Альтернативная история

Гусева Анна Владимировна

 Альтернативная история - Коренной пересмотр  сложившихся в какой-либо области исторических концепций, фактов. Авторская позиция и оценка исторических фактов, исторических личностей, их роли и значения в истории. Предлагаю в данном разделе авторские  статьи по "спорным " вопросам истории для тех, кто интересуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

22 июня 1941-го Кто развязал войну?

71 год назад германские войска без объявления войны вторглись на территорию СССР, застигнув врасплох плохо подготовленную и хуже оснащенную Красную армию. По крайней мере, так освещают начало Великой Отечественной войны официальные источники. Но некоторые историки заявляют, что Гитлер вовсе не собирался нападать на Советский Союз – его вынудили это сделать. Конечно же, данная версия вызывает немало споров и сомнений. И все-таки давайте рассмотрим, могло ли так быть на самом деле.

Перемирие на 20 лет.

Карикатура из британской газеты Evening Standard (сентябрь 1939 года) на раздел Польши. Гитлер: «Отброс общества, если я не ошибаюсь?» Сталин: «Кровавый убийца рабочих, осмелюсь предположить?»

Вторая мировая война началась всего через 21 год после окончания Первой, которая закончилась полным разгромом Германии. Немцы были вынуждены выплачивать странам-победителям гигантские репарации. Более того, подписанный в 1919 году Версальский мирный договор запрещал им иметь сухопутную армию численностью более 100 тысяч человек, а также современную военную технику – боевую авиацию и бронемашины. Все понимали, что подобные условия фактически ставят Германию на колени. Например, Владимир И льич Ленин писал: «Что такое Версальский договор? Это неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов». Французский маршал Фердинанд Фош, ознакомившись с условиями договора, пророчески заметил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Возникает вопрос, каким образом поставленная в подобное положение страна смогла подготовиться к новой войне, причем планетарного масштаба? Оказывается, помогли советские товарищи.

Немецкие базы в Стране Советов

Уже в 1922 году между СССР и Веймарской республикой, образовавшейся в Германии вместо поверженного Второго рейха, в обход Версальского был тайно заключен другой договор – Рапалльский. Одним из главных его пунктов являлось сотрудничество между Красной армией и рейхсвером (вооруженными силами Германии).

 Конечно же, выплачивающая репарации страна не могла себе многого позволить. Но в 1924 году вступил в силу так называемый «план Дауэса»: страны-победители пошли на уступки и сократили размеры выплат репараций, а также выдали Веймарской республике гигантский кредит для развития промышленности. Также в 1925 году немцы заключили торговое соглашение с СССР. Германия стала быстро подниматься с колен и изыскала средства не только на восстановление экономики, но и на возвращение себе былой военной мощи.

Немецкие истребители Fokker D.XIII в Липецке.

Как уже было сказано, Германия не имела права создавать современную боевую технику на своей территории. Зато смогла делать это тайно на чужой. В рамках Рапалльского договора в июле 1925 года под Липецком открылась советско-немецкая летно-тактическая школа. В октябре 1926 года в Москве было подписано соглашение о создании под Казанью немецкой танковой школы, получившей название «Кама». Также на территории Советского Союза разместили два немецких полигона – «Подосинки» в Подмосковье и объект «Томка» в Саратовской области. На них испытывались отравляющие вещества.

 В строжайшей секретности немцы доставляли в Липецк истребители «Фоккер D.XIII», транспортные самолеты и бомбардировщики. В Казань везли разобранные легкие и средние танки, тайно сконструированные германскими машиностроительными фирмами. Таким образом, Германия получила возможность наращивать военную мощь: воспитывать специалистов и накапливать технику. Советскому Союзу, в свою очередь, доставались современные немецкие боевые разработки.

 Германские военные школы просуществовали в СССР до 1933 года, после чего были закрыты, так как в секретности отпала необходимость. В 1930-е, несмотря на запреты, немцы начали в открытую тренировать войска и строить технику на собственной территории, причем в огромных количествах. Стоит заметить, что все это происходило до прихода к власти фашистов. Так что, вполне возможно, еще до Гитлера уязвленная поражением в Первой мировой войне страна планировала взять реванш.

Спонсоры войны

Германская танковая школа на территории СССР. На этом партнерство между СССР и Германией не закончилось. Когда в 1934 году пришел к власти Адольф Гитлер, поначалу отношения между государствами охладели. В Советском Союзе велась антифашистская пропаганда, в Германии – антисоветская. В 1935 году была попытка восстановить торговлю, но та шла вяло в сравнении с предыдущими годами.

 Перед началом Второй мировой войны Германия стала особенно нуждаться в продовольствии и ресурсах. Как известно, в августе 1939 года Советский Союз и Третий рейх заключили договор о взаимном ненападении, так называемый пакт Молотова – Риббентропа. Но в это же время был подписан еще один документ – о торговом сотрудничестве. СССР получил от немцев кредит в размере 200 миллионов рейхсмарок, обязуясь потратить эти деньги на приобретение у Германии вооружения, станков и других товаров. Погашать кредит советская сторона должна была сырьем и продовольствием.

 31 августа 1939 года председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов в своей речи сказал: «Это было не первое торгово-кредитное соглашение с Германией при существующем правительстве. Но это соглашение отличается в лучшую сторону не только от соглашения 1935 года, но и от всех предыдущих, не говоря уже о том, что у нас не было ни одного столь же выгодного экономического соглашения с Англией, Францией или какой-либо другой страной». А на следующий день началась Вторая мировая война. То есть Советский Союз фактически стал спонсором Третьего рейха во время войны: кормил немецкую армию и поставлял необходимые для производства вооружения ресурсы.

Председатель совнаркома СССР В. Молотов подписывает советско-германский пакт о ненападении.

Конечно же, СССР имел с этого свои выгоды. Из Германии в Страну Советов шли самые современные образцы немецкой военной техники и вооружения: полевая и корабельная артиллерия, самолеты, танки, торпеды, мины, перископы, средства связи, в том числе и оборудование для их производства. Также в рамках этой программы СССР был передан тяжелый крейсер «Лютцов», правда недостроенный. Все немецкие технологии тщательно изучались советскими специалистами и внедрялись в производство для оснащения собственных войск. Так что в 1941 году Красная армия не только не уступала вермахту в военной мощи, но даже отчасти превосходила его. Многие современные историки сходятся во мнении, что миф о германском превосходстве был создан советским командованием для оправдания огромных потерь в начале Великой Отечественной войны.

Фюрера заставили?

Последнее торговое соглашение между советским правительством и Третьим рейхом было подписано в январе 1941 года и предусматривало поставки до августа 1942-го. Возникает вопрос: если Гитлер действительно заранее планировал нападение на СССР, для чего ему было делиться самыми передовыми военными технологиями с будущим врагом? Да и вообще, зачем нападать на союзника, который фактически кормит твою армию?

 К тому же, как признавали многие офицеры вермахта, Германия была совершенно не готова к войне с таким мощным противником. Например, генерал-фельдмаршал Карл Рундштедт, который командовал группой армий «Юг», поинтересовался у фюрера, понимает ли тот, как рискует, нападая на СССР. Рундштедт участвовал еще в Первой мировой и считал Россию непонятной страной с суровым климатом, плохими дорогами, огромными пространствами и непредсказуемыми солдатами.

 Возможно, ответ на его вопрос кроется в обращении Адольфа Гитлера к немецкому народу, произнесенному 22 июня 1941 года в связи с началом войны против Советского Союза. Фюрер утверждал, что никогда не испытывал враждебных чувств к народам России, а объявить войну его вынуждает агрессивная политика советского правительства. Оказывается, у него были основания так считать.

Антиблицкриг

Еще в начале Второй мировой войны в ноябре 1939 года французское информационное агентство «Гавас» огласило миру сенсационное сообщение: якобы после подписания пакта о ненападении между СССР и Третьим рейхом Иосиф Сталин собрал срочное заседание Политбюро. Достаточно привести лишь одну строчку из выступления «отца народов» на этом заседании: «Если мы примем известное вам предложение Германии о заключении с ней пакта о ненападении, она, несомненно, нападет на Польшу, и тогда вступление Англии и Франции в эту войну станет неизбежным. При таких обстоятельствах у нас будут хорошие шансы остаться в стороне от конфликта, и мы сможем, находясь в выгодном положении, выжидать, когда наступит наша очередь». Как утверждали французы, текст речи Сталина попал к ним из «заслуживающего доверия источника». Конечно же, Сталин все категорически отрицал и обвинял «Гавас» во лжи.

 Зато ряд современных историков считают, что никакой подделки нет, и именно в этом кроется причина внезапного нападения Германии. По их мнению, советское правительство еще с 1920-х годов строило планы установления соцлагеря на всей территории Европы. Именно поэтому СССР в обход Версальского договора помогал Германии восстанавливать военную мощь, зная, что немцы захотят отомстить за поражение и развяжут новую войну. И именно поэтому Сталин пошел на соглашение с Гитлером и снабжал вермахт ресурсами и продовольствием. Сам же он копил силы для удара, чтобы захватить ослабленные войной европейские государства. Называется даже дата запланированного СССР наступления на Германию – 6 июля. Но Гитлер раскусил планы Сталина и напал раньше. 22 июня 1941 года немецкие войска первыми пошли в наступление, застигнув врасплох готовящуюся к атаке Красную армию.

Олег ГОРОСОВ



Предварительный просмотр:

Где десять лет путешествовали Одиссей и его спутники? Их скитания, описанные Гомером, стали предметом серьезного историко-географического исследования. Профессор Венского университета Кристина Пеллех утверждает: Одиссей совершил кругосветное путешествие.

За Геркулесовы столбы

Еще древние греки пытались разобраться, что же скрывается за строками гомеровских стихов, и высказывали предположения: путь Одиссея пролегал и за Геркулесовыми столбами (вне Средиземного моря). В течение 27 столетий, прошедших со времен Гомера, возникло свыше 70 теорий, посвященных десятилетним приключениям Одиссея.

 Зададимся вопросом: возможны ли вообще такие длительные и дальние вояжи? Профессор Пеллех отвечает утвердительно. Она напоминает, например, что жители Финикии, которые вели активную морскую торговлю, и египтяне, знавшие, что Земля имеет форму шара, обладали необходимыми знаниями для подобного путешествия.

 А наш современник Тур Хейердал доказал практическую возможность длительных океанских путешествий на примитивных судах древней постройки. Если же вспомнить, что самое старое из найденных судов (1200 лет до нашей эры, то есть период Троянской войны) имело длину 12 метров и двойную обшивку, то возможность подобных путешествий приобретает реальные очертания.

 А что же скрывается за сказочно-красочными описаниями листригонов, лотофагов, циклопов, одноглазого людоеда великана Полифема, подземного царства, Сциллы и Харибды, которыми изобилует описание приключений Одиссея?

 Сначала следует вспомнить, что финикийцы хранили тайны своих торговых путей, а чужакам рассказывали сказки об опасностях, подстерегавших моряков. Это нашло свое отражение и в стихах Гомера. Пеллех изучила основные этапы путешествия Одиссея с точки зрения географии, этнографии и даже ботаники, пытаясь очистить эти данные от мифологических наслоений.

В стране листригонов

Где же побывал Одиссей и его спутники? Между историками нет расхождений насчет первого этапа путешествия: от Трои по Эгейскому морю мимо берегов Египта к стране лотофагов. А вот далее начинаются различные толкования. По греческой мифологии, лотофаги – мирное племя, питавшееся плодами лотоса.

 К их земле корабли Одиссея прибило бурей. Отведав плоды лотоса, его спутники позабыли обо всем, и капитану пришлось силой вернуть их на корабли.

 Пеллех доказывает, что поскольку лотос был распространен тогда в Египте и на нынешнем ливийском побережье Средиземного моря, путешественники именно там и побывали. Страна лотофагов – это современная Ливия.

 Следующий этап путешествия Одиссея – земля циклопов. Сравнивая ее описание с прибрежными районами Средиземного моря, исследовательница пришла к выводу, что речь идет о племени, населявшем в тот период озеро Тритон в Южном Тунисе. Его представители были высокорослыми – до 2 метров 30 сантиметров, имели светлые волосы, голубые глаза и были уничтожены, как теперь доказано, в Средние века испанцами. Обычаи этого племени скотоводов в точности соответствуют описаниям Гомера.

 Собственно кругосветное путешествие Одиссея начинается после того, как его спутники опрометчиво развязали мех бога ветров Иова, в котором были заперты ветры. Эти ветры и увлекли корабли Одиссея за пределы Средиземного моря. Заслуживают внимания картины страны злых великанов – людоедов листригонов, напавших на корабли Одиссея. Главное в этом описании – упоминание о том, что здесь «пути дня и ночи» перекрещиваются. Обращают на себя внимание и рассказы об отвесных скалах и извилистых входах в бухты, необычно долгий день, а также гигантский лось, убитый спутниками Одиссея. Все это свидетельствует о Норвегии, норвежских фьордах и полярном дне. Описание же лося в точности соответствует виду этих животных, живших в то далекое время севернее Полярного круга.

«Фиолетовое море»

Согласно Гомеру, после посещения острова волшебницы Кирке Одиссей направляется в подземное царство. И это, по мнению исследовательницы, не выдумка. Если отбросить все мифологические наслоения, то останется точное описание пути через Атлантический океан. По всей вероятности, Одиссей добрался до полуострова Лабрадор, достигнув долины реки, «устье которой состоит из двух рукавов». Один из этих рукавов, говорится у Гомера, образован водопадом. В поэме дается, кроме того, детальное описание растительного мира этого района, а именно платанов, и климатических условий: утреннего мороза. Подобное сочетание возможно лишь в одном месте, утверждает Пеллех, – в районе реки Святого Лаврентия, впадающей в одноименный залив.

 Важнейшим признаком дальнейшего этапа путешествия Одиссея, согласно исследованиям, является указание Тиресия, пославшего его через «фиолетовое море» в направлении, где находится дом богини утренней зари Эос и где Гелиос – бог солнца – начинает свое восхождение. Иными словами, на восток. Встреченные Одиссеем сирены также находят свое научное объяснение. Пеллех обращает внимание на такую деталь, как упомянутые у Гомера горы костей и засушенной кожи убитых сиренами мужчин.

 Дело в том, что подобная сушка, или, правильнее сказать, мумифицирование, была известна лишь у южноамериканских индейцев – охотников за человеческими головами. Таким образом, наличие многочисленных птиц, коралловых рифов, препятствовавших высадке, а также воинственных племен однозначно указывают на Южную Америку. И вообще, поскольку земля воспринималась древними греками лишь в горизонтальной проекции, потусторонним миром для них являлось то, что лежало под их сногами, то есть другое полушарие. Довольно подробное описание пути Одиссея к Сцилле и Харибде натолкнуло исследовательницу на мысль, что речь идет о проливе, отделяющем Огненную Землю от материка.

Азиатский фикус

Главное доказательство Пеллех черпает из анализа описаний погодных явлений и особенностей мест, встречающихся у Гомера. Остров Тринакия, где паслись священные коровы бога Гелиоса, – Индия, где коровы до сих пор почитаются священными животными. Заслуживает внимания указание Гомера на то, что остров Тринакия лежит где-то в пограничной области, где кончается «фиолетовое море» и начинается «пурпурное море». Кроме того, само описание острова позволяет делать вывод, что речь идет об Аравийском полуострове. При этом интересно отметить, что прорицатель Тиресий объяснил Одиссею путь лишь до «пурпурного», или, предполагает Пеллех, Красного моря, видимо, думая, что дальше дорога ему уже известна.

 В качестве еще одного доказательства, что Одиссей действительно находился в Азии, исследовательница приводит слова Гомера о том, что после крушения Одиссей уцепился за фикус, который, собственно, растет в Азии.

 Остров Херия, куда Одиссей добирается вплавь после кораблекрушения в Красном море, представляет собой Синайский полуостров. А тут уже до Греции действительно рукой подать. С помощью царя феаков Алкиноя Одиссей возвращается домой.

 Описание дворца Алкиноя, данное Гомером, как считают ученые-египтологи, однозначно соответствует убранству египетских дворцов. Таким образом, именно египтяне помогли Одиссею вернуться на берега родной Греции.

 Гомер в своей «Илиаде» однажды дал довольно точные координаты города Трои. И действительно, следы Трои были найдены. Почему бы не допустить, что кругосветное путешествие Одиссея тоже является реальностью?

Валентин ШИМКО



Предварительный просмотр:

Знаменитый древнеегипетский Сфинкс – гигантская скульптура, расположенная рядом с пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина – одно из самых загадочных сооружений на земле. Египтологи утверждают, что его функция – охрана вечного покоя погребенных фараонов. Но только ли в этом его предназначение? И почему тогда средневековые арабы называли его «отцом ужаса»?

О времени сооружения Сфинкса, грандиозной скульптуры, высота которой более 20 метров, а длина 57 метров, точно ничего не известно.

 Но если дата его рождения вызывает сомнения, то утверждение, что Большой Сфинкс хранит большие тайны, никто не оспаривает.

Очевидец Всемирного потопа

В Средние века Сфинкс был символом постижения истины. И лицо Сфинкса было совсем не страшным – это лицо женщины или юноши

Согласно древним легендам, Сфинкс – существо живое. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок… Поэтому увидеть его дано было не всем. А это, в свою очередь, и породило путаницу с датой изготовления таинственного монумента.

 Например, Геродот в своей «Истории», в которой записал «все, что видел и слышал в Египте», не обмолвился о Сфинксе ни единым словом.

 Египетские чиновники, дотошно записывающие все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, также не оставили нам ни одного документа.

 Разгадку этому явлению можно найти в трудах древнеримского ученого Плиния Старшего. В его «Естественной истории» есть рассказ о Сфинксе, которого в очередной раз очистили от песков Западной пустыни. Изучая скульптуру, ученые пришли к выводу, что Сфинкс периодически скрывался под слоем песка и время от времени его приходилось откапывать.

 На основании этих фактов они сделали вывод, что Сфинкс был возведен гораздо раньше, чем это предполагалось ранее. О времени постройки статуи существуют различные гипотезы.

 Командой гидрологов были обнаружены значительные следы эрозии, что указывает на следы потопа, когда-то произошедшего в этих местах. После проведения многочисленных анализов и консультаций с геофизиками была названа предположительная дата события – 8000 лет до нашей эры, а повторные исследования, проведенные англичанами, отодвинули эту дату до 12 000 лет до нашей эры. К тому же выяснилось, что следы эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой установлен Сфинкс, значит, он стоял там еще до потопа. Французские археологи утверждают, что датировка потопа, произошедшего в Египте, совпадает с датой гибели Атлантиды по Платону…

Последние три тысячелетия Сфинкс чаще всего засыпан песком. Поэтому его туловище сохранилось лучше головы, изуродованной арабскими завоевателями

Другие ученые пытаются вычислить время создания Сфинкса по Библии, считая, что эрозию мог вызвать Всемирный потоп. Эту гипотезу косвенно подтверждает арабская легенда, в которой рассказано, что пирамиды были построены для спасения египтян от Великого потопа. А Сфинкс был возведен для того, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе. Поэтому взгляд Сфинкса насторожен, а его третий глаз направлен в космос.

 Итак, загадка происхождения Сфинкса уходит в незапамятные времена, о которых нам мало что известно. Можно предположить, что в глубине веков на нашей Земле существовала высокоразвитая цивилизация, а ее представители, обладая развитой наукой, могли предвидеть грядущую катастрофу и постараться сохранить свои знания для будущих поколений. Согласно этим легендам, в долину Нила прилетели боги на огненном шаре. Царя этих богов звали Тот. Эти божества, которых было девять, начали обучать аборигенов азам математики, медицины, астрономии, земледелия.

 Они передали свои знания египетским жрецам, которые сумели быстро освоить астрономию и могли точно рассчитать, когда произойдет затмение Солнца.

 Но по прошествии времени знания, принесенные пришельцами, стали забываться. Были потеряны технологии производства уникальных никелевых и бронзовых сплавов, которые умели производить древние. Забыт и чудодейственный рецепт «эликсира бессмертия», который был известен богу Тоту и его сыну Гермесу Трисмегисту. Вероятно, боги-миссионеры предвидели, что люди не сумеют сохранить подаренные им навыки и знания. А если так, то следовало позаботиться, чтобы хоть часть этих знаний сохранилась. Возможно, что в качестве тайного хранилища знаний и был возведен Сфинкс.

Что хранит потайная комната?

Какие секреты хранят подземные комнаты, пока неизвестно – власти Египта запретили любые исследования

Некоторые древнеегипетские настенные надписи и папирусы содержат интригующие упоминания о скрытых камерах – палате Архивов, зале Записей, которые были расценены как намек на некое подземное помещение под Сфинксом или вблизи от него.

 Еще лет 200 назад ученые и просто авантюристы в погоне за золотом фараонов искали секретные пустоты в Страже вечности. Они просверливали углубления в теле Сфинкса, но их попытки были тщетны.

 В 1978 году в Гизу прибыли американские специалисты-буровики. Они имели официальное разрешение на бурение глубоких скважин под монументом.

 Буровая установка была установлена в храме Сфинкса прямо перед лапами последнего. Первая скважина ничего не показала. Вторую ученые обследовали при помощи специальной камеры, но увидели только «дыры, как в швейцарском сыре», образующиеся при растворении известняка естественным образом. Работы были немедленно прекращены.

 И вот чудо! В 1989 году с помощью специальной аппаратуры группа японских ученых обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинался на глубине двух метров и уходил наклонно вниз. Кроме того, они нашли «тоннель» снаружи и южнее пирамиды, уходящей под монумент.

 В том же 1989 году сейсморазведку Сфинкса произвел и американский геофизик Томас Добецки. И она тоже привела к обнаружению большой прямоугольной камеры под передними лапами Сфинкса – длиной 10 метров и шириной 9 метров. Это помещение имеет прямоугольную форму, следовательно, исключается версия того, что это карстовая пустота, образовавшаяся естественным путем в результате эрозии почвы.

 Но работы по изучению подземной комнаты была внезапно остановлены представителем из Египетской организации древностей. И даже более того, египетское правительство больше не разрешило проводить вокруг Сфинкса новых геологических или сейсмических исследований. И это притом, что исследования подошли близко к разгадке возраста Сфинкса, в чем ранее были заинтересованы местные власти.

 Остается лишь догадываться, что находится в этом зале, ибо египтяне упорно не разрешают проводить никаких раскопок вблизи Сфинкса. Их нежелание лишь разжигает любопытство ученых. Некоторые предполагают, что в таинственном зале находятся свидетельства существования на Земле древней цивилизации.

 Но если эта цивилизация смогла создать фигуру Сфинкса, можно только представить, каким уровнем знаний она обладала. И кто знает, не лежит ли в этом зале, помимо прочих свидетельств, разгадка Сфинкса.

Пустота под плато

Совсем недавно установлено, что под пирамидами скрываются огромные, совершенно не изученные подземные сооружения.

 Ученые предполагают, что под землей находится громадный, неизвестный ранее комплекс зданий, дворцов и храмов. Археологи, сделавшие это открытие, утверждают, что никогда не видели столь замечательно спланированного города. В нем множество храмов, окрашенные в пастельные тона крестьянские хижины, ремесленные мастерские, конюшни и другие постройки, включая дворец. Наряду с другими современными удобствами в городе имеется совершенная дренажная система, включающая гидравлический подземный водопровод.Город существует внутри огромной разветвленной системы пещер под плато Гиза, которая расходится в восточном направлении под Каиром. Его главный вход начинается внутри статуи Сфинкса вырубленными в камне ступенями, которые ведут в нижнюю пещеру под каменным ложем Нила.

 Каких-либо характерных следов на поверхности не видно – скрыты песками. Но их вроде бы можно разглядеть из космоса с помощью особой программы анализа снимков с орбиты.

 Но самое интересное, что официальные власти Египта сегодня настойчиво отрицают наличие подземных городов под плато Гиза. А обнаруженные пустоты объясняют просто: это подземные высохшие русла рек или шахты, откуда брали материал для строительства пирамид и Сфинкса.

 Но, может, этот страх возник потому, что представители власти сами себе боятся признаться в неведомом? Может, подземные сооружения – бункеры на случай вселенской катастрофы типа атомной войны или Всемирного потопа. Однако группа местных и зарубежных археологов приступила к работе по составлению карты подземных ходов.

Ирина ЕРОФЕЕВА



Предварительный просмотр:

Как крестилась Русь

Более 1000 лет прошло с тех пор, как князь Владимир крестил Русь. Сейчас, когда люди обсуждают это событие, можно услышать прямо противоположные мнения. Одни утверждают, что русские люди с радостью приняли крещение, другие говорят, что процесс христианизации проходил довольно сложно и люди сопротивлялись принятию новой веры. Нашлись и такие, кто вообще считает, что большинство русичей еще до 988 года являлись христианами, и крещение Владимиром было лишь формальностью. Давайте разберемся, как же было все на самом деле.

Юродство для неверующих.

Конечно же, христиане были на Руси и до Владимира. Например, его бабушка княгиня Ольга приняла христианство еще в 955 году. И все же большая часть русичей оставались язычниками. Не разделил религиозных убеждений матери и сын княгини Ольги Святослав. Он хоть и не запрещал креститься всем желающим, сам только насмехался над ними, как отмечает летописец: «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть». Был язычником и сам князь Владимир. Более того, став в 980 году правителем Киевской Руси, он даже попытался провести в государстве религиозную реформу, желая возвести древние верования славян в статус государственной религии (до этого вера у русичей не смешивалась с политикой).

 По велению князя на холме в Киеве воздвигли деревянного кумира Перуна с серебряной головой и золотыми усами, а также Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши и других славянских богов. По мнению археолога и историка академика Бориса Александровича Рыбакова, именно Владимир ввел на Руси кровавые жертвоприношения, позаимствовав этот обряд у скандинавов.

Сын иудейки?

Возникает вопрос: почему ярый язычник Владимир вдруг, ни с того ни с сего, решил кардинально изменить убеждения? Вполне возможно, ответ кроется в происхождении князя. В летописях отцом его матери Малуши и ее брата Добрыни назван некий Малк Любечанин. Есть предположение, что он был родом из хазарских евреев. Прозвище Любечанин, скорее всего, обозначает, что он прибыл из города Любеч. А территория, на которой тот был расположен до того, как ее освободил Вещий Олег, находилась под властью Хазарского каганата, которым, в свою очередь, на рубеже IX-X веков фактически правила еврейская династия Буланидов.

 Была иудейская община и в Киеве, что подтверждает найденное среди манускриптов «Каирской генизы» (древнееврейского архива) написанное на идиш киевское письмо, датированное X веком. К тому же имена Малк и Малуша очень напоминают еврейское женское имя Малка, которое переводится как «царица». Сторонники этой версии утверждают, что именно поэтому Владимир так легко отказался от веры славян и принял христианство, более близкое к иудаизму. Кстати, летописцы часто называют Владимира не князем, а каганом – высшим хазарским титулом. Например, сохранилась «Похвала кагану Владимиру», написанная в XI веке митрополитом Илларионом. Возможно, летописцы знали о хазарском происхождении Владимира.

Поищем лапотников

Есть еще один интересный факт. Став во главе Руси, Владимир постоянно воевал: покорял один народ за другим и облагал их данью. Но когда его армия в 985 году разбила болгар, за тех вдруг заступился его дядя Добрыня, имевший на князя огромное влияние. Он заявил:

– Осмотрел пленных колодников – все они в сапогах. Эти нам дани давать не станут. Пойдем лучше поищем себе лапотников.

Объяснение, казалось бы, не имеет логики, ведь чем богаче покоренный народ, тем больше с него можно взять. Но если Добрыня действительно родом из хазар, это все объясняет. Ведь до этого все завоеванные Владимиром народы были язычниками. Болгары же, во-первых, исповедовали ислам, который близок к хазарскому иудаизму, а во-вторых, и сами когда-то были под властью Хазарского каганата. Возможно, дядя Добрыня давно прилагал усилия, чтобы изменить религиозные взгляды племянника, а тут как раз представился случай. Владимир послушался дядю и заключил с болгарами мир.

 А уже на следующий год их делегация появилась в Киеве и принялась убеждать князя отказаться от язычества. Тот всерьез задумался о смене веры и решил пригласить проповедников из разных земель. В Киев явились православные греки, католики из Рима, мусульмане из Болгарии и хазарские иудеи. То есть представители религиозных течений, имеющих одно происхождение – все они относятся к авраамическим религиям (авраамические – монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племен Аврааму. – Прим. ред.). Владимир выбрал греческое православие. Возможно, тут сыграло роль то, что князь с детства воспитывался православной христианкой Ольгой. Ведь язычник Святослав редко виделся с сыном.

Кто не с нами, тот против нас

Тех, кто отказывался добровольно принять крещение, загоняли в реку силой

Согласно «Повести временных лет», после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. Перуна велел привязать к лошадям и тащить до Днепра, поручив двенадцати мужам бить его по пути палками «не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». Под плач киевлян Перуна притащили на берег и столкнули в Днепр. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель.

 После расправы над языческими кумирами князь объявил:

– Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот за противника по велению моему сочтен будет.

Большинство киевлян не рискнули ослушаться князя. Те же, кто остался верен убеждениям предков, покинули город и укрылись в лесах.

 Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и «хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели». Князь повелел также миссионерам отобрать у лучших людей детей для церковного обучения. Как отмечает летописец, когда их забирали у матерей, те «плакали о них, как о мертвых».

Путята – мечом, Добрыня – огнем

Два года спустя Добрыня отправился крестить Новгород (ведь он являлся новгородским посадником). Как это происходило, подробно описано в Иоакимовской летописи. Новгородцы собрались на вече и поклялись не позволить разрушить древние капища. Когда Добрыня подошел к городу, его встретили с оружием в руках и выставили у ворот два камнеметных орудия. На просьбы Добрыни покориться новгородцы отвечали:

– Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание.

И тогда тысяцкий Путята решился пойти на хитрость. С пятьюстами воинов он на ладьях подошел к городу, выдав себя за союзника новгородцев. Обман удался: Путяту пропустили в Новгород. Тот сразу же подал знак Добрыне. Горожане поняли, что их провели. Завязалась битва. И вдруг в городе вспыхнул пожар – это подоспевшая дружина Добрыни подожгла дома. Новгородцы тут же прекратили сражаться и бросились тушить свои жилища. Сопротивление Новгорода было сломлено. Как и Владимир, Добрыня сначала приказал разрушить все капища, порубить кумиров, а потом повелел всем явиться для крещения. Часть людей покорились, остальных же насильно приводили воины. После этого в Новгороде еще долго повторяли поговорку: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

Непокорные волхвы

Из летописей видно, что даже спустя много лет после крещения в разных частях Руси время от времени происходили восстания людей, которые не желали отказываться от веры предков. Подобные бунты жестоко подавлялись.

 В 1024 году восстали волхвы в Суздале. Сразу же туда отправился князь с дружиной и, «захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил». В 1071 году пришел в Киев волхв и стал проповедовать. Но «в одну из ночей пропал без вести». В том же году появился один из волхвов в Новгороде, утверждая, что способен предсказывать будущее. В городе вспыхнул мятеж. Новгородцы поддержали волхва и даже порывались убить местного епископа. И сделали бы это, если б за того не заступился князь Глеб с дружиной. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, князь решился на отчаянный шаг. Явившись к волхву на переговоры, Глеб внезапно вынул из-под плаща топор и зарубил прорицателя. В 1091 году «волхв объявился в Ростове и вскоре погиб».

 В 1227 году четверо волхвов пришли в Новгород. Но горожане схватили их, сложили костер и заживо сожгли. Это первое упоминание в летописи, когда не князь, а сам народ расправился с язычниками.

Православные язычники

Итак, Русь покорилась и все-таки приняла христианство. Но отказались ли люди от веры предков? Приведем несколько примеров.

 2 августа язычники отмечали день Перуна. Христиане тогда же стали праздновать Ильин день. При этом пророка Илью в народе до сих пор изображают в виде громовержца, проносящегося по небу на огненной колеснице. Святого Власия считают покровителем скота и именуют «скотьим богом». До этого точно так же называли славянского бога Велеса. Второй «потомок» Велеса, сохранивший основные его черты – Дед Мороз.

 Праздник Ивана Купалы имеет исключительно языческое происхождение – так отмечался летний солнцеворот. Приставка «Иван» появилась из-за совпадения даты с днем рождения Иоанна Крестителя. Праздник зимнего солнцеворота Коляда совместили с Рождественскими святками. Осталась и Масленица, правда, ее дата стала меняться в зависимости от Пасхи, хотя раньше это был исключительно день весеннего равноденствия. Все эти праздники по сей день сохранили большинство элементов языческих обрядов: костры, гадания, выпечка, ряженые… Кстати, даже традиция поминать усопших и оставлять им еду на могилах – не что иное, как отголоски языческих времен.

Олег ГОРОСОВ



Предварительный просмотр:

Первая женщина на киевском троне

Княгиню Ольгу можно по праву назвать образцом женской верности. Потеряв мужа, она нашла способ жестоко отомстить его убийцам, а когда ее вынуждали еще раз выйти замуж, то предпочла отречься от веры предков, лишь бы снова не пойти под венец. При этом ей пришлось справляться с тяжким бременем, легшим на ее плечи, – возглавить и сохранить лишенное правителя государство.

Невесть откуда взявшаяся                                                                                                                                

Княгиня Ольга правила русскими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж»

Ольга впервые появляется в летописях как невеста князя Игоря. А вот кто она и откуда родом, древние тексты дают довольно противоречивые сведения. Согласно «Повести временных лет» ее привели из Пскова. Житие княгини, составленное в XVI веке, утверждает, что ее родиной была «весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего».

 В Иоакимовской летописи вообще указано, что Вещий Олег нашел племяннику жену в Изборске. Неясна и национальность княгини. Согласно Житию, Ольга была «от языка варяжска», что подтверждает ее скандинавское имя – Ольга (Helga). Но по Иоакимовской летописи она происходит из славянского рода, идущего от самого Гостомысла – древнейшего правителя Руси. При этом неславянское имя княгини объясняется так: до свадьбы ее звали Прекрасой, а Ольгой ей назвал Вещий Олег. Еще более невероятный факт приводит Типографская летопись начала XVI века: Олег женил Игоря на собственной дочери! В общем, княгиня Ольга возникает в истории как невеста Игоря, полностью соответствуя древнему значению этого слова: «невеста» –

 та, что пришла невесть откуда.

Месть 1. Живьем погребенные

Мы уже рассказали о том, как князь Игорь был убит древлянами из-за того, что попытался взять с них дополнительную дань. Когда тревожная весть о его смерти облетела Русь, Ольга с сыном Святославом находилась в Киеве. Но не успели на ее щеках обсохнуть слезы печали по погибшему супругу, как под стенами города появились сами убийцы – двадцать избранных мужей от Деревской земли просили у княгини аудиенции. Ольга приняла послов. На вопрос, зачем пришли они, древляне ответили:

– Мужа твоего мы убили, так как он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю. Так пойди замуж за князя нашего Мала.

Избавившись от Игоря, древляне решили, что теперь смогут прибрать к рукам всю Киевскую Русь, женив своего князя на вдове погибшего правителя и убив законного наследника. Ведь официально престол Киевской Руси перешел к сыну Игоря Святославу, но так как тому было всего лишь три года, Ольга исполняла роль регентши.

– Любезна мне речь ваша, – подумав, ответила Ольга. – Мужа моего мне все равно уже не воскресить… Я с охотою пойду за вашего молодого князя. Теперь идите, отдохните в ладье вашей, утром же я позову вас на почетный пир. Вы же, когда поутру придут звать вас, скажите, что прибудете туда таким же образом, как прибыли к Киеву: то есть прямо в ладье.

 И тогда киевляне понесут вас на головах своих. И пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к вашему князю.

Обрадовались древляне и пошли отдыхать в ладью. Утром, как и обещала Ольга, пришли киевляне звать их на пир.

– Мы не пойдем пешими, не поедем на конях. Несите нас к княгине в ладье на головах ваших, – заявили послы.

Киевляне покорно подняли корабль и понесли в город распираемых от гордости древлян. Но не долго они радовались. Едва русичи внесли ладью на княжий двор, тут же сбросили ее вместе с послами в глубокую яму, выкопанную за ночь по велению Ольги.

– Хороша ли вам честь? – спросила княгиня, склонившись над ямой. А потом повелела засыпать яму, живьем похоронив дерзких послов.

Месть 2. Кровавая баня

Расправившись с делегацией, Ольга сразу же послала гонца в Деревскую землю.

– Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое.

 Иначе не пустят меня киевские люди, – объявила она.

Не подозревавшие о том, какая участь постигла первых сватов, древляне отправили в Киев еще полсотни мужей, выбрав самых знатных. Когда они явились в Киев, Ольга повелела истопить баню и передала послам, что примет их лишь после того, как они хорошенько вымоются. Но едва древляне принялись мыться, киевляне подперли двери, обложили баню соломой и хворостом и подожгли. Так свершилась вторая месть княгини Ольги.

Месть 3. Тризна

Наконец Ольга, взяв с собой небольшую дружину, сама отправилась в Деревскую землю. Высланные вперед гонцы объявили, что княгиня перед свадьбой желает оплакать своего погибшего мужа и устроить тризну на его могиле, а потому повелевает свезти как можно больше хмельного меда и яств к городу Искоростень, около которого был убит Игорь. Древляне выполнили указания княгини.

– А где же дружина наша, которую послали за тобой? – удивились они, не обнаружив в свите Ольги посланных к ней сватов.

– Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством, – ответила та.

Оплакав Игоря, Ольга приказала насыпать над его захоронением большой курган, после чего пригласила древлян помянуть убитого ими князя. Своим же людям она велела прислуживать на пиру. Когда же древляне опьянели, княгиня воскликнула:

– А теперь рубите их!

И русичи безжалостно перебили всех пирующих. В ту тризну у кургана князя Игоря пролили кровь пяти тысяч человек.

Месть 4. Небесный огонь

Вернувшись в Киев, Ольга собрала войско и через год двинула на Деревскую землю всю русскую рать. Древляне выставили против нее свою армию, но потерпели поражение и заперлись в Искоростене. Взять город оказалось дружине Ольги не по силам – целый год она безрезультатно продержала его в осаде. Древляне отчаянно оборонялись, понимая, что исполненная желанием мести княгиня никого не пощадит. Наконец Ольга смирилась:

– Я уже трижды мстила за смерть Игоря и больше не хочу мести, – передала она с гонцами. – Теперь желаю лишь взять с вас небольшую дань, заключить мир и уйти прочь. Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне ни медом, ни воском, ни кожами. Так дайте мне хотя бы какую-нибудь мелочь, например по три голубя и по три воробья от каждого дома, и мне этого будет вполне достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.

Обрадовались древляне, посчитав эту дань слишком ничтожной, и сразу же исполнили просьбу княгини. Приняв этот странный дар, Ольга пообещала завтра же увести от города свои войска. Но жители Искоростеня даже не подозревали, что большинству из них не суждено дожить до рассвета. Едва сгустились сумерки, княгиня Ольга раздала каждому своему воину по птице, повелела привязать к лапкам трут с фитильком, поджечь и выпустить. Оказавшись на свободе, воробьи и голуби устремились к своим гнездам в Коростень: в голубятни, под крыши теремов, на сеновалы, в сараи. В городе разом полыхнули все дворы. Ольга же приказала окружить стены и хватать всех, кто попытается покинуть город. Покорив таким образом Деревскую землю, Ольга обложила ее еще большей данью, чем брал ее муж.

Крещение вместо венчания

После расправы с древлянами княгиня Ольга вернулась в Киев и долгие годы правила русскими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов».

 Согласно «Повести временных лет» в 955 году она отправилась с дипломатической миссией в Константинополь.

 Император Византийской империи Константин VII Багрянородный поразился красоте и разуму русской княгини и пожелал взять ее в жены. Ольга, которая даже после смерти мужа хранила ему верность, оказалась озадачена: как отказать императору, но при этом не испортить отношения между государствами?

И тогда она ответила:

– Хорошо, я выйду за тебя. Да только я – язычница, и негоже мне сочетаться браком с христианином. Вот приму крещение, тогда и веди под венец. Но есть одно условие: если хочешь крестить меня, делай это сам, иначе не покрещусь.

Константин с радостью согласился.

 Когда же он, окрестив Ольгу, снова обратился к ней с той же просьбой, та ответила:

– Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь.

– Перехитрила ты меня, Ольга! – воскликнул император, в очередной раз подивившись ее разуму и смекалке, после чего с богатыми дарами отпустил княгиню домой.

Княгиня Ольга до конца своих дней оставалась правительницей Киевской Руси. Повзрослев, Святослав хоть и возглавил государство, но постоянно находился в военных походах, оставляя свои земли в надежных материнских руках.

 Но однажды княгиня сказала сыну:

– Видишь – я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь.

Через три дня – 11 июля 969 года княгиня умерла. Перед смертью она попросила не справлять по ней языческой тризны, а похоронить по христианскому обряду. Святослав исполнил волю матери. Позже, в 1007 году, принявший христианство ее внук князь Владимир выкопал останки легендарной Ольги и перенес их в основанную им церковь Святой Богородицы.

Олег ГОРОСОВ