План по самообразованию педагога

Аланина Ольга Андреевна

                 Девиз моего самообразования - высказывание детского писателя К.И. Чуковского: «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразованиево всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx203.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кизнерский детский сад № 4»

«План по самообразованию педагога»

Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Vozmozhnosti.jpg

Воспитатель: Аланина Ольга Андреевна

Девиз моего самообразования - высказывание детского писателя К.И. Чуковского: «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразованиево всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

Принципы самообразования:

  • Перманентность
  • Целенаправленность
  • Интегративность
  • Единство общей и профессиональной культуры
  • Взаимосвязь и преемственность
  • Доступность

Актуальность: В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей интересные идеи, развивают фантазию и воображение. Каждый из существующих нетрадиционных способов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.

Актуальность  выбранной  мной темы определена следующими проблемами:

1.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

2.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Цель: Повышение педагогической компетентности.

Задачи: 

1. Изучить процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  нетрадиционного рисования.

2. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.

3. Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.        

        Объект исследования: процесс творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

        Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития  творческих способностей у детей.

                                                   Задачи в работе с детьми:

-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

-Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

-Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

-Развивать творчество, фантазию.

-Активизировать детей при выборе тематики.

-Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

  -Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

-Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.

       Процесс развития творческих способностей у старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  1. Обеспечение воспитателей дошкольных учреждений  дидактическим материалом;
  2. Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;
  3. Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.
  4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.
  5. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности и искусства.
  6. Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
  7. Создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети. Мы совместно украшаем зал для праздников, создаём элементы декораций для игр-драматизаций. Используем в оформлении детского сада детские рисунки, поделки, коллективные и индивидуальные коллажи.
  8. Использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации.

Например: В гости к ребятам пришёл ёжик. Он не успел к зиме утеплить норку листочкам. Дети начинают ему помогать. Печатают листочками от деревьев разной формы, размера листики для ёжика.

  1. Правильное размещение центра изобразительного искусства. Он должен располагаться около туалетной комнаты. В которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, т и другие предметы, использованные на изобразительном занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть  свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.
  2.  Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
  3.  Учет  индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

 Сентябрь

 «Осенний букет»

(печатание листьями.) Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

«Волшебные зонтики»  Рисование с использованием салфеток.
Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.

 

 Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

 Октябрь

Заготовка на зиму «Компот из яблок»(Оттиск печаткой) Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка.

«Листопад» (коллективная работа)
(рисование точками).
Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
 

 

 

 Ноябрь

 «Цыпленок»(ватные диски, палочки) Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек.

«Анютины глазки»
Рисование окрашенным шариком. Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.

 Консультация

« Чудо нетрадиционной техники рисования»

Выставка детских работ 

 Декабрь

«Котенок» Тычок полусухой жесткой кистью. Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

«Укрась елочку бусами» (пальчики, оттиск пробкой) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой.

 

 Мастер – класс: «Зимнее дерево»
Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
 

Январь

«Красивые снежинки»
 Свеча, акварель.
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

«Метель»Ниткография. Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

 

Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

Февраль

«Самолет летит»(пластилинография) Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Развивать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии.

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

 

Март

«Волшебный цветок»  Рисование пастелью. Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

Облака» Рисование по сырому. Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 

Семинар - практикум
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Апрель

«Как я люблю одуванчики»совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; рисование одуванчика в смешанной технике - печать листьями, вилкой и поролоновой губкой; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

«Весеннее солнышко» Рисование ладошками Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

 

Беседа с родителями с элементами практикума «Рисуя - играем»

 Май

 «Цветущая ветка». Выдувание трубочкой, аппликация. Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

«Праздничный салют»Граттаж. Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

 Открытый просмотр НОД «Берёзовая роща» - рисование мятой бумагой

 

 Изучение методической литературы по теме СО 

1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».-М: Т. Ц. Сфера, 2005г. и

2.Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

 Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема:  Открытый просмотр НОД «Берёзовая роща» - рисование мятой бумагой

2. Проведение семинара для родителей. Тема: Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

3. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

4. Изготовлен Лэпбук «ИЗО»

5. Выставка работ. Тема: «Подарок для любимых»

6. Консультация для родителей. Тема: Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

7. Родительское собрание. Тема: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

8. Консультация для педагогов. Тема: « Чудо нетрадиционной техники рисования»

9. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Эффективность проведённых работ по изучению и освоению нетрадиционной техники рисования можно отследить в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

          Мониторинг проводился в начале года, когда дети только осваивали новые нестандартные техники изображения рисунка. И в конце года, когда проводились контрольные занятия, для закрепления новых нестандартных техник изображения.

                             Выведем показатели на диаграмму.

 

 Рассмотрев диаграмму, можно сказать что:

- на начало года средний уровень владением нетрадиционной техники рисования преобладал над высоким и низким. А низкий уровень преобладал над высоким.

-на конец года ситуация изменилась: вырос высокий уровень, а низкий уровень уменьшился. Средний  уровень изменился незначительно.

        Итак, мы видим, что дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей, возможностей справляются с нетрадиционной техникой рисования по разному. Некоторые дети могут выполнить задание самостоятельно, а некоторым нужна помощь педагога. Но есть и такие дети, которые с заданием не справляются совсем. С ними можно заниматься индивидуально, попросить родителей повторить изученную технику рисования дома.

Вывод:

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Перспектива:

Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования, организация выставок работ, консультации и совместная деятельность с родителями.