Поиграйка

Шихмагомедова Динара Велихановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: ЛОТО – « ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , кто у кого окажется больше закрытых полей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАРТОЧНАЯ ВИКТОРИНА».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры:

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ХОРОШО – ПЛОХО»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

 Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар).

*****

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире).

*****

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг).

*****

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл).

*****

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом).

*****

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)?

*****

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы).

*****

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01).

*****

Дым увидел - не зевай.

И пожарных ….(вызывай).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры:

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.).

СЮЖЕТНО РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

«МЫ - ПОЖАРНЫЕ»

Предварительная работа: экскурсия в пожарную часть, беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре ( Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»), рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры, ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

Конструирование зданий,

Игры с напольным конструктором,

Рассматривание плана-схемы улиц города,

Экскурсия по близлежащему микрорайону,

Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,

Беседы о профессии пожарного,

Отгадывание загадок,

Игры с транспортными игрушек,

Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игру.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ОДИН ДОМА».

Предварительная работа:

беседы на тему безопасности дома,

разучивание пословиц об огне и воде,

беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,

отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,

Знакомство с пословицами об огне,

Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.), предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы – пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

E:\1Картинки 3\106.gif



Предварительный просмотр:


 

СТУЛ



Предварительный просмотр:

«Береги руки»

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2–3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

«Волшебное слово»

Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте…» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Горячие руки»

Дети образуют круг.

Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

«Зеваки»

Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.

«Земля, вода, воздух»

Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде.

Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» – того, кто летает.

«Золотые ворота»

Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимают их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота, проговаривая:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущими, поднимают руки.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота.

«Ипподром»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Лошадка бежит, бежит. (Хлопаем руками по коленкам.)

Лошадка идет по траве. (Трем ладошки рук.)

А тут барьер (Набираем воздух в рот и ударяем по щекам.)

И еще барьер…

Действия меняются. Игра повторяется несколько раз.

«Краски»

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие – «краски».

Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

– Тук-тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найди голубые сапожки,

Поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

«Колечко»

Дети стоят в кругу, а водящий – внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.

Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

«Кружочек»

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

 Раз, два, три —

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается.

«Кто ушел?»

Дети стоят в кругу или полукругом.

Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5–6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.

Один ребенок прячется.

Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

«Кто приехал?» 

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

«Лавата»

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

Дружно мы танцуем —

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый —

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:

  • плечи хороши, а у соседа лучше.
  • уши хороши, а у соседа лучше.
  • глазки хороши, а у соседа лучше.
  • щеки хороши, а у соседа лучше.
  • талия хороша, а соседа лучше.
  • коленки хороши, а у соседа лучше.
  • пятки хороши, а у соседа лучше.

«Ладошки»

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

«Лягушка»

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Мы по Африке гуляли»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)

И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.) 

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.) 

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)

Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

«Мяч»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопают.)

Четыре, три, (Шлепают.)

Два, один. (Хлопают.)

Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)

Играть хотим.

Только надо

Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.) 

Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)

Догонять. (Приседают.)

«Найди и промолчи»

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

«Низко – высоко»

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» – поднимайте руки вверх;

«Низкие» – приседайте и руки опускайте;

«Широкие» – делайте круг шире;

«Тонкие» – делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Почта.

– Откуда?

– Из страны сказок.

– А что там делают?

– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или выполняют названное действие.

«Пять имен»

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

«Съедобное – несъедобное»

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

«Тик – так – тук»

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока.

«Три, тринадцать, тридцать»

Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель.

Педагог объясняет, что если он скажет: «Три» – все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать» – все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать» – все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1–2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители.

«Свободное место»

Играющие сидят в кругу.

Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три – беги!» – бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся.

Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место. Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется.

«Сиди, сиди, Яша»

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

«Угадай, что делали»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие.

Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.

«Хлопки»

Дети свободно двигаются по залу (площадке).

На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка – присесть, на три хлопка – встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова.

Затем выбирается другой водящий, игра повторяется.

«Чистюли»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)

Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)

Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)

Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)

Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)

      Зубы щеткой чище три! (Имитируют чистку зубов.)



Предварительный просмотр:

Старший дошкольный возраст

«Угадай, какой знак?»

Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант.
 Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

«Светофор»

Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины ( по проезжей части) или фигурки детей ( по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков),считается победителем.

«Водители»

Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.

Ход игры:

Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

«Кто отличник-пешеход?»

Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Ход игры:

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.

«Путешествие на машинах»

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

«По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«Найди нужный знак»

Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«Учим дорожные знаки»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.

Ход игры:

Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.

«Правила дорожного движения»

Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

«Законы улиц и дорог»

Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве.

Материал: Игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков.

Ход игры:

Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

«Говорящие знаки»

Цель: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.

Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.

Ход игры:

Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.

«Автошкола №1»

Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.

Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками.

Ход игры:

Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

«Мы - пассажиры»

Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«Дорожная азбука»

Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.

Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.

«Светофор и регулировщик»

Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

«Дорожные знаки»

Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».

Материал: Дорожные знаки

Ход игры:

Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.

Материал: Иллюстрации улиц города.

Ход игры:

Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

«Правила поведения»

Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

«Пешеходы и транспорт»

Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

Материал: Кубик, игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков.

Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

«Соблюдай правила дорожного движения»

Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход игры:

Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.

«Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

Ход игры:

Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.

«Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«Подбери знак»

Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.

Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.

Ход игры:

Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

«Я грамотный пешеход»

Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

«Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

«Найди нужный знак»

Цели: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.

Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом человек; дорожные знаки на липучках.

Ход игры:

Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.

Настольно-печатная игра «Дорога к бабушке»

Цели: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.

Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.

Ход игры:

Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.

«О чем сигналит регулировщик»

Цели: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.

Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.

Ход игры:

Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.

 «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога! », тот, кто поймает мяч, должен быстро назвать какое – либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт! » играющий отвечает названием, какого – либо транспорта; на слово «Пешеход! » можно ответить светофор, переход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

«Грузовики»

Ход игры:

Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

 

«Гараж»

Ход игры:

По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки для машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5 – 8 меньше числа играющих.

 Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

«Автобус»

Ход игры:

 «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш! » первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колоны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова преодолевают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (первый игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первая прибывшая на конечную остановку.

 «Веселый трамвайчик»

Ход игры:

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

 Мы по рельсам ездим дружно.

 Эй, садись к нам, кому нужно!

 Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

«Четвертый лишний»

Ход игры:

1.        Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.

2.        Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.

3.        Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

4.        Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

 «Игра в слова»

Варианты игры.

1.        Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.

2.        Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3.        Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

«Группы дорожных знаков»        

Ход игры:

1.        Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит детей подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.

2.        Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Выбираются участники игры, которые по указанию воспитателя отбирают нужные знаки, раскладывая их в подготовленные обручи. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Следующим участникам игры предлагают подобрать по одной картинке к определенной группе дорожных знаков, аргументировать свой выбор.

«Виды транспорта»

Ход игры:

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.

«Поле чудес» 

Ход игры:

Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. Дети поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет ребенок. Воспитатель просит найти выход.

«Объяснялки»

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус – на нем ездят люди на работу и ли в гости, он бывает под разным номером).

Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.

«Узнай дорожный знак»

Ход игры:

На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.



Предварительный просмотр:

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности

Игры  на формирование правовой культуры

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

 «Я имею право...»

Цель.

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть  представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель.

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.


«Скорая помощь»

Цель.

  • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».

Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Помогите! Милиция!»

Цель.

  • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с

изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.


«Если возник пожар»

Цель.

  • Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он

выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный ..,

(передает ребенку воздушный шар)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

 Воспитатель.

Раз, два, три, четыре

у кого пожар ...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег ...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных …

Ребенок. Вызывай. (Передает шар )

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарство для бабушки;

- мамина подруга пришла гости;

- соседи просят  зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель.

  • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал. Игрушки (разложены на полу) – на каждую пару детей.

Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.

«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой – ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.

Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель.

  • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».

Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

 «Снежная королева»

Цель.

  • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

                                   


«Угадай, кто это»

Цель.

  • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка - рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.


« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза -по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.


 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель.

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-З минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель.

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Помоги се6е сам»

Игра-упражнение

Цель.

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры

Воспитатель предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
  •  «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.

«Нарисуй узор»

Цель.

  • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей –на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель.

  • Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их  головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до

 трех, четырех, пяти человек.


«Цветик-семицветик»

Цель.

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель.

  • Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6ивая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.