Раздел 4. Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов.

Ибрагимова Гузель Раисовна

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Сертификат "Логосказки"91.27 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. "Логосказки"364.27 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Свидетельство "Нейропсихологические игры" 680.79 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. "Нейропсихологические игры" 27.85 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Сертификат "Интерактивные мультимедийные средства"527.05 КБ
Microsoft Office document icon Ибрагимова Г.Р. "Интерактивные мультимедийные технологии как средство познавательного и речевого развития" 33 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Сертификат "Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях"93.16 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Сертификат "Формирование слоговой структуры слова"212.3 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"23.26 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Свидетельство "Игры с камешками Марблс"357.46 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. "Игры с камешками Марблс как инновационный метод в работе учителя-логопеда"331.7 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Свидетельство "Использование интерактивных развивающих игр портала мерсибо в работе учителя-логопеда"466.83 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. "Использование интерактивных развивающих игр портала мерсибо в работе учителя-логопеда и воспитателя"338.96 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Свидетельство "Дидактические игры как средство автоматизации и дифференциации звуков"241.49 КБ
PDF icon Ибрагимова Г.Р. Свидетельство "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"250.65 КБ
Файл Ибрагимова Г.Р. "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на этапе автоматизации звука Р"341.42 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛОГОСКАЗКИ В  ПСИХОРЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ибрагимова Гузель Раисовна

учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 65 «Фестивальный»,

г.Сургут

Неклец Кристина Олеговна

учитель-дефектолог, МБДОУ Детский сад № 6 «Василёк»,

г.Сургут

Аннотация: в статье раскрыто значение логопедических сказок в психоречевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ, подробно рассмотрены виды логосказок, применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: логосказки, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи.

Одним из условий всестороннего полноценного психического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР), детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является широкое применение логосказок в коррекционно-развивающей работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов). Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логопедическое воздействие в сказочной форме является комплексным и результативным методом воздействия в коррекционно-развивающей работе специалистов дошкольных образовательных организаций.

Теоретический анализ исследований различных ученых(У.В. Ульянкова, В.И. Лубовский, И.А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психоречевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей дошкольного возраста с ЗПР, детей дошкольного возраста с ОНР. У рассматриваемых категорий детей отмечаются следующие особенности в психоречевом развитии: сниженный уровень концентрации внимания; рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения [5]. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий, пропуск отдельных действий, второстепенных героев; испытывают значительные трудности при: построении творческого рассказывания; при составлении развернутого рассказа игрушки или предмета по предложенному плану, по иллюстрации, задания на определение основной мысли произведения, определение последовательности и логики излагаемых событий [6]. Дети дошкольного возраста с ОВЗ при построении рассказов нуждаются в наличии стимулирующих дополнительных вопросов-подсказок, суждений поощрительного и оценочного характера со стороны педагога (учитель-логопед, учитель-дефектолог). Вышеперечисленные особенности обуславливают необходимость рассмотрения разных методов логопедического воздействия на детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая разные виды логопедических сказок.

На современном этапе изучением логопедического воздействия сказок на детей дошкольного возраста с ЗПР, с общим недоразвитием речи занимались такие известные педагоги и психологи, как Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г.А. Быстрова, Т.А. Шуйская [2],[4]. На коррекционно-развивающих занятиях основной целью логосказок является всестороннее, последовательное развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ и связанных с ней психических процессов. Логопедические сказки оказывают коррекционную помощь рассматриваемой категории детей. Способствуют решению следующих задач: коррекционно-образовательные: работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний; предупреждение появления специфических ошибок при письме; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток;коррекционно-развивающие:развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, всех компонентов речи (связной речи,просодической стороны речи, лексики, грамматики); коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности,  доброты, ответственности, патриотизма.

В целях реализации поставленных задач применяется разные виды сказок на коррекционно-развивающих занятиях. Представляем примеры артикуляционных и пальчиковых сказок.

Артикуляционные сказки. Для возникновения интересак  данной сказкеследует артикуляционные упражнения (упражнение «Заборчик», «Окно», «Лошадка», «Трубочка», и т.д.) объединить в небольшую сказку [5]. Например, всказке «О Веселом Язычке»  в интересной форме представлены разные приключения Язычка. Раскроем подробное содержание сказки «О Весёлом Язычке». Жил-был в  Веселый. Догадайся, что это за . В  этом красные двери. Рядом с дверями белые звери. Любят зверюшкии. Догадались? Это домик –. Язычок  рано утром. Открыл. Посмотрел налево, направо (при открытом рте движения языка направо – налево). Вниз посмотрел: нет ли?  Вверх посмотрел: светит ли(движение языка вверх)? Вышелна крыльцо. Вокруг длинный. Вот такой (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы). Посмотрел он вокруг. Увидел, как(губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы) ловит за хвостик (губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка). Вернулся , посмотрел на, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).свернулся клубочком.  «Пора и мне спать» –подумал.

Пальчиковые сказки. Данный вид сказок способствует закреплению значения содержания сказок (русских народных и авторских сказок), развитию речи и образному мышлению, совершенствованию мелкой моторики. Рассмотрим сказку про Ёжика.Героем нашей сказки будет колючий комочек?Скажите кто же это? Конечно это. Вот он . был какой? Потрогайтеи скажите, пожалуйста, какой? Колючий (поглаживание). Круглый (сжимание). И жил он в круглом (показываем ладошками круг). Наш часто грустил, у него не было друзей, и он редко выходил из. Но однажды утром к нему в заполз солнечный . Выглянул  в свое круглое(показываем пальцами круг) и увидел яркое . Оно играло своими  и манилона улицу. Давайте прикрепим к нашему лучики-прищепки. Видишь желтый? Сделай  вокруг.улыбается – Всем нам очень нравится! Поздоровался с, небом и ветерком (каждый пальчик здоровается с большим).

Фонетические сказки. Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Стоит отметить, что дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками сказок, выполняя разные задания. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, они учатся произносить трудный звук [7].

Лексико-грамматические сказки. Данные сказки направлены на  формирование грамматически правильной речи и обогащение словарного запаса.Дети могут придумывать прилагательные для характеристики героев.

Сказки, способствующие формированию связной речи. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказочных историй. В процессе составления сказок у детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдается специфическое восприятие сказок: яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи (Н. Н. Виноградова) [3].

Сказки по обучению грамоте. Данные сказки являются интересной формой объяснения детям о сходствах и различиях звуков и букв, например о гласных и согласных буквах, твердых и мягких звуках, слогах, словах и предложениях [1].

Таким образом, следует отметить, что логосказки имеют огромное значение в психоречевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ, в первую очередь происходит речевое развитие: расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматической стороны речи, последовательности, логичности, связности, правильности и выразительности речи. Также в процессе работы над сказкой развиваются психические процессы: устойчивое внимание и интерес на протяжении всего занятия, увеличивается объем памяти, развивается мышление и воображение.

Список литературы:

  1. Аромштам, М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет [Текст]: книга / М. С. Аромштам. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. –184 с. –Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0302/6_0302-21.shtml
  2. Быстрова, Г. А. Логосказки [Текст]: книга / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб.: КАРО, 2001. – 128 с.
  3. Виноградова, Н. Н. Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / Н. Н. Виноградова. – Электрон.текстовые дан. – СПб: АНОО «Центр дополнительного профессионального образования „АНЭКС“. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/ext_new/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1805-2012-11-09-19-59-14
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: книга / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2018. – 320 с.
  5. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения [Текст]: книга / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Гном, 2018. – 16 с.
  6. Кузнецова, Л. В. Oснoвыспециaльнoйпсихoлoгии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва, Л. И..; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. – М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003. – 480 с.
  7. Сазонова, Н. Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР [Электронный ресурс]: статья в журнале / Н. Н. Сазонова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 130-131. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2095/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ибрагимова Гузель Раисовна, учитель-логопед

Мартемьянова Ляйсан Жалиловна, учитель-логопед

МБДОУ Детский сад № 65 «Фестивальный» (г. Сургут)

Аннотация: в статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Ключевые слова: нейропсихологические методы, нейропсихологические игры и упражнения, дети с общим недоразвитием речи.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1],[5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У.В. Ульянкова, В.И. Лубовский, И.А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3].

Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция. Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей [6]. Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопеди-ческая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) [2, 5]. С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий используются нейропсихологические игры и упражнения (А.В. Семенович) [3]. Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Следует отметить, что логопедические занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед в процессе проведения нейропсихологических игр использует следующее оборудование и тренажеры: межполушарные доски, линейки-трафареты для рисования двумя руками; тренажер «Ленивая восьмерка», карточки для рисования двумя руками.

Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:

- «Ухо-нос» - одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

- «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки ребёнка. Одновременно меняется положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

- Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- Раскрашивание двумя руками (подбор в соответствии с  лексической темой занятия);

- Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Раскроем следующие нейропсихологические игры:

- игра «Зайчики».  Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти,

внимания, ловкости, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение – стоя. Учитель-логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

- игра «Старый друг». Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации звуков. Ход игры: в начале игры учитель-логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, учитель-логопед предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее следует инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные учителем-логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

- игра «Ловим звук». Цель игры: развитие фонематического восприятия

и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение: стоя или сидя. Учитель-логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.

- игра «Робот». Цель игры: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, навыков фонематического анализа; закрепление понятия «слога» и «слова», слогового анализа и синтеза, ловкости, подвижности, переключаемости, «чувства тела». Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении.

Обобщив вышеизложенное, следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на  психическое развитие, включая  речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости,  памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.

Список литературы:

1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. – 264 с.

3. Кузнецова, Л. В. Oснoвыспециaльнoйпсихoлoгии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. – М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003. – 480 с.

4. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: учеб. пособие / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.

5. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Симерницкая под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.

6. Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 421-424.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интерактивные мультимедийные технологии как средство познавательного и речевого развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ибрагимова Гузель Раисовна

учитель-логопед, МБДОУ № 65 «Фестивальный»,

г. Сургут

Половнева Евгения Николаевна

воспитатель, МБДОУ  № 65 «Фестивальный»

г. Сургут

Аннотация: в статье подробно описаны интерактивные мультимедийные логопедические игры, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.  Рассмотрены возможности применения онлайн-сервиса LearningApps.org, онлайн-портала «Мерсибо», интерактивной доски в логопедической практике и в работе воспитателя. Представлены способы создания интерактивных игр по познавательному и речевому развитию у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: интерактивные игры, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), онлайн-сервис LearningApps.org, онлайн-портал «Мерсибо», интерактивная доска.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования», основная цель которого – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада. Возможности современных компьютерных средств обучения и воспитания, коррекции и развития, абилитации и реабилитации огромны, что и определяет их ведущую роль в практике учителя-логопеда и воспитателя. Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом [5]. Их применение на занятиях у учителя-логопеда и воспитателя интересно, познавательно и увлекательно детям. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике. У детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с общим недоразвитием речи, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Применение ИКТ с детьми с ОВЗ позволяют решить следующие задачи:

-формирование психологической готовности к обучению в школе;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- формирование способности принимать решения;

- формирование интереса к игровой и к учебной деятельности;

- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

-развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

- развитие волевых качеств;

-развитие произвольной моторики пальцев рук;

Интерактивные игры предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических, которые есть в арсенале любого специалиста). Игра - это фрагмент занятия, она продолжает ту тему, которую выбрал педагог. Любая игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и. т. д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания, которые предложить для выполнения воспитателям во время коррекционного часа или родителям дома. Игры могут проигрываться неоднократно, на разных коррекционных этапах, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры.

Учитель-логопед и воспитатель превращает коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной.

Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН: использование новых моделей компьютера; работа с компьютером не более 2х раз в неделю; проведение гимнастики для глаз: работа за компьютером не более 5-7 мин.

Рассмотрим подробно интерактивные мультимедийные игры по познавательному и речевому развитию у рассматриваемой категории детей: онлайн-портал «Мерсибо», онлайн-сервис LearningApps.org, интерактивная доска.

Онлайн-портал «Мерсибо» - палочка-выручалочка для специалистов дошкольных образовательных организаций, включая воспитателя и учителя-логопеда, потому что они многофункциональны, занимательны и современны [2]. Вашему вниманию представляем картотеку игр, направленных на познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи. Картотека включает в себя игры на: фонематический слух, звукопроизношение, моторику, память и внимание, чтение, грамматику. Рассмотрим первый раздел «Фонематический слух», в него входят такие игры как: Две принцессы, Находчивая буква, Звуковая меморина, Ку-ку-бум, Лабиринт «Али-Бабы», Грибники. Второй раздел «Звукопроизношение» включает в себя игры: «Машки-Матрешки», «Кот и сосиска», «Сочиняю на ходу», «Прыг-скок-слово». Третий раздел: «Грамматика», мы используем такие игры как: «Кто за кем?», «Бежит-лежит». Четвертый раздел «Чтение», в него входят игры: «Веселый город», «Богатый улов», «Снеговик-слоговик», «Сладкоежка». Пятый раздел - Память, внимание: включает игры: Загадки-заплатки», «Волшебное зелье», «Секретная паутинка», «Дружные гусеницы». И последний раздел – «Моторика»: «Дорожные работы», «Бегом за жуком», «Волшебное зелье», «Ручные приведения». Следует отметить, что движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей с ОНР. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр [1]. В LearningApps.org можно работать самостоятельно - создавать задания, направленные на познавательное и речевое развитие. Использование данного приложения специалистами дошкольных образовательных организаций рекомендовано при изучении нового материала и его закреплении, применении знаний на практике. В рамках коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания. LearningApps.org позволяет быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами. Предлагаем примеры интерактивных игр: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Сортировка картинок», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Парочки», «Оцените».

Включение интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org в коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда решают ряд задач общего развивающего профиля, способствую развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; формированию начальных знаний из разных областей (естествознание, история, техника, искусство и. т.д.). А так же, игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; формированию элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и сорадоваться, разрешать конфликты; умению подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию. С помощью вышеперечисленных упражнений решаются задачи формирования представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т.д.; умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; развития ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формирования начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы.

В рамках коррекционно-развивающих занятий особое место занимает интерактивная доска, а в частности показ презентаций на различные общеобразовательные темы темы [3,4]. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. А также позволяет: повысить качество обучения детей с ОВЗ; развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения; развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки; повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; обеспечить психологический комфорт на занятиях.

С позиции воспитателя можно выделить два направления использования ИКТ в своей работе непосредственно с детьми: взаимодействие с детьми и создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей.

1. Организация воспитательно-образовательного процесса  с детьми:

-презентации (информационного, практического, контрольного типа);

-обучающие, развивающие, воспитывающие и стимулирующие видеофильмы и видеофрагменты;

-интерактивные плакаты, схемы и игры;

-иллюстративный наглядный материал;

-раздаточный материал;

-компьютерные развивающие игры;

-использование интерактивной доски;

-организация проектов и конкурсов с использованием средств ИКТ (фоторесурсы и видеоресурсы);

-портфолио достижений ребенка или группы с применением ИКТ;

-аудиофайлы (детские песни, минусовки, музыкальное сопровождение, аудиосообщения, аудиосказки).

2. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды:

-дидактические пособия;

-игровые атрибуты;

-оформление группового пространства;

-оформление готовых детских проектов с использованием продуктов ИКТ;

-следует соблюдать требования к созданию презентаций для дошкольников и подбору видеофильмов. Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иллюстрации должны быть крупными, реалистичными, четкими, не перегруженные лишними деталями. Умеренное применение спецэффектов: помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: у детей быстро наступают пресыщение и утомление. Видеофильмы должны соответствовать возрасту детей, не должны вызывать агрессии, испуга, неприятия. Если видеофайл по времени превышает нормы СанПиН 2.4.1.1249-03, то лучше поделить его на части.

В-третьих, необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей группы детей с ОВЗ

(диагноз, возраст, индивидуальные особенности).

Презентации можно использовать на различных этапах совместной организованной деятельности:

-в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

-как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);

-как информационно-обучающее пособие;

-для контроля усвоения материала детьми.

Необходимо отметить, что в сети Интернет большое количество презентаций на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

В выборе презентаций и интерактивных игр следует руководствоваться рядом требований:

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.

5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

При создании презентаций необходимо придерживаться следующей последовательности:

1. Сначала выстроить в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд.

2. Работая с отдельным слайдом, продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Из опыта работы  применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

-это отличное средство для решения задач; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.

Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Работая по данной проблеме, следует взаимодействовать с родителями воспитанников, а именно проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование информационных технологий на занятиях позволит сделать процесс обучения и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для детей, но и для педагога. Тем самым способствует развитию психофизиологических функций (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащению кругозора; помощь в освоении социальной роли; формированию учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формированию соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организации благоприятной для развития предметной и социальной среды. Играя в интерактивные игры, ребенок с ОВЗ учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению школе.

Следует, что использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы:

  1. Бурачевская, О. В. Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org  [Электронный ресурс]: научная статья / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2731/
  2.  Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2007.
  3. Интерактивные игры и пособия для детских специалистов: логопедов, психологов, воспитателей. – Режим доступа: https://mersibo.ru/
  4. Кадочникова, Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях [Электронный ресурс]: научная статья / Н. К. Кадочникова // Логопед. - 2012. - № 1., 2008. - № 32. – С. 122.
  5. Коробченко Т. В. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: научная статья / Т. В. Коробченко  // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.
  6. Резцова, М. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Режим доступа: http://festival.1september.ru
  7. Харлампиева С. Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР. - М. : 2009.

Интернет - ресурсы:

  1. http://whttps://mersibo.ru/ 
  2. http://doshkolnik.ru/ikt-deti/7268-ispolzovanie-ikt-v-rabote-specialistov-dou-s-detmi-s-ovz.html
  3. ww.maam.ru/maps/news/98672.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ибрагимова Гузель Раисовна

учитель-логопед, МБДОУ № 65 «Фестивальный»,

г. Сургут

                                                             

Аннотация: в статье подробно рассмотрена проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включены этапы формирования слоговой структуры слова; описана система работы по формированию слоговой структуры слова.

Ключевые слова: слоговая структура слова, дети с общим недоразвитием речи.

        В нынешнее время в дошкольных образовательных организациях с каждым годом увеличивается количество детей, начиная с младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР, первый уровень речевого развития). Дети рассматриваемого уровня для общения пользуются лепетными  словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление слов смазано, нечетко и крайне неустойчиво. У детей с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития) наблюдается значительная ограниченность активного словарного запаса (например: одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием дети обозначают несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол), отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»- карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул). В речи детей с общим недоразвитием речи преобладают в основном 1-2 составные слова. При воспроизведении сложной слоговой структуры слова количество слогов сокращается до 2-3, например: «ават» - кроватка, «амида» - пирамида' «тика» -электричка) [7].

По мнению А.К. Марковой, слоговая структура слова - чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога [3].

В отечественной логопедии вопросами изучения слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи занимались такие авторы, как З. Е. Агранович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова [1],[2],[4],[5]. Например, А.Н. Гвоздев определил последовательность овладения ребенком структуры слога в онтогенезе. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития детей и, давая характеристику каждому уровню, подробно описала нарушения слоговой структуры слова на каждом этапе речевого развития.                                В своей работе А.К. Маркова описала виды нарушения слоговой структуры слова, а также провела специальное исследование по особенностям овладения слоговым составом слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, и предложила методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. А.Н. Гвоздев выделяет следующие этапы формирования слоговой структуры слов [3]:  В год у детей возникает стремление подражать слышимым звукам и вслед за взрослым произносить их, отмечается переход от стадии лепета к лепетным словам (ма-ма, дя-дя, ба-ба и др.); дети начинают повторять за взрослым звуковые комплексы, соотнося их с определёнными предметами или явлениями, т.е. появляются слова специфического детского языка, аморфные слова-корни («ка, ки, пи» – игрушки, всё интересное, желанная цель и т.п.).

2  г. 1 мес. - 2 г. 3 мес.: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);                                                                                                                     

2 г. 3 мес. - 3 г.: слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;

3 г. - 4 лет: дети воспроизводят слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.); из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.); из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.);

4-5 лет: дети воспроизводят слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают разноцветные рыбки.  

Следует отметить, что А. К. Маркова выделяет несколько типов нарушений слоговой структуры слова [3]:

Нарушения количества слогов: элизия, например: дети сокращают или пропускают слоги: «моток» (молоток), «на» – луна, «гуница» – гусеница, «капу» – капуста; опускание словообразующей гласной, например, дети произносят слово «поросенок» как «просоник»; слово «сахарница» как «сахрница»); итерации: дети увеличивают число слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (слово «трава» произносят как «тарава», слово «дирижабль» как «дирижабил»).

Нарушения последовательности слогов в слове: дети переставляют слоги в слове, например:  слово «дерево» как «деворе»; переставляют звуки соседних слогов, например, слово «бегемот» как «гебемот».

Искажения структуры отдельного слога: дети сокращают стечения согласных, превращают закрытый слог в открытый (например: слово «капуста» как «капута»); слог со стечением согласных – в слог без стечения (слово «стул» как «тул»); вставка согласных в слог (слово «лимон» как «лимонт»).

Антиципации: дети приравнивает один слог другому, например: слово «капитан» произносит как «пипитан»; слово «велосипед» как «вевесипед».

Персеверации  – наблюдается инертное застревание на одном слоге в слове, например: слово «панама» произносят как «пананама»; слово «воробей» как  «вввалабей»).

Контаминации – дети соединяют части двух слов, например: слово «холодильник» как «холодильница».                                                                                                                       

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. В своей работе учитель-логопед определяет конкретные виды упражнений, выстраивает последовательность работы, применяет разнообразие количества методик по формированию слоговой структуры слова: методику Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюковой «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания»; методику З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», методику Н. С. Четверушкиной «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста», методику Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» [1],[2],[4],[5].

Процесс формирования слоговой структуры имеет свою последовательность. На основе различных методик Большаковой С.Е., Бабиной Г.В., Ткаченко Т.А., Четверушкиной Н.С. была выстроена система работы по формированию слоговой структуры [2],[6]:

1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова». Данный этап включает в себя два направления: формирование временно-пространственных представлений; формирование слухового восприятия и чувства ритма. Рассматриваемые направления работы имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

На этом этапе включены разные приемы работы: следует использовать задания на копирование движений педагога; на чередование предметов по цвету, форме, величине; игру на инструментах в определенном ритме; пальчиковую и артикуляционную гимнастику.

После подготовительного этапа переходим к основному этапу.

2. Основной этап «Формирование звуко-слогового состава слов»: воспроизведение звуков и слогов; восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.

1. Воспроизведение звуков и слогов. Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков. Затем дети учатся: проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па); воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка); воспроизводить слоги со стечением согласных (та-кта, по-пто); проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та-да); проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя); различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бак-бык).

Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.

От проговаривания слогов переходим далее к работе над словами.

2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры. При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, опираться на классы слов с различными типами слогов по Марковой А.К. Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.

1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата.

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено.

3 класс – односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман.

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка.

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет, теленок, патефон.

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк.

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова: лифт, зонт.

13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка

14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов: паутина черепаха, пианино.

Используются следующие приемы работы: все слова отрабатываются изолированно и в предложениях. Осуществляя работу на данном этапе применяются следующие дидактические игры и упражнения: «Закончи слово»: ру..(ка) – рука, му..(ха) – муха; «один-много»: кошка – кошки, утка – утки; «Чего не стало?»: помидора, лимона; «Назови ласково»: панама-панамка, малина-малинка; «Узнай по описанию»: круглый, красный – (помидор); «Что лишнее?»: майка, кофта, чашка; «Раздели на слоги»: ко-ро-ва, па-на-ма; «Что запомнил?»: назвать предметы с наглядной опорой и без нее; «Закончи предложение»: После весны наступает (лето).

3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры».

На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.

Применяются следующие приемы работы: на данном этапе используются разные упражнения, например: заучивание чистоговорок: Са-са-са - на носу оса; «Скажи наоборот»: старая панама – новая панама; «Составь предложение» (по картине); «Исправь ошибку»: Катя ужалила осу;

Таким образом, на занятиях учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой структуры слова. Вся работа по формированию слоговой структуры слова выполняется последовательно, начиная с подготовительного этапа. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст]: книга / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 48 с.

2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст]: учебно-метод. пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. -  М.: Книголюб, 2005. - 96 с.;

3. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей  [Текст]: книга / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.;

4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: книга / А. Н. Гвоздев. -  СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.;

5. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова [Текст]: книга / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 89 с.

6. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: учебно-метод. пособие / Н. С. Четверушкина.- М.: Гном Пресс, 2006. - 48 с.

7. Щербак, С. Г. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [Текст] / С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 24 с. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

на  этапе автоматизации звука «Р»

Ибрагимова Гузель Раисовна

учитель-логопед, МБДОУ № 65 «Фестивальный»,

г. Сургут

Фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети не воспринимают на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у них нарушается звукопроизношение. Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для детей остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На занятиях в старшем дошкольном возрасте наиболее актуальными для работы являются IV, V, VI этап. Работа над этими этапами происходит, в основном, на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Однако, в процессе автоматизации звуков, задачи формирования фонематических процессов также решаются эффективно.

Предлагаем следующие игры по развитию фонематических процессов на этапе автоматизации звука «Р».

Дидактическая игра «Поймай нужный звук». 

Ход игры: Дети сидят по кругу. Учитель-логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «Р». Звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Р – С – Ш – Р – Г.

Дидактическая игра «Поймай слово со звуком «Р».

Ход игры: Если услышишь звук «Р» в слове – хлопни в ладоши (или топни ногой, подними руки вверх). Речевой материал: кРан, шалаш, ботинок, Руки, лапки, Родина, полка, кРужка, Ракета, белка, Ромашка.

72840163_1301515278_clap.jpg

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?

Ход игры: Учитель-логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «Р».

   

Дидактическая игра «Не ошибись».

Ход игры: Учитель-логопед произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком «Р», поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА.

  72840163_1301515278_clap.jpg    

Дидактическая игра «Найди слова со звуком «Р».

Ход игры: Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать, в каких словах есть звук «Р» (ромашка, божья коровка, рыба, волк, рука, мишка).

naydi-slova-na-bukvu-R - копия.jpg

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Ход игры: Учитель-логопед говорит предложение и предлагает ребенку определить и назвать из предложения слова, в которых есть звук «Р». Например: У Мурки родились котята. Котят положили в коробку.