ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Акименко Виолетта Сергеевна
В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Акименко Виолетта Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 19, г. Краснодар

Аннотация

В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Современные темпы технологических перемен обязывают мировое сообщество как можно точнее планировать стратегию образования. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Задача каждого современного учителя заинтересовать ребёнка в учебной деятельности. В связи с этим я полностью включилась в современные технологии в образовательном процессе.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  1.  обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2.  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3.  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  4.  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  5.  усовершенствовать контроль знаний;
  6.  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  7.  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 

  1. усвоить базовые знания по предмету;
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самоконтроля;
  4. сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Применение ИКТ:

-расширяет возможность самостоятельной деятельности;

-формирует навык исследовательской деятельности;

-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми на моих уроках являются: фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

 Основной целью применения ИКТ является:

1)развитие мышления;

2)формирование приемов мыслительной деятельности.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье-сберегающих технологий, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Мною установлено в результате эксперимента, что работа, с применением ИКТ наиболее запоминаемая для учащихся, чем любой другой наглядный урок.

Мои ребята учатся самостоятельно составлять видеоролики, презентации с гиперссылками, печатную продукцию (буклеты, проекты, книжки). Интерес к ИКТ ещё и подтверждается грамотами и дипломами за участие в районных, краевых и даже всероссийских конкурсах по компьютерной графике и ИКТ.

Я считаю,  что высокие технологии сегодня позволяют не только улучшить качество образования, но и повысить компетентность педагога.  

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

-повышает качество знаний

-продвигает ребенка в общем развитии

-помогает преодолеть трудности

-вносит радость в жизнь ребенка

-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

-повышает компетентность педагога.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийные уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Школьники учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. 

У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

В своей педагогической деятельности стараюсь активно осваивать и внедрять ИКТ.
Направлениями использования ИКТ являются:
• оформление основной документации в электронном формате: рабочие программы по предметам начального обучения;
• создание методических копилок: «Воспитательная работа», «Работа с родителями», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Мониторинг по русскому языку 1-4 классы», «Мониторинг по математике 1-4 классы», «Работа с одаренными детьми», «Разработки классных часов для учащихся начальной школы», «Копилка уроков-презентаций по русскому языку, окружающему миру, математике»;
• создание портфолио учителя и учащихся и др.
Но всякое лекарство может стать ядом, если принять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занямий сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому получения и обработки информации. Помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: