ПРОЕКТ « Вот и осень к нам пришла, чудо сказку принесла » (подготовительная группа)

Бойко Ирина Николаевна

ПРОЕКТ

« Вот и осень к нам пришла, чудо сказку принесла »

(подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42 «Золотая рыбка» с.Николенское

ПРОЕКТ

« Вот и осень к нам пришла, чудо сказку принесла »

(подготовительная группа)

                                                                                                 

Автор проекта:

                                                                                                воспитатель

                                                                                              Бойко И.Н.

https://rugeroi.ru/wp-content/uploads/2016/09/osen_098293745.jpg

2019г.

Подготовила проект: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 42 Бойко И.Н.

Тип проекта: информационный, исследовательско-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с 02.09.2019г. по 30.09.2019г.)

Участники проекта: воспитатель Бойко И.Н., дети подготовительной группы, родители.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Участие детей в проекте  « Вот и осень к нам пришла, чудо сказку принесла» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача - помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы. Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Проблема:

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Цель:

- Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам«Осень»,«Овощи»«Фрукты»«Грибы»«Птицы», «Животные;

4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;

5. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

7. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками.

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационно-подготовительный этап.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов, литературы;

- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта

II. этап. Практический.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры«Овощной магазин»«Магазин цветов»«На прогулке в осеннем лесу».

Дидактические игры«Съедобные и ядовитые грибы»«Запасы зверей»«Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»«Осенние приметы»«Две корзинки»«Овощи-фрукты»«Найди пару»«С какого дерева лист?»«Что лишнее».

Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Познавательное развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Грибы»«Осенний лес»«Поздняя осень»«Животный и растительный мир осеннего леса»;«Фрукты»«Овощи».

- НОД«Листопад, листопад – листья желтые летят»«То, что растет – живое»«Перелетные и зимующие птицы»«Красящие и косметические свойства овощей»«Почему осенние листья опадают»«Сколько красок у осени»«Что такое погода»«Экскурсия в парк».

- цикл наблюдений«Что цветет на нашем участке в начале сентября?»«Какие они - цветущие растения?»«Кто помогал цветам расти?»«Что было сначала, что будет потом?»«Соберем семена садовых цветов»«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»«Чем отличается ель от других деревьев осенью?»«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»«Почему исчезли насекомые?»

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

- Пословицы, поговорки, загадки об осени.

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»

- М. Пришвин «Птицы и листья»

- К. Чашева «Деревья спят»

- Ю. Тувим "Овощи"

- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

- Н. Егорова «Листопад»

Пересказ, рассказывание:

- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»

- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»

- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке»«Что я видел в парке?»

- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»

- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

Заучивание наизусть:

- А. Фет «Ласточки пропали»

- Е. Трутнева «Осень»

Дидактические игры«Узнай по описанию»«Хлопай в ладоши»«Доскажи словечко»«Найди дерево по описанию»«Осенние слова»«Какая бывает осень?».

Художественно-эстетическое развитие Рисование«Осенние мотивы»«Ветка рябины» «Лес, точно терем расписной».

 Лепка«За грибами в лес осенний»,  «Осеннее дерево».

Аппликация«Осенний ковер»«Аппликация из осенних листьев»,

Конструирование«Грибок»«Осенний лист» (из бумаги)

Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег».

Музыка:

- Хороводная игра «Что нам осень принесла»

- песни «Дождик» (сл. Ю. Верижников, «Осень-раскрасавица» (Муз. и сл. Г. Азаматова-Бас)

- Осенние частушки

- Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года», А. Филиппенко«Танец осенних листочков», А. Вивальди «Осень», И. Кореневский «Осенью, В. Тюльпанова«Сказочный лес».

Физическое развитие Подвижные игры«Белкины запасы»«Раз, два, три – названный лист бери»«У медведя во бору»«Перелет птиц»«Гуси»«Филин и пташки»«Поедем в лес»«Вершки и корешки», «Совушка», эстафета «Собери осенний букет».

Физкультминутки«Аист»«Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок», пальчиковая гимнастика :«Вышел дождик погулять»«Здравствуй, осень золотая»«Осень» и др.

Культурно - досуговая деятельность: - Праздник осени «Осенняя сказка»

- выставка поделок«Разноцветная осень».

Взаимодействие с родителям: - Консультация: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период».

 - Папки-передвижки«Золотая Осень»«Осенние  месяцы».

- Сбор природного материала

- помощь в подготовке к празднику «Осенняя сказка» (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов, песен, частушек);

III. Подведение итогов проекта.

Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просвещение.

2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
3. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
4. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
5. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013;
6. "Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О.Н., Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель, 2013 г.

7. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе тема: «Осенние мотивы»

Цель: развитие умений воспитанников отражать в рисунке не только признаки осени, но и соответствующее природное состояние.

Задачи:

Познавательное развитие: Закрепить знания сезонных изменений в природе, формировать умение отличать пейзаж от картин другого содержания

Речевое развитие: активизировать словарный запас по теме «Осень», развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие: формировать навык общения, дружеского отношения друг к другу.

Художественно-эстетическое развитие: использовать различные способы рисования деревьев, развивать воображение.

Физическое развитие: развивать координацию движений, умение сочетать движения с речевым сопровождением.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, чтение отрывка «Осень» из книги Скребицкого «Четыре желания», чтение стихотворений об осени, разгадывание загадок.

Материал: бумага для рисования (формат А4), краски (акварель, гуашь), кисти для рисования, палитра, салфетки.

Ход НОД: Дети обращают внимание на обновление в ППРС группы:

- в книжном уголке: репродукция картины Левитана «Золотая осень», изображения различных деревьев, листья деревьев, иллюстрация «Осень-художник»,

- в уголке худ.творчества: краски, кисти, бумага для рисования.

Дети высказывают предположения, чем будут заниматься.

Воспитатель загадывает загадку:

« Падают с ветки

Золотые монетки.»

(осенние листья.)

Проводит дидактическую игру « С какого дерева лист?»

Предлагает рассмотреть осенние деревья. -Почему деревья так изменились?

(Осень наступила)

Дети называют признаки осени (листья желтеют, утром туман, дождь идет, холодно, птицы улетают, люди одеты тепло)

Звучит Музыка Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Ребята, когда вы слушали музыку, что вы представляли? (Солнце и красивую березку в золотом наряде .Стройный тополь с желтыми листочками. Могучий дуб. Прекрасный клен )

Воспитатель: Кто-то сможет выразить свои впечатления одним предложением? Дети: осенний наряд, осенние деревья, осенняя пора, осенняя картина и т.д.)

Воспитатель: Музыкант старается передать нам, что осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник - человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах. Педагог предлагает полюбоваться репродукцией Левитана «Золотая осень». Обращает внимание на красоту осеннего пейзажа.

Воспитатель: давайте немного поиграем : «Раз-два, повернись и в листочек

превратись»

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (встали) Закружились, полетели. (покружились, побежали)

И на землю снова сели. (присели)

Воспитатель: Ребята, почему-то никто не обратил внимания на конверт, давайте посмотрим, это письмо от «Художника-Осени», она просит помочь ей раскрасить осенними красками деревья. Поможем?

Как бы вы изобразили осень? Листопад? Осеннее дерево? Можно попробовать совместить традиционное рисование и нетрадиционные техники, известные вам.

Педагог спрашивает, каким цветом лучше нарисовать стволы всех деревьев, кроме берез, — (черным или коричневым)

Дети рисуют деревья разными способами

Анализ: дети смотрят свои рисунки, рассказывают о своих впечатлениях. Выбирают самые удачные работы, чем они понравились

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект ООД по рисованию «Ветка рябины» в подготовительной группе

Цель: Создать условия для выбора способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа.

Задачи:

Развивающая:  развивать навыки рисования методом «тычка», развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.

Обучающая:  Продолжать учить рисовать с натуры, передавая конструкцию веток,  листьев, ягоды их цвет и форму, красиво располагать изображение на листе бумаги.

- Продолжать учить рисовать карандашом, используя разный нажим.

- Совершенствовать технику рисования «тычком», развивать мелкую моторику рук

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Вызвать желание детей сохранять её красоту в природе.

Материалы:  Иллюстрации изображений рябины, ветки рябины, альбомный лист формата А-4, акварельные краски, кисточки, салфетки, простые карандаши.

Предварительная работа: .

Наблюдение осенних явлений в природе; рассматривание кустов и деревьев,  расцвеченных осенью, рассматривание гроздьев рябины.

Ход ООД: Ребята, сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Оно украшает улицы нашего города.

Отгадайте загадку:

Всё лето в зелени стояла,

А осень в красный цвет зажгла,

И гроздья множества кристаллов,

Всех птиц на пир в сад позвала!

Правильно: рябина.

Воспитатель: В нашем поселке много рябины. Осенью улицы, дворы и скверы наряжаются в рябиновые бусы. А только ли для красоты в нашем поселке люди посадили рябину? (Ответы детей).

Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Но не только птицы кормятся ягодами рябины, она – любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучше угощения птицам, чем ягоды рябины.

Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она и для столярного, и для мебельного дела.

Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Рассмотрим внимательно осеннюю ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какой они формы? А какие по форме листья? Как ягоды располагаются? (Ответы детей)

Резные листочки обрамляют яркие ягоды собранные как зонтик. Просто красавица, нежная, застенчивая, тонкая рябина.

Ребята, а вы знаете ли народные приметы, связанные с рябиной:

Рябина зацветает –пора лен сеять.

Хорошо рябина цветет – к урожаю овса и льна.

Если много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.

А сейчас мы с вами, ребята, попробуем нарисовать веточку рябины. Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Где мы её изобразим? (Ответы детей). Да, правильно, в центре листа.

А перед тем, как начать работу, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

 

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание – руки вверх)

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево)

Но рябинка только гнется,

Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер)

Сначала мы делаем набросок простым карандашом, обратите внимание на расположение листиков – листики у рябинки сложные: на одном черенке их несколько – все они парные, а один на конце пары не имеет. Затем раскрашиваем акварельными красками вазу, ветки, листья. Посмотрите, как осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой. А ягоды будем рисовать пальчиком.

1 этап. Проводим карандашом основную ветку по диагонали листа. На ветке будут держаться листья и гроздь рябины.

2 этап. Под углом от ветки в одном направлении сверху и снизу проводим линии, на которых будут листья. Листья не рисуем.

3 этап. От ветки вертикально вниз проводим линию – ветка с ягодами. Ягоды держатся на веточке-кисточке. Предложить детям опустить свою кисть руки вниз пальчиками и посмотреть, как пальчики крепятся к ладошке. Сравнить с кистью рябины. Нарисовать кисть рябины. Ягоды не рисуем.

4 этап. Раскрашиваем рисунок. Рисуем листья.

5 этап. Печатаем ягоды пальчиками.

Итог занятия. Анализ готовых работ.

Вопросы: Ветку какого дерева мы сегодня рисовали? Вам нравятся ваши рисунки?

Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Лес, точно терем расписной»

Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования. Развивать художественно-эстетические чувства, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин.

- Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приемы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жесткой полусухой кисти).

- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.

Материалы: Альбомные листы, мягкие и жесткие кисти, тычки, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Рассмотреть с детьми изображение осеннего леса.

Воспитатель: Что изобразил художник на картине? (ответы детей)

Воспитатель: Какие деревья можно встретить в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я прочту Вам стихотворение стихотворение И. Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель:

   – С чем сравнивается лес в стихотворении? (С расписным теремом.)

   – Какого цвета деревья в лесу? (Лиловые, золотые, багряные, желтые.)

   – Как вы понимаете слово «лазурь»? (Голубой цвет, в стихотворении – небо.)

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами научимся рисовать необычные осенние картины, нетрадиционным способом рисования. Мы будем наносить краску на кисти, тычки, затем отпечатывать ими на листе бумаги. Эта работа требует большого внимания, терпения и аккуратности. Прежде чем приступить к работе скажите, какими красками богата осень (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня нам понадобятся эти яркие краски для нашей работы и мы нарисуем свой неповторимый осенний пейзаж. У каждого из вас получится своя картина.

Воспитатель: Ребята,вы замечательно справились. Давайте рассмотрим ваши работы. Какие картины вам понравились больше всего и почему (ответ детей).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе

« За  грибами в лес осенний»

Цель:

• Расширить знания о грибах.

• Способствовать развитию речи.

• Учить отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитывать внимание.

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать учить работать с пластилином.

• Учить детей лепить корзину с грибами.

• Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные - несъедобные) .

Развивающие:

• Уточнить, расширить, словарный запас про «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка. Боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка. Собирать, заготавливать, прятаться, висеть. Ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий)

• Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов

(углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки)

• Развивать умение применять знакомые приёмы лепки:

лепка предмета из отдельных частей,

скатывание шарика,

раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке,

соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения.

Воспитательные:

• Воспитывать интереса к НОД

• Воспитывать положительный отклик к НОД

• Воспитывать желание вылепить как можно лучше

• Воспитывать умение радоваться сделанной поделке

• Воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

Оборудование/материал к занятию:

Демонстрационный материал:

• Карточки с изображением грибов на доске.

• Муляжи грибов.

Оборудование:

• Доска для лепки.

• Пластилин, стека.

Организационный момент

Воспитатель:

Ребятки подойдите ко мне.

Давайте мы с вами удобно расположимся на ковре, закроем глазки, и представим.

Этюд «Сказочный лес»

(звучит музыка «Звуки леса»)

Воспитатель:

Представьте лес, в котором тепло и солнечно, как летом. Послушайте, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы, журчат звонкие ручейки. Белочка прыгает с ветки на ветку. На полянках много ягод земляники, разных грибов.

Представили?

(ответы детей)

А теперь откройте глазки.

Вам понравилось в этом лесу?

(ответы детей)

Какой замечательный лес. Он наполнил вас хорошим настроением?

Ход занятия:

Воспитатель:

А теперь давайте присядем на свои места для дальнейшей нашей беседы.

Ребята посмотрите на доску. Я для вас приготовила карточки с изображениями.

Что на них изображено?

(ответ детей - грибы)

Какие из представленных грибов вы можете назвать?

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята как вы уже знаете грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята сейчас я вам расскажу о съедобных и не съедобных грибах.

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

Белый гриб растёт под ёлкой

Любит прелые иголки.

Загляни под ёлку смело

Там растёт грибочек белый

Крепок, вкусен и пригож

Царь грибов собой хорош

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Под берёзкой у дорожки

Кто стоит на крепкой ножке?

Он, в коричневом берете,

Самый вкусный гриб на свете.

Подберёзовик - крепыш.

Соберём его малыш.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке, загорелый.

Подосиновик-малыш.

Право, славненький, крепыш.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Буд-то рыжие сестрички

Прячутся грибы лисички

Под горелой кочкой

Там их много очень

Леса чудные подарки

Пригодятся для поджарки

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

А на стареньком пенёчке,

И особенно в тенёчке,

Аж семьёй растут грибочки –

Дружно, как солдаты,

Тянутся опята.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

На полянке, вдоль дорожки

Всюду встретится она,

Сыроежка-гриб хороший

Шляпка издали видна.

Жёлтая и красная

Сыроежка разная.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Смотрит заинька в упор

Вот так чудо мухомор!

С красной шляпкой,

С белой ножкой.

У гриба красивый вид,

Только жалко-ядовит!

Воспитатель:

Ребята скажите, а что нужно взять с собой в лес, чтобы собирать грибы?

Ответ детей: Корзину.

Воспитатель:

Правильно ребята.

Давайте мы с вами попробуем сделать корзину для грибов.

(ответ детей)

Но прежде чем приступить к изготовлению корзины, немного разомнемся и сходим по

«Грибы» (физ. минутка)

Выходите ко мне и отправимся в лес.

Мы с друзьями в лес пойдем, шагаем на месте

В лес пойдем.

Грибов много мы найдем, наклоны туловища к правой – левой ногам

Их в корзинки соберем, соберем. имитация движений

Покричим в лесу«Ау – ау»! руки рупором ко рту

Эхо там живет в бору. правую руку на пояс, левую к уху, наклон

Мы немножко погуляли, стоим ровно держим корзину

Много мы грибов набрали, показываем, сколько грибов набрали

А теперь пора домой,

Супчик нам варить грибной.

(рассаживаемся на места)

Воспитатель:

Для начала нам нужно взять кусок черного или коричневого пластилина и поделить его на две неравные части: меньшая часть пойдет на донце, а из большей части лепятся жгутики для стенок и ручки корзинки.

Для изготовления донышка нам необходимо, скатать шарик. Затем сплющиваем его и получаем донышко.

Для стенок корзины готовим 5 жгутиков. Изготовив укладываем их на донышко, накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем.

Сверху прикрепляется ручка. Для ручки корзины изготавливается один длинный жгутик и переплетается.

(После изготовления корзины проводится пальчиковую гимнастику).

Воспитатель:

Ребята, наши пальчики наверно устали, давайте дадим им немного отдохнуть, и разомнем их.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(гимнастика проводится два раза)

Воспитатель:

А теперь ребята посмотрите ещё раз на грибы. Давайте повторим, из каких частей они состоят.

Чем они похожи?

Дети:(предполагаемые ответы)

Из двух частей.

Шляпка, ножка.

Воспитатель:

Правильно.

А чем они отличаются?

Дети:(предполагаемые ответы)

Размером, цвет шляпки.

Воспитатель:

Правильно ребята. Теперь давайте слепим грибочки и положим их в корзину.

Первым делом мы слепим ножку. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин выбранного вами цвета, получится ножка у грибочка.

Затем взять пластилин нужного вам цвета для шляпки. Скатать в шар и сплющить его между ладонями - получится шляпка для гриба. Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой. Вот ребята, получились у нас грибы. Давайте положим их в корзину.

Окончание занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались.

Предлагает перечислить название грибов.

Воспитатель спрашивает, что им было интересно делать.

Затем все вместе оценивают работу детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе

на тему:  «Осеннее дерево» .

Цель: совершенствовать технику лепки из пластилина, развивать мелкую моторику, чувство цвета, пропорций и формы, учить создавать образ дерева, листьев, травы из пластилина, используя разный метод лепки (скручивание, жгутики, налеп); способствовать обогащению и активизации словаря детей и умению работать в парах; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, образец педагогического изделия. Иллюстрация осеннего пейзажа, стихотворение И. Бунина «Листопад», музыкальное сопровождение» П. Чайковский. «Осенняя песнь»

Предварительная подготовка: наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора!»

Ход занятия:

1. Создание мотивации.

На доске размещены иллюстрации с осенними пейзажами.

Чтение стихотворения:

"Листопад" И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой….

Вспомнить с детьми об основных признаках осени, сказать, что деревья различаются не только цветом листьев, но и имеют разную форму кроны, а осенью, какими они становятся красивыми.

Рассматривание осенних иллюстраций, обращая внимание на цвета осени. Вспомнить строение дерева (ствол, крона, тонкие веточки, листья).

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

2. Показ приемов лепки и рассматривание образца предстоящей работы.

В процессе объяснения воспитатель показывает приемы изготовления листочков из скрученных жгутиков.

3. Практическая работа.

Выполнение работы в парах. В случае затруднения помощь воспитателя.

4. Итог занятия.

Рассматривание готовых работ и обсуждение:

Чтение стихотворение А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Оформление выставки!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Осенний ковер»

Цель: создать осенний ковёр из вырезанных и наклеенных листьев;

Задачи:

1.Закреплять умение работать ножницами.

2.Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья).

3.Развивать умение красиво подбирать цвета.

Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание декоративных изделий (платки, ткани и т. п.).

Ход занятия.

В: Ребята сегодня я приготовила для вас замечательное стихотворение, давайте внимательно послушаем его, а после вы мне расскажите про что это стихотворение.

Художественное слово:

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Д: Это стихотворение рассказывает нам про осень.(ответы детей)

В: Правильно. Осень ни про кого не забыла. Ни про рябину, ни про осину, ни про другие деревья.

В: Ребята про осень написано очень много стихотворений и нарисовано картин. И я предлагаю посмотреть на одну из них. Расскажите что художник изобразил на картине?

Д: Художник нарисовал на картине осенние деревья.

В: А какие краски использовал художник?

Д: Красные, желтые, зелёные, коричневые.

В: Всё правильно. Молодцы.

Физминутка

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, планируют руками, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

В: Все умнички. Когда наступает осенняя пора, листья окрашиваются в красивые цвета и потом падают на землю. Образуя под деревьями настоящий осенний ковёр из разных листьев.

В: Ребята, а хотите мы с вами сделаем свой осенний ковёр?

Д: Да, а как мы его сделаем? Ведь у нас нет осенних листьев.

В: Можно сделать листочки из цветной бумаги.

Смотрите, я беру маленький квадратный листочек, складываю его пополам, и накладываю на него трафарет (половинка листочка). К месту сгиба прикладываю тупую часть трафарета, а там где квадратик раскрывается, резную часть трафарета, обвожу карандашиком и теперь аккуратно вырезаю ножницами. И получаю целый листок. Вы можете работать в двоем, один вырезает кленовый листочек, другой вырезает дубовый, а потом поменяетесь.

В: Не забывайте, сначала расположите свои листики на квадрате, а потом наклеивайте! Вы можете придумать свой собственный узор из листьев.

Д: Ой, как здорово. У нас получится настоящий осенний ковёр.

(Дети приступают к работе. Воспитатель индивидуально подходит к ребёнку, если возникают трудности)

В: Очень хорошо ребята вы постарались!

Подведение итогов:

Давайте подведем итог нашего занятия. Расскажите мне чем вы сегодня занимались?

Д: Мы вырезали осенние листочки из сложенной вдвое бумаги и наклеивали их на основу, работали вместе и обсуждали как лучше расположить наши листочки.

В: Дети, а вам понравилось вырезать листочки?

Д: Да! Мы получили море впечатлений!

Теперь даже когда на улице все листья опадут и их скроет снег, мы сможем посмотреть на наши работы и вспомнить такую замечательную, золотую осень.

В: Молодца ребята! Вы хорошо постарались и у вас теперь есть свои осенние ковры!

(После обсуждения всех вопросов и рассказывания о своих впечатлениях, проводится выставка детских работ. Ребята могут рассматривать другие работы своих друзей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспект Конспект творческого занятия

на тему : «Аппликация из осенних листьев»

Цель: развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе деятельности с различными материалами. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности, интереса к художественному экспериментированию.

Задачи: учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме (цвету или размеру), равномерно располагать и наклеивать их на листе, выбранной формы.

 Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке.

Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).

воспитывать бережное отношение к природе; интерес к познанию окружающего мира; аккуратность при работе с сухим природным материалом.

Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Предварительная работа: экскурсия по участкам детского сада, сбор осенних листьев каждым ребенком и изготовления гербария. 

Словарная работа: осень, листопад, ягоды, грибы, стая, дупло, листва, пора, клен, ёж, белка, медведь, заяц, листья, лес, опадать, засыхать, кружиться, шелестеть, осенний, золотой

Материалы, инструменты, оборудование:
-красивые по форме и окраске листья разных деревьев и кустарников (клен, береза, дуб, рябина, тополь, черемуха), трав;
 

- цветной картон или бархатная бумага для основы композиций разной геометрической формы;

- ножницы;

- клей;

- клеевые кисточки;

- салфетки матерчатые и бумажные.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какие перед вами красивые осенние листья лежат! Все мы их собрали на недавней экскурсии по участкам детского сада и засушили. Вспомните, какими красивыми были деревья, какие яркие краски были вокруг.

Назовите деревья, которые вы там видели?

(дуб, клен, липа и др.) Дидактическая игра «С какого дерева листок ?»

Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, любуются, описывают их «красивыми» словами; вспоминают, как они гуляли в парке и собирали листья.

(читает ребенок)

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?  Какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой).В стихотворении о какой осени говорит автор? (поздней)

Воспитатель: А вспомните, как листочки шуршали у вас под ногами на прогулке?

Воспитатель: А сейчас встаньте и покажите, как вы ходили по листочкам.

Физкультминутка.

«Осенний листопад»

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на коврик опустил.

Воспитатель: А теперь, давайте пройдем в свои места, полюбуемся  красотой осенних листочков.

Воспитатель: Так хочется запомнить эти яркие краски надолго, чтобы зимними холодными вечерами они согревали нас своей красотой. Что же нам с вами сделать?

Наводящими вопросами подводить детей к тому, чтобы они догадались составить аппликацию из листьев .

Воспитатель: Попробуем сохранить яркую память об осени в аппликациях, составленных их сухих листьев. Я предлагаю стать вам маленькими волшебниками и превратить эти листья в чудесные поделки. Из листьев  сделаем животных и птиц, а может кто-то захочет клеить насекомых. Подберите необходимые вам листья и разложите их на листе картона.

Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? (листья хрупкие).

Воспитатель предлагает приклеить листья, осторожно поднимая каждый листочек.

Воспитатель: Разложим все детали на заготовке. Приклеим каждую деталь на место. Приступаем к работе. Делаем все аккуратно. Обращаемся с листьями бережно, т.к. они хрупкие.

Практическая работа. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Воспитатель следит за выполнением работы, при необходимости помогает.

Рефлексия:

Воспитатель: Вот какие замечательные поделки у вас вышли! Теперь они будут радовать нас всегда , даже когда листья на улице пожухнут и скроются под снегом. Вы совершили маленькое чудо, смогли стать чуть-чуть волшебниками. Я думаю, что в следующий раз ваши работы будут еще лучше.

 Аппликации перекладываем бумагой и сушим в течение суток, прижав их чем-то тяжелым, в теплом и сухом месте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

«ЗАКАЛИВАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ
И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Цель: пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в школьном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний: простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в школу можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания классных помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в школу.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.

Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период.


Как одеть ребёнка осенью?»hello_html_5087e4e7.jpg

Осенняя погода очень переменчива, поэтому продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям. Одежда не должна быть велика, чтобы не мешать двигаться правильно, и ни в коем случае не должна быть слишком узкой, чтобы не стеснять его движений. Приобретать одежду надо с учетом практичности, свободы движений, свойств сохранять тепло и испарять влагу.

В любое время года ребенка не надо одевать теплее, чем одеты взрослые. У детей выше температура тела, чем у взрослых, да и двигаются они активнее взрослых, поэтому теплообмен и теплоотдача у них сильная, а значит, перестаньте одевать ребенка в сто одежек. Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся.

Главное – обеспечить им комфорт для игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.

  • Холодно и дождливо
  • Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда должна быть непромокаемой и непродуваемой.hello_html_5e8056d2.jpg

  • Холодно и сухо
  • Спасение - многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.
  • Помните: ежедневные прогулки  очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра  «Доскажи словечко». 

Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;  развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Дидактическая игра  «Найди дерево по описанию».

 Цель: Найти предмет по описанию.

 Игровое действие.

 Угадывание растений по описанию.

 Правило.

 Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

 Ход игры.

 Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Цель : совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Цель: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети

хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра «Какая бывает осень ?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Досуг «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» .Подготовительная группа.

Действующие лица:

Взрослые: ОСЕНЬ, ЛЕСОВИЧОК, ХОЗЯЙКА  ПЕЛАГЕЯ

Дети:  АНТОШКА, ДОМОВЕНОК  ПРОШКА

Под  музыку  « Осенней  песни» П.И. Чайковского дети  входят в зал и  становятся врассыпную.

Ведущая: Как я  рада,  ребята, что  мы  снова  собрались вместе, чтобы  радоваться  и веселиться на  празднике. Сменилось  время  года, за  чудесным летом  пришла  осенняя  пора. Что  изменилось  в  природе? ( дети  рассказывают о приметах  осени)

РЕБЕНОК: Вот  уже  и Осень  в  гости  к  нам  пришла.

                    И   деньки   короче,  нет  того  тепла.

                    Но  зато  как  радует  нас  осенний  лес,

                    А    деревья    встали   прямо  до  небес.

РЕБЕНОК: День за днем  неслышно,

                   Осень  по  земле  шагает,

                   Лес  стоит  в  наряде  пышном  

                   И  тихонько    засыпает.

РЕБЕНОК: Осенью   бывает   грустно:

                    Когда   дождик   моросит,
                   Когда   всюду   голо,  пусто,

                    Редко  солнышко   глядит.

ПЕСНЯ « НАСТАЛО  ВРЕМЯ   ОСЕНИ» муз.  Гусевой ( гр.№ 8)

ПЕСНЯ « ОСЕНЬ» (Мы  осени  не  ждали….) ( гр.№ 9)

Входит  Осень, у нее  в руках  зонтик.

ОСЕНЬ:  Кап-кап-кап-  поют  песенку  капельки  дождя,

                Кап-кап-кап-  вы  на  праздник  пустите  меня!

РЕБЕНОК: Подожди, Осень, ты очень  быстро  пришла,

                   Мне так  жалко, что  лето  ушло  со  двора.

                   Если  дождь будет хмурый  в  окошко  стучать,

                   Как  без  жаркого  солнышка  мне  загорать?

РЕБЕНОК: Как  я  буду  купаться, цветы  собирать,

                   Если  вдруг  станут  тучи  по  небу  гулять?

                   Нет уж, теплое  лето  больше  нравится  нам,

                    Ты  назад иди,  Осень, по  дворам,  по  лесам.

( Осень,обидевшись  уходит)

Ведущая:  Обиделась  Осень  и  решила  уйти. Но  как же  без  нее все  произойдет  в природе?  Не  успеют  звери  к  зиме  подготовиться, не  успеют  листья накрыть  землю своим  теплым  ковром. А птицы,  что  станет  с ними? Если  зима наступит  внезапно,  они  могут  погибнуть. Нет, подумала Осень, пожалуй, я  не  буду, уходить. ( Осень  возвращается)

 Осень:  Ребята! Ведь  осень- это  не  только дожди  и слякоть,  серые  тучи  и  холод. Посмотрите,  какие  я  сшила красивые наряды  деревьям.  Золотые  сарафанчики- березкам, красные  рубашки- кленам, подарила  алые  сережки  рябинкам. И  весь  лес  стал  расписной, волшебный! И  о  земле  я  позаботилась- укрыла  ее  разноцветным  одеялом  из  листьв, чтобы  ей  было  теплее  зимой.

Ведущая::  Ты  прости нас, Осень,  если  мы  тебя  обидели,  мы  рады  твоему  приходу и  благодарим  за  твои  добрые  слова.

РЕБЕНОК:  Осень, осень за  окошком

Дождик  сыплется  горошком,

Листья  падают, шурша…

Как  ты  Осень  хороша!

РЕБЕНОК:  Листья, с  веток  облетая,

Кружат  пестрою   гурьбой,

Это    осень   золотая

Радует   нас  красотой!

РЕБЕНОК: Золотая  осень  наступила,  расписную  скатерть  нам  накрыла,

Вот  стоят  багряные  рябинки, прячутся красавицы  осинки.

А  березка  желтою листвою  ласково  прощается  со  мною!

         ПЕСНЯ    « ОСЕНЬ  В  ГОСТИ ПРИХОДИ»( Колокольчик» № 39-7) гр.№8  

         ПЕСНЯ « КРУЖАТСЯ  ЛИСТЬЯ» («Колокольчик» №39-2) гр.№ 9

РЕБЕНОК: Закружила  осень  желтую  метель,

                   И  летят  листочки  мимо  всех  аллей,

                   Красные  и желтые  по  ветру  летят,

                   И,  наверно,  песенку  спеть  они  хотят!

РЕБЕНОК:  Осенний  листопад  опять  у  нас в саду,

                    Осенний  листопад  кружит,  кружит  листву.

                    Осенний  листопад  в  печальной  тишине,

                    Роняет  в  руки  лист  в  подарок  о  себе!

« ТАНЕЦ  С  ОСЕННИМИ  ЛИСТОЧКАМИ  И ВЕТКАМИ»

( «Чародей- листопад» гр.№9, « Листик-листик, листопад» гр. № 8)

(  дети  кладут  листья и  ветки, присаживаются на  стульчики)

ОСЕНЬ:  Осенними вечерами  поет  свою прощальную  песенку  соловей,  а  в  лесу  бродят  сказки, одна  лучше  другой, и вот  одну  из  них я  вам  расскажу…

(Пока  Осень  начинает  рассказывать, выставляются  декорации:  стол, лавка, печка, на  лавку  ложится Антошка)

Жила  в одной  деревне  хозяюшка,  работящая была, сноровистая,  все-то  у  нее получалось,

Звали  ее  Пелагеюшка.

( выходит  Пелагея,  потягивается)

ПЕЛАГЕЯ: Ох, вот  уже  и  утро на  пороге,  день  начинается,  дел  невпроворот! Сейчас  кашку  поставлю варить да  сыночка  буду  будить-  Антошеньку. ( подходит  к  Антошке)

Вставай, вставай,  мое  солнышко,  вставай, вставай, мое  теплышко,

Утро  на  дворе -  за  работу  пора! Вот  лежебока,  ему,  что  утро,  что  вечер- все одно!

Только  с  боку  на  бок  переворачивается!

АНТОШКА: Да  ну тебя,  маманя!  Сон  мешаешь  смотреть!

ПЕЛАГЕЯ: Вставай, вставай, дел  много. Осень ведь  на  дворе, надо  овощи  с огорода  убрать, в лес  сходить, грибов, ягод набрать, на зиму  заготовить.( тормошит его).Помогите мне, ребята, разбудить моего Антошеньку.

Хоровод «Ой, вставай, Антошенька» (муз. и сл. З.Я.Роот )

1. Ой, вставай , вставай, Антошенька,  поднимай  свою  головушку.( идут по кругу)

     Уже  встало  красно  солнышко,  обогрело  землю  теплышко!( идут в круг, руки вверх, идут назад, руки  вниз)

2. Пробудились  пташки  малые, и запели  песни  звонкие,( машут руками как «птицы»)

    Ты  вставай , вставай, Антошенька, поднимай свою  головушку!( протягивают руки к Антошеньке, затем к своей голове, в  конце руки  вверх)

( дети будят Антошку, тот вскакивает, бежит к столу , вытаскивает большую ложку из-за пояса)

ПЕЛАГЕЯ: Вот и молодец! Как раз  кашка  поспела.( накладывает ему  кашу) Ты  пока  кушай, а я пойду  найду  большую  корзину тебе для  овощей…

АНТОШКА: (  ест  и приговаривает): Ох, кашка-то вкусная! Сладенькая, масляная!

( слышится голос домовенка Прошки)

ДОМОВЕНОК: Апчхи! Апчхи! Дай кашки-то, неужто сам все съешь?

АНТОШКА: ( роняет  ложку) Ой, кто это?

ДОМОВЕНОК: Кто, кто! А то не знаешь! ( выскакивает  из-за печки) Да  это же я, домовенок Прошка!  В доме  живу- поживаю, все на свете знаю!
   Песенка домовенка  Прошки( муз. и сл. З.Роот)

1. Эх, - ма! Горе не беда! Вам привет от  Прошки!

     К   вам на  праздник поспешил, не  забыл и ложку!

2. Эх, ма ! Горе  не беда! Будем  веселиться,

  Но  сначала  кашкой  манной дайте  подкрепиться!

ПРОШКА: Угощай кашкой то! (  садится за стол, ест) Ох, и хороша кашка! Ох, сладка! Щи да каша- пища наша! Живу   в  вашем  доме  уже  давно, все про вас  знаю! Не ленись, давай твоей  матушке  поможем, ведь ей  одной не управиться. Пока  она  за  корзиной  пошла, мы  ей все и принесем. Только на всякий  случай записочку  оставим , чтоб она  не  волновалась. Ну-ка, осенний  листок, - влети  на  порог!  (  в  зал  влетает осенний  листок( его  незаметно подкидывает  воспитатель) ,  Домовенок  пишет  на  нем:  «МЫ С  АНТОШКОЙ ПОШЛИ  СОБИРАТЬ ГРИБЫ  И ЯГОДЫ, НЕ  НАЙДЕШЬ НАС - НЕ  СКУЧАЙ, СКОРО  МЫ  ПРИДЕМ –ПРОЩАЙ!» Сначала  мы  пойдем в  лес, там  у  меня знакомый  старичок   Лесовичокесть, он все  в лесу  знает  и  подскажет нам,  где грибы  да ягоды искать. Пошли !Ребята, а давайте  поедем  на  автобусе!

           УПРАЖНЕНИЕ  «  АВТОБУС» ( пока  дети  выполняют упражнение, на  пенек присаживается   Лесовичок , он спит )

ЛЕСОВИЧОК: ( просыпается).  Вы чего   это, друзья-приятели, мимо  шагаете, али  правил лесных  не знаете?  Нечего  листьями  шуршать,  мой  сладкий  сон  нарушать!

   ПЕСНЯ  «  ВЕСЕЛАЯ  ПОЛЬКА»

1. На  пеньке  среди  березок задремал  Лесовичок,

То  на  правый, то  на  левый  повернулся  на  бочок.

Припев: Ах, какой чудесный сон  вдруг  ему  приснился,

      С  легкокрылой  бабочкой  в  вальсе  он  кружился.

2. Солнце    песню услыхало,  с  облачка  спустилось,

     Вместе  с  ними песню  пело,  тоже  веселилось.

ПРОШКА:  Наше  почтение, старичок - Лесовичок!( кланяется) Ты уж  прости нас,  что  нарушили  твой  сон. Нам надо  грибы, да  ягоды  собрать, на  зиму  припасы  сделать.

ЛЕСОВИЧОК: Да уж! Не потопаешь- не полопаешь! Это  дело  нужное ,хорошее.  Но  в  лесу  надо  знать  заветные  места, просто  так гриб  тебе  в  лукошко не  прыгнет. Ставлю  вам  условие-  отгадаете  мои  загадки,  подарю  вам  свою  дудочку,  как  только  она  заиграет- все  само  в  лукошко   пойдет,  А  не  отгадаете-  ищите  сами!

ПРОШКА: Мы   согласны!

(  лесовичок  загадывает  загадки)

ЛЕСОВИЧОК: Он   большой,  как  мяч  футбольный, если  спелый-  все довольны.

                         Так  приятен  он  на  вкус,  что  это  за  шар? (  арбуз)

                         Кругла  да  гладка,  откусишь-  сладка, засела крепко на грядке? ( репка)

                         Голова  на  ножке,  в  голове  горошки.( горох)

                         Как  на  нашей  грядке выросли  загадки- сочные  да  крупные,

                         Вот  такие  круглые, летом  зеленеют,  к  осени- краснеют.(  помидоры)

ЛЕСОВИЧОК: АЙ,  да  молодцы, смекалистые  ребята! Ну что ж! Вот  вам дудочка,  собирайте грибы да  ягоды, только  не  потеряйте  ее,  а  я  пойду порядок  в  лесу  наводить.

ПРОШКА: Спасибо  тебе, Лесовичок!

АНТОШКА: Доброго  тебе  здоровья! ( кланяютсяЛесовичку, он уходит)
ПРОШКА :Ну, Антошка, играй  веселей, пусть  грибы  сами  к  нам  идут!

«ИГРА  С ГРИБАМИ»(кто  больше  грибов  соберет)

ПРОШКА: Теперь  бежим  на  огород, там  столько овощей  растет.

                   И  на  суп  и на  обед, на  салат и винегрет!

(  дети выходят  на  хоровод)

ХОРОВОД «  ОГОРОД» ( « КОЛОКОЛЬЧИК» № 43-24)

1. В детском садике растут овощи  на  грядках,

    Потому что  любят  труд наши все  ребятки.

    Пропололи  грядки  все  так  легко  и  ловко,

Покраснела свекла,  выросла  морковка.

2. Круглая,  как  солнышко  выросла  картошка,

    Клубни вот  такие – крепкие, большие.

    Заглянули  мы  под  куст,  вдруг послышался  там  хруст,

    В  огороде  густо выросла  капуста.

3. И  зеленый  огурец под  листочком  спрятан,

     Ты,  огурчик,  молодец,  покажись ребятам.

      Помидор, помидор  рос  на  грядке  до  сих пор.

      Громче, музыка,  играй, вырос  славный  урожай!

(  Антошка  берет  корзину)

АНТОШКА: Мимо  сада  пробегали, много фруктов мы  собрали.

                      Вот  корзинка вам, она- витаминами  полна!

ОСЕНЬ: Ай да  молодцы! Только  что  же  вы  все  в одну корзину сложили?  Как же  теперь мне ее хозяйке отдавать? Прошка, Антошка, зовите  своих друзей, будем  овощи  да  фрукты разбирать.

АТТРАКЦИОН «  РАЗБЕРИ КОРЗИНКУ»(  из  большой  корзины надо разложить в две маленькие отдельно  овощи и фрукты)

ПРОШКА:  Ой, Антошка, как мы  здесь задержались, бежим скорее домой, а  то  матушка  твоя уже наверно беспокоится.

АНТОШКА: Эх, не успели,  дождик начался.

ПЕСНЯ « ДОЖДИК – ОЗОРНИК» ( муз.и сл. Роот З.Я.)

1. Летний дождик он такой, и веселый и смешной

С лужами смеется, в руки не дается.

Припев: Кап- кап

2. Как чудесна и светла эта капелька дождя-

О цветочках, о траве,

О тебе и обо мне!

Припев: Кап-кап

3. Дождик прыгал и скакал, и под радугу попал.

Нет ни капли ни одной.

Он устал – пойдем домой.

ОСЕНЬ: Нам  дождя  не  переждать  все равно  пойдем  гулять,

               Всем  по  зонтику я дам  и не  страшен  дождик  нам!

 « ТАНЕЦ  С  ЗОНТИКАМИ» (  5- 6 девочек)

Прошка и Антошка: А  теперь скорей  домой!

( Антошка с Прошкой берут корзинки  обходят круг возвращаются , выходит Пелагея)

ПЕЛАГЕЯ: Ах, вы  мои  дорогие, а я записочку вашу  на  осеннем  листочке прочитала да  стала вас ждать-поджидать.  Какие   у меня  помощники, сколько  всего  собрали! Ну, поработали, пора и отдохните. Проходите в дом, я вас чаем угощу.

Песня «Чай»

1. Если вдруг у друга праздник,

Среди угощений  разных,

Непременно за столом вас побалуют чайком.

Чай с вареньем, чай с печеньем,

Чай с малиновым листом,

Соберет всех за столом.

Пелагея:  Ребята, давайте  поблагодарим  Осень и попрощаемся с  ней.

( Осень  отдает  угощение детям – ЯБЛОКИ!)

ОСЕНЬ:  До свиданья! До свиданья! Помашите  на  прощанье,

                Ну,  а  в  следующем  году снова  в  гости  вам  приду.