методические сообщения

Тимофеева Алла Юрьевна

Предварительный просмотр:

Семинар отделения РЭР на тему:

АНАЛИЗ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Продолжение семинара Тимофеева А.Ю.

«Панорама педагогического опыта в работе с младшими детьми

 на уроках «Элементарного инструментального музицирования»».

Музыкальные способности – это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальное впечатление. Успешное развитие музыкальных способностей зависит от многих факторов, но особенно от своевременного погружения в мир музыки. Одним из слагаемых успешного выполнения этой педагогической задачи является верно найденный способ организации учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенно важным является  определение методов и приемов обучения.

Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Выбрав тему по самообразованию «Элементарное музицирование», я более детально приступила к ознакомлению и изучению соответствующей методики и литературы. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.

Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Наиболее интересной творческой деятельностью детей является игра в шумовом оркестре, где активно развиваются моторные и двигательные способности.

Использование различных шумовых и музыкальных инструментов служит для развития у детей тембрового слуха. Сколько радости доставляет детям музицирование на инструментах. Этому вопросу следует уделять особое внимание, т.к. игра детей на инструментах чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. После знакомства детей с отдельными инструментами, можно переходить к оркестровому звучанию и с концертмейстером. Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству.

Выступление оркестра или ансамбля чаще можно включать в любой концерт, поскольку коллективная работа позволяет получить желаемый результат несколько быстрее, чем у солиста. Выбор инструментов зависит от материальной базы каждого образовательного учреждения. В некоторых случаях, можно использовать самодельные шумовые инструменты (палочки, погремушки, трещотки и т.д.). Опыт показывает, что занятия в шумовом оркестре не требуют от ребенка каких-то особых музыкальных данных. Наоборот, эти занятия дают положительные результаты для всех детей без исключения. При возникновении у ребенка трудностей с исполнением в ансамбле, можно поучить 3-5 минут тот или иной фрагмент произведения индивидуально.  Дети должны исполнять свою партию внимательно, прислушиваясь к аккомпанементу и соседним исполнителям.

Работа в оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплоченность, взаимопонимание.  Для многих детей игра на инструментах помогает выразить свои чувства и настроение. Эта деятельность открывает  перед детьми новый мир звуков.

Для успешного музыкального коллективного творчества, необходимо разработать

Каждому преподавателю необходимо создать свою систему развивающих приемов и упражнений. Обязательно нужно опираться на опыт известных педагогов, методистов в данной сфере дошкольной деятельности (К.Орф, Т.Тютюннокова, М.Давыдова,  М.Михайлова,  А. Евтодьева и многие другие).

Работа с детьми 5-ти лет позволяет использовать интересные и разнообразные приемы и упражнения на уроках «Элементарного инструментального музирования».

Вот некоторые из них.

  1. За основу моей работы с детьми взяты методики, используемые в разных странах. Концепция немецкого композитора, театрального деятеля и педагога Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Schulwerk» было придумано самим К.Орфом, обозначает оно – обучение в действии.
  2. Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки. Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Ребенок может использовать любые доступные средства:
 

  1. Воспроизводить звуки на разных шумовых инструментах
  2. Двигаться
  3. Использовать руки, ноги и тело, которое всегда с собой.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Практическая часть.

1.)Хлопки ладонями: ЛИ-МОН ( |    | ) громко

     Шлепки по коленям: А-ПЕЛЬ-СИН ( | |   | ) тихо

    Ладони: БА-НАН ( |  | )

    Колени: МАН-ДА-РИН ( | |   | )

Обязательным в исполнении сохранить проговаривание слов вслух. Повторять много раз, до тех пор, пока все дети сойдутся в синхронном исполнения. Затем можно чередовать исполнение с закрытыми глазами. Параллельно объяснить детям о разном по силе звука хлопкам и шлепкам ( f, p).

2) Прохлопывание ладошами и проговаривании своих имен.

Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.

Можно взять для примера сочинение музыкальной сказки. Во время рассказа сопровождать озвучиванием шумовых инструментов.

Цель: изучение тембровых окрасок, развитие памяти, изучение длительностей нот.

  1.  Вышел из дому мужичок -  Шаги (бубен или барабан) четвертные
  2. Сел на лошадь и поехал в лес - цокот копыт (игра на ложках) восьмые
  3. А в лесу весна. Звук капели – (треугольник) половинные
  4. Слышно журчание воды  - (бубенцы)шестнадцатые
  5. Пение птиц (дудочки) - импровизация
  6.  Дует лёгкий ветерок  - (маракас, бумага) импровизация
  7.  Надо дрова рубить, потер руки друг об друга   - восьмые
  8. И начал дрова пилить   - (рубель) четвертные
  9. Сделал дело и поехал  домой  - (ложки) восьмые
  10.  Дует лёгкий ветерок – поют птицы – журчит вода – капает капель. Вот и дом.

3). Следующее упражнение «Берем – отдаем».

Цель: почувствовать каждому ребенку себя на ровне со всеми, научиться ощущать метроритм, сильные доли, добиться синхронности.

Все садятся на ковер по кругу. Детям раздают деревянные кубышки. Левую руку убрать за спину. Правой рукой проделываем упражнение со словами «Берём – отдаём». Все бочонки передвигаются строго в одну сторону и точно на ударный слог.

4). Игра «Лошадка» музыкальное сопровождение концертмейстера. Используются деревянные палочки. Цель: чувствовать ритм музыкального произведения.

Слова:

 Едем, едем на лошадке

Цок, цок, цок,

Едем, едем без оглядки

Цок, цок, цок.

Едем, едем в другой город

Цок, цок, цок,

Звонко цокают копыта

Цок, цок, цок.

В основе упражнения лежит чередование ударов палочек об пол или друг об друга.  Куплеты повторяются 3-4 раза. В одном куплете происходит знакомство детей с паузой, путём поднятия руки с палочкой вверх.

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

5). Игра в оркестре шумовых инструментов.

В работе в оркестре лучше всего использовать классические произведения. Это позволяет детям хорошо слышать метро-ритм,  характер, нюансировку и инструментовку произведения. Дети распределяются по группам на инструменты на выбор преподавателя. Для того, чтобы детям не было обидно из-за выбора преподавателя, нужно объяснить, что постепенно инструменты будут у детей меняться. Я провожу такой эксперимент со сменой инструментов, с целью взаимозамещения друг друга на сцене. Это необходимо, т.к. маленькие дети часто болеют и на концерт могут не придти. У преподавателя всегда есть выход из данной ситуации.

В целом шумовой оркестр в младших классах должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть, как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.



Предварительный просмотр:

Методическое сообщение на тему:

«Коллективное музицирование с учащимися младших классов по системе К.Орфа»

Форма коллективной деятельности, как игра в детском оркестре или ансамбле, формирует у ребенка чувство коллективизма, целеустремленность, помогает преодолеть робость, неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, умение слышать и исполнять свою партию в многослойной фактуре. В процессе игры на шумовых музыкальных инструментах развивается творческая активность и самостоятельное осмысленное музицирование.

Существует несколько известных концепций (идея, смысл) музыкального  воспитания детей, которые стали основой для разработки различных методик и программ. Одной из самых известных и распространенных концепций, которая применяется более чем в 40 странах, является концепция немецкого композитора, театрального деятеля и педагога Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Schulwerk» было придумано самим К.Орфом, обозначает оно – обучение в действии.

Карл ОрфКарл Орф родился 10 июля 1895 года в семье потомственных военных, в Мюнхене. Там же он закончил Музыкальную академию, работал в драматическом театре, дирижировал на концертах.
В 1924 году принял самое активное участие в организации Школы гимнастики и танца, в Мюнхене, которой руководила известная танцовщица-гимнастка Д.Гюнтер. Ее танцы сопровождались звуками своеобразного музыкального ансамбля – танцующего хора: на руках и ногах танцоров были надеты различные бубенчики, трещотки, погремушки, которые издавали звуки при движениях, здесь можно было услышать так же звуки металлофонов, различных бубнов, барабанов, ксилофонов.
В результате, в 1930 году появилась первая публикация знаменитого К.Орфа «Шульверк» (Обучение в действии).  Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их таланта.
Главный девиз данной концепции: «учимся, делая и творя» или «учусь – делая». Ребенок может использовать любые доступные средства:


 

  1. Воспроизводить звуки голосом (петь)
  2. Двигаться
  3. Использовать руки, ноги и тело, которое всегда с собой.

Дети познают музыку в реальном, живом мире, в процессе музицирования, создавая и исполняя музыку вместе, не ограничиваясь рамками классической музыки.

Как педагог, он разработал своеобразную систему музыкального воспитания детей, которая основывается на коллективном музицировании. В Зальцбурге, в 1962 году был открыт «Институт Орфа», в котором осуществляется работа с детьми и подготовка кадров.
 
К.Орф ввел термин «элементарное музицирование»  - процесс, который состоит из нескольких элементов: пение,  игра на инструментах, движение и импровизация.
СУТЬ данной МЕТОДИКИ – раскрытие музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
К.Орф предложил практическую и легко осуществимую модель музицирования с детьми. Каждая небольшая пьеса – это небольшая партитура для пения, танца и игры с аккомпанементом «орфовских» инструментов, которая доступна даже маленьким детям. Это простые музыкальные инструменты: маракасы, бубны, кастаньеты, колокольчики, ксилофоны, треугольники, металлофоны и др.

В основе Орфовской методики лежит остинатность. Остинатность – это способ развития музыкальной мысли, построенный на повторе. Варианты остинато:

  1. Повтор на одном звуке
  2. Повтор на простом ритме
  3. Повторность одного ритмического рисунка
  4. Повторность динамики

p - mf – f – это тоже развитие, даже если музыкальный материал в повторении.

Основы музыкального музицирования:

  1. Сам играю
  2. Сам сочиняю
  3. Сам слушаю

Цель творчества в работе с детьми К.Орфа:

-дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах

-обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников оркестра.

Элементарное музицирование представлено в методике, как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

1.     Учебное музицирование – это обучение простейшими элементами музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха.

2.     Творческое музицирование – подразумевает спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах.

3.     Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей классической и детской музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели.

В результате освоения данной методике учащиеся  будет  знать:

  нотную грамоту,

  метроритмику (размеры 2/4, ¾, 4/4; длительности половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая, паузы),

   названия шумовых инструментов.  

уметь: 

  читать нотный текст,

  ритмическую партитуру,

  играть на всех видах шумовых инструментов,

  элементарно  музицировать.

Последователей музыкально-творческой педагогики К.Орфа среди преподавателей начальных школ и детских садов очень много. Одной из них стала Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, автор цикла семинаров «Учусь творить», автор разнообразных методик по коллективному музицированию. Ее семинары регулярно проходят в различных регионах нашей страны, в их основе лежит двадцатилетний педагогический опыт автора, а так же материалы ее докторского исследования. Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Т.Тютюнникова  на своих семинарах и лекция говорит о том, как педагоги используют креативный подход к музицированию. Креативный в данном случае можно считать, как импровизационный.

Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

В исполнении оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать песни, марши, танцевальные, народные мелодии, особенно оригинально звучат классические произведения. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник - это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента. При этом фиксирую внимание на высоте звука каждого инструмента.

Преподаватель может выступать в роли дирижёра, кивком головы показывать начало произведения и помогать сохранению правильного шага, т.е.равномерного ритма и темпа.

Актуальность методики считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию умственных способностей, процессу  мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Развивается чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

 «Шумовой оркестр - это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка, расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке, что особенно важно на начальном этапе.