Страничка психолога

Иванова Светлана Петровна

Консультации, методические материалы педагога - психолога для педагогов и родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Одуванчик»

Детско – родительский тренинг  в средней группе

«Эмоциональная поддержка в семье, как  способ развития эмоционального интеллекта детей»

Составил: педагог – психолог

Иванова С.П.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим об эмоциональной поддержке ребенка в семье, ее влияния на развитие эмоционального интеллекта малыша.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям полноценного развития личности. Термин «эмоциональное неблагополучие» означает ситуативный дискомфорт, проявляется внешне в той или иной степени. Известно, что длительные негативные эмоции ведут к появлению соматических заболеваний у детей.

Симптомы эмоционального напряжения ребенка:

- Частые неадекватные эмоциональные состояния (плач, депрессия, апатия, немотивированное проявление злости, пугливость, тревожность, конфликтность)

- Отсутствие положительных эмоций на новые игрушки;

- Снижение познавательной активности (отсутствие реакции новизны);

- Рисунки в темных тонах;

- Изменение двигательной активности (повышение - снижение);

- Изменения в аппетите;

- Проблемы со сном (бессонница);

- Изменения в поведении ребенка.

Почему ребенок плохо себя ведет?

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот - безусловное принятие ребенка.

 Безусловно принимать ребенка - значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть (больные дети, дети с особыми потребностями).

Многие родители считают главными воспитательными средствами -наказание и поощрение. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил - хороший, чего-то не сделал-плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в любви родителей к нему, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой».

Известный американский психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому человеку.

Если день ребенка в основном наполнен положительными эмоциями, то, вероятнее всего, малыш чувствует себя нужным и необходимым дома. У вас хорошие отношения с ребенком и прекрасный климат в семье. Если больше негативных эмоций в семье, ребенок чувствует себя одиноким, несчастным и уязвимым. И чтобы хоть как-то привлечь Ваше внимание к себе, малыш порой специально делает все вам назло. Проанализируйте, за что вы были недовольны им? Как вели себя сегодня с ним? Сколько времени ему уделили? Что сделали ему приятного?

Упражнение «Один день из жизни Кати»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Кати» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:

- Является ли достоверным этот рассказ?

- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Катиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

Один день из жизни Кати

Сегодня Катя проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей выучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера мама с папой ходили в гости и Катя, не дождавшись их, уснула.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и об Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей выучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Катя к кухне, где мама уже делала завтрак.

- Катя! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Катя послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Катя .

- Катя, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Катя молча направилась умываться. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Катя, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

- Катя, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Катя. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила выучить воспитательница...

- Катя! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Катя  и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Катя. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Катя встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Катя .

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Кате и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Катя сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Катя. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

- Лариса Николаевна! - громко крикнула Катя и подбежала к ней.

- Катя, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Катя понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Катя решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу,  Катя снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а  Кате еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Катина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Катя, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Кате стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) 

Из детсада Катю забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа  сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Кате стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Катя готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Катя слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Катя  хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Кате в комнату:

— Катюша! Я так соскучилась по тебе! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Кате уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...

Тренинг «Мой ребенок на рисунке»

Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре: мама – ребенок.

Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на тему: «Мой ребенок», в котором ребенок является силуэтом. Этот рисунок предлагается выполнить на отрезке рулона обоев цветными восковыми карандашами. Ребенок ложится на обои, и мама обводит его силуэт, затем малыш встает и они вместе рисуют недостающие детали на рисунке. Итогом тренинга является демонстрация рисунков и рассказ мам «Мой ребенок, какой он».



Предварительный просмотр:

КРИЗИС 7 ЛЕТ И НОВООБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание:

Новообразования дошкольного возраста

Признаки кризиса семи лет

Фазы кризиса семилетнего возраста

Новообразования дошкольного возраста

В настоящее время специалисты рассматривают такое понятие, как новообразования дошкольного возраста. Так, Д.Б. Эльконин выделяет среди них следующие:

Возникновение первого схематичного абриса детского мировоззрения. Ребенку сложно жить в беспорядке, ему необходимо все упорядочить, увидеть закономерности отношений. В определенный момент у дошкольника значительно обостряется познавательный интерес, он задает всем уйму вопросов. Такова особенность детского развития. Поэтому взрослым необходимо понимать это, не раздражаться и не отмахиваться от своего ребенка, а отвечать на все вопросы.

Появление первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что такое хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением таких этических норм происходит и эстетическое развитие. Хоть взаимосвязь этического и эстетического еще наивна, исходит из обобщенного представления «Красивое не может быть плохим». Появляются соподчинения мотивов, формируется их индивидуальная иерархия. Они формируют настойчивость и умение преодолевать трудности. У дошкольника возникает чувство долга перед товарищами.

Формирование произвольности поведения. Речь идет про поведение, опосредованное определенным представлением. Эльконин утверждает, что в дошкольном возрасте образ, ориентирующий поведение, изначально существует в конкретной наглядной форме. Однако, потом он становится более обобщенным, выступает в форме правил или определенных норм. У ребенка возникает стремление управлять собой, собственными поступками.

До конца дошкольного возраста игровая деятельность исчерпывает себя. Ребенку хочется занять престижное место в общей системе социальных отношений. Ему интересна общественно значимая, общественно оцениваемая деятельность. Он желает вступать в межличностные отношения на серьезной основе. Но при повышенной познавательной потребности такое стремление может привести к кризису семи лет. Его результатом становится формирование определенной «внутренней позиции школьника».

Признаки кризиса семи лет

На сегодняшний день специалисты выделяют несколько признаков кризиса семилетнего возраста. В их числе:

потеря непосредственности. Между появлением желания и осуществлением действия у ребенка включается предварительное обдумывание, какое же значение это действие будет иметь, к чему приведет. Внутренние переживания могут не совпадать. У ребенка возникают тайны, он скрывает что-то от взрослых, причем продуманно и сознательно используя ложь в собственных целях;

 кривление. Ребенок себя неестественно ведет. Он может ходить вычурной походкой, строить из себя умного, говорить необычным голосом. Ребенок ищет аргументы, почему не обязан делать того, что взрослые. Он озвучивает все капризным тоном;

симптом «горькой конфеты». Мотив соблюдения общепринятых правил становится доминирующим по сравнению с мотивом получения удовольствия. Ребенок не радуется вознаграждению, которое получает при нарушении правил.

Появление таких признаков приводит к трудностям в общении. Основой проблемы считается возникновение внутренней жизни ребенка. Это важный момент, который зависит от его личных переживаний. Внутренняя жизнь переходит во внешнюю не полностью. Ребенок начинает сначала думать, а затем действовать.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство с младшим школьным возрастом. По мнению Выготского Л. С., между желанием сделать что-либо и самой деятельностью зачастую возникает новый момент: ориентировка на то, что принесет осуществление деятельности.

Ребенок задумывается о самом смысле деятельности. Ему интересно получение удовлетворения, либо наоборот неудовлетворения от того, какое же место он займет в отношениях со взрослыми. Таким образом, возникает особая эмоционально-смысловая ориентация первоосновы поступка. Эльконин Д.Б. считал, что в этом случае появляется ориентир на смысл поступка и ребенок переходит в новый возраст.

Фазы кризиса семилетнего возраста

Течение кризиса зависит от того, как пересечется во времени наступление кризиса с поступлением ребенка в школу. Если ребенок приходит в учебное заведение уже после наступления этого самого кризиса, ему предстоит пройти через определенные фазы. В их числе докритическая, критическая и посткритическая.

В первой фазе ребенка не интересуют игры, как раньше. Они отходят на второй план. Малыш вносит изменения в игру. У него появляется стремление к более значимой, продуктивной деятельности, оцениваемой взрослыми. Проявляется субъективное желание быть старше.

На второй фазе ребенок готов к обучению. Причем, как субъективно, так и объективно. Но вот формальный переход, как правило, запаздывает. Тогда у ребенка возникает неудовлетворенность собственным положением. Он испытывает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, которая, прежде всего, ориентирована на родителей.

На третьей, посткритической фазе, эмоциональное состояние уже стабилизируется. Это происходит, когда ребенок приходит непосредственно в школу. Его внутренний комфорт восстанавливается.

Но если дети пришли в школу до того, как проявился кризис семи лет, их ожидают три другие фазы. На первой ребенка занимается именно игра. Она становится его ведущей деятельностью. Возникают лишь субъективные предпосылки для обучения, но вот объективные еще не сформированы.

На второй фазе ребенок играет как на уроках, так и дома. Это приводит к проблемам в поведении, а также в учебе. Ребенок неудовлетворен собственным общественным положением, ему не дает покоя эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика проявляется в поведении. Она направлена как против родителей, так и против учителей.

В третьей фазе ребенку приходится осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Причем, все это происходит на равных условиях, буквально параллельно. Если ребенку это удается,негативная симптоматика сглаживается, восстанавливается эмоционально-личностный комфорт. В противном случае негативные процессы, которые присущи второй фазе, усиливаются.

Однако специалисты сходятся во мнении, что отставание по учебе у детей, пришедших в школу слишком рано, может возникать как в первом, так и в последующих классах. Это чревато общей стойкой неуспеваемостью ребенка.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Ответьте сами себе как можно искренне)

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

                               ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.

Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.

В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

                           ТЕСТ: КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ

 Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

 Сколько раз тебе повторять? (2)

 Посоветуй мне, пожалуйста… (1)

 Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

 И в кого ты такой уродился?! (2)

 Какие у тебя замечательные друзья! (1)

 Ну на кого ты похож (а)? (2)

 Я в твои годы!.. (2)

 Ты моя опора и помощник (ца)! (1)

 Ну что за друзья у тебя? (2)

 О чём ты только думаешь? (2)

 Какая (ой) ты у меня умница! (1)

 А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

 У всех дети как дети, а ты… (2)

 Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1)

 Оценка результатов:

 5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

 8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

 11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Одуванчик»

Занятие для родителей с элементами тренинга

на тему: «Особенности развития психических процессов будущих первоклассников»

Педагог-психолог: Иванова С.П.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, добиваться хороших результатов. В период 6—7 лет, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Происходит смена ведущей деятельности – с игровой на учебную. 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, еще не завершили своего формирования. Развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 – 14 годам, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному  сосредоточению, длительному волевому усилию, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что

вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Центральным психологическим новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

Центральная психическая функция младшего школьного возраста -память.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Память, как центральная психологическая функция младшего школьного периода развития характеризуется как раз тем, что становится произвольной, т.е управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания ( ребёнок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания.)

Дошкольник запоминает эмоционально. Ребёнок хорошо запомнит сказку, если она имеет интересный сюжет, эмоционально прочитана или разыграна в фильме, проиллюстрирована яркими картинками. Однако, если ему надо выучить малопонятный и не производящий особого впечатления текст к празднику, то он будет испытывать трудности. Это является особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста (она носит непроизвольный характер).

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода, детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

 Поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. На этом этапе ребёнок может стать раздражительным, капризным, импульсивным, непослушным, упрямым, демонстративным. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

В тоже время первоклассник начинает осознавать свои эмоции, учится ими управлять, приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если в этот период взрослые начинают давить на ребёнка, то это может привести к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся. Став школьником, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Возраст 7 лет относится к аффективному возрастному этапу формирования личности. В это время возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. Если в этом возрасте, ребенок перенесет психическую травму, либо будет находиться в хронической ситуации нервно-психического напряжения в школе или дома по самым разным причинам - у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования, и в дальнейшем в структуре личности сохранятся такие черты, как эмоциональная неустойчивость, недоверчивость, неуверенность в себе, тревожность. Эти черты характера могут затруднить адаптацию ребенка к среде, снизить способность к правильной оценке ситуации, выступить в некоторых случаях в качестве фактора риска развития пограничных психических расстройств. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. Кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Давно доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития человека. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, а также в прямых выражениях: “Как хорошо, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома” и.т.п. Подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает этого, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а за то, что он есть! Рекомендуется обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.



Рекомендации родителям будущих первокласников:

  • В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности
    будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос; 
    придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме 
    утренней усталости, не дают; 
  • Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите.
  • Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу; 
  • Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом:
  • Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации. 
  • В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Я в тебя верю”, “У тебя все получится”, “Я верю ты справишься”, “У тебя все хорошо”. 
  • Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”.
  • Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается.  
  • Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение. 
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания:
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.