Проекты учителя-логопеда

Руденко Людмила Александровна

Здесь размещены проекты учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopeda.docx18.54 КБ
Файл proekt_semya.docx28.72 КБ
Файл proekt.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕПОКОРНЫЕ ЗВУКИ»

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект предназначен для детей 6– 7 лет 
       Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 
       Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 
      Задачи проекта. 
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Привлечь детей к совместной деятельности. 
6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал. 
      Ожидаемый результат. 
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 
Эффективность данных результатов. 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Для родителей: 
- готовность и желание помогать; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
- положительная оценка деятельности ДОУ.
Для педагогов: 
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы; 
        Практическая значимость проекта 
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. 
        Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 
       Срок реализации проекта – 1 год 
Этапы и стратегия реализации проекта 
     I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
      Задачи: 
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 
    II. Основной этап реализации проекта (практический): 
4. Логопедический проект «Непокорные звуки» 
Задачи: 
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
       Содержание работы. 
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». 
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. 
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». 
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки». 
Работа с семьей 
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины». 
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки».
• Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). 
• Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 
Практический результат проекта 
• Презентация индивидуальных буклетов «Непокорные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. 
• Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непокорные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 

     III. Заключительный этап реализации проекта: 
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться: 
• Сформированная устойчивая мотивация детей.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 
Прогноз возможных негативных последствий. 
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
1. Слабая мотивация участников проекта. 
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. 
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 






Предварительный просмотр:

Краткосрочный логопедический проект

«Семья и семейные традиции».

Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения: краткосрочный( 1 неделя)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители детей.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.

Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  • формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Развивающие:

  • создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  • развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  • прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
  • Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
  • Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
  • Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
  • Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
  • У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.

Актуальность

Часто слышны высказывания на дефицит у людей  национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.

Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я - член семьи, я - член коллектива, я - житель этого города, я - гражданин России, и только после этого, я - житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

Существует множество проблем современной семьи:

  • большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
  • родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
  • ограниченность общения взрослого и ребёнка;
  • недостаточность эмоционального компонента общения.

Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.

Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.

Содержание проекта

Организационный этап

- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.

- Составление плана основного этапа проекта.

1. Подготовительный этап

- Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.

- Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)

- Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».

- Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.

- Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.

- Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности .

- Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.

2. Основной этап. Практический

Игровая деятельность.

Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».

Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.

Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).

Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».

Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.

Настольная игра «Профессии».

Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».

Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

Познавательное развитие.

Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья».

Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.

НОД «Род и родословие».

Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Познание ФЭМП.

Решение логических задач по теме «Семья» (см. приложение).

Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».

Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.

Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения».

Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.

БЕСЕДА о привычках ЗОЖ

Речевое развитие.

Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья».

Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….».

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.

- Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»).

Чтение художественной литературы.

Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.

  • Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».
  • В.Ю. Драгунский «Чики брык»,
  • С.В. Михалков « Недотёпа».
  • Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша».
  • Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».

Заучивание стихотворений: А.Майков «Мать и дитя».

Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Школа», «Детский сад».

Продуктивная деятельность.

Художественно-эстетическоеразвитие.

Рисование: «Моя мама», «Мы идем в детский сад», «Наши праздники дома», «Портреты родителей».

Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.

Рисование праздничных открыток на «День матери».

Лепка: «Мы гуляем с папой».

Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.

Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными» (по ЗОЖ).

Музыка.

Разучивание песни «Счастливая семья» (И.Галимова, В.Волжанин).

Физическое развитие

  • Проведение праздника ко Дню матери.
  • Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».
  • Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».
  • Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья».

Трудовая деятельность.

  • Посильная трудовая деятельность дома.
  • Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
  • Трудовые поручения в группе и дома.

Социально-коммуникативное развитие

  • Рассматривание картин художников.

Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.

З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро».

Досуг: «К нам в гости пришли бабушки и дедушки!»

Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение.

Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)

- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.

- Сотворчество родителей и детей в составлении рассказов о семье.

 Цель: Повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.

3 этап. Заключительный

- Отчет о реализации проекта.

- Сбор всей информации и материалов по проекту.

- Анализ выполнения поставленных целей и задач.

Проект реализовывался в НОД и в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.

Продукты проектной деятельности.

  • Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
  • Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Подбор иллюстраций, пословиц и поговорок о семье и родословии.
  • Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
  • Составление рассказа «Идем гулять в парк».
  • Консультация: «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым».
  • Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
  • Консультация «Воспитание детей в семье».
  • Выставка рисунков «Моя семья».
  • Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.

 Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.



Предварительный просмотр:

Логопедический проект

"Мастерская грамотности"

                                      Актуальность проекта

Своевременное овладение правильной, грамотной речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. И наоборот, неясная, бедная речь часто становится причиной неуспеваемости, может породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

В связи с вышеперечисленным, формирование правильной, грамотной и чёткой речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проект реализован на логопедических занятиях с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

 У многих детей в ходе обследования устной речи выявлен недостаточный уровень развития словообразовательных навыков. Особую трудность представляет образование сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения в понимании не только целых слов, но и основ из которых они состоят. Отсюда следует, что уровень развития лексико-грамматического строя речи не соответствует возрастным нормам.

 Практика показала, что материала, который представлен в содержании подгрупповых логопедических занятий не достаточно. Появилась необходимость проведения дополнительной работы по образованию сложных слов.

 Так возникла идея создания проекта «Лаборатория грамотности». Данный проект совершенствует устную речь будущих школьников, формирует один из способов словообразования, обогащает словарь. Тем самым формирует предпосылки успешного обучения в школе.

Цели и задачи.

Цель: Формирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

уточнение и обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи;

- формировать предпосылки к успешному обучению в школе;

- воспитывать интерес и любовь к родному языку,

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ в коррекционно-логопедическом направлении.

Предварительная работа.

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала для реализации проекта,  организация развивающей среды.

Вид/тип проекта.

Логопедический  проект «Лаборатория грамотности»

Долгосрочный  (7  месяцев).

Участники проекта.  

Дети  с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, родители, воспитатели.

Аннотация.

Логопедический проект для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет группы компенсирующей направленности, направлен на формирование у дошкольников представлений о сложных словах: первоначальное ознакомление детей с морфологическим составом слова; более точное и глубокое понимание смыслового значения слов; овладение навыком образования и объяснения значения сложных слов, образованных путём сложения двух основ.

Ключевые мероприятия проекта: беседы с детьми, занятия, дидактические игры и упражнения, консультации для педагогов, родителей, мастер-класс для родителей, продуктивная деятельность детей совместно с родителями.

Организационная часть проекта направлена на привлечение внимания детей к сложным словам. Детям представлена сказка «Любопытный зайчонок» .Проведена беседа по содержанию сказки.

С родителями проведено анкетирование с целью уточнения уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей и выявления уровня организации совместных занятий по развитию речи дома.

На родительском собрании родители проинформированы о результатах анкетирования, узнали о начале проекта «В мире слов», о необходимости его проведения. Поставлены цели и задачи проекта.

Родителям, по мере реализации задач проекта, предложено дистанционное консультирование, как одна из форм взаимодействия. Поделиться впечатлениями о результатах проекта решили с помощью приложения «Вацап».

У всех родителей имеются электронные ресурсы, при помощи которых они могут связаться с учителем логопедом и получить консультацию онлайн или при помощи электронной почты.

Родители получили задание: совместно с детьми изготовить стенгазету, в которой будут представлены сложные слова, имеющие две основы, объединенные одной темой. Предложены примерные темы: «Транспорт», «Мир профессий», «Животный мир», «Бытовые помощники» и т.д.

Основной этап проекта включал проведение цикла занятий с детьми по формированию умения образовывать сложные слова (Приложение 2), дидактических игр, упражнений. В свободной деятельности дети, под руководством воспитателей, раскрашивали иллюстрации для альбомов «Сложные слова», объясняли их значение.

Для родителей проведен мастер-класс «Как играть со сложными словами», оформлены памятки, содержащие игры и упражнения.

На основном этапе реализации проекта родители, совместно с детьми, оформляли стенгазеты. Консультации по данной работе получали дистанционно.

Заключительным этапом проекта стало итоговое мероприятие по презентации стенгазет «Лаборатория грамотности». Дети совместно с родителями подготовили мини-доклады, которые представили на данном мероприятии. Эта работа оказалась интересной и познавательной для всех участников проекта. Например, семья воспитанника подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) выбрала тему «В мире животных» и нашла много интересной и новой для детей информации о редких животных (муравьед, броненосец, утконос, паук птицеед, носорог, сороконожка, шелкопряд). Семья воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) выбрала тему «В мире профессий».  Дети познакомились с названиями профессий, которые раньше не знали (овощевод, животновод, птицевод, цветовод, оленевод, рыбовод, пчеловод).

Проект и стенгазеты опубликованы  в социальной сети работников образования, на сайте учителя-логопеда.

В дальнейшем развитие проекта подразумевает продолжение работы с родителями по развитию речи детей в домашних условиях. Для этого планируется широкое использование интернет-ресурсов. В частности создание сайта «Домашний логопед» не только для родителей детей, которые посещают группы компенсирующей направленности, но и общеразвивающие группы, с целью профилактики речевых нарушений. На сайте планируется рубрика «Вопрос-ответ», размещение консультаций, рекомендации по организации домашних занятий, публикаций проектов и другой информации по речевому развитию детей.

Ожидаемые результаты (продукт проекта).

- совершенствование лексико-грамматического строя речи дошкольников,

- поддержание интереса родителей к коррекционной деятельности по развитию речи детей,

- создание альбома «Сложные слова».

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие

с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Рассказывание сказки «Любопытный зайчонок» (Приложение 1)

Цель: формировать представление детей о сложных словах, развивать интерес к работе по образованию новых слов.

Беседа по содержанию сказки.

Анкетирование. (Приложение 2)

Цель: определение уровня

педагогической компетентности

родителей в вопросах развития

речи детей, выявления уровень

 организации совместных занятий

 по развитию речи дома.

На родительском собрании

информирование родителей

 о результатах анкетирования,

сообщение о начале проекта

«Лаборатория грамотности»,

 обоснование

необходимости проведения

проекта, разъяснение целей и задач.

Основной (проблемно-деятельностный)

 подгрупповые занятия

№ 1, 2, 3, 4;

- индивидуальные занятия

- изготовление альбома с иллюстрациями «Сложные слова», в котором сложные слова расположены группами, имеющими общую часть;

- подвижная игра «Снегопад»;

- игра «Какая машина уехала?»,

- физкультминутка «Самолёт»,

- игра «Отгадай машину в доме»,

- игра «Что это?»,  

- игра «Скажи по-другому»,

- игра «Кто это?»,

- игра «Чудесный мешочек»,

- игра «Путешествие в зоопарк»

- рассматривание альбома с иллюстрациями  «Сложные слова»,

- игры с пособиями, использованными на занятиях;

- подвижные игры и пальчиковая гимнастика, разученные на занятии.

- мастер-класс для родителей

«Как играть со сложными словами?»;

- памятка «Сложные слова»

с играми и упражнениями;

- консультации с использованием

 электронной почты и социальных

сетей, в том числе видеоресурсов;

- изготовление стенгазет

 «Лаборатория грамотности»

 родителями совместно с детьми,

подготовка мини-докладов.

Заключительный (творческий)

- итоговое мероприятие по презентации стенгазет.

- завершение работы по

изготовлению стенгазет

«Лаборатория грамотности»

 родителями совместно с детьми,

 подготовка мини-докладов;

- публикация   стенгазет и проекта

 в социальной сети работников

образования 

- организация беседы с родителями

 по итогам проекта с помощью

 приложения «Вацап».

                                                                                                     Приложение 1

Сказка «Любопытный зайчонок»

Жил-был в лесу в маленькой избушке зайчонок. Стоял он как-то у окна и смотрел на зимний лес.

- Снегопад начинается, - сказала мама-зайчиха.

- Мама, - спросил он, - а ты знаешь еще слова, которые можно разделить на две части?

Мама подумала и стала зайчонку называть такие сложные слова, а он пытался их объяснить, отгадать, что эти слова обозначают.

Мышеловка – ловит мышей.

Мухобойка – мух бьет.

Сенокос – сено косят.

Огнетушитель – огонь тушит.

Мухоед – мух ест.

Поиграл зайчонок с мамой, а потом и говорит:

-А что такое снегопад? – спросил зайчонок.

- Снег падает, - ответила мама.

- Интересное слово, - подумал зайчонок. – Его можно разделить на две части.

-Если одно слово можно разделить на два, то почему бы два слова не сложить в одно?

И зайчонок с мамой стали придумывать слова, которые можно сложить в одно.

Аппарат для фотографирования – фотоаппарат.

Мясо рубит – мясорубка.

Садкое едят – сладкоежки.

Муравьев ест – муравьед.

Животное с рогом на носу – носорог.

Животное с утиным носом – утконос.

Вот так зайчонок узнал, что такое сложные слова.

Приложение 2

Анкета для родителей

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?_____________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Приложение 3

Занятие 1

Задачи:

- знакомить со сложными словами (существительное + глагол);

- учить образовывать сложные слова от словосочетания, объяснять значение сложного слова, находить сложные слова в тексте и составлять предложения с ними;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

-развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Вводная часть

Педагог напоминает детям о том, что в русском языке есть сложные слова, с которыми они сегодня познакомятся.

II. Основная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку, отгадка которой – сложное слово. Картинка-отгадка находится на доске. Дети называют слово-отгадку и объясняют значение сложного слова, раскладывая его на составные части.

Детям предлагается изменить предложение, заменив часть его сложным словом.

  • Мама включила машинку, которая выжимает сок. (Соковыжималка).
  • На стуле лежит предмет, который бьет мух. (Мухобойка).
  • Миша сказал, что, когда вырастет, он станет тем, кто лазает под водой. (Водолаз).
  • На улице начали падать листья с деревьев. (Листопад).

Педагог демонстрирует иллюстрации к сложным словам часть которых – «электро».

Педагог. Все эти приборы работают с помощью электричества. Их названия – сложные слова. Составьте слова, первая часть которых – «электро».

Сначала педагог дает образец, затем дети выполняют задание самостоятельно.

  • Электрический сушитель – электросушитель.
  • Электрический рубанок – электрорубанок.

 Слова: электрощетка, электровафельница, электроутюг, электрочайник, электромясорубка, электродрель, электровоз.

III. Заключительная часть.

Педагог читает стихотворения, дети называют знакомые сложные слова, которые в них встречаются.

Подвижная игра «Снегопад»

Снегопад, снегопад,
Длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
Белый сказочный наряд!

(Дети  медленно кружатся, делая плавные взмахи руками).

Занятие 2

Задачи:

-продолжать учить объяснять значение сложного слова (существительного + глагол), находить сложные слова в тексте, учить выбирать из списка сложных слов те,  которые имеют общую часть;

- знакомить со сложными словами, обозначающими транспорт, бытовую технику;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

- развивать психические процессы.

Оборудование: картинки с изображениями различных машин, предметов, слова-названия, первая часть которых «сок», «кофе», а вторая – «варка», альбом.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Педагог. Ребята, я буду называть сложные слова, а вы скажите, что они обозначают.

Слова: землеройка, муравьед, свинопас, лесоруб, зубочистка, землекоп, трубочист, всезнайка, долгожитель, мореплаватель, рукомойник, землетрясение, сороконожка, овощехранилище.

Дети выполняют задание и садятся на стульчики.

II. Основная часть

Педагог читает сказку «Спор машин» Н.В. Серебряковой. После ее прослушивания дети отвечают на вопросы, вспоминая названия машин из текста.

Вопросы:

  • Почему самосвал считал себя важной машиной?
  • Чем хвастался снегоочиститель?
  • Почему бензовоз считал себя главным? И т.д.

Затем дети пересказывают сказку по цепочке. Один ребенок загадывает название одной из машин (варит кофе  - кофеварка и т.д.), остальные отгадывают.

Педагог знакомит детей со сложными словами, имеющими общую часть.

Слова: паровоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз, лесовоз, хлебовоз, мусоровоз,  водовоз.

Игра «Какая машина уехала?»

Педагог демонстрирует картинки с изображением различных машин.

Дети вместе с педагогом отгадывают название машины, изображенной на картинке, по выполняемой ею работе (это им сообщает педагог).

Игра «Отгадай машину»

Детям предлагается выбрать в альбоме картинки с изображением предметов: слова-названия, первая часть которых «сок», «кофе», а вторая  - «варка».

Слова: кофеварка, соковарка, кофемолка, соковыжималка, мясорубка, овощерезка, пылесос,  самовар, молоковарка, пароварка,  скороварка.

Дети отгадывают загадки, отгадки которых сложные слова.

  1. Заключительная часть.

Педагог читает стихотворный отрывок,  детям нужно найти сложное слово, обозначающее название машины или прибора и объяснить его значение.

Физкультминутка «Самолет»

Занятие 3

Задачи:

- продолжать учить объяснять значение сложных слов, находить их в тексте; учить выбирать из списка сложных слов только те, которые имеют заданную общую часть;

- знакомить со сложными словами, обозначающими транспорт и занятия людей;

- воспитывать интерес к словам родного языка, развивать психические процессы.

Оборудование: альбом; картинки, в названии которых есть части слов: «лов», «вод»; кубик с частями слов: «лов», «вод», «сам», «ход», «воз», «лет».

  1. Вводная часть

Педагог называет словосочетание, а дети заменяют его сложным словом. Используется материал из занятия 2.

  1. Основная часть

Педагог предлагает составить сложные слова.

  • Сам летает – самолет.
  • Сам катит – самокат.
  • Сам варит – самовар.
  • Сам сваливает груз – самосвал.
  • Вертится и летит – вертолет.
  • К звездам летит – звездолет.

Игра «Что это?»

Детям предлагают объяснить значение сложных слов, последняя часть которых «ход».

  • Вездеход – везде ходит.
  • Луноход – ходит по Луне.
  • Пешеход – ходит пешком.
  • Теплоход – ходит с помощью тепла.
  • Пароход – ходит с помощью пара.
  • Ледоход – лед ходит по реке.

Игра «Скажи по-другому»

В предложении нужно заменить словосочетание сложным словом.

  • У бабушки на столе блестящий предмет, который сам варит (самовар).
  • Машина, которая сама сваливает грузы, приехала на стройку (самосвал).
  • Инженеры сделали машину, которая может везде ходить (вездеход). И т.д.

Игра «Кто это?»

Педагог знакомит детей со сложными словами, обозначающими занятия людей.

  • Землю капает  - землекоп.
  • Трубы чистит – трубочист.
  • Под водой лазает – водолаз.
  • Рыбу ловит – рыболов.
  • Педагог. Но ловить можно не только рыбу. Скажите, кого ловит зверолов, птицелов, змеелов.

Дети выполняют задание.

Как называется человек, который пчел разводит?

Дети. Пчеловод.

Педагог. А кого (что) разводит свиновод, собаковод, птицевод, овцевод, животновод, садовод, овощевод?

Дети отвечают. Затем они приклеивают в альбом картинки, в названии которых есть части слов: «лов», «вод».

Игра «Вспомни сложное слово».

Используется кубик с частями слов «лов», «вод», «сам», «ход», «воз», «лет». Дети бросают его и называют и называют слово с частью, которая выпала.

Педагог предлагает найти в стихотворном отрывке сложное слово и объяснить его значение.

  1. Заключительная часть

Педагог подводит итог занятия, оценивает работу детей.

Пальчиковая гимнастика «Мы – пчеловоды» (В. Волина)

Занятие 4

Задачи:

-продолжать учить объяснять значение сложного слова (прилагательное+существительное, прилагательное+прилагательное), сложение слова в тексте, придумывание предложений с ними;

- знакомит со сложными словами, обозначающими признак предмета, животного и т.д.;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

- развивать психические процессы.

Оборудование: куклы, мешочек, игрушечные животные; картинки с изображениями животных, тарелки, яблони; яблоки и груши из бумаги.

  1. Вводная часть

Педагог вносит двух кукол, вместе с детьми описывает и сравнивает их внешний вид: цвет глаз, волос, бровей, длину волос, ног, форму и цвет лица.

Педагог. У куклы длинные ноги. Какая она?

Дети. Длинноногая. И т.д.

  1. Основная часть.

Игра «Чудесный мешочек».

Из мешка дети достают игрушечное животное и называют его отличительный признак.

  • Заяц – короткохвостый, длинноухий,  косоглазый.
  • Лягушка – бесхвостая, большеротая, большеглазая, зеленокажая.
  • Крокодил – длиннохвостый, острозубый, коротколапый.
  • Чебурашка – большеухий, большеголовый, коротколапый, бесхвостый.
  • Бегемот – толстокожий, коротконогий. И т.д.
  • Остренькие зубки.

           Педагог.

Расскажи про мышку по-другому.

Дети подбирают прилагательные к слову «мышка».

Педагог читает стихотворение. Дети объясняют значения сложных слов, характеризуют героя стихотворения. Отгадывают загадки, содержащие сложные слова.

Игра «Путешествие в сад»

Педагог. В саду растут фруктовые деревья. Осенью фрукты поспевают. Какого цвета бывают яблоки?

Дети. Зеленые, желтые, розовые, красные.

Педагог. Давайте на нашу яблоню поместим красивые сочные яблоки. Раскрасьте яблоко разноцветными карандашами. Расскажите какого цвета оно получилось?

Дети отвечают, затем приклеивают яблоки на изображение яблони.

Игра «Собираем урожай»

Педагог. Мы собрали в саду груши. Какого цвета они могут быть?

Дети раскрашивают груши разноцветными карандашами.

Давайте положим груши на тарелку.

Дети приклеивают груши к изображению тарелки и называют их цвет.

Игра «Свяжем теплую одежду»

Педагог показывает детям изображение шапки, шарфа, свитера, носков. Дети из мешочка достают два клубочка разноцветных ниток и составляют предложение: «Я свяжу красно-желтый свитер (бело-зеленые носки, сине-голубые варежки и т.д.)».

  3.Заключительная часть

Педагог подводит итоги занятия, оценивает работу детей.

Физкультминутка «Аист»

Дети выполняют движения по тексту