Здоровьесберегающая среда

Басс Наталья Михайловна

Модернизация современной отечественной школы неразрывно связана с необходимостью создания условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья детей. Следовательно, одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведёт здоровый образ жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

        Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное наступление утомления. Гигиенические условия влияют и на состояние учителя,  его здоровье, что, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

        Урок имеет несколько этапов:

1 этап врабатывание (5-7 мин)

2 этап оптимальной устойчивой работоспособности (15-20 мин)

3 этап снижение работоспособности (5-7 мин)

4 этап «конечного порыва» (8-10мин)

Основные требования к качественному уроку

в условиях  здоровьесберегающей педагогике

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использование последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

15

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом  из состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление междпредметных связей, осознаваемых учащимися,  осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий.

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения уроков.

10. Формирование умения учиться и заботиться о своем здоровье

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Организация современного урока на основе

 принципа валеологизации и гуманизации

1. Комплексное планирование целей урока, задач укрепления здоровья детей.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к

-температуре помещения

-искусственному и естественному освещению

-посадке учащихся

-подбор мебели

- наличие физпауз и физминуток на уроке

-проветривание помещения

-продуманное  применение ТСО

3. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, особенно к  больным детям.

4. Валеологическая особенность технологии урока:

-оптимизация форм и методов обучения

-использование здоровьесберегающих технологий

-использование игровых технологий, нестандартных приемов обучения

-смена видов деятельности ( в1 -4 классах до 12 раз)

-методы мотивации и стимулирования

-различные виды деятельности учащихся (репродуктивный, конструктивный, творческий)

-проведение физминуток, физпауз.

5. Создание комфортных условий (благоприятный психологический микроклимат).

6. Виды поддержки (педагогическая, психологическая).

7. Организация учебной деятельности и ее формы (самостоятельная работа, индивидуальная, ППС, ПСС)

8. Объем домашнего задания (дифференцированный подход).

Гигиенические критерии рациональной организации урока.

  1. Плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу – не менее 60% и не более 75-80%).

  2. Число видов учебной деятельности ( 4-7 видов; письмо, чтение, слушание, рассказ, наглядные пособия, ответ на   вопрос, решение примеров).

  3. Длительность каждого вида учебной деятельности  (не более 10 мин.)

  4. Частота чередования различных видов деятельности  (смена не позже чем через 7-10 мин.)

16

  5. Число методов преподавания (не менее  3; словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа).

  6. Чередование видов преподавания   (не позже чем через 10-15 мин).

  7. Наличие эмоциональных разрядок (2-3 раза).

  8.Место и длительность применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

  9.Наличие своевременности, содержания и длительности  физминуток (2 за урок, состоящих из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого, на 15-20 минутах урока)

 10.Чередование позы (поза чередуется в соответствии с видом  работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся).

 11.Психологический климат (преобладают положительные эмоции).

 12.Момент наступления утомления учащихся по снижению  учебной активности (не ранее чем: в 1 классе 25-30  минут, во 2-4 классах через 35-40 минут.  

Каждый учитель должен помнить, что охрана здоровья детей – одна из наиболее важных проблем российского образования.

Вашему вниманию предлагается схема анализа урока с валеологической направленностью на основе личностно-ориентированного подхода.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ,

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

      Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

снижение уровня заболеваемости  учащихся;

сохранение работоспособности на уроках;

формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

     В нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Но я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здороовьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.

     Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия (см. приложение 1):

      1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

      2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

      3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Разработала 10 уроков Здоровья для учеников первого класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» (см. приложение 2) и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

      4 Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». А вот с третьеклассниками решила заняться этой проблемой на уроках проектной деятельности. В течение года составлялись индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» .

      Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время (см. приложение 3).

      В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и подготовили папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформили стенды на соответствующие темы. Уроки проводились с использованием компьютера, что особенно возбуждало интерес детей к этим урокам. В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.

      В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.

      Ко Дню открытых дверей школы, проведенному в IV четверти, подготовили выставку цветущих комнатных растений.

       Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

      Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

      На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.

      Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

      Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения , для осанки.  

      Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

      Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.

Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.

Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.

Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.

Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

      Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

      Работая с этой проблемой на протяжении четырех лет, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом с первого по четвертый год обучения можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы. Сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: (см. приложение 4) по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет. Отмечен рост незначительной заболеваемости в 1, 3 четверти. Ни разу не болели 60% учащихся. Не отмечались обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, ухудшение сколиоза и осанки.

      Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу. Анализ работы показывает, что это является результатом  увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни (см. приложение 5).

      На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении четырех лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держаться на одном уровне.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

      Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы

В. А. Сухомлинский.

Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, на их работоспособность. Поэтому важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее:

1.  Оптимальное чередование различных видов занятии, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления.

2.  Учёт динамики работоспособности школьников на уроке.

Исходя из этого, урок имеет несколько этапов:

1. Фаза «врабатывания». Обычно эта фаза длится 5-7 минут. Нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу.

2. Период оптимальной устойчивой работоспособности. Для этой фазы работоспособности характерна высокая активность детей при наименьших психофизических затратах. Поэтому эту часть урока  посвящается изложению нового материала. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряжённого труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает 15-20 минут.

3. Период снижения работоспособности (следующие 5-7 минут). Нагрузку на данном этапе, следует снизить, так как к этому моменту развивается утомление. В эту фазу урока следует включить несложные задания, игровые моменты, которые предполагают незначительные затраты сил.

4. Этап «конечного порыва» (последние 8 - 10 минут). Незадолго перед окончанием работы работоспособность незначительно и кратковременно повышается. Объясняется это тем, что человек как бы радуется предстоящему завершению работы и трудиться на более высоком эмоциональном уровне. Поэтому это время  посвящается закреплению нового материала.

Хочу отметить, что нельзя утверждать данную структуру обязательной для каждого урока. Она должна быть достаточно гибкой в соответствии с характером предмета.

Элементы дифференцированного обучения.

Одним из условий сохранения здоровья школьников является дифференцированное обучение, т. е. максимально точный учёт возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Ведь, как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он очень быстрый, для третьих - излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим -требуется повторение, а третьим _-необходимы разъяснения. Некоторые ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных учебных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала.

Из-за постоянной гонки, ограничения времени, неудач ребёнок испытывает огромный стресс. Как правило, у таких детей заболеваемость в три раза выше. Всё это приводит к неуспеваемости.

Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на среднего ученика.

Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе.

А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача сохранения здоровья учащихся и достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.                                                19

Совершенно очевидно, что наитруднейшим вопросом, который встал - это вопрос о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определить тот начальный стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения.

Для организации дифференцированной работы проводится диагностика готовности детей к обучению по следующим параметрам:

- речевое развитие;

- развитие мелкой моторики;

- память;

- внимание;

- работоспособность.

Также учитывалось состояние физического здоровья ребёнка.

На основании результатов обследования учащиеся   распределяются в три группы:

1 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. Также в эту группу вошли дети, имеющие 1 - 2 группу здоровья.

2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определённая помощь со стороны учителя при обобщении изученного. Дети данной группы имеют 1 - 2 группу здоровья.

3 группа - учащиеся характеризуются слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психологических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя, а также дети, имеющие 1 - 3 группу здоровья.

Изучение ребёнка - процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2-4 классов был иной план наблюдений:

- уровень обучаемости;

- внимание;

- память;

- мышление;

- мотивация;

- уровень самоконтроля;

- самооценка;

- тип темперамента;

- тревожность учебная и межличностная. Также учитывалось физическое состояние здоровья.

Так, детям первой группы характерны следующие особенности: высший и средний уровень развития, вдумчивость, внимательность, сосредоточенность, усидчивость. Эти дети обладают довольно  высоким  аналитике - синтетической деятельностью,  им доступны обобщения. У них высокая работоспособность.

Такие дети ведут работу большой сложности, требующей умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач. Это дети с высокими учебными возможностями(1-2 группа здоровья).

Детям второй группы характерна торопливость. Они первыми принимаются за задание, не выслушав его до конца. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление.

Дети данной группы обнаруживают устойчивое расхождение грамматических знаний и практических навыков. Хорошо ответив теорию, дав формулировку правил, приведя пример, в самостоятельной работе допускают ошибки в словах, которые непосредственно перед этим правильно объяснили.

Процесс написания решения у них опережает процесс обдумывания, анализа. У таких детей обычно средний уровень способностей к учению, средняя или высокая работоспособность.

Эта группа учащихся выполняет задание по опорным схемам или с помощью учителя, меньшее по объёму (1-2 группа здоровья).

20

В третью группу вошли дети с 1 - 3 группой здоровья. Эти дети медленно включаются в процесс наблюдения, почти не замечают признаков, действия объектов. Самостоятельное наблюдение им недоступно. Таким детям характерна медлительность, растянутость речи. Они очень быстро теряют интерес к учёбе, если им не создают определённых условий. У этих детей средний или низкий уровень развития, низкие учебные возможности и низкая работоспособность. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов. А также состав группы может меняться на каждом уроке, это зависит от усвоения нового материала на уроке.

На основании опыта дифференцированной работы я определила следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока:

Объяснение нового материала (схема урока).

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний. Следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений.

2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу или меньше по объёму. Проверяет домашнее задание 3-й группы, повторяет с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет работу по опорным схемам, меньше по степени сложности или объёму. Повторяет материал, связанный с объяснением нового.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (формируются группы для работы на протяжении всего урока).

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащихся всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой ситуации.

2-я и 3-я группы. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам, меньшая по объёму, пониженной сложности.

3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2)типовые тренировочные упражнения под руководством учителя.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-ой группы, потом 2-ой и заканчивается 1-ой.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушает дважды.

Форма проверки могут быть разными:

1)   решение у доски с подробным объяснением;

2)   чтение решённого задания с кратким пояснением;

3)   выборочная проверка главного.

Допустима проверка отдельных заданий у части детей в перерыв, после уроков или дома. Также в классе организовала шефство способных детей над слабоуспевающими, поэтому к проверке можно привлекать тех, кто раньше других справился с заданием.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание, различное по сложности и содержанию.

Небольшие самостоятельные задания проверяю сразу же на уроках, чтобы дети могли убедиться сами, как им удалось справиться с новым материалом.

21

Формы проверки различные:

1)фронтальная;

2)проверка по ключу;

3)самопроверка;

4)взаимопроверка.

Безразличных и отдыхающих на этом этапе нет. У сильных учеников, справившихся с основным заданием, интересная творческая работа, предложенная в дополнительных тетрадях.

Слабый ученик, используя оказанную помощь, проявляет максимум самостоятельности, чтобы решить основные задачи.

На этапе проверки и оценки знаний для меня важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже задание.

Исходя из этого, я составляю серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. От учащихся я не скрываю уровень трудности задания, чтобы они сами отчётливо представляли, на каком уровне ими усвоен материал.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных. Но самое главное то, что дифференцированное обучение способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Дозированное домашнее задание.

Выполнение домашнего задания связано с работой на уроке и рассчитано на проявление самостоятельности учащимися и его творческое мышление. Зачастую учителя неправильно определяют объём домашнего задания, занижают или чаще завышают его.

Ситуация усугубляется тем, что многие дети, обучающиеся в школе, имеют слабое здоровье, большую нагрузку помимо школы или происходят из неблагополучных семей.

Одним из средств решения данной проблемы является дозированное домашнее задание. Конечно, это лишь малая часть огромной работы по здоровьесбережению, но очень важная для общего успеха.

Работа по внедрению технологии дозированного домашнего задания начинается с проведения анкетирования родителей, чтобы понять, знают ли родители о режиме школы, о том, как выполняют их дети домашнее задание, сколько затрачивается времени, с каким настроением работают, прибегают ли к помощи взрослых.

Также проводится анкетирование среди учащихся, чтобы изучить их отношение к выполнению домашнего задания, качество его организации и дозирование.

Изучив индивидуальные особенности детей, можно сделать вывод, что давать домашнее задание следует, ориентируясь на средний уровень подготовленности учеников, но дифференцированно: более сильным детям предлагаю домашнее задание большее по объёму, повышенной сложности или требующее творческого поиска.

Более слабым ученикам уменьшаю объём домашнего задания и предусматриваю определённые меры помощи для его выполнения (памятки, схемы и т. д.). Например, после изучения темы «Глагол» предлагаю домашнее задание - упражнение №437, но т. к. на уроках русского языка использую опережающее обучение, то более сильным и средним ученикам предлагаю дополнительно в 1,2,3 предложениях определить части речи или время глагола, а слабым ученикам предлагаю при выполнении домашнего задания пользоваться памяткой «Что такое глагол».

Эта форма работы даёт возможность слабым учащимся тянуться за более сильными детьми.

Хочется напомнить, что ученик готовит домашнее задание все одиннадцать лет своей учёбы в школе, и его знания и развитие в значительной степени зависят от того, как он работает дома, по какому плану, насколько продуманно и целенаправленно.

22

Валеологизация учебного материала.

Одной из основных задач в работе является обучение детей здоровью. Ребята должны осознать, что здоровье человека - это дело рук самого человека. И это насущная психолого-педагогическая проблема, которую необходимо решать в ближайшее время. А для этого необходима валеологизация учебного материала.

Такой материал можно включать во все этапы современного урока: при повторении старого материала, изучении нового и его закреплении, а также на уроках обобщающего и контрольного характера. При этом можно использовать различные формы подачи валеологического материала: просто цифры к упражнениям на уроках математики, материалы для задач, слова-понятия для словарных диктантов, предложения и целые тексты для упражнений, диктантов на уроках русского языка. Но нужно помнить, что вводимый валеологический материал должен быть органически связан с темой, нельзя допускать искусственных привязок, дополнений.

Также нужно соблюдать меру в подаче данного материала, чтобы он не оттолкнул учащихся своей частой повторяемостью и навязыванием.

Например:

1.  Наиболее распространенные понятия  постепенно в тексты словарных диктантов: здоровье, витамины, аптека и т. д.

2. Проведение диктантов или  текстов для упражнений. Например: Паша и Люда любят лес. Тим чистый воздух. Поют птицы. Любите природу!(1 класс).

3. На уроках русского языка использовать пословицы и поговорки о здоровье: Здоровье - всему голова. Здоровье дороже денег. Здоровым быть - горе забыть и т. д.

4.  Предлагается написать сочинение по теме: «Ваш любимый вид спорта», «Значение здоровья человека и от чего оно зависит» и т. д.

5. На уроках математики предложить  решить данные задачи: «Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2А класс сдал 9 кг плодов. 2Б класс - на 6 кг больше, а 2В класс вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего килограммов плодов шиповника сдали ребята?» После чего задаю детям вопросы: Чем полезен шиповник?

А вам родители дают напиток из шиповника? Какой вывод вы можете для себя сделать? Наиболее широкие возможности для обучения детей здоровью предоставляют уроки природоведения. На них учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, о личной гигиене и т. д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, научить беречь здоровье. Результаты не всегда можно обнаружить сразу.

При подготовке к уроку с использованием элементов здоровьесберегающих педагогических технологий, следует учитывать то, что:

- наряду с продумыванием образовательных, развивающих и воспитательных целей следует уделять особое внимание реализации «здоровьесберегающим» или валеологическим целям;

- в выборе здоровьесберегающих педагогических технологий учебной деятельности необходимо осуществление

дифференцированного подхода к обучению учащихся, в основе которого должны лежать учёт здоровья, уровень обучаемости, учебная работоспособность детей, а также уровень учебных возможностей учащихся;

- новым моментом на уроке является валеологизация учебного материала;

- следует уделять повышенное внимание проблеме усиления двигательной активности детей;

- очень важно соблюдать санитарные правила и нормы, касающиеся охраны здоровья и сохранения работоспособности детей в течение всего урока.

 

23

Валеологизация учебного материала по русскому языку

А                                  Е

М

С

Ангина                        Ела

Медицина

Сердце

Аппетит                      Ж

Массаж

Скелет

Аптека                        Желудок

Микроб

Снотворное

Аспирин                     Живот

Н

Стоматолог

Б                                  3

Насморк

Суставы

Бактерия                     Закалка

Никотин

Т

Бассейн                       Зарядка

О

Таблетка

В                                  Здоровье

Обморок

У

Вакцина                      И

Осанка

Углеводы

Вирус                          Иод

Отравление

X

Витамины                   К

Операция

Хирург

Г                                  Карантин

П

Ч

Гигиена                     Кариес

Поликлиника

Человек

Гимнастика                Кашель

Перелом

Череп

Глюкоза                      Кислород

Простуда

Э

Грипп                          Л

Прививка

Экология

Д                                  Лёгкие

Пульс

Эпидемия

Десна                          Лекарство

Р

Я

Диета                          Лекарь

Режим

Язык

Доктор

Можно предложить учащимся составить предложения по теме  «Здоровье»

Звук. Буква.

/. Спиши слова. Подчеркни гласные буквы.

Аптека, волосы, вода, лыжи, сон, ангина.

2.  Спиши слова. Подчеркни согласные буквы.

 Витамины, аппетит, еда, ноги, голова.

3. Спиши слова, разделив их на слоги.

Брусника, шиповник, клюква, малина, черника.

Слово. Предложение.

/. Составь из слов предложение,

утрам, дети, но зарядку, делаю!

 2.Спиши. Поставь точки.

У нас чудесный сад там растут груши и яблоки Я угощу товарища сочными плодами.

Диктант.

На реке.

Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.

Пословицы и поговорки о здоровье.

Смекалка нужна, а закалка важна.

Здоровье всему голова.

Здоровье дороже денег.

Здоровым быть, горе забыть.

Человека можно словом убить.

Речи хвалебные, что воды целебные.

Режим залог здоровья.

Работай в поле, жить будешь доле.

Чеснок да лук. - от всех недуг.

Сон — лучшее лекарство.

24

Шутка минутка, а заряжает на час.

Береги глаз как алмаз.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Водку пьёшь рюмками - здоровье теряешь вёдрами.

В стакане тонет больше людей, чем в море.

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье каждого - здоровье всех.

Береги здоровье смолоду.

Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать.

Чистота — основа здоровья, здоровье - основа богатства.

Труд - первое лекарство от всех болезней.

На свежем воздухе долго быть — долгую жизнь прожить.

 Истощенному организму все болезни товарищи.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Здоровье дороже богатства.

Болезнь человека не красит.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Кто не болел, тот цены здоровью не знает.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

 Не рад больной и золотой кровати.

Чистая вода - для хвори беда.

Здоров в еде, да хил в труде.

В зимний холод всякий молод.

Береги нос в сильный мороз.

Красивые зубы - красивая улыбка.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Курить - здоровью вредить.

Валеологизация учебного материала по математике.

1. В России средняя продолжительность жизни мужчин составила в 1996 году 57 лет. Продолжительность жизни алкоголиков сокращается по сравнению с жизнью нормальных людей на 12 - 18 лет. Какова средняя продолжительность жизни алкоголика?

2. За лето Петя подрос на 12 см, а Дима на 10 см. Насколько сантиметров больше подрос Петя, чем Дима?

3. Саша ежедневно съедал 500г овощей и фруктов. Сколько кг овощей и фруктов Саше нужно на одну неделю, месяц?

4. Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2 «А» класс сдал 9 кг. плодов шиповника, 2Б класс на 6 кг. больше, а 2 «В» класс вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего кг. плодов шиповника сдали ребята?

5. Скелет новорожденного ребёнка состоит из 350 костей, а скелет взрослого всего из 260. Насколько костей меньше состоит скелет взрослого?

6. Известно, что в объёме вдыхаемого воздуха углекислый газ составляет 0,03%, при выдохе он увеличивается до 4,4%. Во сколько раз увеличивается количество углекислого газа в выдыхаемом вами воздухе? (в 100 с лишним раз) и т.д.

После каждой задачи проводится беседа.

Можно сделать вывод, что использование на уроке элементов ЗСПТ обеспечивает и ребёнку, и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начала к концу урока, т. е. добавляет и детям, и учителю здоровье. Также внедряемые  ЗСПТ способствуют уменьшению количества пропущенных уроков по причине болезни, что позволяет повышать качество знаний учащихся.

25