Консультации для родителей

Ибрагимова Гузель Раисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ибрагимова Г.Р. Веселая артикуляционная гимнастика 2020787.7 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста 20202.43 МБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Движение и речь 20211.47 МБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Что смогут родители для развития речи детей 2022147.04 КБ
Microsoft Office document icon Ибрагимова Г.Р. Нарушения слоговой структуры слова 20221.88 МБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Распространенные ошибки родителей, влияющие на развитие речи детей 2022 490.67 КБ
Microsoft Office document icon Ибрагимова Г.Р. Автоматизация звуков в домашних условиях 20231.58 МБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов 202376.89 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Обогащение словарного запаса детей 2023106.7 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Камешки Марблс как средство развития речи у детей дошкольного возраста 20241.54 МБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 2024908.54 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Использование мнемотехники в работе над автоматизацией звуков 2025470.5 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. Речевая готовность к школе 20252.03 МБ

Предварительный просмотр:

Упражнение с шариком

C:\Users\PC-Expert\Desktop\артикуляционная гимнастика\i.jpg

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
  2. Двигать шарик по горизонтально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
  5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая»- его.
  6. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

      Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения

тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения с ложкой

C:\Users\PC-Expert\Desktop\артикуляционная гимнастика\i (3).jpg

  1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
  2. Теперь ложку языком в вогнутую часть.
  3. Достать до ложки, поднимая язык вверх (ложка вверху) или опуская язык вниз (ложка внизу).
  4. Облизывать маленькую ложку язычком, делая движения снизу-вверх (как кошка лакает молоко).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 «Фестивальный»

ВЕСЁЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

C:\Users\PC-Expert\Desktop\артикуляционная гимнастика\i (4).jpgC:\Users\PC-Expert\Desktop\артикуляционная гимнастика\i.jpg

           Практические рекомендации

для родителей

Составила:

учитель-логопед

Ибрагимова Г.Р.

г. Сургут, 2020г.

         Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Упражнения со съедобной соломкой

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\uTdkb7ENHPA.jpg

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\Hhp7HaMg13U.jpg

3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\ePxb-imI_60.jpg

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\v6gryS2tJuk.jpg

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\CaLLXfhqf9g.jpg

6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\xP2jTVvRuEI.jpg

7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\0DPD5K3lHVo.jpg

8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\IxN8TerN53M.jpg

9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

C:\Users\PC-Expert\Desktop\логопедические игры\AW9R7Qjlq4c.jpg

«Сушкина гимнастика»

      Данная гимнастика очень подойдет для домашних занятий и в особенности с детьми младшего и среднего возраста. Она не только полезная и занимательная, но и очень вкусная.

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\92dAQZH5v54.jpg

Упражнение «Качели»

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\ZMzY-ae7Hqg.jpg

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\faR2mO51I54.jpg

Упражнение «Часики»

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\hqH69IpiHtE (1).jpg

Упражнение «Чашечка»

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\IDvXI2GWsQk.jpg

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\zK--6m2n7JQ.jpg

Упражнение «Иголка»

D:\Копилка\12. Речь\4. Артикул гимнастика\нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики\MQBVdKuT-78.jpg

Упражнение «Бублик»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 65 «Фестивальный»

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СВОЕГО РЕБЕНКА

https://pediatrinfo.ru/wp-content/uploads/9/3/f/93ff0d15b016c8662ab23e20afae7878.jpeg

Практические рекомендации для родителей

Подготовила:

учитель-логопед

Ибрагимова Г.Р.

г. Сургут, 2021г.

Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

Игра «Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж.

Игры на развитие грамматического строя речи:

Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем.

- один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

Игра «Все сделал» 

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала).

Мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал,  рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

Игра « Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

Игра «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?».

Игра «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)».

Игра «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий».

Игра «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто».

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например,
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
– «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
– «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
– «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игры на развитие связной речи:

Игра «Что на что похоже» 

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Игра «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать?

Игра «Кем (чем) был?»

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных, а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком.
Бабочка была гусеницей.
Лёд был водой.

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 65 «Фестивальный»

 «Распространенные ошибки родителей, влияющие на развитие речи детей»

                 Практические рекомендации для родителей

Подготовила:

учитель-логопед

Ибрагимова Г.Р.

г. Сургут, 2022г

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку. Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что ребенок не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

 Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают ребенку, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа. Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами.

Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

         Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении. Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

         Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер. Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.

 К подобным правилам стоит отнести следующие:

 Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

 Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

 Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

         Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка. Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 «Фестивальный»

Консультация для родителей

«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

Игры для автоматизации звука [Ч] - Автоматизация звуков - Каталог статей -  ЛОГОПЕД ДОМА

Сургут

2023

         В результате посещения коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый.

Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Образуй родственные слова»

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).

Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.        

Игра «Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Всезнайка»

 Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].

Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра «Кто больше»

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один — много»

"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".

Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.

Игра «Чего много»

"Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др.

Игра "Знаешь ли ты?"

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи — свекла, баклажан и др.

Игра "Назови ласково словечко"

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 «Фестивальный»

Консультация для родителей на тему:

«Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста»

Игры для детей на обогащение словарного запаса

Сургут

2023

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

  1. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  2. Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  3. Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 «Фестивальный»

Консультация для родителей

«Игры на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста»

Сургут

2024

Грамматика — это правила и закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Усвоение детьми данных правил (т.е. грамматического строя) происходит не сразу и только путём подражания в процессе общения с окружающими людьми.

В возрасте около 1,5-2-х лет у ребенка появляются первые фразы, возникает необходимость правильно соединять слова внутри них.

К трём годам ребёнок говорит простыми распространёнными предложениями, использует в своей речи такие грамматические категории, как род, число, время, лицо.

Фраза детей 4-х лет доходит до 4-6 слов. Поэтому увеличивается количество грамматических ошибок в речи.

С четырёх до пяти лет - период активного словотворчества. В данный период появляется интерес к слову, к созданию собственных слов.

У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется в процессе общения во время игр, рисования, конструирования.

В норме к восьми годам ребенок полностью овладевает грамматическим строем родного языка.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Предлагаем познакомиться с некоторыми из этих игр, в процессе которых будет осуществляться автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования и словоизменения.

Игра «Жадина»

Цель:        учить        детей        согласовывать        местоимения        «мой»,        «моя»        с существительными.

Взрослый говорит ребёнку: Представь, что это твои предметы. Ответь на вопросы: Чей это мяч? Чья машина? Чьи игрушки? Чьё полотенце?

мяч

машина

игрушки

шишки

яблоко

кукла

Ребёнок отвечает: «Мой мяч (моя машина и т.д.)

Игра «С чем свитер?»

Цель: учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа.

Взрослый спрашивает: «С чем свитер?»

Ребёнок отвечает полным предложением: «Свитер с пуговицами и т.д.» (см. таблицу)

Свитер с пуговицами

Свитер с овечками (овцами)

Свитер с узорами

Свитер с розами

        

Свитер с коронами

«Чем угощали гостей?»

Цель: учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа.

Взрослый спрашивает: «Чем угощали гостей?»

Ребёнок даёт полный ответ: «Гостей угощали перцами (огурцами, орехами, яблоками, конфетами, голубцами, котлетами, пирожками)»

перцы

огурцы

орехи

яблоки

конфеты

голубцы

котлеты

пирожки

                           

Игра «Скажи, сколько»

Цель: учить детей согласовывать числительные и существительные в родительном падеже.

Взрослый говорит: «Посчитай предметы на картинках и скажи, сколько их?»

Ребёнок считает и даёт полный ответ: «На картинке пять птенцов (семь цветов и т.д.)

 

Пять птенцов

Семь цветов

Шесть листьев

        

                

 

                

Три шарфа

Восемь котят

Девять кресел

Игра «Кого нарисовала девочка?»

Цель: учить детей употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.

Взрослый спрашивает: «Кого нарисовала девочка?»

Ребёнок даёт полный ответ: «Девочка нарисовала лису (корову и т.д.)»

лиса

корова

медведь

кошка

собака

ёжик



Предварительный просмотр:

Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника        опирается на дидактические принципы:

наглядности, доступности,

системности, индивидуального подхода.        Технология использования мнемотаблиц        предусматривает ведущую роль зрительного

анализатора, зрительный контроль.

Опираясь на собственный опыт использования в работе стихотворных текстов, скороговорок, загадок мною разработаны мнемотаблицы, которые я использую:

  • при заучивании стихов;
  • при работе над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы.

Мнемотаблицы служат

дидактическим материалом в моей работе. Обычно при работе с

мнемотаблицами используются символы или схематические изображения предметов.


На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, стихотворение, загадка или         рассказ        зарисовываются схематически.


Помимо графических схем, я создаю свои        мнемотаблицы, используя компьютер. Для этого подбираю яркие, красочные, понятные детям опорные картинки из интернета.

Глядя на такие таблицы, дети легко воспроизводят текстовую информацию.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Данное направление работы значительно увеличивает а, главное, активизирует словарный запас детей, способствует более прочному усвоению изучаемых грамматических категорий, наблюдается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают      стихотворения,        и результативность        

коррекционной работы возрастает.


Как работать с мнемотаблицей

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

  1. шаг. Чтение взрослым скороговорки,

указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей

картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.

  1. шаг. Взрослый с помощью ребенка

по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

  1. шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

6 шаг. Игра «Задом – наперед» пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.

  1. шаг. Ребёнок сам рисует схему к тексту

МБДОУ № 65 «Фестивальный»

Использование  мнемотехники

 в работе над автоматизацией

и дифференциацией поставленных звуков в заучивании скороговорок, чистоговорок

Практические рекомендации для родителей

Сургут

2025


Предварительный просмотр: