Работы моих учеников

Мингазова Резида Амировна

Здесь будут опубликованы научно - исследовательские работы моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Chto_skryto_v_imeni_moem..doc139.5 КБ
Microsoft Office document icon Сергий Радонежский165 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение

                                                                                          Нет средь живущих людей
                                                                                         Да не может и быть безымянных.
                                                                                                                        Гомер. «Илиада»

             Как чаще всего к нам обращаются родители, бабушки и дедушки, родственники и просто  друзья - по имени, по фамилии или же еще как-то? Конечно же, по имени. Психологи пришли к выводу, что самый сладостный звук для уха человека - это звук его имени. Ученые заметили, что, когда к человеку часто обращаются по имени, он увереннее себя чувствует среди других людей, и это чувство уверенности помогает ему в его жизни и делах. Если же окружающие не обращаются к человеку по имени, то, как правило, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему.

Тогда-то я и заинтересовалась, почему именно в год моего рождения и именно в моем классе так много девочек  с  одинаковым именем? В детском саду, в который я ходила до школы, было ещё две девочки с таким же именем, как у меня. Что это, случайность или закономерность? Что значит моё имя?  Кого из знаменитых людей зовут так же? Является ли моё имя распространённым? Как выбирают имя человеку? Желание найти ответы на вопросы стало предметом моего исследования.

Цели, задачи, методы.

Цель моей работы:  определить значение имени Александра и как имя влияет на характер.

Задачи:

1. Найти четкое определение понятия «имя».

2. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

3. Познакомиться с книгами, в которых можно узнать о роли имени в жизни человека.

4. Узнать официальные и  неофициальные, полные и сокращённые  формы имени, узнать  есть ли «тезки» моего имени в других языках.

5. Изучить списки учащихся школы с целью определения частоты употребления имени «Александра».

6. Выяснить, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями.

7. Познакомиться с биографиями знаменитых «тёзок».

Методы:

- описательный,

- поисковый,

- анкетирование,

- статистический.

Гипотеза  моего исследования строится на предположении, что имя Александра является одним из распространенных имен.

Предмет исследования – значение  имя Александра,  происхождение.

Результаты  исследования - мне удалось  выяснить происхождение имени, влияние имени на характер человека и сделать вывод о том, что имя Александра на сегодняшний день является именем нераспространенным.

      Перед началом работы в 8-11 классах нашей школы было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 113 учащихся.

 Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают, что такое имя человека, значение собственного имени и его происхождение. Но при этом считают, что между именем и  его астрологическим значением существует тесная связь. (Приложение 1) 

 Результаты анкетирования ещё больше укрепили меня в желании продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имен  оказалось делом  увлекательным.

2.Имя и его предназначение

2.1. Имя  - что это?

 Так как большинство учащихся не имеют четкого представления о том, что значит имя человека, то я попыталась при помощи справочной литературы определить понятие «имя». Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а так же говорить о нем с другими (А.В.Суперанская  «О русских именах»).

Ожегов С.И.   толкует слово «имя»  как личное название человека, даваемое при  рождении.

Имя - первый документ человека. Человека без имени нет. Всем это известно, но, несмотря на множество интереснейших вопросов, и проблем, связанных с именами, наука долго не удостаивала своим вниманием такую, казалось бы, человеческую отрасль знания. Только в XX веке, насыщенном разного рода изысканиями, она обратила, наконец, свой взор на имя.

"Имя" по-гречески - "онома", поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. Ученых, занимающихся наукой об именах, интересует все: значение имени, история его появления, распространение в мире, связь имени с религией и так далее. Сегодня ономастика шагнула дальше и стала изучать вопросы, связанные с психологией, психикой, темпераментом и характером человека, а также с реакцией головного мозга (положительной или отрицательной) на то или иное имя.  Буквально этот термин означает «искусство давать имена». А наука, изучающая собственные имена, относящиеся к людям, называется антропонимикой.   Антропонимика как будто создана в помощь родителям. Это они задолго до рождения сына или дочки ломают голову себе, а заодно родным и близким, над тем, как бы неизбито и оригинально назвать ребенка.

2.2. Этапы развития имен.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что  окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами.  Как удалось выяснить, в истории существует несколько этапов  в истории имен:

  • дохристианский,
  • период после принятия христианства,
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции.

Каждый из них отличается своими особенностями.

«В истории русских личных имен выделяются три этапа - дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с религиозными христианскими обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством»- так определяет  А.В.Суперанская в работе «Основные этапы возникновения и распространения имен».

  • Дохристианский период.

В давние времена имена людей были очень похожи на прозвища, которые давались соседями, друзьями, родителями. Имена считались обязательной частью человека. Их скрывали от врагов. Полагали, что даже одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить человеку. Прозвища были самые разнообразные. Их давали по внешним признакам человека: цвету волос (Чернавка, Белой), по росту (Мал, Долгой), телосложению (Толстой, Лобан);  они могли определять характер человека (Молчан, Несмеяна); связывали имена  с названиями животных или растений (Волк, Кот, Трава, Ветка); давали имена по очереди рождения человека (Первой, Третьяк, Осьмой).

 Самыми необычными были имена, которые давали для того, чтобы оградить ребенка от злых духов: Некрас, Нехорош, Немил, Дурак, Ненаш. Эти имена не значили, что человек имеет эти качества, они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

В древности наши предки получали имена двух типов: основные (внутрисемейные) и добавочные. Внутрисемейные имена давались в своем кругу. Они повторялись от одного семейства к другому. Это: Милуша, Милей, Глазко, Лобик, Старшой, Дитятя, Голуб, Малыш, Прибавка, Забава, Пискун и т. п. В добавочных именах отражалось общественное положение человека, его профессия, род занятий (Воевода, Пушкарь, Кузнец), характерные черты внешности взрослого человека (Чернобород, Косолапый), особенности речи (Заика).

Добавочные имена могли появляться в связи с самыми разнообразными, порой непредсказуемыми обстоятельствами, например, Вареные Ноги (ошпарил, обварил), Греховод, Великие Лапти. Круг внутрисемейных имен был уже, а типы имен ограничены определенными обстоятельствами, например, порядком появления детей в семье, для чего использовались числительные и существительные, обозначавшие величины от одного до десятка: Первой, Починок, Старшой, Второй, Третьяк, Четырь, Пятак, Шестерка, Семой, Осмак,  Девятой, Десятка; время появления ребенка на свет и сопутствовавшие этому явления природы и обстоятельства: Вешняк, Ярец, (рожденный весной), Жар, (родившийся в жаркое время года), Постник (родившийся во время поста), Метелица, Гроза. Имена типа Метелица, Гроза, в древности выполняли также охранную функцию. Ребенок, родившийся в грозу или в метель, считался сродни этим природным явлениям, его имя как бы предохраняло его от того, чтобы он не погиб от удара молнии или от снежного заноса. Многие имена характеризовали внешность младенца: Беляй, Чернуха, Уголек, Носик, а также отношение родителей к их появлению: Ждан, Неждан, Надея, Нечай, Любим, Бажан, Бажен, (в древнерусском языке «бажать»- «очень желать»). В качестве охранных, отпугивающих злые силы, давались также имена с отрицательным содержанием типа Безобраз, Старик, Кощей, Злоба, Ненаш, Неудача, Неклююд, Неустрой, Захворай, Грязнуха, Грязной, Горе.

В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой так называемые двухосновные, или сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имен, как правило, были -слав 'славный' (Ярослав 'сильный и славный'), -мир, от -мър 'большой, славный' (Остромир 'острый и славный'), или -волод 'владеющий, богатый' (Всеволод 'все и владеющий').      Дохристианские славянские двухосновные имена, фигурировавшие в ранний период русской истории, после принятия христианства стали употребляться параллельно. Этот тип имен за редким исключением имел отношение только к князьям, и поэтому часто назывался княжое имя. Та же судьба оказалась и у нескольких скандинавских имен. В целом же в XIV в.  ни одна из этих категорий не сохранилась. (Приложение 6)

  • Период, после введения христианства на Руси.

        После христианизации Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами. К славянским именам прибавилось несколько скандинавских имен, привнесенных в период язычества викингами-завоевателями, как, например, Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi 'святой'), Игорь (Ingvar 'молодой'), Глеб (Gudlleifr, эквивалент нем. Gottlieb, Рогволод (Rag (n) valdr).    Единственным языческим именем тюркского происхождения было, вероятно, имя Борис, от протоболгарского Богорис, если это не аббревиатура имени Борислав.    

При крещении имя ребенка записывали в книгу регистрации (такие книги велись во всех церквях), при этом обычно следовали орфографии того календаря или какой-либо другой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При получении метрики или справки о рождении (а их выдавала не церковь, а специальные гражданские учреждения - в городах консистории, в деревнях волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения расхождению записей имени в церковной книге и в метрике не придавалось; основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела.
          Поскольку раньше в документы (паспорт, метрику, справку, запись о крещении и т.п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все они могут называться паспортными, официальными, документальными, несмотря на ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена подвергались существенным переделкам (Евдокия- Евдокея- Авдотья через неустойчивый вариант Авдокья), но так как в документальные записи попадали и эти формы, их также приходится считать официальными.

        Все эти имена имелись в специальных книгах, которые назывались святцы. Эти имена могли попасть туда от самых разных народов, но позже происхождение забывалось, и мы теперь их считаем русскими. Теперь на Руси имя человеку стали давать при крещении в соответствии с церковным календарем (такой календарь назывался святцы, месяцеслов, минеи) в честь святого, день которого приходился на рождение или крещение. Такие имена назывались христианскими, или календарными.

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То- хошь не хошь -Иероним!

Христианские имена, по церковным преданиям, были именами мучеников, погибших за веру. Но эти же самые имена принадлежали тысячам людей - представителям тех народов, из языка которых заимствованы эти имена. Большинство наших современников носят так называемые христианские имена. Христианские имена имеют греческое, еврейское, скандинавское  и римское происхождение. Связано это с историей появления и распространения христианской религии.

Среди церковных имен есть имена славянского происхождения, но большинство славянских имен церковью не разрешались. К запрещенным именам относились Велислава, Станислав, Бронеслав, Бронислава, Любава, Богдан, Милослав, Ротмир, Светлана. Славянские имена, как правило, двукоренные, их значение близко и понятно нам. Многие из них считаются устарелыми, а некоторые встречаются часто.  Например, Любовь (любимая), Людмила (любимая людьми), Борис (оберегающий), Владимир (владеющий миром).

Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в. В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище. Другие древнерусские термины, например, прозвание или прирок, употреблялись довольно редко.

В ономастических и исторических работах часто встречается термин некалендарное имя. Он означает имя, которое нельзя найти в церковном календаре, где значились лишь христианские имена, то есть имена святых православной церкви. Естественно, в древнюю эпоху этот термин никогда не использовался русскими. Первым текстом, о котором достоверно известно, что он был написан на Руси, было Евангелие, переписанное в 1056—1057 гг. для новгородского посадника, который в приписке был обозначен в крьщении Иосиф, а мирьскы Остромиръ. Если крестильное имя было обязательным, поскольку крестили каждого ребенка, то прозвище не являлось обязательным, и форма его полностью зависела от родителей. И все же большинство детей нарекалось, по-видимому, двумя именами. В тех случаях, когда оба имени соотносились с одним лицом, первым всегда называлось крестильное.    Вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. Существенное различие между крестильными и всеми другими именами состоит в том, что крестильное имя служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Это имя присваивалось ему священником во время официальной церемонии крещения. Прочие имена давались уже неофициально, без церемоний, либо родителями, либо соседями. Крестильные имена были обязательны и численно ограничены, тогда как остальные имена основывались, лишь на традиции и число их практически могло быть безграничным. Среди последних  могут быть четко выделены две группы: имена по профессии и по месту жительства

  Итак, согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого русского могло быть два имени — крестильное и/или второе имя, которое могло быть самого разного происхождения, а по форме — существительным или прилагательным.

 Однако более специфическая система именования получалась путем добавления имени отца, то есть патронима, к христианскому (крестильному) имени или ко второму имени, либо к тому и другому вместе.

Как мне удалось узнать, существовали святые, носящие имя Александра которые являются покровителями всех Александр.

Александра Анкирская (Коринфская), дева, мученица, 31 (18) мая, 19 (6) ноября.

Александра Алисийская (Понтийская), мученица, 2 апреля (20 марта). Мученица-дева Александра с подругами пострадала за Христа при Максимилиане в 310 году.

Александра Римская, Никомидийская, императрица, мученица, 6 мая (23 апреля). Царица Александра, жена царя-мучителя христиан, при виде страданий святого великомученика Георгия уверовала во Христа и мученически скончалась после заточения в темнице в 314 году.

  • Новый этап (после Великой Октябрьской социалистической революции).

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имен родителями.  Граждане получили полную свободу в выборе имен для своих детей: каждый вправе был избрать для своего ребенка понравившееся  ему слово в качестве имени. Законной стала считаться гражданская регистрация рождений вместо церковного крещения. С этого времени появилось много иноязычных имен: Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур, а также новые русские имена.

Декрет разрушил власть церкви над народом, и русские личные имена начали новую жизнь.

В первые годы после Октябрьской революции новорожденным давали еще старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушки тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но некоторые не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них - те же самые, широко распространенные имена, только на другом языке. Началось имя- творчество в основном в городах.

О том, какие имена придумывались в то время, уже известно и из специальных исследований, и из произведений художественной литературы.   Много новых гражданских имен появилось после революции. Имя Карина, близкое по звучанию к восточному Каринэ, появилось в 1934 г., так была названа девочка, родившаяся на ледоходе "Челюскин" во время его плавания по Карскому морю. Девочке, родившейся во время зимовки на Таймыре, дали имя Изольда, вложив в раннее западноевропейское имя новый смысл: изо льда. Новый смысл получили имена Гертруда (герой труда), Рената (революция, наука, труд). Совершенно новыми были имена Ким, Домна, Родион, Коммунар, Партизан, Эра, Октябрь, Октябрина.
     К середине 1920-х годов придумывание имен достигло высшей точки. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе и отрывных. Наиболее общеизвестными стали:
Ампер, Атом, Вилен, Волга, Воля, Вилор (сокращенное от «В.И.  Ленин + Октябрьская революция), Желдора,  Идея, Искра и другие.   (Приложение 7)

Подробнее об этих именах можно узнать в «Словаре русских имен». Потом придумывание новых имен пошло на спад, и уже после Великой Отечественной войны стали использовать в основном старые, привычные имена.

Таким образом, каждая эпоха диктовала свои имена.

2.3. Мода на имена

Какие же имена встречаются чаще других?  Я решила выяснить и ответить на этот вопрос. Изучая, разную литературу мне удалось выяснить,  в XVIII веке самым популярным мужским именем было имя Иван, а женским - Анна; в ХIХ веке самым распространенным мужским именем стало имя Михаил, а женским - Анна; в первой половине ХХ века на первое место вышло женское имя Елена, мужское имя Михаил сохранило первенство.

 В середине 70-х  годов самыми модными стали среди мужчин имена  Сергей,  Александр, Андрей, Игорь, Дмитрий и женские имена Елена, Ирина, Татьяна, Светлана, Наталья, Марина, Ольга. Эти имена называют массовыми.

       Наряду с ними встречаются и так называемые редкие имена. Обычно это устаревшие, забытые имена. К ним относится сегодня некогда очень распространенное имя Иван, редко можно встретить девочку с красивыми русскими именами Ярослава, Евдокия, Ксения.

А. Суслова, А. Суперанская  в книге «О русских именах» в главе «Статистика имен» пишут  о моде на имена.

Раньше проблем с именем для ребенка не было, потому что детей в Российской империи называли исключительно по святцам. Имена, взятые из церковного календаря, оставались самыми распространенными на территории нашей страны всегда. Детей называли, и будут называть в честь дедушек и бабушек. Да и сегодня 95 процентов россиян носят традиционные календарные русские имена.                         

Мода на имена зарождалась в городах и с некоторым отставанием проникала в деревню. Пик популярности имени Иван пришелся на 40-е годы. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1000 новорожденных. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше, к 70-м годам имя переходит в разряд редких - так зовут лишь четырех мальчиков на 1000 человек. А спустя 15 лет, в 90-е, интерес к имени вернулся.

 Иначе распорядилась судьба с нерусским именем Тимур, мимолетную моду на которое ввел советский полководец Михаил Фрунзе, 1923 году он назвал Тимуром своего сына. Вслед за ним Тимуром стал сын писателя Аркадия Гайдара. После выхода книги "Тиму и его команда" многие родители бросились называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. И сейчас Тимуры, если встречаются, то чаще среди представителей  кавказских национальностей.  

В довоенный период дружба с Германией пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы. Но эти имена вошли в разряд редких.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР родители называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек - Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые русские имена.

По словам Александры Суперанской, в поздние 60-е вдруг пошла мода называть новорожденных мальчиков Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан. Девочек - Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна. Специалисты объясняют такое обновление тем, что участились браки с иностранцами. Но иностранными именами больше увлеклись жители села и люди с невысоким образовательным уровнем. А среди интеллигенции в это время началась мода на все глубоко национальное, и возродились древнерусские имена Добрыня, Ждан, Любава.    

 В то же время наиболее верные идеалам коммунизма родители продолжали называть детей именами-аббревиатурами: Вилен, Владлен, Радий, Рем, Авелина, Владилена, Лиана, Майя, Нинель.    Правда, Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей по-прежнему оставались именами массового распространения (более 50 на каждую тысячу человек). Список женских имен чуть расширился: Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Наталья, Ольга и Юлия. В 90-х широко распространенными именами (20-50 на тысячу человек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек - Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана.

А. Суперанская считает, что у каждого имени есть свой срок жизни, что означает, что мода на имена существует. Возможно это так, но каждая эпоха рождает свои имена.

В Приволжском округе самым популярным именем назвали  имя Золушки. Не менее популярны  старинные русские имена - Максим и Артем, Анастасия и Дарья. По-прежнему часто называют детей Митрофанами, Аристархами, Прасковьями и Христиньями.

      В Москве фантазия родителей при выборе имен богаче: в минувшем году в Москве появились на свет два Севера, Дельфин, Ангел, Ветер, Луна и Воля. Руководитель управления ЗАГС Ирина Муравьева отмечает зарождение новой тенденции - двойные имена, которые, согласно закону, могут давать своим детям супружеские пары с разным гражданством. "Самым популярным из двойных имен стало Анна-Мария: его носят 12 девочек", - сообщила Муравьева, отметив, что встречаются и куда более экзотические варианты - Ярослав-Любобор, Заря-Заряница и другие.

   Кроме того, в последние годы в Москве вернулся интерес к старым русским именам. "Все чаще родители называют своих детей Варварами, Василисами, Забавами, Елисеями, Добрынями, Любомирами", - отметила Муравьева.

3.Что скрыто в имени моем?

3.1. Происхождение имени Александра

Имена. Во всем мире их насчитывается несколько тысяч, и все они несут в себе некий загадочный смысл, некую суть, которая способна влиять на нашу судьбу. Значение имени впервые было воспринято народами древнего востока. Жители Китая и Японии возвели целую теорию о влиянии звуков в имени человека на его поступки. Слияние букв в имени не одинаково по своей силе. Это влияние обусловлено многими причинами. Буква, с которой начинается имя -  имеет наиболее выраженное действие. Вывод, который можно при этом сделать, интересен и может быть полезным. Он заключается в том, что отношения, которые устанавливаются между людьми в привычных условиях, как правило, бывают стабильнее и прочнее тех, которые возникают в каких-то необычных ситуациях. (Приложение 8).

Тайна имени - одна из множества нераскрытых человеком великих тайн бытия. Особенно исключительны значения женских имен. Считается, что тайна женского имени хранит в себе всю сущность сотворения мира, продолжения нашего рода. Женские имена самые чуткие для восприятия, женское имя - это имя матери, которое мы слышим с самого детства. Многообразие женских имен определяет многообразие типов характеров и поведения человека, обуславливает взаимоотношение людей в семье.

Древние были уверены, пишет кандидат исторических наук Александр Горбовский, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. С этим представлением, по его мнению, связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе.

Для того,  чтобы узнать значение своего имени, происхождение, его формы, связь имени и характера,  мне пришлось обратиться  к книгам, Интернету. Вот что удалось выяснить.

      Женское имя Александра — аналог мужского имени Александр. Александра, Александрита имеет греческие корни («alex» — «муж», «мужественный», «зажигать»),   русским имя принесено христианством из Византии.   Оно  означает мужественная защитница, «помощь, надежда,   защитник людей»   Это имя, исполненное достоинства и значительности, было всегда очень распространено, сейчас, как женское, сравнительно редкое.

         Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими псами-рыцарями. После смерти Александр Невский был признан святым, и имя его занесено в святцы. Когда появился женский аналог имени, неизвестно, скорее всего, женщину нарекли так за ее «благие дела»: за мужество, справедливость. Это имя — под покровительством императрицы мученицы Александры Никомидийской.

Мне захотелось узнать происхождения имен  и других детей. Поэтому я  проанализировала  имена  учащихся (мужские и женские)  нашей школы и  получились  следующие результаты: большинство имен греческого происхождения, достаточно много имен латинского и еврейского происхождения. Большинство имен связано со вторым этапом  развития имен.  Удалось найти имена, появление которых связано с третьим этапом развития имен: Рената (Революция +  Наука + Труд),  Карина  (от названия Карского моря). Думаю, что этим девочкам будет интересно узнать значение своего имени.   (Приложение 2)

3.2. Имя и характер

 Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер.

Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления эти приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека “по имени”, то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали, по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. — житие. “По имени и житие”.

Эмоциональная теория. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Звуковая теория. Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которой был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране. Не знаю, как кого, но меня вышеприведенные данные, наблюдения, исследования, теории убедили, что связь между именем человека и его психическими особенностями есть. Разумеется, нельзя абсолютизировать эту связь, разумеется, она не является жесткой, разумеется, на формирование психического склада личности влияет множество других факторов, но это не значит, что имя не влияет на характер человека.

       Как  же мое имя влияет на мой характер? В литературе Александре дают разную характеристику.

        Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому, с уклоном к холерическому характеру. Женское имя Александра по этимологии своей и фонетически напрашивается сопоставление с подобным именем мужским.   Но при исследовании между обоими  именами не усматривается ничего общего, и Александра не только похожа, но и противоположна Александру.

              Александра стремится к истине, и стремится в духе мужском, гораздо более, чем носительницы многих других имен. Но истина у нее выходит не по правде, - некстати, невпопад, отвлеченно, что тем опаснее, коль скоро эта рассудочность ведется женскою страстностью. Неправильно представлять себе Александру мужской натурой: это натура женская, но каким-то подсознательным усилием преобразующая себя в видимость мужской».

     Имя Александра наделяет свою хозяйку такими качествами, как уверенность в себе, напористость и твердость характера. В сочетании с женственностью и уважением к людям это придает Александре особое строгое обаяние.  Александра  благородна,  по натуре бойкая, беспокойная и неутомимая. Всегда рядом с взрослыми. Характер твердый, мужского склада. Ее имидж - деловая женщина. Вся жизнь проходит в соревновании с кем-либо и в чем-либо. В обществе и семье Александра активна. Саша одновременно нежная и колючая. Действует безрассудно: сломя голову мчится к какой-то цели, а потом уже анализирует, стоило это делать или нет. Обладает способностью ввязываться в безнадежные ситуации, потом с трудом находит из них выход, не теряя оптимизма. Испытывает острую необходимость в широком общении. Имеет хорошо развитое воображение, но несколько сумбурное. Одна из опасных черт ее характера - стремление превратить в рабов всех вокруг, начиная с родителей. Она легко подчиняет окружающих своей воле, заставляет работать на себя. По жизни проносится ураганом, сметая все на своем пути, а в минуты затишья тяжело переносит потери. Малейшее промедление в делах подобно отступлению, а отступление для нее - это поражение. Такого Александра вынести, не способна. Беда тем, кто идет с ней по жизни рядом и не в состоянии за ней поспеть. Стремится к полной независимости. Искательница приключений.

    Александра непредсказуема. Все вокруг нее должно быть в движении и непременно в том темпе, который задает она. Работу обычно выбирает связанную с поездками, сидеть на одном месте - не по ней. Увлекается медициной, парапсихологией. Ей нужно проявлять свою властность. Может быть директором школы, референтом. Прекрасно приспосабливается к любой обстановке, если это необходимо. Подвержена влиянию. Интуиция развита средне. Больше придает значения своей способности что-либо узнать первой. Она умна и скорее трудолюбива, чем талантлива. Успеха добивается благодаря большой работоспособности. Но профессиональная деятельность у Александры не на первом месте.
Если Александра в семье единственный ребенок, то она становится упрямой и капризной. Неохотно играет с другими детьми. В школьном возрасте, обладая хорошим здоровьем, занимается спортом, проявляет при этом целеустремленность и добивается значительных успехов. Учится хорошо по всем предметам, любит читать. Скрытна, редко находит общий язык с матерью.
Домашние дела ее не привлекают, и, если в доме намечается большая уборка или какое-либо другое мероприятие, может внезапно «заболеть» или найти другую весомую причину, чтобы уклониться от участия в работе, но, находясь в гостях или там, где ее мало знают, способна поразить людей своим трудолюбием.

    Внешне производит впечатление замкнутой девочки, но в душе она чиста и ждет такой же искренности и справедливости от других. Не прощает малейшего обмана — можно навсегда лишиться ее доверия. В юности становится более открытой, появляется откровенность в отношениях с матерью. Саша имеет четкое представление о своем месте в жизни, она обязательно попытается получить высшее образование, поступить в институт, чтобы ощущать себя уверенно в жизни. Из Александр получаются хорошие врачи, бухгалтеры, их привлекает вождение автомобиля. Любят смотреть хоккей или футбол. Замуж выходят, как правило, поздно, муж Александры находит в ней не только хорошего друга и помощника, но и прекрасную хозяйку, заботливую мать. Очень любит путешествовать, жить в палатке, проводить время за городом. В браке постарается завести двоих-троих детей, будет строгой мамой, для своей семьи способна сделать многое.

     Здоровье у Александры хорошее от рождения, но с возрастом могут появиться отклонения: бессонница, нарушение менструального цикла. В молодости у нее слабые органы дыхания, особенно легкие. Подвержена травматизму из-за чрезмерной подвижности и неосторожности.

По мнению моих родственников, многое, что написано об Александре, есть и в моем характере.

Мне самой кажется, что черты характера можно сформировать, если заниматься самовоспитанием.

3.3.  Поле  деятельности Александры

    Исследователи утверждают, что    лучшая для Александры работа - связанная с поездками, чрезвычайно активная Александра просто не может усидеть на месте. Ей нужно проявлять свою властность, может быть директором, референтом, банковским работником. Темп работы она задает быстрый, и все вокруг должны ему соответствовать. Александра увлекается медициной, она может быть актрисой, также закройщицей, парикмахером, преуспеет в сфере обслуживания. Она более трудолюбива, чем талантлива. Любит украшать дом цветами и изящными вещами. При выборе профессии я постараюсь учесть эти рекомендации, не  забывая свои увлечения.

3.4. Распространенность имени «Александра»

    Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что имя Александра  является широко распространенным в наши дни именем, пришлось проанализировать списки классов школы. В школе обучается 416 человек. Из них 206 девочки.  

      Имя Александра является в школе не очень распространенным. Это имя чаще встречается среди девочек среднего звена и младших классов. Самым распространенным именем оказалось имя Анастасия. Среди малораспространенных имен девочек, обучающихся в школе, встретились: Виктория, Полина, Карина, Валентина,  Софья, Любовь. Всего 40 различных женских имен встречается среди учащихся нашей школы. (Приложение 3)

              Гипотеза редкости имени Александра подтвердилась на примере учащихся нашей школы. Специалисты считают, что редкое имя подчеркивает индивидуальность человека      

3.5. Формы имени Александра

Поскольку существуют многочисленные варианты одних и тех же имен, то необходимо различать официальные и неофициальные формы именования людей. В русском языке варьировались практически все формы имен, и церковные, и светские, однако светские - в значительно более широком диапазоне. В настоящее время очень часто встречаются сокращенные формы имен. Сокращенные формы употребляются в самых различных ситуациях, за исключением официальных. Сокращенные имена столь коротки, что нередко оказываются созвучными нескольким полным именам, и наоборот,
одному полному имени может соответствовать несколько сокращенных.
    В неофициальных ситуациях - дома, в кругу друзей- людей называют неофициальными сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления, так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении в семье, и особенно среди детей и подростков.  Изучая, происхождение своего имени я обнаружила в «Справочнике русских имен» множество форм имени Александра, даже о которых я и  не подозревала.

 Есть простонародное -   Лександра, есть производные: Александрушка, Алексаня, Саня, Санюра, Санюша, Алексаша, Саша, Сашуля, Сашуня, Сашура, Шура, Шурёна, Алекся, Алексюха, Алексюша, Аля, Ася, Адя, Ара, Ксана. Александра. Таким образом, существуют официальная форма имени «Александра», разговорные, простонародные и уменьшительно-ласкательные формы. (Приложение 5) 

    Интересно, что даже мама не знала, что «Адя», «Аля», «Ася»- это формы моего имени. Мама и папа чаще всего называет меня  Сашулька, Сашуля, Саша, бабушки называют меня Сашенькой, подруги -  Саней,  а дедушка звал Сашурой. (Приложение  4) А мне нравится, когда меня называют моим полным именем Александра, так же как зовут мою бабушку.

3.6. День рождения и именины.

C рождения всю жизнь звучит для нас наше имя, оно - часть нашей личности. Магия имени велика.

     У каждого православного есть имя, данное ему при крещении в честь его небесного покровителя и заступника - святого, имя которого занесено в Святцы. В трудную минуту мы можем обратиться к своему Ангелу-хранителю с молитвой: "Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя... просвети отличать доброе от злого... направь на дорогу, ведущую к спасению".

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников.

Таким образом, мне стало известно, что День рождения и именины – это разные события. Я родилась 20 августа. Так как святых покровителей у меня несколько, то необходимо определить, когда же нужно отмечать именины. Как стало известно из источников, необходимо выбрать ближайший после моего Дня рождения день.

Дни ангела: 2 апреля (20 марта) - мученица Александра. 6 мая (23 апреля) - мученица царица Александра. 31 (18) мая - мученица Александра дева. 19 (6) ноября - мученица Александра. Значит, ближайший после моего дня рождения день- 19 (6) ноября, но при крещении в Храме Преображения Господня с. Кушниково мне выдали свидетельство, где записано, что день Ангела у меня 6 мая. Поэтому святой покровитель - Александра Римская, Никомидийская, императрица, мученица, 6 мая (23 апреля).

        Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.

       Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю. По другим данным, святая царица Александра, о кончине которой (в 303 году) было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году. Царица Александра и дочь ее Валерия по приказу императора Лициния были обезглавлены, и тела их бросили в море.

4.Имя в истории и искусстве

Мифологические персонажи

Александра — имя пророчицы, более известной как Кассандра. Именно «Александра» называется монодрама Ликофрона.

Святые

Александра Римская — мученица, жена императора Диоклетиана († 303 год).

Александра Амисийская — мученица, пострадавшая при императоре Максимиане († 310 г).

Александра Анкирская — мученица, дева, пострадавшая при императоре Диоклетиане в числе семи святых дев.

Известные  по имени

Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I) (принцесса Шарлотта Прусская; 1798—1860).

Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II) (принцесса Алиса Гессенская; 1872—1918).

Александра Павловна - великая княгиня, палатина венгерская, дочь императора Павла I.

Александра Петровна (1838–1900 гг.) – великая русская княгиня, основательница Покровского женского монастыря с хирургической больницей при нем в Киеве.

Александра Александровна - великая княжна, дочь императора Александра II.

Известные по фамилии

Гончарова, Александра Васильевна - русская актриса, одна из первых актрис раннего российского кино.

Захарова, Александра Марковна — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России.

Коллонтай Александра Михайловна — деятель международного и российского революционного социалистического движения.

Колосова Александра Ивановна — русская актриса.

Пахмутова  Александра Николаевна — композитор, народная артистка России.

Прокошина Александра Васильевна – певица (сопрано), народная артистка СССР; в 1934–1963 гг. – солистка Русского народного хора имени Пятницкого.

Снежко-Блоцкая Александра Гавриловна — советский режиссёр мультипликационных фильмов.

Экстер Александра Александровна — живописец, художник-авангардист

Яблочкина  Александра Александровна — актриса Малого театра, народная артистка СССР.

Яковлева Александра Евгеньевна — советская российская актриса и режиссёр.

Дальстрём  Александра — шведская актриса.

Пивоварова  Александра - русская топ-модель.

Зарецкая Александра - израильская фигуристка.

Грот  Александра - российская флейтистка.

Тимошенко Александра Александровна — советская и украинская спортсменка по художественной гимнастике.

Заключение

В ходе работы мне удалось решить практически все поставленные в начале исследования задачи. Я узнала много нового о значении моего имени. Мне удалось выяснить, какими чертами характера наделены люди, носящие это имя. В процессе работы я смогла глубже заглянуть в свой внутренний мир. Не удалось ответить на вопрос, есть ли «тезки» моего имени в других языках. Думаю, что это может найти продолжение в следующей работе.  Надеюсь,  что работа заинтересует моих одноклассников, и мы вместе составим книгу имен нашего класса. Зная расшифровку своего имени, его астрологическое значение, возможно, ребята пересмотрят свои взгляды на жизнь, постараются доказать, что положительные черты можно развивать, а от отрицательных черт можно постараться избавиться с помощью самовоспитания.  

Литература

  1. Зима Д., Зима Н. Тайна имени. Диагностика кармы имени. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002.
  2. Имя и судьба/ сост. Г.Выдревич.- М.: АСТ; СПБ.: Астрель-СПБ, 2006.
  3. Имя, характер, судьба. Сборник – М., Яуза, Омега, 1995.
  4. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.В. В гостях у истории. (Страницы нашей истории.) Дневник путешествия. -Брянск: Курсив. 1997.
  5.  Словарь имен.- М.: Научная книга, 1998.
  6.  Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Лениздат, 1985.
  7.  Никонов В.А. Ищем имя.- М.: Советская Россия, 1998.
  8. Успенский Л.В. Ты и твое имя.- Л.: Детская литература, 1972.
  9.  Хигир Б.Ю. Тайны имени и отчества.- М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.



Предварительный просмотр:

1.Введение.

          Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля, просвещенная, Словом Христа. Человек, не оставивший после себя ни одной книги, ни одного дошедшего хотя бы через вторые руки поучения или завета, стоит у начала всей русской культуры Московского периода, открывает дверь, ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости, во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной, потому что мы не можем разделить в ней плодов небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира, не принимать на себя решения судеб окружавших его людей, не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии, что кажется, нет такой стороны жизни второй половины XIV века, которую бы он не осветил, где бы ни осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить, каково было это время, то выяснится, что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения, но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

    Житие его, удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым, дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции.

     Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, нестяжательство, религиозность и трудолюбие. Историк Р.Г. Скрынников отметил: "Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий".

       В своей теме “Жизнь и деятельность Сергия Радонежского” хочется рассказать о его жизни и подвигах, его значении в истории русской церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания русского народа.

          Его духовное потомство было одною из главных духовных сил, содействующих духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое великорусское племя.

     “Если бы возможно было, говорит известный наш историк Ключевский В.О., воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью преподобного Сергия, что молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец”. (Ключевский В.О. “Благодатный воспитатель русского народного духа”).

    Думаешь, о России и кажется порой: еще одно последнее дуновение - и погаснет свеча. Но всегда находятся Силы, Личности, возгорает под пеплом, казалось бы, истлевшей жертвенности жар души русского человека, и утверждается снова русская держава вопреки посягающей на всевластие Корысти, снова возрождается народ. Так было во времена Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Так будет и в наше тяжелое время. Провидческий дар отца Сергия помог постичь Дмитрию Ивановичу то, что не раз повторяли наши герои-подвижники: дальше отступать некуда.

2. Рождение и детство

         Сергий Радонежский в миру он  Варфоломей Кириллович  церковный и политический  деятель. Точное дата его рождения не известно.  Есть разные версии о дате его рождения 1322, с. Варницы? Ростовского княжества – 1392. Родился в семье ростовского боярина. После разорения отца в результате усмирения Ростов Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Московского  княжества. С  самого начала своей жизни, еще даже до земного рождения, Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями.

     Кирилл и Мария - родители Сергия, уже имели сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Троице - Сергиевской лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. За долгое время до появления на свет этого святого младенца дивный знак был подан со стороны Бога, который нес в себе такой смысл, что будет рожден великий избранник. Несколько раз младенец, будучи еще в материнском чреве, кричал во время церковной службы. И вот 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына.

    В сороковой день после рождения Мария и Кирилл понесли своего младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей.

Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление не пил материнского молока по средам и пятницам, также он не брал грудь матери, если Мария съедала перед кормлением мясное блюдо.

         На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший Стефан и младший Петр. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали. Да и сам он напрягал все усилия своего детского ума.  Проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась.

          Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей.

        Идя по дороге, мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его, “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе.

- “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”.

    Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. А затем произнес: “Веруешь ли, и больше сих узриш и о грамоте, чадо, не скорби; ведый буди известно, яко от сего дня дарует ти Господь грамоте”. Мальчик поклонился старцу и пригласил к своим родителям в дом отдохнуть, сказав, что в его доме таких людей почитают.

3. Монашеская  жизнь Сергия

     Размышляя о суете всего земного, блаженный юноша нередко повторял сам себе слово пророческое: “кая польза в крови моей, всегда сходити ми во истление?” Рассуждая таким образом, Варфоломей стал просить у своих родителей благословения избрать путь иноческой жизни. Не раз он говорил отцу : “отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь”. И родители, конечно, от всего любящего сердца благословили послушного сына.

     После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

     Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха, 7 октября 1342 года на 24 – м году жизни. В этот день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

        И был Сергий первый постриженик своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал.

          Семь дней провел новопостриженный Сергий несходно в своей церкви вместе с игуменом Митрофаном.

 “Вот, отче”, с тихою грустью сказал тогда юный инок своему отцу Евангельскому: “Ты уже уходишь и оставляешь меня одиноким в этой безлюдной пустыне. Давно я желал уединиться и всегда просил о том Господа”. В заключение своей беседы Митрофан сказал Сергию, что на месте его пустынножительства распространит Господь обитель великую и именитую, из которой пронесется слава имени Божия. Потом он благословил своего постриженика и удалился.

      И остался Сергий один, в своей излюбленной пустыне, остался без предшественника и сподвижника, без наставника и без помощника, с единым Богом вездесущим и всегда готовым придти на помощь к призывающим его.

      Много искушений было у пустынника: голод, жажда, мороз, страх, уныние и терзание души, тягость и волнение. И невидимые враги старательно преследовали его, пытались помешать в получении удовлетворения для его души. Во время ночной молитвы ему представлялись ужасающие ведения и слышались такие вопли: “Беги отсюда”, или “Не надейся здесь жить”. Мужественный подвижник прогнал пустынные страхи и погружался в молитву, которую читал с огромной верой в душе. Он обуздывал свою плоть постом, трудами и долговременными молитвами на коленях. Иногда стаи голодных волков рыскали вокруг кельи с истошными взываниями, подбирались к жилищу святого Сергия и медведи. Однажды, Сергий увидел у своей кельи медведя и поняв, что тот голоден, сжалился над ним, как над человеком. Он вынес бедному животному кусок хлеба. Зверь приметил место, где проживал человек, накормивший его, часто приходил к нему за утешением. Сам же Сергий привык миловать зверя, деля с ним хлеб, даже иногда отдавая ему последний кусок, рискуя умереть от голода.

         Не больше двух – трех лет прошло со времени поселения Сергия в глухих лесах Радонежских, как в Радонеже и соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. И вот один за другим, стали приходить к нему, сначала ради душеполезной беседы и совета духовного – в чем любвеобильный пустынник им не отказывал, - а потом нашлись желающие и жить близ него. Иногда приходили по два – три человека, и припадая к стопам его, умоляли, чтобы позволил им поселиться тут.   Он говорил и объяснял, что их ждут большие трудности пустынной жизни, но они обещали с божьей помощью терпеть и преодолевать все трудности и несчастья. Так собрались к Сергию до 12 братьев, построили кельи, а обитель свою обнесли оградой для безопасности от зверей.  Так образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь. Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров русского православия и средневековой русской культуры. Сергий подавал  всем пример своим смирением и трудолюбием. Около двенадцати лет протекло со времени прихода к Преподобному Сергию его первых сподвижников, а игумена в новой обители все еще не было. По глубокому смирению Сергий не хотел принимать ни игуменства, ни сана священника. Он управлял только посредством своей жизни. Он был первый из тех, кто чувствовал себя на правах слуги или обыкновенного работника. Сергий строил кельи, рубил дрова, пек хлеб, варил пищу, носил воду. Но братья чувствовали нужду в игумене – наставнике, и неотступно они умоляли Сергия принять на себя настоятельство. Смиренный отшельник долго не соглашался. Но, наконец, братолюбие одержало победу.

       Игуменство открывало перед Сергием искушение занимать подчиненных тем трудом, которого он не сносил сам. И потому он не мог исполнить игуменского служения не увеличив своей повседневной работы. Епифаний пишет, что преподобный “без лености братии, как купленный раб, служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил (...); обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил”. Особенно примечателен рассказ о том, как Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо, взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством, но если вспомнить что в обители тогда был голод, и монахи роптали на игумена, требуя от него разрешения собирать милостыню, такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.

      Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам, подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

         Взяв с собой двух старцев, Сергий отправился в Переяславль – Залесский к Афанасию, епископу Волынскому, которому святой митрополит поручил свои дела на время своего отсутствия в Царьграде. Сергий просил назначить игумена для новой обители. “Я слышал о тебе, - сказал святитель, - тебя избрал Господь. Ты будешь служить в обители Святой Троицы”. Так преподобный Сергий принял посвящение в сан игумена.

4. Пустынная нищета и подвиги.

   Мало по – малу расширялась обитель Сергиева и принимала вид вполне благоустроенного монастыря.

     Не удивительно посему, что богатая благочестием пустыня Сергиева часто нуждалась в самом необходимом, т. е. хлебе, муке, соли.

Сам преподобный игумен меньше всего заботился о насущном хлебе лично для себя, и потому не редко случалось, что недостаток в пропитании ему приходилось терпеть прежде всех.

          Так, выше были описаны подвиги его постничества в младенчестве и отрочестве. Став священником, он часто по несколько дней пребывал без еды. Пробывши, однажды три дня без еды пресвятой Сергий пришел к старцу Даниилу и сказал ему: “Я слышал, что хочешь сделать сени у себя под кельей; я сделаю тебе сени, а ты дашь мне хлеб за труд”. Даниил сказал, что у него есть хлеб, но он испорчен, на что Сергий ответил, что ему сгодится и испорченный хлеб. Он построил старцу сени, получил обещанный за труд хлеб. Сотворив молитву, он растворил хлеб водой и утолив голод воздал хвалу Богу за пищу и за прожитый день.

     Другой подвиг состоял в смирении и нестежательстве. Даже тогда, когда имя его стало известно за пределами России, преподобный Сергий остался верным последователем заповеди Евангельской о смирении и нищете. Случалось так, что недоставало вина для сотворения литургии, воска для свеч, масла и бумаги для того, чтобы переписывать книги. Тогда его “односельчане” стали просить о том, чтобы он разрешил им пойти в соседние деревни и собирать милостыню. Но преподобный Сергий наотрез отказался от их предложения. Он вразумил им, что помощь сама придет к ним от Бога. Тем самым он успокаивал душевные волнения своих братьев.

      Однажды, когда его братьям было, нечего есть уже несколько дней, то один из них настроил остальных против Сергия, сказав, что священник делает это нарочно. Тогда Сергий поднял руки к небу и произнес молитву, то через некоторое время к их воротам стали подходить подводы, сильно наполненные продовольствием.

        Так же к добрым делам Сергия относят и случаи исцеления больных. У одного очень богатого человека тяжело заболел сын. Отец, прослышав о преподобном Сергии, решил отнести своего мальчика к нему, чтобы тот исцелил его. Но только отец вошел на порог, мальчик умер. Убитый горем мужчина оставил своего сына в келии Сергия, а сам пошел делать гроб для своего ребенка. Пока он ходил, преподобный Сергий совершил молитву над телом мальчика, и он ожил. По возвращении отец увидел сына живым и в добром здравии. Он очень удивился. Сергий попросил не рассказывать никому об этом случае под страхом того, что мужчина не будет спать. Отец мальчика согласился и поблагодарив его ушел вместе с сыном.

         Еще один случай, когда человек, живший, вблизи монастыря впал в тяжелую болезнь. Родные принесли больного к воротам монастыря. Преподобный Сергий сотворил молитву, покропил его святой водой, и больному тотчас стало легче. Вслед за этим он впал в продолжительный и глубокий сон, после которого совсем почувствовал себя здоровым.

     Близ монастыря жил богатый человек, имевший нрав лихоимца, Он заставил одного бедного человека уступить его борова, которого выкормил бедняк для себя, а за него пообещал деньги. Но когда бедняк отдал ему товар, то покупатель не хотел отдавать денег бедняку. Тогда обиженный человек  пришел к Сергию и рассказал ему все. Сергий пригласил к себе обидчика и прочитал ему проповедь. Сергий не только пообещал отдать деньги, но и исправить всю свою жизнь.

         Иногда братья сетовали на недостаток воды. И говорили они тогда игумену : “Для чего на таком месте создали обитель?” Сергий отвечал им: “Я хотел один безмолвствовать здесь, но Богу угодно было создать обитель”.

         Однажды, когда иссяк источник воды, Сергий стал возносить молитву Богу, чтобы тот дал им ее. Преподобный Сергий, опустившись на колени перед лужей, прочитал молитву, и из – под земли на этом месте забил ключ.

         Современный наш великий священник говорит: “Желал бы я увидеть пустыню, которая обрела истинное сокровище, наследуемое Лаврою. Кто покажет мне малый деревенский храм, на который в первый раз было наречено имя Святой Троицы? Ведь это все здесь, только закрыто временем или заключено в их величественные здания, как высокой цены сокровища в великолепном ковчеге”

5.    Общественное служение Сергия Радонежского

     До сих пор говорилось о деяниях игумена Радонежского только в тесном кругу иноческой жизни; видели в нем пустынника, великого подвижника, великого наставника иноков, теперь расскажем о нем как о печальнике всей Русской земли.  

     По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

       В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим великого князя в борьбе против монголо-татарского ига; в 1380 помог в подготовке Куликовской битвы. Дмитрий перед битвой советовался со святым Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к святому Сергию и в 1389 пригласил его скрепить духовное завещание, узаконившее  новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

      В 1385 Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий способствовал объединению государства

    . Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

       Один из гордых ханов татарских Мамай поднялся на Русь со всеми полчищами.

Готовясь выступить в поход, великий князь Дмитрий  в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Здесь Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение, просфору и послание, в котором было написано: “Иди, иди смело князь, надейся на помощь Божию”.  Эти слова воодушевили Дмитрия мужеством, да и не только его, а все войско русское.  Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Монахи – богатыри реальные участники Куликовской битвы.  Поединоком Пересвета с татарским богатырем Темир – мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, началась Куликовская битва. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками русской земли, но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Сергий принимает всю ответственность за исход сражения, решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода.

    На берегу реки Непрядвы, на обширном Куликовом поле, произошла великая кровопролитная и жестокая битва. Это случилось 8 сентября 1380 года. Мамай не успел соединиться со своим союзником, и был напрочь разбит и обратился в бегство. Преподобный Сергий во время битвы, стоя с учениками своими на молитве, говорил об успешном ходе сражения и о решительной победе над врагом. Он помянул  павших воинов на поле брани и произнес за них молитву. Но вот победа одержана, и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа, а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается, обещая в случае повторения просьбы уйти в леса, “туда, где его никто не сыщет”. Одно дело - стоять за правду, другое - принимать почести.

         Лишь такой авторитет, признанный всеми Вероносец, как Сергий Радонежский, смог собрать к единому действию, смог объединить всех русичей, смог вдохновить Вождя, смог вызвать то великое мужество, что остановило дотоле непобедимую Орду и обрекло ее на гибель. Духовный пророк и Светильник Веры проложил путь к государственному и политическому возрождению России, к возрождению ее нравственного чувства. Мы ждем этого и сегодня. Велик подвиг, свершенный Дмитрием Ивановичем Донским и его воинами на Поле Куликовом. Там спасли они Отечество от многолетнего иноземного ига. Там спасли они людей русских от ига оцепенения. Ныне эта победа воспринимается как никогда обостренно у нас на Родине, ибо пришла она через сверхнапряжение, через всеобщее единение, через возрождение, через непреклонность и мужество князя Дмитрия, через высокую любовь к Отечеству воинов русских, через Слово вдохновенное кроткого, добронравного и неуступчивого в Вере Сергия Радонежского.

6. Смерть преподобного Сергия.

    Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу из этой временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы.

     Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие чада Сергиевы, и с сердечной болью внимали последним наставлениям любимого старца.

    Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя.

   Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал свою чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, т. е. на 78 году своей жизни.

    Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды, после вечерней молитвы, ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело покойного достали из - под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. Весть разлетелась быстро. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.

  Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем не испорченными. В 1463 году Новгородским архиепископом святым Ионою была поставлена в Новгороде, на владычном дворе, первая известная церковь во имя преподобного Сергия.

   В апреле 1919 во время широкой кампании по вскрытию мощей для борьбы с религиозным сознанием масс мощи Сергий были публично вскрыты и обнаруженные в раке древние кости, остатки волос и одежды были оставлены на старом месте.

        Сейчас мощи преподобного находятся в Сергиево – Посадской лавре. К его мощам каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить его.

         Сергий сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную  деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Был похоронен в основанном им монастыре и канонизирован русской  церковью.

  1. Заключение.

       Да, великий избранник Божий Сергий дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенною гибелью. Слишком долго томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. Примером своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию. Своей жизнью Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлившиеся искры того же огня, которым горел сам он

       В заключении хочется отметить, что именно в XlV веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Русь, придавленная татарщиной, на протяжении более двухсот лет, не могла сохранить свои традиции, свое культурное поле без веры, без опоры на Церковь. Что выводило Россию и русских из катастроф? Духовная Вера, высокое нравственное чувство, всеобщее соборное объединение, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый катастрофический момент. Преподобный Сергий все это вызвал в народе своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением, незапятнанной духовностью.  Он "дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч" (В.О.Ключевский). Он показал, что Вера не должна быть пустым звуком, обрядом, заклинаньем. Она, по Сергию, должна быть Действием во имя Бога. И тогда это подлинная опора в жизни, это путь к свету духовному, к умиротворению и ясности.

      Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому, и другу, и врагу, и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн. Потому – то к преподобному Сергию, как к неиссякающемуся роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи народа.

           Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения, хочется еще раз напомнить, что мы имеем дело не с ученым, а с мудрым человеком. А значит это скорее не авторитет, а пример. Пример не только для подражания, но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном, преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки, искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений, возможно, будут неутешительны, но отчаиваться, наверно, не стоит. Ведь и такая мера дается не каждому наро

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М.,1990;
  2. “Житие преподобного Сергия”, составлено иеромонахом, ныне Архимандритом Никоном, Свято – Троицкая Сергиева лавра.
  3. “История Русской церкви”, священник Сергий Максезров.
  4. Православный церковный календарь за 1998 год.
  5. Колесникова В. Вот так это было в 1919-м // Наука и религия. 1992 N 1;
  6. Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. N 10.
  7. Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/

Приложение.

           Дионисий Икона «Сергий Радонежский в житии»,XVв.

Нестеров - Видение отроку Варфоломею Видение отроку Варфоломею

.

     Более года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая       непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей