Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Аздаева Ирина Алексеевна

Цель работы с одаренными детьми в школе: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы, т.е. создание развивающей образовательной среды, которая предоставляет ребенку возможность пробовать себя в разных видах деятельности и, таким образом, находить и развивать свои таланты. Образовательная среда в этом случае – средство становления одаренности.

Дети с разными видами одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

  • максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
  • способность вызывать любопытство, а далее – интерес;
  • предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).
  • насыщенность ситуациями, стимулирующими творческую активность;
  • поддерживать развитие творческого мышления;
  • способствовать «проживанию состояния успеха».
  • обеспечение условий для участия ребенка во внешкольных состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. д.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.

В работе учителя такая среда состоит из 3 компонентов:

  1. Урочная деятельность - уроки с использованием ИКТ, проектные уроки,  уроки-экскурсии, ролевая игра, интегрированные уроки, уроки в методике «обучение по станциям», уроки-квесты и др.;
  2. Внеурочная деятельность: предметные олимпиады, предметные недели,  научно-исследовательская работа, творческие домашние задания, проекты;
  3. Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады,

самостоятельная работа учащихся, обучение в DSD-школе.

 

1. Урок - основа для работы с одаренными детьми

  На мой взгляд, развивающая образовательная среда создается в первую очередь на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, формируются необходимые предметные, метапредметные и личностные результаты. Учителю нужно создать на уроке разнообразные ситуации, в которых ребенок получит возможность развития творческого мышления, проявления личностных качеств, оригинальности, субъектного опыта, удовлетворение познавательного интереса. Эту задачу выполняют такие уроки как уроки в методике «обучение по станциям», которые очень любят мои ученики. В ходе таких уроков дети выполняют не только обычные задания типа «вопрос – ответ», но и творческого характера: «нарисуй, придумай, раскрась» и т.п.

Мои ученики всегда ждут уроки-экскурсии, которые я провожу по окончанию темы «Город». Мы идем на экскурсию по центру города, и каждый ученик в роли экскурсовода рассказывает по-немецки о достопримечательностях своего отрезка пути следования группы. И с каждым годом рассказ о городе становится полнее.

Задачу развития и поддержки одаренности выполняют и такие уроки как урок-ролевая игра, уроки-проекты. Чтобы подготовить ролевую игру «В кафе» или «На вокзале» ученикам необходимо найти информацию о популярных немецких блюдах, в том числе у немецких подростков, составить меню, оформить его, собрать необходимый реквизит. Или узнать стоимость билетов в Германии, придумать различные ситуации, которые могут произойти на вокзале, разыграть сценки. Такие ролевые игры и являются проектами.

Проектная деятельность организуется в каждом классе. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные: по экологии, хобби, книги и т.п.

Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует   четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации.

2. Внеурочная деятельность

       Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес, значит он готов к самостоятельной поисковой деятельности. Таких учащихся необходимо вовлекать в исследовательскую деятельность по предмету; конкурсы, научно-практические конференции ; школьные и районные олимпиады; предметные недели; районные смотры и конкурсы по предмету, интеллектуальные марафоны.

С учеником, который проявляет устойчивый интерес к изучению немецкого языка, имеет языковые способности мы разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут, в котором планируем  деятельность ученика в течение года по достижению определенного результата. Эта деятельность реализуется в основном через внеурочные формы: учеба в DSD-школе, посещение факультатива, выбор темы исследовательской работы и само исследование, подготовка к олимпиаде, участие в конкурсе.

Пример:

Для составления ИОМ учителю необходимо:

1.         Составить план занятий с учащимся, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные, музыкальные и т. д.) и психические особенности;

2.         Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам.

3.         Выбрать форму отчета учащегося по предмету (тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени.

4.         Предоставить учащемуся:

o          название темы;

o          план изучения темы;

o          основные вопросы;

o          основные понятия и термины, которые он должен усвоить;

o          практические работы;

o          список необходимой литературы;

o          формы контроля;

o          задания для самопроверки.

Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Для ученика при составлении индивидуальной программы развития самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Благодаря такой организации индивидуальной работы мои ученики добиваются значительных успехов в изучении немецкого языка, а самое главное в развитии таких личностных качеств как умение исследовать проблему, находить и перерабатывать информацию, приобретают опыт публичного выступления, успешно сдают экзамен по немецкому языку DSD1. Эти умения им пригодятся в жизни независимо от того, выберут ли они немецкий язык своей профессией или нет.                       

Считаю, что создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителя и образовательного учреждения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon stsenariy_literaturnogo_kvesta.pdf766.75 КБ

Предварительный просмотр: