Материалы для учеников


Предварительный просмотр:

Ссылки сайтов  для подготовки к ГИА:

http://sdamgia.ru/

http://gorkunova.ucoz.ru/index/gia_po_matematike/0-18

http://www.fipi.ru/

http://ege.yandex.ru/mathematics-Gia/

http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-matematike

http://egeurok.ru/load/gia_po_matematike_2014/testy_gia_po_matematike_1_9_zadanija_lysenko_2012/2

http://egeigia.ru/all-gia/demoversii-gia/matematika/1327-demo-gia-2014-matematika

Ссылки сайтов для подготовки к ЕГЭ:

http://www.fipi.ru/

http://ege.yandex.ru/mathematics/

http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-matematike

http://reshuege.ru/

http://gorkunova.ucoz.ru/index/egeh_2012_po_matematike/0-19



Предварительный просмотр:

Если тебе трудно отвечать на уроке.


Существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса. Первый: подготовка урока. Второй: умение отвечать в классе. Ты дома готовишься к урокам, знаешь уроки хорошо, а в классе тебе трудно отвечать? Умение хорошо отвечать на уроке – это весьма сложное дело. Это умение складывается из трех основных частей:

1. Хорошая подготовка к урокам дома. Каждый знает: если не подготовишь урок, если не позанимаешься дома, скорее всего, ответишь плохо.

2. Самая лучшая работа вашего мозга в момент ответа. Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто ученик при ответе в классе использует одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже ответив, вспоминает: «Ах, ведь я мог сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказал?» Прежде всего, потому, что мозг ученика во время ответа работал не совсем хорошо. Это очень важно. У ученика не было внимания, сосредоточенного только на том предмете, по которому его спрашивал учитель. Ученика вызвали отвечать, а он разглядывает класс, смотрит в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за окном... Согласись: такое поведение, конечно же, не помогает сосредоточиться.

Несколько практических советов:
Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель. Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что ты знаешь по теме заданного вопроса.
Не бойся получить —--— оценку, помни: страх парализует работу мозга. Он пагубно влияет на память, и ты не скажишь даже четвертой части того, что знаешь.
Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок это результат обыкновенной трусости, неверия в собственные возможности. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносят пользы.
Ты всегда ответишь лучше, если настроен на то, что будешь отвечать. Очень часто этот настрой бывает обратным. «А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать?» Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психологический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» – это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готов ответить.

3. Практика. При ответах на уроках, так же, как и в других делах, необходимо иметь... практику. Если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, не бояться использовать все имеющиеся знания, следует попрактиковаться в ответах. Каким образом?

Первый способ. Уча урок, повтори его вслух собственными словами (не из книги!). Один или два раза. Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал!

Второй способ. Можно делать уроки вдвоем – с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хочешь хорошо отвечать на уроке, поиграть в «учителя и ученика». Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ставить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьезно. Потому что именно это – самое лучшее повторение урока, которое потом помогает при настоящем ответе в классе.

Третий способ. Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках.

Четвертый способ. Ежедневно по десять минут читай громко, медленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить. Чтение – даже тихое – это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе.

Дополнительный способ. Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать. Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику!
Можешь знать даже немного меньше, чем твой товарищ, а отвечать – лучше. Потому что очень много зависит от... умения отвечать.

Как стоять при ответе на уроке? Что делать с руками?
Попробуй немного понаблюдать за друзьями и подружками, когда они отвечают: один стоит скорченный, с несчастным выражением лица, как будто у него болит живот, другой раскачивается, с успехом изображая маятник от часов, третий оглядывается по сторонам, как будто за ним следит инспектор, четвертая беспрерывно развязывает и завязывает бантик на косе или ведет дикие схватки с карандашом, который держит в руке.
Как, на наш взгляд, следует держать себя при ответе:
Лучше стоять свободно и не оглядываться по сторонам, потому что это мешает сосредоточить внимание, которое очень важно при ответах.
Конечно, если ты хочешь, то можешь держать голову, печально опущенную вниз, но помни, что на слушающего тебя учителя производят очень плохое впечатление слова, которые бормочут под нос.
Убедитесь сам: если будешь стоять прямо, свободно, с головой, поднятой вверх, то сразу начнешь громко и свободно говорить. Твоя поза при ответе достаточно тесно связана с твоей манерой говорить. Естественно, и здесь бывают исключения.
Если ты совершенно не знаешь, что делать с руками, то держи в руках линейку, или тетрадь (закрытую), или книгу (закрытую), или мел, когда стоишь у доски. Это помогает. Только не ломай тот предмет, который держишь.
Если тебя вызвали к доске, встань из-за парты быстро и спокойно, иди уверенным шагом. Такой шаг добавит тебе веры в собственные силы. А с верой в собственные силы ты обязательно сумеешь при ответе на сто процентов использовать свои знания. Конечно, если ты тренируешь разумное мышление.

Помни: даже самая большая, непоколебимая вера в собственные силы не поможет, если у тебя нет знаний.

Я. Рудняньский



Предварительный просмотр:

Как написать исследовательскую работу (инструкция для школьников).

Исследовательский (научный) подход является одним из самых распространенных способов познания человеком окружающего мира. Он имеет четко установленные и принятые в образовании специфические составляющие, благодаря которым работа считается исследовательской. Что же должно присутствовать в содержании исследовательской работы школьника?

Инструкция
1
Наметьте вместе с учителем индивидуальный план подготовки исследовательской работы, установите логическую последовательность выполняемых действий, очередность их совершения и сроки выполнения того или иного этапа.
2
Определите цель исследования работы. Сформулируйте ее с максимальной конкретикой.
3
Выдвиньте гипотезу своего исследования. Это способствует конкретизации предмета исследования. В ходе работы гипотеза может быть подтверждена или же опровергнута. Она должна иметь научное обоснование, т.е. подкрепляться литературными фактами и логическими соображениями.
4
Наметьте задачи исследования своей работы. Цели и задачи – не одно и то же, последние указывают на то, что вы собираетесь сделать.
5
Создайте раздел «Литературный обзор», который будет кратко отражать, что известно о предмете исследования. В обзоре важно указать, что вы знакомы с областью исследования не по одному источнику, и пытаетесь решить новую задачу, а не занимаетесь тем, что уже не актуально.
6
Опишите в своей работе методику исследования, т.е. те методы, которые вы применяли в процессе сбора информации и на практике (тестирование, интервьюирование, опыты, эксперименты и т.п.).
7
Представьте собственные данные, полученные в результате исследования. В ходе исследования иногда получается большой массив данных, которые представлять нет необходимости. Эти данные обрабатывают и показывают только самые необходимые из них. Наиболее удобной формой представления данных является графическая (диаграммы, таблицы, графики и т.п.)
8
Сопоставьте полученные данные с данными в литературных источниках, а также, друг с другом. Проанализируйте полученную картину, т.е. установите и сформулируйте закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
9
Завершите исследовательскую работу выводами, в которых по порядку изложите результаты своей деятельности. Выводы должны отвечать гипотезе исследования, его целям и задачам, отвечать на поставленные вопросы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА по ПДД для учащихся:

Переходя улицу с двусторонним движением, посмотрите сначала налево, и если поблизости нет автомобиля, начинайте переход дороги по прямой. Дойдя до середины, посмотрите направо. Если поблизости нет машины, продолжайте свой путь.

Переходя дорог, посмотри, нет ли близко машин

Переходи улицу только на зеленый свет.

Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом.

Ходи по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.

Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках или обочине.

Подходите для посадки только после полной остановки.  транспортного средства.

Необходимо пристегнуться, если вы едите в легковом автомобиле,

в школьном автобусе.

Не обходи стоящий автомобиль - это опасно. Подожди пока он отъедет .

Не играйте на проезжей части.

Ведите велосипед рядом, если переходите улицу. Не рискуйте, переезжая дорогу!

Катайтесь на роликах, скейтбордах в парках и скверах, имеющих ограждения .

Всегда пропускайте автомобили с включенными  спецсигналами

В темное время суток используй ФЛИКЕРЫ (микропризматические  световозвращатели), чтобы стать заметней для проезжающего транспорта.



Предварительный просмотр:

                                  Пожарная безопасность.

    Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это одна из причин пожаров.

    Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и другие приборы. Не забывайте выключить газовую плиту. Если почувствовали запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите комнату.  Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от ёлки, лучше вообще вне дома.

    Самое опасное занятие – курение в постели. Человек засыпая, роняет окурок, загорается одеяло, начинается пожар.

    Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи.  Вы можете получить серьёзный ожог. Не трогайте без разрешения взрослых печную заслонку. Если её закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и вы можете задохнуться. Не открывайте печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскалённые угольки или искра и стать причиной пожара.

    Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, используя одеяло, пальто, огнетушитель, воду, песок. Если пожар не удалось сразу потушить, вы должны немедленно покинуть помещение и отойти в безопасное место!

    Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись.

    При сильном дыме дышите через намоченную ткань. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу – внизу меньше дыма.

    Обязательно закройте дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Если конечно, окна в комнате закрыты. Не пытайтесь выбежать из дома, если живёте на верхних этажах. Пройдя 2-3 этажа, вы можете отравиться продуктами горения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Лифт во время пожара – настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться. Вы должны закрыть входную дверь и заткнуть щели под ней мокрыми тряпками.

    Позвоните в пожарную охрану по телефону 9 – 01 и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры, чтобы пожарные знали, где вы находитесь, и оказали вам помощь. Закройте все окна и снимите занавески. При пожаре первым делом выключите электричество и газ. Наполните водой ванну, вёдра, тазы. Можете облить водой двери и пол. Ждите помощи пожарных. Ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте головы, не выпрыгивайте из окна.



Предварительный просмотр:

Советы психолога подросткам или как пережить подростковый возраст.

Подростковый возраст… Бунтарский, противоречивый и самый важный. Внезапные слезы, которые неожиданно сменяются взрывом смеха. Вчера еще ласковый ребенок сегодня становится колючим и скрытным. Что же делать, чтобы сохранить гармоничные отношения в этот непростой период? На просторах Интернета можно найти множество статей, в которых расписаны советы психолога подросткам и их родителям, но, на мой взгляд, перед тем как что-то предпринимать, необходимо овладеть всей информацией. Поэтому вначале хотелось бы рассмотреть причины проблемного поведения подростков.


Как известно, в процессе личностного и психологического развития человек переживает несколько кризисов. И подростковый – один из них. Недаром этот период считается наиболее сложным, ведь в это время человек балансирует между детством и взрослой жизнью. Важность данного этапа жизни заключается в том, что именно он формирует личность человека, его мировоззрение и убеждения. В этом возрасте на первое место выходит желание стать самостоятельным и независимым, познать себя и найти свое место в мире. Новую роль в жизни подростка играют сверстники, а точнее так называемая референтная группа, с которой он себя идентифицирует. Для подростка ее мнение становится более значимым и более важным, чем мнение родителей. Точка зрения группы часто принимается за свою собственную. Кроме того, этому возрасту свойственно проведение четкой грани между «Мы» и «Они»: «Мы – подростки» и «Они – родители (учителя)», «Мы -  рокеры» и «Они – панки» и т.д. Еще одна проблема подростков – внешность. Наверное, все помнят себя в том возрасте, когда любой, даже самый мелкий недостаток, казался проблемой вселенского масштаба, поводом для комплексов и насмешек. Считается, что подростковому кризису свойствен грубость, максимализм, скрытность, отвержение и стремление делать все наперекор. А в том случае если ребенок послушен и прилежен, родители радуются, считая, что их хорошо воспитанное чадо не испытывает никаких проблем, свойственных его возрасту. На самом деле это совсем не так, ведь здесь все зависит от темперамента подростка и от стратегии поведения родителей. Вполне возможно, что в душе примерного отличника бушует настоящий вулкан. И именно поэтому такой подросток требует не меньше, а иногда и больше внимания, чем откровенный бунтарь.

Ads by BetterSurfAd Options


На мой взгляд, перечисленные здесь особенности подросткового возраста основные. Существует также множество других нюансов, причем связанных не только с психикой, но и с физиологией.  Но далее мне хотелось бы рассмотреть то, что нужно, а чего не нужно делать в этот период. Бродя по Интернету, я заметила, что конкретные
советы психолога подросткам о том, как вести себя в это время, встречаются крайне редко. Поэтому вначале хотелось бы адресовать пару слов им.

Советы подросткам.

Скажу честно, то время, когда я сама была такой же как и вы, ушло недостаточно далеко, чтобы я его забыла, и достаточно, чтобы я смогла посмотреть на все тогда происходящее с другой стороны. Возможно то, что я сейчас напишу, не совсем будет похоже на серьезные
советы психолога подросткам, но, я надеюсь, будет немного понятнее. Что становится самым важным в это время? Правильно, желание, нет даже не желание, а потребность, быть взрослым, причем не только в собственных глазах, но и в глазах всех окружающих, в первую  очередь это касается родителей. Но, увы, достичь этого никак не удается, скорее наоборот: родители запрещают практически все, не слушая никаких уговоров и уверений, мотивируя это заботой о любимом ребенке. Что же делать? Однажды кто-то, уже не помню кто конкретно, сказал мне, что если я хочу чтобы ко мне относились как к взрослой, мне нужно вести себя по-взрослому. Разумеется, сначала я пренебрежительно фыркнула, но потом обдумала эти слова и поняла несколько важных вещей. Во-первых, взрослый человек никогда не будет поступать «как все», вначале он обдумает и оценит предлагаемое. Во-вторых, он всегда отвечает за свои слова и поступки, поэтому нельзя обещать того, что не можешь выполнить. В-третьих, ни один взрослый не будет, доказывая свою правоту, провоцировать конфликтную ситуацию, дерзить и кричать о несправедливости, вместо этого он постарается спокойно объяснить и обосновать свою позицию. И, в-четвертых, родители меня любят и поэтому хотят мне только добра.  Безусловно, три первых утверждения звучат несколько идеалистично, ведь все иногда поступают не так как правильно. Но по-настоящему взрослый человек, и сейчас я говорю не о паспортном, а о внутреннем возрасте, который выдает ответственное поведение, старается поступать именно так. А совершив ошибку он пытается ее исправить. Сделав эти выводы, я начала вести себя соответствующим образом. Результатом этого стало уменьшение ссор с родителями и повышение их доверия.



Предварительный просмотр:

Советы психолога подросткам или как пережить подростковый возраст.

Подростковый возраст… Бунтарский, противоречивый и самый важный. Внезапные слезы, которые неожиданно сменяются взрывом смеха. Вчера еще ласковый ребенок сегодня становится колючим и скрытным. Что же делать, чтобы сохранить гармоничные отношения в этот непростой период? На просторах Интернета можно найти множество статей, в которых расписаны советы психолога подросткам и их родителям, но, на мой взгляд, перед тем как что-то предпринимать, необходимо овладеть всей информацией. Поэтому вначале хотелось бы рассмотреть причины проблемного поведения подростков.


Как известно, в процессе личностного и психологического развития человек переживает несколько кризисов. И подростковый – один из них. Недаром этот период считается наиболее сложным, ведь в это время человек балансирует между детством и взрослой жизнью. Важность данного этапа жизни заключается в том, что именно он формирует личность человека, его мировоззрение и убеждения. В этом возрасте на первое место выходит желание стать самостоятельным и независимым, познать себя и найти свое место в мире. Новую роль в жизни подростка играют сверстники, а точнее так называемая референтная группа, с которой он себя идентифицирует. Для подростка ее мнение становится более значимым и более важным, чем мнение родителей. Точка зрения группы часто принимается за свою собственную. Кроме того, этому возрасту свойственно проведение четкой грани между «Мы» и «Они»: «Мы – подростки» и «Они – родители (учителя)», «Мы -  рокеры» и «Они – панки» и т.д. Еще одна проблема подростков – внешность. Наверное, все помнят себя в том возрасте, когда любой, даже самый мелкий недостаток, казался проблемой вселенского масштаба, поводом для комплексов и насмешек. Считается, что подростковому кризису свойствен грубость, максимализм, скрытность, отвержение и стремление делать все наперекор. А в том случае если ребенок послушен и прилежен, родители радуются, считая, что их хорошо воспитанное чадо не испытывает никаких проблем, свойственных его возрасту. На самом деле это совсем не так, ведь здесь все зависит от темперамента подростка и от стратегии поведения родителей. Вполне возможно, что в душе примерного отличника бушует настоящий вулкан. И именно поэтому такой подросток требует не меньше, а иногда и больше внимания, чем откровенный бунтарь.

Ads by BetterSurfAd Options


На мой взгляд, перечисленные здесь особенности подросткового возраста основные. Существует также множество других нюансов, причем связанных не только с психикой, но и с физиологией.  Но далее мне хотелось бы рассмотреть то, что нужно, а чего не нужно делать в этот период. Бродя по Интернету, я заметила, что конкретные
советы психолога подросткам о том, как вести себя в это время, встречаются крайне редко. Поэтому вначале хотелось бы адресовать пару слов им.

Советы подросткам.

Скажу честно, то время, когда я сама была такой же как и вы, ушло недостаточно далеко, чтобы я его забыла, и достаточно, чтобы я смогла посмотреть на все тогда происходящее с другой стороны. Возможно то, что я сейчас напишу, не совсем будет похоже на серьезные
советы психолога подросткам, но, я надеюсь, будет немного понятнее. Что становится самым важным в это время? Правильно, желание, нет даже не желание, а потребность, быть взрослым, причем не только в собственных глазах, но и в глазах всех окружающих, в первую  очередь это касается родителей. Но, увы, достичь этого никак не удается, скорее наоборот: родители запрещают практически все, не слушая никаких уговоров и уверений, мотивируя это заботой о любимом ребенке. Что же делать? Однажды кто-то, уже не помню кто конкретно, сказал мне, что если я хочу чтобы ко мне относились как к взрослой, мне нужно вести себя по-взрослому. Разумеется, сначала я пренебрежительно фыркнула, но потом обдумала эти слова и поняла несколько важных вещей. Во-первых, взрослый человек никогда не будет поступать «как все», вначале он обдумает и оценит предлагаемое. Во-вторых, он всегда отвечает за свои слова и поступки, поэтому нельзя обещать того, что не можешь выполнить. В-третьих, ни один взрослый не будет, доказывая свою правоту, провоцировать конфликтную ситуацию, дерзить и кричать о несправедливости, вместо этого он постарается спокойно объяснить и обосновать свою позицию. И, в-четвертых, родители меня любят и поэтому хотят мне только добра.  Безусловно, три первых утверждения звучат несколько идеалистично, ведь все иногда поступают не так как правильно. Но по-настоящему взрослый человек, и сейчас я говорю не о паспортном, а о внутреннем возрасте, который выдает ответственное поведение, старается поступать именно так. А совершив ошибку он пытается ее исправить. Сделав эти выводы, я начала вести себя соответствующим образом. Результатом этого стало уменьшение ссор с родителями и повышение их доверия.



Предварительный просмотр:

Проблема одиночества в подростковом возрасте

Проблема одиночества в подростковом возрасте всегда волновала молодёжь. Лето, каникулы, свобода... Но почему-то именно это время вызывает самые отчаянные приступы одиночества. Варианты самые разные: все разъехались, ты остался или осталась дома, оказалась или оказался в чужом городе, в летнем лагере не удалось наладить отношения с новыми знакомыми... А причина подчас одна - плохая, низкая коммуникабельность. 

Есть множество способов приобретения этого качества и решения проблемы подросткового одиночества. Давайте попробуем выделить хотя бы несколько основных факторов, которые помогают или мешают общению.

Первое, несомненно, - внешность. Не раз мне приходилось беседовать с твоими сверстниками, которые, считая себя непривлекательными, не соответствующими представлениям о красоте, становились излишне застенчивыми или, наоборот, чересчур развязными. И то, и другое в равной степени отталкивает людей и приводит к одиночеству.  

Чаще всего проблемы возникают из-за того, что один не дорос, другой выше всех, эта слишком худа, та могла бы иметь вес поменьше, некоторых очень печалят юношеские угри, а кое-кто просто сам себя не любит. Не нравится себе - вот и все!

С чего начать решать проблему одиночества в этом случае? Как ни странно, со здоровья. Крепкое тело независимо от роста придает уверенность в собственных силах. Худобу можно победить упорными тренировками, с лишним жиром помогают бороться они же. Угри? В большинстве случаев это результат небрежного отношения к тому, что ешь. Порой достаточно отказаться от жирной и сладкой пищи, чтобы кожа пришла в порядок. Пойди на ближайший луг, в лес. Собери травы для домашней аптечки. Среди них наверняка будут цветки ромашки, тысячелистник, полевой хвощ, листья мяты перечной, шалфея. Столовую ложку сухой смеси этих трав залей стаканом крутого кипятка, дай настояться и процеди. Такой же настой можно приготовить из сухих листьев и цветков зверобоя. Ими хорошо умываться вместо воды.

И еще: найди в своей внешности привлекательные черты. Начни любить себя, и другим с тобой будет легче общаться, ты не будешь в одиночестве. Только не впадай в крайность - излишняя самоуверенность тоже не украшает.  

Второе - приветливость (но не навязчивость). Часто возникает вопрос: кто первым должен заговорить при знакомстве - парень или девушка? Например, едут он или она в поезде дальнего следования. Читать надоело, от плейера уши опухли, вид за окном не балует разнообразием. Стоит в коридоре каждый у своего окошка и друг на друга поглядывает.

Вроде бы считается, что парень должен инициативу проявить. Но, право, и девочкам позволено первыми слово молвить: конец двадцатого века все-таки, равноправие. Только не советую сразу в биографию нырять: куда едешь? Да к кому? Да зачем и так далее. И других тем предостаточно: и вагон, который заносит на поворотах, и погода за окном, и даже стая ворон, что сорвалась с насиженного места вдогонку поезду.

Может, после первой фразы попутчик не откликнется. Не беда, скажи вторую и, если заметишь молчаливый интерес, произнеси третью, помоги человеку менее контактному, чем ты. Но если видишь. что реакции нет, не обижайся, не принимай это на свой счет. Не потому молчит, что ты не хорош или не хороша, а потому что занят своим, личным, быть может, и не очень радостным...  

Третье - самоконтроль и чувство собственного достоинства. Пришлось как-то наблюдать такой случай. Едут в метро две девушки лет по шестнадцать. Симпатичные, одеты неплохо, накрашены со вкусом. Короче, ничего девочки, в порядке. Вошла пара “крутых”, один моментально на подружек “глаз положил” и начал “клеить”. Громко, нагловато, на весь вагон.

Народу было не много - середина дня, но все с интересом наблюдают с интересом сей бесплатный спектакль. Парень выступает - девушки не реагируют, между собой тихонечко беседуют. Он побагровел, перешел на оскорбления. Они же продолжали вести себя так, будто его нет. В конце концов приятель взял наглеца за локоть и вытянул из вагона на одной из остановок. А девушки едут себе и продолжают беседовать.

Тут часть вагонной публики неожиданно пустилась в обсуждение увиденного. Одни говорят: “Что же это вы! Вас оскорбляют а вы молчите?” Другие : “А почему это они должны на всяких хамов внимание обращать?” А девушки в обсуждении участие не приняли, доехали и вышли на своей остановке. Очень славные девушки с чувством собственного достоинства. Смолчать в определенной ситуации - это тоже способ общения и, значит, шаг от одиночества.

Четвертое - умение отключаться от проблем. Некоторым людям трудно бывает наладить контакт с окружающими из-за постоянной зацикленности на своих проблемах. Это касается не только подростков, но и людей взрослых. Одни говорят только о своей работе, другие - о детях, третьи - о семейных неурядицах, а потом удивляются, что окружающие стараются избегать общения с ними.

Уважая людей, легко осознать, что ситуации, характерные для вашего класса, могут быть не интересны случайному попутчику в том же поезде. У него свой класс, свои коллизии. При установлении контактов с людьми постарайтесь найти общие темы. Их немало: спорт, искусство, музыка, отдых, профессиональные склонности. Но иногда бывает очень важно просто проявить терпение и выслушать человека, если у него, что называется на душе наболело-накипело.

Пятое - избирательность. У великого поэта Востока Омара Хайяма есть такие строки: “Чтобы здоровым быть, два важных правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем с кем попало”.

Да уж, воистину, не стоит гадость всякую в рот тянуть. К этому с детства приучают. Ну а контакты? Скучно тебе с человеком? Неуютно в компании? Тревожно идти в чужой дом на вечеринку? Доверься своему внутреннему голосу, останься дома с книгой у телевизора, делом займись, в кино сходи. Не напрягай себя общением с чуждыми людьми.

В еще большей степени это относится к контактам интимным. Сейчас считаются современными, модными свободные сексуальные отношения. Секс без любви пресен и скучен, но для многих это не аксиома, а теорема, требующая доказательств. “Вот убедиться бы на собственном опыте, что не обманывают, не пытаются скрыть нечто, как рождественский подарок в дальнем углу запертого шкафа”.

Так или приблизительно так рассуждают некоторые молодые люди и барышни, пускающиеся в сексуальные эксперименты над собой, не прихватив при этом важный атрибут семейной жизни - любовь.

Что их ждет? Чаще всего разочарование, особенно девочек. Слезы под аккомпанемент причитаний: я ему поверила, а он меня обманул. Хотя на самом деле ему, случайному интимному партнеру, она и не собиралась верить, скорее хотела “заткнуть брешь” одиночества. Думала, вдруг потом начнется любовь. Но не вышло. Теперь обидно. Хотя какие к нему могут быть претензии? Ведь согласилась на все добровольно. И мальчику в этой ситуации не лучше. И, может, обойдет он стороной ту единственную, другую девочку, вспоминая безрадостный физиологический акт с той, которая ему “поверила”... Печально все это. И нечистоплотно.

Полистайте журнал и газеты, ведь не детской “буки” ради все чаще пишут о подростковой гонорее, сифилисе. Болезни эти - результат случайных интимных контактов, безответственных связей, секса без любви. Да, кто-то пытается именно так решить проблему одиночества. Но очень вас прошу: не следуйте этому примеру. Лучше учитесь полноценно общаться, преданно любить. Счастливее будете. И забудете об одиночестве.