Внеурочная деятельность

Давыдова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Сценарий «Книжкины именины»

Всюду верба расцвела,

воробьи повеселели,

снова к нам весна пришла,

с ней и

 КНИЖКИНА  НЕДЕЛЯ!...

Пусть эта книжкина неделя

Продлится только до апреля,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

                                                           С.Я. Маршак

Вот уже 72года в нашей стране семь дней в конце марта называют Неделей детской книги,

 Или Книжкиными именинами.

Идея и название детского праздника принадлежит детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю. И по сей день неизменными участниками праздника остаются Книга,

                           Читатель,

                                              Писатель и

                                                             Библиотека.

А начиналось всё так…

1943 год. Советские летчики охраняют небо над Москвой.         
На фронтах Великой Отечественной разворачивались ожесточенные сражения. Фашиста уже далеко   отогнали от Москвы, но до Победы еще предстояло пройти нелегкий путь.
 Кругом было холодно, голодно, и мало радостей выпадало на долю   ребятишек  в  те суровые дни.

Был хмурый мартовский день. Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники.

В городе – Неделя книги!
Прозвучало как сигнал.
Стал огромный город мигом

Как один читальный зал!

Участники и очевидцы  первой детской Недели вспоминают:

 «Ранним утром 26 марта 1943 года – это была пятница – из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали худые, бледные мальчики и девочки в залатанных валенках, прохудившихся  курточках.

Позади вторая военная зима, исхудавшие лица ребят ещё одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза… ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию - Дом Союзов.

Дом Союзов. Здесь прямо у входа ребят встречают мужчина и женщина – оба в военной форме. Она - майор, с орденом Красной Звезды, директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина и Лев Абрамович Кассиль, в командирском морском кителе с орденом «Знак Почёта».
        Щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты, которые приехали к ним прямо с фронта.

         Открывал первый праздник писатель Лев Кассиль – главный инициатор и душа книжкиных именин...

          Благодарные читатели жадно внимали каждому слову любимых авторов: К.Чуковского, С.Маршака, А.Фадеева, А. Барто, С.Михалкова.

          Они рассказывали девчонкам и мальчишкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. Состоялся большой разговор о книге, чтении и о жизни.  И каждому ребёнку, кто пришел в Колонный зал дома Союзов подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу, дети уносили как боевой паек, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы.

         Идея и реализация первого праздника «Неделя детской книги» - дала импульс к изданию тех произведений, которые хотели читать дети. И писателям и издателям стало понятно, что эта первая встреча имеет большое будущее. С 1943 по 1945 год в стране было издано около полутора тысяч наименований книг для детей, в том числе прозаические произведения Леонида Пантелеева «Честное слово», Вениамина Каверина «Два капитана», Валентина Катаева «Сын полка». Книги, представленные вашему взору, читали в годы Великой Отечественной войны. Они помогли детям выжить в суровые дни бомбёжек и голода.  Как писал Николай Браун, книги согревали в стужу "сильнее всех печей, что есть на свете".

Один раз, за всю историю  «Неделя детской книги», проводилась не весной, а осенью. И было это в 1945 г. За неделю в Колонном зале Дома Союзов на встречах с писателями побывало 30 тысяч юных москвичей.

17 октября 1945 г. в Колонный зал пришли М. Пришвин, С. Маршак, А. Барто, К. Паустовский, В. Инбер, С. Михалков, художники Е. Рачев…

Вместе с юными читателями они почтили память писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной. А потом читали стихи. Фотографировались на память.

На одной фотографии из архива участника этого события надпись: «Это было 17 октября 1945 г., где писатели и читатели проводили  Неделю детской книги… смотрите и поучайтесь. Всегда бы так…».

                                                                         И подпись: Лев Кассиль

     Одной из традиций, берущей начало в далеком сорок третьем, стало посвящение Недели писательским юбилеям, знаменательным событиям.

Родившись в Москве, Неделя детской книги стала достоянием всей страны. Эстафету праздника подхватили города, села, республики. Неделя детской книги проходила в каждом городе советского государства. Более 70 лет, она является главным праздником детского чтения.

Проходят годы, вот уже и 21 век наступил. И хоть все дальше от нас победный день 9 мая, величие этого праздника нельзя уменьшить. Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно  и первый день Недели детской книги мы посвящаем тем, кто 70 лет назад отдал свои жизни за светлый День Победы.

Показ рисунков детей.

Среди героев, защищавших народы от фашизма, были и наши

земляки:……………………..

Поздравить вас с Праздником открытия Недели детской книги и прочитать свои стихи пришла  местная  поэтесса Кондратьева Любовь Васильевна.

Пусть запомнят все мальчишки
И девчонки в свой черед.
В книге важно то, что в книге,
А не броский переплет!

Листая, читая страницы
Почаще советуйся с ней.
Она тебе в жизни поможет,
Найдет самых верных друзей.

Нам сказать лишь остается
Всем спасибо за вниманье,
Ну, а с вами расстаемся
Мы до нового свиданья!

                                            До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир профессий

Слайд 2

Как много профессий чудесных На нашей планете Земля! И каждая из них интересна. И каждая людям нужна. Как выбрать любимое дело? Как стать на тот жизненный путь, Которым шагал бы ты смело, С которого не смог бы свернуть. Признаюсь, я долго пытался Найти себя в сумраке дней. Пока я один не остался И не иссяк моей жизни ручей… Довольно, оставим сомненья, Ведь время нельзя умолить. Нам нужно без промедленья Себя в этой жизни открыть.

Слайд 4

Разгадай кроссворд

Слайд 5

Т М А Л Я К Д Р О Т Ш О Р Ё Ь Л У Ч И Т Т Т Р Я Л О П Х У А Р О Ь Л Е Т Т И П О Л Р О Ф Е И С С П О В Р А С

Слайд 6

Кому какой инструмент?

Слайд 7

Отгадай профессию

Слайд 8

Сказочная викторина

Слайд 9

Сказочная викторина Мельником Дровосек Столяром 1. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? 2. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? 3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

Слайд 10

Сказочная викторина Почтальон Милиционером «Доктор Айболит» 4. Какая профессия была у жителя Простоквашино по фамилии Печкин? 5. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? 6. Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»?

Слайд 11

Сказочная викторина Ветеринар Домработницей, а по определению Карлсона - домомучительницей 7. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? 8. Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон »?

Слайд 12

Пантомима

Слайд 13

Аукцион

Слайд 14

Собери пословицу

Слайд 15

№ п / п 1 часть пословицы 2 часть пословицы 1 2 3 4 5 6 7 Мастерство тому даётся, а людей в делах. Деревья смотри в плодах, чтоб не кряхтеть при ходьбе. Бери всегда ношу по себе, а один топор берут. В лес идут, выстирала – не узнала. На полатях лежать, кто весь делу отдаётся. Стирала – не устала, так и ломтя не видать. она кормилица. Держись за соху:

Слайд 16

№ п / п 1 часть пословицы 2 часть пословицы 1 2 3 4 5 6 7 Мастерство тому даётся, а людей в делах. Деревья смотри в плодах, чтоб не кряхтеть при ходьбе. Бери всегда ношу по себе, а один топор берут. В лес идут, выстирала – не узнала. На полатях лежать, кто весь делу отдаётся. Стирала – не устала, так и ломтя не видать. она кормилица. Держись за соху:

Слайд 18

Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.

Слайд 19

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по профориентации «Путешествие в мир профессий»

Цель: Знакомство учащихся с многообразием профессий  и их пользе в современном мире через игровую деятельность.

Задачи:

  • формировать представление учащихся о разнообразии профессий;
  • акцентировать внимание на предметах труда представителей различных профессий;
  • способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к миру профессий через знакомство с различными сторонами профессии;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к людям труда.

Форма проведения: игра

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, таблички с названием команд,  ножницы, расческа, резинка для волос, лак для волос, выпрямитель, шампунь, бальзам, половник, кастрюля, терка, сковорода, вилка, ложка, разделочная доска, молоток, клещи, ножовка, стамеска, отвертка, напильник, рулетка, шприц, тонометр, бинт, вата, таблетки, зеленка, капли для носа, листочки, грамоты.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча не случайна, она поможет вам в выборе вашего жизненного пути, поможет осознать необходимость обучения в школе и узнать много интересного о труде в жизни человека.
Тему нашего занятия вы мне назовёте сами, после того как посмотрите на доску и скажите:

- кто изображен на иллюстрациях? (представители разных профессий)

- представители каких профессий изображены? (Космонавт, парикмахер, врач, повар, пожарный, швея).

Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на нашем занятии?

Правильно. О профессиях. (Слайд 1)

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. 
(Слайд 2), музыкальная заставка.

Как много профессий чудесных
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.

Как выбрать любимое дело?
Как стать на тот жизненный путь, 
Которым шагал бы ты смело, 
С которого не смог бы свернуть.

Признаюсь, я долго пытался
Найти себя в сумраке дней.
Пока я один не остался
И не иссяк моей жизни ручей…

Довольно, оставим сомненья,
Ведь время нельзя умолить.
Нам нужно без промедленья
Себя в этой жизни открыть.

А знакомиться с профессиями, мы будем играя.

Для этого мы отправляемся на самом современном самолете по миру профессий. Но перед тем как отправится в полет, мы должны подняться на борт самолета, поэтому прошу вытянуть из моих рук билет, на котором стоит номер вашего посадочного места. Прошу занять места согласно вашим билетам. Ну вот, наш «Билетный жребий» разделил вас на две команды«Мастера своего дела» и «Профессионалы». И так, дети, вы готовы отправиться вместе со мной по интереснейшему миру – миру профессий(ответ детей). Я прошу устроиться на своих местах поудобнее. И так, мы взлетаем!). (Слайд 3) (на экране появляется взлетная полоса, звучит звук взлета самолета, учитель взлетает вместе с детьми).

Дети, как вы себя чувствуете (ответ детей). Значит, наш взлет прошел нормально. И так, я еще раз приветствую вас на борту самолета, который летит по миру профессий, Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, узнать и закрепить все о профессиях, постараемся не только разобрать профессии, которыми наполнен наш мир, но представить себя в будущем, ведь «Выбор профессии – выбор будущего» - под таким девизом пройдет наше мероприятие. Пролетая над конкурсными испытаниями, вы будете получать жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов победит в сегодняшнем полете.

Мы пролетаем над 1 конкурсным испытанием.

1 конкурс « Разгадай кроссворд» (каждой команде по 1 загадке) (Слайд 4,5)

1. Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

2. Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер –

Мастер он по стенам! (Маляр)

3. Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит:

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)

4. Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (Шофёр)

5. Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

6. У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А ещё для птичек дом.

Значит, станет… (столяром).

7. За коровами глядит,

А когда на них сердит,

Громко щёлкает кнутом.

Так загадочно о ком? (Пастух)

8. Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём. (Строители)

9. В небе синем самолёт,

Управляет им… (пилот).

2 конкурс «Кому какой инструмент?» (Слайд 6)

Перед вами орудия труда. Команда «Мастера своего дела» выберет все орудия труда врача и плотника, а команда «Профессионалы» - повара и парикмахера.

Побеждает та команда, которая быстрее и  правильнее выполнит.

- Задание понятно?

3 конкурс «Отгадай профессию» (Слайд 7)

По отрывкам из песен в должны отгадать профессию.

  1. «Школьный вальс (муз. И.Дунаевского, сл. С. Матусовского). – Учитель

Давно, друзья веселые
Простились мы со школой,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.

  1. «Люди в белых халатах» - Врач

Смерть не хочет щадить красоты
Ни веселых, ни злых, ни крылатых.
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах
Вот опять у нее на пути.

И дыхание станет ровней,
И страданья отступят куда-то,
Лишь нагнутся к постели твоей
Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах
У постели склонились твоей.

  1. «Да разве сердце позабудет…» (муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова). - Спортивный тренер.

Над спортивной ареной капризное солнце…
И удача не каждому будет светить…
Вы на бой провожаете ваших питомцев.
Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…
Припев:
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера. 

  1. «Авиамарш» (муз. Ю Хайта, сл. П. Германа).– Летчики

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше и выше
Стремим мы полет наших птиц:
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.


4 конкурс «Сказочная викторина» (Слайд 8-11)

1.  Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником.)

2.  Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек.)

3.  Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром.)

4.  Какая профессия была у жителя Простоквашино по фамилии Печкин? (Почтальон)

5.  Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером.)

6.  Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»? («Доктор Айболит».)

7.  Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар.)

8.  Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (Домработницей, а по определению Карлсона - домомучительницей.)

5 конкурс « Пантомима» (Слайд 12)

Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-либо профессии. Время на подготовку – 2 минуты. Команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?» В ответ её спрашивают: «А что вы умеете делать?» Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии.  Противоположная - отгадывает задуманное.

6 конкурс «Аукцион» (Слайд 13)

Вам нужно написать на листе бумаги за 2 минуты как можно больше слов, связанных с профессией учитель. Слова зачитываются по очереди, слова не должны повторяться, побеждает команда, которая последней называет слово.

7 конкурс «Собери пословицу» (Слайд 14-16)

№ п/п

1 часть пословицы

2 часть пословицы

1.

Мастерство тому даётся,

а людей в делах.

2.

Деревья смотри в плодах,

чтоб не кряхтеть при ходьбе.

3.

Бери всегда ношу по себе,

а один топор берут.

4.

В лес идут,

выстирала – не узнала.

5.

На полатях лежать,

кто весь делу отдаётся.

6.

Стирала – не устала,

так и ломтя не видать.

7.

Держись за соху:

она кормилица.

Вот и подходит к концу наш полет, Самолет начинает снижение, мы идем на посадку. (Слайд 17)

Прошу команды подсчитать заработанные жетоны (объявляется команда победителей).

Наше мероприятие подходит к завершению. На моем столе лежат разноцветные листочки. Возьмите по листочку и  напишите«Кем бы вы хотели стать в будущем» и прикрепите на доску. Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись. А наше мероприятие хочу закончить стихотворением.

(Слайд 18)

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе – 
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

(Слайд 19)

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ирина Александровна Давыдова, учитель географии МБОУ «Апраксинская основная школа»

Слайд 2

Нижегородский кремль «Нельзя без волнения говорить об одной из самых красивых крепостей Древней Руси – Нижегородском кремле , – писал художник Илья Глазунов. – Он и теперь поражает нас величавой простотой, могучим размахом стен и суровыми неприступными башнями, выдержавшими н а своем веку семнадцать вражеским осад. Ни разу вражеская нога не ступала внутрь нижегородской крепости ..»

Слайд 4

План нижегородского кремля

Слайд 5

Георгиевская башня Георгиевская башня — названа по соседству с посадской Георгиевской церковью. Квадратная 4-х ярусная башня, до XVII века — с подъёмным мостом .

Слайд 6

Борисоглебская башня Борисоглебская башня — названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба , стоявшей ниже Кремля, у берега Волги. К 1622 году была заново перестроена. В результате постоянных подвижек грунта башня разрушилась, и была окончательно разобрана в 1785 году. В 1966 году были откопаны остатки Борисоглебской башни, а в 1972 году башня была вновь возведена на первоначальном месте.

Слайд 7

Зачатьевская башня Зачатьевская ( Зачатская ) башня (разрушена оползнем в XVIII веке ) — названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю . Иногда упоминается как Живоносновская башня (по церкви и монастырю в честь Живоносного источника) или Белая (по аналогии с соседней). Двухъярусная квадратная башня с воротами.

Слайд 8

Белая башня Белая башня — названа по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. Более позднее название XVII—XVIII века — Симеоновская , по Симеоновскому монастырю находившемуся рядом с ней внутри кремля. Круглая 4-х ярусная башня.

Слайд 9

Ивановская башня Ивановская башня — по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи.

Слайд 10

Часовая башня Часовая башня — по установленным на ней в XVI веке часам.

Слайд 11

Северная (Ильинская) башня Северная башня — по своему северному положению относительно других кремлевских башен, также была известна, как Ильинская из-за нахождения напротив посадской церкви Ильи Пророка в Започаинье .

Слайд 12

Тайницкая башня Рассказывают, что именно под ней , в одном из глубоких казематов, начинался тайный подземный ход, который был построен на случай беды. Вел он за Почаинский овраг, на соседнюю гору, в ту пору уже обжитую. Это место – называлось Петушково – было оно под охраной мощного земляного вала. В 80-х годах прошлого века перед строителями, работавшими в этом уголке кремля, в самом деле открылась круто уходившая вниз полость, потолок которой еще поддерживал и сгнившие деревянные столбы. Краеведы не рискнули обследовать ее: земля была готова обвалиться в любой момент, ход был замурован .

Слайд 13

Коромыслова башня У Коромысловой башн и – тоже своя история, трагическая, передаваемая из уст в уста многими поколениями нижегородцев. Так рассказывает предание. Девушка спускалась к речке Почайне за водой с ведрами и коромыслом. Было это на рассвете. Тропинка привычка, короткая, крутая…И вдруг заметила девушка беду: тихо, крадучись подбирались к городу лазутчики, враги. Не долго думая, бросила она ведра и давай бить их коромыслом. Нескольких тут же и убила. Но конечно же неравны силы были – она погибла… Городская стража подоспела на шум, но было уже поздно. Девушку с честью похоронили в основании башни, которая в те дни как раз только строилась. Положили рядом с нею коромысло – как оружие рядом с воином. А уцелевшие лазутчики вернулись в свой лагерь и рассказали о своем позоре. Отсюда и пошло у них: «Если бабы в Нижнем такие, каковы же должны мужики быть!» В итого вражья сила от городских стен отступила .

Слайд 14

Никольская башня Никольская башня — по соседству с посадской церковью Николая Чудотворца . В башню ведёт пешеходный мост над Зеленским съездом, построенный в 1980-е гг.

Слайд 15

Кладовая башня Кладовая башня — служила складским местом. Также называлась Круглой , Цейхгаузной ( цейхгауз — нем. военная кладовая ) и Алексеевской — рядом находилась Алексеевская церковь.

Слайд 16

Дмитровская башня

Слайд 17

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домик Каширина Ирина Александровна Давыдова, учитель географии МБОУ «Апраксинская основная школа»

Слайд 2

Двор дома Кашириных Двор домика Кашириных небольшой, окружён высоким досчатым забором с гвоздями поверху «против воров». К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приёмный сын Кашириных – работящий, добрый, весёлый Ваня-Цыганок .

Слайд 3

Красильня Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня обеспечивала безбедное существование многочисленной семье Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканые холсты, пряжу. Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы – подживлял купцам выгоревшие на солнце товары. В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алёша Пешков любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием.

Слайд 4

Амбар и каретник Рядом с красильней – амбар и каретник. В амбаре хранилась хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской, конская упряжь. А в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап – единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячьего ключа.

Слайд 5

Кухня Кухня – самое большое помещение в доме. Здесь собиралась вся семья за трапезой и в часы досуга. Каждый угол кухни имеет своё назначение и название: рядом с печью – бабий кут или стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном углу по обычаю – старинный киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены – низкая широкая лавка. На такой лавке дед сёк розгами провинившихся за неделю внуков. Розги – ивовые прутья – мокли в лохани у печки.

Слайд 6

Обеденный стол Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась во всём, в том числе и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит ложкой по краю чаши или скажет: «Тащи со всем!»

Слайд 7

Комната деда Светлая, «парадная» комната деда обставлена в соответствии со вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром, нажитым ценой тяжёлого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи: « дрогая » в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых окладах, диван из карельской берёзы, в углу под иконами – шкатулка-укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе – книга «Христианский памятник», изданный в 1841 году, свод ежедневных правил мещанской жизни.

Слайд 8

Комната Михаила Небольшую комнату по праву старшинства занимали Михаил с семьёй. Обстановка этой комнаты передаёт колорит быта типичного для мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены обклеены обоями, досчатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна – самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на кухне, приходилось Алёше Пешкову наблюдать жизнь «неумного племени», когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных, таких как кроткая тётка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до смерти.

Слайд 9

Комната бабушки Эта маленькая и уютная комната почти вся занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной, с тяжёлым одеялом и горой подушек. В правом углу у небольшого оконца – киот с иконами, где день и ночь горит неугасимая лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, маленький Алёша слушал чудесные песни и сказки Акулины Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского слова.

Слайд 10

Подклеть В нижней части дома находится так называемая «подклеть» или «чёрная» рабочая изба. Здесь по возвращении из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова с сыном, Алёшей Пешковым, вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.

Слайд 11

Нары в подклети Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью в стряпном углу.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский День правовой помощи детям 20 ноября

Слайд 4

История возникновения праздника Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых . В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Слайд 5

Международные документы о правах детей Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что “главное право каждого человека – право на жизнь”. Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.

Слайд 6

Трудные жизненные ситуации, в которых могут оказаться дети: Дети, оставшиеся без попечения родителей Безнадзорные и бездомные дети Дети-инвалиды Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий Дети - жертвы насилия Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

Слайд 7

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран: 1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства ; 2 ) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу ; 3 ) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению ; 4 ) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Слайд 8

Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60% сирот, достигших трех лет , попадают в спец интернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН . По данным Правительства в стране насчитывается один миллион беспризорных детей, Генпрокуратура называет цифру в 3 миллиона. Независимые эксперты считают, что в нашей стране 4-5 миллионов детей «выброшены на улицу». Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми , так и родителями , знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества .

Слайд 9

Всемирный день ребенка имеет свой флаг. На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.

Слайд 10

Институт Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Юрьевна Кузнецова

Слайд 11

Институт Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Валерьевна Ушакова Тел. 8(831)428-54-71, адрес: Нижний Новгород, улица Ошарская , д.63, корп.4

Слайд 12

Основные международные документы ЮНИСЕФ, касающиеся прав детей : Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Слайд 17

Права ребенка Лишь появится ребенок И начнет дышать едва У него уже с пеленок Веские права Он имеет право жить, Развиваться и дружить, Иметь просторный , добрый дом, Видеть тихий мирный сон, Врачей помощь получать, Обучаться ,отдыхать, Быть веселым и здоровым, Восхищаться чем-то новым, И любить и быть любим- Он на свете не один! Ты ,малыш , смелей расти, Желаем светлого пути, Защитит тебя закон , «Конвенцией» зовется он, Каждый им ребенок- Надежно защищен!

Слайд 18

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Слайд 19

Недискриминация (статья 2) Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку " расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств".

Слайд 20

Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3) Во всех решениях или действиях, которые затрагивают ребенка или детей как группу, в первую очередь необходимо учитывать наилучшие интересы ребенка. Это остается справедливым, независимо от того, принимаются ли решения правительственными, административными или судебными властями, либо семьями.

Слайд 21

Статья 4 . Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей

Слайд 22

Статья 5 и Статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Слайд 23

Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6) Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психосоциальное, познавательное социальное и культурное.

Слайд 24

Статья 7 и Статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Слайд 25

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Слайд 26

Статья 10 и Статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

Слайд 27

Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено .

Слайд 28

Взгляды ребёнка (статья 12) Детям необходимо давать возможность участвовать в решении всех вопросов, касающихся их жизни, и обеспечивать свободу выражения их мнений. Они имеют право на то, чтобы к их мнению прислушивались и самым серьезным образом принимали его во внимание.

Слайд 29

Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

Слайд 30

Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.

Слайд 31

Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь .

Слайд 32

C татья 19 Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Слайд 33

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

Слайд 34

Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.

Слайд 35

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Слайд 36

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Слайд 37

Статья 25. Дети , находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Слайд 38

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Слайд 39

Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Слайд 40

C татья 30 Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию

Слайд 41

C татья 31 Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни

Слайд 42

C татья 32 Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образован ию и духовно-физическому развитию ребенка

Слайд 43

C татья 33 Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить использования детей в производстве и торговле наркотиками

Слайд 44

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Слайд 45

Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.

Слайд 46

Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.

Слайд 47

СТАТЬЯ 41 О ПРИМЕНЕНИИ НАИВЫСШИХ НОРМ Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Слайд 48

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Слайд 49

СТАТЬИ 43-54 касаются того, как взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Слайд 50

Зная права не надо забывать и об обязанностях: 1) Выполнять Устав школы, решения педагогического совета. 2 ) Добросовестно учиться, овладевать основами наук и навыками самообразования. 3 ) Ученик обязан посещать школу в предназначенное для этого время и не пропускать ее без уважительных причин. 4 ) Принимать участие в общественной жизни, беречь и умножать лучшие традиции школьного коллектива .

Слайд 51

Зная права не надо забывать и об обязанностях: 5) Ученик обязан уважать мнение всех учащихся и учителей. 6 ) Бережно относиться к школьному имуществу, заботиться о его сохранении, соблюдать чистоту и порядок в школе. 7 ) Ученик обязан соблюдать правила поведения в школе . 8)Следить за своим внешним видом

Слайд 52

ПОМНИТЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!

Слайд 53

ПОМНИТЕ , ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!

Слайд 57

Уголовный кодекс предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч . и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136 ); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Слайд 60

Нарушением прав ребенка можно считать: Лишение свободы движения. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного . Применение физического насилия к ребенку . Унижение достоинств ребенка . Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами . Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Слайд 61

Выводы Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа. Дети имеют право расти, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства . Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя.

Слайд 62

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности

по географии.

Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессе преподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное время школьников с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувствам детей - главная задача внеклассных занятий по географии.

Внеурочная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специфические для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеурочные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки. Не ограниченный рамками учебного времени, учитель, во время проведения занятий, может широко привлекать дополнительный фактический материал, помогающий формировать новые представления о географических явлениях и процессах, вводить новые понятия, географические термины, раскрывать новые виды причинно-следственных связей.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной литературе, периодической печати, школьники совершенствуют умения работать с книгой и интернетом: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарии, образцы почвенных пород. Велика роль внеурочной работы по географии и в развитии познавательных способностей школьников, так как она помогает формированию самостоятельности, творчества, географического мышления, познавательного интереса, наблюдательности и т.д.

Значительна роль внеурочной работы по географии и в эстетическом воспитании школьников. На уроках географии, из-за недостатка времени, учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы, а внеурочные занятия позволяют знакомить школьников с тематическими выставками художников, посвященными природе, говорить о прекрасном во время походов и экскурсий, устраивать творческие выставки работ учащихся (фотографий, рисунков, сочинений). Внеурочная работа связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеурочной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует воспитанию нового облика личности, развивает у учащихся диалектико-материалистичские взгляды на взаимодействие общества и природы: способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью и практикой. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразие форм внеурочной работы позволяет развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку.

Для нашей школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по географии: организация наблюдений на местности, неделя географии, викторины, олимпиады, участие во всероссийских экологических уроках.

Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения.

Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы

наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках.

Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьная олимпиада по географии — это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности и специфических для географии умений учащихся.

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеурочной работы, т.к. они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников. Викторина — это, прежде всего, игра, которая перестает быть игрой, если она лишается занимательности.

Неделя географии в школе — это система комплексных мероприятий разнообразных форм внеурочной деятельности: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Неделя географии в школе — это показ достижений ребят по предмету и пропаганде географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включаю следующие мероприятия:

- подготовку и оформление плана проведения недели;

- подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

- конкурс рефератов по географии;

-выпуск тематических стенгазет, конкурс на лучшую стенную газету.

"Неделя географии" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течение пяти дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.

Основные задачи недели географии:

  1. Повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии.
  2. Дать возможность детям проявить инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении Недели.
  3. Развивать практические навыки ребят при работе с книгой, Интернетом, картой.
  4. Способствовать формированию любви к своему краю.
  5. Развивать умения выделять главное и существенное при подготовке докладов и

            сообщений для теоретической конференции, а также умения вести дискуссию.

Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности. Разнообразие форм работы позволяет привлечь учащихся с 1 по 9 классы.

Проведение предметной недели разбито на три этапа:

  1. Подготовительный (анкетирование, проектирование, подготовка проведения мероприятий).
  2. Проведение мероприятий.
  3. Подведение итогов.

Подготовительный этап:

Как и многие формы проведения внеурочной работы, неделя географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит на учителе по данному предмету. Я планирует игры, конкурсы, выставки, викторины и другие мероприятия, их тематику, классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. За несколько недель на одном из уроков географии сообщаю ученикам о времени проведения недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть.

Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы и другие, которые сначала помогут мне в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.

Перед началом предметной недели, в школе вывешивается объявление с планом проведение предметной недели.

Проведение недели географии:

  • Торжественное открытие Недели
  • Проведение мероприятий предметной недели согласно графику.

Подведение итогов:

  • торжественное закрытие Недели. Награждение участников, победителей мероприятий грамотами.
  • Делаются оргвыводы, чтобы учесть недочеты и ошибки в работе актива при проведении Недели географии на следующий год.
  • Итогом проведения предметной недели является обширный материал, накопленный в виде презентаций, рефератов, методического материала для проведения внеклассных мероприятий.

Важным итогом проведения предметной недели является активизация деятельности учащихся, их желание участвовать в подобных мероприятиях.

Итак, внеурочная работа по географии имеет широкое море деятельности. Трудно подводить итоги. Должны пройти годы, чтобы полностью проявились результаты работы. Но все же, отдельные конкретные выводы можно сделать: растет уровень познавательного интереса учащихся к предмету. Мои ученики, став уже взрослыми людьми, продолжают дружить, встречаться, ходить в походы. Внеурочная работа — это работа в свободное от уроков время, а зачастую в выходные и каникулярные дни. Поэтому чаще всего ее выполняют учителя энтузиасты.

Внеурочная деятельность

по географии

5 класс

Название мероприятия

Сроки

1

Осваиваем метод моделирования! Изготавливаем модель Земли.

сентябрь

2

Выставка книг «Пернатые, хвостатые, мохнатые»

октябрь

3

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии

октябрь

4

Творческая работа «Путь на контурной карте»

ноябрь

5

Выпуск стенгазеты «Великие географические открытия»

декабрь

6

Выставка книг «За страницами учебника география»

январь

7

Интеллектуальная игра «Полундра»

январь

8

Игра «По морям, по волнам».

февраль

9

Просмотр видеофильма «Африка»

март

10

Игра «Путешествие по планете Земля»

апрель

11

Экскурсия «Что происходит в природе весной»

май

6 класс

Название мероприятия

Сроки

1

Интеллектуальная игра «Казаки – разбойники»

сентябрь

2

Выставка книг «Пернатые, хвостатые, мохнатые»

октябрь

3

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии

октябрь

4

Игра «План и карта»

ноябрь

5

Заседание юных геологов «Удивительный мир камней»

декабрь

6

Выставка книг «За страницами учебника география»

январь

7

Творческая работа «Мы метеорологи!»

февраль

8

Игра «Лабиринт»

март

9

Игра «Большая регата»

апрель

10

Игра «Река География»

май

7 класс

Название мероприятия

Сроки

1

Осваиваем метод моделирования! Изготавливаем модель «Литосферные плиты»

сентябрь

2

Выставка книг «Пернатые, хвостатые, мохнатые»

октябрь

3

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии

октябрь

4

Разработка виртуальной экскурсии по Московскому Кремлю и Красной площади.

ноябрь

5

Составление туристического плана – проспекта путешествия по Африке.

декабрь

6

Выставка книг «За страницами учебника география»

январь

7

Просмотр видеофильма «Природа Южной Америки»

февраль

8

Игра «Путешествие по Южной Америке»

март

9

Игра «Звездный час»

апрель

10

Викторина «Материки и океаны»

май

8 класс

Название мероприятия

Сроки

1

Виртуальное путешествие по России с востока на запад

сентябрь

2

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии

октябрь

3

Международная просветительская акция «Географический диктант»

ноябрь

4

Фотоконкурс «Мира не узнаешь, не зная края своего».

декабрь

5

Исследовательский проект «Влияние условий многолетней мерзлоты на жизнь населения»

январь

6

Географический КВН «Моя Родина – Россия»

февраль

7

Географический аквариум «Моря России!»

март

8

Интерактивная игра «Знатоки природы Нижегородского края»

апрель

9

Географическая викторина «Знаешь ли ты свою страну?»

май

9 класс

Название мероприятия

Сроки

1

Конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной»

сентябрь

2

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии

октябрь

3

Международная просветительская акция «Географический диктант»

ноябрь

4

Внеклассное мероприятие «Вечер народов России»

декабрь

5

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по России»

январь

6

Географический КВН «Моя Родина – Россия»

февраль

7

Конференция «Роль ресурсов в экономике России»

март

8

Визитная карточка экономического района (на выбор)

апрель

9

Конкурс на лучшее сочинение «Моё село»

май

Внеклассные мероприятия, проведенные в рамках

предметной недели по географии

2020-2021 уч. год

2021-2022 уч. год

2022-2023 уч. год

  1. Открытие недели (линейка). Конкурс рисунков на тему «Звезды, небо, Солнце, планеты»

(1,3-9 классы).

  1. Открытие недели (линейка).

Конкурс стенгазет «Природа в творчестве русских поэтов, писателей» (1-2,4-9 классы)

1.  Открытие недели (линейка).

Конкурс рисунков «Наша зеленая планета»

  1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (6 -8 классы)
  1. Интеллектуальная игра «Самый умный»

(6 класс)

2.Беседа «Красная книга – призыв к разуму человечества»

(5-6 классы)

  1. Фотоконкурс «Есть в природе чудеса» (5-9 классы)
  1. Интеллектуальная игра «Путешествие ручейков»

(1,2,4 классы)

      3.Мастер – класс «Из

      отходов в доходы»

      (1-3 классы)

  1. Ориентирование на местности «Иди туда, не зная куда, найди то, не зная что» (5-6 классы)
  1. Викторина «Лес – дар природы»

(5-7 классы)

4.Интеллектуальная

игра «Знатоки

географии»

(6 -7 классы)

Конкурс презентаций «Непутевые заметки»

(5-9 классы)

  1. Географический КВН (8-9 классы)

      5.Выставка книг

      «За страницами

       учебника географии»

  1. Подведение итогов. Награждение (линейка).
  1. Подведение итогов. Награждение (линейка).

       6. Подведение итогов.

       Награждение              

       (линейка)  



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Учебно-опытный участок-азбука земли для учащихся»

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Апраксинская основная школа»

2

Название проекта

«Учебно-опытный участок-азбука земли для учащихся»

3

Руководитель

Давыдова Ирина Александровна

4

Возраст участников

8-15 лет

5

Состав проектной группы

Обучающиеся, учителя-предметники, заведующий учебно-опытным участком, обслуживающий персонал школы

6

Тип проекта

Социально-значимый

7

Заказчик проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Апраксинская основная школа»

8

Цель проекта

  • Благоустройство учебно-опытного участка;
  • организация коллективного творческого дела, воспитание ответственности и трудолюбия у учащихся;
  • развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся совместно с учителями.

9

Задачи проекта

  • Развитие практических навыков и умений ухода за культурными растениями, обобщение знаний учащихся об агротехнике полевых культур;
  • Закрепление и обобщение на практике теоретических знаний о растениях, полученных в школьном курсе биологии и географии;
  • Способствование профессиональной направленности учащихся;
  • Пополнение раздаточного и гербарного материала для уроков биологии и географии;
  • Снабжение школьной столовой овощами;
  • Способствование развития трудового, экологического, эстетического, физического и нравственного воспитания.

10

Оборудование проекта

Инвентарь: грабли, лопаты, мотыги, ведра, лейки, шланг поливочный.

Семена и посадочный материал.

11

Актуальность темы

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на Земле и воспитывается бережное отношение к растениям.  Для учащихся предоставляется возможность применить и закрепить на практике знания, полученные на уроках естественных наук.

 В ходе практических занятий с учащимися на школьном участке учитель может наглядно показать материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений. Раскрыть зависимость роста, развития и продуктивности сельскохозяйственных растений: температуры воздуха и почвы, количества осадков и поливов, применяемой агротехники.
Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда, биологии и географии на уровне современных требований. А также используется для выращивания овощей для школьной столовой.
Роль пришкольного участка очень велика в воспитании подрастающего поколения, учащиеся привлекаются к общественно-полезному труду, а также познание природы родного края может в немалой степени содействовать тому, чтобы после окончания школы они не покидали родные места.

12

Деятельность проекта

  • Составление бизнес-плана.
  • Приобретение семян овощей и цветов.
  • Выбор тем опытов. Оформление теоретической части опытов.
  • Участие в смотре - конкурсе учебно-опытных участков.
  • Посадка семян капусты, томата, огурцов, цветов на рассаду.
  • Вспашка огорода.
  • Посадка капусты в открытый грунт.
  • Оформление цветников, обновление этикеток.
  • Посадка лука, моркови, свеклы.
  • Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы учащихся на пришкольном участке в летнее время»
  • Организация графика работы в летнее время.
  • Работа в цветнике.
  • Посадка томатов, огурцов в открытый грунт.
  • Уборка моркови, свеклы, картофеля, капусты для школьной столовой.
  • Продажа овощей населению.
  • Уборка территории пришкольного участка и цветника.
  • Заготовка семян
  • Участие в празднике «День села» (выставка овощей)
  • Укрытие многолетних цветочных растений на зиму.
  • Заготовка почвы для рассады.

13

Этапы работы над проектом

Подготовительный, практический, заключительный

14

Сроки реализации проекта

март - октябрь 2021 г.

15

Результат

  • Улучшение экологической обстановки школы, эстетического вида пришкольного участка, укрепление здоровья учащихся.
  • Уменьшение числа подростков, бесцельно проводящих свое свободное время.
  • Проведение опытно-экспериментальной работы с учащимися по биологии, экологии и географии.
  • Получение экологически чистого продукта для своей школьной столовой. Удешевление питания школьников.