Методические разработки

Трапезникова Дарья Олеговна

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.

Тема: Дифференциация букв д-т в слогах, словах, предложениях.

ЦельСовершенствование навыков в дифференциации звуков и букв Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование умения различать звуки [д] - [т] по акустическим признакам;
  • формирование умения составлять слова, словосочетания, предложения и записывать их;
  • формирование умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • развитие слогового анализа и синтеза.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

Оборудованиемультимедийная презентация, цветные карандаши, тетради.

Структура занятия:

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе .

III. Основная часть.

IV. Применение знаний и способов действий.

1.​ Дифференциация д-т в слогах.

2.​ Дифференциация д-т в словах.

3. Физкультминутка.

4.​ Дифференциация д-т в словосочетаниях.

5.​ Дифференциация д-т в предложениях.

X. Рефлексия деятельности

Ход занятия

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности

"Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает"

Активизировать внимание детей.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в коррекционный процесс.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Сообщение темы и цели в виде проблемного задания – загадывания загадок.

Отгадайте загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка)
- Назовите второй звук в слове удочка  


Замените второй звук в слове удочка на звук (Т)

Какое слово получается? Придумайте предложения со словами.

О каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня?

Отгадывание загадки.

Замена звука.

Формулировка темы занятия.

Создать мотив для включения в коррекционный процесс.

Формировать умение вслушиваться в звучание слова; узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.

Развивать логическое мышления, умственные способности, быстроту умственных реакций.

Основная часть.

Сопоставление звуков [д], [т] по артикуляции, характеристика звуков.

Раздаются зеркала.                "В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки [Д] и[ Т]?"  
http://festival.1september.ru/articles/508431/img9.jpg

Язык направлен вверх или вниз?
http://festival.1september.ru/articles/508431/img10.jpg

А воздушная струя теплая или холодная?

Каким цветом мы обозначаем звуки [Д], [Т]? Почему?

Приложите руку к горлу.

Голосовые связки  вибрируют или нет при произнесении звука [Д]?

Голосовые связки  вибрируют или нет при произнесении звука [Т]?

Губы разомкнуты.

Язык кончиком прикасается к верхним зубам. Боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам.

Воздушная струя теплая


Синим, это твердые согласные

При произнесении [Д] голосовые связки работают. (Горлышко дрожит)

При произнесении [Т] голосовые связки не работают. (Горло не дрожит)

Сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе данных звуков, уточнять их звучания, сходство и различие.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация [Д]-[Т] в слогах.

 Ира "Кто самый внимательный?"

Графический диктант

Чтение слогов по таблице.

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

Учитель-логопед рассказывает правила игры. Поднимите букву Д, если услышите звук [Д], поднимите букву Т, если услышите звук [Т].

дом, ток, дым, том, туча, дуб, торт.

Запишите первую букву каждого слога да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для

Запишите слоги в две строчки та,да ,ди ,ты, дю, тю, аду ату,оте, оде.

Учитель-логопед дает инструкцию, все вместе читаем слоги,

  • чтобы в них был глухой звук;
  • чтобы в них был звонкий звук;
  • чтобы в них был глухой мягкий звук;
  • чтобы в них был звонкий, твердый звук.

Дети выполняют инструкцию.

Дети делают запись в тетради (д, д, т, д, т, д, т, т, )

Дети делают запись в тетради (т, д, д, т, д, т, д, т, т, д)

Различать звуки [Д]-[Т] на уровне слогов.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д-т в словах. Игра "Слова рассыпались"

Графический диктант слов

Списывание.

Помоги собрать слово из слогов.

да-по-рок

ти-бо-нок

Утюг, удар, утро, ветер, удача, метла, ладонь, помидор.

Перепишите слова, вставьте буквы Д и Т.

Боро_а, воро_а, пого_а, капус_а, ве_ро, с_рела.

Дети составляют слова из слогов. Записывают слова (подарок и ботинок). Проводят самопроверку.

Запись в тетрадях букв.

Дети записывают в тетрадь слова.

Развитие навыков звукового синтеза. Умение дифференцировать смешиваемые звуки в словах.

Физминутка.

Массажные колечки надевать поочередно на каждый палец.

Повторение действий

Способствовать улучшению процессов памяти и фонематического слуха. Снятие напряжения.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д — т в словосочетаниях.

Игра "Морской бой"

К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика

1 тонкая   а.душ

2 долгая   б.хохот 3 летний  в.доска

4 старый  г.работа

5 дружный д.дом

Запись в тетради словосочетания 
3
-а. Звонкий звук подчеркнуть двумя чертами, глухой - одной.

Составление словосочетаний

Запись словосочетания "летний душ".

Дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в словосочетаниях.

Формировать умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация
т-д в предложениях.

Графический диктант.

Я читаю предложение.

Вы повторяете предложение, считая слова. Показываете количество слов, выкладываете полоски. Каждое предложение с новой строки.

Утром дул холодный ветер.

Девочка Тамара надела теплое пальто. Ей будет тепло.

Повторяют предложение, считая количество слов. Показывают количество слов.

Автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в предложениях.

Рефлексия.

О каких звуках и буквах мы говорили сегодня?

Чем различаются звуки Д и Т? Что нам помогает их различать и обозначать в нужными буквами

- Что понравилось вам на занятии?

Участвуют в обсуждении,

проводят
самооценку.

Учить давать оценку своей деятельности.

G:\Без названия.png

G:\Без названия.png

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

Боро_а, воро_а,

пого_а, капус_а,

ве_ро, с_рела.

Боро_а, воро_а,

пого_а, капус_а,

ве_ро, с_рела.

1 тонкая  

а.душ

2 долгая  

б.хохот

3 летний  

в.доска

4 старый  

г.работа

5 дружный

д.дом

1 тонкая  

а.душ

2 долгая  

б.хохот

3 летний  

в.доска

4 старый  

г.работа

5 дружный

д.дом

G:\Без названия.png

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

Боро_а, воро_а,

пого_а, капус_а,

ве_ро, с_рела.

1 тонкая  

а.душ

2 долгая  

б.хохот

3 летний  

в.доска

4 старый  

г.работа

5 дружный

д.дом


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ребенок: __________________ ФФНР, псевдобульбарная дизартрия (межзумный сигматизм)

Тема: звук [ж]

Цели:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Закрепить представление ребенка о правильной артикуляции звука [ж]
  • Закрепить знание ребенка о букве, которая обозначает звук [ж]
  1. Корекционно-развивающие:
  • Совершенствоавать мимическую моторику через самомассаж и гимнастику
  • Совершенствовать навык диафрагмального дыхания
  • Автоматизировать звук [ж] в чистом виде, прямом слоге, между гласных, при стечении согласных, также в словах и предложениях
  • Развивать фонематический слух
  • Развивать фонематическое восприятие
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать критическое отношение к дефектам речи
  • Воспитание инициативности и самостоятельности
  • Оборудование: зеркало, спирт, вата, профили артикуляционного уклада, слоговые дорожки, картинки, игрушки, массажные мячики.

Ход занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Содержание

Подготовительная часть

1

Организационный момент

- Здравствуй, ______. Сегодня к нам в гости пришла пчелка Жужа. Поздоровайся с ней. Повтори, как её зовут. Она хочет с тобой поиграть. Ты готов?

2

Объявление темы

- С какого звука начинается имя нашей пчёлки? Покажи пчёлке, как ты умеешь жужжать.

3

Развитие пальчиковой моторики

- Давай представим, что твоя ладошка – это цветок, на который садится пчёлка, чтобы собрать мёд. Проведение пальчиковой игры + самомассаж с использованием массажных мячиков.

4

Развитие миммической моторики

Самомассаж

5

Дыхательная гимнастика

Отработка диафрагмального дыхания + работа над силой ротового выдоха

6

Работа над голосом

- Давай споём вместе с пчёлкой песенки. Работа над высотой, силой и тембром голоса

7

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ: хоботок, рупор

Упражнения для языка: лопата, вкусное варенье, чашечка, индюк болбочет

Упражнения для воздушной струи: чашечка снаружи, сдуть цветочек на носу

Основная часть

8

Индивидуальное произношение звука

Давай еще раз с пчелкой вместе пожужжим

9

Анализ артикуляционного звука

- Выбери правильные карточки из предложенных

Губы: округлены, выдвинуты вперед (рупор)

Зубы: между зубами щель  1,5-2 мм

Язык (при верхней артикуляции): в форме чашечка

Голосовые складки: сомкнуты (работает голос)

Воздушная струя: по середине языка, тёплая, широкая

10

Характеристика звука

-Выбери правильные карточки для нашего звука

Согласный, так как есть преграда (синяя карточка)

Звонкий (карточка сл звоночком)

Твёрдый

11

Уточнение представлений о букве

Предлагаем карточку с буквой. Эта буква обозначет звук [ж]

12

Развитие фонематического слуха

- Подними карточку с буквой, когда услышишь звук [ж]

-ж, м, б, ж, а, к, н, ж;

13

Автоматизация слуха в слогах

- Пчелка сказала бабочке: «Жа». Бабочка ответила…(ответ ребенка – жа-жа-жа).

ЖА – ЖА-ЖА-ЖА           ЖО – ЖО-ЖО-ЖО

ЖУ – ЖУ-ЖУ-ЖУ         ЖИ – ЖИ-ЖИ-ЖИ

14

Автоматизация звука в словах

- Нашей пчёлке сегодня приснился сон. Посмотри на карточки и скажи, кого она видела во сне. (Жук, жаба, ёжик)

15

Автоматизация звука в предложениях

Жук и жаба лежат на желтом лежаке.

-  Выложи предложение графически и найди слова со звком [ж]

16

Итог

- Какой звук мы сегодня повторили?

- Какие слова со звуком [ж] ты запомнил?

17

Оценка

Ты сегодня хорошо позанимался, поэтому пчёлка Жужа приготовила для тебя красивые наклейки.

18

Домашнее задание

- Выучи к следующем занятию это стихотворение

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик подожди.

Дай дойти до дому.

Дедушке седому.