Методика

Лукиных Лариса Борисовна

Методика организации деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Методика организации театрализованной деятельности  в детском саду

                                                                                                           Воспитатель:

Лукиных Л.Б

Методика организации театрализованной деятельности  в детском саду с детьми разного возраста

На каждом возрастном этапе подходы методики  работы с детьми должны быть разными:

Методика работы с детьми младшего дошкольного возраста

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

Основная цель работы в младшей группе – заинтересовать и привлечь детей к театрализованной деятельностиДети этого возраста  являются зрителями (спектакли показывает воспитатель) и получают от театрализованного представления эмоциональное удовольствие. Главные действующие лица в постановках – звери (зайка, собачка). Эти персонажи наиболее близки малышам. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Организовать занятия нужно таким образом, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст. Текст педагог читает 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельных игр. Дети перевоплощаются в знакомых им животных, однако обыграть сюжет пока не могут. Двигательные и речевые способности при передаче образов развиваются на основе подражания взрослому.  

 Важно также детей  научить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Рекомендуется использовать: потешки, песенки, прибаутки, а затем добавляются короткие стишки. Н-р:  «Тили - бом», «Петушок с семьёй», «Игрушки», «Этот пальчик-дедушка» и т.д 

Работа по приобщению детей к театрализованной деятельности проводится постепенно.

На первом этапе работы со сказкой воспитатель знакомит детей с содержанием, разбирает действия, показывает детям сказку, используя разные виды театров  н-р,

(теневой, настольный театр игрушек; настольный плоскостной театр; театр на фланелеграфе; пальчиковый театр и т.д)

На втором этапе работы все желающие дети проигрывают разные образы (учитывается права выбора, поддержки инициативы). Слов там практически нет, главное – действие. Атрибуты вводятся постепенно. Первое проигрывание сказки – без костюмов (просто в руке кукла – прообраз бабки, дедки и т.д.), далее на детей надеваются маски или шапочки, затем используются элементы костюмов. Сначала привлекаются к участию более активные и раскрепощенные дети, более застенчивые остаются в роли зрителей. Ценно то, что дети испытывают радость от участия в общем деле.

Занятия по театрализованной деятельности можно проводить  по подгруппам (10 - 12 детей) проводится в вечернее время 1 раз в неделю

Дети дошкольного возраста 4-5 лет

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

Возможности детей 4-5 лет значительно возрастают: развивается воображение, фантазия, возникает интерес к словесному творчеству.

Продолжается работа по разыгрыванию потешек, песенок, стихов, увеличивается количество разыгрываемых сказок.  Для самостоятельного показа рекомендуются сказки «Теремок», «Лиса и заяц», «Гуси - лебеди». Для драматизации сначала используются отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и вся сказка. Всем детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке (дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей). На начальном этапе работы по театрализованной деятельности включаются в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму действующих лиц. Ролевое поведение в игре становится более продолжительным, выразительным, осознанным.

Воспитатель должен уделять должное внимание развитию интереса к творчеству, импровизации в процессе воплощения задуманного образа.

Импровизация становится основой работы на разных этапах театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному: злой волк, грустный волк, добродушный волк.

Хочется отметить и тот факт, что дети могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простые конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно – пространственной среды необходимо давать детям проявлять больше самостоятельности.

В данном возрасте осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр ложек.  Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.

Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; «Котята», «Мы делили апельсин»)

Занятия по театрализованной деятельности в средней группе проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.

Дети дошкольного возраста 5-6 лет

В  возрасте  5-6 лет - дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог  формирует самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения).

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»).

В возрасте 5-6 лет, 6-7 лет - детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы, театром тростевых кукол.

Занятия по театрализованной деятельности  в старшей группе проводят 2 раза в неделю по 25 минут.

Дети дошкольного возраста 6- 7 лет

В возрасте 6- 7 лет - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание

анализу эмоциональных состояний персонажей.

В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес, инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений.

Работа над ролью строится следующим образом:

-    составление словесного портрета героя;

-    фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

-    сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

-    анализ придуманных поступков героя;

-    работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

-    работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпа ритма исполнения, мимики, интонации;

-    подготовка театрального костюма;

-    создание образа с использованием грима.

Занятия по театрализованной деятельности  проводят 2 раза в неделю  по 30 минут.

Дарите детям радость приобщения к театральному искусству!

Спасибо за внимание!