Педсовет №3

Шаляпина Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка 
по результатам оперативного контроля 

«Организация образовательной деятельности и предметно-пространственной развивающей среды на прогулке для обеспечения познавательной деятельности детей с учётом возрастных особенностей»

В соответствии с годовым планом работы МАДОУ «Д/с№7»  в период с 1.03 по 10.03. 2017 г. был проведен тематический контроль.
Цель проверки: Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, посредством организации прогулки. Соблюдение воспитателями режима двигательной активности детей на свежем воздухе.
Вопросы для анализа:
1. Планирование прогулки
2. Сформированность у детей навыков самообслуживания.
3. Наличие выносного материала по сезону;
4. Организация двигательного режима детей на прогулке;
5. Организация игровой деятельности
6. Организация наблюдения за природой и состоянием погоды;
7. Организация трудовой деятельности детей на прогулке;
В ходе проверки выявлено: 
- Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы и погодными условиями. 
- Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. Во всех группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе.
- У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту.
- Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезонам. 
- Педагоги организуют трудовую деятельность. В теплое время года уборка мусора на верандах, в зимнее время помощь воспитателю в уборке снега и постройке снежных городков.
- На участках групп появились постройки из снега, ведется работа по оборудованию ледяных горок.
- Педагоги групп организуют подкормку зимующих птиц.
- Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Тем не менее, отмечено, что во второй младшей группе организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя.
- Требует особого внимания всех педагогов проведение дидактических игр и сюжетно-ролевых игр. Не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми.
- Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания родителей.
Недостатки в организации прогулок:
- Нет системы в последовательности организации прогулки, не всегда соблюдается структура прогулки. 
- Длительность двигательной активности на свежем воздухе не соответствует нормам СанПин, т.к.:
1)не всегда  педагогами  проводятся физкультурные занятия на улице;
3) не проводятся физкультурные досуги.
Рекомендации и предложения:
1. Воспитателям всех групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе организовывать прогулки во второй половине дня.
Сроки: постоянно, в соответствии с погодными условиями
Ответственные: воспитатели групп
2. Воспитателям всех возрастных групп проводить дидактические игры в соответствии с тематическим планированием. 
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. Педагогам тщательнее организовывать трудовую деятельность детей на прогулке.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
4. Всем педагогам уделять больше внимания формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлекать к этому вопросу внимания родителей.
Сроки: постоянно
Ответственные: педагоги МАДОУ
6. Воспитателям всех возрастных групп руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке, организовывать сюжетно-ролевые игры, используя атрибуты и выносной материал.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели МАДОУ

Старший воспитатель _____________И.И.Шаляпина



Предварительный просмотр:

Конспект игры-путешествия «Математические острова»

Интеграция образовательных областей  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счета. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.

Развивающие: развивать психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса.

Речевые: закрепить навыки правильного звукопроизношения; упражнять в согласовании существительных с числительными; обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет и форму предметов.

Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.

Демонстрационный материал: плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цифры 0 – 9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).

Раздаточный материал: карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.       

Методическая литература:

1.     Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – М., «Баласс», 1998.

2.     Степанов В.А. «Время. Времена года». – ООО «Издательство «Фламинго», 2002.

Предварительная работа: чтение мифов Древней Греции.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

(Раздается телефонный звонок)

- Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Зайчата просят помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не подозревая, что на этом острове живет злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала зайчат и посадила в темницу.

- Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)

- Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.

- Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Во время нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Разминка.

Игра «Когда это бывает?»

- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?

Над рекой заря встает                           

На дворе петух поет                              

Умываются котята                                

Просыпаются ребята.                            

 

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зерна в норку тащит мышь

Учит азбуку малыш.

 

Солнце красное зашло                          

Белка прячется в дупло                         

Дрема в гости к нам идет                       

Сказку он с собой ведет.                        

 

В небе звездочки горят

Птицы спят, и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках

Ну, а мы в своих кроватках.   

Автор: Степанов В.А.

- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.

Остров геометрических фигур.

Игра «Рассели фигуры»

- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте подплывем и все выясним.

- Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нем. Сейчас мы им поможем.

- Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).

- Этажи в этом доме называются строками. Это строки.  Повторите.

- Строки расположены слева направо.

- Какие фигуры живут на 1-ой строке? (круги).

- Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).

- А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).

- А прямоугольники? (на 4-ой).

- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.

- В 1-ом столбце живут только красные фигуры.

- Во 2-ом — только синие фигуры

- А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)

- А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)

- Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой строке. А красные фигуры живут в 1-ом столбце. Значит красный круг живет здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).

- Идет домой желтый квадрат.

- На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)

- А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).

- Значит желтый квадрат живет здесь.

(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).

- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше.

- Наше путешествие продолжается.

Остров цифр.

Игра «Соотнеси цифру с количеством»

- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.

- Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места.

- Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?

- Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять.

- Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь. А мы плывем дальше.

Остров Геометрических тел.

Игра «Найди на ощупь»

- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел.

- В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?

- Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).

- Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!

- Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем!

Музыкальная пауза.

- Отдохнули. Надо плыть дальше. Зайчата ждут нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу.

Волшебный остров.

Игра «Измерь дорожку»

- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы).

- Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль.

- От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти зайчат.

- Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).

- Чем надо измерять? (меркой).

- Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та дорожка и короче.

- Приступайте к измерению (самостоятельная работа).

- Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (красная).

Возвращение в детский сад.

- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли зайчат.

- Пойдемте на корабль вместе с зайчатами и отплываем в обратный путь.

- На горизонте все спокойно, можно отдохнуть.

- Ребята, давайте расскажем зайчатам о наших невероятных приключениях.

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы встречались на пути? Кому вы помогали?

- За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду. 



Предварительный просмотр:

Конспект для детей 3-4 лет «Спаси  Колобка»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2016/1/39501_248fe0c165a97cb452c77f0364419c4d.jpg.jpg

Цель: Закрепить у детей знания сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Формировать навыки связной речи, умение согласовывать существительные и прилагательные; существительные и числительные. Формировать дружеское отношение к сверстникам.
Задачи: 
1. Развивать память, внимание, мышление.
2. Закреплять знания сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Формировать культуру поведения в гостях.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Демонстрационный материал – театральные куклы перчатки или мягкие игрушки: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса. 
Низкая скамейка, мягкие модули, изображение ветки, магнитная доска, картинки попугаев шести цветов (красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего и голубого) на магнитах, картинка с изображением свиньи с поросятами и белки с бельчатами.
Раздаточный материал – набор шаблонов из тарелок пяти форм (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная) и предметные картинки овощей и фруктов (на каждого ребенка). Набор картинок «кто чей малыш» с изображениями животных и их детёнышей, (курица-цыпленок, медведь-медвежонок и т.п.) …….
Предварительная работа:
Чтение сказки «Колобок». 
Ход занятия: 
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Возьмитесь за руки. Давайте сегодня создадим «хорошее настроение», передадим его друг другу, улыбнемся друг другу.
1. Вступительная часть
Воспитатель: Вы любите сказки? Я тоже. Я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте. 
Он испёкся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный…(колобок)
Воспитатель: Молодцы! Конечно это Колобок!(Воспитатель берёт куклу Колобка.)
Колобок: Здравствуйте ребята! (дети здороваются) 
Колобок: Я очень люблю путешествия! А вы? ( Любим!!!)
Колобок: А хотите отправиться со мной в сказочное путешествие? (Хотим!)
Колобок: На пути нас ждёт много трудностей. Не испугаетесь? (Нет).
Колобок: Ну тогда ребятишки – не пугайтесь, со мной в сказку отправляйтесь.
Раз, два, повернись, сразу в сказке окажись. 
1.Практическая часть
Колобок: Мы сейчас оказались в волшебном лесу. Мы пойдём по тропинке, пройдём по мостику-брёвнышку, руки держите в стороны, чтобы не упасть с брёвнышка, не торопитесь. Посмотрите, чей-то домик, как вы думаете, кто в нём живет? Как вы догадались? (зайка, ушки торчат) 
Заяц: Здравствуйте, ребятки! (дети здороваются)
Заяц: Как хорошо, что вы пришли! Я ходил в лесной магазин и купил продукты: яблоко (какой оно формы? круг), шишку (какой она формы? овал), морковку (треугольник), (квадрат)печенье и хлеб (прямоугольник). 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2016/1/39501_a55008df2667378051e35bec058f953e.jpg.jpg


Колобок: Ребятки, посмотрите, какие у Зайки красивые тарелочки. Какие геометрические фигуры они напоминают? (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник)
Заяц: Нужно выбрать тарелочку такой же формы, что и яблочко!!! Яблочко – круглой формы, значит, и тарелочку нужно выбрать круглой формы. Шишка какой формы?(овал), значит тарелка будет (овальная), морковка похожа на..(треугольник),её мы положим на треугольную тарелочку, (квадрат)печенье и хлеб (прямоугольник).
Заяц: Теперь нужно правильно разложить продукты по тарелкам, так, чтобы форма продукта совпала с формой тарелки. Поможете мне? Тогда рассаживайтесь за столом. (детям раздаются наборы шаблонов тарелок и продуктов, в случае затруднения, воспитатель помогает детям, объясняет, что сравнивать можно методом наложения).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2016/1/39501_ef659a0c9c966b471489c64a82203f6f.jpg.jpg


Заяц: Спасибо ребятки! Все справились с этим трудным заданием. Вы мне очень помогли.
Колобок: У зайчика погостили, пора нам дальше идти. 
Дети: До свидания Зайка!
Колобок: Посмотрите – у нас на пути ворота (сложенные из мягких модулей), а теперь скажите, какие они по высоте? Эти какие? (высокие) Мы под ними сможем пройти? (да) А эти какие? (низкие) Под ними мы сможем пройти? (нет) А подлезть под ними? (сможем). Тогда – в путь, под высокими воротами проходим, под низкими подлезаем.
Колобок: Молодцы! Мы добрались до домика Волка. 
Колобок: Здравствуй Волчок-серый бочок (дети тоже здороваются с волком).
Волк: Здравствуйте ребятишки! Какие вы большие выросли! Наверное, много знаете?
Дети: Да!!!
(на картинках – собака, кошка, корова, курица, коза, медведь, волк и лиса).
Волк: У меня случилась беда. Мамы - животные пошли гулять со своими детьми на детскую площадку, и попросили меня присмотреть за детьми. А малыши во время игры все перепутались. Теперь я не знаю какой маме какого ребёнка отдавать. Помогите мне пожалуйста! (на столе лежат карточки с изображениями животных, детям предлагается взять по одной карточке.) 
Колобок: А у меня карточки с малышами, подберите малыша вашему животному. (каждый ребенок называет своё животное и говорит, как называют его детёныша).
Волк: Посмотрите, на этих картинках мамы уже нашли своих малышей. (картинки свиньи с поросятами и белки с бельчатами) Что это за животные? Какое из них домашнее, почему? (свинья, живёт рядом с человеком) А дикое?...
Волк: Спасибо ребята, вы очень мне помогли. Теперь все животные будут довольны. 
Колобок: Ну а нам пора отправляться дальше. Покатились….. 
Мы добрались до берлоги Мишки-медведя.
Медведь: Здравствуйте ребята! (здравствуй). Как хорошо, что вы ко мне зашли.
Я после зимней спячки решил зарядку сделать, давайте вместе заниматься!
Динамическая пауза
Мишка вылез из берлоги, (маршировать на месте)
Огляделся на пороге, (посмотреть вправо- влево)
Потянулся он со сна: (потянуться)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил, (согнуть руки в локтях, сжать кулачки)
Головой медведь крутил. (покрутить головой вправо- влево)
Наклонился взад-вперёд, (наклоны)
Вот он по лесу идет. (маршировать на месте)
Ищет мишка корешки, (руку козырьком к глазам)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя- витаминки.
Наконец медведь наелся (погладить живот)
И на брёвнышке уселся. (присесть)
Медведь: Весело с вами ребята играть!
Колобок: А нам пора в дорогу. Вот добрались мы до лисички-сестрички. Здравствуй Лисонька! (дети здороваются).
Лиса: Здравствуйте ребятки! У меня живут разноцветные попугайчики. Давайте посмотрим, какого цвета у них перышки. (Поочерёдно детям показываются попугаи: жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий и голубой, дети называют цвет, а попугаи крепятся на рисунок ветки.) Молодцы! Мои попугайчики большие шалунишки, они очень любят играть в прятки. А вы хотите с ними поиграть?(да). Посмотрите на ветку внимательно и запомните, птички какого цвета на ней сидят. Запомнили? А теперь закрывайте глазки. (убирается одна птица). Открывайте глазки. Посмотрите, все ли попугаи на месте? 
Дети: Одного нет.
Лиса: Да один попугайчик-шалунишка улетел и спрятался. Если вы правильно назовете цвет улетевшего попугая, он вернётся обратно (игра проводится 3раза). Молодцы! Вас не проведёшь.
Колобок: Да Лисонька! Вот такие наши ребята умницы! Но к сожалению нам пора возвращаться в детский сад. Дети прощайтесь с лисичкой. (прощаются).
Ребятишки – не пугайтесь, со мной в садик возвращайтесь.
Раз, два, повернись, сразу в группе окажись. 
Колобок: Наше сказочное путешествие закончилось, мне пора отправляться к бабушке и дедушке. До свидания! (дети прощаются с колобком)
3. итоговая часть
Воспитатель: вам понравилось путешествие?
А у кого в гостях вы побывали? А что вы делали? Что больше всего понравилось?
Колобок укатился в сказку, а для вас оставил подарки.
Сюрпризный момент ( детям раздают раскраски с изображением животных).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение        муниципального  образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития воспитанников

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Развиваемся в игре»

Подготовила и провела:

старший воспитатель

Шаляпина Ирина Ивановна

1 часть. Вступительное слово ведущего:

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять   подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного внимания и произвольной памяти.

Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания и памяти в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. А это значит, что хорошо развитые память и внимание являются для детей «языком познания».

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания, а со стороны родителей и учителей бывает много жалоб и на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день в школу и т.п. Поэтому степень готовности ребенка к обучению в школе существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении в течение предыдущих лет, как происходило у него развитие познавательных процессов.

Исследования показывают, что развитие произвольного внимания и памяти у старших дошкольников, при грамотном управлении этими процессами, может происходить довольно интенсивно и давать положительные результаты даже в течение одного года обучения.

Внимание и память старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание или быстро запомнить то, что им неясно, непонятно, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Педагогам необходимо не только делать трудный и непонятный материал доступным и понятным, но и развивать у детей волевые усилия, а вместе с ними и произвольную память и внимание.

Вопрос к педагогам:

Какие же условия необходимы для поддержания у детей устойчивого произвольного внимания и развития произвольной памяти в разных видах деятельности?

Примерные выводы:

  • Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке – это создает определенную установку для развития внимания и памяти;
  • Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
  • Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей;
  • Тренировка произвольного внимания и памяти;

Ведущий:

Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания и памяти и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Под влиянием игры внимание и память ребенка достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность успешного обучения в школе. Как писала в своей книге «Креативный ребенок» М. Монтессори: «Ребенок…посредством игр…приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития».

2 часть. Игры с педагогами

Ведущий:

Сегодня мы рассмотрим и обыграем наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые, как показала практика, представляют наибольший интерес для детей, просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных   игр в нашей педагогической гостиной.

1. Игры – «Шифровки»

В этих играх применяется один из методов мнемотехники – метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).

Этот метод помогает научить детей с помощью рисунков, схем, условных знаков и обозначений шифровать слова или «прочитывать» уже зашифрованные. Этот метод чаще используется в играх путешествиях, сюжетных играх, при обогащении словаря детей. Он помогает значительно повысить продуктивность запоминания.

Задание педагогам: «Придумаем кроки»

Педагоги заранее разделены на небольшие группы, каждая группа педагогов получает небольшой текст (2 – 4 предложения), который нужно «зашифровать» (т.е. нарисовать, условно обозначить) по своему усмотрению в течение 3 -5 минут. Затем педагоги поочередно «расшифровывают» получившиеся «кроки», отмечают наиболее удачные и четкие.

2. Игра «Кто быстрее соберет?»

Эта игра развивает у детей зрительно-моторную память.

Ведущий раскладывает на столе 5 разных предметов или игрушек. Одному из педагогов завязывают глаза, и он должен с максимальной быстротой собрать эти вещи в порядке, который указывает ведущий. Ведущий может поменять расположение предметов, и их по очереди должны собрать другие участники игры.

Тот, кто сделает это быстрее других, считается победителем. Время определяется по часам с секундной стрелкой.

3. Игра «Пуговицы»

Эта игра для развития объема памяти и внимания.

Описание: ведущий игры показывает карточки для игры и наборы пуговиц, внутри которых ни одна не повторяется. Для начальных игр достаточно игровых полей с 4 – 6 клетками. Затем количество клеток увеличивается на усмотрение педагога. Пуговицы кладутся на клетки поля, водящий располагает их по своему усмотрению, дает партнеру время – 20-30 сек., чтобы запомнить их расположение и накрывает поле листом чистой бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Если на первых этапах дети затрудняются в игре, следует научить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. Одновременно при этом надо закреплять умение ориентироваться на бумаге (вверху, внизу, столбец, ряд, влево, вправо и др.).

Задание педагогам: предлагается таблица с символами, расположение которых они должны воспроизвести по памяти на своих таблицах. Отмечаются педагоги, правильно и быстро справившиеся с заданием.

4. Игра «Кукловоды»

Ведущий предлагает одному педагогу выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад и т. д.Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца.

5. Игровое упражнение «Найди и зачеркни»

Это упражнение на развитие устойчивости внимания.

Играющим дается небольшой текст (можно газетный, журнальный и др.) и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). В этом упражнении можно фиксировать время выполнения и проводить его в соревновательной форме. Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «б» подчеркните». Или так: «Зачеркните букву «а», если перед ней стоит буква «н» и т.п.

6. Игры с использованием художественных текстов по типу «Кто самый внимательный?»

Такие игры развивают произвольное внимание и его объем.

Ведущий предлагает педагогам послушать стихотворение и затем ответить на вопросы:

Куда делся Понедельник?

- Где бездельник Понедельник? -

Спрашивает Вторник

- Понедельник - не бездельник,

Никакой он не бездельник,

Он отличный дворник!

Он для повара Среды

Притащил ведро воды.

Кочегару Четвергу

Смастерил он кочергу.

Но приходила Пятница

Скромница, опрятница,

Он оставил всю работу

И поехал с ней в Субботу

К Воскресенью на обед.

Передал тебе привет.

Ю. Мориц

Вопросы педагогам: Какой день недели является дворником? Для кого понедельник притащил ведро воды? Какой день недели кочегар? Что смастерил ему понедельник? Как в этом стихотворении называют пятницу? Кто с кем поехал на обед к воскресенью? В какой день недели был обед у воскресенья? Как вторник отзывается о понедельнике? Соответствует ли это действительности?

 

3 часть. Заключительное слово ведущего:

Как известно, мы, педагоги, тоже постоянно чему-то обучаемся, приобретаем новые знания и умения, и нам необходимы хорошая память и внимание, развитое мышление, которые также нуждаются в регулярной тренировке. Я предлагаю вам для тренировки экспресс-викторину «Круг или квадрат?». В каждом высказывании викторины прячется круг или квадрат. А может быть, то или другое. Что именно в каждом случае – вам и нужно определить.

  • Самая знаменитая картина Казимира Малевича («Черный квадрат»)
  • Форма публичного обсуждения («Круглый стол»)
  • Роман А. Солженицына («В круге первом»)
  • Способ посева ряда культур (Квадратно-гнездовой)
  • Сторонники английского парламента в период Английской буржуазной революции («Круглоголовые»)
  • Сбор казаков (Казачий круг)

Литература.

  1. Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!, М., 1998
  2. Матюрин И., Чекаберия Е. Зрительная память. М., 1992
  3. Бодрова И. Технология развития памяти. М., 1999
  4. Ильина М. Готов ли ваш ребенок к школе? Минск, 1999
  5. Шмаков С. Ее величество – игра. М., 1992



Предварительный просмотр:

Сообщение «Использование игровых технологий для организации совместной деятельности взрослого и детей»  

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. 
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие. 
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. 
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение        муниципального  образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития воспитанников

Сообщение к педагогическому совету:

«Использование игровых технологий для организации совместной деятельности взрослого и детей»  

воспитатель Таркина Т.С.

г. Бугуруслан, 2017г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение        муниципального  образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития воспитанников

Сообщение из опыта работы к педсовету

Развитие познавательных интересов  дошкольников на прогулке

Карпец Ирина Васильевна

Развитие познавательных интересов  дошкольников на прогулке

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт

Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Дидактические игры

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность