Проект "80-летие Великой Победы"
Проект "80-летие Великой Победы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.9 КБ | |
| 2.49 МБ | |
| 2.56 МБ | |
| 2.76 МБ | |
| 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Герои Великой Отечественной войны города Горький»
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный (4 месяца).
Образовательная область: интеграция всех образовательных областей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители), музыкальный руководитель.
Итоговое мероприятие: Проведение патриотической акции «Бессмертный полк» на территории ДОУ.
1. Актуальность проекта (Обоснование проблемы)
В современном обществе наблюдается постепенное утрачивание связей между поколениями. Дети, являясь правнуками победителей, воспринимают Великую Отечественную войну как далекую историю, а живых свидетелей тех событий с каждым годом остается все меньше.
Данный проект направлен на решение этой проблемы путем формирования у дошкольников первоначальных представлений о ВОВ, чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому своей малой Родины и всей страны. Особую значимость приобретает краеведческий аспект — изучение вклада жителей города Горький (Нижнего Новгорода) в Победу. Это позволяет детям через историю родного города, улиц, памятников и семейные истории ощутить личную, эмоциональную причастность к великому подвигу народа, что является залогом сохранения исторической памяти в будущем.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Формирование патриотических чувств и чувства любви к Родине у детей подготовительной группы на основе расширения представлений о Победе в Великой Отечественной войне и героическом вкладе жителей города Горький.
Задачи:
1.Образовательные:
2.Сообщить детям элементарные, доступные возрасту сведения о Великой 3.Отечественной войне.
4.Расширить знания о родном городе (Горький/Нижний Новгород) в военный период, его героях-земляках и тружениках тыла.
5.Познакомить с произведениями художественной литературы, музыки и живописи военных лет.
6.Познакомить детей с историей возникновения основных орденов, медалей и символов Победы (Георгиевская лента, Знамя Победы).
Развивающие:
1.Активизировать и обогащать словарный запас детей лексикой военной тематики.
Развивать познавательный интерес, исследовательские навыки и творческие способности через различные виды деятельности (художественное творчество, конструирование, проектную деятельность).
Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и делиться впечатлениями.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свой город, народ, уважение к его героическому прошлому.
Воспитывать уважение к ветеранам, защитникам Родины и труженикам тыла.
Формировать нравственные качества: смелость, отзывчивость, взаимопомощь, благодарность.
Социальные:
Привлечь семьи воспитанников к совместной работе по сохранению исторической памяти.
Укрепить детско-родительские отношения через совместную творческую и исследовательскую деятельность.
3. Ожидаемые результаты
Для детей:
Сформированы начальные представления о ВОВ, героях-земляках, символах Победы.
1.Знают название родного города в годы войны и его роль в Победе.
2.Проявляют уважение к памяти защитников Отечества, традициям своего народа.
3.Активно используют в речи лексику по теме проекта.
4.Проявляют устойчивый интерес к истории родного края через вопросы и проектные работы.
Для педагогов:
Создана и систематизирована методическая копилка по патриотическому воспитанию (конспекты, презентации, дидактические материалы).
Разработаны дидактические материалы краеведческой направленности.
Установлено тесное и эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.
Для родителей:
Активизировано участие в образовательном процессе.
Сохранены и представлены семейные истории о войне.
Созданы совместные с детьми творческие работы и проекты
4. Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (1 месяц)
Диагностика и планирование:
Анкетирование родителей «История войны в моей семье».
Определение уровня знаний детей о ВОВ.
Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.
Создание ресурсного обеспечения:
Подбор методической и художественной литературы.
Создание презентаций: «Герои ВОВ города Горький», «Улицы героев», «Ордена и медали ВОВ», «Путешествие по улицам, названным в честь героев».
Подбор аудиозаписей военных песен, видеофильмов и хроник.
Изготовление дидактических игр, лэпбука «Нижний Новгород в годы войны», атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Оформление информационного стенда и буклетов для родителей.
Взаимодействие с родителями:
Консультации «Как рассказать детям о войне», «Бессмертные герои».
Информирование о целях и задачах проекта, приглашение к сотрудничеству.
II. Основной этап (2 месяца)
Реализация содержания проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Беседы: «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм», «История Георгиевской ленты», «Медали и ордена ВОВ», «О героях города Горький».
Просмотр презентаций и видеофильмов: «Этот день Победы», «Герои ВОВ города Горький», «История орденов и медалей ВОВ».
Рассматривание плаката «Родина-мать зовет!», изучение карты города времен ВОВ.
Дидактические игры: «Отгадай военную профессию», «Собери картинку (ордена, медали)», «Найди тень», «Разгадай зашифрованный рисунок», «Составь карту».
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: А. Гайдар «Сказка о Военной тайне...», К. Паустовский «Стальное колечко», С. Георгиевская «Галина мама», Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», Е. Благина «Подкидыш», «Кусочек блокадного хлеба».
Разучивание стихотворений о войне и Победе.
Художественно-эстетическое развитие:
НОД. Рисование: «Парад ко Дню Победы».
НОД. Аппликация: «Праздничный салют», «Голубь мира».
НОД. Лепка (коллективная работа): «Поле боя».
НОД. Конструирование: «Военная техника».
Музыка:
Прослушивание и разучивание песен: «Вставай, страна огромная», «Катюша», «Эх, дороги», «Три танкиста», «Смуглянка».
Тематическое занятие «Символы Победы – ордена, медали, знамёна».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Пограничники».
Встречи и беседы с привлечением родителей о семейных историях.
Физическое развитие:
Подвижные игры и эстафеты: «Пограничники и нарушители», «Разведка», «Доставь конверт с секретным донесением», «Переправа через болото», «Попади в цель».
Совместная деятельность с родителями:
Создание тематических альбомов: «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ», «Герои ВОВ каждой семьи» (с фотографиями и историями из семейных архивов).
Сбор материалов для акции «Бессмертный полк» (фотографии, истории родственников-фронтовиков и тружеников тыла).
Участие в экскурсиях к памятным местам города (виртуальным или очным).
III. Заключительный этап (1 месяц)
Организация и проведение итоговой патриотической акции «Бессмертный полк» на территории детского сада.
Оформление выставки детских творческих работ «Мы помним! Мы гордимся!».
Презентация созданных альбомов: «Улицы героев» и «Герои нашей семьи».
Проведение музыкально-литературной композиции «Поклонимся великим тем годам» для родителей и детей.
Создание видеоархива «Бессмертный полк нашего детского сада».
Рефлексия: анализ результатов проекта, обсуждение с детьми и родителями.
5. Продукты проекта
Лэпбук «Нижний Новгород в годы войны».
Тематические альбомы: «Улицы героев», «Герои ВОВ каждой семьи».
Выставка детских творческих работ (рисунки, аппликации, поделки).
Картотека дидактических и подвижных игр патриотической направленности.
Видеоархив акции «Бессмертный полк нашего детского сада».
Методическая копилка для педагогов (презентации, конспекты).
6. Связь с ФГОС ДО
Проект соответствует целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и способствует формированию интегративных качеств ребенка:
Социально-коммуникативное развитие: воспитание патриотизма, формирование основ гражданственности, уважения к истории своей страны, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, планете Земля, развитие интереса к истории родного края.
Речевое развитие: владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи.
Художественно-эстетическое развитие: реализация творческих способностей через восприятие произведений о войне, музыки, художественной литературы, фольклора.
Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере через подвижные игры и эстафеты военной тематики.
Проект реализует региональный компонент образовательной программы и способствует формированию основ патриотизма в соответствии с «Концепцией патриотического воспитания граждан РФ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРОДНАЯ СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА В четыре часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Сотни самолетов и танков вторглись на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. До этого германская армия уже успела завоевать много стран, и от многих городов не осталось камня на камне – было разрушено много городов и сел и деревень.
Брестская крепость первой приняла удар врага. Нападение было неожиданным, так как Германия напала без объявления войны. Солдаты выскакивали из постели и брались за оружие. Немцев было в 10 раз больше, чем наших защитников и они рассчитывали захватить крепость в течение часа, но это сделать не удалось, бои продолжались неделю. В живых не осталось никого.
На защиту Родины встал весь народ: и молодые и старые, женщины и дети. Все, кто остались в тылу рыли окопы, заменили своих мужчин у станков и в поле, шили теплые вещи для фронта.
Подросткам небольшого роста ставили подставки, так как они недоставали до станка. Иногда они от голода и усталости падали прямо у станка.
Дети быстро становились взрослыми, оказывая посильную помощь взрослым.
Собирали грибы и ягоды.
Боролись против фашистов в партизанских отрядах
И становились сынами полка, участвовали в боевых действиях и удостаивались наград.
Женщины тоже участвовали в войне: они были связистками, снайперами, врачами и медсестрами.
Солдаты боролись до последней капли крови: даже раненые, пока могли держать оружие в руках.
Сражались и на море
И на суше
И в воздухе
И в партизанских отрядах громили врага.
Иногда выпадали минуты затишья: солдаты отдыхали, пели песни и писали письма домой.
Вот такие солдатские треугольники приходили с фронта.
Это - город Ленинград. Во время войны фашисты окружили его в кольцо. Жители умирали от голода и холода. Блокада длилась 900 дней и ночей. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем. Ленинградцы выстояли!
Вот такой кусок хлеба получали жители блокадного Ленинграда на день (чуть больше спичечного коробка).
Это дневник Ленинградской девочки Тани, у которой умерли все родные – она осталась одна. Ее перевезли в Шатки, около Арзамаса, где она все равно умерла.
И вот долгожданная победа! Солдаты возвращаются домой.
Но не все…
9 мая война, которая длилась 4года закончилась в Берлине.
Чтобы люди не забывали эту войну, помнили тех, кто отдал свою жизнь, чтобы жили мы с вами в мире – во многих городах был зажжен Вечный огонь.
У каждого из нас через войну прошли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они воевали на фронте, трудились день и ночь в тылу – на заводах и фабриках, в колхозах. К сожалению, с каждым годом таких людей становится все и меньше, и поэтому все они должны быть окружены вниманием, почетом и уважением.
Каждый год в День Победы звучит праздничный салют.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям!
перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов МОБИЛИЗАЦИЯ ВСЕХ СРЕДСТВ НА НУЖДЫ СТРАНЫ Всеобщая мобилизация
Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 раза дизельных моторов в 4,6 раза
Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов . Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов Молодежь – фронту
Подлинно народный характер в начале войны получило движение за создание «Фонда обороны страны»: рабочие ежемесячно отчисляли в фонд однодневный заработок, молодежь устраивала воскресники, собирала металлолом.
Тысячу гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи тонн намолоченного зерна Крестьяне фронту
Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети - труженики тыла . Как помогали фронту 12-летние дети?
Рядом со старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны
Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60%
Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Медработники для фронта
Труд медицинских работников: врачей, санитаров и медсестер, спасавших жизни наших воинов после тяжёлых ранений, не забудется потомками никогда.
` Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны.
Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами Красной армии, чтобы донести до людей правду о войне. Они вместе с бойцами Красной армии находились в окопах и шли в бой. Во время боя они фотографировали подвиги советских солдат и офицеров. Благодаря им страна узнавала о своих героях .
Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Константин Симонов
Разработка технологий изготовления новых сортов стали для нужд танкостроения И. П. Бардин
За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Георгиевская лента давно уже превратилась в символ отваги, мужества и героизма. Чёрный и жёлто-оранжевый цвета ленты, символизирующие "дым и пламя", а по другой версии - "смерть и воскрешение", остались неизменны, несмотря на череду войн и революций
Г еоргиевская ленточка вот уже более двух с половиной столетий продолжа е т оставаться символом беспримерного героизма российских солдат и офицеров.
История ленточки началась в далёком 1769 году, когда по приказу императрицы Екатерины II был учреждён орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, выдававшийся солдатам и офицерам за особый героизм, проявленный на полях сражений.
Екатерина II с орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия
Первый георгиевский кавалер, донской казак Кузьма Крючков, убивший один 11 немцев и получивший 16 ран, во время Первой Мировой войны (1914-1918гг.)
«…Мы чтим твой подвиг, как героя, И будем чтить его, - пока, Есть на Руси войско Донское, - И жив дух мощный казака.» («Герою казаку Крючкову » Ф.И.Шестаков , ДОВ, 13.09.1914 )
В Российской Империи цвета ленты красовались на орденах Святого Георгия, Георгиевских крестах и Георгиевской медали .
После распада Российской Империи, цвета ленты украшали колодки орденов Славы и медалей "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг ". В годы Великой Отечественной войны, претерпев незначительные изменения, "Георгиевская лента" была официально оформлена в наградной системе СССР в качестве особого знака отличия.
Прижилась Георгиевская ленточка и в современной Российской Федерации, украсив собой "Орден Святого Георгия" - высшую награду современной России за проявленное мужество в борьбе с внешним противником.
Новая жизнь ленточки началась в 2005 году. Тогда было положено начало проведению ежегодных акций по раздаче георгиевских ленточек, приуроченных к празднованию годовщины победы над фашистской Германией. Миллионы людей во многих странах мира в период с 24 апреля по 12 мая носят на груди Георгиевские ленточки, отдавая дань памяти мужеству солдат и офицеров, павших на полях той войны.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но война не ушла в историю, потому что она до сих пор острой болью отдается в памяти нашего народа. Для ветеранов фронта и тыла война по-прежнему остается частью их жизни. Идет время … Сегодня уже не назовешь молодыми тех школьников, которые сразу же после выпускного бала ушли на фронт. Дедушками и бабушками стали «ремесленники», подставлявшие себе под ноги ящики, чтобы дотянуться до станков. Время идет … Годы многое стирают из человеческой памяти. Уходят из жизни участники этой Великой войны. Но тем дороже и значимее становятся дошедшие до нас немые свидетели войны: фотографии, письма с полей сражений, рапорты и «молнии», рассказывающие о трудовых успехах, воспоминания ветеранов фронта и тыла –документы, хранящиеся в фондах нижегородских архивов.
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ! В первый же день войны 10 тысяч человек пришли в военкоматы Горького и области с просьбой, требованием немедленно отправить их на фронт. Началось формирование отрядов, частей, соединений, которые уходили на самые важные участки фронта: под Москву, к Ленинграду, Смоленску.
Они уходили отсюда – Дивизии те и полки, Простые и смертные люди, Родные мои земляки. Они уходили отсюда На фронт в сорок первом году, Ветром военным продуты, У Родины всей на виду. И горе, и радость изведав, С боями пройдя полземли, Ярчайшее солнце Победы Они в сорок пятом зажгли. И в нынешний праздничный полдень У нижегородской стены Мы помним немеркнущий подвиг Людей из минувшей войны. Как нашу святыню храните, Несите сквозь все времена Золото на граните – Гвардейских частей имена! Отправка на фронт частей Горьковского формирования .
В июле 1941 г. в Горьковской области было начато формирование народного ополчения. В его ряды призывались все, кто был способен держать оружие. Всего в области в народное ополчение вступило более 100 000 человек. Отряд народного ополчения, сформированный из работников Горьковского академического театра драмы им. М. Горького. г. Горький, июль 1941 г.
С первых дней войны немецкая авиация стремилась стереть с лица земли корпуса заводов и предприятий города Горького, так как промышленность Горьковской области с первых дней войны начала перестраивать свое производство на выпуск вооружения, боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии.
Сборка танков на Горьковском автозаводе им. В.М.Молотова
Отправка танков Т-34, выпущенных на заводе «Красное Сормово», на фронт.
Стахановец Н.Гаврилов на сборке минометов.
Автомобили ГАЗ-АА выходят из ворот Горьковского автомобильного завода им. Молотова.
Горьковский автомобильный завод им. Молотова. Продукция завода в военные годы.
Бронеавтомобиль повышенной проходимости «ГАЗ-63», выпускавшийся в годы Великой Отечественной войны на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова Бронеавтомобиль повышенной
Серийная сборка самолетов ЛА-5 на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе
Изготовление снарядов на заводе в г.Чкаловске Орудие «ЗИС-2» – продукция завода им. Сталина Завод «Красное Сормово». Подводная лодка № 274 в доке
Налеты немецких бомбардировщиков причинили значительный ущерб многим заводам: им. В.И. Ленина, «Двигатель революции», автомобильному. Во время бомбардировки цехов Горьковского автозавода погибли 127 человек, ранено – 376. После этих налетов Горьковский бригадный район ПВО, охранявший город, был введен в состав действующей Красной армии. Корпуса Горьковского автомобильного завода им. Молотова, разрушенные после налета фашистской авиации
18 октября 1941 года, в дни обороны Москвы, было принято решение о строительстве оборонительных сооружений западнее г. Горького. Опасность наступления гитлеровцев на г. Горький была серьезной. За два месяца было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. При строительстве оборонительного рубежа потребовалось заготовить около 100 тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса. Рубеж строила вся область, работало свыше полумиллиона человек. Работы пришлись в основном на осень и зиму 1941-1942 гг.
Не знаю, вы, быть может, не видали Остатки рвов у волжских деревень? На этих рубежах не воевали – Их строили на самый черный день. На самый горький, страшный миг прорыва, На самый роковой для жизни час, Когда б волна железного прилива Плеснула под Саранск и Арзамас… Но трижды славны камни Сталинграда, Которым здесь обязана земля. Обязана покоем деревенским, Где есть одно лишь зарево – закат, И тем рукам, и девичьим, и женским, Измученным от тяжести лопат… Ю. Адрианов «Невоевавшие окопы»
ХЛЕБ ВОЙНЫ Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну их чашу можно было положить военный подвиг советских солдат, на другую – трудовой подвиг женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень, как стояли в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины…
Группа молодых стахановцев колхоза им. С.М.Кирова Кстовского района
Школьники за сбором колосков в колхозе им. Пугачева Лысковского района
Помощь фронту На средства горьковских железнодорожников были построены в 1942 г. бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Тогда же прозвучал призыв колхозников Чкаловского района собрать средства на строительство эскадрильи самолетов «Валерий Чкалов». Сбор стал подлинно массовым движением. Всего за годы войны на строительство авиаэскадрилий горьковчанами было внесено более 114 млн рублей. Бронепоезд «Правда»
Бронепоезд «Козьма Минин»
Митинг на заводе им. С. Орджоникидзе, посвященный передаче в Красную армию эскадрильи «Валерий Чкалов»
Передача танка и бронеавтомобиля «Автозаводский школьник» в Красную армию
Подвиг милосердия Детский дом для эвакуированных из Ленинграда детей. Горьковская область, Краснобаковский район
Учащиеся ремесленного училища № 1 за подготовкой подарков бойцам Красной армии
Обоз с подарками горьковчан для жителей Ленинграда.
Раненые бойцы в госпитале № 1389
Герои-горьковчане Подвиг горьковчан не забыт. Мы помним, что бессмертный подвиг экипажа капитана Гастелло повторили восемь горьковчан-нижегородцев, семеро летчиков совершили тараны в небе войны, восемь воинов из Горьковской области закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов и дзотов.
Василий Георгиевич Рязанов Наш земляк, летчик Василий Георгиевич Рязанов был удостоен звания Героя Советского Союза дважды. Первое звание Героя Советского Союза было ему присвоено 22 февраля 1944 года, когда он был командиром 1-го штурмового авиационного корпуса (5-я воздушная армия Степного фронта) за высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм. Командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии генерал-лейтенант авиации Василий Георгиевич Рязанов в январе 1945 г. был награжден второй медалью «Золотая Звезда» за отличия в боях на рубеже р.Вислы.
Иван Иванович Сергунин С началом Великой Отечественной войны он был оставлен в тылу врага для организации и ведения партизанской борьбы. С февраля 1943 г. – комиссар 5-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей в районе Пскова, Луги. Капитан Сергунин лично участвовал в организации и проведении боевых операций. За год партизаны бригады взорвали и уничтожили 21 железнодорожный мост, 265 шоссейных мостов, 81 паровоз, около 400 вагонов с живой силой и техникой врага. Партизаны спасли от угона в фашистскую Германию более 40 тысяч советских граждан. Бригада участвовала в освобождении Луги, отбила у врага станцию Передельскую и удержала ее до подхода частей Красной Армии. Иван Иванович Сергунин был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденами и медалями.
Иван Александрович Усилов Уроженец Богородска, он работал сборщиком на заводе в Горьком. С августа 1942 года действующей армии – принимает участие в обороне Северного Кавказа близ Туапсе. За мужество в этих боях он был награжден двумя орденами Красной Звезды. Младший лейтенант И.А. Усилов при форсировании Днепра в районе южнее с. Пекари (Каневский район Черкасской области) 24 сентября 1943 г. собрал паром, обеспечил переправу частей дивизии на правый берег. Его взвод на правом берегу отбил четыре фашистские контратаки, не отступил ни на шаг, переходил в контратаки. На следующий день фашисты снова начали штурм. И.А. Усилов храбро дрался, подавая пример подчиненным. В неравной схватке с врагом наш земляк 27 сентября 1943 г. геройски погиб. Звание Героя Советского Союза было присвоено 3 июня 1944 г. Его имя носит улица в Н.Новгороде.
Николай Дмитриевич Фильченков На второй день войны нашего земляка, уроженца Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Николая Фильченкова как политрука запаса направляют в Севастополь. 7 ноября 1941 г. на подступах к Севастополю пять моряков отдельного батальона морской пехоты во главе с политруком Н. Фильченковым вступили в единоборство с 11 фашистскими танками и 10 из них уничтожили. В критический момент боя моряки обвязались гранатами и бросились под бронированные машины, своими телами преградив путь врагу к черноморской твердыне. На месте подвига Николая Фильченкова сооружен памятник. Имя Героя Советского Союза носит улица в Н.Новгороде.
Их дух не сломили фашисты, И в памяти будут живы. О подвигах помнят балтийцы – Традициям будут верны. Л. Встречный Евгений Александрович Никонов 19 августа 1941 года. Матрос Евгений Никонов при выполнении задания в расположении войск противника в районе города Кейла в Эстонии получил в бою тяжелое ранение и был захвачен в плен. От него гитлеровцы хотели узнать, какие части находятся в обороне на этом участке фронта, их количество и место расположения. Но моряк не отвечал на вопросы. Взбешенные от бессилия сломить волю беззащитного моряка, эсэсовцы после пыток и истязаний привязали Е. Никонова к дереву и заживо сожгли. Евгений Никонов был представлен к награде посмертно. Но все документы погибли в море вместе со штабом при эвакуации из Таллина. Его подвиг не забыли моряки-балтийцы. В апреле 1943 года по приказу командующего Краснознаменным Балтийским флотом Евгений Никонов был навечно зачислен в экипаж лидера "Минск". Его имя присвоили первому торпедному отряду, на котором установили мемориальную доску с описанием подвига. 3 сентября 1957 года Евгению Александровичу Никонову посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Юрий Васильевич Смирнов С Горьковского автозавода был призван в Красную Армию Юрий Васильевич Смирнов. 24 июня 1944 г. гвардии младший сержант 77-го гвардейского стрелкового полка участвовал в таковом десанте в тыл врага на Оршанском направлении и, тяжело раненный, был захвачен противником в плен. Гитлеровцы подвергли его зверским пыткам. Их интересовало направление движения, количество прорвавшихся в тыл советских танков, их задача, но Юрий молчал. После зверских истязаний он упорно продолжал молчать. Тогда фашисты применили страшную изуверскую средневековую пытку: его, живого, распяли на стене блиндажа. Когда в штабной блиндаж враги ввели Смирнова, Увидев смерть в лицо, пройдя сквозь боль и гнев, Он не взглянул на них, не проронил ни слова, Он даже не стонал, почти окаменев. Мальчишкой видел он не раз закалку стали, И твердый нрав он перенял у ней. Чем злее палачи сейчас его пытали, Тем становился он упрямей и сильней. С сухим от жажды ртом, превозмогая муки, Он словно видел свет в предсмертной темноте, Тогда они ему вонзили гвозди в руки. И с хохотом, глумясь, распяли на кресте. Но покарал врагов жестоко и сурово Наш праведный металл, огонь смертельный наш. И молодой боец, похожий на Смирнова, С гранатой ворвался в разрушенный блиндаж. Бойцы-фронтовики – друзья его и братья – Саперы, снайперы, связисты и стрелки Прошли по одному у страшного распятья, Не вытирая глаз и стиснув кулаки.
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ ПОРОХОМ ПРОПАХ Первый эшелон демобилизованных горьковчан
Встреча демобилизованных первой очереди
Вывешивание флагов в день капитуляции Германии
В памяти потомков В честь героев Великой Отечественной войны и тружеников тыла в Горьковской области установлено свыше 1600 памятников и обелисков, около 450 мемориальных досок, создано более 30 музеев. Вечный огонь славы горит у стен Нижегородского кремля, у сооруженных монументов в Дзержинске, Арзамасе, Павлове, на Бору и других городах.
Годы идут, стирая из человеческой памяти многое. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто ценой собственной жизни приблизил Победу в Великой Отечественной войне, обеспечил нам мирное будущее. В далеко не полном списке горьковчан, погибших и пропавших без вести, умерших от ран и контузий, полученных при защите Отечества, погибших и умерших в плену в период Великой Отечественной войны – 334 тысячи 393 наших земляка. «Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!» (Р. Рождественский. «Реквием»)
