Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Целью урока : познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом "Старый дед и внучек"; учить находить главную мысль в тесте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитывать уважение и сострадание к пожилым дюдям, родителям; учить учащихся соотносить смысл пословицы и прозоического произведения, пересказывать текст подробно, выборочно характеризовать героев рассказа на основе их поступков, авторского отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolstoy_staryy_ded_i_vnuchek.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   литературного   чтения

Тема  урока: Л. Н. Толстой «Старый  дед  и  внучек».

Цели  урока: познакомить  учащихся  с  биографией  Л. Н. Толстого, его  рассказом «Старый  дед  и  внучек»;учить  находить  главную  мысль  в  тексте, подтверждать  свои  суждения  цитатами  из  текста; воспитывать  уважение  и  сострадание  к  пожилым  людям, родителям.

Планируемые  результаты: учащиеся  должны  уметь  воспринимать  на  слух  художественные  произведения; соотносить  смысл  пословицы  и  прозаического  произведения; пересказывать  текст  подробно, выборочно; характеризовать  героев  рассказа  на  основе  анализа  их  поступков, авторского  отношения  к  ним.

Оборудование: портрет  Л.Н.Толстого, его  книги, карточки  с  пословицами  для  индивидуальной  работы, математические  веера, учебник «Литературное  чтение», презентация  по  теме  урока.

Ход   урока.

1.Организационный  момент.

(На  доске  изображения  человечков  с  разными  настроениями).

 -Посмотрите  внимательно  на  доску  и  выберите  того  человечка, который  вам  нравится  больше  всех.

-Почему  выбрали  именно  этого  человечка?

-Сегодня  мы  рассмотрим  очень  интересную  и  важную  тему, и, я  надеюсь, что  вы  будете  активно  работать, и  у  всех  вас  до  конца  урока  сохранится  прекрасное  настроение, как  у  одного  из  человечков. А  сейчас  посмотрите  друг  на  друга, улыбнитесь, подарите  свои  улыбки  гостям, улыбнитесь  мне. Улыбка  всегда  располагает  к  общению.

2.Проверка  домашнего  задания.

1).Игра «Сложи  название».

  На  доске  слова: Лебедь. Стрекоза. Рак. Щука. Муравей.

-Что  объединяет всех  этих  животных?

-Кто  автор  басен?

-Что  такое  басня?

-Дома  вы  готовили  выразительное  чтение  басни «Стрекоза  и  Муравей».

-Какие  пословицы  подойдут  к  этой  басне? Почему?

За  большим  погонишься- малое  потеряешь.

Поспешишь- людей  насмешишь.

Делу- время, а  потехе- час.

Лето  пролежишь-зимой  с  сумой  побежишь.

-Чему  учат  басни  Крылова?

3. Постановка  темы  и  цели  урока.

Сегодня  на  уроке  продолжим  знакомство  с  великими  людьми.

-Ребята, внимательно  посмотрите  на  доску  и  разгадайте  шифровку-анаграмму.

вле                                               231

чинивлкоае                               34786910521

отйлсот                                      2145763

Правильно, здесь  зашифровано  имя, отчество  и  фамилия  великого  русского  писателя  Льва  Николаевича  Толстого.

-Как  вы  думаете, что  мы  сегодня  будем  делать  на  уроке?

Слайд 1.-Сегодня  мы  познакомимся  с  басней «Старый  дед  и  внучек».

-А  что  такое  басня?

-Значит, если  мы  будем  читать  басню, то  обязательно  чему-то  научимся. Я  бы  хотела,  чтобы  в  конце  урока  вы  смогли  ответить  на  вопросы (запись  на  доске).

Я   почувствовал…

Я   задумался…

Я   понял

4. Изучение  нового  материала.

1). Рассказ  о  Л.Н.Толстом  с  использованием  мультимедийной  презентации.

-Сейчас  я  расскажу  вам  о  жизни  писателя. Слушайте  внимательно, будьте

готовы  ответить  на  мои  вопросы.

Слайд 2.  На  экране  вопросы.

а ) Где  жил  Л.Н.Толстой?

б ) Каким  он  был  человеком?

в ) Как  Толстой  помогал  детям  из  бедных  семей?

г ) О  чём  он  писал  в  своих  рассказах  для  детей?

-Прочитайте  вопросы  вслух  по  цепочке.

Слайд 3. –Перед  вами  портрет  Л.Н.Толстого, который  родился  в  1828 году,

почти  200 лет  назад.  Он  прожил  долгую  жизнь  и  написал  много  книг  для

детей   и  взрослых.

Слайд 4. Толстой  всё  время  трудился.  Он  пахал  землю,  косил  траву,  пилил

дрова,  строил  избы,  шил  сапоги. Лев  Николаевич  считал, что  всякий  труд

полезен  и  нужен.  Уважать  можно  того  человека, который  всю  жизнь  

трудился.

Слайд 5. Он  очень  долго  жил  в  своём  доме  в  Ясной  Поляне. Сейчас  там  

находится  музей, который  посещают  люди  всего  мира.

Слайд 6. В  соседней  деревне  он  устроил  школу  для  бедных  детей  и  стал  учить  

их  по  учебникам, которые  сам  написал. Он  много  времени  проводил  с  детьми.

Зимой  катался  с  ними  на  лыжах, санках, а  летом  ходил  с  ними  в  лес.

Слайд 6. –В  своих  небольших  рассказах  для  детей  он  пишет  о  сочувствии,

помощи  слабым, о  настоящей  дружбе, о  том, что  надо  делать  людям  добро, о  

необходимости  учиться  и  о  многом  другом.

2 ) Проверка  восприятия  материала.

Слайд 2 ( с  вопросами).

-Прочитайте  первый  вопрос, дайте  на  него  ответ.

Прочитайте  второй, третий  и  четвёртый  вопросы, дайте  на  них  ответы.

-Молодцы! Вы  были  внимательны, правильно  ответили  на  все  мои  вопросы.

3) Актулизация  знаний  учащихся.

-Л.Н.Толстой  в  своём  творчестве  очень  часто  обращался  к  мудрости  русского

народа, к  пословицам  и  поговоркам. Знание  пословиц  и  поговорок  обогащает  

нашу  речь. Сегодня  мы  прочитаем  три  пословицы. Все  они  объединены  одной

темой. Только  начало  и  конец  у  них  перепутаны. Возьмите  карточки, карандаши  

и  соедините  начало  и  конец  пословиц  так, чтобы  получились  верные

высказывания.

 Кто  родителей  почитает ,                 и  душа  на  месте.

Вся  семья  вместе ,                              чем  родная  матушка.                              

Нет  лучше  дружка ,                            тот  вовек  не  погибает.

-Посмотрите  на  экран. У  кого  не  так?

-Прочитайте  вслух  первую  пословицу, которая  у  вас  получилась. Что  значит

«почитает»? Как  вы  понимаете  смысл  этой  пословицы?

-Прочитайте  вторую, третью  пословицы. Объясните  их  смысл.

-Какой  темой  объединены  эти  пословицы?

4 ) Физкультминутка.

5 ) Словарная  работа.

Лоханка, невестка, слаживать, бранить.

6 ) Первичное  восприятие  текста.

-Послушайте  басню  Л.Н.Толстого «Старый  дед  и  внучек». Я  попрошу  вас  после  

прослушивания  подумать  и  продолжить  своими  словами  1 и  2  предложения,  

записанные  на  доске.

              Я   почувствовал …

              Я   задумался …

7 ) Проверка  первичного  восприятия  текста.

-Продолжи  первое  предложение , написанное  на  доске.

-Продолжи  второе  предложение.

5 .Структурный  анализ  текста.

1 ) Чтение  басни  про  себя.

-Прочитайте  басню  про  себя  и  подумайте, на  какие  две  смысловые  части  можно

её  разделить?

2 ) Чтение  басни  вслух  по  цепочке.

-На  сколько  частей  можно  разделить  басню? Докажи.

-Прочитайте  первую  часть  басни.

-Найдите  в  тексте  и  прочитайте, почему  деда  не  сажали  за  стол?

-Что  случилось  во  время  обеда  за  печкой?

-А  почему  дед  уронил  и  разбил  чашку?

-Прочитайте, что  сделала  невестка, когда  дед  разбил  чашку?

-Правильно  ли  поступила  невестка? Почему?

3 ) Чтение  и  анализ  второй  части.

-Зачем  Миша  делал  лохань?

-Прочитайте, почему  родители  Миши  заплакали?

-Как  после  этой  истории  стали  относиться  к  дедушке?

6. Логический  анализ  текста.

1 ) Определение  поучения  басни.

-Можно  ли  назвать  эту  басню  поучительной?

-Какова  идея  этого  произведения?

2 ) Определение  актуальности  басни.

-Это  произведение  было  написано  очень  давно.

-Скажите, а  может  ли  произойти  такая  история  в  наше  время?

-Есть  ли  в  вашей  семье  пожилые  люди? Расскажите, как  вы  к  ним  относитесь.

(Беседа  о  месячнике  пожилых  людей).

-В  одной  из  частей  домашнего  задания  я  попрошу  вас  написать  рассказ  о  своей  

семье, о  том, как  вы  заботитесь  о  своих  родных  и  близких. К  рассказу  можно  

будет  сделать  рисунок  или  приложить  фотографию.

Слайд.  (Пословицы ).

-Посмотрите  на  экран. Здесь  пословицы, которые  мы  с  вами  составили в  начале  

урока. Возьмите  веера  и  покажите  мне  номер  той  пословицы, которая  наиболее  

точно  отражает  идею  басни «Старый  дед  и  внучек».

-Молодцы, ребята! Я  согласна  с  вашим  выбором.

7. Сравнение  басен  И.А.Крылова  и  Л.Н.Толстого.

-Скажите,  с  какими  баснями  мы  познакомились  на  прошлых  уроках? Кто  их  

автор?

-Давайте  сравним  басню  Л.Н.Толстого  и  басни  И.А.Крылова. В  чём  их  различие?

-Что  в  них  общего?

8. Рефлексия.

-С  каким  произведением  познакомились  на  уроке?

-Кто  автор?

-Какие  новые  слова  узнали  на  уроке?

-Давайте  вернёмся  к  незаконченным  предложениям  на  доске. У  нас  осталась  

Ещё  одна  строка. Я  понял… Продолжите  это  предложение.

9. Домашнее  задание.

-Прочитать  сведения  о  Л.Н.Толстом  на  с.108  и  составить  три  вопроса  по  тексту.

Творческое  задание: написать  рассказ  о  своей  семье; о  том, как  вы  заботитесь  о  

своих  родных  и  близких;  к  рассказу  можно  сделать  рисунок  или  приложить  

фотографию.

-Благодарю  всех  ребят  за  активное  участие  на  уроке, присутствующих  гостей  за

добрую, милую  улыбку  и  поддержку.