Основные проблемы неуспеваемости младших школьников

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neuspevaemost_-_vystuplenie_na_ped.sovete.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

     Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

      В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, которая бы  учитывала  особенности развития этих детей. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

     Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся в моем классе  следующие:

1) отставание в умственном развитии от своих сверстников;

2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

3) большое количество пропусков по болезни;

4) перегрузка домашним заданием (учитывая, что с каждым учебным годом количество изучаемых предметов увеличивается, соответственно увеличивается и объем домашнего задания).

      Как же можно помочь слабоуспевающему ученику?  Хочу  немного рассказать о своей работе  по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

      Дети с замедленным умственным развитием есть в каждом классе.
В моем классе это  3 ученика, у них есть соответствующая справка с ПМПК. Но кроме них еще есть несколько учеников,  которым нелегко дается освоение учебного материала.  Эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии.

         В работе на уроках  с такими детьми применяю различные  методические приемы.

1) Для таких детей желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Поэтому самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.  

2) Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа, например  комментирование решения по образцу, повторение объяснения по схеме, плану.

 3) Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Например, решение новых примеров учащиеся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

 4) При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

 5) При опросе таких учеников  задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  6) Использую работу слабого ученика  в паре  с сильным учеником.

 7) Использую на уроках  метод групповой  работы, или как дети любят называть  «работа в  команде». По этому методу класс разбивается на 3 команды разного уровня (1 группа – слабые, 2 группа – средние, 3 группа – сильные) . Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это даёт всем членам команды равные возможности в получении очков для своей команды.  Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Данную групповую  работу чаще использую на уроках обобщения и закрепления.

        Либо использую другой  вид групповой работы . Когда дети в группы организованы с разным уровнем развития (есть и слабые, и средние, и сильные). Задания выполняются в группе, каждый в группе получает задание по своему уровню развития. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

         Неуспевающие дети чаще всего неуверенны в себе.  Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Таким ученикам я предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам». Дети 7 – 10 лет очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Считаю важным вовлечение таких  учащихся во внеурочные  мероприятия, жизнь класса, выполнение общественных поручений, внеклассных занятиях.


      Также причинами пробелов в знаниях является
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.

       Поэтому стараюсь подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

     На уроках использую:

1)коллективный контроль (например, в виде тестов, буквенного диктанта – на уроках рус.языка, арифм.диктанта – на мат - ке) с последующей проверкой -  ответами на доске или на экране (где дети могут осуществлять самоконтроль);

2)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными или для всех (учитываю возможность успешно ответить каждому);

3) Проверка домашнего задания  по устным предметам – это ответы на вопросы  учебника или тетради. В ходе устной беседы выясняются те вопросы и задания, которые вызвали у детей затруднения. И в процессе  коллективного обсуждения выбирается более точный, правильный ответ.

4) Продуктивными также являются диалоги по теоретическому материалу (в парах). Особенно на устных предметах, когда нет возможности опросить весь класс. Например, пересказ научных текстов - на окружающем мире, пересказ литературных произведений или чтение наизусть стихотворных произведений – на уроках литературного чтения.  Опрос занимает 5-7 минут. Дети оценивают друг друга.

       Причиной неуспеваемости также может являться большое количество пропусков по болезни.

      В данном случае провожу  консультации после уроков с теми детьми, которые по причине отсутствовали на уроках и не усвоили материал по предмету. Иногда такие консультации прошу провести ученика, у которого лучше всех получается данная тема. Отрабатываем теорию и решаем по образцу. В качестве закрепления даю самостоятельную работу.

     Оценки выставляю, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудится лучше.

      В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях.

       Часто использую тестовую форму опроса. Тестирование, проводимое на уроках позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

       Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе творческих самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то предлагаю ему  решить еще и задание другого варианта. Я помечаю какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках.

      Особое внимание обращаю выбору домашнего задания. Стараюсь обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Стараюсь  исключить перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

      В классе есть группа детей, которая посещает дополнительные платные занятия. Это как раз дети со  слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала. Для них более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Я использую  образцы  по оформлению заданий, заранее учитываю, чтобы она давала наиболее высокий успех.

      Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт родителей и учителей , использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.