантазию; творческий подход к выполнению работы.

      Как руководитель кружка, стараюсь уделять внимание и индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, так как дети с разными умениями и способностями.

     При систематической работе -  деятельность детей в кружке положительно сказалась: на формирование взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для детей.

  Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы или в качестве подарка к празднику своим родным и друзьям. Дети радуются  тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.      Интересным было и оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки - ему холодно; цветы просыпаются, значит,  наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняла предыдущую, подсказывая новые игровые действия; активизируя творческую деятельность и игровой опыт детей, открывая перед ним перспективу дальнейшего развития игры. Дети свободно ориентировались в геометрических формах, понимали их отличительные особенности.

 Бумажные поделки помогли установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия, быть щедрыми и внимательными.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей и быстрейшего освоения техники письма.


Предварительный просмотр: