Главные вкладки

    Страничка педагогам.

    Иваньшина Ольга Сергеевна

    Каждый из вас на этой страничке найдёт для себя что-то интересное и полезное.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что такое самооценка?

    Это понимание человеком важности собственной личности и индивидуальности в разрезе взаимоотношений с другими людьми, а также оценка своих качеств, плюсов и минусов. Самооценка играет огромнейшую роль в нормальной деятельности человека в обществе и решении разных житейских задач: реализация, семья, финансы и духовность.

    Это качество выполняет следующие функции:

    защита – обеспечение стабильности и относительной автономности человека от мнения других людей;

    регуляция – предоставляет людям возможность делать личностный выбор;

    развитие – обеспечение стимула к самосовершенствованию.

    В идеале самооценка строится лишь на собственном мнении человека о себе. Однако в реальной жизни на неё влияют множественные побочные факторы, например, оценка окружающих: родителей, ровесников, приятелей, друзей и коллег.

    Адекватной самооценкой (или идеальной) специалисты называют максимально точное оценивание личностью своих умений и способностей. Низкая самооценка зачастую приводит к чрезмерным сомнениям, самоанализу и отказу от деятельности. Завышенная же чревата потерей осторожности и совершением множественных ошибок.

    Важно знать! В психологической практике чаще встречается именно низкая самооценка, когда человек не в состоянии раскрыть собственный потенциал, а в особо тяжёлых случаях специалисты говорят о комплексе неполноценности.

    На что влияет самооценка?

    Несколько способов повысить самооценкуИтак, значение адекватного самовосприятия состоит в том, чтобы «возлюбить» себя настоящим – пусть даже с минусами, недостатками и различными «пороками». Изъяны есть у каждого, но уверенного человека от прочих отличает то, что он, прежде всего, замечает свои успехи и способен выгодно предъявить себя социуму.

    Если вы ненавидите себя или просто считаете себя неудачником, как другой человек сможет вас полюбить? Психологи отмечают любопытный факт: большинство людей подсознательно (а, может, и со знанием дела) тяготеют к общению с самодостаточными личностями. Обычно таких предпочитают выбирать в деловые партнёры, в приятели и супруги.

    Симптомы низкой самооценки

    У людей с подобными проблемами чаще всего выделяются такие черты характера, как:

    Несколько способов повысить самооценкунеудовлетворённость и излишняя критика самого себя (даже в незначимых ситуациях);

    высокая чувствительность к оценкам других людей;

    тревожность, страх ошибиться;

    чрезмерная ревность;

    завистливое отношение к успешности окружающих;

    постоянное оправдание своих поступков;

    пессимистичный взгляд и в целом негативное отношение к окружающему миру.

    Заниженное само оценивание заставляет человека воспринимать временные неудачи и проблемы в качестве постоянных «спутников жизни», что приводит к неправильным выводам и неверным решениям. Плохо относитесь к себе? Готовьтесь к тому, что и окружающие станут отрицательно реагировать на вас. А это уже чревато отчуждением, депрессивными настроениями и даже эмоциональными расстройствами.

    4 причины низкой самооценки

    Крайне сложно указать все факторы, влияющие на отношение личности к самой себе. Психологи относят к ним врождённые особенности, внешность и положение в обществе. Дальше мы рассмотрим четыре самые распространённые причины низкой самооценки у человека.

    Несколько способов повысить самооценку Причина № 1. Особенности семейного воспитания

    Слышали фразу, гласящую, что каждая проблема «растёт» из детства? В нашей ситуации она подходит на все сто процентов. В раннем возрасте прослеживается прямая зависимость самооценки ребёнка от отношения к нему родителей и других значимых взрослых. Если мать с отцом постоянно ругают и сравнивают детей с ровесниками, у них не будет веры в собственные способности.

    Психологическая наука утверждает, что именно семья – центр вселенной для ребёнка. В ячейке общества формируются абсолютно все черты характера будущего взрослого человека. Безынициативность, неуверенность, пассивность – последствия родительских установок.

    Причина № 2. Детские неудачи. Несколько способов повысить самооценку

    Все мы сталкиваемся с неуспехом, самое важное – наша реакция на них. Психологические травмы в детстве могут стать причиной низкой самооценки. К примеру, ребёнок начинает обвинять себя в разводе матери с отцом или семейных скандалах. Постоянной чувство вины превращается в неуверенность и нежелание принимать решения.

    Кроме того, дети остро реагируют на любую безобидную неудачу. Занял второе место в конкурсе? Человек постарше просто удвоит усилия по достижению цели, а маленький человечек может вообще отказаться от деятельности, особенно если значимый взрослый травмировал его насмешкой или неосторожным замечанием.

    Несколько способов повысить самооценкуПричина № 3. «Нездоровое» окружение

    Адекватная самооценка и притязание возникают лишь в той среде, где ценится успешность и достижение результатов.

    Если люди из ближайшего окружения не стремятся к инициативе, трудно ожидать уверенности от отдельной личности.

    Мы не утверждаем, что необходимо вообще отказаться от общения с такими людьми (особенно если это близкие родственники). Однако стоит, как минимум, задуматься, не захватило ли и вас подобное наплевательское отношение к самореализации.

    Повышение самооценкиПричина № 4. Особенности внешнего вида и здоровья.

    Довольно часто низкое самовосприятие появляется у детей и подростков, обладающих нестандартной внешностью или врождёнными болезнями. Да, родные правильно относятся к своему «нестандартному» ребёнку, но тот не застрахован от мнения сверстников, которые, к сожалению, безжалостны, как и все дети.

    Распространённый пример – толстые ребятишки, которые в дошкольных и школьных учреждениях становятся обладателями самых неприятных и обидных прозвищ. Низкая самооценка не заставит себя долго ждать в подобных ситуациях.

    Как повысить самооценку: эффективные методы

    Повышение самооценки

    Если человек осознал свои проблемы и решил поднять самооценку, первый шаг на пути к уверенности он уже сделал. Предлагаем несколько самых эффективных и действенных рекомендаций.

    Смена окружения. Негативно настроенные люди – не лучшее общество для сомневающейся в себе личности.

    Психологи советуют пересмотреть собственный круг общения, включив в него успешных, уверенных в себе, положительно к вам относящихся индивидуумов. Постепенно к человеку вернётся уверенность и самоуважение.

    Отказ от самобичевания. Крайне сложно повысить самооценку, регулярно порицая себя, негативно высказываясь в свой адрес по поводу собственных способностей. Специалисты рекомендуют избегать отрицательных оценок в отношении своей внешности, личной жизни, карьеры, финансового положения.

    В приоритете – положительные суждения.

    Избегание сравнений. Вы – единственный такой человек на свете: неповторимый, уникальный, соединяющий в себе достоинства и недостатки. К тому же достаточно просто найти людей, которые достигли гораздо больших успехов в какой-либо сфере деятельности. Возможный вариант – сравнение себя (с новыми достижениями) с тем прежним, нежелающим перемен.

    Прослушивание аффирмаций. Это непростое слово означает в психологической литературе короткие вербальные формулы, создающие в человеческом подсознании позитивную установку.

    Аффирмацию следует формулировать в настоящем времени, чтобы личность воспринимала её как данность. Например: «Я красивая и умная женщина», «Я владею собственной жизнью». Лучше повторять подобные фразы утром и перед сном, а ещё можно записать их на диктофон.

    Совершение непривычных поступков. Желание мужчины или женщины убежать в зону личного комфорта и «укрыться в скорлупке» вполне естественно.

    Нам проще в сложной ситуации утешить себя, любимую (любимого) вкусностями, алкоголем, слезами. Не призываем заниматься экстримом, просто попробуйте встретиться с проблемой лицом к лицу.

    Посещение тренинга. В крупных городах регулярно проходят тренинги, курсы и семинары, помогающие повысить уверенность и поднять самооценку. Конечно, необходимо найти настоящего эксперта по психологии, а не «коновалов», которых, к сожалению, тоже хватает. Ещё один вариант – чтение психологической литературы и просмотр художественных и документальных видеофильмов по теме.

    Занятие спортом. Одна из самых доступных возможностей для поднятия самооценки – занятие спортом. Регулярные физкультурные упражнения заставляют человека менее критично относиться к собственной внешности и с большим уважением к самому себе. Во время спортивных упражнений у людей выделяются дофамины – так называемые гормоны радости.

    Дневник достижений. И девушке, и молодому человеку помогают дневники собственных успехов, в которые следует вносить пометки о каждой своей маленькой победе, достижении, пусть даже небольших. Например, каждый день в подобную тетрадку записывается 3-5 «мелочей»: перевели бабулю через дорогу, выучили 10 новых иностранных слов, заработали на 500 рублей в этом месяце больше, чем в прошлом.

    Как полюбить себя?

    Повышение самооценки теснейшим образом связано с чувством вины перед самим собой и самонеприятием. Как полюбить себя и повысить самооценку мужчине и женщине? Очень просто и, одновременно, сложно – будьте добрее и терпимее к собственной личности. Приведённые методики вам помогут в этом.

    Несколько способов повысить самооценкуПисьменная техника прощения. Напишите две записки, которые адресованы к самому себе. В одном письме расскажите о собственных эмоциях, мыслях, неудачах, проблемах.

    В ответной записке следует выразить участие, «понять и простить». Регулярность проведения подобного эксперимента поможет повысить его результативность.

    Медитативная техника. Не стоит недооценивать силу медитаций.

    Расслабление, воображение, поглощение позитивной энергии – великолепный помощник в деле любви к себе. В психологической литературе и на интернет-ресурсах можно найти множество примеров медитаций, которые смывают обиды к самому себе, дарят лёгкость и долгожданное умиротворение.

    Адекватная самооценка и уверенность в себе – не фантастика, а вполне вероятное развитие событий. Самое главное для человека – понимать важность изменений и иметь желание идти в верном направлении: перемена в личной жизни, карьере, внешнем виде. Помните, что любовь к себе в некоторых ситуациях нужно заслужить, пройдя через неудовлетворённость и самоуничижение.



    Предварительный просмотр:

    Пожелания психолога  педагогам и родителям.

    удьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

    ·  Внушайте положительное. Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

    ·  Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.

    ·   Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза в увещевательном, 50 раз в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в своей доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

    ·  Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок Вас боится – он будет лгать.

    ·  Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.

    ·  Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

    ·   Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна прервать возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный» Ты это сможешь!

    ВНИМАНИЕ!

    Очень важно похвалить ребенка с самого утра.

    Это аванс на весь долгий и трудный день.



    Предварительный просмотр:

    Синдром эмоционального выгорания.

    Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

    Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:

    - на первой начальной стадии у педагов наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.).

    - на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели,  повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

    - третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

    Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:

    1.     Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;

    2.     Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;

    3.     Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;

    4.     Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;

    5.     Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;

    6.     Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов;

    7.     Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. Если не умеете отказывать, читайте - Как научится говорить «НЕТ!»

    Это основные пункты, которые включает профилактика профессионального выгорания. Давайте теперь рассмотрим, что делать, если все же человек начал эмоционально и профессионально угасать.

    Как лечить синдром профессионального выгорания:

    1.     Разберитесь в первую очередь с самим собой. Задумайтесь не только о своих целях в жизни и о будущем, а поразмыслите над тем, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведет.

    2.     Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего.

    3.     Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.

    4.     Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.

    5.     Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.

    Не существует единой панацеи от синдрома профессионального выгорания. Несмотря на то, что эта проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.

    Рекомендации профилактики «выгорания».

    1.Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками  самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.

    2.Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех».

    3.Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

     

     



    Предварительный просмотр:

    Как научиться не повышать голос на ребенка.

    Неконтролируемые вспышки ярости и раздражения не красят никого. А если они регулярно обрушиваются на ребёнка, то это может негативно сказаться на развитии его личности. При этом стрессы, которые взрослые люди часто испытывают на работе или в общении с другими людьми, сказываются на нервном состоянии. И вот уже и без того морально уставший и часто эмоционально измотанный взрослый готов буквально «взорваться» и выплеснуть гнев на ребенка.

    — В каких случаях мы кричим на детей? Когда у нас в арсенале заканчиваются другие методы воздействия. Чувствуя собственное бессилие, мы начинаем злиться и перестаём себя контролировать. При этом мы ожидаем изменений в поведении ребёнка, даже если явно этого не осознаём.

     Почему ребёнок скандалит дома, а в детском саду ведёт себя хорошо?

    Крик как норма?

    Надо отдать должное «эффективности» крика — поведение ребёнка действительно меняется. Правда, не всегда так, как этого хотели бы взрослые. Да, окрик может остановить нежелательное поведение, но если этот «метод» используется регулярно, то ребёнок в конце концов привыкает к такому способу общения. И кричать приходится чаще и громче.

    Если крик принят в семье как норма, то, когда ребёнок оказывается вне семьи, спокойное взаимодействие перестаёт регулировать его поведение.

    Как справляться, если эмоции зашкаливают, и вы готовы сорваться?

    Тут я ничего нового не открою. Можно применить широко известные и зарекомендовавшие себя приёмы психологической саморегуляции, управления гневом, эффективного общения: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, сосчитайте до 10, скомкайте газету и порвите на мелкие кусочки, крикните в подушку изо всех сил... Уйдите из комнаты и выпейте стакан воды. Когда понимаете, что вот-вот сорвётесь на крик, попробуйте сначала... извиниться. Например, так: «Я заранее прошу у тебя прощения за то, что ты сейчас от меня услышишь, но я...» И далее высказать всё, что накипело. То есть обозначьте границу между правом ребёнка на уважение и вашим правом испытывать негативные эмоции и говорить об этом.  

    Копить злость и недовольство — это не выход. Претензию или обиду нужно высказывать. Накопленные негативные эмоции могут привести к тому, что вы сорвётесь на ровном месте и ребёнок вообще потеряет ориентиры: вчера сестру забыл из садика забрать, и ничего, а сегодня всего лишь чашку не помыл и получил по полной программе. Разве чистая чашка важнее? Реакция должна быть своевременна и соразмерна проступку.

    Как быть, если не сдержались и накричали?

    Будьте честны  ребёнком. Если уж наговорили гадостей, унизили его в пылу гнева, объяснитесь. Признайте, что вы были раздражены и повели себя некрасиво. Чтобы ребёнок понял, что это не норма — позволять себе такие вещи, даже если ты взрослый. Например, так: «Извини, на самом деле я не думаю, что ты такой-то, такой-то. Я, конечно, очень тебя люблю. Но твой поступок настолько вывел меня из равновесия, что я потерял контроль над собой. Уверен, ты так больше не поступишь. И я обещаю держать себя в руках». Ребёнок в этой ситуации вынесет конструктивный опыт: да, может быть всё, но вести себя надо по-человечески. И тогда мы будем иметь право ожидать, что он научится оценивать собственное поведение.

    Хочу особенно подчеркнуть: когда мы реагируем на действия ребёнка, мы демонстрируем ему образцы поведения в определённых ситуациях. Наблюдая их из раза в раз, подражая им, ребёнок формирует собственный опыт. Полагаю, что, если родитель знает об этом и понимает в связи с этим меру своей ответственности на каждом этапе взросления ребёнка, он уже вооружён, чтобы не наломать дров. Даже если иногда подводит самоконтроль.