Главные вкладки

    Педагогическая страничка

    Тимофеева Лариса Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ

    "Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании"

    Тимофеева Л.В.,

    инструктор по физической культуре

    МБДОУ "Детский сад № 146" г. Чебоксары

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ (по Г.К.Селевко)

    По категории обучающихся

    По организационным формам технологии

    По подходу (отношению) к ребенку

    • массовая технология
    • компенсирующая
    • технология продвинутого образования
    • виктимологическая (педагогические технологии, используемые в сурдо-, орто-, олигофренопедагогике.)
    • технология работы с трудными детьми
    • технологии работы с одаренными детьми  
    • индивидуальные
    • групповые
    • коллективных способов обучения
    • дифференцированного обучения
    • академические
    • клубные

    • авторитарные
    • дидактоцентрические
    • личностно-ориентированные
    • гуманно-личностные
    • технологии сотрудничества
    • технологии свободного воспитания

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.(В.А. Деркунская)

    В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

    • Медико-профилактические технологии (АЭРОФИТОТЕРАПИЯ, ФАРМОКОТЕРАПИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ, ФИТАМИНОТЕРАПИЯ, КИСЛОРОДНЫЙ КОКТЕЙЛЬ). Технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
    • Физкультурно-оздоровительные технологии (РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА, ИГРОВОЙ СТРЕЧИНГ, ФИТБОЛГИМНАСТИКА, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, МАССАЖ БИАЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН, ХАТХА-ЙОГА И ДР.). Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
    • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника (ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ, МУЗЫКОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ, АРТЕТРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ЦВЕТОТЕРАПИЯ И ДР.) Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
    • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения направленны на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    Рассмотрим более подробно физкультурно-оздоровительные технологии. Педагогическая технология на занятиях физической культуры дает конкретный перечень физических упражнений в конкретной последовательности.

    ДЕТСКИЙ ФИТНЕС. Это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения (по Сулим). Это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию ( по Морозовой). Одна из авторских технологий это «Детский фитнес в системе ДОУ» Р.Ф. Исхакова. В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Ниже рассмотрим наиболее популярные, используемые в ДОО.

    ИГРОВОЙ СТРЕЧИНГ (Е.В. Сулим, А.Г. Назарова) - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме (гимнастика поз). Данная технология заимствована из реаблитационных технологий.

    Этапы освоения стретчинга:

    1. идеальный показ упражнения («мышечный образ»)
    2. обучение правильному дыханию во время удержания поз
    3. обучение приемам ослабления стреч-рефлекса

    Позы 10-15 сек., кол-во повторений 3-4 раза. В подготовительной части используются упражнения для разогрева мышц. В основной – для развития гибкости, заключительная часть как релаксирующая процедура.

    ДЕТСКАЯ ЙОГА - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.Для дошкольников занятия строятся на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения выполняются осторожно, без напряжения. Среди авторских технологий, используемых в ДОО можно выделить «Йога для детей» Т.А. Иванова и  «Хатха-йога для детей». Л.И. Латохина

    ДЕТСКИЙ ПИЛАТЕС – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Пилатес является разновидностью йоги, отличие заключается лишь в том, что в пилатесе не используют медитации.Пилатес от стретчинга отличается тем, что во время занятий пилатесом тренируется все тело, а не отдельные группы мышц.

    РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА- это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В работе с детьми ритмическая гимнастика применяется как самостоятельный вид физкультурно-оздоровительной деятельности в форме занятий продолжительностью от 10 до 30 минут 2 раза в неделю и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного занятия. Отдельно можно выделить сюжетно-ролевую, образно-игровую гимнастику.

    ФИТБОЛТЕХНОЛОГИЯ мигрировала из реабилитационной технологии.Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. Авторские технологии: «Двигательныйигротренинг» А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова, «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании  детей дошкольного  возраста» Н.Э. Власенко, «Фитбол-аэробика для дошкольников.Танцы на мячах» Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмин, «Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец» Ж.Е. Фирилева,Е.Г. Сайкина

    Цель данной технологии – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание «мышечного корсета», улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка. При использовании фитболтехнологии важно учитывыать специфику мячей.

    Разновидность мячей мячей

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=01d0e7ef870e44d56ababd62a3aec218-l&n=13http://detki-pogodki.ru/wp-content/uploads/2013/04/Myachi.jpg

                  Массажбол                                                Ортопедический мяч с ушками (кенгуру)

    http://spravkavrn.ru/media/3f0fb7c21a7b2266e24eaa53385fea27_w.pnghttp://figuradoma.ru/wp-content/uploads/2016/12/fitbol-s-nozhkami-e1500484057216.jpg

         Ортопедический мяч ХОП                                                 Ортопедический мяч СИТhttp://winther.ru/image/cache/import_files/fd/fd48d1a0-cdb5-11e2-8041-00148583a99a_d258a081-bcd6-11e4-a0c9-08002777c4fa-500x500.jpeg

    http://img7.xiawu.com/xiawu-img/79/IzgnUwF3Yf_1335328139.jpg

    http://www.medical-group.ru/files/images/j.jpg

         

               Мяч-физиорол и мяч рол                                                  Ггимнастический мяч

    При подборе мяча важно учитывать  рост и возаст ребенка. При ппосадке угол  в голене и бедре должен составлять 90° и центр тяжести тела должен совпадать с центром мяча.

    Фитболы можно использовать в качестве гимнастических упражнений, общеразвивающих и музыкально-ритмическихритмических с фитболами и на фитболах, динамических упражнений  с мячами (ходьба, бег, прыжки). В подвижных играх фитболы используются для прокатывания, подбрасывания, в качестве опоры для прыжков, как препятствие, как ориентир. Широко применяется музыкальное сопровождение при выполнении упражнений с фитболами и на фитболах.

    СТЕП-АЭРОБИКА  – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

    • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
    • как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
    • в форме утренней гимнастики;
    • в показательных выступлениях детей на праздниках;
    • как степ-развлечение.

    ХОРЕОГРАФИЯ для детей – это замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать боле уверенным в себе, веселым и открытым. К тому же это беспроигрышный вариант: к занятиям хореографией нет противопоказаний. Среди авторских технологи можно назвать «Образная хореография» Ю.В. Ушакова, «Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников» Л.Н. Эйдельман.

    ПАРНАЯ ГИМНАСТИКА. Главная задача данной технологии – дать возможность родителям и детям ощутить радость от совместной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт и воспитание здорового ребенка («Парная гимнастика» Т.Э. Токаева, «Детско-родительский фитнес» О.Н. Рыбкина, «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду» С.С. Прищепа).

    В последние годы фозникло еще множество друих современных физкультурно-оздоровительных технололгий, среди которых можно назвать аквааэробику, каратэ-до,спорт чанбара (спочан), ушу, чирлидинг, технология использования тренажеров и тренажерных устройств. Наиболее подробно можно их рассмотреть в учебно-методическом пособии «Организация фитнесом в системе дошкольного образования» М.М. Борисовой.



    Предварительный просмотр:

    Вед.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались вспомнить правила дорожного движения. Ведь скоро закончится лето и в городе станет еще больше машин и пешеходов. До сих пор вы ходили по улицам с мамами и папами, но в следующем году вы уже пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам самостоятельно. Чтобы не растеряться и не попасть в беду важно знать и соблюдать правила дорожного движения.

    (Появляется Незнайка, дети здороваются с ним)

    Незнайка.

    Попав в большой и шумный город,

    Я растерялся, я пропал…

    Не зная знаков светофора,

    Чуть под машину не попал!

    Кругом машины и трамваи,

    То вдруг автобус на пути.

    Признаться честно, я не знаю,

    Где мне дорогу перейти.

    Когда я растерялся на дорогах города, то создал такой переполох, что сотруднику ГБДД пришлось мне помочь. Ну и его я так запутал, что он потерял один предмет. Ну вот он, только, я не знаю, как он называется, зато я знаю, как можно с ним играть. 

    ИГРА "ЖЕЗЛ"

    Вопросы для команды:

    • Для чего нужен светофор?
    • Какие ты знаешь сигналы светофора
    • Что означает каждый из них?
    • Для чего нужны дорожные знаки?
    • Назови машины специального назначения
    • Где надо ждать автобус?
    • Где пешеходы могут переходить улицу?

    Вед.: Незнайка, а ты знаешь правила дорожного движения?

    Незнайка. Конечно! Вот я иду куда хочу. Хочу - туда, хочу - сюда! Хочу здесь перейду дорогу, хочу там.

    Инструктор. Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка говорит?

    (Ответы детей)

    Вед.: А что самое важное на дороге? Что помогает нам перейти дорогу? (Ответы детей). А чтобы узнать, как называется палочка, которую ту взял у сотрудника ГИБДД, мы с ребятами предлагаем тебе пройти квест-игру. Для этого мы пройдем по маршруту, на остановках стоит дорожный патруль и дает определенное задание.

    Незнайка: О-о-о, а это не сложно?

    Вед.: Не переживай, все вместе мы обязательно справимся с заданием!

    Незнайка: А чтобы было в пути веселей, предлагаю подзарядиться и весело потанцевать!

    Разминка «Колесики, колесики и красивый руль»

    Дети с Незнайкой отправляются по маршруту, после выполнения задания на каждой остановке получают букву.

    Остановка №1 . Загадочная улица (На данном этапе участники должны разгадать загадки, после чего получают букву Ж).

    Что за чудо этот дом!

    Пассажиров много в нём.

    Обувь носит из резины

    И питается бензином.

    (Автобус)

    Эту ленту не возьмешь 

    И в косичку не вплетешь.

    На земле она лежит,

    Транспорт вдоль по ней бежит.

    (Дорога) 

    Две дороги долго шли 

    И друг к дружке подошли. 

    Ссориться не стали, 

    Пересеклись и дальше побежали.

    Что это за место, всем нам интересно.

    (Перекресток) 
    Остановка № 2 "Самокатная тропа" Расставляются кегли «змейкой», участники команды вместе с Незнайкой должны проехать на самокате, не сбив кегли, после чего получают букву Е.

    Остановка №3  «Бульвар дорожных знаков» Дорожные знаки разрезаны на части. Необходимо собрать картинки и получить букву З.

    Остановка № 4: «Пешеходный переулок» На этой станции детям предлагается вытянуть из «чудесного мешочка» любой предмет и объяснить его назначение при оказании помощи пострадавшим в ДТП.

    Вед.: Отлично вы справились с заданием. Вот последняя буква Л. Прочитайте, какое слово получилось? (ЖЕЗЛ) Теперь, Незнайка, ты узнал, как называется эта палочка?

    Незнайка проводит игру "ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ"

    Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.

    Если вы согласны с нами, громко крикнете в ответ:

    «Это я, это я, это все мои друзья».

    И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!

    Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»

    • Кто из вас идет вперед только там, где переход?
    • Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
    • Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
    • Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
    • Чтоб проветриться в автобусе немножко, кто голову высунул в окошко?
    • Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
    • Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

    Незнайка.

    Я так счастлив, я так рад,

    Что попал к вам в детский сад.

    Смогли меня вы научить,

    Как по улицам ходить.

    Вед.: А наши ребята приготовили специальные открытки для школьников, которые вернулись в город из лагеря, от бабушки с дедушкой из деревни или других городов. И мы с ребятами хотим их раздать на улице.

    Незнайка. А можно и я с вами, заодно отдам жезл сотруднику ГИБДД, а то ему никак без него.

    Раздаем флаеры на остановке.

    Три глаза есть у светофора.

    А ну, запомни их, дружок,

    Ходить по улицам, чтоб скоро

    Самостоятельно ты смог.

    Вот красный глаз… Его ты бойся!

    Когда горит он - нет пути.

    Моргает желтый - приготовься!

    Зеленый светится - иди!

    Три глаза есть у светофора.

    А ну, запомни их, дружок,

    Ходить по улицам, чтоб скоро

    Самостоятельно ты смог.

    Вот красный глаз… Его ты бойся!

    Когда горит он - нет пути.

    Моргает желтый - приготовься!

    Зеленый светится - иди!



    Предварительный просмотр:

    1 слайд . Планирование физкультурно-оздоровительной работы

    в части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии ФГОС дошкольного образования

    2 слайд. рабочая программа

    3 слайд. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Предлагаем ознакомиться с российскими программами дошкольных образовательных учреждений и программами, используемые в нашем регионе.

    4 слайд. В.Н. Зимонина. Программа «Воспитание ребенка - дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. Модуль «Расту здоровым». Издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005г. Имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ»

    Программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений рассматривает проблему физического воспитания как проблему комплексного подхода к  развитию ребенка. Программный материал блока ставит задачи, представленные на слайде:

    5 слайд. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). Издательство: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000

    Две линии оздоровительно-развивающей работы:

    1. Приобщение к физической культуре.

    2. Развивающие формы оздоровительной работы.

    6 слайд. Л.В.Яковлева, Р.А. Юдина. Физическое развитие и здоровье 3-7 лет (в 3 частях). Издательство: ВЛАДОС, 2003

    Издание включает: программу «Старт», обеспечивающую взаимосвязь физического, психологического и интеллектуального развития детей 3–7 лет; методические рекомендации по физическому воспитанию детей; конспекты занятий по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

    В пособии, состоящем из трех частей, авторы объясняют как проводить обследование двигательных навыков детей 3–7 лет, систему закаливания и оздоровительно-профилактическую работу с дошкольниками, отдельно описывают развивающие игры и упражнения с различным спортивным оборудованием и правила пользования им.

    7 слайд. Л.Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам / – М.: Владос, 2004.

    Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

    Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.

    Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.

    8 слайд. И.В. Махалова. Программа по приобщению детей 6 – 7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья». Чебоксары, 2015

    Программа задает этнокультурное содержание образовательной области «Физическое развитие» с учетом национально-культурных условий Чувашской Республики. В ней представлены задачи и содержание образовательной работы, планирование образовательного процесса, аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия с семьей, планируемые результаты освоения программы. Программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    Приложение содержит примерный перечень народных подвижных игр, состязаний, танцев и произведений устного народного творчества (легенды и сказки) чувашского, русского, татарского и мордовского народов для использования в работе с детьми, а также примерный перечень необходимых материалов и оборудования для реализации программы.

    9 слайд . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. КЛАССИФИКАЦИЯ их различна, но мы поговорим о ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.(В.А. Деркунская)

    10 слайд. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

    • Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
    • Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
    • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

    11 слайд. Рассмотрим более подробно физкультурно-оздоровительные технологии. Педагогическая технология на занятиях физической культуры дает конкретный перечень физических упражнений в конкретной последовательности.

    ИГРОВОЙ СТРЕЧИНГ (Е.В. Сулим, А.Г. Назарова) - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме (гимнастика поз). Данная технология заимствована из реаблитационных технологий.

    12 слайд. ДЕТСКАЯ ЙОГА - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.Для дошкольников занятия строятся на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения выполняются осторожно, без напряжения. Среди авторских технологий, используемых в ДОО можно выделить «Йога для детей» Т.А. Иванова и  «Хатха-йога для детей». Л.И. Латохина

    13 слайд.  ДЕТСКИЙ ПИЛАТЕС – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Пилатес является разновидностью йоги, отличие заключается лишь в том, что в пилатесе не используют медитации. Пилатес от стретчинга отличается тем, что во время занятий пилатесом тренируется все тело, а не отдельные группы мышц. 

    ХОРЕОГРАФИЯ для детей – это замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать боле уверенным в себе, веселым и открытым. К тому же это беспроигрышный вариант: к занятиям хореографией нет противопоказаний. Среди авторских технологи можно назвать «Образная хореография» Ю.В. Ушакова, «Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников» Л.Н. Эйдельман.

    14 слайд. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА- это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В работе с детьми ритмическая гимнастика применяется как самостоятельный вид физкультурно-оздоровительной деятельности в форме занятий продолжительностью от 10 до 30 минут 2 раза в неделю и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного занятия. Отдельно можно выделить сюжетно-ролевую, образно-игровую гимнастику.

    15 слайд. СТЕП-АЭРОБИКА  – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

    • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
    • как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
    • в форме утренней гимнастики;
    • в показательных выступлениях детей на праздниках;
    • как степ-развлечение.

    16 слайд. ПАРНАЯ ГИМНАСТИКА. Главная задача данной технологии – дать возможность родителям и детям ощутить радость от совместной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт и воспитание здорового ребенка («Парная гимнастика» Т.Э. Токаева, «Детско-родительский фитнес» О.Н. Рыбкина, «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду» С.С. Прищепа).

    В последние годы фозникло еще множество друих современных физкультурно-оздоровительных технололгий, среди которых можно назвать аквааэробику, каратэ-до,спорт чанбара (спочан), ушу, чирлидинг, технология использования тренажеров и тренажерных устройств. Наиболее подробно можно их рассмотреть в учебно-методическом пособии «Организация фитнесом в системе дошкольного образования» М.М. Борисовой.

    17 слайд. ФИТБОЛТЕХНОЛОГИЯ мигрировала из реабилитационной технологии.Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. Авторские технологии: «Двигательныйигротренинг» А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова, «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании  детей дошкольного  возраста» Н.Э. Власенко, «Фитбол-аэробика для дошкольников.Танцы на мячах» Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмин, «Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец» Ж.Е. Фирилева,Е.Г. Сайкина

    Цель данной технологии – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание «мышечного корсета», улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка. При использовании фитболтехнологии важно учитывыать специфику мячей.

    При подборе мяча важно учитывать  рост и возаст ребенка. При ппосадке угол  в голене и бедре должен составлять 90° и центр тяжести тела должен совпадать с центром мяча.

    Фитболы можно использовать в качестве гимнастических упражнений, общеразвивающих и музыкально-ритмическихритмических с фитболами и на фитболах, динамических упражнений  с мячами (ходьба, бег, прыжки). В подвижных играх фитболы используются для прокатывания, подбрасывания, в качестве опоры для прыжков, как препятствие, как ориентир. Широко применяется музыкальное сопровождение при выполнении упражнений с фитболами и на фитболах.



    Предварительный просмотр:

    Введение ФГОС ДО обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяет формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса

    В связи с этим  в детском саду  необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.

     

    Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.

    Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

    Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

    Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи:

    - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

    - формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с   элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

    - обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);

    - обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

    - воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

    - формирование привычки к здоровому образу жизни.

     Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности , специфики работы дошкольных учреждений.

     В спортивной и педагогической литературе описано содержание, методика обучения спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.

    Чем отличаются  спортивные игры  от спортивных упражнений..

    Спорт. Игры-— самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.

                                  2-ая младшая группа

    Спортивные упражнения:

    1.      Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу.

    2.      Ходить на лыжах ступающим шагом.

    3.      Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

    4.      Катать на санках кукол, друг друга, катание с невысоких горок.

    5.      Купание: Входить и погружаться в воду, играть в воде.

                                               

                                            Средняя группа

    Спортивные упражнения:

    1.      Кататься на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо, налево.

    2.      Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты направо, налево переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой. Проходить на лыжах до 500м. Участвовать в играх на лыжах «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».

     

    3.      Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

    4.      Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.

    5.      Плавание: Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Ходить по дну на руках вперед и назад. Погружаться, приседая в воду до подбородка, до глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать произвольным способом.

                                          Старшая группа

              Спортивные упражнения:

    1.      Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты на спуске.

    2.      Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

    3.      Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км. Участвовать в играх: «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».

    4.      Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево, направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

    5.      Плавание: Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.

    Элементы спортивных игр:

    Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

    Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

    Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

    Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

    Волейбол: Обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.

     

                                    Подготовительная группа

    Спортивные упражнения:

    1.Катание на санках: Поднимать во время спуска с горки заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх – эстафетах с санками.

    2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.

    3. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2 - 3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой сойке, тормозить. Участвовать в играх: «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень».

    4. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.

    5. Плавание: Выполнять вдох, затем выдох в воду, погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде, скользить на груди и спине, двигать ногами вверх-вниз. Передвигаться по дну на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать движения руками. Пытаться плавать без поддержки. Выполнять разнообразные упражнения в воде. Плавать произвольно 10-15 м.

    Элементы спортивных игр:

    Баскетбол: Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Усвоить основные правила игры.

     Футбол: передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

            Хоккей (без коньков – на снегу, на траве): Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

    Бадминтон: Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

    Элементы настольного тенниса: Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

    Волейбол: Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку», «Три на три», «Лапта волейболистов», «10 передач». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам, обучать игре.

     

    Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.

    В нашем детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале, бассейне,  и на воздухе. . Но это ни в коем случае не является  узкоспециализированными тренировками.

    Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить   занятие. поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

    Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

    В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:

     - игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);

     - бег (умеренный, быстрый, на выносливость);

    - игры в кегли, городки;

    - настольный теннис, бадминтон;

    - купание, плавание;

    - езда на велосипеде, самокате.

    Зимой – это:

    - катание на санках;

    - развлечение со снежками;

    - скольжение по ледяным дорожкам;

    - ходьба на лыжах;

    - хоккей.

    Прежде  чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на , школьный стадион, спортивную школу, рассмотреть иллюстрации.  Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

    Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой, городками и т.д. Для этого  в спортивных уголках групп размещается  данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.

    Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

    Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры, упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.

    В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т.д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры – бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.

    Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов спортивных игр. Техника ― это способ выполнения движения для решения двигательной задачи. Детали техники ― это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники.

    Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. С детьми 4-5 лет инструктор – непременный участник спортивных мероприятий, особенно если упражнения не знакомы детям. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколесном велосипеде, плавание) инструктор должен все время принимать участие в них. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступить в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывает их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

    Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.

    Отмечается положительное воздействие спортивных игр и упражнений  на детей с ограниченными социальными контактами, детей с речевыми нарушениями, а также повышенной тревожностью. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.

    Необходимо еще раз отметить, что каждый педагог самостоятельно выбирает спортивные игры и упражнения  и способы формирования тех или иных движений предусматриваемые игровой деятельностью в соответствии педагогическими условиями и педагогическими особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также его предметно-развивающей среды.