Олимпиады.

Давыдова Ирина Александровна

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии..

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии 6-10 кл. 2012-2013 у.г.77.55 КБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г. 6 класс. 67.25 КБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г.. 7 класс.474.05 КБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г.. 8 класс.473.03 КБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г.. 9 класс.1.1 МБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г.. 10 класс.1.11 МБ
Файл Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап. 2016-2017 у.г.. 11 класс.1.01 МБ
Package icon Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап 6-11 классы. 2018-2019г. 1.94 МБ
Package icon Всероссийская олимпиада школьников по географии. Школьный этап 6-9 классы 2019-2020г.1.8 МБ
Package icon Всероссийская олимпиада школьников по географии 2022-2023. Школьный этап. 5 класс.358.55 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по географии

2012-2013 учебный год

6 класс.

1.Напишите, как называется:

А. Воображаемая линия, проведённая на равном расстоянии от полюсов, которая  делит Землю на два полушария.

Б. Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

В. Подъем воды в океане, вызванный притяжением луны или Солнца.

Г. Прибор для ориентирования на местности, главная часть которого магнитная стрелка.

4 балла.

2. Установите соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием:

1. Пифей

А.Первое кругосветное путешествие.

2. Ф. Беллинсгаузен и

 М. Лазарев                                                                                                        

Б.Открытие  Америки.

3. Эратосфен

В.Открыл путь в Индии. Вокруг Африки.

4. Васко да Гама

Г. Открытие Антарктиды

5. Христофор    Колумб

Д.Исследовал Север Европы, достиг Британии, первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.

6. Фернан Магеллан

Е. Вычислил размеры Земли.

6 баллов.

3. Установите соответствие:

1. Земля                                       А. Самая близкая к солнцу планета.

2. Луна                                        Б. Самая маленькая планета Солнечной Системы

3. Меркурий                               В. Единственный естественный спутник Земли.

4. Плутон                                    Г. Населена живыми организмами.

5.  Солнце                                   Д. Самая большая планета Солнечной системы.

                                                   

6. Юпитер                                   Е.  Звезда, пылающий шар, вокруг которого вращаются

                                                       планеты

3 балла.

4. Какое утверждение о плане местности (рис. 1) является верным?

изображение

а) дом лесника расположен севернее поселка Новинки;

б) река Быстрая течет в южном направлении;

в) паромная переправа расположена в верхнем течении реки Быстрая;

г) правый берег реки Быстрая крутой, а левый – пологий.

2 балла

5. Назовите способы определения сторон горизонта.

Каждый способ – 0,5 балла

Оценивание работ

6 класс.

№1 – каждый правильный ответ 1 балл.

№2 -  каждый правильный ответ 1 балл.

№3 – каждый правильный ответ 0,5 балла.

№4  - ответ правильный  - максимальное количество баллов, ответ неправильный  -   0 баллов.

№5 - каждый правильный ответ 0,5 балла.

Правильные ответы.

6 класс.

1. А. Экватор.      Б. Земная ось.      В. Прилив.   Г.  Компас.

2. 1-Д,   2-Г,    3-Е,   4-В,   5-Б,   6-А.                  

3. Г, В, А, Б, Е, Д.

4. Г.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

G:\шаблоны презентации\Klipart 41\6.png

Олимпиадные задания

6 класс

2016

Задания тестового тура

Ответы на тесты оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает  15 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 15 баллов.

Участникам олимпиады запрещено:

  • пользоваться какими-либо источниками информации;
  • использовать во время проведения Олимпиады любые электронные устройства;
  • обращаться с вопросами к кому-либо, кроме наблюдателей и членов оргкомитета;
  • запрещается одновременный выход из аудитории двух и более участников.

  1. Как переводиться слово «география» с греческого?

а) описание Земли;

б) измерение Земли;

в) изучение Земли;

г) это вообще не греческое слово.

  1. Чему равна длина окружности Земли?

            а) 40000 км;

            б) 20000 км;

            в) 400000 км;

            г) 13000 км.

  1. За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?

а) за сутки;

б) за месяц;

в) за один год;

г) за сезон.

      4.   Сколько существует полюсов, через которые проходит воображаемая ось вращения    

Земли?

а) 2;

б) 6;

в) 4;

г) 8.

  1. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?

а) с востока на запад;

б) направление вращения зависит от сезона года;

в) с запада на восток;

г) направление вращения зависит от времени суток.

  1. Истинная форма  Земли называется?

 а) шар;

 б) эллипсоид;

 в) геоид;

 г) сфероид.

  1. Солнце - это:

 а) планета;

 б) звезда;

 в) спутник Земли;

 г) комета.

  1. Орбита, какой из предложенных планет располагается дальше всего от орбиты Земли?

 а) Юпитер;

 б) Марс;

 в) Венера;

 г) Меркурий.

  1. Как называется условная линия, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария?

 а) северный тропик;

 б) горизонталь;

 в) экватор;

 г) южный тропик.

  1. Какой ученый осуществил первые  измерения размеров Земли?

      а) Эратосфен;

б) Александр Македонский;

в) Пифагор;

г) Аристотель.

  1. Какой океан самый большой?

а) Индийский;

б) Северный Ледовитый;

в) Тихий;

г) Атлантический.

  1. Сколько на Земле существует материков?

а) 7;

б) 6;

в) 5;

г) 4.

  1. Как называется  воздушная оболочка Земли?

а) гидросфера;

б) атмосфера;

в) литосфера;

г) биосфера.

  1. Какие из путешествий в далеком прошлом больше всего повлияли на правильное представление о форме Земли?

а) полеты на воздушных шарах;

б) плавание на кораблях по морям и океанам;

в) длительные путешествия на лошадях и верблюдах;

г) плавания на лодках по рекам.

  1. Укажите верное утверждение:

а) смена времен года на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси;

б) смена времен года на Земле происходит потому, что при движении по орбите наша планета или приближается к Солнцу, или удаляется от него;

в) смена дня и ночи на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси;

г) причиной изменения продолжительности дня и ночи в течение года является изменение скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Задания теоретического тура

Ответы на задания оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Сумма баллов по всем заданиям – 35 баллов.

Разрешается использовать при работе над заданиями:

▪ карандаш

▪ линейку.

▪ транспортир;

▪ непрограммируемый калькулятор.

Не разрешается пользоваться при работе над текстами:

▪ учебниками

▪ географическими атласами

▪ справочными материалами

▪ интернетом

▪ электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов).

Задание №1

Отвечая, на уроке географии о форме Земли, герой книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч» сказал: « Если бы Земля была бы шаром, воды стекали бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля имеет форму….». Какую форму имела Земля в представлении древних?

(Достаточно трех представлений древних о Земле).

Максимальное количество баллов – 6.

Задание №2

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населенной людьми суши. Но в какую сторону плыть на нем? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне,- возразил итальянец, - выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на Колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что он предложил. После чего на песке каждый изобразил предложенное ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звезд, которое нарисовал русский. Какое созвездие нарисовал русский?

Максимальное количество баллов – 2.

Задание №3

Определите,  по какому признаку сгруппированы объекты в каждой строке. Найдите «лишний» объект, и объясните свой выбор. Предложите свое продолжение логического ряда (приведите по одному примеру).

  1. Венера, Марс, Юпитер, Нептун, Сатурн
  2. Антарктида, Европа, Азия, Африка, Северная Америка
  3. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит.

Максимальное количество баллов – 12.

Задание №4

Это путешествие состоялось в начале эпохи Великих географических открытий. Оно длилось 2 года 11 месяцев и 19 дней. Из 5 кораблей, которые отправились в экспедицию, вернулся лишь один, в трюмах которого было 26 тонн пряностей. Большая часть команды нашла свое последнее пристанище на дне океанов, как это часто бывает с моряками, а руководителю не удалось самому завершить начатое дело.

Определите, о каком путешествии идет речь в описании, и ответьте на дополнительные вопросы. Работу оформите в виде таблицы:

№ вопроса

Ответ

  1. О каком путешествии идет речь?
  2. Когда оно произошло?
  3. Как звали руководителя экспедиции?
  4. Как называются острова, на которых он погиб?
  5. Кто возглавил путешественников после его гибели?
  6. Какая была цель у экспедиции?
  7. Какие объекты появились на карте, благодаря этому путешествию?

Максимальное количество баллов – 15.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

Ответы на тестовый тур.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

а

в

а

в

в

б

а

в

а

в

б

б

б

в

Ответы на теоретический тур школьного этапа.

Задание №1 (6 баллов).

Отвечая, на уроке географии о форме Земли, герой книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч» сказал: « Если бы Земля была бы шаром, воды стекали бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля имеет форму….». Какую форму имела Земля в представлении древних?

  1. Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон.(2 балла)
  2. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. (2 балла)
  3. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана. (2 балла)

Задание №2 (2 балла).

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населенной людьми суши. Но в какую сторону плыть на нем? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне,- возразил итальянец, - выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на Колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что он предложил. После чего на песке каждый изобразил предложенное ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звезд, которое нарисовал русский. Какое созвездие нарисовал русский?

Это созвездие – Большая Медведица (2 балла).

Задание №3 (12 баллов).

Определите,  по какому признаку сгруппированы объекты в каждой строке. Найдите «лишний» объект, и объясните свой выбор. Предложите свое продолжение логического ряда (приведите по одному примеру).

  1. Венера, Марс, Юпитер, Нептун, Сатурн

Планеты Солнечной системы

1 балл

Венера

1 балл

Только она не имеет естественных спутников

1 балл

Уран/Земля

1 балл

  1. Антарктида, Европа, Азия, Африка, Северная Америка

Части света

1 балл

Северная Америка

1 балл

Это материк

1 балл

Австралия/Америка

1 балл

  1. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит

Полезные ископаемые

1 балл

Торф

1 балл

Не является строительным полезным ископаемым.

1 балл

Песок/ щебень/...

1 балл

Задание №4 (15 баллов).

Это путешествие состоялось в начале эпохи Великих географических открытий. Оно длилось 2 года 11 месяцев и 19 дней. Из 5 кораблей, которые отправились в экспедицию, вернулся лишь один, в трюмах которого было 26 тонн пряностей. Большая часть команды нашла свое последнее пристанище на дне океанов, как это часто бывает с моряками, а руководителю не удалось самому завершить начатое дело.

Вопросы

Ответы

Баллы

(всего 15)

  1. О каком путешествии идет     речь?

Первое кругосветное путешествие

2

  1. Когда оно произошло?

1519-1521

2

  1. Как звали руководителя экспедиции?

Фернан  Магеллан.

1

  1. Как называются острова, на которых он погиб?

Филлипинские острова.

2

  1. Кто возглавил путешественников после его гибели?

Хуан Себастьян Элькано.

2

  1. Какая была цель у экспедиции?

Уточнение пути к Молуккским островам («Острова пряности»), поиски пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны.

3

  1. Какие объекты появились на карте, благодаря этому путешествию?

Магелланов пролив, остров Огненная Земля, Тихий океан.

3



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

G:\шаблоны презентации\Klipart 41\6.png

Олимпиадные задания

7 класс

2016

Задания тестового тура

Ответы на тесты оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает  15 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 15 баллов.

Участникам олимпиады запрещено:

  • пользоваться какими-либо источниками информации;
  • использовать во время проведения Олимпиады любые электронные устройства;
  • обращаться с вопросами к кому-либо, кроме наблюдателей и членов оргкомитета;
  • запрещается одновременный выход из аудитории двух и более участников.

  1. Площадь поверхности земного шара составляет:

а) 510 млн. км.кв.;

            б) 361млн. км.кв.;

            в) 149 млн. км.кв.;

            г) 530 млн. км.кв.

  1. Какой материк Земли самый большой?

а) Африка;

б) Евразия;

в) Северная Америка;

г) Америка.

  1. Какие острова по происхождению относятся к коралловым островам?

а) остров  Ява;

б) Японские острова;

в) Мальдивские острова;

г) Мадагаскар.

  1. Какой ученый осуществил первые измерения размеров Земли?

      а) Эратосфен;

б) Александр Македонский;

в) Пифагор;

г) Аристотель.

  1. Карта, на которой показаны древние платформы, зоны землетрясений, складчатые горные области разного возраста:

а) тектоническая карта;

б) комплексная карта;

в) климатическая карта;

г) физическая карта.

  1. Что такое литосфера?

а) верхняя твердая оболочка Земли;

б) водная оболочка Земли;

в) воздушная оболочка Земли;

г) область, в которой развивается жизнь.

  1. Кто выдвинул гипотезу дрейфа материков?

а) М.В. Ломоносов;

б) А. Гумбольдт;

в) А. Вегенер;

г) О.Ю. Шмидт.

  1. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

а) на Западно – Сибирской равнине;

б) в Гималаях;

в) на дне океана;

г) в Амазонской низменности.

  1. При движении от полюсов к экватору количество солнечного тепла, получаемого

территорией:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается;

г) сначала уменьшается, а потом увеличивается.

  1. В субэкваториальном климатическом поясе Южного полушария в июле господствуют:

а) арктические воздушные массы;

б) умеренные воздушные массы;

в) экваториальные воздушные массы;

г) тропические воздушные массы.

  1. Ветры, дующие всегда в одном направлении, называются:

а) однообразными;

б) постоянными;

в) равномерными;

г) неизменяемыми.

  1. Самый южный климатический пояс Земли – это:

а) Арктический;

б) Антарктический;

в) Экваториальный;

г) Тропический.

  1. Это холодное течение является самым мощным и глубоким на Земле и пересекает несколько океанов.

А) Перуанское;

Б) течение Западных ветров;

В) Гольфстрим;

Г) Бразильское.

  1. Как называются организмы, пассивно живущие в океане?

а) бентос;

б) нектон;

в) планктон;

г) водоросли.

  1. Мировой океан составляет от площади суши примерно:

а) 79%;

б) 21%;

в) 71%;

г) 29%.

Задания теоретического тура

Ответы на задания оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Сумма баллов по всем заданиям – 33 балла.

Разрешается использовать при работе над заданиями:

▪ карандаш

▪ линейку.

▪ транспортир;

▪ непрограммируемый калькулятор.

Не разрешается пользоваться при работе над текстами:

▪ учебниками

▪ географическими атласами

▪ справочными материалами

▪ интернетом

▪ электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов).

Задание №1.

Для выполнения задания используйте топографическую карту.

  1. Определите по карте расстояние по тропинке от домика лесника до мукомольного предприятия. Ответ запишите цифрами, округлив полученный результат до десятков метров.
  2. Найдите наивысшую абсолютную точку в пределах изображённой территории, укажите ее название, абсолютную высоту и определите направление и расстояние от нее до школы.
  3. Определите, какой из участков местности, обозначенных на карте цифрами 1,2,3 лучше выбрать для размещения волейбольной площадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

C:\Users\Танько\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp.png

Максимальное количество баллов – 8.

Задание 2.

В книге С. Лагерлефа  « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» есть рассказ об одном глупом Тролле, решившим больше не отапливать свое жилище: «Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет». Тролль начал свою работу. Он искал повсюду камни и складывал их друг на друга. Вскоре гора из собранных камней поднялась чуть не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!»- сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины.  «Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!». А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западет – ни чем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз». Как вы думаете, почему упрямый Тролль замерз?

Максимальное количество баллов - 4.

Задание №3.

Определите,  по какому признаку сгруппированы объекты в каждой строке. Найдите «лишний» объект, и объясните свой выбор. Предложите свое продолжение логического ряда (приведите по одному примеру).

  1. Река, болото, пролив, озеро, подземные воды
  2. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит.

Максимальное количество баллов – 8.

Задание №4.

Это самый крупный водный объект планеты, его площадь составляет около 179 млн. км.кв. С востока на запад он простирается более чем на19 тысяч км и на 16 тысяч. км – с севера на юг. Его воды расположены большей частью в южных широтах, меньшей – в северных. На его дне обнаружено много подводных вулканов. Название объекта не соответствует его состоянию.

Назовите географический объект, о котором идет речь в тексте.

Назовите имя путешественника, давшего название упомянутому объекту.

Наибольшая глубина данного объекта.

Как называется глубочайшая впадина в пределах упомянутого объекта?

Какие материки омываются водами данного объекта?

Максимальное количество баллов –13.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

Ответы на тестовый тур.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

в

а

а

а

в

б

а

г

б

б

б

в

в

Ответы на теоретический тур школьного этапа.

Задание №1 (8 баллов).

  1. Расстояние 510 метров (допустим ответ 500 м) – 1 балл.
  2. Гора Голая, высота 156,9 м (1 балл),от горы до школы 310 метров (допустим ответ ±10 м) (1 балл), направление от горы до школы – на юг (1 балл) – 3 балла.
  3. Лучше выбрать участок 2 (1 балл), т.к. он находится на относительно ровном участке рельефа (1 балл) (перепад высот менее 5 метров), расположен ближе всех к поселку Беличи (1 балл), участок не занят растительностью (1 балл) – 4 балла.

Задание №2 (4 балла).

Глупый Тролль не знал, что воздух тропосферы нагревается от земной поверхности(2 балла). А с подъемом в тропосферу делается холоднее (2 балла). Поэтому упрямый Тролль замерз.

Задание №3 (8 баллов).

  1. Река, болото, пролив, озеро, подземные воды

Объекты гидросферы

1 балл

Пролив

1 балл

Не является водным объектом суши

1 балл

Канал, ледник, водохранилище

1 балл

  1. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит.

Полезные ископаемые

1 балл

Торф

1 балл

Не является строительным материалом

1 балл

Песок/щебень

1 балл

Задание №4 (13 баллов).

Тихий океан (2 балла).

Фернан Магеллан (2 балла)

Наибольшая глубина 11022 м (2 балла)

Марианская  впадина (2 балла).

Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида (по 1 баллу, всего 5 баллов).

Максимальное количество баллов 33.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

G:\шаблоны презентации\Klipart 41\6.png

Олимпиадные задания

8 класс

2016

Задания тестового тура

Ответы на тесты оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает  15 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 15 баллов.

Участникам олимпиады запрещено:

  • пользоваться какими-либо источниками информации;
  • использовать во время проведения Олимпиады любые электронные устройства;
  • обращаться с вопросами к кому-либо, кроме наблюдателей и членов оргкомитета;
  • запрещается одновременный выход из аудитории двух и более участников.

  1. По какой параллели кругосветное путешествие будет короче?

а) 70° с.ш.;

б) 60° ю.ш.;

в) 50°ю.ш.;

г) 30° с.ш.

  1. Назовите часть атмосферы, которую называют «кухней погоды»:

а) стратосфера;

б) тропосфера;

в) экзосфера;

г) озоновый экран.

  1. Пассаты дуют…

а) из тропических широт к экватору;

б) из экваториальных широт к тропикам;

в) в полярных широтах;

г) в умеренных широтах.

  1. Антарктида – самый холодный материк Земли по причине:

а) расположения в антарктическом и субантарктическом климатических поясах;

б) расположения в полярных широтах;

в) выхода к Южному океану;

г) высокой отражательной способности снежного покрова.

  1. Наибольшая часть запасов пресных вод на Земле содержится в ….

а) ледниках;

б) реках;

в) озерах;

г) болотах.

  1. Назовите основную причину существования поверхностных течений в Мировом океане:

а) рельеф дна океанов;

б) характер очертания материков;

в) различия в солености воды в океанах;

г) постоянные ветры Земли.

  1. Крайняя восточная материковая точка России:

а) мыс Дежнева;

б) мыс Флигели;

в) мыс Челюскин;

г) гора Базардюзю.

  1. С какой из перечисленных стран – соседей Россия имеет самую короткую границу?

а) Латвия;

б) Польша;

в) КНДР;

г) Эстония.

  1. Какая эра в геологической истории Земли самая молодая?

а) кайнозойская;

б) протерозойская;

в) палеозойская;

г) мезозойская.

  1. Самый северный архипелаг России:

а) Новосибирские острова;

б) Новая Земля;

в) Северная Земля;

г) Земля Франца – Иосифа.

  1. Линия перемены дат у берегов России проходит в проливе…

а) Татарский;

б) Камчатский;

в) Лаперуза;

г) Берингов.

  1. Природный объект, расположенный на границе России с Китаем:

а) озеро Байкал;

б) Восточный Саян;

в) озеро Ханка;

г) хребет Джугджур.

  1. Кто из ученых в конце ХХI века доказал, что зональность является всеобщим законом природы?

а) Л. Берг;

б) В. Докучаев;

в) А. Гумбольдт;

г) М. Ломоносов.

  1. Карта, на которой показаны древние платформы, зоны землетрясений, складчатые горные области разного возраста:

а) тектоническая карта;

б) комплексная карта;

в) климатическая карта;

г) физическая карта.

  1. Выходы кристаллического фундамента на поверхность находятся на:

а) Валдайской возвышенности;

б) Приволжской возвышенности;

в) Новой Земле;

г) Кольском полуострове.

Задания теоретического тура

Ответы на задания оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Сумма баллов по всем заданиям – 35 баллов.

Разрешается использовать при работе над заданиями:

▪ карандаш

▪ линейку.

▪ транспортир;

▪ непрограммируемый калькулятор.

Не разрешается пользоваться при работе над текстами:

▪ учебниками

▪ географическими атласами

▪ справочными материалами

▪ интернетом

▪ электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов).

Задание №1.

Для выполнения задания используйте топографическую карту.

  1. Определите по карте расстояние по тропинке от домика лесника до мукомольного предприятия. Ответ запишите цифрами, округлив полученный результат до десятков метров.
  2. Найдите наивысшую абсолютную точку в пределах изображённой территории, укажите ее название, абсолютную высоту и определите направление и расстояние от нее до школы.
  3. Определите, какой из участков местности, обозначенных на карте цифрами 1,2,3 лучше выбрать для размещения волейбольной площадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

C:\Users\Танько\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp.png

Максимальное количество баллов – 8.

Задания №2.

Поспорили бурильщик - нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: « Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11000 м и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледового щита 3-4 км.

Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Максимальное количество баллов – 4.

Задание №3.

Определите,  по какому признаку сгруппированы объекты в каждой строке. Найдите «лишний» объект, и объясните свой выбор. Предложите свое продолжение логического ряда (приведите по одному примеру).

  1. Антарктида, Европа, Азия, Африка, Северная Америка
  2. Ф. Магеллан, Д. Ливингстон, Р. Скотт, Х. Колумб, Д. Кук.
  3. Река, болото, пролив, озеро, подземные воды
  4. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит.

Максимальное количество баллов – 16.

Задание №4.

Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства? Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Максимальное количество баллов – 7.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2016-2017 учебный год

Ответы на тестовый тур.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

а

б

а

г

а

в

а

г

г

в

б

а

г

Ответы на теоретический тур школьного этапа.

Задание №1 (8 баллов).

  1. Расстояние 510 метров (допустим ответ 500 м) – 1 балл.
  2. Гора Голая, высота 156,9 м (1 балл),от горы до школы 310 метров (допустим ответ ±10 м) (1 балл), направление от горы до школы – на юг (1 балл) – 3 балла.
  3. Лучше выбрать участок 2 (1 балл), т.к. он находится на относительно ровном участке рельефа (1 балл) (перепад высот менее 5 метров), расположен ближе всех к поселку Беличи (1 балл), участок не занят растительностью (1 балл) – 4 балла.

Задание №2 (4 балла).

Ближе всех – полярник (6356 км – полярный радиус); затем – бурильщик (6375 (средний радиус) -14= 6361км); пингвин (6356 (полярный радиус) +3+4=6363 км); аквалангист (6378 (экваториальный радиус) -11=6367 км).

Задание №3(16 баллов).

  1. Антарктида, Европа, Азия, Африка, Северная Америка

Части света

1 балл

Северная Америка

1 балл

Это материк

1 балл

Австралия/Америка

  1. балл

  1. Ф. Магеллан, Д. Ливингстон, Р. Скотт, Х. Колумб, Д. Кук.

Путешественники

1 балл

Х. Колумб

1 балл

Только он смог сам закончить свои путешествия, остальные погибли.

1 балл

Беринг, Лаперуз, Гудзон, Седов, Никитин и др.

  1. балл

  1. Река, болото, пролив, озеро, подземные воды

Объекты гидросферы

1 балл

Пролив

1 балл

Не является водным объектом суши

1 балл

Канал, ледник, водохранилище

  1. балл

  1. Торф, известняк, глина, мрамор, гранит.

Полезные ископаемые

1 балл

Торф

1 балл

Не является строительным материалом

1 балл

Песок/щебень

1 балл

Задание №4 (7 баллов).

Берингов пролив (1 балл).

два океана: Северный Ледовитый и Тихий (1 балл);

два моря: Чукотское и Берингово (1 балл);

два материка: Евразия и С.Америка (1 балл);

две части света: Азия и Америка (1 балл);

два полуострова: Чукотский и Аляска или Сьюард (1 балл);

два государства: Россия и США (1 балл).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2018-2019 учебный год

Олимпиадные задания

10 класс

Большое Болдино

2018 г.

Задания тестового тура

Ответы на тесты оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает  15 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 15 баллов.

При работе над тестами не разрешается пользоваться:

  • учебниками;
  • географическими атласами;
  • справочными материалами;
  • интернетом;
  • электронными устройствами, служащими для передачи, получения или    

  накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов)

  1. В основании Западно-Сибирской равнины лежит:

      а) щит;

       б) плита;

       в) область древней складчатости;

       г) область мезозойской складчатости.

  1. Название высохших русел рек в пустыне Сахаре?

       а) вади;

       б) крики;

       в) узбой;

       г) эрг.

  1. Вулкан, извержение которого уничтожило три древних города – Стабию, Геркуланум и Помпею:

       а) Этна;

       б) Везувий;

       в) Орисаба;

       г) Эльбрус.

  1. Крупнейшая по мощности ТЭС в России:

        а) Рефтинская;

        б) Сургутская;

        в) Костромская;

        г) Березовская.

  1. Какое полезное ископаемое добывается на территории Московской области, полуострове Флорида, в Марокко:

       а) апатиты;

       б) калийные соли;

       в) фосфориты;

       г) самородная сера

  1. Северный морской путь начинается от порта:

        а) Архангельск;

        б) Мурманск;

        в) Санкт-Петербург;

        г) Калининград.

  1. У берегов какого материка отмечены самые высокие приливы в мире?

        а) Северная Америка;

        б) Евразия;

        в) Южная Америка;

        г) Австралия.

  1. 90% населения Бразилии говорит на языке:

       а) испанском;

       б) португальском;

       в) английском;

       г) бразильском.

  1. Какое утверждение является верным?

а) наибольшая амплитуда температур в России зафиксирована в Краснодарском крае;

б) территория России расположена в двух климатических поясах;

в) на всей территории России в течение года преобладает пониженное атмосферное давление;

г) в Якутии самые низкие температуры в Северном полушарии.

  1. Взаимосвязанные промышленные комплексы по производству электроэнергии, алюминия и деревообработке сложились в Восточно-Сибирском районе:

       а) в Красноярске и Чите;

       б) в Чите и Норильске;

       в) в Норильске и Братске;

       г) в Братске и Красноярске.

  1. Солнечные лучи падают на экватор отвесно. Под каким углом они падают в городе Москве?

        а) 34°;

        б) 60°;

        в) 42°;

        г) 56°.

  1. Прежнее название страны Верхняя Вольта:

        а) Гана;

        б) Бенин;

        в) Буркина-Фасо;

        г) Кот-Д’ Ивуар.

  1. Какие острова являются независимым государством?

        а) Канарские;

        б) Гавайские;

        в) Фолклендские;

        г) Багамские

  1. Какое государство является одновременно монархией и федерацией?

       а) Австрия;

       б) Бельгия;

       в) Швеция;

       г) Великобритания.

  1. Какая из стран располагается на разных материках?

       а) Россия;

       б) Казахстан;

       в) Турция;

       г) Египет.

Задания теоретического тура

Ответы на задания оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Сумма баллов по всем заданиям – 75 баллов.

Разрешается использовать при работе над заданиями:

▪ карандаш

▪ линейку.

▪ транспортир;

▪ непрограммируемый калькулятор.

Не разрешается пользоваться при работе над текстами:

▪ учебниками

▪ тетрадями

▪ географическими атласами

▪ справочной литературой

▪ интернетом

▪ электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов).

Задание №1.

Определите природную зону, изображенную на каждой фотографии, и заполните

таблицу.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57066b4b9f42f/zadaniiadliaolimpiadypoghieoghrafiidlia1011klassov_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57066b4b9f42f/zadaniiadliaolimpiadypoghieoghrafiidlia1011klassov_3.png

а        б

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57066b4b9f42f/zadaniiadliaolimpiadypoghieoghrafiidlia1011klassov_4.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57066b4b9f42f/zadaniiadliaolimpiadypoghieoghrafiidlia1011klassov_5.png

в        г

Название

природной

зоны

Растительность (тип,

преобладающие виды)

Животный мир

(преобладающие

виды)

Почвы

(тип)

Виды

хозяйственной

деятельности

А

Б

В

Г

Максимальное количество баллов -  31 балл.

Задание №2.

Ниже приведены различные сведения о четырех материках. Определите, о каких географических объектах идет речь в этих описаниях, и впишите названия этих объектов в соответствующие ячейки таблицы.

  1. На этом материке протекает самая полноводная река в мире.
  2. На этом материке расположена самая крупная песчано-каменистая пустыня.
  3. На этом материке обитает крупная обезьяна в мире.
  4. Этот материк – самый низкий по средним высотам, его высшая точка самая низкая из всех высших точек материков.
  5. На этом материке расположен самый высокий водопад.
  6. На этом материке расположено самое глубокое озеро в мире.
  7. Материк, на котором расположена самая глубокая в мире впадина на суше.
  8. Материк, на котором наибольшее число видов эндемиков (в таблицу впишите названия одного эндемичного вида растения или животного)

Австралия

Африка

Южная Америка

Евразия

Максимальное количество баллов -  16 баллов.

Задание №3.

Прочитайте описание и ответьте на вопросы.

Среди просторов самого грозного океана планеты, неподалеку от северных берегов самого маленького материка, расположен второй по величине после Гренландии остров земного  шара.  В  нашем  представлении этот далекий остров неразрывносвязан с именем великого русского исследователя. В недрах острова обнаружены богатые месторождения всевозможных полезных ископаемых. Благодаря своему жаркому влажному климату, остров одет в роскошную тропическую растительность из кокосовых и саговых пальм, сандаловых, мангровых и хлебных деревьев. Берега острова покрыты малярийными болотами. К тому же, здесь неприступные лесистые горы, огромное количество рек и ручьев. На острове располагаются две страны и столица одной из стран.

Назовите: океан, материк, остров, фамилию исследователя, тип (ы) климата острова, расположенные на острове страны и их столицы.

Максимальное количество баллов – 20 баллов

Задание №4.

По описанию узнайте ряд стран.

  1. Эта американская страна, относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами трех океанов. Название ее происходит от индийского слова, означающего «деревня». Одна из богатейших стран мира. Занимает первое место в мире по производству газетной бумаги. Страна двунациональная, плотность населения – одна из самых низких в мире. Здесь больше озер, чем в любой другой стране мира, вследствие этого страна обладает колоссальными запасами пресной воды.
  2. Это социалистическое государство занимает большой остров в группе Антильских островов, название одного из которых в переводе с испанского означает «молодость». Основная отрасль экономики – сахарная промышленность. К экспортным отраслям относятся никелевая промышленность и выращивание грейпфрутов.  Сигары, производимые в этой стране, ценятся во всем мире.
  3. Это государство Латинской Америки является крупнейшим экспортером железной руды, кофе, сахара, олова, бокситов и другой продукции на мировой рынок. По своей площади и численности населения страна входит в число крупнейших стран мира. По количеству католиков занимает первое место. Столица государств – не самый крупный город.
  4. Эта европейская страна по географическому положению – островная. Находится в северной части океана, у полярного круга. Почти вся территория страны представляет собой вулканическое  плато. Здесь низкая плотность населения, однако уровень жизни высок.

Максимальное количество баллов – 8 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2018-2019 учебный год

Ответы на тестовый тур.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

а

б

б

в

б

а

б

г

г

а

в

г

б

г

Ответы на теоретический тур школьного этапа.

Задание №1 (31 балл)

Название

природной

зоны

Растительность

 (тип,

преобладающие виды)

Животный мир

(преобладающие

виды)

Почвы

(тип)

Виды

хозяйственной

деятельности

А

Зона степей

1балл

Мах-1

Травянистая растительность (степная)-1балл

Виды: ковыль, типчак, полынь, мятлик, овсяница, пырей

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-2б

дрофа, стрепет, жаворонок, грызуны (хомяк, суслик, тушканчики заяц, лисица, степной волк

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-1б

черноземы

1балл

Мах-1б

Выращивание с/х культур

(1 балл) -пшеница, кукуруза, подсолнечник и др., скотоводство

1 балла

Мах-2б

Б

Зона тайги

1балл

Мах-1б

Хвойные породы -1балл

ель, лиственница, сосна, пихта

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-2б

соболь, белка, куница, лось, бурый медведь, росомаха, волк

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-1б

Подзолис-тые

1балл

Мах-1 б

Развиты охотничье хозяйство

(1 балл),

земледелие

(1 балл),

запас древесины

(1 балл),

мясо-молочное животноводство

(1 балл),

Мах-4 б

В

Зона саванн

1балл

Мах-1б

Травянистая растительность с разбросанными деревьями- 1балл

Баобаб, финиковая пальма, масличные пальмы

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-2б

Антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты, гепарды, шакалы, гиены, леопарды.

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-1б

Красные и красно-бурые

Мах-1 б

Выращивание культурных растений

(1 балл),

скотоводство

(1 балл)

Мах-2б

Г

Зона тундры

1балл

Мах-1б

Тундровый тип, имеет дискретный характер (1балл):

многочисленны лишайники, мхи, кустарнички, карликовые березы

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-2б

песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатка, гагара, северный олень

1балл (если названо соответственно зоне любые 3 вида)

Мах-1б

Тундро-вые глеевые

1балл

Мах-1 б

Оленеводство(1балл),рыболовство

(1балл), пушной промысел

(1балл)

Мах-3 б

Задание №2 (16 баллов).

Австралия

Африка

Южная Америка

Евразия

Г. Косцюшко

Сахара

Амазонка

Байкал

утконос

горилла

Анхель

Гхор или Эль-Гор

За каждый правильный ответ 2 балла.

Задание №3 (20 баллов).

Океан – Тихий

Материк – Австралия

Остров – Новая Гвинея

Фамилия исследователя - Н.  Н. Миклухо-Маклай

Тип климата острова – экваториальный, субэкваториальный

Расположенные на острове страны и их столицы - Республики Индонезия и Папуа-Новая Гвинея, Порт – Морсби.

За каждый правильный ответ 2 балла.

Поощрительные 2 балла за полноту и логику ответа.

Задание №4 (8 баллов).

  1. Канада
  2. Куба
  3. Бразилия
  4. Исландия

За каждый правильный ответ 2 балла.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2019-2020 учебный год

Олимпиадные задания

8 класс

Большое Болдино

2019 г.

Задания тестового тура

Ответы на тесты оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает  15 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 15 баллов.

При работе над тестами не разрешается пользоваться:

  • учебниками;
  • географическими атласами;
  • справочными материалами;
  • интернетом;
  • электронными устройствами, служащими для передачи, получения или    

  накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов)

  1. Определение своего положения относительно сторон горизонта называется

а) навигация

б) интерполяция

в) ориентирование

г) масштабирование

  1. Выберите правильное определение термина «исток».

а) место впадения реки в море, озеро, другую реку

б) углубление, выработанное постоянным водотоком

в) место, где река берет начало

г) часть речной долины, возвышающаяся над руслом

  1. Какая из представленных природных зон характеризуется как область с самой большой массой живого вещества?

а) пустыни

б) влажные экваториальные леса

в) смешанные леса

г) лесостепи

  1. Современные процессы горообразования протекают в период…

а) герцинской складчатости

б) мезозойской складчатости

в) кайнозойской складчатости

г) байкальской складчатости

  1. Какая природная зона отсутствует на материках Южного полушария?

а) жестколистные вечнозелёные леса

б) саванны и редколесья

в) полупустыни и пустыни

г) тундра и лесотундра

  1. По какой параллели кругосветное путешествие будет короче?

а) 70ос.ш.

б) 60ою.ш.  

в) 50о ю.ш.

г) 30ос.ш.

  1. Какая из перечисленных географических наук зародилась в Древней Греции в результате развития мореплавания и торговли?

а) страноведение

б)  география населения

в)  картография

г)  океанология

  1. Какова причина возникновения приливов и отливов на Земле?

а) действие силы притяжения Луны на земную поверхность

б) вспышки на Солнце

в) действие силы притяжения других планет на земную поверхность

г) антропогенная деятельность человека

  1. Назовите самый северный архипелаг России.

а) Новосибирские острова

б) Новая Земля

в) Северная Земля

г) Земля Франца-Иосифа

  1. Линия перемены дат у берегов России проходит в проливе…

а) Татарский

б) Берингов  

в) Лаперуза

г) Кунаширский

  1. Чем объясняется тот факт, что расстояние от центра Земли до полюсов меньше  расстояния от центра Земли до экватора в среднем на 22 км?

а) особенностями внутреннего строения Земли  

      б) осевым вращением Земли

       в) наличием ледниковых «шапок» у полюсов

      г) сжатием земной коры из-за низких температур.

  1.  Как дуют пассаты?

а) из тропических широт к экватору

б) из экваториальных широт к тропикам;

в) в полярных широтах                        

г) в умеренных широтах

  1. Установите, в каком из высказываний идет речь о климате.

а) во время ливня, во второй половине дня выпала треть месячной нормы осадков

б) в течение суток давление будет падать, влажность увеличится, температура сильно не изменится

в) постоянно дующие с океана ветры способствуют выпадению осадков в Англии в течение всего года

г) с северо-запада движется циклон, который принесет небольшое понижение температуры и осадков

  1. Какое утверждение неверно?

а) Индийский океан имеет самую обширную шельфовую зону

      б) В Южном океане проходит течение Западных ветров

      в) В Атлантическом океане находится самый длинный срединно-океанический                 хребет

            г) В Тихом океане распространена большая часть глубоководных желобов

  1. По описанию узнайте страну-соседа России. Свой национальный флаг жители этой страны называют «солнечный круг». Страна имеет претензии к России по поводу «северных территорий».

а) Япония

б) КНДР

в) Монголия

г) Китай

Задания теоретического тура

Ответы на задания оформляются на отдельном листе бумаги.

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Сумма баллов по всем заданиям – 56 баллов.

Разрешается использовать при работе над заданиями:

▪ карандаш

▪ линейку.

▪ транспортир;

▪ непрограммируемый калькулятор.

Не разрешается пользоваться при работе над текстами:

▪ учебниками

▪ тетрадями

▪ географическими атласами

▪ справочной литературой

▪ интернетом

▪ электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов).

Задание № 1

Для выполнения задания используйте топографическую карту

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака до дома лесника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

  1. Определите по карте, в каком направлении от мельницы находится дом лесника.

  1. Какой из изображенных на фотографиях объект может быть сооружен на участке 1? Обоснуйте свой ответ.

C:\Users\Ar-on\Desktop\avgust_09_.png                     C:\Users\Ar-on\Desktop\7e6a5ee78d8603fbf8f3b21e40d45af4.jpg

                   Футбольное поле                                              Санный спуск

Максимальное количество баллов – 4.

Задание № 2

Петя решил рассказать своему зарубежному другу о наиболее интересных объектах на территории России, вошедших в список «Чудес страны».

Попробуйте понять, о чём идёт речь.

Описание

Объект

1

Православный собор на Красной площади, построенный в XVI веке при Иване Грозном в честь взятия Казани

2

Глубочайшее озеро мира

3

Дворцово-парковый ансамбль в окрестностях Санкт-Петербурга, построенный в честь завоевания Россией выхода к Балтийскому морю

4

Монумент в Волгограде, высочайшая статуя России, центр композиции «Героям Сталинградской битвы».

5

Самая высокая точка России

6

Самое крупное в Евразии скопление горячих фонтанирующих источников

Максимальное количество баллов – 18.

Задание № 3

С помощью Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в таблицу в любом падеже и числе.

_(1)_ – самая верхняя оболочка Земли, можно считать, что она состоит в основном из двух газов – _(2)_ и _(3)_. Содержание первого – 78 %, а второго – _(4)_ %. По мере удаления от поверхности Земли, учитывая изменения такого показателя, как _(5)_ воздуха, в этой оболочке выделяют несколько слоёв. Самый нижний слой называется _(6)_. Здесь содержится основная масса воздуха, а _(5)_ через каждый километр высоты понижается

примерно на _(7)_°С. Самая высокая _(5)_ на Земле наблюдалась в _(8)_, в государстве _(9)_, а самая низкая – на станции «Восток» на материке _(10)_. Слой _(6)_ образно называют «кухней погоды». Наибольшей высоты _(6)_ достигает над _(11)_, а наименьшей в точках планеты с координатами _(12)_°с.ш. и _(12)_°ю.ш. _(5)_ воздуха зависит в первую очередь от _(13)_ падения солнечных лучей. 22 июня этот _(13)_ наибольший на параллели с широтой _(14)_°с.ш. От _(5)_ зависит _(15)_ – сила, с которой

воздух давит на земную поверхность, его измеряют с помощью прибора _(16)_. Нормальное _(15)_ над уровнем моря составляет _(17)_ мм рт. ст., а вот на высоте Москвы нормальным _(15)_ следует считать 745 мм. рт. ст., так как абсолютная высота Москвы составляет _(18)_ м над уровнем моря, а _(15)_ при подъёме на 10,5 м понижается примерно на 1 мм рт. ст. От разницы в _(15)_ на разных территориях возникает _(19)_. Чем больше разница в _(15)_ и меньше расстояние, тем сила _(19)_ будет _(20)_. Её измеряют по _(21)_ балльной шкале Бофорта. Постоянные _(19)_ – один из факторов формирования _(22)_ – многолетнего режима погоды. На Земле выделяют пояса и области _(22)_. Так, Москва расположена в _(23)_ поясе, в области _(24)_ типа _(22)_, где

преобладает _(25)_ направление _(19)_.

Максимальное количество баллов – 25.

Задание №4

Определите природную зону по описанию

  1.  «Вообразите себе пространство величиною со всю Францию вместе с Пиренейским полуостровом, густо усаженное деревьями высотою от 6 до 60 м, лиственные шатры которых так сплелись и перепутались, что ни неба, ни света Божьего не видать, и каждое из деревьев толщиною от нескольких сантиметров до полутора метров в поперечнике. С одного дерева на другое перекидываются лианы, образующие канаты от 5 до 40 мм в поперечнике, обвиваются вокруг древесных стволов плотными сплошными спиралями, до самых вершин, и оттуда ниспадают гирляндами великолепных цветов и причудливых листьев. Концы цветущих канатов распускаются в целые кисти тончайших мочек или волокон – это воздушные корни эпифитов. Теперь на каждом разветвлении и на каждой горизонтальной ветви посадите гигантские лишайники величиною с крупный кочан капусты и другие растения, с листьями, похожими то на копья, то на слоновые уши, потом всевозможные орхидеи – и поверх всего легкой кружевной вуалью раскиданные, прелестнейшие папоротники».  (Генри Стенли «В дебрях Африки»)

  1. «По холмам и более высоким местам собирается обильно морошка, голубика и брусника. Княженика в небольшом количестве растет по берегам озер. Из съедобных трав служители Компании употребляют дикую петрушку, дикий щавель и крапиву. Стелящийся березняк и тальник толщиной в гусиное перо попадается по прибрежью  в падях и на склонах холмов, особенно в обращенных к полудню.

Здесь растут различные мхи. Хлебопашество на острове и по побережью заводить        невозможно. Опыты в посеве огородных овощей, именно капусты, редьки и репы удавались хороши». (Л.А. Загоскин «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Л. Загоскиным в 1842,1843 и 1844 г.г.»)

  1. «Почти у самых моих ног сидела снежная куропатка с восьмью птенцами. Ручные, словно курица с цыплятами, они расхаживали перед нами, а я следовал за ними по пятам, чтобы сделать с них снимки. Мать даже не собиралась обратиться в бегство.

Можно подумать. Что здесь у них нет никаких врагов. Однако им приходится считаться с песцом. Мы нашли одного мертвого песца в роскошной белой зимней шубке». (Фритьоф Нансен)  

Максимальное количество баллов – 9.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Школьный этап

2019-2020 учебный год

Ответы на тестовый тур.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

в

б

в

г

а

в

а

г

б

б

а

в

а

а

Ответы на теоретический тур школьного этапа.

Задание № 1 (4 балла).

Для выполнения задания используйте топографическую карту

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака до дома лесника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

  1. Определите по карте, в каком направлении от мельницы находится дом лесника.

  1. Какой из изображенных на фотографиях объект может быть сооружен на участке 1? Обоснуйте свой ответ.

C:\Users\Ar-on\Desktop\avgust_09_.png                     C:\Users\Ar-on\Desktop\7e6a5ee78d8603fbf8f3b21e40d45af4.jpg

                   Футбольное поле                                              Санный спуск

  1. 400;410;420;430;440  (1 балл)
  2. В; восток; на востоке; в восточном  (1 балл)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указание объекта – санный спуск; 2) обоснование, например: маршрут проложен по склону с достаточным для санного спуска уклоном, на склоне нет никаких объектов, которые могут помешать спуску, а для сооружения футбольного поля необходим ровный участок. Обоснование может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

Правильно указан объект, дано обоснование

2 балла

Правильно указан только объект

1 балл

Объект указан неправильно независимо от наличия/отсутствия обоснования. ИЛИ Ответ неправильный

0 баллов

Максимальный балл

2

Задание № 2 (18 баллов).

Петя решил рассказать своему зарубежному другу о наиболее интересных объектах на территории России, вошедших в список «Чудес страны».

Попробуйте понять, о чём идёт речь.

Описание

Объект

1

Православный собор на Красной площади, построенный в XVI веке при Иване Грозном в честь взятия Казани

храм Василия Блаженного / Покровский собор / собор Покрова Пресвятой Богородицы

3 балла

2

Глубочайшее озеро мира

Байкал

3 балла

3

Дворцово-парковый ансамбль в окрестностях Санкт-Петербурга, построенный в честь завоевания Россией выхода к Балтийскому морю

Петергоф / Петродворец

3 балла

4

Монумент в Волгограде, высочайшая статуя России, центр композиции «Героям Сталинградской битвы».

«Родина-мать»

3 балла

5

Самая высокая точка России

г. Эльбрус

3 балла

6

Самое крупное в Евразии скопление горячих фонтанирующих источников

Долина гейзеров на полуострове

Камчатка

3 балла

За каждый правильный ответ 3 балла.

Задание №3 (25 баллов)

С помощью Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в таблицу в любом падеже и числе.

Ответ

1

атмосфера

2

азот

3

кислород

4

21

5

температура

6

тропосфера

7

6

8

Долина Смерти или Эль-Азизия/

Триполи

9

США или Ливия

10

Антарктида

11

экватор

12

90

13

угол

14

23,5

15

атмосферное давление

16

барометр

17

760

18

157,5 ± 5 м

19

ветер

20

больше

21

12

22

климат

23

умеренный

24

Умеренно - континентальный

25

западное

За каждый правильный ответ -1 балл.

Задание № 4 (9 баллов).

Определите природную зону по описанию

  1. Влажные экваториальные леса
  2. Тундра
  3. Арктическая пустыня.  Это описание подходит и для тундры.

 За каждый правильный ответ – 3 балла.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по географии

2022-2023 учебный год

Школьный этап

5 класс

Общее количество баллов за всю работу – 50

Задания тестового тура

Время, отведенное на тестовый тур – 1 академический час (0,45 астрономического часа)

Тестовый тур включает 14 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 14 баллов.

  1. Слово «география» в переводе с греческого языка означает

а) описание Земли

б) природоведение

в) Земля

г) Вселенная

  1. Определить, чем питается гусеница можно путем

а) наблюдения

б) эксперимента

в) рассуждения

г) измерения

  1. Наука о создании и использовании карт называется

а) география

б) картография

в) топография

  1. Солнце встает

а) на севере

б) на востоке

в) на западе

г) на юге

  1. Укажите объект живой природы

а) гроза

б) облако

в) роса

г) папоротник

  1. В чем заключается уникальность Земли как планеты Солнечной системы?

а) Земля занимает третье место от Солнца

б) на Земле есть жизнь

в) Земля имеет форму шара

г) Земля вращается вокруг Солнца

  1. Какой метод исследования Земли использовали путешественники, мореплаватели древних времен?

а) статистический

б) аэрокосмический

в) географическое описание

г) картографический

  1. До какого объекта нельзя дойти?

а) до севера

б) до линии горизонта

в) до экватора

г) до полюса

  1. Синий конец стрелки компаса указывает

а) на юг

б) на север

в) на восток

г) на запад

  1. Моделью земного шара является

а) географическая карта

б) аэрофотоснимок

в) глобус

г) топографическая карта

  1. Смена дня и ночи на Земле объясняется

а) движением Земли вокруг своей оси

б) движением Земли вокруг Солнца

в) суточной ритмикой географической оболочки

г) изменением наклона земной оси к плоскости орбиты

  1. Назовите самый большой материк на Земле

а) Африка

б) Антарктида

в) Евразия

г) Австралия

  1. Столица России

а) Курск

б) Воронеж

в) Москва

г) Санкт – Петербург

  1. Что необходимо для существования   живых организмов?

а) питательные вещества

б) вода

в) воздух

г) все перечисленное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Задания теоретического тура

Время, отведенное на теоретический тур – 2 академических (1,5 астрономических) часа.

Теоретический тур включает 4 задания.

Задание № 1

Отгадай географические загадки

1.  Самый верхний слой земельный.

     В нём растут трава, деревья,

     Плодородием обладает, как её все называют?

     Ответ____________________________ 

2.  Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

     Ответ____________________________

3.  Он стоит на тонкой ножке в кабинете на окошке,

     А на нём-то, веришь нет, уместился целый свет!

     Ответ____________________________

4.  Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает.  

     Ответ____________________________

5.  Я как песчинка мал, а землю покрываю,

     Я из воды, а с воздуха летаю.

     Как пух, лежу на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах.  

     Ответ____________________________

Максимальное количество баллов – 10.

Задание № 2

Заполните недостающую информацию в таблице «Природные зоны», используя данные, которые находятся ниже.

№ 1

№ 2

№ 3

Природная зона

(впишите название)

«Образное

выражение»

Признак

(впишите соответствующий номер)

«море льда»

«море мха»

«море деревьев»

«море травы»

«море песка»

Для № 1 – пустыня, тундра, степь, тайга, арктическая пустыня

Для № 3:

1) холодная безлесная болотистая равнина;

2) месяцами длится полярная ночь;

3) растения замирают летом;

4) почва богата перегноем;

5) многоярусная растительность.

Максимальное количество баллов – 10.

Задание № 3

Рассмотрите явления природы, изображенные на фотографиях. Подпишите под каждым изображением название явления природы, укажите то явление, которое относят к физическим и то, которое относят к биологическим явлениям природы. Какое из представленных явлений природы может быть опасным? Чем опасно данное явление?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d9b5d13c89/1066073_4.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1a40d3d38f9a741fe7b621724067660e-l&n=13

Максимальное количество баллов – 6.

Задание № 4

Перед вами фрагмент дневника погоды за август 2020 года. Рассмотрите его и ответьте на вопросы. Объясните свой ответ.

Вопрос

Ответ

Объяснение

  1. В какой день (или дни) была гроза?

  1. В какой день для прогулки нужен был зонт?

  1. В какой день дул только южный ветер?

  1. В какой дни была наименьшая вероятность дождя?

  1. В какой день сильно похолодало?

Дневник погоды в Омске за Август 2020 г.

Число

День

Вечер

Температура

Давление

Облачность

Явления

Ветер

Температура

Давление

Облачность

Явления

Ветер

10

+28

740

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/storm.png

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/w3.gif
ЮВ 4м/с

+23

739

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/w3.gif
ЮВ 4м/с

11

+29

737

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/w2.gif
В 5м/с

+20

738

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/w2.gif
В 5м/с

12

+22

739

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.png

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/storm.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/w4.gif
Ю 1м/с

+19

740

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/w4.gif
Ю 1м/с

13

+16

743

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.png

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/rain.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/w7.gif
СЗ 4м/с

+13

746

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.png

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/rain.png

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/w7.gif
СЗ 4м/с

14

+17

749

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/w7.gif
СЗ 2м/с

+15

750

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/w7.gif
СЗ 2м/с

15

+20

751

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.png

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/w6.gif
З 2м/с

+15

752

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/sun.png

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/w6.gif
З 2м/с

16

+24

749

https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/sun.png

https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/w2.gif
В 4м/с

+21

746

https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/sun.png

https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/w2.gif
В 4м/с

Условные обозначения:

https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/sun.pngЯсно     https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/sunc.pngМалооблачно     https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/suncl.pngОблачно     https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/dull.pngПасмурно        https://st5.gismeteo.ru/static/diary/img/rain.pngДождь      https://st7.gismeteo.ru/static/diary/img/snow.pngСнег    

 https://st4.gismeteo.ru/static/diary/img/storm.pngгроза     https://st6.gismeteo.ru/static/diary/img/temp.gifТемпература             https://st8.gismeteo.ru/static/diary/img/wind.gifНаправление и скорость ветра

Максимальное количество баллов – 10.