Страница для родителей

Питаленко Евгения Владимировна

Предварительный просмотр:

План работы  с родителями учащихся  4 «А» класса

на 2017/2018 учебный год

      Задачей  школы в  современных  условиях  является  поддержание  и   развитие   интереса  к  человеку  в  семье. Педагоги  должны  помочь    родителям   увидеть   ребенка  в  его   природосообразности. Научить  наблюдать  за  его   развитием. Понимать   закономерности   происходящих  изменений. Только  на  этой  основе  возможно   эффективное  взаимодействие  семьи  и  школы  в  процессе  обучения  и  воспитания.

  Задачи педагога в работе с родителями:

  • повысить психолого-педагогическую культуру родителей;
  • выработать единые требования к воспитанию детей, объединить усилия семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
  • активизировать участие родителей в жизни класса.

Месяцы

Форма работы

сентябрь

1.Анкетирование родителей.

2.Уточнение социального паспорта класса.

3 Родительское собрание №1 «Особенности организации учебного труда школьников в четвёртом классе. На заметку родителям».

4. Планирование работы родительского комитета.

5. Индивидуальные беседы и консультации.

октябрь

1. Работа с попечительским советом школы.

2. Индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях учащихся.

3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях. Праздник «Седыми стариками мир прекрасен».

ноябрь

1. Индивидуальные педагогические поручения родителям.

2. Планирование работы родителей по подготовке к празднованию выпускного праздника для детей в конце года..

3. Родительское собрание №2 «Детская ложь и её истоки».

4. «Меры профилактики энтеровирусных инфекций» Родительский лекторий.

5. Семейная гостиная «О мамочке с любовью…» (Ко Дню Матери»)

декабрь

1. Организация новогодних праздников: привлечение родителей в украшении классного кабинета и организация новогоднего утренника.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях. Мастерская « Новогодняя игрушка».

3. Индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях учащихся.

январь

1.Индивидуальные беседы и консультации

2. Тематическая консультация для родителей «Способности и прилежание – звенья одной цепи». Итоги успеваемости за полугодие.

3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

февраль

1. Индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях.

2. Организация праздничных утренников  «Милые мамы, дорогие папы…» (Международный женский день, к Дню Защитника Отечества) к 23 февраля и 8 марта.

3. Родительское собрание № 3 «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять».

март

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2. Лекция для родителей «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»

апрель

1.Индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

3. Заседание РК (подведение итогов работы за год).

май

1.Родительское собрание №4 Итоги прошедшего года «До свидания начальная школа!»

2.Подготовка и проведение выпускного праздника для детей.

3. Рекомендации и советы родителям на лето.

4.Сбор заявок родителей для посещениия учащимися класса летнего школьного лагеря.

5. Анкетирование «Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой».

в течение года

  1. Наблюдение, посещение семей «Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок».
  2. Помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной  комнаты.
  3. Индивидуальные консультации :
  • Ребёнок не хочет учиться.
  • Как развивать плохую память ребёнка.
  • Семейные проблемы глазами детей.
  • Как повысить качество учёбы.
  • К чему  может   привести  тревожность  детей.
  • Талантливый   ребенок  в  семье.

один раз в месяц

Заседания  ( классный родительский комитет).

согласно плана работы школы

Общешкольный родительский комитет  (заседания, иные формы согласно плана работы общешкольного родительского комитета).

Ожидаемые результаты:

Реализация плана работы с родителями позволит:

  • укрепить связь школы с семьёй;
  • повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
  • повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
  • обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся;
  • достичь удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой.



Предварительный просмотр:

Анкеты для родителей

Анкета № 1

  1. Фамилия, имя, отчество    ребенка_______________________________

____________________________________________________________    

  1. Число, месяц, год рождения____________________________________________________

  1. Домашний адрес ______________________________________________

  1. Телефон _____________________________________________________
  2. Мать: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Отец: Фамилия, имя, отчество, место работы,  телефон __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько в семье детей? ________________________________________
  2. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие игры предпочитает? _____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какие кружки посещает? ______________________________________

____________________________________________________________

  1. С кем чаще играет (с девочками или мальчиками)? ________________

  1.  Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)? ________________________________________________________

  1. Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные) _____________________________________________________________

  1. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый   коллектив?  __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, бабушка, отец, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра? (подчеркнуть).
  2.  Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, в кино, туристических походах? (подчеркнуть)
  3. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)
  4. Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)? _______________

  1. Что вас затрудняет в воспитании ребенка? _______________________

_________________________________________________________________

  1. Какие методы воспитания вы предпочитаете: уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.? (подчеркнуть, добавить) _______________________________________

____________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка отдельная комната или специальный  уголок? ______
  2. Какие болезни, травмы перенес ребенок? ________________________

____________________________________________________________

  1. Особенности поведения ребенка: настроение, сон, аппетит _______________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Особенности общения со взрослыми: в контакт вступает легко со всеми, только с близкими, отказывается от контакта (что – то еще)                      ___________________________________________________________
  3. Отношение к оценке взрослого: положительно, отрицательно, реагирует на замечания взрослого, не реагирует вообще, ждет похвалы (что – то еще). _____________________________________________________________

  1. В каких мероприятиях класса вы бы хотели участвовать?
  • в проведение бесед с родителями на специальные темы (врач и т.д.);
  • изготовление наглядных пособий, раздаточного материала (уметь рисовать и набирать на компьютере);
  • ремонт мебели;
  • в организации походов в кино, театр и т.д.;
  • дежурства;
  • другое ________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Семейные отношения»

Предлагаемые ниже анкеты (1, 2, 3) позволяют педагогам изучить положение ребенка в своей семье, особенности семейного воспитания, атмосферу, царящую в домах школьников.

Главное в семейном воспитании.

1.   Что вы считаете главным в семейном воспитании?_________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье (подчеркните):

  • доброжелательность, взаимоуважение;
  • бодрость, радостное настроение, юмор;
  • спокойствие, уравновешенность;
  • нервозность, отчужденность, грубость.

3.   Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье?________________________________________________________      

 4.   Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? В чем они проявляются?________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) людей? ___________________________________________________________

6.   Какие   черты   вы   хотите   воспитать   в   своем   ребенке   прежде   всего?_____________________________________________________________

7.   Проявление каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто?_____________________________________________________________

8.   С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь?________________________________________________

9.   Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие?____________________________________________________________

10. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жизни? Что дает вам основание для такого вывода?_____________________

_________________________________________________________________

11. Часто ли и что именно рассказывают вам дети о школе? Что им особенно нравится и не нравится в нашей школе?_______________________________

_________________________________________________________________

Чего ребенок ждет от семьи?

 Уважаемые родители, отвечая на вопросы анкеты, выберите одно приоритетное качество.

1.   Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а)  Хорошей организации быта . б)  Радости общения.  в)  Покоя и защищенности.

2.   Что более всего заботит вас в семье?

а)  Здоровье детей.   б)  Хорошая учеба.    в) Трудовое участие детей в жизни семьи.     г)  Настроение детей и причины его изменений.

3.   Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

4.   Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?      а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

5.   Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а)  Быть материально обеспеченным человеком.   б)  Встретить любовь.        в)  Иметь много друзей.     г)  Реализовать свои интеллектуальные возможности_______________________________________________________

6.   Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?    а) Да.     б) Нет.    в) Не знаю.

7.   Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?  а) Да.    б) Нет.   в) Не знаю

8.   Что для вашего ребенка вечер дома?        а)  Радость общения.    

б)  Возможность быть самим собой.    в)  Мучение и пытка.

Взаимопонимание в семье.

1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.   Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным вопросам?

3.   Интересуются ли дети вашей работой?

4.   Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.   Бывают ли они у вас дома?

6.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8.   Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

9.   Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

10. В «детские праздники» дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск с ними или без них?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Первые уроки школьной отметки»

  1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка  это_______________________________

_____________________________________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это___________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его________________________

__________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_______________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я_____________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я______________________

__________________________________________________________________

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

  1. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
    а) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
    б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
    в) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
    г) совсем равнодушен.


2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
а) Ваше собственное настроении:          ДА                        НЕТ
б) на отношения в семье:     ДА                       НЕТ
3. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки: «5» «4» «3» «2»_______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как реагируете на «плохие» оценки? Наказываете ли Вы его в этом случае?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Как поощряете за успехи в учении и «хорошие» оценки?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!  Вот и закончился первый учебный год для вашего ребенка. Каким он был для вашей семьи, с какими проблемами вы столкнулись, Что радовало Вас, а что огорчало? Я прошу Вас ответить на вопросы анкеты, что позволит нам в новом учебном году сделать жизнь наших ребят более яркой и интересной.

  1. Как Вы можете назвать свои отношения со школой:

а)хорошие;   б) нормальные;    в) посредственные;   г) плохие.

  1. Как часто вы бывали в школе в этом учебном году:

а) каждую неделю;   б) один раз в месяц;   в) один раз в четверть;   г) два раза в год;

  1. С какой целью Вы приходите в школу:

а) на родительское собрание;   б) для участия в мероприятиях класса;                  в) для  оказание помощи учителя;  г) по вызову учителя или администрации школы.

  1. В чем Вы видите трудность в воспитании ребенка: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Хотелось бы, чтобы  педагоги  обратили внимание на: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие темы вы бы хотели обсудить на родительском собрании в следующем году: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета «Насколько ваш ребёнок готов к школе»

Верно ли утверждение…

Да

Нет

Не знаю

1.

Мой ребёнок очень хочет учиться в школе

2.

Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте

3.

Мой ребёнок легко работает с мозаикой

4.

У моего ребёнка иногда сильно кружится голова

5.

Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёные цвета

6.

Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за линии картинки

7.

Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне

8.

Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги

9.

Мой ребёнок умеет читать по слогам

10.

Мой ребёнок может считать от 0 до 10 и обратно

11.

Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 100

12.

Мой ребёнок говорит чётко, правильно произнося все звуки

13.

Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю

14.

Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми

15.

Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним

16.

Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно

17.

Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили

18.

Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)

19.

Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки

20.

В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе

21.

Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было

22.

Мой ребёнок знает, как называется страна и город (деревня), где он живёт

23.

Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания

24.

Мой ребёнок хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы

25.

Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии

26.

Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться

27.

Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на

28.

Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений

29.

Иногда мой ребёнок плачет, когда что-то не получается

30.

Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку

31.

Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу

32.

Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер

33.

Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему

34.

Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся

35.

Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику

36.

Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже

37.

Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений

38.

Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)

39.

Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами

40.

На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру

41.

Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (кормит кошку, собаку, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т.д.)

42.

Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой

43.

Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза

44.

Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит купить ему портфель, тетради

45.

У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение

В таблице «Обработка анкеты» - в графе «Номера вопросов» - обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка».

Обработка анкеты

 

 

 

Параметр готовности к школьному обучению

Номера

вопросов

Максимально

возможный балл

Балл

ребёнка

1.

Психологическое

здоровье

 

 

2 – «нет», 4 – «нет»,

5 – «да», 7 – «нет»

4

2.

Психомоторика

3 – «да», 6 – «да»,

8 – «да», 35 – «да»

4

3.

Умение читать,

считать, писать

9 – «да», 10 – «да»,

11 – «да», 39 -«да»

4

4.

Умение общаться и говорить

12 – «да», 13 – «нет»,

14 – «нет», 15 – «нет»,

18 – «да», 24 – «да»,

40 – «да»

6

5.

Интеллектуальные процессы

(развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления)

17 – «нет», 20 – «да»,

21 – «да», 27 – «да»,

28 – «да», 30 – «нет»,

31 – «нет», 32 – «да»,

37 – «да», 42 – «да»

10

6.

Предметные знания –

эрудиция

22 – «да», 23 – «да»,

25 – «да»

3

7.

Эмоционально-волевая сфера

26 – «нет», 34 – «да»,

45 – «да»

3

8.

Мотивация к школе

1 – «да», 33 – «нет»,

44 – «да»

3

9.

Самооценка

29 – «нет», 36 – «нет»,

38 – «да»

3

10.

Дисциплинированность и ответственность

16 – «да», 19 – «да»,

41 – «да», 43 – «да»

4

Всего

44

Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты. Если она составляет 40 – 45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься. 30 – 39 баллов – ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов. Менее 30 баллов – возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога. Если ответов «не знаю» более 15 – это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка.

Определение готовности быть родителями школьника.

Классный руководитель. Сейчас мы попытаемся определить, насколько вы готовы быть родителями школьника. Предлагаю вам заполнить анкету. Старайтесь быть искренними, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

Анкета «Насколько вы готовы быть родителями школьника» Верно ли утверждение…

Да

Нет

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей

3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребёнка

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить

8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна

9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка

15. Мой ребёнок говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

Всего:



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в свои силы.

Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у Вас дома.

Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.

Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
  • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
  • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
  • «Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

«ПЫТАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

  1. Ребёнок капризничает. Не ест суп, который всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите ему выйти из – за стола;

в) не выпустите его из – за стола до тех пор, пока он не съест всё.

  1. Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

в) предлагаете ему остаться дома.

  1. ваш ребёнок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начнёте его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядет с ним рядом и разберёте вместе домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

  1. Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:

а) вы в гневе за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

      в) физически или как – нибудь иначе наказываете подростка.

  1. Ваш ребёнок гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причину, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните. почему о задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

           Из трёх ответов на вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – Это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.

      Б – Это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. 

     В – Тип родителя, не пытающегося понять ребёнка. Основным методом воспитания является порицание и наказание.

ТЕСТ

для определения степени проявления заботы
родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы:
1 – категорически не согласен;
2 – мне трудно с этим согласиться;
3 – может быть, это и верно;
4 – я с этим согласен.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к увечьям.
6. воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Eсли мать не уделяет время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать – главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «все лучшее – детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Обработка и интерпретация результатов
40 баллов и выше. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.
25-40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.



Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

«На что и клад,  если в доме лад»

Цели:

- развитие взаимоотношений между детьми и родителями;

- раскрытие творческого потенциала детей и родителей;

- организация совместной работы детей и родителей, способствующей развитию ребенка и позитивной самореализации родителей;

- воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Задачи:

- создание атмосферы сотворчества и эмоционального подъема;

- укрепление семейных отношений;

- формирование чувства сопереживания от совместной деятельности.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день дорогие друзья. Здравствуйте уважаемые гости!

Сегодня в этом зале мы собрались не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья

Давайте же о дружбе в семье поговорим

И дружбе в наших семьях наш конкурс посвятим!

Ведущий: Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

Семья людей святой оплот,

Надежду жить она даёт

Даёт простор, даёт тепло

Проблемам и беде назло

Семья даёт поддержку нам

С неё всё по силам, по зубам,

Всё по плечу  и по судьбе –

Семья, святой поклон тебе!

Ведущий: И сегодня вы пришли к нам в гости не поодиночке, а целыми семьями. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут   яркими, радостными, разноцветными.

Итак, давайте знакомится

Ведущий: любая семья начинается с семейного альбома. Он хранит память о самых близких дорогих людях. Они могут рассказать о традициях семьи, домашних буднях и праздниках. Вот и мы сейчас просим наших уважаемых родителей открыть свой семейный альбом.

Представление семей «Семейный альбом»

(Каждая команда получила домашнее задание: необходимо представить семью).

Ведущий: до начала 20 века в семьях жили вместе несколько поколений (не случайно же и  слово такое образовалось: «Семь» и «Я»). Семья включала дедушек и бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старших, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими. Есть много свидетельств того, что семья на Руси была дружной. Вспомним хотя бы пословицы и поговорки.

Ведущий:                                               Ну-ка дети подскажите

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте

Дружно хором отвечайте.

Разминка:

  • В гостях хорошо,                             а дома лучше.
  • Мой дом -                                           моя крепость.
  • Дом красив не углами,                        а пирогами.
  • На что и клад,                                    если в доме лад.
  • При солнышке тепло,                          а при матери  добро.
  • Нет лучше дружка,                             как родная матушка.

Ведущий: Какая же семья без хорошего тёплого дома

                 Конкурс  « Что нам стоит дом построить.»

 Около каждой команды расположен строительный материал ( кубики ).  Все участники по очереди переносят строительный материал. Как только весь строительный материал окажется на «строительной площадке». Вся команда бежит и строит дом.

Ведущий:                               Сколько в этом мире красок

И ярких огней.

Сколько в этом мире сказок

И верных друзей!

Сложно в мире всё и просто,

И загадочно всё в нём

Нет ответов на вопросы,

Но ответы мы найдём

Ведущий: Если вместе сказки вы читаете, все загадки вмиг вы отгадаете.

Конкурс  «Хоровод сказок»

  • Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)
  • Какие слова говорил Иван – царевич , чтобы войти в избушку Бабы –Яги? ( «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)
  • Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
  • Самый круглый  сказочный герой. (Колобок)
  • Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)
  • А вот загадка не проста,
    О трех дружочках сказка та:
    "Первый - надутый, большой.
    Вторая - тощая, с широкой душой!
    А третий - от носка до пят -
    Плетеный лапоть, говорят".
  • Нет ни речки, ни пруда -
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца!
    Что это за сказка?
  • Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет, бедняжка!

Ведущий:                        Шкатулка музыкальная

Наш старый верный друг.

Мелодию хрустальную

Рассыпала вокруг.

Шкатулка наша тайнами

И песнями полна,

Секреты музыкальные

Откроет нам она.

Ведущий: если в семье весело живётся, то и весело поётся!

Конкурс «Музыкальная шкатулка»

Участникам предлагается прослушать отрывок из известной детской песни, определить название и вспомнить слова. И исполнить песню

Ведущий: Тили – тили, тили бом есть у нас уютный дом. В нашем доме Всё на месте, потому что делаем всё вместе: папа убирает двор, мама варит или шьёт, я же избавлю их от лишних хлопот, пропалываю огород. Посмотрим, как в ваших семьях умеют трудиться.

Эстафета « Посадим картошку»

Первый участник выкладывает лунки, второй участник сажает картошку , следующий собирает урожай.

Ведущий:  А сейчас у всех семей есть шанс проявить свои способности: быстроту, ловкость, силу и главное – сплоченность.

Конкурс «Шустрый поварёнок»

 Нужно за одну минуту приготовить макароны. У каждой команды есть катушка ниток и тарелка с макаронами. Нужно за минуту нанизать макароны на нитку,   чья макаронина получится длиннее.

Ведущий:                         Любим мы весёлый смех

Много игр знаем

И сейчас давайте здесь дружно поиграем

Предлагаю вам одну интересную игру

Ой не смогла их удержать ( нечаянно высыпаются мячи из корзины)

С игрой придётся подождать.

А сейчас вы хозяйственность свою проявите

Мячи скорее соберите.

Конкурс «Уборка квартиры»

Каждой команде предлагается совок, веник и урна. Они должны с помощью веника и совка собрать как можно больше мячей.

Ведущий: в последнее время с экранов телевизоров нам предлагают множество средств для уменьшения веса и улучшения фигуры. Я думая и вас есть свои секреты. Сейчас члены команд должны прижаться плотнее друг к другу и мы будем производить замеры и определим самую стройную семью.

Конкурс «Самая стройная семья»

Ведущий:                              Если любите вы бегать

Если сила есть у вас

То соследующим заданьем

Справитесь легко сейчас.

Конкурс «Дружная семейка»

 Первый участник   одевает обруч на себя и бежит до стойки, оббегает её возвращается назад забирает следующего участника оббегают стойку  вдвоем забирают ребёнка и втроём бегут до стойки, оббегают её и возвращаются на линию старта.

Ведущий: а сейчас мы проверим вашу смекалку и находчивость:

Конкурс «Заморочки из бочки»

  1. Какие ноги у страуса сильнее – передние или задние? (У него всего две ноги)
  2. Белые медведи ловят пингвинов в воде или на льду. (Они их не ловят, они живут на разных полюсах)
  3. Башмачок Золушки  - простой или золотой? (Хрустальный)
  4. На какое ухо глух кот Базилио – на правое или левое? (он был слеп)
  5. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или на солнышко? (На зелёную тряпочку)
  6. Как Емеля возил дрова на печи : вязанками или врассыпную? Дрова ходили сами)

Конкурс «Самая весёлая семья»

Каждой семье предлагается воздушный шарик, кусочки цветной бумаги, маркеры . Участникам   предлагается украсить шарик.

Ведущий: Чудесно что собрались здесь взрослые и дети

                   Как хорошо что есть у нас такие встречи

Песня «Что такое семья»

(Исполняют все участники праздника)

Ведущий:                                      Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

« Садимся за уроки»

Цель :

  • Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
  • Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания

Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

Вступительное слово.Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»

 «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. Они ходят в бассейн, посещают уроки английского и занимаются музыкой. У них есть свои запланированные дела и встречи, и они не хотят, чтобы родители отнимали у них драгоценное время. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной  возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. В книге «Что работает: Исследование о преподавании и обучении» утверждается, что «родители – это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». Авторы книги объясняют, что у родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним.  Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Домашнее задание выполняет различные функции.

 Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. 

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Игра «Разброс мнений» 

  • У нашего ребенка есть специальное место, где он …
  • Самостоятельно справляется с …
  • Готовит с трудом…
  • Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта  помощь  заключается в …
  • Когда ребенок учит уроки, мы …
  • Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то  

Советы родителям

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до 1 часа – в первом классе;
  • до 1, 5 часов – во втором;
  • до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Педагогическая ситуация

Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками   3 – 4 часа.

Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

  • На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:
  • дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
  • один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
  • дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  • один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.

Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Практическая работа (работа в группах)

Задание № 1

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

  1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  2. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Практические рекомендации учителя

Форма проведения: ситуация из опыта работы. «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте  ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

  • О чтении

Один раз ребенок читает  сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки в слух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям,, используйте эту возможность. А просто так несколько раз  не перечитывайте. Это скучно.

  • По русскому языку

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При  его письменном выполнении  ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

  • Задачи по математике

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более  действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

  • Природоведение

Читать не только по книге, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

Итог собрания

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Практический материал. Метод ключевых слов. Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

  1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
  2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П - просмотри текст (бегло);

2П - придумай к нему вопросы;

ЗП - пометь карандашом самые важные места;

4П - перескажи текст (используя ключевые слова);

5П - просмотри текст повторно.

Решение родительского собрания

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Памятка «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  6. Убери со стола все лишнее.
  7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник… 

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
  2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
  3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.
  4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
  5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе. 

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

  1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
  3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
  8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
  9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.