Воспитателям

Волкова Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как организовать театрализованную среду»

       Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

•        создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с
    устройством театра, театральными жанрами, с разными видами
    кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
    деятельности в едином педагогическом процессе.

    Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? Только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

  Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.            Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.

   В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий

(по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых, позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще  все регламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.

 Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

 Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно - пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально - психологические особенности
    ребенка;
  • Особенности его эмоционально - личностного развития;
  • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
    потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие
    способности;

•        Возрастные и поло - ролевые особенности.

Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть
один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или
ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

  В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.

  Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

 Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

 Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно - пространственной среды:

  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
    деятельностью детей;
  • Организация зон приватности;
  • Предоставление права и свободы выбора;
  • Создание условий для моделирования, поиска и
    экспериментирования;
  • Полифункциональность использования помещений и
    оборудования;
  • Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования и
    материалов.



Предварительный просмотр:

«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

Практика работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных учреждений свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость,  энурез.  У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации. Спектр указанных нарушений довольно широк и разнообразен, "набор дефектов" у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален, но, как правило, большинство из них имеют психогенную основу. По данным статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.

 «Все болезни идут из детства», социального окружения,  поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий  в ДОУ.   В рамках решения данной проблемы мною была разработана программа групповой рецептивной музыкотерапии, где слушатель получает музыкотерапевтический сеанс по определенной технологии, не участвуя в нём активно.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкой указываются: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.  

Пояснительная записка.

Традиционными методами коррекции психических и психосоматических нарушений не всегда удается достигнуть желаемого эффекта, многие из них имеют противопоказания, возрастные ограничения.

Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Целью программы является профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья воспитанников.

Задачи программы:

- Регуляция психоэмоционального состояния детей;

- Регуляция физиологических функций организма;

- Снятие тревожности и психоэмоционального напряжения;

- Профилактика и коррекция агрессивности;

- Поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения;

- Формирование чувства психологической защищенности.

Методические рекомендации к проведению музыкотерапии.

Музыкотерапия осуществляется воспитателем под руководством психолога по результатам диагностики и наблюдений. Психотерапевтическое воздействие оказывают специально подобранные  музыкальные произведения различной направленности.

        Прослушивание музыкальных произведений  может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков.

При подборе музыкальных произведений особое внимание уделялось выбору солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).

Магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от детей. При проведении целенаправленных сеансов музыкотерапии рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Во время сна, а также во время приема пищи, музыку включают на минимальную громкость (фоновое воспроизведение).

Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).

При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:

- для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;

- для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.

В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.

Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.

Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.

Программное содержание подбирается совместно психологом и  воспитателем с учетом  индивидуальных проблем каждой группы. Варианты мелотерапевтических программ представлены в таблице:

Направление воздействия

Музыкальные произведения

Организационная форма

Профилактика утомляемости.

Григ «Утро».

Чайковский «Времена года».

Мусоргский «Картинки с выставки».

Специально-организованные сеансы.

Снятие раздражения.

Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром».

Бетховен «Лунная соната».

Бах «Кантата № 2».

Гайдн «Симфония».

Бах «Итальянский концерт».

Специально-организованные сеансы.

Снятие тревожности.

Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки».

Штраус «Вальсы».

Чайковский «Вальс цветов».

Рубинштейн «Мелодия».

Огинский «Полонез».

Бах «Прелюдии и фуги для органа».

Чайковский  «Пятая симфония».

Оркестровые произведения А.Скрябина.

Специально-организованные сеансы.

Повышение пищеварительной активности.

Бетховен «Соната № 7».

Чайковский «Вальс цветов».

Прием пищи.

Физическая активность.

Равель «Болеро».

Хачатурян «Танец с саблями».

Г.Вольф "Путешествие пешком".

К. Дебюсси симфонический эскиз "Море".

О. Мессиана "Пробуждение птиц".

Мусоргский  увертюра "Рассвет на Москве-реке".

Э. Григ "Утреннее настроение".

Р. Штраус "Утро".

Сонаты и концерты Вивальди.

Серенады Шуберта.

«Утро в лесу» (звуки природы).

Подъем детей после тихого часа.

Успокаивающая музыка.

Григ «Пер Гюнт» (увертюра).

Глюк «Мелодия».

Моцарт «Ночная серенада».

Бетховен «Пасторальная симфония».

Брамс «Колыбельная».

Шуберт «Аве Мария».

Дебюсси «Свет луны».

Вивальди «Скрипичные концерты».

Бетховен "Симфония № 6", часть 2.

Шопен «Ноктюрн соль-минор»

Легкие, спокойные произведения Ф. Гойи.

Специально-организованные сеансы, перед тихим часом.

Релаксация, саморегуляция.

«Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор».

Специально-организованные сеансы, занятия по экологическим программам, тихий час.

Творческий импульс, развитие интелекта.

Произведения Моцарта.

Специально-организованные занятия по конструированию, изодеятельности и т.д.

Снятие эмоционального напряжения, головной боли.

Моцарт "Дон Жуан".

Лист "Венгерская рапсодия №1".

Хачатурян "Сюита Маскарад".

Огинский «Полонез».

Бетховен «Фиделио».

Специально-организованные сеансы

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд".

Паганини «Каприз № 24».

Специально-организованные сеансы,

Профилактика агрессивности.

Бах "Итальянский концерт".

Гайдн "Симфония".

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата № 21».

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5».

Брукнер «Месса ля-минор».

Произведения Шостаковича.

Специально-организованные сеансы.

Повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Чайковский "Времена года".

 Дебюсси "Лунный свет".

Мендельсон "Симфония № 5".

Перед и между специально-организованными занятиями.

Расслабление.

Григ сюита «Пер Гюнт».

Сибелиус «Грустный вальс».

Шуман «Грезы».

Пьесы Чайковского.

Тихий час.

Эффективность применяемой методики отслеживается диагностическим блоком, который включает в себя следующие методики:  социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе дошкольников, тест “Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников, тест «Комфортность» (Лисина Е.А., Борисова А.Ю.), проективная методика «Несуществующее животное».

Согласно диагностическим данным регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата.

Воспитатели отмечают улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.





Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль ритмических занятий для детей дошкольного возраста»

«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.                                                                                                                                                                                            

Как важно смолоду позаботиться о его развитии…»

К.С. Станиславский.

 Чувство   музыкального    ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие,     понимание,  исполнение,  созидание   ритмической   стороны  музыкальных образов.  Музыкально  - ритмическое  чувство,   являясь  формирующейся   способностью,

в   целом  подпадает   под   соответствующее   педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Причем  собственное  исполнение  музыки   в

учебной       деятельности,   прежде     всего       исполнение         музыки   на   фортепиано,         особо благоприятствует музыкально- ритмическому воспитанию,  создает те оптимальные условия,   в  которых   воспитание   такого   рода   протекает  или, во всяком случае, может протекать наиболее плодотворно и успешно.

       Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,       шире —  образно -    поэтическая,       художественно       -   смысловая.

Как       известно, человек постигает,  осознает  содержание  музыки  в   различных   видах музыкальной деятельности, начиная со слушания её. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной  речи   (разумеется,   и   ее   ритмической   стороны)  в процессе   собственного    исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания.    Причем   едва  ли   не   в   первую очередь сказанное относится к музыкальному ритму.

 Из сказанного    вытекает, что художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого   «как способность   активно   переживать    (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную   выразительность    временного хода музыкального движения» (Б. М. Теплов).

     Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается      теми       или       иными                двигательными                     реакциями

(проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного,  как говорят, «машинального» отбивания ритма  ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений

пальцев, гортани, корпуса и т.д.).   На   основе   этих   предпосылок   построены различные системы   ритмического   воспитания,   включающие   в себя   маршировку,    разного рода движения   под  музыку.      Большую   роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у ребёнка    ощущения  ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля.   Для каждой эпохи,   исторического периода  характерен определенный музыкальный ритм;   любая   сильная   композиторская    индивидуальность своеобразна и неповторима,  в   частности,   и   в   том, что касается организации звуковых концепций во времени (т. е. метроритма).

          Иными словами, «каждый стиль характеризуется  своими   особенностями  ритмики, обусловленными   содержанием   музыки  и   зависимыми  от характера воспроизводимых волевых         процессов,   а   также   от   роли, которую   они  играют в сложном комплексе отображаемых психических явлений»,— писал советский музыкант X.С. Кушнарев.



Предварительный просмотр:

                 

             Развитие музыкального восприятия дошкольников


                                                    «Музыкальное  восприятие  есть восприятие,

                                направленное на постижение и осмысление тех  значений,

                                                            которыми обладает музыка как искусство,

                                                  как особая форма отражения  действительности,

                                                   как эстетический художественный  феномен».

                                                                                                   Е.В. Назайкинский  

 
   Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
   Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях.
   Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и  явлений, воздействующих   на   анализаторы   человека, это   не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности.
   Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства.
Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства.  Известный музыкант-психолог  Е.В. Назайкинский  предлагает   различать   два   термина: восприятие  музыки  и  музыкальное  восприятие  –  в  зависимости  от  того, состоялось  ли  оно.  Музыкальным  восприятием  он   называет   состоявшееся восприятие -  прочувствованное и осмысленное.  В  противоположном случае музыка воспринимается как звуковые  сигналы,  как  нечто  слышимое  и действующее  на  орган   слуха.   Важно   формировать   у дошкольников именно   музыкальное восприятие.
    Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного  воспитания.  

  
     В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир.
Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
         Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника.

          К двум годам  у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание, характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу,  может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).

         К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

           На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой.

        Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения, накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).  Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях). 

        Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д., могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.

        На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.
    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:  развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка.  Но музыкальное  восприятие  ребенка  не  будет   развиваться   и совершенствоваться в полной мере,  если  оно  основано  только  на  слушании музыкальных  произведений.  Важно  для  развития   музыкального   восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.  
       Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.
         Существует три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию.

Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха,   произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку  представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана.  Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского,  и других.
       Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.
       
Второе направление – использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира. Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.
  
Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.
      Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару –
требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на так называемые "три кита” – песню, танец и марш, используя методику музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда.             Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. Песни для детей должны иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст.

       Танцевальный и маршевый жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки : танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта , вальсы Ф. Шуберта и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского.
      
Следующий критерий доступности музыки для детей основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка "рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы (циклы «Времена года» А. Вивальди и П.Чайковского). Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.             Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания.

        В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экосез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.
По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется.

       В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения.


Литература

1. Айзенштадт  С.А.   Детский альбом П.И. Чайковского. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006.   
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного       возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.   
4.   Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.  – М.: Музыка, 1972.
5.  Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.
6.  Радынова  О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство: творческий центр, 2009.
7.   Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.  
 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей Роль воспитателя на музыкальном занятии и при подготовке и проведении праздников и развлечений

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкально-художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны  ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания  в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

    Воспитатель обязан:


- развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях);

-содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
-  развивать музыкальный слух, чувство ритма детей, в процессе проведения музыкально - дидактических игр;
- углублять музыкальные впечатления детей путем слушания  музыки в группе;
- знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы;

- быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все виды музыкально-художественной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические  движения,  игру на музыкальных инструментах.

Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального  руководителя  и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам.

Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель,  недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный  руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.Воспитатель сидит с безучастным видом

2.Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным  руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ  ТРЕХ  ФАКТОРОВ:

1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1.  поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. при обучении детей музыкально-ритмическим  движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным  руководителем материал.
  4. умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  5. повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
  6. повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету или диск.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.

 Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться после  них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкально-художественная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, развитию представлений об окружающем мире, речевому развитию. Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

Роль воспитателя, как ведущего на праздниках и развлечениях

Воспитатель - ведущий  руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой  программы.

         Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель  должен хорошо знать  программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.

 Перед утренником воспитатель должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

         На утреннике воспитатель  должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям,  должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя  уместная шутка, вопрос к детям, или  гостям.

Например: «Вы не видели,  как наши малыши пляшут с платочками?»

         На утреннике необходимо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает, какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).Необходимо научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен  сценарием другой вариант) т.е.  встать друг за другом или парами  и выйти под музыку, а не бежать к родителям .

         Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться  закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр) и предложить вспомнить, что  понравилось, обменяться впечатлениями.  Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

 Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении  помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или  чтении  стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

          Родители – желанные гости на празднике. Воспитатели  приветливо встречают гостей, и приглашает их в зал. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника  воспитатели предлагают родителям записать  свои впечатления в «Книге отзывов».



Предварительный просмотр:

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

     Каждый педагог должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребёнок не хочет есть или спать).

     Таким образом, основные направления развития театрализации состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности педагога в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.

     Вначале педагогу лучше самостоятельно показывать ребёнку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринуждённо поправьте ребёнка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

     Далее – небольшие упражнения с детьми.  Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребёнок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть также. Для упражнений используйте высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребёнку сказать от имени мышки и волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

     Затем можно предложить ребёнку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

     Следующий этап – отработка основных эмоций : покажи, как весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

     Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

     Традиционно выделяется несколько видов театральной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребёнок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

     Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает свои затаённые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра:

Настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

     Настольный театр – пожалуй, самый доступный вид театра для дошкольников. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками, и ведёт «актрису» по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребёнка совпадала с движениями куклы.

     Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребёнку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

     В театре Петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребёнка.

     Куклы, устроенные по принципу марионетки,  сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к её рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

     Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.