Учимся играя в шахматы

Уланова Олеся Ивановна

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по обучение дошкольников игре в шахматы.

играть-детей-шахмат-126096794.jpg

Картотека: дидактических игр по обучение дошкольников игре в шахматы.

Цель: знакомство детей с шахматной доской, шахматными фигурами; научить называть каждую из шахматных фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти. 

1. «Волшебный мешочек». По очереди спрятать в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и попросить малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта можно позволить и ребёнку прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке. Иногда взрослый «не угадает», и ребенок с восторгом укажет на ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

 2. «Шахматный теремок». Сделать из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» построить (поднять).

 3. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.  

4. «Шахматная репка». Посадим «репку» – клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

5. «Большая и маленькая». Поставить перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом ребенок выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

 6. «Запретная фигура». Перед ребёнком в один ряд поставить шахматные фигуры. По просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибаться». Если ребёнок не заметит ошибку, указать на неё.

 7. «Что общего?». Взять две любые шахматные фигуры и спросить у ребенка: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

 8. «Белые и чёрные». В беспорядке поставить на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставить в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет взрослый и т. д.

 

9. «Угадайка». Загадать какую-нибудь шахматную фигуру и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку догадаться, что это за фигура. Использовать подсказки (похожа на.., ходит...). Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

 10. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Взрослый закрывает глаза, берет какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно. Открыть глаза и спросить у ребенка: «Так?». Ребенок поправляет, затем поменяться ролями. Перевернуть шахматную доску клетками вниз, в углубления поставить шахматные фигуры и сказать ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

 11. «Цвет». Попросить ребенка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяться ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставить там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Ребенок должен заметить ошибку и указать на неё.

 12. «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; тур; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом взрослого и проконтролировать выполнение задания.

 13. «Пирамида». Попросить ребенка на белую туру поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

 14. «По росту». Попросить ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

 15. «Догонялки». Выбрать одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложить ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за фигурой, которую выбрал взрослый. Пусть шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяться ролями.

 16. «Прятки». Спрятать в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет ребенок. Правда, в этом случае есть риск остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

 17. «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры расставлены на столе. Предложить ребёнку посостязаться со взрослым в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

18. «Над головой». Назвать какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

 19. «На стуле». Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают два игрока. Досчитать до трёх и на счет «три» игроки бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

 20. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Убрать одну из фигур в коробку. Попросить ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

 

21. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложить ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.  

 22. «Угадайка». Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. Когда названия всех шахматных фигур уже известны, можно переходить к освоению шахматной нотации. В этом тоже помогут дидактические игры.

1. «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).  

2. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.  

3. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.  

4. «Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.  

5. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.  

 

Дидактические игры на закрепление способа передвижения фигур.

Цель: Обучать правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения ситуаций; воспитывать интерес к шахматной игре, усидчивость, самообладание, умение контролировать себя, терпение, осторожность.

1. «Игра на уничтожение». Взрослый играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.  

2. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными).  

3. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.  

4. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.  

5. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.  

6. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.  

7. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

8. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.  

 9. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.  

10. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.  

11. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

12. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.  

13. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

14. «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.  

15. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.  

16. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

17. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.  

18. «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.  

19. «Два хода». Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет со взрослым следующим образом: на каждый ход взрослого ребенок отвечает двумя своими ходами.

 

 



Предварительный просмотр:

Стихи и загадки

о шахматных фигурах

1630675487_6-papik-pro-p-detskii-risunok-shakhmati-8.jpg

Стихи и загадки о шахматных фигурах

Загадки

Не люди, не звери,

не часы, а ходят… (шахматные фигуры)


Стоим рядом с королем,

но не путать нас со слоном

И с ладьей сравнить нельзя

Суперсильного… (ферзя)


Мы ушасты и гривасты,

смело скачем сквозь огонь

Ну отгадывай, не хвастай

да конечно – это (конь)


Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берет наискосок

Ну конечно – это (пешка)


Это правило известно

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого… (ферзя)


На шапке - пика острая,

Завидна моя роль:

Всех выше, выше ростом я

Конечно, я…… (Король)


Вот внимательно гляди,

Башня круглая такая,

И бойницы сквозь зубцы.

По краям доски…. (Ладьи)


Грива есть, но нет хвоста

Фигура эта не проста… (конь)


По углам доски стоят

Украшают войска ряд…. (ладья)

Похвастаться можем

Красивым нарядом

И тем, что в строю

С королем всегда рядом…. (ферзь)

Стою на самом краю

Путь откроют – пойду

Только прямо хожу

Как зовут, не скажу…. (ладья)


Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды… (пешка)


Он наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути… (слон)

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок… (ферзь)

Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным… (конем)

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он … (король)


Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам… (ладье)


Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой… (слон)


Стихи

***

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

***
Шахматы — игра, но непростая!

Надо уметь мыслить головой!

И со стула долго не вставая,

Верно, точно, мудро вести бой.

***
Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

Поздравляем от души сегодня

Заядлых шахматистов всех,

Пусть каждого из вас, дорогие,

По жизни ждет только успех.

Желаю добиться успехов

В этом необычном виде спорта,

Желаю в турнирах побед,

И чувствовать себя всегда комфортно.

Стих о Ферзе

Ферзь тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный Ферзь и быстрый

Стал он шахматным министром.

«Очень я люблю на ужин

Что-то вкусное покушать.

Беззащитная Ладья?

Проглочу-ка ее я!»

Автор: Ирина Седова


Король

Запомни основную роль

Играет в шахматы король!

У короля короткий шаг,

Он осторожен близок враг…

Когда ему объявят шах-

Сигнал тревоги, но не крах.

А если он получит мат,

Сдастся сразу весь отряд!

Король в дебюте трусоват:

Чуть что – и сразу рокировка.

А под конец и он – солдат

Воюет медленно, но ловко.

Автор: Винокур Роман


Ладья

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!


Стих для запоминания порядка фигур

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши храбрые слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

О коне

Прекрасен Конь, могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта.

Ему не дан прямой удар,

Зато он — мастер апперкота.

Автор: Винокур Роман


Ферзь

Самый смелый — это ферзь.

На него ты зря не лезь!

Он по многим клеткам

Бьет и очень метко!

Увлечь других, отбить, напасть-

И рисковать всё это время:

Ферзю дана большая власть

Не в удовольствие, а в бремя.


Стих о шахматных слонах

Дальнобойные они,

Белопольный, чернопольный,

В связке нет слона прикольней.

Слона зовут фигурой легкой

Он ведь легок на подъем,

Все отлично со сноровкой —
Для Ферзя помощник ловкий.

Автор: Ирина Седова

Стих про ладью

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет — прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой её скорей веди

Авторы: Инна Весела, Иржи Веселы

Стих про короля

А сейчас я вам, друзья,

Расскажу про Короля.

Самый главный, самый важный

Наш Король — боец отважный.

В заварушке не струхнет —

Врукопашную пойдет.

Автор: Ирина Седова

Пешка

Здесь тонкий, но упрямый

Раздался голосок:

– Я пешка. Ход мой- прямо,

Удар наискосок!

А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать!




Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных игр по обучению дошкольников игре в шахматы.

6666.jpg

Картотека: подвижных игр по обучению дошкольников игре в шахматы.

Подвижная игра: «Черные и Белые пешки»

Цель: учить отличать одинаковые фигуры по цвету.

Правила: детям надевают шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.

Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки»

Цель: закрепить место расположения пешек на шахматной доске.

Правила: дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.

Подвижная игра: «Берегитесь пешки»

Цель: воспитывать ловкость, внимание. Учить бегать не толкаясь.

Правила: дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.

Подвижная игра: «Пешки, в домики»

Цель: учить находить свои места.

Правила: детям надевают шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На полу раскладывается шахматное поле, дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.

Подвижная игра: «Король, найди свое место»

Цель: закрепить место расположения Королей Белого и Черного на шахматной доске.

Правила: на столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.

Подвижная игра: «Найди свое место»

Цель: закрепить места расположения Ладьи, Пешки, Короля.

Правила: детям надевают шапочки белых и черных фигур. Выбирают двоих ведущих. Расстилают шахматное поле на полу. По сигналу воспитателя ведущие ставят свои фигуры на места. Один ведущий отвечает за белых, другой за черных.

Подвижная игра: «Кто быстрей составит фигуры»

Цель: закрепить места расположения фигур на шахматной доске.

Правила: детей делим на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.

Подвижная игра: «Фигуры в домики»

Цель: закрепить места расположения шахматных фигур. Учить бегать не толкаясь.

Правила: детям надевают шапочки знакомых фигур, расстилается шахматное поле. По сигналу воспитателя дети встают на свои места.

 



Предварительный просмотр:

Картотека

настольно - печатных игр по обучение дошкольников игре в шахматы.

images.jpg

Картотека: настольно- печатных игр по обучение дошкольников игре в шахматы.

1.Дидактическая игра: «Горизонталь».

Цель: научить ориентироваться на плоскости; упражнять детей нахождение горизонтальной линии; развивать память, внимание, любознательность.

Материалы для игры:

- шахматная доска – плоскостная;

- фишки.

Правила: Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

2.Дидактическая игра: «Вертикаль».

Цель: научить ориентироваться на плоскости; упражнять детей нахождение вертикальной линии; развивать память, внимание, любознательность.

Материалы для игры:

- шахматная доска – плоскостная;

- фишки.

Правила: То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

3.Дидактическая игра: «Диагональ».

Цель: научить ориентироваться на плоскости; упражнять детей нахождение диагональной линии; развивать память, внимание, любознательность.

Материалы для игры:

- шахматная доска – плоскостная;

- фишки.

Правила: То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

 4.Дидактическая игра: «Собери шахматную доску».

Цель: Формировать умение у детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на листе линии (по замыслу или заданию, чередуя черные и белые поля определить цвет заданного поля.

 Материалы для игры:

- образец шахматной доски – плоскостной;

- шахматные поля черные и белые – плоскостные.

Правила: ребенок по образцу выкладывает шахматную доску, чередуя черные и белые квадраты.

5.Дидактическая игра: «Волшебный мешочек».

Цель: повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

- мешочек;

- шахматные фигуры – плоскостные;

- шахматная доска.


Правила: в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, по очереди каждый ребенок пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. Тот, кто достал фигуру называет её и ставит на шахматную доску.

 6.Дидактическая игра: «Шахматное лото».

Цель: повторить названия шахматных фигур; развивать внимание и вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

- мешочек;

- шахматные фигуры – плоскостные;

- большие карточки с фигурами 2- 30 шт.;

- фишки 50-80 шт.

Правила игры: детям раздаются по 2-3 большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот ставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.

7.Дидактическая игра: «Сложи фигуру».

Цель: развитие смекалки, логического мышления.

Материалы для игры:

-разрезные картинки шахматных фигур.

Правила игры: на столах выложены конверты с разрезными на 3-4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура.

8.Дидактическая игра: «Домино».

Цель: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей - рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других.

Материалы для игры:

- 28 фишек с изображение шахматных фигур.

Правила игры: выстроить цепочку из фишек таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом одинаковыми шахматными фигурами. Побеждает в игре тот, у кого не останутся не одной фишки.