Родителям

Комолова Юлия Николаевна

Методическая работа в помощь родителям, чьи дети пришли обучаться в ДШИ.

Цель: создание единого воспитательного образовательного пространства "семья - школа"

Анкета для родителей

Антека для обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями учащихся в детской музыкальной школе

                                                                                  Таланты создавать нельзя,

                                                                                            но можно и нужно создавать среду

                                                                               для их проявления и роста.                                                                                                                                         Г.Г.Нейгауз

Работая педагогом дополнительного образования уже более двадцати пяти лет я глубоко убеждена, что активное и плодотворное взаимодействие ДМШ и ДШИ с семьёй учащегося, является одним из условий полноценного, приносящего конкретные результаты педагогического воздействия. Значимость данного направления в работе педагога – музыканта сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, его ближайшее окружение – семья. Правильная организация работы с семьёй учащихся помогает в решении многих задач, актуальных для музыкальных школ в современных условиях.

Ни для кого не секрет, что если ранее в ДМШ и ДШИ проходил тщательный отбор поступающих, то на сегодняшний день мы вынуждены принимать всех, кто пришёл. Актуальной проблемой практической деятельности музыкальных школ становится обучение неоднородного по уровню способностей, мотивации, эмоциональному и интеллектуальному развитию, социальному статусу контингента. Что касается нашей школы, то, как и для любой школы небольшого периферийного городка, эта проблема, учитывая специфику социума, проявляется наиболее остро. Администрация школы регулярно проводит анкетирование среди родителей учащихся. На первое место выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены вопросом, пригодится ли их ребёнку музыка, если в будущем он изберёт другую профессию. Именно поэтому, подчёркивая не элитность музыкального образования, а его полезность для полноценного развития ребёнка и дальнейшего его продвижения по жизни, так необходима постоянная работа с родителями. В своей практике, в частных беседах, на родительских собраниях, объясняя важность и пользу занятий в музыкальной школе, я довольно часто ссылаюсь, зачитываю выдержки из статьи доктора искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарской «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» (приложение 1).

Цель данной работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного пространства «семья – школа».

Задачи работы с родителями:

1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач, выявление и совместное решение проблем.

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом и в музыкальную, общественную жизнь школы.

 3. Ознакомление родителей с программой обучения, планом мероприятий детской музыкальной школы.

4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.

4. Создание определенной системы просвещения родителей.

5. Повышение роли семьи в воспитании детей.

Формы связи семьи и школы:

1. Коллективная: родительские собрания, конференции, взаимодействие с Управляющим советом школы, день открытых дверей, фестивали, выставки творческих работ.

2. Групповая: проведение классных родительских собраний, открытые уроки, работа по оформлению класса, проведение классных мероприятий.

3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор, переписка.

Многие учащиеся уже на начальном этапе обучения, поняв всю сложность поставленных перед ними задач, объём затрачиваемых на обучение времени и усилий, теряют желание учиться в ДШИ и ДМШ. Правильная организация работы с семьями учащихся помогает мне в решении многих педагогических задач. Задача родителей – помочь ребёнку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём желание, стремление и веру в свои силы. Я объясняю родителям, что нельзя приучать детей бросать начатое на полпути, это может стать для них привычной практикой.  

К сожалению, многие родители не понимают специфики обучения в ДШИ и ДМШ, относятся к музыкальной школе как к «кружку» или «секции» занятия, в которых не предполагает домашних заданий. Иногда позиция родителей доходит до полного абсурда и приходится объяснять важность и необходимость приобретения для занятий дома музыкального инструмента.   Следующий аспект работы с родителями учащихся заключается в разъяснении важности регулярной домашней подготовки.

При личных встречах я объясняю родителям, что они вполне могут помогать своим детям в выполнении домашних заданий, подчеркиваю важность соблюдения всех правил при домашней подготовке. Далее хочу выделить следующее: желательно присутствие родителей на занятиях хотя бы на первоначальном этапе обучения (с точки зрения повышения эффективности домашней работы очень полезно проводить открытые уроки для родителей учащихся). Рекомендую для ознакомления психолого-педагогическую литературу, интересные публикации. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т. д.).

Необходимо обратить внимание родителей на освоение нового распорядка дня, поддержку первых успехов и неудач, наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, предупреждение ситуаций психологического дискомфорта.

В современных условиях добавилось активное использование интернет - ресурсов (видео и аудиозаписи музыкальных произведений как их числа изучаемых учащимся в классе инструментального исполнительства, так и изучаемых на уроках музыкально-теоретического цикла, и, конечно, обширной фонотеки лучших образцов классической и современной музыки). Помимо прослушивания, изучения аудио и видеоматериала, это может быть и совместное посещение различных общеразвивающих сайтов. Ещё я рекомендую создание домашней фонотеки, видеоархива выступлений ребёнка, обязательный сбор нотного архива изучаемых им произведений

Хочется отметить важность присутствия родителей на любом выступлении их ребёнка. В нашей школе традиционно проводятся концерты к различным юбилейным, праздничным датам. И не важно, оцениваются эти выступления по балльной системе или нет, помимо моральной поддержки со стороны родителей, дети получают удовлетворение от значимости своей ежедневной и кропотливой работы, у них появляется стимул, стремление выступить как можно лучше, ярче, эмоциональнее.  

Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, помогает сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.

Тщательно выстроенная, продуманная работа с родителями, безусловно, приносит положительный результат. Педагогу нужно не жалеть времени на работу с семьей, на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению. Он должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями. Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта педагогического процесса. Только при единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

Значимые формы работы

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в ДШИ и вне её, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами.

Организация совместных досуговых мероприятий. Во многих школах родители — частые гости на внеклассных мероприятиях. Это и открытые уроки, и концерты, и участие в массовых мероприятиях разных уровней. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Индивидуальные консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о делах ДШИ и поведении ребенка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети идеальны. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов, не помогают им в создании «рабочих уголков». Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Изучение семей и условий семейного воспитания. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. В ходе первой ознакомительной беседы необходимо выяснить условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные ценности, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями постараться понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определить уровень педагогической образованности родителей, оценить их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.

Важной формой осуществления контакта педагога с родителями является работа посредством индивидуальных встреч, бесед и анкетирования (приложение 2). Педагог и родители оказывают друг другу помощь, направленную на воспитание обучающихся в объединении. Основная задача в работе с родителями – сделать семью союзником в воспитании обучающихся.

В начале первого учебного года родители и обучаемые заполняют анкеты, отвечая на вопросы о состоянии здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для занятий данным видом творчества, высказывая свои пожелания в работе объединения. В личной беседе при первой встрече проходит знакомство с семьей в целом, с ее микроклиматом, выясняются индивидуальные особенности детей и их родителей. Особенно важны и необходимы такие диалоги при индивидуальной работе с детьми, находящимися на надомном обучении.

Диалог – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Каждая такая беседа направлена на решение определенных задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса: установление контакта между педагогом, учеником и родителями; определение общих проблем для объединения и семьи; проблем не только организации образовательного процесса, но и воспитания ребенка, т.е. определяются проблемы, которые будут решаться индивидуально.

Приложение 1.

Дина Кирнарская – десять причин отдать ребенка в музыкальную школу

 http://ik-music.net/file/10_muzic.jpg

  • Дина Константиновна Кирнарская (музыковед,  проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных, президент АНО «Таланты-XXI век») - "Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая... есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители"... 
  • 1.  Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
  • 2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

  • 3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

  • 4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

  • 5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

  • 6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

  • 7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
  • 8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

  • 9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает, и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

  • 10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Приложение 2.

Анкета для родителей, обучающихся 1-2 классов

1.        На какие индивидуальные особенности ребёнка следует обратить внимание учителя?

2.        Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?

3.        Какие методы воспитания вы предпочитаете в своей семье? (уговоры, разъяснения, требования, наказания, поощрения, личный пример или другие?)  

4.        Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

5.        Ваши пожелания, предложения.

Анкета для обучающихся 1-2 классов «Музыка и Я»

1.        Где ты слушаешь музыку?

Выбери один или несколько ответов

•        телевидение  

•        радио  

•        концерт

•        компьютер

•        плеер  

2.        Можешь ли назвать себя любителем музыки?

•        да  

•        нет  

•        затрудняюсь ответить

3.        Какую музыку ты любишь слушать?

Выбери один или несколько ответов

•        классическую  

•        современную  

•        народную  

•        зарубежную  

•        отечественную  

4.        Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?

•        да  

•        нет  

•        затрудняюсь ответить

5.        Как часто ты с родителями посещаешь театр, концертные залы, музеи, филармонию?

•        1 раз в месяц

•        2 – 3 раза в месяц

•        от случая к случаю

•        не посещаю

6.        Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления?

•        да  

•        нет  

•        затрудняюсь ответить

7.        Любишь ли участвовать в концертах?

•        Да, люблю  

•        По настроению  

•        Не очень  

•        Не люблю  

8.        Какая музыкальная деятельность тебе больше нравится:

•        сочинять музыку  

•        слушать музыку  

•        исполнять музыку  

9.        Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Выбери один или несколько ответов

•        смотреть телевизор  

•        слушать радио  

•        ходить на концерты, в театр

•        играть в компьютер

Благодарим за участие!