Упражнения для пальчиков

Сазонова Любовь Анатольевна

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором развития дошкольника, так как способствует улучшению артикуляционных движений и стимулирующие развитие мышления ребенка. Пальчиковая гимнастика важна для всех детей, но особенно для тех, у которых наблюдается задержка развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Упражнения для пальчиков219.63 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Автор: воспитатель ГБДОУ №7

Сазонова Л.А.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором развития дошкольника, так как способствует улучшению артикуляционных движений и стимулирующие развитие мышления ребенка.

Мелкая моторика сказывается не только на развитии речи, но и на развитии интеллекта ребенка, поскольку взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20–50%.

Пальчиковая гимнастика важна для всех детей, но особенно для тех, у которых наблюдается задержка развития речи.

Описание упражнений

Упражнение «Колечко»

Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко. Затем всё в обратном порядке.
https://dob.1sept.ru/2010/09/4.gif

Методические указания

Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы. Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот. Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам. Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.https://dob.1sept.ru/2010/09/5.gif

Упражнение «Цепочка»

Упражнение способствует формированию у детей координации движений, формированию логики движений и образованию новых условно-рефлекторных связей.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами.
https://dob.1sept.ru/2010/09/6.gif

Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев.
Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом.
Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5 раз подряд выполнить без ошибок с закрытыми глазами. При выполнении упражнения с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Колечко — раз, цепочка — два»

Упражнение способствует формированию у детей пальчиковой координации движений, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь, пальцы врозь.

https://dob.1sept.ru/2010/09/7.gif

На счет «один» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «два» — вяжут цепочку с указательными пальцами;
на счет «три» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «четыре» — принимают и.п.;
на счет «пять–восемь» — повторяют описанные движения со средними пальцами.
На следующие восемь счетов выполняют упражнения с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с мизинцев.

Методические указания

Упражнение осваивается после того, как освоены упражнения «Колечко» и «Цепочка».
Все упражнение выполняется на 32 счета — вначале медленно и со зрительным контролем. Затем быстро, под счет. И наконец — самостоятельно, в индивидуальном темпе: 2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием действий и названием пальцев.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе за 32 счета не допущено ни одной ошибки.

Упражнение «Корзинка»

Упражнение способствует развитию силы мышц и связок кисти, подвижности суставов кисти, формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.https://dob.1sept.ru/2010/09/8.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу, расстояние между ними 10–15 см.
Сближая кисти ладонями к себе, пальцы переплетают так, чтобы первые и вторые (дистальные и средние) фаланги продвинулись внутрь и были плотно прижаты к ладоням. Большие пальцы соединить: они образуют «ручку» корзинки.
С силой стараться соединить основания ладоней, а пальцы внутри («в корзинке») оказывают сопротивление, локти разведены в стороны и остаются неподвижными.
Задержаться в этом положении три счета, акцентируя внимание на силовом усилии, и обратным движением вернуть пальцы в и.п. Расслабить кисти и быстро-быстро шевелить расслабленными пальцами.
Повторить упражнение от 3 до 7 раз, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая количество повторений. Темп медленный, затем средний.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется с открытыми глазами. Нужно следить, чтобы дети не опускали голову. Затем нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Сосредоточить внимание детей на силовом усилии работы пальцев. После нескольких повторений опустить руки вниз и потрясти расслабленными руками.

Упражнение «Сбор ягод»

Упражнение способствует развитию воображения ребенка, а при выполнении с закрытыми глазами — координации движений, положительному эмоциональному настрою.https://dob.1sept.ru/2010/09/9.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца «снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно, затем быстро, под счет и с закрытыми глазами. «Снимая ягодку», следует плотно обхватить конечную фалангу и массирующим движением скользнуть по пальцу.
Можно соединить в одно два упражнения — «корзинку» и «сбор ягод».

Упражнение «Солнышко»https://dob.1sept.ru/2010/09/10.gif

Упражнение способствует развитию координации движений, психофизической релаксации, повышению работоспособности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья кверху, кисти ладонями внутрь.
На счет «раз» — кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь;
на счет «два» — руки скрестить запястьями, правая перед левой;
на счет «три» — правую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «четыре» — правую кисть повернуть ладонью от себя;
на счет «пять» — смена положения рук, левая перед правой;
на счет «шесть» — левую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «семь» — левую кисть повернуть ладонью от себя.
Затем все повторить, но начинать с положения «левая кисть перед правой». Повторить все упражнение от 3 до 5 раз.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно под руководством педагога с проговариванием каждого действия, а затем самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с проговариванием действий. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, добиваться осмысленности, эмоциональной регуляции.
Предложить детям представить, как от каждого пальчика идут лучики и согревают все вокруг.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его под счет три раза подряд без ошибок.

Упражнение «Бутончик»

Упражнение способствует формированию чувства мышечного ощущения напряжения и расслабления мышц кисти, развитию силы и эластичности работающих мелких мышц и связок кисти, улучшению кровообращения, совершенствованию чувства ритма и темпа.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу.
Скользя по столу, кончики пальцев обеих рук собрать в горстку, поворачивая кисти пальцами к себе, а затем, поворачивая кисти, предплечья и ладони кверху, ладонь раскрыть: «цветок раскрывается навстречу солнцу», кисть полураскрыта, пальцы прямые и напряжены. Просчитать от трех до семи счетов (добавляя по одному счету на каждом занятии), удерживая руку
 в этом положении и расслабляя пальцы, обратным движением вернуться в и.п. Отдых три счета и повторить упражнение.
Нагрузка: от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая количество повторений. Как только дети освоят технику исполнения упражнения, индивидуальный темп постепенно заменяется выполнением под счет для всей группы.

https://dob.1sept.ru/2010/09/11.gif

«Раз-два» — цветок раскрыть навстречу солнцу двумя руками;
«три-четыре» — обратным движением и.п.
То же повторить с закрытыми глазами.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу;
«два-три» — удерживать положение раскрытого цветка;
«четыре» — принять и.п.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу правой рукой;
«два» — цветок раскрыть навстречу солнцу левой рукой;
«три-четыре» — удерживать положение раскрытого цветка;
«пять» — расслабляя правую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«шесть» — расслабляя левую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«семь-восемь»— отдых.

Методические указания

Вначале внимание концентрируется на технике упражнения, а затем на мышечном ощущении силы сжатия пальцев и расслаблении кисти. Нужно учить детей чувствовать напряжение и расслабление работающих мышц. Следить, чтобы дети смотрели на кисти, не опуская головы. Вдыхать и выдыхать воздух только через нос.

Упражнение «Ворота»

Упражнение способствует развитию точности и пространственной ориентации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.https://dob.1sept.ru/2010/09/12.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, сжать кисти в кулак, положив их на стол, повернув пальцами к себе на расстоянии 2–3 см.
Если упражнение выполняется стоя, то руки держат перед грудью, кулаки развернуты пальцами к себе.
Выпрямляя кисть, большие пальцы отставить в согнутом положении, а остальные четыре пальца выпрямленной кисти соединить так, чтобы кончики средних пальцев касались друг друга. Удерживать это положение три счета с закрытыми глазами, постепенно сдвигая кисти, сжать пальцы в кулак. Расстояние между кулаками 1,5–2 см.
Упражнение повторить 4 раза, чередуя выполнение с открытыми и закрытыми глазами.
Постепенно расстояние между кулаками увеличивается до 20–25 см. То же с закрытыми глазами.

Методические указания

Учителю следует добиваться осмысленности и точности действий ребенка. Вначале упражнение выполняется в индивидуальном темпе, постепенно увеличивая расстояние между кистями до 25–30 см и останавливая кисти на точно заданном расстоянии. Затем упражнение выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 5 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Дерево»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполненияhttps://dob.1sept.ru/2010/09/13.gif

И.п. — локти на столе, предплечья направлены кверху, ладонями внутрь.
Полусогнутые пальцы слегка развести, затем соединить руки скрестно у запястья, левая рука перед правой, прижать кисти тыльной стороной друг к другу.
Шевелить пальцами три счета: «Ветер дует, листья качаются» — и обратным движением вернуться в и.п.
Повторить то же самое, но при этом правую руку держать перед левой. Повторить упражнение от 3 до 5 раз в одном занятии.

Методические указания

При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя позу правильной осанки и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Корни дерева»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений.

Содержание и техника исполненияhttps://dob.1sept.ru/2010/09/14.gif

И.п. — руки перед собой, предплечья кверху.
Плотно прижать друг к другу локти и кисти, а затем, поворачивая кисти по направлению к себе, плотно соединить тыльные стороны кистей, средние пальцы обеих рук соединены по всей длине, большие пальцы отставлены, остальные пальцы слегка разведены и полусогнуты. Стараясь приблизить локти друг к другу, пружинящими движениями опускать кисти вниз: «Корни растут вниз».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Отдохнуть на два-три счета и повторить упражнение.

Методические указания

После двух-трех повторений упражнения поднять руки вверх, кисти расслабить и потрясти ими, опустить руки вниз. Вначале упражнение выполняется медленно, а затем выполнять в среднем темпе, легко. Следить за точным положением пальцев.

Упражнение «Мостик»https://dob.1sept.ru/2010/10/16.gif

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Кисти согнуть, пальцы прямые и согнуты под прямым углом относительно ладони. Затем кисти соединить так, чтобы средние пальцы соприкасались друг с другом, образуя ровную площадку («мостик»), большие пальцы прижаты к указательным пальцам. Задержаться в этом положении три счета и обратным движением вернуться в и.п.
Повторить упражнение от 3 до 5 раз на одном занятии.
Далее следует осваивать выполнение упражнения с закрытыми глазами. Как только это будет получаться, упражнение усложняют: одновременно сгибают и сближают пальцы.

Методические указания

Важно следить за тем, чтобы соприкосновение пальцев было точным — палец к пальцу — и чтобы пальцы соединялись только кончиками (у ногтя). При выполнении упражнения с закрытыми глазами нужно сосредоточить внимание на мышечном ощущении в кисти.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами соблюдается точность положения всех пальцев и средние пальцы соприкасаются в положении «мостик» при выполнении не менее 5 раз.

Упражнение «Мостик горбатый»

Упражнение способствует формированию у детей чувства ритма и темпа, а также и точности движений.

https://dob.1sept.ru/2010/10/17.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь. Мостик можно выполнять в положении стоя, руки перед грудью.
На счет «раз» — опуская предплечья, полусогнутую кисть правой руки накладывают на левую кисть;
на счет «два» — и.п.;
на счет «три-четыре» — опуская предплечья, полусогнутую кисть левой руки накладывают на правую кисть.
Повторить упражнение 5–6 раз, чередуя выполнение с открытыми и закрытыми глазами.

Методические указании

Вначале упражнение выполняется медленно, а затем в ритме, заданном педагогом. Во время упражнения голову не опускать, дышать равномерно, через нос.

Упражнение «Мостик с перилами»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — предплечья кверху, локти на столе, кисти сжаты в кулак и повернуты ладонями к себе, большой палец кверху, приближены друг другу на расстоянии 10–15 см.
Предплечья кверху, раскрыть кисти, затем соединить большой палец с мизинцем. Безымянный, средний и указательный пальцы обеих рук плотно прижать друг к другу и выпрямить вертикально кверху.
Затем соединить большой палец с большим, а мизинец с мизинцем, образуя «мостик с перилами».
Удерживая пальцы в этом положении, просчитать три счета и обратным движением вернуться в и.п.
Упражнение повторить 2–3 раза последовательно в каждом варианте.

https://dob.1sept.ru/2010/10/18.gif

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно вместе с педагогом (все действия проговариваются, каждый палец называется), а затем самостоятельно в индивидуальном темпе. Те же движения повторяются с закрытыми глазами.
Как только дети будут правильно выполнять «мостик с перилами», можно выполнять упражнение под счет в заданном ритме с открытыми и закрытыми глазами.
Нужно, чтобы большие пальцы и мизинцы легко касались кончиками пальцев, а остальные пальцы при этом должны быть выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. При этом требуется сохранять позу правильной осанки. Дышать равномерно, через нос.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз без ошибок.

Упражнение «Домик»

Упражнение способствует развитию координации движений, воображения и творческого потенциала ребенка, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.https://dob.1sept.ru/2010/10/19.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья кверху ладонями внутрь.
Большие пальцы обеих рук прижать к ладони, затем указательный и средний пальцы каждой руки согнуть и, соединяя ладони, прижать друг к другу указательные и средние пальцы, прижимая ими большие пальцы. А затем максимально приблизить основания большого пальца. Кончики безымянных пальцев прижать друг к другу. Мизинец правой руки отставить вертикально (это «труба» дома), а мизинец левой руки прижать к безымянному пальцу.
Удерживать пальцы в этом положении на три счета, а затем, расслабляя кисти, вернуться в и.п.
Упражнение повторить 2–3 раза с открытыми, а затем — с закрытыми глазами.

Методические указания

Вначале дети вместе с воспитателем медленно выполняют одно действие за другим. Затем также медленно, по порядку, выполняются отдельные действия упражнения, при этом действия проговариваются, называются пальцы и части кисти.
После двух-трех повторений упражнение выполняется самостоятельно в индивидуальном темпе.
Следующий этап — самостоятельное выполнение упражнения с закрытыми глазами.
Затем упражнение выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 5 раз без ошибок.

Упражнение «Елочка»

Упражнение способствует увеличению подвижности суставов кисти и эластичности мелких мышц и связок, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — пальцы сцеплены в замок, кисти на столе, ладонями к себе.
Поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»).
В положении «елочки» пальцы натянуть, держать в этом положении два счета, затем расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п.
Повернуть кисти ладонями к себе, образуя «елочку» вершинкой вниз, просчитать два счета, обратным движением вернуться в и.п.
Выполнять упражнение от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая количество повторений.
На «раз» — поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»), пальцы натянуть;
на «два-три» — удерживать пальцы в положении «елочка»;
на «четыре» — расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п.;
на «пять-восемь» — проделать то же, поворачивая «елочку» вершинкой вниз.

https://dob.1sept.ru/2010/10/20.gif

Методические указания

Сначала упражнение выполняется в индивидуальном темпе и ритме, а затем — под счет.
Нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Следует добиваться, чтобы ребенок чувствовал разницу между напряженными и расслабленными пальцами.

Упражнение «Коготки»

Упражнение способствует формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — кисти расслаблены на столе, ладонями книзу.
Пальцы развести; напрягая кисти, слегка согнуть и напрячь пальцы: «коготки скребут».
Затем кисти следует расслабить, потрясти расслабленными кистями и повторить упражнение еще два-три раза.
Время фиксации напряженных пальцев и количество повторений постепенно увеличивается (на каждом занятии добавляется одно повторение).
Возможен вариант, когда пальцы правой руки «скребут» ладонь левой, и наоборот. В этом случае упражнение выполняется на обеих руках одинаковое количество раз.

https://dob.1sept.ru/2010/10/21.gif

Методические указания

Пальцы должны быть полусогнуты и сильно напряжены. Расслабление кисти после каждого исполнения обязательно.

Упражнение «Крючки»

Упражнение способствует развитию силы и эластичности мышц и связок кисти руки, повышению общей работоспособности, развитию психофизической релаксации.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, руки свободно лежат на столе, кисти сжаты в кулаки.
На «раз» — сцепить мизинцы крючком;
на «два-три» — с силой тянуть руки в стороны;
на «четыре» — расслабить руки и принять и.п.
На следующие четыре счета повторять те же движения с другими пальцами.
Закончить упражнение потряхиванием и растиранием кистей. Упражнение повторить 2–3 раза сначала с открытыми, потом — с закрытыми глазами.
https://dob.1sept.ru/2010/10/22.gif

Методические указания

При выполнении упражнения с закрытыми глазами акцентировать внимание детей на силовом напряжении всей кисти и пальцев в отдельности. Дети должны знать, что чередование силовых и расслабляющих упражнений способствует улучшению кровообращения в работающих мышцах.

Упражнение «Стол»

Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя или стоя, руки согнуты, предплечья вперед.
Левая рука сжата в кулак ладонью к себе. Сверху на кулак опускается правая ладошка так, чтобы большой палец правой руки прижимался по всей длине к большому пальцу левой руки снаружи.
Положение рук медленно поменять.
То же проделать с закрытыми глазами.
Повторить те же движения под счет:
на счет «раз» — левая рука сжимается в кулак, правая кладется сверху на кулак открытой ладонью;
на счет «два» — принять и.п.;
на счет «три-четыре» — повторить те же движения со сменой положения рук.
Построить те же движения с закрытыми глазами.
Затем при выполнении упражнения на каждый счет быстро меняется положение рук, сначала в индивидуальном темпе, а затем — в темпе, заданном педагогом.
https://dob.1sept.ru/2010/10/23.gif

Методические указания

Смена положения рук выполняется так: сжимая верхнюю кисть в кулак, перемещать ее движением к себе и вниз, а сжатую в кулак кисть выпрямить и опустить на другой кулак. Затем движение повторяется, но кисть двигается в обратном направлении. Положение рук и направление движения нужно менять, чередуя быстрое и медленное выполнение.
Упражнение считается освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами 10 раз подряд, соблюдая следующие требования: а) пальцы плотно прижимать друг к другу, как в кулаке, так и в выпрямленной кисти; б) строго соблюдается указанное направление движений кисти.

Упражнение «Стул»

Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя или стоя, предплечья кверху, ладони внутрь.
К основанию пальцев левой руки приставить средние фаланги правой руки так, чтобы проксимальные фаланги были горизонтальны относительно пальцев правой руки (получается «ровное сиденье стула»), большой палец правой руки плотно прижать к ладони.
Разгибая правую кисть, вернуться в и.п.
Повторить те же движения, но приставляя левую кисть к правой. Акцентировать конечные положения в каждом движении.
То же проделать с закрытыми глазами, затем — под счет.
И.п. — то же.
На счет «раз» — изобразить сиденье стула с помощью правой руки;
на «два» — принять и.п.;
на «три» — изобразить «сиденье стула» левой рукой;
на «четыре» — принять и.п.
Затем на каждый счет происходит смена положений рук.
https://dob.1sept.ru/2010/10/24.gif

Методические указания

Сначала упражнение выполнять в индивидуальном темпе, акцентируя внимание детей на точности положения пальцев. Затем дети выполняют движения под счет педагога: это позволяет менять скорость выполнения движений, сохраняя технику исполнения.
Нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд.

Упражнение «Лодочка с парусом»

Упражнение способствует формированию мышечного чувства напряжения и расслабления работающих мышц, улучшению их кровообращения, повышению общей работоспособности.

Содержание и техника исполненияhttps://dob.1sept.ru/2010/11/4.gif

И.п. — сидя, предплечья на столе, в положении вперед-внутрь, ладонями книзу, без напряжения.
На «раз-два» — обе ладони поставить на ребро, пальцы направлены вперед, подушечки пальцев соприкасаются друг с другом, мизинцы и основания ладоней плотно прижаты друг к другу, полусогнутые большие пальцы прижаты к указательным (как «ковшик»);
на «три-четыре» — с силой напрягая большие пальцы, отставить и соединить их — «поднять паруса»;
на «пять-шесть» — напряженные большие пальцы присоединить к указательным и в конце движения расслабить;
на «семь-восемь» — обратным движением вернуться в и.п.
Упражнение повторить 4–6 раз. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется самостоятельно в индивидуальном темпе, затем — под счет. Нужно объяснять детям, что после напряжения кровь быстрее и в большем количестве притекает к мышцам кисти и приносит кислород и другие питательные вещества. В результате пальчики смогут долго и хорошо работать.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; эффективному переключению с одних видов деятельности на другие.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони от себя и пальцы врозь.
Подушечки больших пальцев правой и левой рук соприкасаются двумя длинными ударами («раз-два»), затем сразу же — тремя короткими ударами («раз, два, три»). На третий короткий счет подушечки больших пальцев остаются сомкнутыми.
Затем те же самые движения выполняются указательными пальцами.
И так по очереди всеми пальцами, включая мизинцы.
Вернуться в и.п., выполняя упражнение в обратном порядке: на последний короткий удар разъединить мизинцы, безымянные и т.д.
Повторить упражнение с закрытыми глазами.
Повторить упражнение 5–10 раз.
https://dob.1sept.ru/2010/11/5.gif

Методические указания

Удары подушечками пальцев должны быть четкими (несмазанными), с точным попаданием подушечек друг в друга. Работающие пальцы должны быть натянутыми, но без излишнего напряжения.

Упражнение считается освоенным, если дети выполняют его 10 раз подряд с закрытыми глазами, точно совмещая кончики пальцев правой и левой рук, без промахов, в заданном ритме.

Упражнение «Птицы в гнезде»

Упражнение способствует снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу.
Полусогнутые пальцы рук накладываются друг на друга, ладони соприкасаются по краю до основания, большие пальцы прижаты, кисти образуют «гнездо».
После слов: «Птицы в гнездо прилетели!» — большие пальцы согнуть и прижать к ладоням: «птицы спрятаны в гнезде».
После слов: «Птицы улетели!» — большие пальцы обеих рук выпрямить и прижать к указательным пальцам.

https://dob.1sept.ru/2010/11/6.gif

Методические указания

Все действия проговариваются вместе с педагогом, затем самостоятельно (с подсказкой), потом еще раз вместе с педагогом, и наконец — полностью самостоятельно.
Двигательное действие простое, поэтому главное внимание нужно сосредоточить на совмещении движений с их точным. Кроме того, нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнение «Птенцы в гнезде»

Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, развитию воображения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Поворачивая правую кисть ладонью к себе, все пять пальцев собрать в горстку (это «птенцы»), а левой рукой обхватить пальцы так, чтобы были видны только кончики пальцев («окошко в гнезде»).
Задержаться в этом положении два счета и шевелить пальцами, собранными в горстку: «птенцы открывают рот».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Повторить упражнение, поменяв положение рук.
Затем упражнение выполняется под счет.
https://dob.1sept.ru/2010/11/7.gif

Первый вариант

На «раз» — птенцы в гнезде;
на «два-три» — птенцы открывают рот;
на «четыре» — принять и.п.
А теперь поменяем роли для рук.

Второй вариант

Проделываются те же движения, но со сменой положения рук на каждый счет.

Методические указания

Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Второй вариант следует проводить в разном ритме и темпе, начиная от медленного и кончая быстрым, а также с паузами.

Упражнение «Теремок закрыт»

Упражнение способствует увеличению подвижности суставов кисти, развитию координации движений.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе, предплечья поставлены вертикально, ладони друг к другу.
Соединить основания ладоней и кончики указательного, среднего, безымянного и мизинца. Большие пальцы плотно прижать друг к другу и согнуть внутрь.
Задержаться в этом положении 3 счета и, расслабляя кисти, вернуться в и.п. То же повторить с закрытыми глазами.
Затем проделать те же движения под счет:
на «раз» — «теремок закрыт»;
на «два-три» — удерживать положение рук, плотно прижимая кисти друг к другу;
на «четыре» — расслабить кисти, принять и.п.
Выполнять упражнение в среднем темпе с закрытыми глазами под счет от 5 до 10 раз.
https://dob.1sept.ru/2010/11/8.gif

Методические указания

Подушечки пальцев касаются друг друга и плотно прижаты друг к другу, но без лишнего напряжения. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Теремок открыт»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности, положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, чуть уже плеч, предплечья кверху, пальцы натянуты без лишнего напряжения.
Кисти полусогнуты. Прямые сомкнутые пальцы обеих рук соединить так, чтобы кисти соприкасались подушечками (мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.), а большие пальцы прижать к указательным; основания ладоней слегка разведены.
Развести кисти, сохраняя сомкнутое положение пальцев, на расстояние 10–15 см и вновь соединить.
Повторить это движение еще 2–3 раза, а затем расслабить кисти, потрясти руками и вернуться в и.п.
Повторять упражнение от 3 до 5 раз.
https://dob.1sept.ru/2010/11/9.gif

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений пальцев и правильной осанке.
После освоения упражнений «теремок открыт» и «теремок закрыт» под счет можно выполнить новое упражнение, соединяя два положения. Например:
И.п. — то же;
на «раз» — «теремок» закрыты;
на «два» — «теремок» открыть (выпрямить большие пальцы и слегка раздвинуть основания кисти);
на «три» — теремок закрыть;
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — все повторить, но начинать с «открытого теремка».
Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Теремок с балконом»

Упражнение способствует формированию чувства пространства и точности движений, подвижности суставов и логики мышления.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Строим из пальчиков «открытый теремок», а затем пристраиваем к нему «балкончик» — кончики среднего, безымянного и мизинца остаются прижатыми друг к другу, а указательные пальцы нужно согнуть под прямым углом и прижать друг к другу. Большие пальцы прижимают указательные пальцы. Просчитать три счета и обратным движением вернуться в и.п. Повторить упражнение 3–5 раз. То же проделать с закрытыми глазами.
https://dob.1sept.ru/2010/11/10.gif

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно, в индивидуальном темпе, а затем — под счет. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами и различными видами освоенных «теремков» в различной последовательности.

Упражнение «Спрятаться в норку»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства, точности и логики движений.

Содержание и техника исполнения

И.п. — кисти сжаты в кулак, большой палец кверху, приближены друг другу на расстоянии 10–15 см.
На «раз» — кисть левой руки остается сжатой в кулак, большой палец прижать к указательному и слегка раздвинуть пальцы (образовать «норку»). Указательный палец правой руки быстро опустить в кольцо кулака — «спрятаться в норку»;
на «два» — и.п.;
на «три-четыре» — проделать то же, но спрятать «в норку» указательный палец левой руки.
То же повторить с закрытыми глазами.
И.п. — кисть левой руки служит «норкой», указательный палец правой руки «прячется» в кольцо кулака. На каждый счет — смена положения рук. То же повторить с закрытыми глазами.

https://dob.1sept.ru/2010/11/11.gif

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Расстояние между кулаками в и.п. постепенно увеличивать до 40 см. Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Колокольчик»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов, эластичности мышц и связок кисти, формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Средний палец правой руки прижать к ладони, а остальные пальцы соединить в замок, основания ладоней слегка развести. Опущенный между ладонями средний палец — «язычок колокольчика». Сделать несколько движений средним пальцем: «колокольчик звенит» —
и вернуться в и.п.
Проделать те же движения, поменяв руки. Повторить упражнение 4 раза. То же проделывать под счет.
https://dob.1sept.ru/2010/11/12.gif

Первый вариант

На «раз» — создать «колокольчик», «язычок колокольчика» — средний палец;
на «два-три» — «колокольчик звенит»;
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — повторить движения, изображая «язычок колокольчика» пальцами левой руки.
Повторить упражнение 4 раза. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Второй вариант

На «раз» — изобразить «колокольчик», «язычок колокольчика» — палец правой руки;
на «два» — и.п.;
на «три» — изобразить колокольчик, «язычок колокольчика» — пальцы левой руки;
на «четыре» — и.п.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно в индивидуальном темпе, а затем — под счет.
Роль язычка последовательно выполняют безымянные пальцы, указательные и т.д. Нужно следить, чтобы при сцеплении пальцев в замок переплетение было правильным (не допускается рядом два пальца одной руки). Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Цветок расцветает»

Упражнение способствует формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления мелких мышц руки, улучшению их кровоснабжения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Сближая предплечья, полусогнутые пальцы обеих рук плотно прижать друг к другу, соединить в бутончик, но без напряжения. Затем основания кистей прижать друг к другу, одновременно развести полусогнутые пальцы, образуя чашу. Закончить «раскрытие цветка» максимальным разведением пальцев. При этом пальцы-«лепестки» выпрямлены и напряжены, даже несколько прогнуты. Просчитать три счета и обратным движением вернуться в и.п.
Закончить упражнение расслаблением пальцев и всей кисти (легким растиранием рук, потряхиванием и др.).
Повторить упражнение от 3 до 5 раз. То же проделать с закрытыми глазами, а потом — под счет.

https://dob.1sept.ru/2010/11/13.gif

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на мышечном ощущении напряженных пальцев и расслабленной кисти в целом, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Шар»

Упражнение способствует развитию подвижности лучезапястных суставов кисти, формированию у детей чувства пространства и точности движений, формированию мышечного чувства напряженных и расслабленных мышц, улучшению кровоснабжения кисти и снятию усталости.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти перед собой, правая сверху. Руки вытянуть вперед, одновременно развести пальцы врозь на обеих руках и соединить кончики пальцев — большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.: полусогнутые пальцы принимают форму «шара». В этом положении напрягаем мышцы пальцев, кисти и предплечий, а затем поворачиваем кисти ладонями то от себя, то к себе: вращаем «шарик». После нескольких поворотов расслабить кисти и вернуться в и.п. То же проделать с закрытыми глазами, акцентируя внимание на точности соединения пальцев.

https://dob.1sept.ru/2010/11/14.gif

Методические указания

Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений кисти и положений пальцев и контролируя осанку. Сравнить ощущения напряженных и расслабленных пальцев, кисти в целом.
Повторить упражнение от 4 до 6 раз, чередуя выполнение с закрытыми и открытыми глазами и постепенно увеличивая количество повторений.