Педагогическая копилка

Сафиуллина Людмила Михайловна

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка

муниципального района Волжский Самарской области

 структурное подразделение «Детский сад»

П.г.т. Смышляевка 2014 г.

Конспект мероприятия

по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

«Любому пешеходу идти по переходу»

Тема: «Игра – КВН с детьми старшего дошкольного возраста :

« Правила соблюдай, ДТП предупреждай!»

                                             Сафиуллина Людмила Михайловна

                                             Воспитатель

                                            высшей квалификационной категории

 

Игра - КВН

с детьми старшего дошкольного возраста:

 «Правила соблюдай, ДТП предупреждай!»

      Цель:

    - Формировать основы безопасности жизнедеятельности детей на дорогах

     Задачи:

     - Закрепить знания детей правил дорожного движения

     - Выяснить готовность детей к правильным действиям в сложившейся    

    ситуации на дороге, улице

    - Воспитывать  чувство дружбы, взаимовыручки, уважения к правилам  

      дорожного  движения и их соблюдение.

     Техническое обеспечение: Экран, ноутбук, проектор, мультимедийное    

     сопровождение.

      Методическое обеспечение: Конспект, разрезные картинки: дорожные      

      знаки:(Приложение№2), план улицы (2 шт.),  

    Оборудование: 2 стола ,эмблемы,  фланелеграф (4 шт.), конверт,  

      мольберт ( 2 шт.), фломастеры, «Светофор» - 3 картонных кружка  

      красный, жёлтый, зелёный)

    Используемая литература:

  1. Правила дорожного движения для детей старшего дошкольного

      возраста под редакцией Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. Творческий  

     центр Сфера Москва 2006 г.

  2. Правила дорожного движения. Занимательные материалы Составитель Л.Б. Поддубная . Издательский торговый дом«Корифей» г. Волгоград

Ход

      Ведущий:  Привет, друзья!

      Сегодня в зале большой и интересный день!

      Мы начинаем наш весёлый

      Любимый всеми КВН!

    - Ребята, вы изучаете правила дорожного движения? Соблюдаете их?   

    - Сегодня мы это и проверим на нашей игре, девиз которой: «Правила  

      соблюдай, ДТП предупреждай!»

       Ведущий:  Встречайте команду «Солнышко», команду «Радуга»

     (Каждая из команд занимают места в зале напротив друг друга)

     (Ведущий представляет команду болельщиков и членов жюри)

     Ведущий: Слово для приветствия предоставляется команде:  «Радуга»

                              Мы команде «Солнышко»

                              Шлём пламенный привет!

                              И от души желаем знать правильный ответ.

                              Знать правила движения – большое достижение!

     Ведущий: Слово для приветствия предоставляется команде «Солнышко»

                             Мы пришли на КВН,

                             Будем не лениться,

                             На вопросы отвечать,

                             Петь и веселиться.

      Обе команды: Будем правила движения

                            Выполнять без возражения

    Ведущий: Команды поприветствовали друг друга.  

    Первый конкурс «Внимательный пешеход»

-    Каждая команда отвечает по очереди на 1 заданный вопрос. За каждый  

     правильный ответ присуждается  одно очко.

Вопросы

     1вопрос:

   - По какой части улицы должны ходить пешеходы?  (По тротуару)

   - По какой стороне тротуара должны ходить  пешеходы? (По правой  

     стороне)

   

      2 вопрос:

    - Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?          

      (Транспорт не может сразу остановиться, особенно зимой на  

      скользкой дороге, в снег, дождь)

    - Где нужно ожидать автобус, маршрутку? (На остановке)

      3 вопрос:

    – Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади,  

      чтобы видеть идущий за ним транспорт)

  -  Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (Пешеходы должны  

      переходить улицу спокойным шагом по специальному переходу :  

      наземному или подземному)

       4 вопрос:

     - Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает  каждый сигнал?    

     - (Существуют 3 сигнала светофора: красный, желтый, зеленый .      

      Красный означает – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи.)

     - Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (На проезжей части

      дороги нельзя играть, потому, что это опасно для жизни)

     5 вопрос:

      - Можно ли переходить проезжую часть дороги одному? Почему?

     - Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?  

      (Знания и соблюдение правил дорожного движения) помогают  всем  

      безопасно двигаться по дороге)

     Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы с вами выведем для себя  

     правило:

            Чтоб по улицам шагать, надо очень много знать.

            И, конечно, без сомнения помнить  правила движения! (Слайд №2)

    (Ведущий предоставляет слово жюри)

   

    Ведущий: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо  

     (открывает конверт, читает письмо):

                 «Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде:  

     нарушители правил дорожного движения «сбили» нас, в городе не  

     осталось дорожных знаков. Помогите нам пожалуйста !»

    - Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки. Что же делать?

    (Выслушивает ответы детей)

    - Вы согласны помочь дорожным знакам?

      Конкурс №2 «Собери дорожный знак»

     (Ведущий просит выйти капитанов команд. Каждому даёт по 2    

     конверта, в которых лежат разрезные картинки с изображением    

      дорожных знаков. Просит открыть 1 из конвертов и показать    

       «поломанный» знак. Приложение№2)

     - У каждого из вас по 2 конверта, в каждом из которых лежит  

      поломанный знак, который и нужно  «отремонтировать», т.е. собрать из  

     частей целое изображение знака, выложить  на фланелеграфе  и назвать    

     его. Задание выполняется всей командой. За каждое выполненное задание    

     присуждается 1  бал.

     А пока наши команды помогают дорожным знакам, мы поиграем со    

     зрителями

Игра со зрителями «Подскажи словечко»

«  1.  Чтоб тебя я повёз,                              На копытца дай резину

        Мне не нужен овёс.                            И тогда, поднявши пыль,

        Накормил меня бензином                    Побежит (автомобиль) 

      (Слайд №3)

               

  1.   Напомни ротозею строго: «Стоп! Здесь проезжая дорога!»

          Кто так на улице резвится, потом окажется в … (Больнице)

    ( Слайд №4)    

  1.  Кто с помощью руки или жезла подаёт сигнал пешеходам и машинам?    

        (  Регулировщик ) (Слайд №5) 

  1. Как называется этот знак? (Больница или медицинский пункт)

     (Слайд №6) 

  1. На какого зверя похожа эта разметка и как она называется?        

 (Пешеходный переход похож на зебру) (Слайд №7)  

    6. Назовите знак, который изображён на слайде. (Пункт питания)

     (Слайд №8)    

     Ведущий: Игра со зрителями закончена, настало время проверить    

     выполнение задания наших команд, которые согласились помочь  

     «дорожным знакам»

     1-ой команде:1-ый Знак особого предписания: « Место остановки  

     автобуса и троллейбуса» (Слайд №9)

     2-ой знак: Запрещающий: «Движение пешеходам запрещено» (Слайд №10)

    2-ой команде: 1-ый знак «Пешеходный переход» (Слайд №11)

     2-ой знак: «Остановка запрещена»(Слайд №12)

    Ведущий: Пока  жюри оценивает выполнение заданий, я предлагаю и  

     командам, и зрителям отдохнуть.

                               Физкультурная пауза на внимание:

    - Я буду задавать вопрос, а вы показываете   ответ движениями.

      - Как живёте?

      - Через дорогу как идёте?

      - А на зелёный свет стоите?

      - На дорогах как шалите?

      - На жёлтый свет опять бежите?

      - Как по «Зебре» вы идёте?

      - Как в транспорте шум создаёте?

      - Когда загорится красный, как стоите?

      - Как в автобусе сидите?

      - Молодцы. Правила вы знаете, и как бы вас не путали – все их  

    соблюдаете. Слово предоставляется жюри.

    Ведущий: Мы знаем, что дорожные знаки – наши верные помощники. Но  

   иногда рядом нет знаков, а нам надо перейти дорогу. Как это правильно

    сделать, нам покажут капитаны команд. ( вызывает 2-ух капитанов.)

      3 конкурс  капитанов «Художники»                                                                  

    - Вам необходимо нарисовать путь от одной точки к другой и объяснить

      правильный путь прохождения маршрута.

     Пока наши капитаны выполняют задание, я предлагаю следующий    

      конкурс: «Что? Где? Когда?», в котором каждый игрок команды будет  

      отвечать на заданный  вопрос. Каждый ответ оценивается в 1 бал.

    Конкурс №4  «Что? Где? Когда?

    Вопросы I команде :

      Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу:

      Если глаз откроет красный –

      Стоп! Идти опасно!

      Жёлтый свет – погоди,

      А зелёный – проходи! (Светофор)

    2. Как правильно переходить дорогу? (Дождаться пока не становиться  

       транспорт, посмотреть налево, дойти до середины – посмотреть  

      направо, затем идти дальше спокойным шагом)

3   3. Как обозначается пешеходный переход? (Пешеходный переход  

       обозначается дорожной разметкой с белыми полосками ).

  1. Как регулируется движение на улице? (Движение на улице регулируется светофором, а если его нет – регулировщиком).

      5. Какие дорожные знаки вы знаете?

      6. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?    

         (Пассажирский транспорт нужен для перевозки людей, его  

        ожидают на остановке).     

      7. Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?

         (Знание  правил дорожного движения, внимание).

      8. Для кого предназначен тротуар? (Для пешехода).

      9. Что такое проезжая часть? (Это место, где двигается транспорт)

      Вопросы 2-ой команде:      

  1. - Не похож я на коня, а седло у меня.

            Спицы есть…

            Они признаться, для вязанья не годятся. (Велосипед)

  1. Как надо вести себя пассажиру в транспорте? (Не кричать, разговаривать  тихо, обязательно держаться за поручни, уступать место старшим, Входить и выходить при полной остановке).

     

  1. Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?  

          (Жезл).

       4. Зачем нужна дорожная разметка, наносимая белой краской на      

           проезжую часть? (Для того, чтобы люди переходили дорогу и  её  

         было видно издалека).

      5. Где можно играть детям? (На игровых площадках).

      6. Как нужно обходить машины? (Только сзади, чтобы видеть идущий  

         за ним  транспорт).

      7. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для

         жизни).

      8. Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»? (Пешеход –  

         человек, идущий по улице, пассажир – человек, который едет в  

         автобусе, водитель – человек, управляющий автобусом).

     9. Как называется дорожка, по которой должны ходить пешеходы ?

        (Тротуар)

(Проверка выполнения заданий капитанами).

      Ведущий: На этом наш четвёртый конкурс завершился. Настало время

       послушать капитанов, которым  необходимо рассказать и показать  

      безопасный путь прохождения маршрута. Конкурс оценивается в 3 балла.

     Конкурс №5: «Любому пешеходу – ходить по переходу!» (Обсуждение  

     ситуаций на дорогах»)

     (Слайд №13)

    - Каждой команде найти по 2 ошибки . Кто и под каким номером нарушил  

   правила  дорожного движения? (Каждая команда отвечает по очереди.

    За каждый правильный ответ - 1 бал.)

   Ведущий: Молодцы , ребята! Каждый из вас нашел нарушителей правил

   дорожного движения. Я надеюсь, что вы этого никогда не делаете.    

   Запомните правило: «Любому пешеходу ходить по переходу!»

    Пока жюри подводит итоги, мы с вами  поиграем в игру «Лучший

    пешеход»

    Игра с участниками и зрителями «Лучший пешеход»

    (У ведущего в руках «светофор» - 3 картонных кружка : красного,

     жёлтого, зелёного цветов )

     Правила игры: если ведущий поднимает кружок зелёного цвета –  

   

  команды маршируют на месте, жёлтый – хлопают в ладоши, красный –

    стоят.    

    (Жюри подводит итоги. Победители получают призы ,почётные грамоты  

     «Лучшие знатоки ПДД»).

    Ведущий: Ну что. друзья, настала пора прощаться. Я надеюсь, что все

     знания, правила, которые вы сегодня нам продемонстрировали, вы  

     никогда не забудете. И  наш сегодняшний девиз: «Знания соблюдай, ДТП    

     предупреждай !» будет девизом всей вашей жизни.

 



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

Конспект мероприятия

 по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

«Любому пешеходу идти по переходу»

      Тема:   «Путешествие в город правил дорожного движения»

             (для детей 5 – 7 лет)

                                                                           

                                                                                                              Сафиуллина

                                                                                                              Людмила Михайловна

                                                                                                              Воспитатель

                                                                                                              высшей квалификационной                      

                                                                                                              категории                                                  

п.г.т. Смышляевка 2014 г.

«Путешествие в город правил дорожного движения»

Цель:

Формировать  знания  детей правил уличного движения

Задачи:

- уточнить представления детей об улице, дороге, названиях транспорта;

- расширять знания детей о правилах поведения пассажира и пешехода в условиях улицы ;

 - закрепить представления детей о назначении светофора и дорожных знаков

- воспитывать желание  детей соблюдать правила безопасности на дороге и в общественном транспорте.

Предварительная работа: познакомить с правилами поведения на улице, в транспорте; профессией «Инспектора дорожного движения», работой  светофора; заучивание стихотворений

Действующие лица:

Инспектор дорожного движения, Незнайка – роли исполняют взрослые

Техническое обеспечение:

Экран, ноутбук, проектор, мультимедийное сопровождение. аудиозапись «Автобус» Екатерины Железновой, звук мотора машины

Методическое обеспечение:

Конспект, знаки: «Автобусная остановка», «Пешеходный переход», «Подземный переход», плоскостное изображение машины, автобуса

Оборудование: фуражка для инспектора, жезл, свисток, круги – жёлтый , красный, зелёный; макет светофора, «Тоннель» 2 штуки, 2 ориентира

Используемая литература:

Правила дорожного движения . Нестандартные занятия Подготовительная группа Издательский торговый дом «Корифей» Волгоград Автор – составитель Н.Б. Улашенко

Иллюстрации:   www/yandex / images/ru, www. Lenagold. ru                   

Ход мероприятия

Инспектор: Здравствуйте ребята. 

                  Узнали вы меня?

                  Моя профессия – инспектор.

                  Контролирую порядок на дорогах я.

-  Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотите отправиться со мной в город Правил дорожного движения (ответы детей)

-  Чтобы узнать, на чем мы с вами отправимся, отгадайте загадку:

На колёсах едет дом.

Люди могут ездить в нём.

По бокам – большие окна,

Сверху – крыша, чтоб не мокнуть,

У него есть свой маршрут.

Как же этот дом зовут? (автобус)(Слайд №2)

- Но прежде, чем отправиться, вспомним правила поведения в автобусе:

- Где нужно ждать автобус? (Ответы детей) 

- Ждать автобус надо на автобусной остановке, возле которой стоит вот такой знак, обозначающий «Автобусная остановка» (Слайд №3).

- Входить в автобус надо через заднюю дверь, выходить через переднюю.

- Сидеть на сиденьях надо спокойно, громко не разговаривать, не мешать друг другу, водителю.

- Все запомнили правила?  Тогда в путь.

         Дети проходят к знаку, обозначающему  «Автобусная остановка»

Физминутка: звучит аудиозапись «Автобус» Екатерины Железновой (дети выполняют движения, соответствующие словам текста, после чего рассаживаются на стулья)

Инспектор: Посмотрите в этом городе  едет различный транспорт. Назовите его: троллейбус (Слайд №4), трамваи (Слайд №5),  легковые (Слайд №6), грузовые машины (Слайд №7),  есть пешеходный переход: (Слайд №8);  дорожные знаки (Слайд №9).

(Раздаётся звук мотора машины, в зал «въезжает»  Незнайка.  В руках у него руль, на груди – плоскостное изображение машины)

Инспектор: А вот и первый нарушитель правил дорожного движения (останавливает жезлом)

                 Стоп машина, стоп мотор.

                 Тормози скорей шофер!

Незнайка: Что такое, что случилось?

                 Почему же вы меня остановили?

                 Приобрел машину я,

                 Буду ездить в ней всегда!

Инспектор:  А с правилами дорожного движения ты знаком?

Незнайка: Какие ещё правила? Я ничего не нарушил.

(Инспектор обращает внимание на стоящий перед ним Светофор

Инспектор: Посмотри,  Незнайка! 

                    Впереди дороги нет!

                    Смотри, у светофора

                    Зажёгся красный свет!

Незнайка: Как это дороги нет? Какой ещё светофор?  Я не знаю никакого светофора.

Инспектор: Ребята, а вы знаете, что такое светофор и для чего он нужен?

(Ответы детей)

Инспектор: ( Слайд №10) рассказывает стихотворение С.Маршака «Светофор»)

                  Три цвета есть у светофора.

                  Они понятны для шофера:

                  Красный цвет – проезда нет.

                  Желтый – будь готов  к пути,

                  А зеленый свет – кати.

Незнайка: Ну ладно, если нельзя ехать на красный свет, тогда я оставлю машину на дороге и пойду на красный свет пешком!

Инспектор: Пойдешь на красный свет прямо по дороге? Ай-яй-яй, Незнайка! Оказывается, ты совсем не знаешь правил дорожного движения!

Незнайка: Ну и что, если не знаю? Ничего в этом страшного нет!

Инспектор: Ты ошибаешься! Вот послушай, что тебе расскажут ребята!

1 Ребенок: Есть обычный переход.

                 По нему идёт народ. (Слайд №11)

Незнайка: какой еще переход? Где он находится? (Незнайка ищет в зале пешеходный переход)

(Ребенок указывает на дорожную разметку и знак «Пешеходный переход»)

                    Здесь специальная разметка,

                   «Зеброю» зовётся метко!

                    Белые полоски тут через улицу ведут.

                    Знак «Пешеходный переход»,

                    Где на зебре пешеход,

                    Ты на улице найди и по нему переходи.

2 ребёнок:   Должен помнить пешеход:

                   Есть сигналы светофора-

                   Подчиняйся им без спора!

(Слайд №12)

3 ребёнок:   Жёлтый свет – предупреждение:

                   Жди сигнала для движения.

 (Слайд №13) Зелёный свет открыл дорогу:

                    Переходить ребята могут!

 (Слайд №14)  Красный свет нам говорит:

                     Стой! Опасно! Путь закрыт!

Инспектор: На улице будьте внимательны Незнайка и дети,

                  Твёрдо запомните  правила эти!

Незнайка: Ой-ёй-ёй! Как много правил! Но как же мне их запомнить?  

Инспектор: Не огорчайся, Незнайка! Мы с ребятами тебе поможем закрепить эти правила в игре: «Будь внимательный!» 

Игра «Будь внимательный» (проводится с места)

 «Светофор будет зажигать то один, то другой свет», а вы должны правильно отреагировать:

- Если загорится красный свет – вы стоите

- Если жёлтый, что нужно сделать ? – приготовиться.

- Вы хлопайте в ладоши

- Если зелёный – идёте на месте.( Незнайка играет вместе с детьми)

Инспектор: Ну, как, теперь ты запомнил?

Незнайка: Да, запомнил.

Инспектор: В нашем городе, как и в других больших городах существуют не только наземные переходы, но и подземные (Слайд№15)

Ребёнок: (указывает на знак «Подземный переход»)

                Этот знак всем говорит:

               «Чтоб в беду не угодить,

                Нужно здесь переходить!»

                Под землёю, это ясно,

                Идти людям безопасно.

Незнайка: Теперь я понял, что такое переход и как нужно по нему переходить.

Инспектор: Сейчас мы это проверим (предлагает сыграть в игру «Подземный переход»)

Игра «Подземный переход»

Инспектор объясняет правила игры:

- Перед каждой командой «тоннель» и стойка: вы по очереди пролезаете через тоннель, обходите стойку и возвращаетесь к своей команде.

Инспектор: Ну как Незнайка запомнил очередное правило?

Незнайка: Да

Инспектор: Скажите ребята, а можно ли  играть на дороге ?

(Ответы детей)

Инспектор: Представьте, что вы находитесь у себя во дворе и играете в мяч. Вдруг ваш мяч выкатился на дорогу. Что надо делать?

Незнайка: Побежать на дорогу.

Инспектор: Ребята, правильно говорит Незнайка?

(Ответы детей)

Инспектор: Надо попросить взрослого, чтобы он принёс мяч.

Ребёнок: И зверята даже знают:

              На дороге не играют!

Инспектор: А почему на дороге нельзя играть? (Ответы детей)

Инспектор: Потому, что по ней едут машины, не заметишь автомобиль – и попадёшь под колёса.

Инспектор: Правил дорожных на свете немало.

                  Все бы их выучить нам не мешало,

                  Но основное из правил движения

                  Знать как таблицу должны умножения.

                   На мостовой – не играть, не кататься,

                   Если ты хочешь здоровым остаться! (Слайд №16)

                  Любому пешеходу идти по переходу! (Слайд №17)

     

Незнайка: Какие вы грамотные пешеходы!

                Да, ребята, я запомнил

                Нужно слушаться без спора

                Указаний светофора

                Нужно правила движенья

                Выполнять без возраженья!

                                                                   С. Яковлев

                Большое спасибо вам, ребята!

                Мне ехать пора.

                До свиданья, детвора!

Инспектор: Сегодня, ребята, вы совершили хорошее дело – научили Незнайку соблюдать правила дорожного движения.

Инспектор: Чтобы не случилась и с вами беда

                   Помните правила эти всегда!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «В гости к Бабушке-загадушке» (с использованием оздоровительных технологий)

                                                        Сафиуллина Людмила Михайловна,

Интегрированное занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «В гости к Бабушке-загадушке» (с использованием оздоровительных технологий)

Задачи:

Закреплять представления детей о зиме

Развивать воображение: обогащать словарный запас, активно использовать эпитеты, учить строить связное речевое высказывание, составлять рассказ по картине, придумывая самостоятельный сюжет

Укреплять мышечный корсет спины и стопы

Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе

Вызвать удовольствие от выполненной работы

Словарная работа:

- бабушка - Загадушка

- снежный ком

- забавы

Оборудование:

- массажные коврики и дорожки разных видов

- кукла бабушка - Загадушка

- дуга

- "снежный ком"

- указка

- мольберт

- картина, разрезанная на 4 части

Предварительная работа:

- словесная игра "Я начну, а ты продолжи"

- разучивание физминуток

Литература:

- Учебно - методическое пособие "Зимние забавы" Автор: С.Б.Шарманова

- Журнал №3 - 2006 год "Ребёнок в детском саду"

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня нас в гости пригласила бабушка - Загадушка.

Хотите отправиться к ней? (Да).

Воспитатель: Но путь у нас будет не простой, нам придётся преодолеть много преград. Я думаю, что у вас всё получится. Отправимся мы по необычной, волшебной дорожке

(Дети проходят по массажным дорожкам)

По волшебной дорожке

Зашагали наши ножки

Волшебная дорожка

Подлечит их немножко

(Дети останавливаются)

Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, которая прикреплена к дуге. Снимает таблицу и читает:

- Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата,

Предлагаю вам сейчас

Мою загадку отгадать:

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой).

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это бывает зимой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Какие вы догадливые, молодцы, вот мы с вами и отгадали первую загадку бабушки - Загадушки. Отправляемся дальше.

(Дети проползают под дугами, шагают по извилистой дорожке).

По тропинке мы шагаем:

В рыхлый снег не наступаем.

Воспитатель: Ой, ребята, снова перед нами преграда (накрытый "снежный ком", на нём табличка с загадкой)

- По снегу покатите - я подрасту

На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком).

Воспитатель: Как вы догадались, что это снежный ком? Почему он пропадает, если его согреть на костре? (Потому, что снег тает от тепла).

Воспитатель берёт в руки "снежный ком", на котором записка - стихотворение:

- Падал, падал снег с утра,

То - то рада детвора! -

Не теряют ни минутки,

Во дворе и смех, и шутки

Нет прекрасней поры

Для весёлой детворы!

Воспитатель: Как вы думаете, чему же рада детвора? Почему автор пишет: "Нет прекрасней поры для весёлой детворы?

(Потому, что зимой можно поиграть в снежки, покататься на санках, на лыжах, на коньках).

Воспитатель: А вы любите играть? (Да).

Воспитатель: Давайте с вами поиграем с этим снежным комом. Игра называется: "Я начну, а ты продолжи".

Воспитатель с детьми играет в игру "Я начну, а ты продолжи", передавая "снежный ком" друг другу.

Воспитатель: Зима:(холодная, снежная, ветреная, морозная и т.д.)

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, пора отправляться дальше.

(Дети шагают по ребристой дорожке)

- 1, 2, 1, 2 - шагает дружно детвора

Шире шаг - не зевай

К бабушке - Загадушке не опоздай!

(Дети останавливаются возле столов, воспитатель снова обращает внимание детей на таблицу, читает)

- Молодцы же вы, ребятки!

Отгадали все загадки

1, 2, 3, 4, 5 - будем игры продолжать.

По командам разделитесь,

За столы скорей садитесь.

(Дети рассаживаются за столы, ноги ставят на массажные коврики)

- Мы на стульях посидим,

За осанкой последим

Чтоб согнулся позвоночник,

Мы, конечно, не хотим.

Воспитатель: А вот и наша бабушка - Загадушка, которая приготовила для вас игру. У каждого из вас на столах лежат картинки, т.е. части большой картины. Ваша задача состоит в том, чтобы вы рассказали, что изображено на каждой картине. Затем мы с вами соединим все части в одну целую большую картину и посмотрим, что у нас получится.

- Какое время года изображено на этой картине? (Зима).

- Почему вы решили, что зима? (Выпало много снега, дети слепили снеговика, люди одеты в тёплую одежду, дети катаются с горки, мальчики играют в хоккей, девочки катаются на коньках).

Воспитатель: Ну, вот каждый из вас рассказал, что изображено на картинках. Давайте попробуем из этих частей, маленьких картин собрать одну большую картину и посмотрим, что же у нас получится?

(Дети собирают общую картину, придумывают название "Зимние забавы").

Воспитатель: Вот такая у нас с вами получилась зимняя картина, по которой мы с вами попробуем составить один общий рассказ и расскажем его бабушке - Загадушке. Для того, чтобы рассказ был интересный, вы должны говорить полным предложением. Предложения не должны повторяться. Не забудьте описать всю красоту зимней природы. Я надеюсь, что у вас всё получится.

(Дети с помощью воспитателя составляют описательный рассказ по картине).

Примерный текст рассказа "Зимние забавы"

Наступила зима - любимое время года для детей. Выпало много белого, пушистого снега. Люди надели тёплую одежду и пошли гулять. По дороге они увидели большого снеговика. Вместо глаз у него вставлены чёрные пуговки, вместо волос и рук - сухие ветки деревьев.

Недалеко от этого снеговика с горки катались довольные Маша и Петя. Снегири и синички клевали семечки, которыми их угостили добрые ребята.

Вода в озере замёрзла и превратилась в прозрачный, как стекло, лёд. Мальчики взяли клюшки и пошли играть в хоккей. Настя и Валя с радостью катались на коньках. Рядом с ними бегала пушистая собачка, которая тоже была рада тёплому зимнему деньку.

Зима - прекрасное время года для забав

Воспитатель: Вот такой у нас с вами получился замечательный рассказ по картине.

Воспитатель предлагает детям по желанию рассказать свой описательный рассказ.

Воспитатель: Бабушке - Загадушке очень понравились ваши рассказы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

- За то, что вы справились со всеми заданиями бабушка- Загадушка награждает вас вот такими медалями: "Умник" и "Умница" (вручает каждому ребёнку).

Дети благодарят, прощаются с бабушкой - Загадушкой и уходят.



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

        

       Конспект непосредственно – образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей для детей старшей группы

Тема: «Необычное путешествие по сказкам»

Воспитатель:                                                                                                                      Сафиуллина

                                                                                                                  Людмила

                                                                                                                   Михайловна

2016 г.

Тема: «Необычное путешествие по сказкам»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная

Цель:

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через интеграцию детских видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представление детей о том, что существуют сказки, переведенные на разные языки;

- вызвать у детей интерес и желание посмотреть и послушать эпизод сказки на немецком и на русском языках;

- учить сравнивать и сопоставлять сказки, разговор на русском и немецком языках;

- формировать у детей основы нравственно – эстетической культуры.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, память, мышление, воображение;

- развивать умение импровизировать в выразительных движениях и мимике лица характер героев.

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, умение сопереживать, находить способы решения проблемных ситуаций;

- совершенствовать навыки работать в коллективе.

Словарная работа:

- понятие «немецкий язык»

Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, сюжеты мультфильма «12 месяцев» С.Я. Маршака на русском и немецком языках, электронная презентация игры «Найди лишнее», слайдовое сопровождение иллюстраций к сказке «12 месяцев», игрушка «Волк», «снежный ком», дуга.

Предварительная работа: Проект «Зимняя сказка «12 месяцев», чтение сказок разных народов, словесные игры «Назови сказки», «Наоборот»

Ход НОД

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас отправиться в необычное путешествие по сказкам.  Но, прежде, чем туда отправиться , напомните пожалуйста, что такое сказка?

Ответы детей: «Сказка - это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это занимательный рассказ, приключения» и т.д.

Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное -  реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.

Воспитатель: Сказки каких народов вы знаете?(Ответы детей)

- Какие по характеру бывают сказки? (Добрые и злые, грустные и смешные)

Воспитатель:

- Хотите отправиться в путешествие по сказкам? Но путь у нас будет не простой. В волшебной стране случаются разные превращения, неожиданные встречи. Нам придётся преодолеть много преград. Я думаю, что у вас всё получится. И так вперед, сказка всех нас ждет.

Дети идут с высоким подниманием ног.

-  По сугробам мы шагаем, в рыхлый снег не попадаем. (Останавливаются)

 Воспитатель обращает внимание детей на снежный ком» и листок с заданием:

1 задание: В сказку попадет тот, кто сказку назовет.

Словесная игра «Назови  сказку»

(Дети передают «снежный ком», называют сказки)

Воспитатель: вот мы и справились с первым заданием. Отправляемся дальше.

Физминутка

Мы шагаем по сугробам, по сугробам белолобым.

Подними повыше ногу, покажи другим дорогу.

(Останавливаются перед дугой, на которой висит листок со вторым заданием)

Воспитатель:  (Загадывает загадку):

На овчарку он похож, что не зуб то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть.(волк)

Воспитатель берет игрушку волка

Воспитатель: Каким в сказках бывает волк?

Ответы детей: злой, зубастый, серый.

Воспитатель:  Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Наш волк – добрый и он хочет с вами поиграть, а потом дорогу в сказку показать.

Игра «Наоборот»

Воспитатель: Я буду передавать вам волка и называть какое-нибудь слово, а вы  называйте слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

- Молодцы ребята, много слов разных знаете, справились с заданием.

Отправляемся дальше.

Идут друг за другом дальше,

По тропинке мы пойдем

В сказку все мы попадем.

                                                (Проходят, садятся на стулья).

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в стране сказок.

(На ЭКРАНЕ слайд №1 с изображением иллюстраций сказок «Теремок», «Красная шапочка», «Иван Царевич и серый волк», «Волк и 7 козлят», «12 месяцев», рассказ  Н.Н.Носова «Живая шляпа».

Игра «Найди лишнее»

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите все ли здесь верно? Есть ли здесь лишняя картинка? Какая и почему?(Вызывает ребенка, просит найти эту картинку и поместить на нее красное облачко. Лишняя картинка по рассказу «Живая шляпа», потому, что это не сказка, а рассказ Н.Н.Носова).

Воспитатель: Что объединяет все остальные картинки? (Во всех сказках присутствует один и тот - же герой волк).

Воспитатель: Во всех ли сказках волк одинаковый по характеру? Просит выбрать облачко желтого цвета и отметить сказку, в которой волк – добрый по характеру. Почему? (ребенок подводит желтое облачко к сказке «Теремок», потому что волк живет вместе со всеми и никого не съедает)

Воспитатель: У нас остались еще несколько облаков :3 зеленого цвета и 1 белого цвета:

- Какая из оставшихся сказок здесь лишняя, почему?

- В какое время года происходят события в сказках?  (Подводит к тому, что события во всех сказках происходят летом, а в сказке «12 месяцев» присутствуют все времена года. Просит подобрать облачко нужного цвета: к сказке «12 месяцев» - белое облако, ко всем остальным – зеленого цвета)

Воспитатель: Вот мы с вами и выполнили очередное задание. А сейчас нас волк приглашает в одну из сказок. Чтобы узнать в какую, вам необходимо отгадать следующую загадку.

12 братьев в их семье,

И с каждым мы знакомы.

Один приходит по весне,

Другой придет в морозы.

Кто любит стужу, кто тепло,

Но знаем точно мы одно,

Что каждый в гости к нам придет,

В подарок что-то принесет.

(12 месяцев)

- вспомните, почему она так называется ? (потому, что в ней герои – 12 месяцев)

На экране картинка эпизода сказки  «12 месяцев» «Встреча у костра»

Воспитатель: кого вы видите на экране? Перечислите их.

- Какие месяцы относятся к времени года «Зима», Весна», «Лето», «Осень» (Дети перечисляют)

- Что в подарок приносит каждое время года? (холод, вьюгу, тепло, солнышко, подснежники, ручейки и т.д.)

Динамическая пауза «Изобрази признаки времен года»

(Дети изображают признаки времен года).

Воспитатель: Вспомните, какие еще герои встречаются в этой сказке? Назовите их. (Мачеха, её дочка и падчерица)

Воспитатель: Хотите оказаться в этой сказке и встретиться с этими героями? Посмотрите 1 из эпизодов этой сказки.

На экране 1-ая заставка эпизода «Встреча у костра» русского мультфильма «12 месяцев». Дети смотрят его.

Воспитатель: С какими словами подошла девочка к «12 месяцам»? (Добрый вечер)

Воспитатель: Кто первым встретил девочку? (Зимний месяц)

Воспитатель: Покажите как и какими словами встретил девочку месяц Декабрь? (Дети кланяются произнося слова: «И тебе вечер добрый!»

Воспитатель: Какими словами можно описать этого героя? Почему? (Добрым, потому, что он встретил ее доброжелательно, предложил погреться у костра)

Воспитатель: Какие вежливые слова произнесла девочка месяцам? (Спасибо за тепло и за ласку)

Воспитатель: зачем пришла девочка зимой в лес? (девочка пришла в лес за цветами)

Воспитатель: кто ее отправил за подснежниками? (Мачеха)

Воспитатель: вспомните, как она попросила падчерицу сходить в лес? (грубо)

-  Изобразите её и произнесите эти слова.

(Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников.Завтра сестрица твоя именинница).

Воспитатель: Что ответила падчерица?( Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах).Воспитатель просит повторить детей эти слова.

Воспитатель: Что сказала в ответ сестра?

( Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка).

Воспитатель: какие по характеру мачеха и дочка?(недобрые, злые)

- Какая по характеру падчерица? (добрая, трудолюбивая)

Воспитатель: если бы девочка встретилась вам на пути, как бы вы помогли ей? (Ответы детей)

Воспитатель: хотите посмотреть и послушать как  месяцы помогли девочке?

(Включает отрывок сказки  на немецком языке.Дети смотрят)

Воспитатель: Что необычного в этой сказке? (В ней  говорят не на русском языке.)

Воспитатель: В нашей сказке произошло чудо. Герои заговорили на незнакомом нам языке. Называется он немецкий язык. Наши сказки смотрят и слушают дети в других странах. Для того, чтобы ее понять её перевели на немецкий язык. Хотите ли вы быть героями и переводчиками этой сказки на русский язык?

Тогда я предлагаю каждому из вас по желанию превратиться в героев этого сюжета и показать его.

(Дети одевают необходимую одежду, обыгрывают сюжет сказки)

Герои: падчерица – девочка, мальчики «месяцы» - январь, февраль, март.

Воспитатель: пошла девочка в лес.

Говорит молодой месяц : «Погоди, девочка, не спеши!

подошел к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час свое место.

Январь: (погладив свою длинную бороду):  я бы уступил, да не бывать апрелю прежде Февраля и марта.

Февраль(весь лохматый, с растрепанной бородой) :Ладно уж. Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Январь: Ну, будь по-вашему. (стукнул о землю своим ледяным посохом и передал меньшому брату, лохматому Февралю.)

Февраль: Ну, теперь твой черед, братец Март(отдал свой ледяной посох младшему братуи сказал:

Взял младший брат посох и ударил о землю.Смотрит девочка этоуже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко:

- Разбегайтесь, ручьи,

 Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Март: Что же ты стоишь?Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

(Набрала девочка полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.Но не успела она поблагодарить)

Воспитатель: Почему девочке довелось встретиться сразу с двенадцатью месяцами? (Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом).

Воспитатель: Какую пословицу о добре мы можем сказать посмотрев все отрывки мультфильма.(Дети произносят пословицы о добре)

- За добро всегда добром платят. И др.

Воспитатель: Запомните эти пословицы,  не забывайте и придерживались их в жизни.

- Вам понравилось наше путешествие? Чем оно было необычным?(Ответы детей)

Воспитатель: и нашему путеводителю волку тоже понравилось, он хочет вместе с вами отправиться в детский сад и поселиться в нашем театральном уголке. Возьмем его с собой?

Друг за другом мы пойдем,

В детский садик попадем!



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

        

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Рисуем сказку для малышей».

(Знакомство с художниками-иллюстраторами).

 (старшая группа)

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                           Сафиуллина Л.М.

2015 г

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Рисуем сказку для малышей».

(Знакомство с художниками-иллюстраторами )

      Задачи:

- Познакомить детей с книжной графикой,  художниками – иллюстраторами Е. Рачёвым, Ю.   Васнецовым, Е. Чарушиным.

-  Побуждать детей к выделению выразительных средств, характерных для изобразительной манеры художников (цвет, украшения, позы, движения и пр.) .

- Развивать детское изобразительное творчество, умение самостоятельно задумывать содержание рисунка в соответствии с темой.

- Развивать умение детей выбирать изобразительные материалы и композицию по рисованию одного из эпизодов сказки.

- Формировать качества личности:  отзывчивость, желание сделать приятное.

- Воспитывать уважение к людям творческой профессии – «художник»

    Материал:

Выставка книг с иллюстрациями Е. Рачёва, Ю. Васнецова, Е. Чарушина. Портреты художников Е. Рачёва, Ю. Васнецова, Е. Чарушина. Акварельные краски, цветные карандаши, мелки, фломастеры, тонированная бумага. Макеты облака и домиков.

Предварительная работа: Знакомство с книжной графикой, с творчеством художников – иллюстраторов:  Е. Рачёв, Ю. Васнецов, Е. Чарушин. Рассказывание сказок.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в волшебную страну сказок? Путешествовать мы с вами отправимся на облаке. (Дети берутся за дождевые нити. Звучит песня «Облака»).

- Посмотрите, перед нами книжный городок. Интересно, что за книги здесь живут? (Дети рассматривают книги).

- Я вижу, что вы встретили знакомые вам книги. Вам нравятся они? (Да). Почему? (Ответы детей). 

- Что в первую очередь привлекает ваше внимание? (Яркие картинки). Как называются рисунки в книгах? (Иллюстрации). Кто их создаёт? (Художники – иллюстраторы). Для чего нужны иллюстрации в книге? (Чтобы можно было понять, как выглядят герои, что они делают).

 - Можно ли, глядя на рисунки, догадаться, о чём говорится в книге? (Показываю иллюстрации в 2-3 книгах. Дети высказывают предположения о содержании сказок) .

- Каких известных художников-иллюстраторов вы знаете? (Евгений Рачёв, Евгений Чарушин, Юрий Васнецов)

Игра «Узнай художника – иллюстратора». (Дети должны назвать художника и найти книгу с его рисунками) .

- Отгадайте, о каком художнике идёт речь, и покажите книги, которые он иллюстрировал.

С детства этот художник очень любил природу, а дома у него был настоящий зоопарк. Мальчику нравилось наблюдать за животными и рисовать их. И когда он вырос, то стал художником-анималистом. (Е. И. Чарушин)

- Покажите мне, пожалуйста, иллюстрации Евгения Чарушина. (Находят и показывают). Как художник изобразил своих героев? Цвета - не яркие (коричневый, серый, чёрный, бледно-оранжевый, поза - сидят, лежат, стоят, объём - штрихи, пушистость; нет контура; нет оформления - естественная среда, как бы портрет животного.

- С работами этого художника вы встречаетесь, рассматривая книги со сказками. Животные у него одеты в народные костюмы. (Е. М. Рачёв).

- Какие из этих иллюстраций нарисовал Евгений Рачёв? (дети показывают).

- Какими средствами выразительности пользуется этот художник? (поза - сидят, стоят, ходят на двух ногах, как человек; жесты - лапа поднята, подбоченился, глаза прищурены; на туловище одежда; цвета - яркие, многообразие) .

- Этот художник иллюстрировал сказки и потешки. Его рисунки напоминают нарядные дымковские игрушки. (Ю. А. Васнецов).

- Где же здесь иллюстрации Юрия Васнецова? По каким средствам выразительности вы их отличили? (цвета - яркие, многообразие; поза – стоят, сидят, шагают; рисунок - сказочный; декоративность оформления - цветы, кружочки.)

 

Игра «Изобрази сказочного героя»

(воспитатель предлагает детям встать в  круг по очереди изобразить сказочного героя, другие дети угадывают)

Физминутка

Дети изображают сказочных героев по желанию

- Ребята, а вы знаете сказки, где героем является медведь? (Ответы).

- Эти сказки вам рассказывали, когда вы были ещё маленькими. Сегодня я разговаривала с воспитателем младшей группы. Она скоро будет рассказывать своим детям сказку «Три медведя». Давайте сделаем младшим детям сюрприз, оформим книгу с иллюстрациями к этой сказке. А для этого нам надо стать художниками-иллюстраторами. Согласны? Как же работает художник - иллюстратор? Сначала он несколько раз читает книгу, стараясь представить место, где происходит действие, как могут выглядеть персонажи, какой у них характер. Делает зарисовки, продумывает оформление книги, расположение рисунков, шрифт. Затем текст и рисунки объединяются и в типографии превращаются в книгу.

Ребята, выберите себе любого цвета  бумагу и продумайте композицию рисунка (как расположить лист бумаги). Здесь лежат знакомые вам разные художественные материалы и принадлежности для рисования. Вам надо вспомнить свою любимую сказку, любимого героя и нарисовать какой- то эпизод. Не забывайте про разную технику рисования, про передний и задний план.

(Звучит тихая, спокойная музыка, дети рисуют.)

Выбираем самую красивую иллюстрацию для обложки и оформляем книгу для малышей.

Наше путешествие подошло к концу, но обитатели книжного мира всегда будут рядом, даря вам новые впечатления и знания.

А сейчас, ребята, пришло время возвращаться. (Дети на облаке возвращаются в детский сад) .



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

Познавательное занятие

 для

неорганизованных детей

Воспитатель:

Сафиуллина Л.М.

2017 г.

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель:

Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.

- Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

- Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Словарь:

 Семена, хлебные колосья, пшеница, рожь, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай.  

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

- презентация «Откуда берется хлеб», домик, серия сюжетных картинок с изображением сельскохозяйственной техники, каравай, колосок,  семена пшеницы, ,  мука пшеничная, хлебобулочные изделия; костюм петушка, , веник.

Для игры «Перевези зерно на мельницу» - 2 машины, мешочки по количеству детей.

Раздаточный:

-  доски, стеки, салфетки, колоски пшеницы (картинки) для игры «Собери колоски»,                                  

ХОД

(Дети входят в зал, где их встречает Хозяюшка, в руках держит каравай)

Здравствуйте,  друзья!

Рада встрече с вами я!

Проходите, не стесняйтесь и места все занимайте!

- Хотите узнать , чем принято гостей встречать? Отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет. (Хлеб, каравай) (Открывает салфетку, обращает внимание на каравай)

- Хотите узнать, откуда к нам хлеб на стол приходит. Предлагаю  вам отправиться в сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте!

Жили-были два мышонка, да петушок Голосистое Горлышко.

(Появляются петушок и два мышонка.)

Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил.

Петушок:

- Ку – ка – ре – ку!

Хозяюшка:

А потом принимался за работу.

(Петушок подметает двор)

Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.

(Мышата пляшут под музыку.)

Мышата:

Пи – пи – пи!

Хозяюшка:

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок:

Кукареку! Мышата, бегите сюда, посмотрите, что я нашел!

Мышата:

А что это?

Петушок:

Это пшеничный колосок!

(Петушок показывает пшеничный колосок)

Хозяюшка:

Дети, посмотрите, какой колосок! А где же вырос колосок?  Как вы думаете? Кто и как его посадил? Вы хотите узнать?

(Берет в руки ведерко, в котором пшеница.)

Отгадайте, что у меня в ведерке?

В землю тёплую уйду,                

К солнцу колосом взойду.

В нём таких, как я,

Будет целая семья.

                               (семя пшеницы)

(Показывает детям семена пшеницы)

Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! Вот из них и вырастает вот такой колосок.

Хозяюшка: Хотите проследить путь зернышка и  вместе с ним отправиться в путешествие? Чтобы зернышку попасть в землю, ее надо подготовить . И для этого выходят в поле трактора.

- Пашут землю трактора. (Слайд №1 «Пахота»)

Сейчас мы с вами будем в роли тракторов.

Что будем сейчас делать (землю пахать).

Тогда поехали.

Физминутка «Трактора».

Тара – тара – тара  - ра.

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Чтобы хлеб засевать.            (Дети «едут» по залу, садятся на стулья)

- Какие молодцы пахари.

- Сначала пашет землю трактор  с плугом, а затем выходит трактор – с сеялкой (Слайд №2)

- В далекие времена, когда не было тракторов в поле выходили люди и своими руками сеяли зерно в землю. Их называли сеятели  (Слайд №3 «Сеятель»)  На шее весит лукошко, на ногах необычная обувь лапти. Вот почему и называют механизм сеялкой от слова сеять .

Физминутка

Сею – вею – посеваю,

В землю зёрнышки бросаю. (Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо) 

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают) 

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Вот поднялся росток, вырос в поле колосок . (Садятся на стулья)

- Посмотрите какое огромное поле пшеницы (Слайд  №3 «Поле»)

- Нужно ее собрать и для этого на помощь выезжает в поле другой комбайн ? (Слайд №4 «Жатва») Что он делает? Жнет  колоски, обмолачивает зерно и другой комбайн (Слайд №5) выгружает его в кузов машины.

Для уборки урожая

На поля он выезжает.

И за несколько машин

Он работает один.  

- Но не все колоски может собрать комбайн. И тогда на помощь выходит человек, который бережно собирает оставшиеся колоски. Соберем  с вами колоски?

Эстафета «Собери колоски»

Дети выстраиваются в 2 колонки и переносят «Колоски « из бумаги.)

- А что же с ними происходит дальше посмотрим  сказку.

Петушок:

- Круть, Верть, что же мы будем делать с колоском?

Мышата:

 - Нужно его обмолотить.

Петушок:

- А кто будет молотить?

Мышата:

- Только не я!

 -Только не я!

Петушок:

- Ладно, я обмолочу.

Хозяюшка:

И принялся петушок за работу. А мышата стали играть в лапту.

(Петушок клювом выбивает зёрнышки.)

Петушок:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

(петушок показывает мешочек)

Хозяюшка:

Вот молодец петушок, сколько у него зерна в мешке.

А куда нужно отвести зерно? На мельницу.. (Слайд №6 Мельница» ) 

- А раньше были мельницы ветряные (Слайд №7)

- Посмотримте какие  у неё большие крылья.  Что делают на мельнице?  (мелят зерно  из зерна  получают муку).

Едет зерно на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Петушок:

- А мне кто поможет отвезти зерна на мельницу?

 Мышата:

- Мы тебе с ребятами поможем!

Хозяюшка:

Ребята, поможем  отвезти мешочки с зерном?

Игра «Перевези зерно на мельницу».

( Дети делятся на две команды, на машинах возят мешочки с зерном на «мельницу».)

Петушок уходит.

Хозяюшка: Куда понёс Петушок зернышки? (Петушок понёс зерно на мельницу.)

Выходит петушок

— Петушок, петушок

Ты где был?

— На мельнице.

— Петушок – золотой гребешок!

Что там делал?

— Муку молол.

— Петушок - петушок

Что из муки пек?

— Прянички.

— Петушок – петушок,

С кем прянички ел?

— Один.

— Не ешь один! Мы тоже хотим!

- Могу вам муки дать протягивает пакет с мукой)

Хозяюшка: Посмотрите какую муку намололи на мельнице. Какая она белая, пушистая.

 - Что из нее нужно сделать, .чтобы испечь хлебобулочные изделия ? Замесить тесто.

Петушок: А кто будет тесто месить?

Мышата: Мы с ребятами.

 Игра «Месим, месим тесто»

Месим, месим тесто

Есть в печи место

Испечем мы пирожки

Перекладывай,  пеки.

\Хозяюшка: Вот какое тесто получилось .  Испечем изделия? Предлагает из соленого теста слепить пирожки. Дети лепят. Затем «выставляют в печь»

Хозяюшка: Пока наши пирожки пекутся, споем  песенку

Песенка «Я пеку, пеку, пеку…»

Хозяюшка: Пока наши пирожки пекутся,  расскажите, как нужно относиться к хлебу (не крошить его за столом, не разбрасывать хлеб, не играть хлебом)Вот видите, ребята, какой долгий путь прошло зёрнышко  от колоска до хлеба,  как много труда надо приложить, чтобы  хлеб был на столе.  Поэтому вы должны бережно относиться к хлебу

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

- Ну вот, наши изделия и испеклись. Предлагает покушать настоящие пирожки.  Петушок и мышата прощаются и уходят, Хозяюшка приглашает в гости в следующий раз.

Понравилось вам  побывать в сказке? Как  мы назовем эту сказку?

Литература:

А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!» Москва, «Баласс, 2006.

Л. А. Кондрыкина «С чего начинается Родина?», Москва, «Творческий центр», 2005.

И.А. Морозов, М.А.Пушкарёва «Коррекционно – развивающее обучение», Москва, «Мозаика - синтез», 2007.

Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей», Москва, «Творческий центр», 2007.

А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий», Воронеж, «ТЦ Учитель», 2005.

З.А.Ефанова «Развитие речи. Дополнительные материалы.», Волгоград, «Корифей»,2010.



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 п.г.т. Смышляевка

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад»

        

Конспект  прогулки

в подготовительной к школе группе

(в форме игры «Квест»)

Тема: «На помощь весне»

Воспитатель:

Сафиуллина Л.М.

2017 г.

Конспект занятия - прогулки

в подготовительной к школе группе «Гномики»

в форме игры «Квест»

Тема: «На помощь весне»

Цель: закрепить ранее полученные  знания о весне.

Задачи:

- развивать умения детей наблюдать изменения в живой и неживой природе, рассуждать, сравнивать;

- формировать умение видеть красоту неба;  устанавливать причинно - следственные связи;

- развивать творческое воображение;

- продолжать знакомить  с весенними приметами;

- прививать интерес к природе, к жизни растений и животных;

- воспитывать в детях доброжелательность, желание помогать , дать возможность ощутить свою причастность ко всему происходящему в природе, почувствовать себя частью природы.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, чтение стихов и рассказов  русских писателей и поэтов о весне, разучивание игры «Веснянка», загадок, примет о весне, игра «Ручеек»  

Материал и оборудование:

- конверт – письмо от «Весны»  на веревочке, маленький массажный мячик, листы с буквами и заданиями:

1 листок: буква «К» , с обратной стороны указание:  «Чтобы 2 - ое задание найти, нужно парами к веранде пройти», ватман с изображением 3 кругов со схематическим  изображением примет весны, 2 - ой листок с буквой «Л».С обратной стороны 3 задание: «Чтобы следующую подсказку взять,  предлагаю вам в игру «Веснянка» поиграть и  весенние приметы показать», листок с изображением буквы « А»: «Хорошо вы поиграли, в игре приметы показали и в награду вам даю еще одну букву»,  с обратной стороны листа изображение мяча, внутри которого изображен знак вопроса и 4 задание: (Наблюдение за погодой): «Вам необходимо в круг встать, мяч друг другу передать и о сегодняшней погоде рассказать», лист с буквой «Д», на котором  с обратной стороны изображение предметов: лопата, лейка, веточка вербы с корнями.  

Используемая литература:

- «Организация деятельности детей на прогулке» (подготовительная группа) \авторы – составители: Т.Г. Кобзева, кандидат педагогических наук, И.А.Холодова, Г.С. Александрова Издание 2-е Издательство «Учитель» Волгоград

Ход :

         Выходя из группы  воспитатель обращает внимание детей на письмо: -  Посмотрите  к нам сегодня пришло письмо.

- От кого письмо пришло, вы хотите узнать? Пройдем на наш участок. Дети встают в круг.

- От кого письмо, чтобы узнать,

  Надо постараться вам загадку  отгадать.

Загадка:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (Весна)

- Что такое весна? (Это время года)

- Это письмо от Весны. Как вы думаете о чем же может писать нам весна? (ответы детей)

- Хотите узнать? Зачитывает письмо:

 - «Дорогие ребята! Я – Весна – прошу вас помочь мне освободить землю от влаги, грязи. Уже заканчивается второй мой месяц, а у нас  земля не прогревается. В этом вам помогут магические кристаллы, которые  действуют в руках только тех детей, которые обладают хорошими знаниями о природе, стремятся беречь ее. И обязательно эти дети должны быть дружными, доброжелательными и всегда готовыми прийти на помощь. Сокровища спрятаны на территории детского сада. Я приготовила вам загадки, подсказки, которые нужно добыть. Очень верю в вас! Ваша Весна!» Чтобы до сокровищ дойти, нужно выполнить задания по пути.

- Готовы прийти на помощь Весне?

- Чтобы 1- ое задание найти, нужно парами к  названному дереву подойти.  А что это за дерево вы узнаете отгадав загадку.

Загадка:

Тонкая красавица, косы распустила,

Зеленые веточки до земли спустила. (Ива)

Дети с воспитателем подходят к дереву – ива. Все рассматривают крону, кору, веточки. Воспитатель снимает листок с вопросами:)

- Чем ива отличается от других деревьев? Почему иву называют плакучей?

 - Чем служит кора для дерева? (выполняет защитную функцию).

- Есть ли кора на молодых веточках? (Есть, но тоненькая)

- Что еще есть на веточках? Во что они превратятся?

- Какие еще вы знаете деревья? На каком дереве ягоды остаются на зиму? (на рябине)

- Можно ли ломать деревья? Почему? (Деревья поглощают пыль, выделяют кислород, защищают воздух от грязи)

- Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились и за это в награду вы получаете мою первую подсказку. (Воспитатель переворачивает листок с буквой « К», дети называют букву, затем воспитатель читает следующее задание )

- Чтобы 2 - ое задание найти, нужно парами к веранде пройти.

2 задание:

(Обращает внимание на ватман с изображением 3 кругов со схематическим  изображением примет весны.

- Что бы это значило? (3 месяца)

- Назовите  месяцы весны. Вспомните, какие изменения произошли в природе в марте, в апреле и что будет происходить в мае?  Расскажите стихотворение или загадайте загадки о месяцах?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц ...(Март)

 Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

- Какой у нас сейчас месяц?  Назовите  поговорки и пословицы:

- «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»;

- «Март неверен: то плачет, то смеется»;

- «Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок»;

- «Одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету»;

- «Если воробьи маленькими стайками перелетают с места на место – будет сильный ветер, а если большими стаями – то будут стоять погожие деньки»;

Воспитатель: со вторым заданием вы справились и за это получаете  подсказку (переворачивает листок, прикрепленный в углу ватмана,  показывает  букву «Л», читает 3 задание:

- Чтобы следующую подсказку взять,  предлагаю вам в игру «Веснянка» поиграть и  весенние приметы показать.

Игра  «Веснянка».

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Ход игры:

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки). 

Золотое донышко.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу). 

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу). 

А сугробы тают, тают, (медленно приседают). 

А цветочки подрастают, (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель достает третью подсказку - листок с изображением буквы « А « , сначала читает:

- «Хорошо вы поиграли, в игре приметы показали и в награду вам даю еще одну букву», затем показывает букву и с обратной стороны  изображение мяча, внутри которого изображен знак вопроса.

- Что здесь изображено?  (Мяч и вопрос)

- Что бы это значило? Воспитатель выслушивает ответы детей, читает задание :

4 задание (Наблюдение за погодой):

- Вам необходимо в круг встать, мяч друг другу передать и о сегодняшней погоде рассказать.

(берет массажный мяч, предлагает детям выйти из веранды, встать в круг, задает вопросы)

- Какая сегодня погода? Как вы определили? (Дети отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения)

- Какие сегодня облака? Напомните какие бывают облака? (кучевые, перистые, слоистые).

Упражнение «На что похожи облака?»

- Превратите наши пальчики в подзорные трубы, посмотрите на облака и скажите на что они похожи? (каждый ребенок высказывает свое виденье)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с третьим заданием. За это вы получаете следующую подсказку букву « Д». (Предлагает собрать слово. Дети читают слово «Клад»)

- Как же и где нам его найти? (Ответы детей)

Обращает внимание на лист с буквой с обратной стороны, на которой изображение предметов: лопата, лейка, веточка вербы с корнями.

- Как вы думаете, чтобы это значило? (Нам нужно потрудиться, весной сажают деревья)

- Что для этого необходимо? (Солнце, воздух, вода) Да, и мы с вами сегодня тоже посадим веточку вербы, которая у нас с вами стояла в группе и пустила корни, из которой впоследствии что вырастет ? (дерево).

- Это дерево  будет о вас напоминать, та как вы в этом году пойдете в школу. И для того, чтобы найти место, где нам посадить эту веточку, нам подскажет игра «Ручеек».

Воспитатель предлагает встать детям в пары в нужном направлении. Дети постепенно приходят к месту посадки,

где зарыт клад и общими усилиями его откапывают. На нем записка «Прежде, чем кристаллы получить, надо веточку посадить». Дети с воспитателем сажают веточку вербы, затем образуют круг. Воспитатель сообщает о правилах пользования им:

- кристалл нужно направить под солнечный лучик. Если кристалл сверкает и искрится, то значит,  он действует и начал пригревать землю. Воспитатель благодарит детей от имени Весны.

В конце прогулки предлагает встать  в круг ответить на вопросы:

- Что нового узнали на прогулке?

- Что взяли для себя полезное?

- Какое доброе дело совершили?

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста»

на тему:

«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры»

«Путешествие в тундру»

в подготовительной к школе группе

время обучения с 13 по 17 февраля 2017 года

                                   

                                    Выполнила :

    Сафиуллина Людмила Михайловна,

Воспитатель стр. п. «Детский сад» ГБОУООШ №2

п.г.т. Смышляевка Волжский район Самарская область

Самара, 2017 г.

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие в тундру»

(путешествие)

Подготовительная к школе группа

Тема недели:«Мир вокруг нас»

Задачи:

  1. Познакомить детей  с природными условиями и обитателями тундры (птицы, животные), растительным миром (деревья, ягоды, грибы).
  2. Установить взаимосвязь  между климатическими условиями и образом жизни людей. («Познавательное развитие»)
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Развивать связную речь, обогащать словарный запас: тундра, ханты, манси, ненцы, пастбище, стойбище,  (« Речевое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: музыкальное упражнение «путешествие» под музыку; слушание звука вьюги, метели, экспериментирование; игра «Угадай, кто кричит?», физминутка.

- наглядные: демонстрация наглядных пособий (игрушка – самоделка «кукла», слайды);

- словесные: рассказ и беседы о природных условиях и обитателях Тундры, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, комментирование, пояснения, выводы.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный

- поделка – кукла (изображение жителя тундры), экран, ноутбук, проектор, мультимедийное пособие «Тундра», музыкальный центр, аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру», «Звуки птиц».

Раздаточный материал.

Оборудование для эксперимента:

- воронки с землёй;

- мерные стаканчики;

- кружки;

- ёмкость с водой;

- палочки по 25 см с метками.

Содержание:

Дети находятся в группе. Воспитатель вносит в группу самодельную куклу «Хантыйку».

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришла необычная гостья.

- Кто это? Она похожа на другие куклы? (ответы детей) 

- Посмотрите и сравните их. Чем они отличаются?  (внешним видом, одеждой)

Эту  куклу зовут Рая и представляет она народ, который носит название «Ханты» . Хотите узнать где и как они живут? Что нам необходимо сделать , чтобы ответить на этот вопрос?

Для этого наша гостья  приглашает вас отправиться в путешествие. А куда и на чем вам поможет узнать веселая песня.

(включает аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру». Дети имитируют движения согласно текста. Воспитатель включает слайд №1 с изображением тундры и звук вьюги, метели.

- Как вы думаете, куда мы попали? Как называется эта природная зона?

Эта природная зона называется «тундра», где можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. Слайд №2 (изображение северного сияния).

- Из-за сурового климата здесь живут  только те только  растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.

В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками Слайд №3, травой, которая называется «ягель» Слайд №4, различными мхами Слайд №4. (Просит повторить названия)

Основную массу растительности тундры составляют кустарники. Одними из таких кустарников являются «карликовая береза» и «полярная ива». Слайд №5

- Посмотрите, чем они отличаются от деревьев, которые растут у нас? - Они низкие, каждый листочек покрыт словно мхом, белыми волосинками.

Почему они называются карликовыми?

- Как вы думаете, могут ли в тундре расти овощи и фрукты? Почему? А грибы? Но несмотря на холодное лето, суровый климат здесь растут как грибы (слайды №6, с изображением грибов -  моховик, белый гриб, Слайд №7 - мухомор)

- Какой из этих грибов вам знаком? Мухомор – это съедобный гриб? Для человека это гриб не съедобный, но не смотря на это уничтожать его не надо, так как им питается один из жителей тундры (Слайд №8) Назовите его – олень.

Также не смотря на суровый климат и прохладное лето здесь расту и  ягоды, которые выдерживают морозы.

Вот ельник мохнатый

Мхом зеленым богатый.

А черники тут черной,

Как насыпано, словно!

Собирай, не дави,

Да с корнями не рви.

Из-за кочки на снежной опушке

Торчат любопытные ушки.

Не мышки и не лисички,

Зеленые листья брусники.

Укрыла я снегом кочку,

Не видно теперь ни листочка.

Брусничка, спи под подушкой,

А то отморозишь ушки.

Ягода  клюква на болоте росла

И красна, и кисла, и вкусна.

Бежит по дорожке

Царевна – морошка.

В оранжевых туфлях

На босую ножку,

В оранжевой блузке,

В цветном сарафане

По тропочке узкой.

Там, где роща лесная тениста,

Где земля кочковата и мшиста,

Голубика роскошно растет –

Так и просится ягода в рот.

  - А вы хотите собрать ягоды? Одна из ягод растет на болоте . Напомните мне, как она называется? Пойдемте ее соберем.

                                                       Физминутка

На болоте нет дороги,

Не спеши, гляди под ноги

Мхом покрыты островки,

Ямки, кочки, бугорки

(дети идут змейкой по импровизированным кочкам)

Все колышется и дышит,

Каждый шаг болото слышит.

(наклоны вправо, влево)

Если я на кочку  - скок

Кочка всхлипывает – чмок.

(прыжки с кочки на кочку)

Приседаю шумно –о-ох!

Я шагнула – плавный вздох.

(глубокий вдох и выдох).    

- Собрали ягоды послушайте . Присаживайтесь, отдохнуть, послушайте, что это за звуки?

Включает звук голосов гусей, журавлей и др. Проводит игру «Угадай, кто кричит?», Угадай, кто это?» ( Слайды №9 – 12 с изображением белого журавля, тундрового лебедя, кулика. Белой куропатки и белой совы)

- Как вы думаете какие животные еще живут в тундре?

Лось, белка, заяц, волк, белоснежный песец, но больше всего здесь можно увидеть оленей. Их разводят  народы, населяющие тундру, - «Ханты», «Манси», «Ненцы». Как называется их профессия? Оленеводы.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм – идут дальше, а за ними оленеводы. . Живут в стойбищах, в чумах (Слайд) То место, где живут оленеводы, называется стойбище.

- Еще в тундре есть очень много загадочных мест. Как они называются, отгадайте загадку.

Там комарики звенят,

Цапли важные стоят,

Там гуляют журавли,

Много там сырой земли.

 (Слайд с изображением болота)

- Между кочками поблескивают небольшие зеркальца воды, торчат пучки зеленой и сухой травы, темнеют полусгнившие коряги. Хотите узнать, как образуются болота? Рая предлагает вам отправиться  в небольшую лабораторию

Предлагает провести  эксперимент.

На столе находятся две банки с воронками, в воронках земля. Потрогайте землю руками и скажите, одинаковая ли она? (ответы)

- Чем она отличается? (В первой воронке земля теплая, мягкая, рыхлая. А во второй холодная, «твердая, как камень», замершая).

- Теперь в каждую воронку вам надо налить одинаковое количество воды. У вас на столе находятся две пластмассовые, темные  кружки. Можно ли через пластмассу увидеть одинаково ли количество воды в кружках? (ответы)

- Подумайте и скажите, с помощью чего мы можем отмерить равное количество жидкости? (ответы и варианты детей)  Я вам предлагаю использовать мерные стаканчики.

Дети отмеряют по три мерных стаканчика в каждую кружку.

- Как вы думаете, что должно произойти, когда мы этой водой польем землю в воронках? (ответы детей)

Предлагает проверить. Налейте воду в воронку, где земля мягкая. Что произошло?

- Вода просочилась сквозь землю и капает в банку.

- А теперь налейте воду в воронку, где земля замерзшая. Так же быстро вода просачивается внутрь? Почему вода осталась на поверхности? Ответы детей:

Вывод – через мерзлую землю вода плохо уходит вглубь.

Вот так и  на Севере – в Тундре за длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой земли. И вода так же, как и в случае с промерзшей землей в воронке не может просочиться вглубь, ей мешает сильно промерзшая, ледяная земля. Так  образуются болота.

- Чем природа Тундры похожа и чем отличается от природы нашей климатической зоны?

- Что нового вы узнали?  Что было самое интересное? Поблагодарим нашу гостью, которая пригласила нас в такое увлекательное  путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.