Методическая копилка

Постригань Ирина Николаевна

Методическая копилка — это набор универсальных инструментов, которые в любую минуту придут на помощь при подготовке к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.9 Экология

по профессии

среднего профессионального образования

08.01.07 Мастер общестроительных работ

технического профиля

на базе основного общего образования

форма обучения – очная

г. Зверево, 2020 г.

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК

__________ Степанова Н.А

Протокол  № _____

от «___» _____________ 2020 г.

Утверждаю:

Зам. директора по УПР

Скворцова М.Н.

________

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Экология для профессиональных образовательных организаций, Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 2 от 26.02. 2015 г.

- Письма Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. N 06-259  Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования и, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

- ОБ УТОЧНЕНИИ Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (Одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.)

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «ТПТ имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

Разработчик:

Постригань И.Н., преподаватель ГБПОУ РО «ТПТ»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология

1.1 Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС)

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Экология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

Содержание учебной дисциплины «Экология» направлено на достижение следующих целей:

•        развивать устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

•        стремиться к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

•        объективно осознавать значимость компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

•        уметь проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

•        самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

•        уметь управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

•        овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

•        применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

•        умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

•        умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

•        сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

•        сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек- общество-природа»;

•        сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

•        владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

•        владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

•        сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Экология»

Максимальная учебная нагрузка 54 ч. В т.ч. обязательнной аудиторной нагрузки 36 ч. Самостоятельной работы обучающихся -18 ч.

2.Структура и содержание учебной дисциплины «Экология»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Технический профиль

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

В том числе:

лекции

22

Практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающихся

18

В том числе

Выполнение индивидуального проекта

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1.1 Экология, как научная дисциплина

Содержание учебного материала

-Экология, как научная дисциплина. Общая экология.

6

2,3

-Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние.

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.

Практическое занятие № 1

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

2

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1

Подготовить сообщение и компьютерную презентацию по теме:

- «Влияние негативных экологических факторов на здоровье человека», «Классификация экологических факторов»

- «Структура экосистемы», «Популяция как экологическая единица»

- «Проблемы народонаселения России», «Загрязнение окружающей среды»

3

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.2 Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

4

2

-Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.

-Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.

Практические занятия № 2-3

4

3

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений.

Контрольная работа

1

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1

Подготовить сообщение и компьютерную презентацию по теме:

- «Среда обитания и среды жизни: сходства и различия», «Современные требования к экологической безопасности продуктов питания»

- «Экология города», «Причины возникновения экологических проблем в городе»

2

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.3 Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

4

2

3

-Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».

-Практическое занятие № 4

2

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1

Подготовить сообщение и компьютерную презентацию по теме:

- «История и развитие концепции устойчивого развития»

- «Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития»

2

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.4 Охрана природы

Содержание учебного материала

6

2,3

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

-Практические занятия № 5-7

6

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1

Подготовить сообщение и компьютерную презентацию по теме:

- «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы»

- «Проблемы озера Байкал», «Проблемы устойчивости лесных экосистем России»

- «Экологический туризм в Ростовской области»

3

Выполнение индивидуального проекта

2

Дифференцированный зачет

1

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1.1 Экология, как научная дисциплина

Содержание учебного материала

-Экология, как научная дисциплина. Общая экология.

6

2,3

-Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние.

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.

Практическое занятие № 1

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

2

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.2 Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

4

2

-Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.

-Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.

Практические занятия № 2-3

4

3

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений.

Контрольная работа

1

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.3 Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

4

2

3

-Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».

-Практическое занятие № 4

2

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Выполнение индивидуального проекта

2

Тема 1.4 Охрана природы

Содержание учебного материала

6

2,3

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

-Практические занятия № 5-7

6

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.

Домашняя самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Самостоятельная проработка учебных конспектов и учебной литературы

3

Выполнение индивидуального проекта

2

Дифференцированный зачет

1

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов по Экологии

  1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
  2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
  3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
  4. Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
  5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
  6. История и развитие концепции устойчивого развития
  7. Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
  8. Основные экологические приоритеты современного мира.
  9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
  10. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
  11. Популяция как экологическая единица.
  12. Причины возникновения экологических проблем в городе.
  13. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
  14. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
  15. Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
  16. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
  17. Система контроля экологической безопасности в России.
  18. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
  19. Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
  20. Структура экологической системы.
  21. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
  22. Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
  23. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

3. Условия реализации учебной дисциплины «Экология»

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя;

•        наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

•        информационно-коммуникационные средства;

•        комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

•        библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Для студентов:

  1. Котелевская Я.В., Куко И.В., Скворцов П.М., Титов Е.В. Экология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности

СПО. М., 2017

  1. Колесников, С.И. Экология : учебник / Колесников С.И. — Москва : КноРус, 2021. — 244 с. — ISBN 978-5-406-08177-8. — URL: https://book.ru/book/940082 (дата обращения: 13.11.2021). — Текст : электронный.

Для преподавателей:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от

25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от

05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от

03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N

1578 "О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

  1. Примерная основная образовательная программа среднего общего

образования, одобренная решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  1. Предметные результаты освоения учебной дисциплины «Экология» уточняются в рабочих программах на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС или специальности ППССЗ.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
  4. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  5. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
  6. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М.: 2012

Интернет-ресурсы

http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов

http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России.


4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Содержание обучения

Результаты обучения (освоение умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Экология, как научная дисциплина

  • Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
  • Показать значение экологии при освоении профессий и среднего профессионального образования.

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование

Общая экология

  • Уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получить представления о популяции, экосистеме, биосфере.

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование,

Социальная экология

  • Познакомиться с предметом изучения социальной экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Прикладная экология

  • Уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, Практическая работа №1

Среда обитания человека

  • Овладеть знаниями об особенностях среды обитания человека и её основных компонентов. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источников, включая рекламу
  • Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, Практическая работа №2

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Городская среда

  • Познакомиться с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.
  • Уметь определять экологические параметры современного человеческого жилища
  • Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практическая работа №3

Сельская среда

  • Знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Концепция устойчивого развития

  • Знать основные положения концепции устойчивого развития и причины её возникновения.
  • Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Фронтальный и индивидуальный опрос

Внеаудиторная самостоятельная работа№2

Устойчивость и развитие

  • Знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  • Уметь различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Уметь вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практическая работа №4

Природоохранная деятельность

  • Знать историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы.
  • Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практическая работа №5,6

Природные ресурсы и их охрана

  • Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практическая работа №7,8,9



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНАЯ

ЛУ.01 Котелевская Я.В., Куко И.В., Скворцов П.М., Титов Е.В. Экология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.

ЛУ.02 Колесников, С.И. Экология : учебник / Колесников С.И. — Москва : КноРус, 2021. — 244 с. — ISBN 978-5-406-08177-8. — URL: https://book.ru/book/940082 (дата обращения: 07.12.2021). — Текст : электронный.

2. ЛИТЕРАТУРА СПРАВОЧНАЯ

ЛС.01

ЛС.02

3.  НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

МУ – методические указания, М – макет, С – схема,

СТ – стенд, Т – таблица, К – карта, ПР – прибор, П – плакат

Р-раздаточный материал, Об-образец, МУ-методические указания

4. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

ПР – предшествующая, СОП – сопутствующая,

ПОСЛ – последующая

ГБПОУ РО «ТОРГОВО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

имени Л.Б. Ермина»  

                               

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 по дисциплине «Экология» на 2021-2022 г.                    

 составлен на основании рабочей программы, утвержденной 2021 г

Профессия 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»; «Мастер по обработке цифровой информации»

Курс I группа 11, 12, 15 ОЧНАЯ ФОРМА обучения

Срок обучения 2 года 10 месяцев

Преподаватель Постригань И.Н.        

Председатель МО Луцак Е.М.

Распределение учебного времени

Максим

учебная

нагрузка

студента

Обязательные учебные занятия

Кол-во

контр.

работ

Самостоят. учеб. Нагрузка студента

дифзачет

экзамен

Всего

в том числе

Лекции, уроки

ЛПР

класснас

Всего часов по учебному плану

54

36

22

14

10

2

Ранее дано часов

Запланировано

на I семестр

54

36

22

14

10

2

Осталось на следующее время

0

0

0

0

0

0

Номер

занятия

Номер

занятия в теме

Темы учебных занятий

Кол-во часов

Типология

урока

ТСО, наглядные

пособия,

дидактический материал

Междисципл. связи

(ПР, СОП, ПОСЛ)

Реализ

 ОК, ПК

Задание на дом

Самост.

учебная

нагрузка

студента

Теор.

ЛПЗ

Тема1. Экология как научная дисциплина

1

Экология как научная дисциплина Общая экология.

2

УОУ

С, презентация

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§1.1 стр. 7

ВСР№1-5ч.

ИП-4ч

2

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние.

2

КУ

С, презентация

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§1.5 стр. 34

3

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.

2

КУ

С, презентация

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§1.3. стр. 20

4

Практическое занятие №1

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

2

УПР

МУ, С

СОП

ОК 1-7

ЛУ.01

§3.11 стр. 171

Тема 2.Среда обитания человека и экологическая безопасность

1

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.

2

КУ

Видео, С, Т

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§2.1. стр. 54

2

Практическое занятие №2

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

2

УПР

МУ, Р

СОП

ОК 1-7

Конспект

3

Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.

2

КУ

МУ, С, презентация

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§2.3. стр. 64

4

Практическое занятие №3

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений.

2

КУ

Презентация, Т

СОП

ОК 1-7

Индивидуальное занятие

Тема 3.Концепция устойчивого развития

ВСР №2-5ч

ИП-4ч

10

1

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

2

КУ

Презентация, С

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§4.1. стр. 177

11

2

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».

2

КУ

МУ, С, Р

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§4.2. стр. 184

12

3

Практическое занятие №4

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

2

УПР

МУ, С, Р

СОП

ОК 1-7

Решение задач

Тема 4.Охрана природы

13

1

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.

2

КУ

МУ, Р

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.01

§3.1. стр. 98

14

2

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

2

КУ

МУ, С, Р

ПОСЛ

ОК 1-7

ЛУ.02

§10.5. стр. 195

15

3

Практическое занятие №5

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

2

УПР

МУ, Р

СОП

ОК 1-7

ЛУ.01

§3.10. стр. 163

16

4

Практическое занятие №6

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

2

УПР

МУ, Р

СОП

ОК 1-7

ЛУ.01

§3.4. стр. 121

17

5

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

2

УПР

МУ, С, Р

СОП

ОК 1-7

ЛУ.02

§11.1. стр. 213

18

6

Практическое занятие №7

Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.

2

УПР

МУ, Р

СОП

ОК 1-7

ЛУ.01

§3.5-3.7 стр. 129

19

7

Дифференцированный зачет

2

УКР

МУ, Р

ПОСЛ

ОК 1-7

Повторение



Предварительный просмотр:

Конспект урока «Экологический след человека»

Тема: Экологические след человека.

Цель: Создать условия для осмысления влияния привычного образа жизни на окружающую среду.

Задачи:

Образовательные (дидактические):

-познакомить обучающихся с понятием экологического следа, влиянием отдельного человека на окружающую среду;

Развивающие:

-развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся,

- воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.

Методы обучения. Элементы технологии личностно-ориентированного обучения с элементами ИКТ.

- работа в группах;

- самоконтроль;

- взаимооценивание;

- решение проблемных вопросов;

- дискуссия.

Задачи

Личностные

Метапредметные

Предметные

Способствовать развитию экологического мировоззрения, навыков осмысления и поиска решения экологических проблем.

Развить навыки анализа и синтеза информации, критического мышления

- рассчитывать экологический след;

- предлагать меры по уменьшению своего экологического следа;

Оборудование: На каждую группу студентов (3 группы): анкета по расчету экологического следа, лист оценивания.

План занятия

№п/п

Этап занятия

Деятельность

Время

1.

Организационный этап

1 мин.

1.1.

Актуализация опорных знаний

Преподаватель. Фронтальный опрос. Инфографика

2 мин.

1.2.

Определение темы занятия

обучающиеся определяю тему

1 мин.

1.3

Определение цели занятия

обучающиеся определяют цель

1 мин.

1.4.

Определение задач занятия

обучающиеся определяют задачи

1 мин.

1.5.

Инструкция по заполнению листа оценивания

обучающиеся подписывают лист

1 мин.

2.

Практико-деятельный этап

2.1.

Экологический след разных стран

Слушают и смотрят видеоролик и слайды

3 мин.

2.2.

Знакомство с анкетой экологического следа

Преподаватель знакомит обучающихся с анкетой для расчета своего экологического следа.

1 мин.

2.3.

Расчет экологического следа

обучающиеся рассчитывают свой экологический след по анкете

3 мин.

2.4.

Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».

Работа по группам 3 минуты обсуждают, а затем выступают

3 мин.

3.

Рефлексия

2 мин.

4.

Домашнее задание

1 мин

Итого

20 мин.

Ход занятия

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

1.1. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке вы получили задание на дом, материал для самостоятельного изучения. Я предлагаю вам выполнить интерактивное задание в сервисе LearningApps.org для закрепления темы.

 

1.2. Определение темы занятия на экране

Вы все молодцы, усвоили материал и отлично справились с заданием. Давайте, вместе определим тему сегодняшнего урока.

  • Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам просмотреть видео ролик.
  • Ребята, вы посмотрели видеоролик, предлагаю вашему вниманию инфографику, которая поможет вам окончательно определиться с темой урока.
  • Итак, тема нашего занятия «Экологический след человека».

1.3. Определение цели занятия на экране

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Какова будет цель нашего занятия? 

Итак, цель нашего занятия: знакомство с понятием экологического следа, его расчёт и поиск путей уменьшения экологического следа, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.

1.4. Определение задач урока на экране

  • Чтобы достичь цель, какие задачи мы поставим?

- Познакомиться с понятием экологического следа.

- Рассчитать экологический след.

- Предложить меры, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след.

2. Практико-деятельный этап

  • Ребята, вы должны оценить свою работу. Для этого на столах лежат листы оценивания. Подпишите их и по мере того как мы будем выполнять задания лист заполняется. В конце занятия вы будете знать, на какую оценку поработали.

2.1. Что такое экологический след

  • Ребята, так что же такое экологический след человека?

Правильно, экологический след – это биологически продуктивная территория, необходимая для воспроизводства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов, в том числе СО2.

Измеряется в глобальных гектарах - гга

Для сравнения:

  • Самый большой экологический след в России

на душу населения имеют:

Ямало-Ненецкий автономный округ (8,95 гга),

Санкт-Петербург (7,33 гга),

Москва (7,1 гга).

  • Средние показатели на душу населения в России имеют:
  • Республика Саха (Якутия) 6 гга
  • Ненецкий автономный округ 4,95 гга

Чукотский автономный округ 4,5 гга

  • А самый низкий экологический след

на душу населения имеют:

Чеченская республика (3,69 гга)

Тамбовская область (3,65 гга)

Мордовия (3,46 гга).

2.2. Знакомство с анкетой экологического следа

Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора, размещенного на сайте WWF Всемирный фонд природы или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас произведет расчет своего экологического следа с помощью анкеты (приложение 1).

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. 

  • После выполнения оцените свою работу. Для этого воспользуйтесь листом оценивания. Посмотрите какие критерии будут учитываться.
  • На выполнение работы отводится 3 минуты

2.3. Расчёт экологического следа

  • Давайте посмотрим какой же экологический след оставляете вы и сколько планет вам требуется.
  • Почему получились разные результаты?
  • От чего это зависит?

2.4. Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».

  • Сейчас работаем по группам. Подумайте и предложите, что мы могли бы сделать, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след (ребята по группам 3 минуты обсуждают, записывают меры на плакате. Один человек от группы выступает.
  • По результатам будет взаимопроверка. Вторая группа оценивает 1-ю, третья – вторую и так далее.
  • Вы обсуждаете меры по всем пунктам. Особое внимание каждая группа уделяет своей теме. Если по ней дополнений не будет, то ставится 2 балла. Если будут дополнения, то 1 балл. Выступает один обучающий от группы. Оценка выставляется всей группе.

Группа №1.  Жилье

  Энергия

Группа №2.  Транспорт

                      Питание

Группа №3.  Вода

                      Мусор

3. Рефлексия

  • Подведём итог урока
  • Наша Цель достигнута? Почему?
  • Вы показали умение работать в группах, слышать и слушать друг друга, умение договариваться между собой, а также проявили свои творческие умения.
  • В первую очередь хочу отметить, высокую активность всех на сегодняшнем занятии!
  • Молодцы!  Я хочу сказать спасибо за урок.
  • Хочу особо отметить…
  • Ваша группа была…
  • Сдайте листы оценивания. По ним я выставлю оценки….

4. Домашнее задание

Ребята, для изучения темы следующего урока в вашу группу в социальной сети я скидываю ссылку на материал и прохождение онлайн теста в интернет – сервисе Kahoot, результаты теста я увижу в личном кабинете.

Ребята, расскажите об экологическом следе вашим родителям, знакомым, научите их подсчитывать свой экологический след на сайте http://wwf.ru/resources/footprint/tips. На следующий урок мы обсудим результаты.



Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока: Способы решения экологических проблем в рамках концепции "устойчивость и развитие»

Цели урока: Организовать познавательную деятельность обучающихся. Показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Тип урока: комбинированный.

Метод ведения урока: лекция, беседа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

                    Перекличка, постановка целей.

  1. Опрос по пройденной теме.
  • Какие основные экологические требования?
  • Природоохранные органы делятся на? (две группы)
  • Какие две группы?

  1. Изложение новой темы (лекция, беседа)

Целью данного проекта является улучшение экологической ситуации. Задача проекта – постепенное решение экологических проблем предложенными методами.

    Ухудшение экологической ситуации охватывает различные сферы жизни и деятельности человека. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), Корнельского университета (США) и научно-практического медицинского центра ВО (Россия), 90% зерновых культур и  от 60 до 80% овощей в разных странах идет на корм сельскохозяйственным животным; для получения 1 кг говядины расходуется приблизительно 10 кг зерна, свинины – 9,2 кг зерновых и других культур, а для выращивания 1 кг мяса птицы – 3 кг зерна; 90% процентов пресной воды на планете используется на нужды сельского хозяйства; на орошение пастбищ требуется в 12 раз больше воды, чем на выращивание овощей. Отходы жизнедеятельности животных, антибиотики, гормоны, химикаты для выделки шкур, удобрения и пестициды для опрыскивания полей являются главными загрязнителями воды.

Выпас сельскохозяйственных животных приводит к деградации почв: в настоящее время около 20% пастбищ в мире деградированы. Под новые пастбища и кормовые поля вырубаются леса, что является основной причиной обезлесения планеты, особенно в Латинской Америке, где 70% пастбищ для выпаса скота в прошлом были заняты лесами.http://studupr.gsu.by/sites/default/files/pasbishche.jpg

     Множество сельскохозяйственных животных на фермах во всём мире производят огромное количество метана, который является одним из основных газов, вызывающих парниковый эффект. Метан образуется при ферментативных процессах, происходящих при усваивании пищи жвачными животными. Ученые утверждают, что каждая молекула метана в 20 раз эффективнее углекислого газа в процессе накопления тепла в атмосфере. Статистические данные, полученные Агенством по защите окружающей среды (The Environmental Protection Agency) показывают, что животноводческое сельское хозяйство – самый мощный источник выделения тепла в атмосферу в США. В мире насчитывается 1,3 млрд. коров и каждая выделяет 200 л метана в день. В целом коровы на земном шаре выделяют 100 млн. т метана; овцы, козы, лошади, верблюды – 40 млн. т.

    Хотя метан оказывает большее влияние на глобальное потепление климата, выбросы углекислого газа также нельзя недооценивать. Животноводческое сельское хозяйство – один из основных источников этого газа. Выращивание огромных количеств зерновых культур для питания сельскохозяйственных животных; последующее их убийство, обработка, транспортировка и хранение – процессы требующие невероятных энергетических затрат.

     При сравнении оказывается, что земля будет использоваться примерно в 10 раз экономнее, если заниматься не животноводством, а земледелием. Выращивая скот на мясо, человечество нерационально расходует ресурсы планеты. Так, например, в России предусматривается производить 1 т зерна на одного человека. Но из неё непосредственно для питания предназначено только 10 % в виде хлеба, круп и т. д., а 90 % этого зерна идет на корм животным. Сельское хозяйство затрачивает огромные усилия, чтобы давать необходимое количество продукции и в то же самое время отравляет эту продукцию нитратами, чтобы увеличить ее объем. А ведь можно было бы производить в 10 раз меньше продуктов растениеводства, а, следовательно, не использовать различные методы интенсификации производства, столь вредные для здоровья людей.

Устойчивое развитие должно учитывать необходимость информирования населения о смысле и важности употребления в пищу преимущественно продуктов растительного происхождения, что, по мнению большинства учёных, благотворно влияет как на состояние окружающей среды, так и на здоровье людей. С точки зрения экологии, экономики, биоэнергетики гораздо более рациональным является развитие растениеводства, а не животноводства.

       Улучшение экологической ситуации требует скоординированных усилий государственных органов власти, хозяйственных руководителей, привлечения серьезных научных исследований и работы общественных организаций. В настоящее время требуется:

  1. Создание экологически чистых материалов, производств и новых видов топлива. Для этого необходимо приоритетное финансирование научных исследований данного направления.
  2. Формирование системы вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. Такая система включает в себя организацию дифференцированного сбора мусора в деревнях и городах, создание предприятий по вторичной переработке сырья. Организацию государственного контроля за соблюдением санитарных норм.
  3. Снижение избыточного потребления природных ресурсов. Для этого в частности свести к минимуму упаковочные материалы (бумага, полиэтилен и др.), внедрять энергосберегающие технологии.
  4. С целью оздоровления экономики, решения ряда экологических проблем и улучшения здоровья граждан – постепенное уменьшение потребления мясных продуктов и замена их высококачественными растительными.
  5. Принятие государственных законов о содержании домашних и сельскохозяйственных животных. Воспитание в гражданах чувства ответственности и сострадания к животным.
  1. Запись в тетрадях, работа с конспектом.
  2. Закрепление новой темы.

Какие концепции мы сегодня рассмотрели

  1. Оценки
  2. Домашнее задание. Изучить конспект.