Система оценивания образовательных результатов

Аздаева Ирина Алексеевна

Система оценивания образовательных достижений

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования. Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.

Используемая мною модель системы оценки результатов освоения программ по немецкому языку нацелена на оценку результатов их освоения. Ее основными компонентами являются:

  • объекты и содержание оценки;
  • процедуры, инструментарий и критерии оценки;
  • методы и средства оценки;
  • основные группы пользователей;
  • цели использования результатов.

Система оценивания уровня подготовки учащихся по немецкому языку

 

№ п/п

Процедура оценивания

Содержание оценки

Критерии оценивания

Кто оценивает

Сроки

Фиксация результатов

1

Стартовая диагностика

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

5-бальная система

Учитель

Начало учебного года

Классный журнал, портфолио

2

текущие контрольные работы и срезы

Направлены на проверку уровня  развития иноязычной коммуникативной компетенции

5-бальная система

Учитель

Календарно- тематическое планирование учителя

Классный журнал

 

3

 Самостоятельная работа

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

5-бальная система

Ученик, Учитель

4-5 работ в течение года

Классный журнал

4

Творческие работы

(сочинение, письмо, рекламный текст, интервью и т.п.)

Направлены на проверку как предметных результатов (умений письменной и устной речи), так и метапредметных (умений работать с информацией, креативность, оригинальность)

Специально разработанные критерии оценивания

Ученик, учитель

4-5 работ в течение года

Классный журнал, портфолио

5

Проверочная работа по итогам самостоятельной работы

Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения

Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный

5-бальная система

Учитель

4-5 работ в течение года после самостоятельной работы

Классный журнал

6

Итоговая контрольная работа

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня сложности (базовый, расширенный),

5-бальная система

Учитель, администрация

По итогам учебного года

Классный Журнал, портфолио

7

Решение проектной задачи, проект

Направлена на выявление уровня сформированности метапредметных результатов

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам

(см.приложение 1)

Учитель

Календарно- тематическое планирование учителя

Портфолио

7

Предметные олимпиады разного уровня

Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня по сложности (базовый, расширенный)

По условиям проведения

Организаторы конкурса

По отдельному плану

Портфолио

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования должна в соответствии  с ФГОС «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»

На уроках мною используются все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Основными принципами системы оценивания обучающихся являются:

  • критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО, ООО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
  • уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
  • суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
  • приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя;
  • гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных  результатов;

Критерии оценки определяются изучаемым содержанием и отработанным видом деятельности. То, что отрабатывалось на уроках, то и включается в критерии оценки. Важно выделить основной материал темы и сформулировать основные и дополнительные критерии оценки предметных и метапредметных результатов. Успешность освоения учебных программ обучающихся оценивается по системе «зачтено – не зачтено» или в форме балльной отметки.   Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка

в балльной шкале

Отметка в системе

«зачтено – не зачтено»

 90-100%

высокий

«5»

зачтено

66 -89%

повышенный

«4»

зачтено

50 -65 %

средний

«3»

зачтено

меньше 50%

ниже среднего

«2»

не зачтено

 

Необходимо отметить, что УМК по немецкому языку И.Л.Бим «Немецкий язык», М.М.Аверина «Горизонты» содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.

Учебник, рабочая программа предусматривают текущий, промежуточный и итоговый контроль, содержат очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.

Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.

Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.

 

Методы и инструменты оценивания:

- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;

- за выполнение письменных заданий в рабочих тетрадях я выставляю среднюю оценку (за 3-4 урока); часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

- за выполнение творческого задания, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др. оценивание производится по критериям, разработанных совместно с учениками;

- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).

- тестирование;

- проекты, проектная задача;

В начальной школе используется лист индивидуальных достижений.

Лист индивидуальных достижений – это лист, на котором отображаются достижения планируемых результатов обучающегося, которые позволяют детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.

Лист оценки индивидуальных достижений разрабатывается на различный период обучения: урок, четверть, полугодие, а также по изучаемой теме. Листы оформляются после изучения каждого блока, как итоговый показатель освоения изученного материала и его применения обучающимися. Оценочный лист создается совместно с детьми и может носить комплексный характер или разрабатываться отдельно для предметных и метапредметных результатов.

Лист индивидуальных достижений вводится для более информативной обратной связи о результатах обучения школьника для родителей, учителей и обучающегося.

Информация листов индивидуальных достижений планируемых результатов применяется при рефлексии учебной деятельности обучающимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений.  Лист является наглядным документом об успешности ученика для родителей и используется классным руководителем при проведении родительских собраний.

Лист индивидуальных достижений ученика 3 класса (пример)

 

Ученик_____________________ . Школа _____________________________

Класс ______________________. Учитель ____________________________

п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

старт

Окт

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Итог.

1. Навыки чтения

1.1

Техника чтения

Чтение слогов

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов

 

 

 

 

 

 

Ударение

 

 

 

 

 

 

Чтение предложений

 

 

 

 

 

 

Чтение текстов

 

 

 

 

 

 

Безошибочность чтения

 

 

 

 

 

 

Выразительность чтения

 

 

 

 

 

 

1.2.

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

 

 

 

 

 

 

 

Словесное «рисование картин» к прочитанному

 

 

 

 

 

 

Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему.

 

 

 

 

 

 

Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте

 

 

 

 

 

 

1.3.

Пересказ

С опорой на помощь учителя или иную

 

 

 

 

 

 

 

Без опоры на помощь

 

 

 

 

 

 

1.4.

Чтение наизусть

 

 

 

 

 

 

 

1.5.

Составление собственного рассказа

 

 

 

 

 

 

 

2. Навыки письма

Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично

 

 

 

 

 

 

3. Устная речь

Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично

 

 

     

 

          Общие критерии оценивания коллективного проекта и индивидуального в старших классах (10 «за»)

 

Критерии

Максимальный уровень достижения учащихся

Оценка участников проектной деятельности

Оценка экспертной комиссии

1

Планирование и раскрытие плана, развитие темы

5

 

 

2

Сбор информации

5

 

 

3

Выбор и использование методов и приемов

5

 

 

4

Анализ информации

5

 

 

5

Организация письменной работы

5

 

 

6

Организация речевого сопровождения

5

 

 

7

Наглядное оформление результатов

5

 

 

8

Анализ процесса и результата

5

 

 

9

Личное участие

5

 

 

10

Защита и ответы на вопросы

5

 

 

 

Итого

50

 

 

 

Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале: 40-50 баллов: «5»; 30-39 баллов: «4»; 20-29 баллов: «3»; 0-19 баллов: «2».

 

Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, письмо, мнение и т.п.)

 

Содержание и речь

 

баллы

самооценка

Оценка учителя

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием

используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Оригинальность замысла

7. Собственная точка зрения на проблему

8. ……..

0-5

 

 

 

 

Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале (по 6 критериям): 25-30 баллов: «5»; 20-24 баллов: «4»; 15-19 баллов: «3»; 0-14 баллов: «2».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kontrolnaya_rabota_3_klass.pdf416.96 КБ
PDF icon urok_po_metodike_stantsionnogo_obucheniya.pdf1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: