Полезная информация для родителей


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Как помочь детям в выборе своего жизненного пути».

(Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка)

Вопросы для обсуждения:

  1. Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.
  2. Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей?
  3. Рекомендации педагога по профориентации.
  4. Информация о подготовительных курсах.
  5. Результаты определения профпригодности учащихся
  6. Мнение учащихся о выборе профессии (Мини-сочинения «Профессия, в которой я себя вижу – это…»).
  7. Дискуссия «Дети и родители – профвыбор. За и против».

Цели:

  1. содействовать формированию у родителей отчётливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;
  2. информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города и области.

«Честный и по-своему умный сапожник, который

в совершенстве владеет своим ремеслом, выше

плохого генерала, выше педанта-учёного, выше

дурного стихотворца»

В.Г. Белинский.

   С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идёт этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье?

  Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчёркивал: «Молодёжь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

   Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

  Выпускник с новеньким аттестатом об образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

   В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

     Поменяться бы учёному и переплётчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами они занялись бы любимым делом.

    В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

   Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определёнными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

    На выбор профессии влияет много факторов: её популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

   Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомлённости о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

    Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упрёков и натиска.

Выступление представителя учебного заведения начального проф. образования.

Предлагаю всем классным руководителям на классном часу написать с ребятами мини-сочинение «Моя будущая профессия».  Замечательно, что у всех ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако выбор для некоторых остаётся только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

   Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу. Как найти своё место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?» Беда девушки в том, что она живёт лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы, здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать всё, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классные руководители на классных собраниях проинформируют родителей по этой проблеме)

    Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

   Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны.

Решение собрания.

  1. Провести в классе час общения детей и взрослых по теме «Мир интересных и нужных профессий». Пригласить на него школьного психолога.
  2. Провести компьютерное тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.

      Наши дети должны понять, что каждый человек приносит много жертв, чтобы жить в соответствии с собственной оценкой самого себя.

    В 16 лет, по мнению многих учёных и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность. Он познаёт и осознаёт свою индивидуальность. Становление самосознания сталкивает юношей и девушек с рядом вопросов: «Кто я?», «Каково моё место в мире?», «Кем быть?». Поиск ответов на эти и другие вопросы представляет собой процесс осознания самого себя как личности, что необходимо для самоутверждения.

    Вот что пишут наши дети в своих анкетах: «По характеру я холерик, увлекаюсь танцами, хотела бы связать свою жизнь с ними, но дома из-за этого скандал». Или: «Мама почему-то твёрдо решила – мне идти в медицинский, а я всю жизнь боялась крови и мёртвых. Но дома одно слышу: «Врач – это наша семейная профессия». Как быть? Даже домой не хочется идти». И вот ещё интересные мысли: «Я всё время всматриваюсь в себя, много времени провожу у зеркала – меня тревожат недостатки моей внешности. Дома только и слышу: «Чем вертеться у зеркала, подумал бы о дальнейшей судьбе». А что о ней думать? Отец уже всё решил».

    Это только часть откровений наших детей, но и они уже вызывают тревогу и опасение: родителей не интересует «я» своих детей.

   А ведь вы все знаете, чтобы успешно справляться со своей работой, самому получать удовлетворение, необходимо обладать определёнными способностями к той или иной деятельности. Каждая профессия требует от человека определённых способностей. Именно они и определяют впоследствии успешность обучения и совершенствования в ней.

    И ещё вы должны хорошо знать, что способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания.

   В повседневной жизни мы слышим и говорим сами: «он способный» или «он начисто лишён способностей – ему только в ПТУ».

   И здесь начинается самое страшное: человек, ещё совсем юный, теряет веру в себя, в свой успех, в настоящее, в своё удачное будущее.

   Эти ошибки родителей приводят к печальным итогам: «Раз так, зачем мне думать о будущем?», «Родители всё решили, зачем к чему-то стремиться?»

    Наши житейские рассуждения имеют под собой весьма шаткие основания. На самом деле в каждом нормальном человеке заложены самые разнообразные задатки, которые могут развиться или не развиться в те или иные способности.

   Беда только в том, что наши житейские представления о способностях наших детей очень ограничены. Как правило, они сводятся к сферам интеллекта и искусства (музыка, рисование и др.). При этом мы забываем, что способности значительно более разнообразны. Вот некоторые из них:

  • Умственные способности. От развитости их зависит, станет ли ваш сын (или дочь), например, хорошим научным сотрудником, талантливым математиком, оригинальным философом и т.д.
  • Художественные способности выражают эмоциональное состояние. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. Другие могут и не сочинять музыку, не писать картины, но сильно развитые экспрессивные способности позволяют им сильнее, глубже, тоньше, чем окружающие, воспринимать произведения искусства, ценить их, наслаждаться ими. У третьих экспрессивные способности проявляются в отношениях с людьми – они глубоко чувствуют состояние другого, могут сильно переживать и сопереживать, проявляют истинный талант в дружбе, любви.
  • Инструментальные способности. Вам, наверняка, приходилось не раз слышать восхищённое: У него золотые руки!» или раздражённое, сожалеющее: «не руки, а крюки!». Это тоже оценки способностей, которые назовём инструментальными. Что же это за способности? Имеется в виду умение делать что-то своими руками, искусно обращаться с инструментами и материалами. Великий Страдивари обладал гениальными руками, которые делали непревзойдённые скрипки. Все физики мечтают найти сотрудника, обладающим особым талантом изготовлять тонкие и точные приборы. Это уже область инструментального таланта.
  • Способность к общению, умение взаимодействия с людьми. А теперь специально хочу остановиться на группе тех способностей, которые особенно необходимы для людей, профессии которых относятся к сфере «человек-человек». В эту сферу входят профессии, основным содержанием которых можно считать взаимодействие между людьми. Сюда относятся специалисты, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Например, учитель и торговый работник. Что в них общее? Это контакт с людьми. Врач и сотрудник учреждения управления какой-то отраслью народного хозяйства. Поводы и содержание этого взаимодействия не имеют ничего общего между собой. Но любое взаимодействие с людьми этих специальностей имеет в своей основе существенное сходство. Чтобы работа этих специалистов была успешной, они должны обладать умением взаимодействия с людьми, способностью к общению.

Способностью к общению обладает каждый нормально развитый человек. Но выражена, развита, сформирована эта способность может быть в весьма различной степени. Оглянитесь вокруг. Вы знаете людей, для которых общаться так же легко, как птице парить в небе. В то же время вам знакомы и те, для которых контакт с другим человеком труден. Но это не значит, что эти люди не имеют способности общаться. Это может означать совсем другое. То, что от природы они не очень общительны, просто они не умеют общаться.

    Значит ли, что для таких ребят закрыты профессии сферы «человек-человек»? Конечно, нет. Помните: способность общаться развивается и формируется в процессе общения. Человек может научиться общаться. Время ещё у нас есть, дорогие родители. Что нужно для того, чтобы научиться общаться? Для начала необходимо разобраться в том, что мешает общению ваших детей с людьми, а что помогает. А затем отрегулировать всё.

   Какова же ваша задача?

  • Не спеша разобраться, к какой же сфере тяготеют больше ваши дети.
  • Помочь определиться в выборе профессии, не навязывая, а в чём-то убеждая.
  • Не бойтесь, если ваши дети начнут уединяться – наедине с собой они ищут пути к себе, к людям, к успеху в будущей своей работе.
  • Обратите внимание на то, что в этом возрасте очень развита потребность в творчестве. Отсюда переживания, самоуничижение или демонстрационное отрицание потребности творить, но последнее – реже. (Потребность в творчестве удовлетворяется по-разному: одни пишут стихи, другие увлекаются рисованием, игрой на гитаре, даже сочиняют музыку и слова песен. Не случайно психолог Анатолий, Александрович Смирнов сказал так: «В этом возрасте поэтом бывает каждый»).
  • Пожалуйста, не обижайте детей словами: «Нечего заниматься выдумками!», «Поменьше фантазируй! Лучше подумай, чем займёшься»,
  • Не оцените вовремя – получите конфликт. А зачем глушить в своих детях «души прекрасные порывы». Они перестанут мечтать, фантазировать. В результате печальное: дети заглушают свою потребность в творчестве. А это уже страшновато.

Можно нудно заучивать задание на дом по какому-то предмету. А можно придумать

свой способ запоминания, можно порыться в энциклопедии, словаре, журнале, книге. Человек в состоянии, зная о том, какие потребности необходимы для его будущей профессиональной деятельности, поставить перед собой цель – развить именно их. Вот и помогите в этом своим детям.

   Я очень хочу, чтобы наши выпускники по-настоящему нашли себя в жизни. Удачи им и вам, дорогие родители!

В классе: размышления родителей о том, куда пойдут после окончания школы их дети. «Что повлияло на этот выбор?» и размышления по поводу, что же можно ещё сделать, чтобы помочь детям выбрать профессию.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые мамы и папы!

Помните!

Самое главное – сохранить физическое

и психическое здоровье ребёнка!

1. Следите за соблюдением режима дня ребёнка.

2. Беседуйте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье, демонстрируя своим примером.

3. Проводите с ребёнком закаливающие процедуры, чаще бывайте вместе с ним на свежем воздухе.

4. Старайтесь посещать с ребёнком спортивные мероприятия, приучайте к занятиям спортом.

5. Следите за правильным питанием ребёнка.

6. Помните, здоровый ребёнок – успешный человек.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые мамы и папы!

Помните!

Самое главное – сохранить физическое

и психическое здоровье ребёнка!

1. Следите за соблюдением режима дня ребёнка.

2. Беседуйте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье, демонстрируя своим примером.

3. Проводите с ребёнком закаливающие процедуры, чаще бывайте вместе с ним на свежем воздухе.

4. Старайтесь посещать с ребёнком спортивные мероприятия, приучайте к занятиям спортом.

5. Следите за правильным питанием ребёнка.

6. Помните, здоровый ребёнок – успешный человек.



Предварительный просмотр:

Полезные сайты

  • На сайте http://www.ya-roditel.ru/можно узнать полезную информацию о методах и приемах воспитания, об общем развитии и возрастных особенностях ребенка, о безопасности ребенка, организации его досуга, получить консультацию психолога, пройти разные тесты и многое другое.
  • Cайт ПрофВыбор.ру «Электронный музей профессий» создан для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций.
  • ПОРТАЛ МИНОБР.ОРГ - ЭТО АБСОЛЮТНО БЕЗОПАСНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОСНОВНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ И ИХ ЗАЩИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Семья — естественная среда обитания ребёнка. Именно в семье реализуется комплекс взаимосвязанных нравственных и правовых норм, основанных на отношениях супружества и родства, что всегда считалось благоприятным для развития чувств любви, солидарности, взаимной защиты, взаимопомощи. Пространство, с которым ребёнок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребёнок — это его отношения с родителями — матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребёнка — это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать. Личность получает развитие именно в семье, так как семья для такого ребёнка пока есть весь мир. Семья, являясь моделью взаимоотношений индивида с обществом, выполняет функцию социализации, т.е. приспособления человека к жизни в обществе. Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения подрастающего поколения.

В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г.) из всех обозначенных факторов, влияющих на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания, первостепенное значение уделяется именно укреплению воспитательных возможностей семьи и моральному климату в семье. Это говорит о том, что в отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни.

Согласно Конвенции о правах ребёнка ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Основные гарантии прав и законных интересов детей провозглашены в Конвенции ООН «О правах ребёнка», Конституции Российской Федерации, а также детализированы в других законодательных актах, таких как Семейный, Трудовой, Гражданский, Уголовный и др. кодексы.

Кроме того, права и защита прав детей, нуждающихся в социальной поддержке, закреплены в Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изм. от 19.11.2015), «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) и других нормативных правовых актах.

В Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе Российской Федерации очерчены три главные сферы прав и обязанностей родителей в отношении их детей — содержание; воспитание; защита прав и законных интересов детей.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье предусмотрено п. 2 ст. 54 Семейного кодекса (СК). В этой ситуации законодательство, как правило, охраняет семью, ограждая её от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребёнка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи и когда устройство ребёнка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (ст. 123 СК).

Право ребёнка на заботу со стороны родителей

Под заботой следует понимать все виды помощи ребёнку. Родители тратят часть своего заработка (дохода) на питание, одежду, лечение, образование и все другие потребности ребёнка, выполняя при этом свой родительский долг. Одновременно тем самым они обеспечивают право ребёнка на получение содержания, которое относится к числу неотъемлемых прав каждого ребёнка. Когда почемулибо это право родители (или один из них) не обеспечивают, средства на их содержание взыскиваются по суду (ст.ст. 80–83 СК). При невозможности получения ребёнком содержания от своих родителей он имеет (при определенных условиях) право на алименты от других членов семьи: совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки (ст.ст. 93, 94 СК). Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка является основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК), а также для привлечения к уголовной ответственности по ст. 157 УК. В суммы, причитающиеся ребёнку, составляющие материальную основу его существования, входят не только алименты, но и пенсия, различного рода пособия.

Ребёнок вправе получать от государства в определенных законом случаях и единовременную материальную помощь. Так, согласно ст. 41 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 03.07.2016) детям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, ежегодно выплачивается компенсация в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) несовершеннолетние дети лиц, признанных вынужденными переселенцами, имеют право на получение единовременного денежного пособия. Входить в причитающиеся ребёнку денежные суммы могут и другие регулярные и единовременные платежи от имени как государственных, муниципальных учреждений, организаций, так и различных благотворительных и иных фондов. Суммы полученных алиментов, пенсий и пособий являются собственностью ребёнка. Однако право распоряжаться ими в интересах ребёнка принадлежит его родителям (заменяющим их лицам — усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям). Они обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребёнка (п. 2 ст. 60 СК). Если родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению (особенно когда речь идет о суммах, превышающих текущие потребности ребёнка), он вправе обратиться в суд с требованием о зачислении части алиментов (не более 50%) на счета, открытые на имя ребёнка в банке.

Право ребёнка на совместное проживание со своими родителями

Это право должно соблюдаться (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), и в том случае, когда родители и ребёнок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 Конвенции ООН о правах ребёнка государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей. Место жительства ребёнка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (ст. 65 СК). Право ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие.

Право ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие

Данное право предполагает предоставление каждому ребёнку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства ребёнка в семье — неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей. Условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Право ребёнка на общение с обоими родителями и другими родственниками

Реализация этого права может осложняться разрывом семейной связи изза расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребёнка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений. Однако если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребёнка, можно его запретить или отложить на время. Например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием. Особую сложность вызывает право ребёнка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. На этот счет действует п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребёнка следующего содержания: ребёнок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

С этой целью и в соответствии с обязательством государств — участников Конвенции они уважают право ребёнка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Так, ВИЧ-инфицированный ребёнок в возрасте до 18-ти лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также иными законными представителями в стационаре учреждения, оказывающего помощь несовершеннолетнему (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Приводимый в п. 2 ст. 55 СК перечень ситуаций, которые относятся к экстремальным, исчерпывающим не является. На практике могут возникнуть и другие. При их возникновении будет применяться п. 2 ст. 55 СК.

Право ребёнка на свободное выражение своего мнения

Закрепление этого права подчёркивает, что и в семье ребёнок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Ст. 12 Конвенции ООН о правах ребёнка и ст. 57 СК). Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребёнок обладает этим правом. В Конвенции ООН о правах ребёнка закреплено, что такое право предоставляется ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребёнок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п.

С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося, затрагивающего его интересы. В зависимости от возраста ребёнка его мнению придается различное правовое значение. Конвенция ООН о правах ребёнка предписывает уделять внимание взглядам ребёнка в соответствии с его возрастом и зрелостью.

Согласно ст.57 СК учет мнения ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребёнок, способный выразить свои взгляды, тоже обязательно должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Однако это не значит, что указанные лица всегда обязаны согласиться с мнением ребёнка, достигшего 10 лет. Ребёнок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он, хотя и способен бывает сформулировать свое мнение, но не обладает еще способностью осознать свои собственные интересы (например, если имеет место стремление ребёнка при определении судом его места жительства остаться жить с родителем-алкоголиком, наркоманом или с родителем, удовлетворяющим все его неразумные прихоти и т.п.).

Учёт мнения ребёнка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, вовторых, при несогласии с мнением ребёнка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребёнка. В целом ряде случаев закон придает воле ребёнка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребёнок возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребёнка (ст. 59 СК), восстановлении родителей в родительских правах (ст. 72 СК), усыновлении ребёнка (ст. 132 СК), изменении имени, отчества и фамилии ребёнка при усыновлении (ст. 134 СК), записи усыновителей в качестве родителей ребёнка (ст. 136 СК), изменении фамилии и имени ребёнка при отмене усыновления (ст. 143 СК).

Право ребёнка на имя

Право на имя ребёнок имеет с момента своего рождения. Согласно ст. 19 Гражданского кодекса (ГК) каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребёнку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии — заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребёнка в установленном законом порядке. Имя, отчество, фамилия ребёнка индивидуализируют личность. Под своим именем ребёнок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения и т.п.

От имени ребёнка родители (заменяющие их лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от 14 до 18 лет от своего имени заключают гражданско-правовые сделки в соответствии с требованиям ст .26 ГК. Ребёнок имеет право на имя и как автор творческого произведения.

Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребёнка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребёнку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца, фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей до достижения ребёнком возраста 14 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учетом мнения другого родителя. Учёт мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребёнка. Если ребёнок рождён от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребёнка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.

Право ребёнка на принадлежащее ему имущество

Ребёнок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Его массу могут образовывать движимые и недвижимые вещи любой стоимости, ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, дивиденды по вкладам и др. Это имущество может быть приобретено на средства ребёнка либо получено им в дар, по наследству. Принадлежит несовершеннолетнему также получаемая им стипендия, его заработок (доход) от результатов интеллектуальной и предпринимательской деятельности. Ребёнок может стать собственником дома, квартиры, комнаты (их части) в результате приватизации.

Имущественные права ребёнка в таких случаях защищаются с помощью Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1864), где сказано, что приватизируемые жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органов опеки и попечительства(ст. 2 указанного закона). Поскольку ГК (ст. 26) связывает наступление частичной дееспособности ребёнка с достижением 14 лет, соответственно меняются возрастные критерии в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (лицами, их заменяющими) на личный счет ребёнка в местном отделении банка. Эти возможности ребёнка зависят от его возраста и определяются статьями 26 и 28 ГК. Ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

Все другие гражданско-правовые сделки, связанные с реализацией имущественных прав ребёнка, он совершает с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителя, попечителя). Причём эти сделки будут действительны и в том случае, если родители (лица, их заменяющие) впоследствии одобрят их в письменном виде. Из этого общего правила есть исключение: суд при наличии достаточных данных по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) или органов опеки и попечительства может либо ограничить, либо лишить ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иным доходом. Причиной тому может послужить, в частности, использование причитающихся ребёнку сумм на приобретение спиртных напитков, наркотиков.

При ограничении этого права несовершеннолетний распоряжается своими доходами только с согласия родителей (лиц, их заменяющих), а при лишении права в интересах несовершеннолетнего распоряжаются его доходами родители (лица, их заменяющие). Ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет имущественную ответственность по совершённым им сделкам.

Малолетние (несовершеннолетние, не достигшие 14 лет) в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями (лицами, их

заменяющими) или третьими лицами с согласия последних. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно пользоваться предоставляемым им имуществом, принимать подарки. Они вправе также сами распоряжаться средствами, которые им выдают родители (лица, их заменяющие), а если эти средства им вручают другие члены семьи или вовсе посторонние лица, необходимо согласие на то родителей (лиц, их заменяющих). Подобного рода требования продиктованы главным образом соображениями педагогического порядка. Но в любом случае малолетний не может сам совершить сделку, если она требует нотариального удостоверения или государственной регистрации. Что касается детей в возрасте до 6 лет, то все сделки от их имени могут совершать только родители (лица, их заменяющие).

Родители, будучи естественными опекунами (попечителями) своего ребёнка, при управлении имуществом ребёнка обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов (попечителей) (ст. 37 ГК). Эти требования полностью распространяются и на усыновителей ребёнка, его приёмных родителей. Отсюда следует, что причитающиеся ребёнку доходы (кроме доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно) расходуются родителями (усыновителями, приемными родителями) в интересах ребёнка и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Такое разрешение не требуется, если речь идет о текущих расходах, необходимых для содержания ребёнка, приобретения ему одежды, его лечения, отдыха. Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, строя свои отношения на доверии, сообразуя их со сложившимся в семье укладом. Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует. Если у родителей и детей возникает право общей собственности на какое-либо имущество, их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства (ст.ст. 244–255 ГК).

Защита прав ребёнка

В ст. 56 СК впервые вопрос о защите прав ребёнка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права; создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав; устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.ст. 54–58, 60 СК. Защита прав ребёнка как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.). Ребёнок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.ст. 26, 28 ГК. Раздельное проживание с ребёнком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст. 66 СК).

Защиту прав и законных интересов ребёнка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребёнка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребёнка в полном объеме выполняют лица, уполномоченные в установленном законом порядке на его воспитание.

При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребёнок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребёнка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребёнка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК).

Прокурор защищает права и законные интересы ребёнка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего уполномоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей (п. 2 ст. 70 СК). Суд рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь. Вступление в брак (до 18 лет), оформленный в установленном законом порядке (п. 2 ст. 21 ГК), эмансипация несовершеннолетнего (ст. 27 ГК) служат основанием для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме.

Поэтому признанный дееспособным ребёнок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя сам. Особую опасность для ребёнка представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это основание для лишения родительских прав (ст. 69 СК). Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребёнка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п. 3 ст. 39 ГК, отмены усыновления (ст. 141 СК), досрочного прекращения договора о передаче ребёнка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК).

Права и законные интересы ребёнка могут нарушаться и в других случаях, в частности при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию (ст.63 СК). Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими правами служит основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК). Но п. 2 ст. 56 СК делает акцент на предоставлении ребёнку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав. Это касается в первую очередь органов опеки и попечительства, которые обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры. Родители (заменяющие их лица) не могут без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению его имущества, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребёнку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органов опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли. Особое значение для охраны имущественных прав ребёнка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребёнку приватизированного жилья или его части. Причем в случае продажи в обязательном порядке должно быть закреплено право несовершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) на проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением.

Государство и общество создало учреждения и организации, способные помочь каждому ребёнку в любой ситуации. С просьбой о защите своих прав ребёнок может обратиться в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних.

Ребёнок может обратиться за защитой к прокурору, всегда можно обратиться к уполномоченным по правам ребёнка. Главным социальным предназначением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребёнка и восстановление нарушенных прав детей. Адрес уполномоченного — на сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка http://www.rfdeti.ru в рубрике Контакты/Уполномоченный в вашем регионе.

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации введён единый общероссийский номер Детского телефона доверия 8-800-2000-122. При звонке на этот номер в любом населённом пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах

Российской Федерации служб, представляющих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Ст. 56 СК предоставляет право несовершеннолетнему обращаться самостоятельно по достижении 14-ти лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже несовершеннолетнему, достигшему 14-ти лет, нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав.

Исключение составляет отмена усыновления, поскольку ст. 142 СК допускает ее по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14-ти лет. По смыслу п. 2 ст. 56 СК несовершеннолетний, достигший 14-ти лет, может обжаловать в суд действия и решения, нарушающие его права, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребёнка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства.

Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и т.п.). Все сведения о детях, попавших в бедственное положение, следует адресовать в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволит без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребёнка (ст.ст. 122 и 123 СК).