Методическая копилка

Солодовник Елена Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

к основному этапу сюжетно-ролевой игры

«Геологическая экспедиция»

Технологическая карта к основному этапу сюжетно-ролевой игры «Геологическая экспедиция»

Возраст детей, группа

6 - 8 лет, подготовительная к школе группа

Тема сюжетно-ролевой игры

«Геологическая экспедиция»

Цель

Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры «Геологическая экспедиция»

Задачи

Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Расширить знание о профессии геолога, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях - развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.  Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Пополнять лексический словарь словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение - поддерживать беседу. Развивать умения развертывать специфическое ролевое взаимодействие – короткий ролевой диалог; - учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей; - формировать умения согласовывать свои действия с действиями партеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; - развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры; - воспитывать дружеские отношения, умение работать в команде. Развивать физические качества, ловкость, выносливость, выдержку. Воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Воспитывать уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам.

Актуальность

Современный дошкольник на вопрос о том, кем и каким он хочет быть, когда станет взрослым, часто отвечает: бизнесменом, самым богатым человеком, банкиром... Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, такова реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок учился понимать, каким образом его мечта может быть осуществлена. Быть богатым очень даже хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления довольно трудно формируются, слишком много отрицательных примеров вокруг, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога — поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. Не мешает привести в пример богатых людей, которые помогают инвалидам, осиротевшим детям, вкладывают деньги в благоустройство, в оборудование больниц. В связи с чем, возник вопрос о том, какие профессии самые важные и «необходимые»  в современном мире. Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Материал

Рюкзак, лупа, фонарик, веревка, компас, кирка, бур для бурения земли, набор кисточек-сметок, лопаты, сито, контейнеры и пластмассовые колбы для хранение образцов полезных ископаемых и почвы, блокнот, ручка, карандаш, маркер, линейка, карта  (группы, участка, территории ДОУ), фотоаппарат, бинокль, рация, наушники, палатка, гитара, котелок, тренога для котелка, шумовка, половник, макет костра (дрова, огонь), топор, набор продуктов, посуда (миска, ложки, кружки), колокол, аптечка, (стетоскоп, шприц, бинт, зеленка, йод, лейкопластырь, жгут, грелка, кислородная маска, пинцет, эластичный бинт), микроскоп, бейджики, повязки с условными обозначениями героев: руководитель, врач, связист, повар и т. д), спецодежда для  геологов, спецодежда для химиков лаборатории.

Предполагаемый результат

Умеют творчески развивать сюжет игры, распределять роли;

умеют развертывать ролевое взаимодействие – короткий ролевой диалог.

Этапы сюжетно - ролевой игры

Деятельность воспитателя

Методы и приемы (прямые и косвенные)

Игровые действия воспитанника

Контроль результатов

действия

I. Создание

игровой

ситуации.

Эпизод 1

Всех детей воспитатель собирает на ковре, все атрибуты приготовлены в разных местах группы, доступных детям.

В группу пришло письмо от Хозяйки Медной горы:

- Здравствуйте дети! Узнали меня? (ответы детей) Правильно! Я Хозяйка Медной горы.

Уральские горы, закаты, рассветы…

Чудесный рябиновый край!

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней

Драгоценная россыпь

Есть у хозяйки горы.

Но много злых, жадных людей грабят мои богатства! Они с давних времен приходят в мои владения за минералами и драгоценными камнями. Бездумно добывают сокровища, нанося непоправимый вред, мусорят, разоряют птичьи гнезда!

SOS! Помогите!

Словесные методы: беседа, вопросы. ИКТ: послание от Хозяйки Медной горы.

В беседе взаимодействуют с воспитателем. Отвечают на вопросы. Принимают решение вместе с педагогом: «снарядить экспедицию, провести лабораторные исследования».

Дети знают, что обозначает

сигнал SOS. Готовы оказать помощь.

Дети умеют поддерживать беседу.

Эпизод 2

- Узнала я что вы собрались в мои владения. Не всех я туда пускаю, а только людей смелых, дружных и отважных.

Ребята, как называется профессия людей которые находят и изучают богатства Земли? (геологи)

- Наверное, это очень интересно искать эти все камни?

Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.

Кто же участвует в экспедиции?

Распределение ролей. Воспитатель берёт на себя роль главного научного сотрудника. В процессе игры направляет развитие сюжета и действия малоактивных детей, советует, поощряет самостоятельность детей, следит за выполнением правил игры.

Создание проблемной ситуации. Включение педагога в игру - принятие на себя роли.

В беседе взаимодействуют с

воспитателем, отвечают на вопросы.

Вместе с педагогом распределяют

роли. Сотрудники экспедиции занимают свои места, выбирают необходимые

атрибуты.

Дети предлагают

кандидатов на роли, могут выбрать необходимые атрибуты для игры.

II. Игровая

ситуация

Воспитатель: «Роли распределили, а теперь отправляйтесь в путь».

Начальник экспедиции: «Ну вот мы и подошли к горе. Давайте разобьем свой лагерь здесь».

  • Начальник экспедиции дает указания разбить лагерь. Распределяет по местам врачей, повара, показывает место где поставить палатку.
  • Врачи проводят обследование участников экспедиции перед подъемом на гору.
  • Повар разводит костер, занимается приготовлением пищи.

Начальник экспедиции. А мы отправляемся в путь.

        Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.

После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горны пород, рассматривают, складывают в контейнер.

Проводят опыт «Это очень твердо?»

Начальник экспедиции. На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше.

Подходят к завалу.

Начальник экспедиции. Посмотрите какой огромный обвал произошел, а нам нужно попасть в эту пещеру. Придется нам расчистить путь.

Расчищают завал. Во время расчистки завала один из геологов ломает руку.

  • Радист сообщает в лагерь по рации о происшествии. Раненого уводят в лагерь.
  • В лагере врачи оказывают первую медицинскую помощь.

Начальник экспедиции. Завал расчищен, давайте немного отдохнем прежде чем спускаться в пещеру.

        А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».

        Отгадайте загадку:

Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растёт на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И к тому ж она отвесна.

Назови мне это место? (скала)

- А что бывает в скале? (пещера)

Начальник экспедиции. Сейчас мы будем спускаться в пещеру. Привязывают за пояс веревкой и по одному спускаются в пещеру по одному. Там берут образцы и складывают их в контейнер.

Отправляются обратно в лагерь тем же путем.

В лагере садятся вокруг костра отдыхать.

Камни отдают химикам.

  • Химики проводят опыты.

1.Опыт «Есть ли в камне вода?»

2.Опыт. «Может ли камень плавать?»

Начальник экспедиции (обращается к Хозяйке Медной горы) Побывали мы у тебя в гостях. Посмотри какие богатства мы у тебя нашли. Можно мы их у себя оставим , сами полюбуемся и людям покажем.

        А зато что ты такая гостеприимная и разрешила нам побродить по твоим владениям мы угостим тебя нашим походным чаем.

  • Садятся вокруг костра, поют песни, обедают, пьют чай.

Исполнение

педагогом

роли

главного научного сотрудника (остается в институте, связь - по рации).

Наблюдение, советы,

руководство за игрой,

напоминания.

Дети, разобравшие роли, расходятся по зонам. Руководитель экспедиции: объясняет задание – провести разведку полезных ископаемых в определённой местности; указывает это место на карте ( если игра проводится в группе - карта групповой комнаты, если на участке - карта участка) с отметкой пункта назначения. Задает маршрут пути. Рассказывает об оборудований, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей геолого- разведывательной группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения.

Геологи: складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом, находя полезное ископаемое (камень, песок, глину, мел), складывают образцы в специальные контейнеры, колбы, отправляют в лабораторию на анализ; отмечают на карте местонахождение полезного ископаемого.

Изучают строение земной коры, берут пробы почвы.

Определяют, содержатся ли в данной местности (в недрах земли) драгоценные камни.

Делают фотосъёмку месторождений. С помощью теодолита определяют рельеф местности, топографическую съемку. Составляют геологические карты,  на которые наносят места нахождения полезных ископаемых. Получив результаты лабораторных исследований, уточняют данные о полезных ископаемых на карте.

Во время похода делают привалы – отдыхают, принимают пищу.

Врач: проводят обследование геологов перед походом, профилактические осмотры участников экспедиции, оказывает первую медицинскую помощь - обрабатывает раны, перебинтовывает, накладывает жгут, повязку, делают обеззараживающие уколы, мерит  давление, температуру.

Повар: организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит  костер, готовит пищу), ударом в колокол собирает участников экспедиции у костра.

Связист: по рации держит связь с базой, докладывает о передвижениях, о найденных полезных ископаемых.

Химик лаборатории: проводит анализ присланных образцов ископаемых (определяет состав горных пород, структур). Полученные данные передает геологам.

Репортер и оператор: берут интервью, снимают на камеру все происходящее, проводят пресс-конференцию.

Дети умеют согласовывать

свои действия с действиями

партеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и

взаимоотношения, свободно общаться со взрослыми и детьми, развертывать короткий ролевой диалог.

Дети умеют подбирать

предметы и атрибуты для

игры.

III. Выход

из игры

Главный научный сотрудник: Уважаемые участники экспедиции! Приглашаю вас собраться в зале на пресс-конференцию.

Ребенок-репортер берет интервью у всех участников игры.

В ситуации затруднения педагог

помогает репортеру задавать вопросы, тем самым осуществляя рефлексию.

Спрашивает, какой сюжет по теме «Геологическая экспедиция» можно еще разыграть.

Воспитатель благодарить детей за хорошую игру и предлагает по желанию продолжить игры по интересам.

Беседа.

Наблюдение за игрой,

не выходя из роли.

при необходимости

помогают репортеру

задавать вопросы.

Дети, участники игры собираются в

Конференц-зале.

Ребенок-репортер берет интервью у

всех участников игры:

-Какова была цель вашей геологической экспедиции?

-Вы справились с заданием? Какие

качества вам помогли справиться с

этим сложным заданием?

-Спасибо за информацию! Я

обязательно напишу о вас статью и

пришлю журнал в институт. До свидания!

Дети отвечают на вопросы репортера,

предлагают разнообразные сюжеты для последующих игр.

Продолжаются игры по интересам.

Дети умеют поддерживать

беседу, анализировать

игровые действия

товарищей.

Дети предлагают различные

варианты сюжетов

будущих игр на тему «Геологическая экспедиция».


Приложение

Игра: «Польза-вред»

        Какую пользу человеку приносят камни? (используют в медицине, в пищу (соль), для обогрева жилья (каменный уголь), выплавляют сталь, для строительства дорог, зданий, делают украшения, предметы быта и т. д.)

        Какой вред приносят камни? (камнепад (обвал камней в горах) очень опасен: уничтожает населенные пункты, дороги; перегораживают дорогу, ручьи, ранят человека, животных, бывают опасными для здоровья)

Опыт: «Это очень твердо?»

Материалы:

Минералы, монетка, гвоздь.

Действие:

        Попробовать поскрести ногтем поверхность камня.

        Попробовать поскрести поверхность монеткой.

        Попробовать поскрести поверхность гвоздем.

Проверить на каком камне остается глубокий след.

Опыт: «Может ли камень плавать?»

Материалы:

Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия:

        В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во 2 емкость бросить минерал.

        Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)

Опыт: «Есть ли в камне воздух?»

Материалы:

Минералы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия: Опустить по одному минералу в емкость и пронаблюдать, если есть пузырьки, значит, в камне есть воздух.

Методы развития содержания сюжетно-ролевых игр:

1. Проведение экскурсий

2. Организация встреч с людьми разных профессии.

3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.

5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.

6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.



Предварительный просмотр:

Мы – геологи

Цели:

  • Познавать "наощупь" свойства вещества:  твердость, мягкость, плавучесть.
  • Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
  • Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, сюда же входят искусственные камни (кирпич, асфальт, керамзит и др.),

Ход занятия

К детям приходит гном со шкатулкой и письмом от своих братьев-гномов.

Письмо гномов.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Чтобы суп был солен, нужна соль, а соль это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи Вам!

Гномы-хранители камней.

Воспитатель с детьми рассматривают содержимое шкатулки гномов и обсуждают  вопросы:

- Для чего нужны эти предметы?(Это украшения, для красоты).
- Из чего они сделаны? (Из разных камней)
- Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице?
- Могут ли они быть родственниками?
- Для чего камни нужны в природе?
- Где можно обнаружить камни?

Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы.
Дошкольники в рабочих фартуках направляются к большому макету горы,на котором спрятаны различные камни и ищут их. Затем все вместе рассматривают их и отвечают на вопросы.

- Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех  детей они разные).
- Ваши камни это объекты природы или нет? Почему вы так считаете?
- Камни это живая  или неживая природа?

Дети складывают камни в рюкзаки и отправляются в лабораторию. На пути им встречаются преграды, нужно перепрыгнуть через дугу, перешагнуть через ручей, пройти по камушкам, держась за веревку.(Физкультминутка).

В лаборатории дети становятся учеными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследования заносят в специальную таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Опыт 1.

Рассмотрите камни через лупу и отметьте в тетради, в таблице, какого цвета ваш камень.(дети делают зарисовки цветными карандашами).

Опыт 2.

Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?

Опыт 3.

Что еще можно обнаружить на вашем камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.
Если они есть, то поставьте (+), если нет(-).Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в таблице букву»м», если не осталось, то»т».
Затем камни можно поцарапать гвоздем, монеткой если следа нет, то камень самый твердый.

Опыт 4.

Проверьте, что будет, если мы  выдавим сок лимона на камень. Например, мягкий известняк начинает «шипеть», на этой поверхности появляются мелкие пузырьки.(Воспитатель, а затем и дети проводят соответствующий опыт, результат заносят в таблицу). Оказываются, некоторые камни «шипят» на лимонный сок, а некоторые – нет, это происходит потому, что у них разный состав


Опыт 5.

- Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает.Отметьте результат в таблице
- Все ли камни, которые мы нашли в горах тонут?(например, керамзит или пористый туф останутся на поверхности воды».
- Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду7

Опыт 6

Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?

После окончания экспериментирования  дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.

Таблица исследования камня

 

 

 

 

 

 

 

Затем дети идут к столикам, на которых выставляют разнообразные камни, которые использует человек, иллюстрации домов из камня. Воспитатель предлагает рассмотреть экспонаты и рассказывает о них, например:

- У древних людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который  называется кремень. (Воспитатель показывает, как это делалось после, после чего дает детям понюхать камень). Кремень – твердый, прочный камень. Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Из этого камня древние люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.

- из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и даже реки в городах прочно держат гранитные берега. (Дети рассматривают соответствующие иллюстрации)

Затем дошкольники самостоятельно рассматривают поделки из камня, иллюстрации и искусственные камни. Воспитатель спрашивает, встречаются ли эти камни в природе: для чего человек их делает; похожи ли они на природные камни; чем от них отличаются.




Предварительный просмотр:

Тема: «Лучики здоровья»

Цель: Развитие проектной деятельности познавательно-исследовательского типа; организация презентации проектов о ценности здоровья.

Программное содержание:

Расширять кругозор, обогащая представления детей о мире предметов и факторов, влияющих на здоровье человека.

Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, его полезных свойствах с опорой на исследовательские действия.

Учить рассуждать, делать выводы.

Закреплять у детей представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, закаливание).

Воспитывать желание заботиться о своём здоровье; поддерживать интерес детей к различным видам спорта, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Предварительная работа: 

Рассматривание детских энциклопедий о спорте, здоровье, организме человека о живой и неживой природе. Беседы о гигиене, закаливании, правильном питании, режиме дня. Экскурсия во Дворец спорта. Чтение художественной литературы, загадывание загадок. Разучивание различных техник здоровьесбережения (массаж, ЛФК, побудки, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и т,д.).

Материал и оборудование:

Использование мультимедийного оборудования, ТСО. Трубочки для эксперимента, аудиозапись физминутки и звукового письма, наглядный материал к дидактическим  играм «Чудо-дерево», «Ошибки художника».

Словарная работа:

Активизировать в речи слова: «Физические упражнения, физкультура, закаливание, дыхание, воздух». Совершенствовать монологическую форму речи, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.

Методы и приёмы:

Игровые: 

Создание игровой мотивации, сюрпризный момент «Звуковое письмо», физминутка, динамическая пауза, дидактическая игра  «Чудо-дерево», «Ошибки художника», игра малой подвижности «Карлсон».

Практические:

Исследовательские действия, эксперименты с воздухом, упражнения на дыхание.

Технические:

Использование ИКТ-метода (компьютерная презентация детских исследовательских проектов), аудиозапись звукового письма и физминутки.

Словесные:

Обсуждение проблемных ситуаций, обращение к жизненному опыту детей. Беседа с детьми о значении здоровья и его составляющих, рассказы детей из личного опыта.

Интеграция образовательных областей – ОО «Здоровье», ОО «Коммуникация», ОО «Физическая культура».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Буратино»

КОНСПЕКТ

 непосредственно образовательной деятельности

для детей 6 -8 лет

«Северный олень»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(ознакомление с миром природы)

Воспитатель

Солодовник Елена Николаевна

г. Когалым 2022 г.

 

Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае, посредством познавательно – исследовательской деятельности

Образовательные задачи:

  1. Сформировать знания о приспособлении оленя к окружающей среде (рога, копыта - защита, питание);
  2. Пополнить знания о значении оленя для коренных жителей ханты и манси (средство передвижения, одежда, жилье, пища);

3.  Расширять и закреплять кругозор о родном крае;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение выбирать источники информации, представлять итоги проекта в кругу сверстников;
  2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым

алгоритмом, подводить итог своей деятельности;

  1. Продолжать развивать связную речь и словарный запас детей (стойбище, ягель, оленья упряжка, кочевой народ);

Воспитательные задачи:

1.   Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

2.   Воспитывать дружеские отношения друг к другу и соблюдать правила совета

ученых.

Материал: макет стойбища - отображающий жизнь людей, макет леса – естественная среда обитания оленя; игрушка олень ; игры и упражнения «Польза оленя для человека», «Найди средство  передвижения?», «Определи след», «Найди хищное животное», «Чем питается олень?»; презентация к занятию; видеоролик: легенда «Как у оленя появились рога?».

Предварительная работа: подвижные игры «Ловля оленей», «У оленя дом большой»; чтение легенд и сказок и рассматривание иллюстраций о быте и жизни народа ханты и манси; беседы с детьми о символике ХМАО- Югра; просмотр видеороликов: «Дикие животные», традиционный национальный праздник «День Оленевода».

Словарная работа:  

Обогащение словаря: кочевой народ, ягель.

Активизировать в речи слова: стойбище, оленья упряжка.

      Планируемые результаты:

  • владеет знаниями об олене, как о диком и домашнем животном, об особенностях его приспособления к окружающей среде;
  • владеет знаниями о значении оленя для коренных жителей ханты и манси и фольклоре;
  • имеет представления о родном крае;
  • проявляет любознательность и интерес к исследовательской проектной деятельности, интересуется причинно-следственными связями;
  • способен самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, подводить итог своей деятельности;
  • проявляет умения слушать других, готовность прийти на помощь, кто в этом нуждается.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, логоритмика, рассказ ребёнка.

Наглядные: презентация «Зачем оленю рога», макет «Стойбище», коллаж «Лес», книжка-малышка «Как у оленя появились рога», видео письмо от девочек из Санкт-Петербурга, мультфильм «Как у оленя появились рога».

Практические: Д/И «Найди след», «Найди тень», «Польза оленя для человека», «Найди средство передвижения», «Найди хищное животное», «Чем питается олень»

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, зрительная гимнастика.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

В: Здравствуйте, ребята.

Я вижу у вас хорошее настроение, и вы готовы к новым открытиям. Сегодня у нас заседание совета ученых.

Давайте проговорим основные правила маленьких ученых:

 

Мы слушаем внимательно, и трудимся старательно.

Край родной мы изучаем, много нового узнаем.

В: Мне пришло письмо на электронную почту. Внимание на экран.

Видеописьмо.

- «Дорогие маленькие ученые ХМАО, меня зовут Алина, я живу в городе Санкт - Петербурге и хожу в школу. Хочу обратиться к вам за помощью: я рассматривала флаг Югры и увидела на нем изображение рогов оленя.

И меня интересуют вопросы «Как появились у оленя рога?», «Зачем они ему нужны?».

Помогите мне, пожалуйста, ответить на эти вопросы».

 

В: Поможем Алине?

Ребята, вы помните, что олень – это священное животное Севера, и сегодня он будет нашим добрым помощником. Демонстрация оленя.

2. Основная часть:

В: Нам нужно составить план работы нашего ученого совета.

 

Что мы знаем об олене?

- Это северное животное.

- Бывает диким и домашним.

 

Что нам нужно узнать?

- Как у оленя появились рога?

- Зачем они ему нужны?

 

 Где мы можем это узнать? К кому можно обратиться?

- библиотека, энциклопедия, у народов ханты и манси, в интернете…

 

В: Что бы узнать ответ на первый вопрос «Как у оленя появились рога?» у разных народов есть легенда.

У Алёны было домашнее задание изучить легенду и сделать книжку – малышку. Покажи, Алёна, нашим ученым, что у вас с мамой получилось. Рассказ ребёнка

В: А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с легендой   народов ханты. Внимание на экран.

Демонстрация мультфильма «Легенда. Как у оленя появились рога».

В: Похожа легенда народа ханты и манси на легенду которую рассказала нам Алёна?

Какие отличия вы заметили?

Вот мы и узнали ответ на первый вопрос.

Как появились у оленя рога? (человек отломил ветку от дерева и прикрепил к голове оленя).

Правильно, до сей поры ханты и манси верят легенде, что рога оленю дал человек.

 

Чтобы узнать ответ на второй вопрос «Зачем они ему нужны?», мы отправимся в лес, рядом с которым находится стойбище народов Севера – ханты и манси.

Вы знаете, что такое стойбище? (временное место жительства кочевых народов Севера).

 

Физкультминутка и зрительная гимнастика

Мы шагам, мы шагаем, дикий лес нас окружает.

К стойбищу сейчас придем и ответы там найдем.

А теперь мы поморгаем, глазки дружно закрываем.

Открываем мы глаза, начинается игра.

 

В: Куда мы пришли? (на стойбище)

Стойбище, где находиться? (у леса).

В стойбище четкое распределение труда. Мужчины – это добытчики. Они ходили в лес, на охоту.  Женщины – занимались домашним хозяйством.

Чтобы получить больше информации на наши вопросы, нам нужно разделиться на две группы.

Кто пойдет в лес? Вставайте сюда.

Кто пойдет в стойбище, подойдите сюда.

У каждой группы будет два задания. Разбейтесь на пары.

 

На стойбище 

Задание первой паре:

1. Рассмотрите карточки. Выберите те, на которых изображена польза оленя для человека.   Дать задания-подсказки.

 

Задание второй паре:

2. Исследуйте, какое средство передвижения самое удобное для народов – ханты и манси? Помните, что на севере много снега и нет дорог. Дать задания-подсказки.

 

В лесу 

задания для первой пары:

1. Разложи следы к нужным животным. Определи след оленя и возьми с собой. Дать задания-подсказки.

2. Выбери, какое самое опасное животное для оленя?

3. Найдите в лесу любимое лакомство оленя.

 

В: Карточки с правильными ответами возьмите с собой в детский сад.

Ученые, приступайте к исследованию.

Все справились с заданием. Молодцы!

Настало время вернуться в детский сад. Наши исследования возьмем с собой.  

Стойбище мы посетили, знания мы получили.

Про оленя все узнали, очень умными мы стали.

 

В: Присаживайтесь.

Подведем итог нашего исследования.

Ученые, которые ходили на стойбище, что вы там узнали?

Выложите свои карточки и расскажите о пользе оленя для человека.

Почему одежду, обувь и чум принесли?

Почему жители Севера используют оленя для передвижения? (Потому, что удобно для передвижения).

 могу взять слово и выступить на вашем ученом совете?

Хочу вам рассказать, как помогают рога оленю перемещаться по тайге.

Демонстрация презентации

В: Форма рогов оленя напоминает парусник, что облегчает движение оленя по ветру и против ветра. Сильными, мощными рогами он расчищает себе дорогу от веток. Рога оберегают морду и глаза оленя от повреждений, как щит.

В: Что ученые узнали в лесу?

     Вы нашли следы оленя?

     Обратите внимание на форму следа оленя. Он широкий. Это помогает ему    

     передвигаться по снегу и не проваливаться.

В: Почему вы принесли картинку волка?

     Что помогает оленю защититься от волка?

     Давайте посмотрим, как он это делает.

     Что еще вы узнали в лесу? (Любимое лакомство для оленя – ягель).

     Как олень добывает ягель зимой из-под снега? (рогами).

В: Посмотрите, как много мы узнали об олене (показываю на оленя!). Смогли ли мы ответить на вопросы Алины? Давайте снимем для неё видеописьмо.

 

3. Заключительная часть:

В: Какие новые слова вы сегодня узнали? (стойбище, оленья упряжка, ягель). Наш совет ученых закрываем.

Рефлексия:

В: Каждый год у народов ханты и манси проводится праздник – день Оленевода. На этом празднике они выбирают самого сильного и красивого оленя.

Давайте и мы украсим нашего оленя разноцветными лентами:

  • если что-то было непонятно, возьмите зеленую ленточку ;
  • если вас что-то удивило, заинтересовало и вы готовы продолжать изучать родной край – возьмите красную ленту.

В: Какой красивый у нас получился олень. Народы ханты и манси говорят: «Наш народ будет жить, пока есть олени. Не станет оленей – не будет и нашего народа».

Я вижу, вы заинтересовались, тогда вам задание, придумайте интересные вопросы о родном крае, которые мы исследуем на следующем совете ученых.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: воспитатель Солодовник Е. Н Экологический проект 20группы «Мы с природой дружим , мусор нам не нужен»

Слайд 2

Разделы : Актуальность проекта Цели и задачи Этапы реализации Ожидаемые результаты

Слайд 3

Паспорт проекта: Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой, коллективный. Участники: дети 4-5лет, воспитатели, родители. Продолжительность: краткосрочный Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Слайд 4

Гипотеза: если мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.

Слайд 5

Проблема экологического образования –одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления необходимо воспитывать с ранних лет . Актуальность проблемы

Слайд 6

Проблема экологического образования –одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления необходимо воспитывать с ранних лет . Актуальность проблемы

Слайд 7

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, в процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.

Слайд 8

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, в процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.

Слайд 9

Задачи проекта: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала. Воспитывать экологическую культуру.

Слайд 10

Этапы реализации проекта 1этап – подготовительный Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. Подбор познавательной и художественной литературы, изучение опыта других образовательных учреждений; 2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования; 3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

Слайд 11

2 этап - организационный Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе; 1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина. 2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором; 3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 4.Создать книгу: «Жалобная книга природы»; 5.Разработать газету для родителей «Берегите природу Югры»; 6. Анкетирование родителей;

Слайд 12

3 этап – практическая деятельность Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования. 1. Непосредственно- образовательная деятельность по экологии «Жил – был мусор». Проведение дидактической игры «Сортируем мусор правильно». Итоговое мероприятие «День рождения Земли»

Слайд 13

2. Работа в творческой мастерской: конструирование из бросового материала

Слайд 14

3.Выпуск экологической газеты для родителей «Берегите природу Югры»

Слайд 15

6.Изготовление детьми природоохранных знаков

Слайд 16

7.Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Опиши предмет», «Угадай чем похожи эти предметы», «Найди игрушки из резины, пластмассы». Игры эстафеты: «У кого длиннее дорожка », «Свой фантик сохрани, а чужой забери», «Собери мусор», «Мусоробол».

Слайд 17

8.Экологическая акция «Мой чистый двор». Зеленый патруль «Чистый участок детского сада»

Слайд 18

9. Чтение художественной литературы: «Экологическая сказка», «История одного города» Шендяпина О.В., сказка «про Хламище-окаянище» Т.Яковлева, Я. Аким «Наша планета», Л.Фадеева «Окружающая среда», В.Чижов «В природе столько красоты», М.Дудин «Берегите землю!», Е Смирнова «Давайте Землю украшать».

Слайд 19

Итоговое мероприятие «День рождения Земли»

Слайд 20

4 этап – итоговый Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности. Ожидаемые результаты - непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы - создание в ходе проекта стенгазет, фотоальбомов - привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей - осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Кошелек и его друзья» для детей

старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход

и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,

наличные и безналичные деньги, банковские операции.

Развивающие:

Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать

осознанию роли денег в жизни людей;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;

Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.

Предварительная работа:

Изготовление бумажных кошельков способом оригами, использование бумажных денег, проведение экспериментов с деньгами.

Ход занятия:

В.- Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …

С… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали… (Слайд №1)

? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей

 Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень

толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!

- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей

- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -

зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький

ребенок - пособие)

 (все это доход семьи)

-Что означает слово ДОХОД? Ответ детей (деньги, которые поступают в

семью)

?-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и

монеты - показать). Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать.

Игра «Дополни фразу»

Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.

Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)

- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)

-Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают(предложить купюру и монету

С Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке,

потому что у него внутри было почти пусто.

?-Почему? Ответ детей

- Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим свет и  дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце копилки (прячем большой палец в кулак)

?-Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД

Физкультминутка.«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки(один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть(обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Речевая игра «Доход или расход»

Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход».

Мама получила зарплату — доход.

Бабушка заболела — расход.

Выиграла приз — доход.

Заплатили за квартиру — расход.

Продала бабушка яйца — доход.

С Когда кошелек становился пустым, его перебрасывали с одного места на другое.

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома?(показать)

(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим,

поучаствовать в сюжете сказки)

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что могла сказать карточка?)

— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств

семьи.

— Но где же ты хранишь купюры?  ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно

улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом

с восторгом предложил Карточке:

— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них

найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой

красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.

Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в

порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и

ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Рефлексия

-Понравилась вам сказка?

- А что больше всего понравилось?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Для чего это пригодится в жизни?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: