Мнемотехника

Степченкова Маргарита Васильевна

На данной странице можно познакомится с понятием мнемотехника и ее приемами, я также увидеть электронную версию мини-брошюры " Шпаргалка приемов мнемотехники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое мнемотехника?

Единственное сокровище человека –

это его память.

Лишь в ней – его богатство или бедность.

 Адам Смит

        Как часто мы замечаем, что после объяснения учителя  «в одно ухо влетело - в другое вылетело»! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли как будто все! А через пять минут - ничегошеньки не помнят.  Но при этом, те  же самые дети, которые с большим трудом усваивают школьные истины, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?

        Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании?

        Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. Я  предлагаю использовать один из них  –  мнемотехнику.

        Сейчас мнемоника или мнемотехника является одним из наиболее популярных методов. Вообще, мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. Ее эффективность признана как специалистами, так и тысячами людей по всему миру, которые используя мнемотехнику, добились впечатляющих результатов и развили свои способности.

        По словам М.А. Зиганова (доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель НОУ «Ломоносовская школа»), возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.

        Мнемотехника  (или мнемоника)  - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов.

         О свойствах памяти М.А. Зиганов говорит следующее: «Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания».[1]

        Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

        А что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Мнемотехника не только позволяет запоминать большие объемы информации, но и имеет целый ряд побочных, положительных эффектов - это экономия времени при запоминании, это мощная тренировка внимания и мышления, это увеличение скорости работы мозга, это просто отличная гимнастика для ума.

        В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.

         Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.

        Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.

Основные приёмы мнемотехники:

  • Рифмизация  - для того, чтобы быстрее запомнить набор цифр или слов, между ними составляют рифмы.
  • Фразы из начальных букв  - смысл приема заключается в том, чтобы составить смысловую фразу из начальных букв определенного кода.
  • Использование созвучия  - чтобы выучить иностранные слова, используют созвучные с ними русские слова. Так легче запоминать, если на ум приходит знакомая аналогия из родного языка.
  • Использование ярких ассоциаций  - если вам нужно запомнить информацию, то вы можете запомнить мини-фильм с рядом ассоциаций.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы, ситуации), которые соединяются с запоминаемой информацией.  
  • Метод Цицерона  - это метод пространственного воображения. Запоминание информации посредством связывания ее с предметами из окружающей среды (комната, дорога и пр.).

        Для того чтобы запоминать сложные формулы, правила, теоремы и их доказательства, решать сложные задачи,  для начала нужно попытаться поверить в то, что математика вовсе не сложный предмет. Да, он требует самодисциплины, регулярных занятий, желания разобраться в нём, но сама по себе математика доступна каждому. Помогут это сделать изученные  приемы мнемотехники, а также  самые яркие из них и наиболее известные примеры в области математики.

        Для того чтобы научиться быстро и надолго запоминать формулы, обучающимся необходимо разработать свою собственную, настроенную под него систему запоминания, в зависимости от личных познаний в предмете и от понравившихся техник запоминания.

        Занятия мнемотехникой способствуют развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности.

Внимание.

Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

Мышление.

Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное, использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению.

Воображение и творческая деятельность.

 Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

        Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить. Каждому обучающимуся необходимо использовать  следующие положительные утверждения:

  • Все люди имеют память.
  • Память – это функция мозга.
  • Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
  • Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней.

        Мнемотехника, развивая память,  значительно повысит качество знаний не только по математике, но и  по любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса. Мнемотехника, как на стадии обучения, так и на стадии использования не требует никакого оборудования, технических средств и материальных затрат.

        Многие обучающиеся пишут шпаргалки перед опросами, контрольными и самостоятельными работами, экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда при ответах обучающиеся будут списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если каждый из нас захочет, то информация может быть сохранена в нашей памяти пожизненно.

        Помнить - это круто! И скоро мы увидим, как дети во дворе соревнуются, кто больше формул может вспомнить. И будут решать задачки ради развлечения, выписывая решения мелом на асфальте! Ведь если знания есть в голове, их хочется использовать и показать другим.


[1] Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального      мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001



Предварительный просмотр:

Шпаргалка приёмов мнемотехники

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\мнемотехника.jpg   

Метод наводящих ассоциаций позволяет преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, а также бессмысленных буквосочетаний.

raduga.jpg

Пропорция пересечение дорог.

              11

Модуль числа - баня 
Модуль – это баня, а знак « минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане если «моется» чистый, то он чистым и остается. 10

Обыкновенная дробь - человек стоит на Земле

Направление штриховки на координатной прямой (при решении неравенств)– показывает «Носик» неравенства

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\носик неравенства 2.png


        

Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

                                                                         

_VnzJKF_uM0.jpg

Раскрытие скобок

Если перед скобкой плюс,             Если перед скобкой минус,

Ничего я не боюсь!                         То мозгами пораскину.

Просто скобки опускаю,                 Скобки тоже опускаю,

Ну а знаки сохраняю.                       Ну а знаки поменяю.

i2nxew0bd_0.jpg

Теорема о неравенстве треугольника:
Знает даже каждый школьник,
Что такое треугольник.
Но совсем не каждый знает
Замечательный закон:
Сторона его любая,
Даже самая большая,
Меньше суммы двух сторон.

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\треугольник.png

Теорема Виета

Познакомили поэта

С теоремою Виета,

Оба корня он сложил —

Минус   p  он получил,

А корней произведение

                    Даёт   q   из уравнения

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\виет.jpg

Если очень постараться,
Можно сразу
пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
 

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\пи.jpg

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам. 

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\биссектриса.jpg

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\медиана.jpg

Нахождение дроби от числа

ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\дробь.png

Метод зацепок - замена цифр и понятий образами. Цифровой алфавит позволит вам запоминать любое число.

0008-005-.jpg

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\умножение на пальцах.jpg

Цифры римской нумерации

Mы

1000

Dаем

500

Cоветы

100

Lишь

50

Xорошо

10

Vоспитанным

5

Iндивидам

1

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\периметр площадь.jpg

Использование ярких ассоциаций  - если вам нужно запомнить Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы, ситуации), которые соединяются с запоминаемой информацией.  

637d0e28ff0d8242baf8c99961f5e61c.jpg

Решение уравнений

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Ассоциация:

Переносишь слагаемое за границу – поменяй паспорт.

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\загранпаспорт.jpg

Решение уравнений

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Ассоциация:

Мы идем в гости – мы переодеваемся.

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\гости.jpg

Умножение и деление чисел с разными знаками

Ассоциация:

положительное число - «друг», а отрицательное - «враг»
Друг(+) моего врага(-)= мой враг(-)
Враг(-) моего друга(+)= мой враг(-)
Враг(-) моего врага(-)= мой друг(+)
Друг(+) моего друга(+)= мой друг(+)

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\друг.jpg

Правило умножения одночлена на многочлен

Умножить многочлен на одночлен (или одночлен на многочлен) —  
это значит каждый член многочлена умножить на этот одночлен  
и полученные произведения сложить.

  Ассоциация:

«мама» – одночлен за скобкой

 «гнездо» - многочлен в скобках,

Мама прилетела к гнезду, и кормит каждого своего птенца

G:\РИТА\проект 9\ПРОЕКТ Демина Ангелина\мама и гнездо.jpeg