Разработки уроков

Муслимова Иразибат Гасановна

Предварительный просмотр:

 Конспект   урока литературы в 5 классе.

Тема:  Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

Цель:

совершенствовать умение выразительного чтения, повторить

особенности выразительного чтения (средства, требования, технику, паузы и т.п.); научить учеников выразительному чтению поэтических произведений и закрепить эти знания во время проведения конкурса на лучшего декламатора поэзии; развивать устную речь школьников, память, навыки выразительного чтения поэтических произведений; обогащать словарный запас; оказывать содействие развитию декламаторских способностей; воспитывать у учеников этические и эстетичные вкусы, пунктуальность; любовь к слову, родному языку, народу, стране; прививать интерес к результатам собственной работы.

 

Тип урока:       усвоение новых знаний.

 

Оборудование:   портреты поэтов X I X веков; репродукции пейзажей русских художников; аудиозапись  стихов и песен; учебник, тетради по литературе.

 

Оформление:  презентация (4-5 слайдов) "Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой )

  1. Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Ф. И. Тютчев

1. Орг. Момент.   Создание позитивного настроя. 


Звучит музыка. На экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов. 

-Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских художников? 

-Любите ли вы стихи?

-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока и цель.

Что вам необходимо будет сделать, чтобы достичь намеченного?

II .  Актуализация опорных знаний в форме беседы по вопросам.

Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.

-Ваше любимое время года?  Можете ли вы с помощью стихов рассказать о нём? Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы слушатели почувствовали, что вы действительно любите это время года. (Выразительно читать стихотворение)

 

         Что мы понимаем под выразительностью чтения?

         Какие средства выразительного чтения вы знаете? (эпитеты, олицетворения)

         Чем должен обладать чтец во время выразительного декламирования произведения перед аудиторией ?

         Для чего необходимо знать специфику техники выразительного чтения?

         Какая роль предоставляется разделительным знакам во время выразительного чтения?

         Почему в процессе чтения нужно придерживаться пауз?

         Как по вашему мнению, для чего чтецу во время выполнения того или другого произведения необходимо почувствовать, понять и воспринять его сам текст, его героев?

         Какое значение отводится интонации во время выразительного чтения?

 

III .   Работа в группах. 

Давайте теперь  критерии для оценки выразительного чтения. Послушайте образец выразительного чтения

 (работа с фонохрестоматией)

(Обучающимся предлагаем обсудить критерии оценки выступления. Бальная система от 1до 12 баллов)

1.       Знание текста.

2.        Техника речи: чёткая дикция (произношение слова, правильное ударение)

3.       Логика чтения ( логические ударения, паузы, сила голоса, высота, темп, ритм).

4.       Эмоционально – образная выразительность (сопереживание,  интонация, словесное рисование, поза выступающего).

Критерии оценивания.

 Участие в конкурсе предлагается принять всем ученикам класса. По предложению школьников класса избирается жюри, которое будет оценивать конкурсантов по 12-балльной системой по таким позициям: умение держать себя перед аудиторией, выразительность, четкость; грамотность, любопытство избранной поэзии, ее актуальность; артистизм, соблюдение интонаций, пауз, разделительных знаков, тембр и т.п.

IV .  Музыкальная загадка.

Нашим помощником следующего этапа будет композитор Антонио Вивальди  и его музыкальные произведения из цикла «Времена года».  Послушайте музыкальные отрывки и попробуйте определить, о каком времени года нам пытается с помощью музыки рассказать композитор.

V . Конкурсное  чтение и обсуждение.

VI . Рефлексия.

Заполнение листа блиц- опроса на знание литературоведческих терминов.

 

1.       Поэтические произведения, передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________

2.       Повторение ударных и безударных слогов в слове ___________

3.       Созвучие окончаний стихотворных строк____________________

4.       Вид художественных произведений: роман, повесть, поэма______

________________________________________________________

5.       Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления_____________________________________________

6.       Яркое образное выражение, озображающее предмет или явление

__________________________________________________________

VII . Заключительное слово учителя.   
Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Давайте обратимся к рисункам, которые были созданы к звучащим сегодня стихотворениям.

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется она не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.Постарайтесь же стать такими!

VIII . Домашнее задание.

 Проект:

Подобрать стихотворения о временах года ,  природе поэтов 20 века , проиллюстрировать их и  подготовить чтение наизусть самого любимого стихотворения.

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение листа блиц- опроса на знание литературоведческих терминов.

 

1.       Поэтические произведения, передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________

2.       Повторение ударных и безударных слогов в слове ___________

3.       Созвучие окончаний стихотворных строк____________________

4.       Вид художественных произведений: роман, повесть, поэма______

________________________________________________________

5.       Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления_____________________________________________

6.       Яркое образное выражение, озображающее предмет или явление

__________________________________________________________

 

 

 

                Заполнение листа блиц- опроса на знание литературоведческих терминов.

 

1.       Поэтические произведения, передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________

2.       Повторение ударных и безударных слогов в слове ___________

3.       Созвучие окончаний стихотворных строк____________________

4.       Вид художественных произведений: роман, повесть, поэма______

________________________________________________________

5.       Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления_____________________________________________

6.       Яркое образное выражение, озображающее предмет или явление


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

Слайд 2

И. А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер...» Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Знакома ли вам ситуация, которую описывает в стихотворении И. А. Бунин?

Слайд 3

И. А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер...» — Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение? — Как вы можете охарактеризовать ритм стихотворения? — Найдите эпитеты. Какое впечатление они оставляют? Какой из эпитетов повторяется дважды? — Обратите внимание на рифмы. Первая и третья строки в строфе не рифмуются. Какое впечатление у слушателя вызывает такое построение строфы?

Слайд 4

Дон-Аминадо.

Слайд 5

Дон-Аминадо. «Города и годы» 1. Какое впечатление производит стихотворение? Какое настроение вызывает? 2. Какие картины рисует поэт? 3. Какие изобразительные средства использует поэт? (Дети назовут: эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, звукопись; возможно, метафоры.) 4. Как можно охарактеризовать ритм в стихотворении? Какой способ рифмовки использует автор?

Слайд 6

Картина В. М. Васнецова «Аленушка» — Что мы видим на картине Васнецова? Опишите картину. — Каков колорит картины? — Какое настроение у вас вызывает эта картина? — В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку. — Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Слайд 7

А. А. Прокофьев. «Аленушка» Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область ) в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта . Печататься начал с 1927 года . В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Слайд 8

А. А. Прокофьев. «Аленушка» Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? Что добавляет к пониманию этого стихотворения факт, что Прокофьев родился в семье ладожского крестьянина-рыбака и много произведений посвятил описанию северной природы?

Слайд 9

Д. Б. Кедрин. «Аленушка» Родился в 1907 году в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Литературным воспитанием внука занималась бабушка Неонила, весьма начитанная женщина, страстно любившая стихи, привившая Дмитрию любовь к поэзии: читала из своей тетради Пушкина , Лермонтова , Некрасова , а также в подлиннике — Шевченко и Мицкевича . Бабушка и стала первой слушательницей стихов Кедрина. В юности Кедрин много занимался самообразованием. Изучал не только литературу и историю, но и философию, географию, ботанику.

Слайд 10

Д. Б. Кедрин. «Аленушка» Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время. Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

Слайд 11

— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом? — Почему Родина названа неяркой ? — Как вы понимаете, что такое лихая сила ? Лихая сила — разбойники. Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит. Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога. — Что значит выражение нетленная краса ? Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Слайд 12

Д. Б. Кедрин. «Аленушка» Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения? — Как во время войны люди воспринимали следующие строки? Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу.

Слайд 13

Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Родился 3 января 1936 года в селе Емецк , Архангельской области . В 1940 году переехал вместе со своей многочисленной семьёй в Вологду , где Рубцовых и застала война. Вскоре умерла мать Рубцова и детей распределили в интернаты. 1950 года по 1952 год будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве . В середине 1960-х у него выходят первые сборники.

Слайд 14

Н. М. Рубцов. «Родная деревня». 1. Какое впечатление производит стихотворение? Какое настроение вызывает? 2. Какие картины рисует поэт? 3. Какие изобразительные средства использует поэт? (Дети назовут: эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, звукопись; возможно, метафоры.) 4. Как можно охарактеризовать ритм в стихотворении? Какой способ рифмовки использует автор?

Слайд 15

Домашнее задание Прочитать рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Выучить стихотворение наизусть.



Предварительный просмотр:

Клише

  1. У каждого человека, наверное, есть любимый актер.
  2. Ты стараешься смотреть с  его участием фильмы, спектакли, потому что тебе нравится его игра.
  3. Мой любимый актер ……..  Константин Хабенский, Александр Петров
  4. Александр Петров сегодня самый востребованный актер,  на экраны выходят множество фильмов с его участием: «Т34», «Полицейский с Рублевки», «Гоголь»……
  5. Мне очень нравится его роль в фильме «Лед».
  6. Он там играет известного футболиста, который ради любимой девушки – фигуристки становится и сам с ним в паре.
  7. В его исполнении роли становятся реальными.
  8. Александр Петров всегда играет мужественных, добрых, веселых людей.
  9. В актерской игре своего любимого актера ценю честность, правдивость.
  10. Любимые актеры радуют нас своей игрой. Фильмы с его участием всегда жду с нетерпением.

Клише

  1. У каждого человека, наверное, есть любимый актер.
  2. Ты стараешься смотреть с  его участием фильмы, спектакли, потому что тебе нравится его игра.
  3. Мой любимый актер ……..  Константин Хабенский, Александр Петров
  4. Александр Петров сегодня самый востребованный актер,  на экраны выходят множество фильмов с его участием: «Т34», «Полицейский с Рублевки», «Гоголь»……
  5. Мне очень нравится его роль в фильме «Лед».
  6. Он там играет известного футболиста, который ради любимой девушки – фигуристки становится и сам с ним в паре.
  7. В его исполнении роли становятся реальными.
  8. Александр Петров всегда играет мужественных, добрых, веселых людей.
  9. В актерской игре своего любимого актера ценю честность, правдивость.
  10. Любимые актеры радуют нас своей игрой. Фильмы с его участием всегда жду с нетерпением



Предварительный просмотр:

Урок русского языка изучения  новых знаний в соответствии с ФГОС ООО

Тема «Имя прилагательное как часть речи»

Цели и задачи урока: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, выявить грамматические признаки прилагательного и синтаксическую роль, обратить внимание на роль прилагательных в речи, в художественной литературе, развитие логического мышления, формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений, воспитание чувства любви к родителям, формирование понимания хорошего и плохого в человеке.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстами и различными заданиями, репродукции картин, толковый словарь.

Планируемые результаты:

предметные: умение выявлять имя прилагательное, знание его грамматических признаков и синтаксической роли, навыки синтаксического и морфологического разбора.

метапредметные: формулировка учебных задач, планирование и организация совместной деятельности, сравнение, обобщение, систематизация, формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, смысловое чтение, умение рассуждать, умение связывать предметные знания русского языка, литературы и изобразительного искусства, выявлять идею и тему текста.

личностные: формирование понимания о нравственности, о родительском и сыновнем долге, о важности воспитания, способность оценивать свою личность с позиций нравственности.

Ход урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

Приветствие.

Учитель предлагает вниманию учеников текст (раздаточный материал). Задание – догадаться, о каком звере идет речь. Учитель раздает тексты ученикам.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки». (О лосе.)

(Г.Скребицкий)

Учитель предлагает выделить в тексте слова, которые помогли догадаться, что речь идет о лосе. (Длинная горбоносая морда, ноги высокие, вывороченные рога, темно-бурый и т.д.). Ученики выясняют, что именно прилагательные привели их к отгадке.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся вспомнить полученные ранее знания о прилагательном: имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Учитель предлагает сделать морфемный разбор слова «прилагательное». Почему в корне -лаг- мы написали гласную «а»?

Ученики вспоминают правило написания корней -лаг-/-лож-, приводят примеры слов с этими корнями, записывают их в тетрадь-словарь.

  1. Поиск решения проблемы.

Учитель хвалит учеников, подчеркивает, что они  много знают об имени прилагательном, но это далеко не все, что знания эти необходимо дополнить.

Ученики формулируют и записывают тему урока: «Имя прилагательное как часть речи», с помощью вопросов учителя определяют задачи урока: дополнить знания об имени прилагательном, выяснить морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.

Учитель предлагает вдуматься в название этой части речи, выяснить с помощью подбора однокоренных слов каково происхождение значения этого слова. Ученики догадываются: прилагать к чему-то. Учитель спрашивает, к чему же прилагается прилагательное? Ответ: к существительному. Имя прилагательное всегда следует за существительным и с ним согласуется. Ученики приводят примеры из текста Г.Скребицкого и записывают их в тетрадь.

Учитель задает вопрос: если прилагательное настолько зависит от существительного, является ли оно служебной частью речи? Ученики вспоминают, что к самостоятельным частям речи относятся те, которые несут важное лексическое значение, обозначают предмет действие или признак и определяют, что прилагательное относится к самостоятельным частям речи.

Учитель спрашивает, как согласуется прилагательное с существительным? Можно ли сказать не «весенним солнцем», а «весенней солнцем»? Ученики отмечают, что это невозможно, так как формы не совпадают по роду. Значит, прилагательные согласуются с существительным по роду. Учитель спрашивает, только ли по роду происходит согласование? Обращаясь к тексту, ученики тут же видят, что согласование происходит еще и по числу, и по падежам.

Следующий вопрос учителя: «Каким членом предложения является имя прилагательное?  Какова его синтаксическая роль?» Ученики вспоминают, что на вопрос какой? чей? отвечает второстепенный член предложения определение. Учитель предлагает выписать предложение: Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. -  и определить синтаксическую роль прилагательных. Ученики не находят сказуемого и определяют прилагательные как определения. Учитель возражает. Прилагательные могут также играть роль сказуемого, при условии отсутствия в предложении глаголов, как в этом случае. Выполняется синтаксический разбор предложения у доски и в тетрадях (исключая оборот «точно у скакового коня»).

Учитель спрашивает. Знают ли ученики, какую роль играет имя прилагательное в языке? Ведь все можно описать при помощи действия и предмета. Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает обратиться к изобразительному искусству.

На экране появляется картина И.И.Шишкина «Сосновый лес». Учитель предлагает описать картину без прилагательных. Получается примерно такой текст: «На картине изображены сосны. Лето. В центре картины дорожка. На землю падают тени. Под соснами лежат иголки». Можно ли из этого описания понять, о чем картина. Да. Передает ли оно всю красоту картины? Можно ли по этому описанию вообразить нарисованное? Ученики дают ответ: нет.

Учитель предлагает исправить ситуацию и дополнить описание прилагательными. Получается примерно такой текст: «Солнечный летний день в сосновом лесу. Песчаная тропинка уходит в глубь леса. Темные толстые стволы сосен выделяются на зеленом фоне хвои. Серые тени падают на землю. Под соснами лежат сухие желтые иголки. Картина написана яркими красками. Она передает  радостное настроение».

Учитель спрашивает, для чего же ученикам понадобились прилагательные. Ответ учеников: «Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным».

Далее на экране появляется картина О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева». Учитель предлагает описать портрет без прилагательных. Ученики затрудняются это сделать и приходят к выводу, что без прилагательных все теряет индивидуальность, все портреты становятся почти одинаковыми, а значит, прилагательное в речи играет важную роль и без них никак нельзя.

Учитель отмечает, что особенно велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту. Вниманию учеников предлагается отрывок из недавно изученного на уроках литературы стихотворения С.А.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» (на экране). Отрывок из стихотворения один ученик читает вслух.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Учитель задает вопросы: «Подумайте, как поэту удалось создать такую яркую, образную картину?» Ученики догадываются, что с помощью прилагательных. Учитель просит расшифровать, что значит «седые журавли», «тощие дали». Ученики объясняют, что прилагательные употреблены в переносном значении, на основании сходства по признаку: седые – белые, тощие – бедные, блеклые. Учитель просит вспомнить, как называется художественное средство, основанное на переносных и скрытых значениях прилагательных. Ученики отвечают – эпитет.

  1. Применение знаний.

Ученикам выдан текст с пропущенными словами. Ученики делятся на пары и совместно вставляют подходящие по смыслу прилагательные (здесь они подчеркнуты).

Хорошие(1) дети — спокойная старость, плохие(2) дети — старость превращается в ад — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть добрым(3) сыном, доброй(3) дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний(4) долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя, может быть, не по годам, а по нравственному(5) богатству, достоинству, праву на уважение.

В.А.Сухомлинский

Задания:

  1. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
  2. Как определить род, число и падеж этих прилагательных?
  3. Составьте 2-3 предложения, используя вставленные прилагательные в роли сказуемого.

На знакомство с текстом и выполнение заданий ученикам дается 3-4 минуты, по истечении которых на экран выводится полный текст. Выявляются затруднения: в третьем пропуске многие ребята выбирают слово «хороший» по аналогии с первым словом. Учитель предлагает объяснить, почему использовано слово «добрый». Ученики предлагают ответы: это делает речь автора разнообразнее, автор избегает повторов, это слово дает более глубокую оценку. В пятом пропуске многие дети выбирают слово «духовный». Учитель предлагает обратиться к толковому словарю. Ученики по лексическому значению этих двух прилагательных выясняют, что это два очень близких по значению слова – синонимы. Учитель просит сформулировать, что такое нравственное богатство. Ученики выписывают эти прилагательные столбиком в тетрадь.

Далее пары учеников предлагают ответы на второй вопрос: с помощью существительных, к которым они относятся. Пары учеников по очереди определяют эти существительные и все записывают их рядом с прилагательными. Далее  по очереди вслух пары определяют род, число и падеж прилагательных, параллельно грамматические признаки записывают над прилагательным.

Ученики зачитывают составленные предложения. 2-3 лучших варианта записываются на доске и в тетради, выполняется синтаксический разбор.

Учитель предлагает одному из учеников прочитать текст вслух. После прочтения звучат вопросы учителя.  К какой проблеме привлекает внимание автор? Задумываются ли ученики о том, какие они дети «хорошие» или «плохие»? Что для учеников значит «быть хорошим сыном или дочерью»? Считают ли они себя «хорошими детьми» и почему? Что такое, по их мнению, сыновний долг?

Учитель благодарит учеников за интересную дискуссию. Учитель отмечает, что роль прилагательных в этом тексте велика, они несут основную смысловую нагрузку. Как выяснили ранее, роль прилагательных в речи значительна, они остро необходимы, делают речь яркой и выразительной.

  1. Рефлексия.

По центру доски учитель записывает «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» и предлагает ученикам составить кластер из всего того, что они знают и узнали об имени прилагательном. Ученики выходят к доске по одному и записывают элементы кластера. Кластер записывают в тетрадь. Получается следующее:

Для самооценки учащимся предлагается таблица:

ФИ

Твой вариант

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

полезным / бесполезным

коротким / длинным

интересным / скучным

4

За урок я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен

  1. Домашнее задание (на выбор)
  1. Написать небольшое рассуждение на тему: «Мое нравственное богатство».
  2. Выписать  из стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»  все эпитеты и объяснить их значение.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Раздаточные материалы к уроку русского языка по теме «Имя прилагательное»

 (…1) дети — спокойная старость, (…2) дети — старость превращается в ад — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть (…3) сыном, (…3) дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его (…4) долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя, может быть, не по годам, а по (…5) богатству, достоинству, праву на уважение.

В.А.Сухомлинский

Задания:

  1. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
  2. Как определить род, число и падеж этих прилагательных?
  3. Составьте 2-3 предложения, используя вставленные прилагательные в роли сказуемого.

(…1) дети — спокойная старость, (…2) дети — старость превращается в ад — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть (…3) сыном, (…3) дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его (…4) долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя, может быть, не по годам, а по (…5) богатству, достоинству, праву на уважение.

В.А.Сухомлинский

Задания:

  1. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
  2. Как определить род, число и падеж этих прилагательных?
  3. Составьте 2-3 предложения, используя вставленные прилагательные в роли сказуемого.

ФИ

Твой вариант

ФИ

Твой вариант

На уроке я работал

активно / пассивно

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

полезным / бесполезным

Урок для меня показался

полезным / бесполезным

коротким / длинным

коротким / длинным

интересным / скучным

интересным / скучным

За урок я

не устал / устал

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Материал урока мне был

понятен / не понятен

ФИ

Твой вариант

ФИ

Твой вариант

На уроке я работал

активно / пассивно

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

полезным / бесполезным

Урок для меня показался

полезным / бесполезным

коротким / длинным

коротким / длинным

интересным / скучным

интересным / скучным

За урок я

не устал / устал

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Материал урока мне был

понятен / не понятен