Опыт работы.

Шихмагомедова Динара Велихановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberezhenie_opyt_raboty.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шихмагомедова Динара Велихановна воспитатель МДОУ «Детский сад №14 » с. Елизаветинское. Тема по самообразованию: « Формирование у ребёнка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности »

Слайд 2

Вот уже на протяжении ряда лет я веду работу по теме: «Формирование у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности», что побудило выбрать эту актуальную тему? Ознакомившись с публикациями Интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, я сделала вывод о том, что, воспитание культуры здоровья позволяет сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Кроме того, одной из приоритетных задач в работе дошкольного учреждения в современных условиях является обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей; формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. На основании вышесказанного мною была проведена работа, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья. Со своим опытом по данной теме я выступала на педагогическом совете ДОУ .

Слайд 3

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог . Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений работы в детском саду является воспитание культуры здоровья у всех участников образовательного процесса. Почему? Необходимость становления культуры здорового образа жизни дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей (мотивации ЗОЖ), которая в старшем дошкольном возрасте приобретает осознанный познавательный характер. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Актуальность определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.

Слайд 4

Для теоретического обоснования проблемы формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий. Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Культура здорового образа жизни — совокупность знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, а также их практическая реализации с помощью методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять эти знания на окружающих. Формирование культуры ЗОЖ - целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия.

Слайд 5

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни отражен в психолого – педагогической литературе, в работах А.А. Бодалева , А.Л. Венгера , В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина , Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской , С.А.Козловой , Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой , И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Применительно к дошкольному образованию мы ставим своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. На основе анализа психолого – педагогической литературы приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующей последовательности : Знания практические умения основы культуры ЗОЖ .

Слайд 6

На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы: Цель : « Формирование у ребёнка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности » Задачи : Образовательные : 1.Формировать элементарные представления о здоровье (знание своего тела, польза специальных упражнений, забота о здоровье, не вредить своему организму); 2.Формировать практические умения и привычки по укреплению здоровья. 3.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах валеологического просвещения, активизировать роль родителей в формировании навыков ЗОЖ. Воспитательные: 1.Воспитывать у детей мотивацию к здоровому образу жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями; 2.Воспитывать произвольные привычки ЗОЖ. Оздоровительные: 1.Повышать устойчивости организма и психики – закаливание к неблагоприятным воздействиям.

Слайд 7

П едагогическая идея опыта определяется повышением уровня культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста формирование индивидуального стиля здорового поведения формирование ответственности у родителей, в деле приобщения к здоровому образу жизни.

Слайд 8

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов: 1 этап: аналитический Цель: изучение возможностей и потребностей группы. 2 этап: практический. Цель: введение формирующих навыков здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. 3 этап: обобщающий. Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме . На аналитическом этапе мы выявили первоначальный уровень сформированости культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста; изучили оценку отношения родителей к ЗОЖ посредством социального опроса родителей воспитанников. Результаты позволяют сделать вывод о том, что представления о здоровом образе жизни детей достаточно сформированы у 20% группы. Дети имеют полное представления о ЗОЖ, знают, как поддерживать свое здоровье в полном порядке и как сформировать у себя здоровый образ жизни. Кроме этого, имеют представления о правилах безопасности в быту. Культурно – гигиенические навыки сформированы полностью . У 40% воспитанников представления о ЗОЖ сформированы частично: понимают, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать его, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы . При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращаются за помощью к взрослым. Имеют отрывочные представления о правилах безопасности в быту.

Слайд 9

Так же в группе имеется часть детей, а это 40% , у которых представления о ЗОЖ не сформированы. Дети не уверены в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не могут правильно умываться, следить за своим внешним видом). Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь. Не имеют представлений о правилах безопасности в быту .

Слайд 10

Так же нами было проведено изучение уровня знаний родителей о здоровом образе жизни и сформированности здорового образа жизни в семьях детей. Нами было проведено анкетирование родителей воспитанников. Результаты показывают, что у родителей не достаточно сформировано представление о ЗОЖ, они не всегда учитываю все принципы формирования ЗОЖ, знают некоторые показатели физического развития своего ребенка. Родители вместе с ребенком иногда занимаются физической культурой, следят за правильным питанием и личной гигиеной, но не соблюдают распорядка дня. Формирование основ безопасного поведения проходит в форме запретов .

Слайд 11

Культура ЗОЖ оздоровительно-педагогическая деятельность физкультурно-оздоровительную деятельность в заимодействия с семьями воспитанников Просветительская деятельность Практическая деятельность д инамические паузы, пальчиковая гимнастика Весёлые движения Оздоровление Чудо-дыхание Расслабление

Слайд 12

Реализуя оздоровительно-педагогическое направление проводила целенаправленную работу с детьми по формированию у них четких представлений о ценностях здоровья. Содержание разделила на блоки, в них отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правилами личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях. Материал на эти темы предоставляется детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. В блоке «Это Я» формировала представления о себе как о представителе человеческого рода, о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях. В блоке «Ребёнок и здоровье» я провела серию занятий «Откуда берутся болезни», «Грязь и микробы наши враги», «Здоровье и сила», «Витамины и полезные продукты». В блоке « Мойдодыр » дети учились правильно чистить зубы, а так же узнали, для чего нужен режим дня и зарядка. В блоке «Внимание - опасности вокруг нас» дети познакомились с правилами поведения на улице, об источниках опасности в квартире и групповой комнате, о правилах дорожного движения, о правилах первой помощи. В игре «Мы пожарные» обыграли ситуацию поведения при пожаре .

Слайд 13

Хотела бы отметить, что каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение ). В реализации физкультурно-оздоровительного направления я знакомила детей с правилами выполнения физических упражнений. Познакомила с разными видами закаливания, дыхательной, корригирующей гимнастики. Формировала устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Слайд 16

№ п/п Название раздела Содержание раздела Задачи раздела 1 «Весёлые движения» подражательные движения подвижные игры игровые упражнения 1.формировать двигательную активность ребёнка 2. приучать активно участвовать в подвижных играх и физических упражнениях 3. учить проявлять творчество в разнообразной двигательной деятельности. 2 «Оздоровление» самомассаж, оздоровительная гимнастика профилактика сколиоза профилактика плоскостопия 1.учить любить себя 2. воспитывать бережное отношение к своему телу 3.развивать гибкость тела, пластику движений 4.создавать положительный эмоциональный настрой. 3 «Чудо – дыхание» дыхательную гимнастику целебные звуки носовое дыхание 1.восстановление и формирование правильного дыхания 2.стимулировать деятельность диафрагмы 3.повысить эмоциональный тонус 5 «Расслабление» Психогимнастика гимнастика для глаз 1. Развивать мимику, пластику, воображение речевой аппарат . 2. научить детей навыкам саморегуляции и расслабления 3.профилактика глазных заболеваний. На данном слайде представлен план реализации физкультурно-оздоровительного направления. План работы по разделам отражён в циклограмме деятельности воспитательно-образовательной работы группы

Слайд 17

Мы выделяем 4 направления по взаимодействию с родителями по формированию культуры ЗОЖ: - Диагностическое: анкеты , опросы, которые проводятся в течение учебного года с целью выявления интересов, потребностей семьи и ребенка в детском саду, особенностей и проблем семейного воспитания. - Образовательное: и х цель – вовлечь родителей в оздоровительный процесс, воспитывать в своих детях привычку к ЗОЖ, довести до родителей рекомендации специалистов. С большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают образовательную деятельность и другие мероприятия с участием детей. Знакомятся с проведением комплекса оздоровительных мероприятий в ДОУ . В нетрадиционной обстановке проходят «Круглые столы». В занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, обсуждают актуальные проблемы воспитания. - Информационное: в нашем детском саду оно представлено в виде «Уголков здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Также готовятся фотовыставки, плакаты, в которых ведется пропаганда здорового образа жизни. - Интерактивное: Очень интересно проходят спортивные праздники с участием родителей: - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», праздник , посвященный «Дню защиты детей, физкультурные досуги, «Зимние забавы».

Слайд 18

На 3- ем, обобщающем этапе, для того чтобы проанализировать свою работу по формированию культуры ЗОЖ, я провела диагностику, для этого использована диагностическая карта для детей дошкольного возраста в соответствии с критериями программы «От рождения до школы». Динамика формирования представлена в диаграмме.

Слайд 19

Анализируя данные можно сделать вывод о том, что произошли не только количественные, но также и качественные изменения: дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о понятиях «здоровье», «болезнь», дети имеют высокий уровень представлений о составляющих здорового образа жизни: о правильном питании, пользе закаливания, о пользе утренней зарядки, необходимости соблюдения правил личной гигиены. Дети самостоятельно выполняют доступные гигиенические процедуры, что говорит о сформированных практических умениях по укреплению здоровья на основе полученных знаний. У детей выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Кроме того, дети имеют представления об опасностях, которые угрожают их жизни и здоровью в бытовых ситуациях. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в формировании культуры ЗОЖ дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей .

Слайд 20

Для успешного формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста необходимы следующие условия: Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием культуры ЗОЖ дошкольников; Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе накопления знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье. Интеграция задач воспитания культуры ЗОЖ в целостный педагогический процесс; Создание развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна. В группе создан «уголок здоровья». В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Слайд 21

Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни и воспитанию у них культуры здорового образа жизни, интеграции знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании здоровьесберегающей среды. Мной был разработан перспективный план по формированию основ ЗОЖ, серия конспектов, картотеки дидактических игр, дыхательной гимнастики, картотека релаксационных игр и упражнений для детей, комплекс упражнений с массажными мячами, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр, картотека игр по формированию ЗОЖ, картотека гимнастики для глаз .

Слайд 22

Результатами своей работы считаю то, что наши воспитанники: Имеют целостное представление об особенностях функционирования человеческого организма. Сформированы представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять пользу и вред употребляемых в пищу продуктов. Сформированы представления о составляющих здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и солнце, воздух, вода; Называют факторы, разрушающие здоровье; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроены на здоровый образ жизни; Имеют представление о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах .

Слайд 23

Расширены представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Соблюдают правила гигиены, опрятны, аккуратны, с радостью принимают участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. Способны выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности . Воспитанники активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в быту, на дороге. Семьи принимают активное участие в формировании ЗОЖ у своего ребенка и семьи в целом. Родители знают различные показатели физического развития своего ребенка и способы укрепления здоровья детей.

Слайд 24

Поиск эффективных путей решения поставленных задач, обозначили проблему, каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне - участием в педагогических советах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ - участием в родительских собраниях «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников», «Бережем здоровье с детства», «Здоровьесбережение в детском саду и семье»

Слайд 25

Спасибо за внимание.