Взаимодействие с педагогами и специалистами

Иванова Светлана Петровна

На данной странице опубликованы материалы для работы с коллегами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Одуванчик»

Мастер – класс для педагогов

«Изучение сказки посредством игр с элементами ТРИЗ – технологии»

Составила: Иванова С.П., воспитатель

2021 г.

Цель: практическое применение игровой технологии ТРИЗ в работе над изучением сказки с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи: закрепить знания педагогов об игровых приемах ТРИЗ - технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрослыми; развивать у детей мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к играм с элементами ТРИЗ - технологии.

Оборудование: карточки с изображениями различных объектов, мольберт, маркеры.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы вас познакомить с приемами использования игровой технологии ТРИЗ, которые можно использовать при работе над изучением сказок.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная технология направлена на активизацию творческого воображения, мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач. Эта технология универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Дети в игровой форме знакомятся со сказками, придумывают свои, решают проблемные ситуации, познают и сопоставляют различные явления, не замечая, что учатся, делают ежеминутно для себя открытия.

Уважаемые коллеги и дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми.

Ведущий: Тише, тише не шумите

Чудо-сказку не будите.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку начинать.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея!

Вводное задание:

Ведущий: Как вы думаете, а из какой сказки это фея? (показывается картинка)

верно: «Золушка».

Ведущий: Кто же написал сказку «Золушка»? Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. Сегодня мы вспомним сказку, написанную более 300 лет назад – Шарлем Перро и сами попробуем стать писателями и фантазерами.

Для начала, чтобы было интереснее, объединимся в 2 команды: старшая группа и подготовительная, и, посмотрим, кто же лучше справится с играми и выручит Золушку. Каждая игра – это 1этап, за каждый выигранный этап, начисляется 1 бал.

Ведущий: Давайте все вместе вспомним героев сказки (называют).

1 этап. Игра «Хорошо - плохо»

Вытягивается карточка с любым героем из сказки (Золушка, принц, король, мачеха, сестры, фея). 1 команде предлагается всем играющим назвать его положительные признаки, качества, а 2 – отрицательные и объяснить почему. Затем наоборот. Чья команда больше назвала – выиграла.

Ведущий: Чтобы передать приглашение Золушке на бал нам надо составить длинный поезд из слов.

2 этап. Игра «Цепочка слов»

Предлагается составить длинный поезд из слов по принципу: объект-признак-предмет - предмет и т. д. (золушка-аккуратная-подчерк-красивый-платье-нарядное-комната-светлая-день-солнечный и т. д.)

По очереди каждый игрок из команд называет: предмет-признак-предмет и т. д. Чья команда последняя назовет, та и выиграла.

Ведущий: Золушка очень хочет попасть на бал, но мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

3 этап. Игра «Помоги Золушке»

Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?

(Варианты: - Надо пойти к соседям, попросить у них… Сходить в магазин, купить новую… Можно раскатать тесто пустой бутылкой… Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто… Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать)

Путем голосования выбирается лучший оригинальный ответ, и ведущий выдает за него награду 1 бал.

Ведущий: Задания мачехи выполнены, но как же она поедет на бал в грязном платье? Кто поможет Золушке? Ответы детей: Фея

4 этап. Игра «Найди пару»

Ведущий: Вот платье Золушки, в котором она работает по дому, а вот платье, в котором она поехала на бал. Мы подобрали пару к платью, но здесь еще есть предметы, для них тоже нужно подобрать пару. Предлагаются картинки, вам надо будет найти пару к каждой картинке и объяснить, почему вы сделали такой выбор. Оцениваются быстрота и правильность ответов.

(участники выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т. п.)

Оценивается: быстрота и правильность ответов.

Ведущий: Золушка попала на бал, но вспомнила предупреждение феи и в полночь убежала из дворца, потеряв свою хрустальную туфельку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.

5 этап. Игра «Сюрреалистический рисунок»

Ведущий: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления, рисуют портреты. А давайте и мы с вами поможем найти принцу  Золушку и нарисуем портрет Золушки, но не обычным способом: один из участников начинает рисунок, второй продолжает и т. д.

Оценивается: схожесть с персонажем, быстрота, слаженность команды.

Ведущий: придворные нашли Золушку и повезли во дворец, туфелька оказалась в пору. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.

6 этап. Игра «Что было потом»

Ведущий: А как вы думаете, что было потом?

Варианты ответов: Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

Ведущий: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?

Варианты ответов: Золушка отдала ее маленькому волшебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.

Оценивается: оригинальность решения проблемы.

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили читать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея…

Подведение итогов.

Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию творческого мышления детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие памяти, воображения, творческих способностей  и, конечно, речи дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Одуванчик»

Практикум для педагогов на тему:

 «Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Автор: Иванова Светлана Петровна,

воспитатель

Турма, 2023г.

Ход проведения практикума:

Основное направление работы нашего детского сада – развитие речи. Из опыта нашей работы и наблюдений мы сделали вывод, что традиционные методики не ведут к развитию самостоятельности  в данной области. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Необходимо научить детей творчески подходить к выполнению таких заданий. Для качественного решения этой задачи замечательно подходит уникальная технология ТРИЗ, которая позволяет всем детям чувствовать себя успешными, а значит доступной и интересной для всех детей.

Методика Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюх – это система заданий, выполнение которых позволяет достаточно быстро научить детей создавать какой-либо речевой творческий продукт.

Я предлагаю рассмотреть некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины из сказки «Болтливая баба».

  1. этап: Определение состава картины

Цели:

- учить детей определять объекты, изображенные на картине;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей)

Для мотивации к выделению и называнию объектов на картине можно использовать такие приемы как: «подзорная труба», «бинокль».  Выявлять части одного предмета можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Аукцион», «Кто самый внимательный». Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей.

Обязательным условием этого этапа является обозначения «земли – неба», «пола – потолка», «справа – слева»

Правила этого этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».

Для этой игры нам нужен лист бумаги, свернутый для имитации «подзорной трубы».

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

2. этап: Установление взаимосвязей между объектами

Цели:

- учить детей находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине;

- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов)

Правила этого этапа: «Один объект связан с другим»;

Ход этого этапа: - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

Пример занятия:

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

  1. этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цели:

- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

На этом этапе поможет прием «вхождения в картину».

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Советы педагогу:

- Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

- Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

- Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

- Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

  1. этап: «Описание объекта с изменением его характеристики во времени»

Цели:

- учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;

- учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет потом»;

- активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того….).

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
  2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.
  3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  4. Произнести правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
  5. Найди эмблему этапа.

 Заключение

Сегодня я рассказала и показала некоторые этапы работы над составлением рассказа по картине.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик»

Мастер-класс для педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составила: Иванова Светлана Петровна,

воспитатель

п.Турма, 2022г.


«Каждый ребенок изначально талантлив и

 даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире, чтобы

при минимуме затрат достичь максимум эффекта»

Г. С. Альтшуллер

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.

-Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.

1 часть. Приветствие

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».

Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемной в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.

Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.

Виды работы по картинкам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.

2 часть. Теория.

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта.

Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине». Эта методика позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей.

Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Сегодня я хотела бы показать некоторые этапы работы над картиной по методике ТРИЗ.

3 часть. Практическая деятельность.

Я предлагаю рассмотреть некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Дикие животные осенью»

  1. этап: Определение состава картины

Цели:

- учить детей определять объекты, изображенные на картине;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей)

Для мотивации к выделению и называнию объектов на картине можно использовать такие приемы как: «подзорная труба», «бинокль». Выявлять части одного предмета можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Аукцион», «Кто самый внимательный». Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей.

Обязательным условием этого этапа является обозначения «земли – неба», «пола – потолка», «справа – слева»

Правила этого этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».

Для этой игры нам нужен лист бумаги, свернутый для имитации «подзорной трубы».

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

Игра «Фотографирование» (в этой игре желательно предварительно подготовить и распечатать отдельные объекты)

Эта игра необходима для того, чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовем, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а на доске будем вывешивать фотографии снятых объектов.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

Советы педагогу:

- воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;

- темп работы должен быть достаточно быстрым,

- обязательным условием является обозначение «земля - небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».

- по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

- окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2. этап: Установление взаимосвязей между объектами

Цели:

- учить детей находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине;

- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов)

Правила этого этапа: «Один объект связан с другим»;

Ход этого этапа: - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

Пример занятия:

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

  1. этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цели:

- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

На этом этапе поможет прием «вхождения в картину».

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Советы педагогу:

- Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

- Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

- Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

- Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

Цели:

- учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;

- уточнить представления о способах и продуктах питания;

- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Уважаемые коллеги я предлагаю Вам подумать, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.

4 этап: Составление рассказов от лица разных героев (составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения):

Цели:

-упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени (по желанию детей);

- учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;

- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбрать героя на картине.

2. Определить его настроение или свойства характера.

3. «Войти» в образ героя (представить себя им).

Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.

Советы педагогам:

• При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.

• Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта.

• От простых и обобщенных эмоций (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

  1. этап «Я дополнил (а) бы эту картину» (не ко всем картинам)

Необходимо:

- определить объекты на картине;

- определить связь между объектами;

- решить: какие объекты можно добавить;

- решить: составить рассказы от лица разных героев.

Этот этап:

- развивает речь: умение объяснить свой выбор объекта;

- развивает память (дети вспоминают: зимние забавы, проявление заботы о зимующих птицах, жизнь диких животных зимой; забота о перелетных птицах, жизнь насекомых);

- развивает мышление, творчество.

4 часть. Заключение.

Сегодня я рассказала и показала некоторые этапы работы над картиной.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Одуванчик»

Мастер – класс для педагогов на тему:

 «Волшебный мешочек историй»

Автор: Иванова Светлана Петровна,

воспитатель

Турма, 2022г.

Ход проведения мастер-класса:

  1. Подготовительно-организационный (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Иванова Светлана Петровна, я представляю вашему вниманию мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебный мешочек историй».

Цель:  знакомство и практическое освоение инновационной технологии «Storysack» посредством приемов ТРИЗ педагогики.

Задачи:

  • создать творческую атмосферу;
  • представить комплексный подход к книге и совместному чтению в рамках общеобразовательных целей и задач
  • познакомить и обучить внедрению игр, на основе ТРИЗ, для работы по технологии «Storysack»

         Актуальность

Актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала и воспитания ребёнка является создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Практическая значимость: ознакомление с технологией «Storysack» и приёмами ТРИЗ – педагогики, которые можно использовать на всех занятиях в ДОУ, самообразование и самосовершенствование, рефлексия  профессионального мастерства.

2. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

В современном обществе человеку необходимо уметь творчески применять те знания и умения, которыми он обладает и получать новые; уметь преобразовать свою деятельность так, чтобы сделать ее более эффективной.

Именно по этому, в своей работе я соединила две инновационных технологии:  «Storysack» и ТРИЗ.

Что такое «Storysack»?

В переводе с английского «Мешок историй», метод, вызывающий интерес к чтению, который был разработан в Великобритании в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитсом. Его идея заключается в получения удовольствия от совместного чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, иллюстраций и др.). Эту технологию можно успешно применять в детском саду. Ведь именно здесь воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном детстве напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.

Для решения этой сложной задачи довольно действенно использование приемов ТРИЗ-педагогики. Педагогической системы, целью которой является воспитание творческой личности через решение нестандартных задач и обучение умению задавать вопросы, анализировать и делать выводы.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа с художественной литературой, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Перейдем к моему «Мешочку историй» по сказке К.Д. Ушинского «Плутишка кот».

Что же он из себя представляет? Это настоящий полотняный мешок, который можно заменить чемоданом или красочной коробкой, для которого подбираются составляющие для представлении полноты картины: это художественная, качественно иллюстрированная детская книга, мягкая игрушка, иллюстрации, кукольный театр, шапочки для театрализации произведения, пословицы и загадки про героев и сюжет,  раскраски и дидактические игры по сказке. Все это помогает «оживить» книгу, помогает изучить образ главных героев книги, развивает понимание прочитанного.

3. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

Чтобы вы увидели в действии  мою работу, перейдём к практической части. Для этого я приглашаю своих коллег.

Уважаемые коллеги перед началом, заполните, пожалуйста, листы самооценки, в которых указаны некоторые приемы моей работы. Оцените свои знания по 5-ти бальной шкале. То же самое мы сделаем в конце мастер-класса.

Прежде мне хотелось бы настроить вас на нешаблонное мышление. Давайте поиграем в подвижную игру «Путаница».

Приём «Буктрейлер»

Это анонс, или, краткий, эмоционально окрашенный рассказ, основная задача которого - показать, насколько интересно произведение.

Достаю книгу, игрушку – кота и иллюстрации к книге.

Сегодня, мои дорогие, я познакомлю вас со сказкой «Плутишка кот», главный герой которой – котишка-мурлышка, серый лобишко. Он жил в деревне, был хозяйским котом. Отличался умом и хитростью. Часто шкодничал, за что его наказывали. И вот однажды, после очередной выходки, кот принял необдуманное  решение и втянул в заговор своих товарищей: козла и барана. Им пришлось отправиться в незапланированное опасное путешествие, где их ожидали серьезные трудности…Вам, хочется послушать эту сказку? (Ответ:….) А почему? (Ответ:…)

Я уверена, что такой прием будет пробуждать интерес детей к изучению произведения.

После того, как дети познакомились со сказкой, я использую следующий прием.

Игра  «Цепочка»

Цель данной игры учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь.

Показываю картинку с изображением одного из героев и участники по цепочке рассказывают о нем.

Все вы знаете сказку «Плутишка кот», давайте мы с вами вспомним ее героев, какие они.

На этапе знакомства со сказкой дети называют по одному признаку объекта. А затем они могут подбирать качества целыми предложениями.

Когда дети хорошо ориентируются в изученной сказке можно использовать более сложный прием.

Также по цепочке можно рассказать сюжет сказки.

Игровой приём «Черное и белое»

А сейчас разберём положительные и отрицательные стороны главных героев или порассуждаем о пользе и вреде случившейся ситуации. Работа может проводиться в паре или подгруппе. Если я показываю белый домик, значит, мы рассуждаем о положительных моментах, если – черный, то наоборот.

Показываю белый домик. Кто из героев этой сказки может жить в этом домике? Почему? Затем показываю черный домик.

Игра «Изменение ситуации»

Для достижения целей этой игры мы разбираем причинно-следственные связи тех или иных событий в сказке.

Что было бы, если бы котишка-мурлышка, не слизал сметанку, украв ее у хозяйки? Что было бы, если бы кот не заметил, как подошли к ним ночью  волки?

Игра «Сказка продолжается»

Цель этой игры - путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

А сейчас мы с вами пофантазируем. Что произошло в сказке после возвращения наших героев из путешествия?

4.  Рефлексия

-Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Заполните, пожалуйста, листы самооценки и мы с вами узнаем, насколько эффективна была наша с вами работа.

Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание.